Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра

Чтобы понять духовный смысл России, и не просто этой видимой всем страны, а святой Руси, обязательно нужно побывать хоть разок в Троице-Сергиевой лавре!
Это не просто монастырь, и не просто очень большой монастырь, а какой-то отпечаток древнего государства, мистический центр нашего мироздания, град святых из текстов Откровения Иоанна Богослова!
Этот мир, наполненный техникой, гаджетами, сетями, котировками,  почти не замечает параллельной реальности, что происходит за этими стенами, практически не слышит то уникальное Слово, что сохранили поколения монахов, которые подвизалися в этой обители.
И, конечно, преподобный Сергий – не просто игумен Лавры, но и всей нашей державы, включая загулявшую самостийную Украину, независимую Беларусь и даже далёкую Грузию!

 

                                                              Троице-Сергиева Лавра
Троице-Сергиева Лавра

 

******
Еще прохладно, пахнет из садиков цветами. От колокольни-Троицы сильный свет — видится все мне в розовом: кресты, подрагивающие блеском, церковки, главки, стены, блистающие стекла. И воздух кажется розовым, и призывающий звон, и небо. Или — это теперь мне видится... розовый свет от лавры?.. — розовый свет далекого?..

Розовая на мне рубашка, розоватый пиджак отца... просфора на железной вывеске, розовато-пшеничная — на розовом длинном доме, на просфорной; чистые длинные столы, вытертые до блеска белыми рукавами служек, груды пышных просфор на них, золотистых и розовато-бледных... белые узелки, в белых платочках девушки... вереницы гусиных перьев, которыми пишут на исподцах за упокой и за здравие, шорох и шелест их, теплый и пряный воздух, веющий от душистых квашней в просфорной... — все и доныне вижу, слышу и чувствую.

Розовые сучки на лавках и на столах, светлых, как просфоры; теплые доски пола, чистые, как холсты, с пятнами утреннего солнца, с отсветом колокольни-Троицы, с бледными крестовинами окошек; свежие лица девушек, тихих и ласковых, в ссунутых на глаза платочках, вымытые до лоска к празднику; чистые руки их, несущие бережно просвирки... добрые, робкие старушки, в лаптях, в дерюжке, бредущие ко святыням за сотни верст, чующие святое сердцем... — все и доныне вижу.                                         Троице-Сергиева Лавра             Троице-Сергиева Лавра
У золотого креста пьют воду богомольцы, звякают кружками на цепочках, мочат глаза и головы. Пьем и мы. Смотрим — везут расслабленного, самого того парня, которому отдал свои сапоги Федя. У парня руки лежат крестом, и на них, на чистой рубахе из холстины, как у покойника, — новенький образок угодника. И сапоги Федины в ногах! Приехали, целым-целы.
Старуха узнает нас и ахает, словно мы ей родные. Парень глядит на Федю и говорит чуть слышно:
— Сапоги твои... вот надену...
Глаза у него чистые, не гноятся. В народе кричат:
— Пустите, болящего привезли!
Старухе дают кружку с оборванной цепочкой. Она крестится ею на струящийся блеск креста, отпивает и прыскает на парня. Он тоже крестится. Все кричат:
— Глядите, расслабный-то ручку поднял, перекрестился!..
Велят поливать на ноги, и все принимаются поливать. Парень дергается и морщится и вдруг — начинает подниматься! Все кричат радостно:
— Гляди-ка, уж поднялся!.. ножками шевелит... здоровый!
Приподнимают парня, подсовывают под спину сено, хватают под руки, крестятся. И парень крестится, и сидит! Плачет над ним старуха. Все кричат, что чудо живое совершилось. Парень просит девчонку:
— Дунька, водицы испить...
Попить-то и не дали! Суют кружки, торопят:
— Пей, голубчик... три кружки зараз выпей!.. сейчас подымешься!..
Иные остерегают:
— Много-то не пей, не жадничай... вода дюже студеная, как бы не застудиться?..
Другие кричат настойчиво:
— Больше пей!.. святая вода, не простужает, кровь располирует!..
Горкин советует старухе:
— К мощам, мать, приложи... и будет тебе по вере.
И все говорят, что — будет! Помогают везти тележку, за нею идет народ, слышится визг колёсков.
У колокольни кто-то кричит под благовест:
— Эй, наши... замоскворецкие!..
Оказывается — от Спаса-в-Наливках диакон, которого встретили мы под Троицей. Теперь он благообразный, в лиловой рясе. И девочки все нарядные, как цветы. И певчие наши тут же. Все обнимаемся. Диакон машет на колокольню и восторгается:

— Что за глас! Сижу и слушаю, не могу оторваться... от младости так, когда еще в семинарии учился.
Говорят про колокола и певчие — все-то знают:
— Сейчас это "Корноухий" благовестит, маленький, тыща пудов всего. А по двунадесятым — "Царь-Колокол" ударяет, и на ногах тут не устоишь.
Диакон рассказывает, что после обедни и "Переспор" услышим: и колоколишка-то маленький, а все вот колокола забьет-накроет. Певчие хвалят "Лебедя":
— За "Славословием" -то вчера слыхали? Чистое серебро!
Диакон обещает сводить нас на колокольню — вот посвободней будет, — отец звонарь у него приятель, по всем-то ярусам проведет, покажет.
Надо спешить в собор.
Народу еще немного, за ранними отмолились. В соборе полутемно; только в узенькие оконца верха светят полоски солнца, и вспыхивают в них крыльями голубки. Кажется мне, что там небо, а здесь земля. В темных рядах иконостаса проблескивают искры, светятся золотые венчики. По стенам — древние святые, с строгими ликами. На крылосе вычитывают часы, чистый молодой голос сливается с пением у мощей:
Преподо-бный отче Се-ргие...
Моли Бога о на-ас!..
(«Богомолье»  Иван Шмелев).
******************************************************

                                                    вид на Лавру с северо-запада                                                 Троице-Сергиева Лавра

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г. На протяжении столетий Троице-Сергиева лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели прп. Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов; †1867) и Иннокентий (Вениаминов; †1879), а также сщмч. митр. Владимир (Богоявленский; †1918).

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около трех тысяч). Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни.

В 1744 г. монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митр. Московского Платона (Левшина; †1812). В XVIII-XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников.

С 1814 года на территории Троице-Сергиевой лавры располагается Московская духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах (XVII в.).

За алтарем Успенского собора с северной стороны похоронен И.С. Аксаков (†1886). На кладбище Черниговского скита похоронены К.Н. Леонтьев (†1891), В.В. Розанов (†1919) и другие известные деятели русской культуры.

В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. Возрождение обители началось в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

                                                    Троице-Сергиева Лавра                      Троице-Сергиева Лавра
ЛЕТОПИСЬ
Лаврская летопись. XIV век

1308 г.
По преданию, в этом году основан Покровский монастырь на Хотькове – старейший в Подмосковье.1

Амвросий (Орнатский), иеромонах. История Российской иерархии. М., 1815. Ч.VI. С. 600, 1103. 
1314 г.
Рождение преподобного Сергия в селе Варницы под Ростовом Великим в семье ростовских бояр Кирилла и Марии.2 
1329–1342 гг.
В указанные годы разными авторами датируется переселение из Ростова в «весь, глаголемую Радонеж» боярина Кирилла «с всем домом своим, и с всем родом своим»8
1337 г.
Пострижение, кончина и погребение родителей Варфоломея (преподобного Сергия) в Покровском монастыре на Хотькове.
Уход Варфоломея из Радонежского на Маковец. Основание родными братьями Варфоломеем и Стефаном Троицкой пустыни на Маковце.
Уход Стефана с Маковца в Москву, в Богоявленский монастырь, начало одинокого подвижничества преподобного Сергия в Троицкой пустыне на Маковце. По Борисову – в 1338–1389 гг.9
1340 г.
Март – кончина Великого князя Ивана Калиты и передача Радонежской волости в наследство его второй жене – княгине Ульяне.11
Начало 1340-х годов
Приход на Маковец новых насельников и превращение Троицкой пустыни в особножительный монастырь.12
1353–1354 гг.
Принятие преподобным Сергием Радонежским священнического сана в г. Переяславле-Залесском и введение в Троицком монастыре общежития.

             Троице-Сергиева Лавра      картина Васнецова                                    Троице-Сергиева Лавра

1355 г.
Осень – возвращение Митрополита Алексия из Константинополя.
Вручение посланцами константинопольского Патриарха Филофея грамоты и креста преподобному Сергию. Попытка введения общежития. По Голубинскому – в 1354 г.17
1355–1356 гг.
Удаление преподобного Сергия с Маковца в Махру и на Киржач. Встреча с преподобным Стефаном Махрищским, основание монастыря на Киржаче.18
1357 г.
Возвращение преподобного Сергия на Маковец. Приход к преподобному архимандрита Симона. Строительство на его вклад второй деревянной Троицкой церкви и перестройка всего монастыря. Окончательное введение общежития.                                                        Троице-Сергиева Лавра                      Троице-Сергиева Лавра

1350-е годы
В княжение (1354–1359) Ивана Ивановича (Красного) началось заселение окрестностей Троицкого монастыря крестьянами.21
1359 г.
Кончина Великого князя Ивана Красного, начало княжения Дмитрия Ивановича (Донского).22
1363 г.
Хождение преподобного Сергия в Ростов для примирения его с Москвой.
1365 г.
Мор в нижегородской, переяславской, московской и иных землях.24
Преподобный Сергий в составе посольства ходил в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу звать его на переговоры в Москву, закрытие церквей в Нижнем.25
1368 г.
1-й поход литовцев во главе с князем Ольгердом на Москву.27
1374 г.
Скончалась княгиня Ульяна – владетельница Радонежской волости. Переход волости к двоюродному брату московского князя Дмитрия Ивановича – князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому.
Хождение преподобного Сергия в Серпухов и основание монастыря Зачатия Богородицы (Высоцкий). По М. В. Толстому – в 1378 г.30
 « "Болезнь тяжка" » преподобному Сергию.
Ноябрь – преподобный Сергий крестит княжича Юрия – сына московского князя Дмитрия Ивановича.31
1378 г.
Встреча преподобного Сергия с Митрополитом Алексием и отказ принять митрополию.
12 февраля – кончина Митрополита Московского Алексия.32
Август – разгром татар на р. Воже.33 
1379 г.
Повелением князя Дмитрия Ивановича преподобный Сергий основал Успенский Дубенский монастырь на Стромыни, на юго-восток от Троицкого монастыря.
1 декабря – освящение Успенской церкви в Дубенском монастыре. По М. В. Толстому, монастырь основан в 1378 г.

Троице-Сергиева Лавра

1380 г.
18 августа – приезд князя Дмитрия Ивановича в Троицкий монастырь. Преподобный «молитвою вооружи» князя.
6 сентября – приход русской рати к устью Непрядвы, получение благословенной грамоты от преподобного Сергия.
8 сентября – битва на Куликовом поле.35
Преподобный Сергий и его участие в государственных делах по летописям Воскресенской и Суздальской. С. 3. Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982. Голубинский Е. Е. С. 61–64. Зайцев Б. С. 228–231. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. Толстой М. В. С. 174–176. Черепнин Л. В. С. 596–622.

1380–1381 гг.
Основание преподобным Сергием Успенского Дубенского на острову монастыря, на р. Дубенке, на северо-западе от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.36
1382 г.
Август – нашествие хана Тохтамыша на Москву.
Уход преподобного Сергия с братией в Тверь.37
1385 г.
По предположению Е. Е. Голубинского и М. В. Толстого в этом году произошло явление Богоматери преподобному Сергию. По предположению Б. Зайцева – между 1379– 1384 гг.
Май – кончина свидетеля явления – преподобного, Михея (по Клоссу – 6 мая 1386 г.).38
Основание преподобным Сергием Коломенского Голутвина монастыря.
Преподобный Сергий крестит княжича Петра – сына московского князя Дмитрия Ивановича. Ноябрь – преподобный Сергий ездил в Рязань для переговоров с князем Олегом о мире. Основание преподобным Сергием Голутвинского монастыря на обратном пути из Рязани.39
1389 г.
Май – преподобный Сергий присутствует при составлении князем Дмитрием Донским завещания, в котором Московское великое княжение передается старшему сыну Дмитрия Донского – Василию Дмитриевичу.
19 мая – кончина Великого князя Дмитрия Ивановича Донского.40
1390 г.
Благословение преподобным Стефаном Пермским преподобного Сергия Радонежского.41
1392 г.
25 сентября 1392 г. преставился преподобный Сергий Радонежский. Начало игуменства преподобного Саввы (1392–1398).42
1408 г.
Декабрь – нашествие хана Едигея.
Сожжение Троице-Сергиева монастыря полчищами Едигея.1
1410 г.
Кончина владетеля Радонежской волости князя Владимира Андреевича Серпуховского (Храброго), переход волости к его сыну Андрею Владимировичу, при котором село Радонежское превращается в столицу удельного Радонежского княжества.

                                         благословение князя Дмитрия Донского на битву                                 Троице-Сергиева Лавра

1412 г.
25 сентября – освящена новая деревянная Троицкая церковь, построенная игуменом Никоном взамен сожженной татарами в 1408 г. Произнесение Епифанием Премудрым похвального слова преподобному Сергию. Начало восстановления и расширения Троице-Сергиева монастыря.3
1417–1419 гг.
Епифаний Премудрый написал «Житие Сергия Радонежского ».4
1422 г.
5 июля – обретение святых мощей преподобного Сергия Радонежского.
Закладка белокаменного Троицкого собора.5
1423–1427 гг.
Преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный украшают Троицкий собор стенным писанием и иконами.6
1425 г.
Скончался от морового поветрия и погребен в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря владетель Радонежского княжества Андрей Владимирович.
Переход Радонежа к племяннику Андрея Владимировича – Василию Ярославичу Серпуховскому-Боровскому.
1426 г.
«Мор велик » в Твери, Дмитрове, Москве «и во всех градех русских и селех ».8
29 июня – в случившемся пожаре сгорела треть Троице-Сергиева монастыря.9
1 августа – нападение литовского князя Витовта на Северо-Западную Русь.10
1428 г.
17 ноября – кончина преподобного Никона Радонежского (по М. В. Толстому – в 1426 г.).11
Начало игуменства Саввы 2-го (1428–1432).

                                                         Праздник. Лавра,  фото конца 19 века                              Троице-Сергиева Лавра

1431 г.
15 августа – отъезд Великого московского князя Василия II в Орду за подтверждением ярлыка на великое княжение. Дипломатическая борьба за ярлык с князем Галицким и Звенигородским Юрием Дмитриевичем.13
1432 г.
Начало игуменства Зиновия (1432–1445).
29 июня – Василий II прибыл из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
25 сентября – приезд Василия II на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и начало традиции «государевых богомолий » к Троице.14
1433 г.
Март–апрель – попытка Василия II предотвратить войну с галицко-звенигородским князем Юрием Дмитриевичем путем переговоров.
Поражение Василия II в сражении на р. Клязьме (25 апреля). Вступление князя Юрия в Москву. Непризнание москвичами законности его правления. Возвращение Василия II в Москву и заключение мирного договора с князем Юрием.
1434 г.
20 марта – разгром Василия II князем Юрием в сражении у святителя Николая в ростовской земле.
20-е числа марта – встреча в Троицком монастыре врагов Василия II, князя Юрия Димитриевича и можайского князя Ивана Андреевича, начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II.
31 марта – взятие князем Юрием Димитриевичем Москвы после недельной осады.
6 июня – кончина галицкого князя Юрия Димитриевича.
Возвращение Василия II в Москву в качестве Великого князя.16
1435–1436 гг.
Великий князь Василий II, желая отвратить Новгород от союза с претендентом на великокняжеский стол князем Дмитровским и Звенигородским Василием Юрьевичем, обещал отступиться от своих новгородских вотчин: Бежецкого Верха, Ламского Волока и Вологды.17
В 1436 г. в Новгороде, на владычном дворе, поставлена первая церковь во имя Преподобного Сергия.18
1436 г.
Май – разгром, пленение и ослепление (21 мая) Василием II Василия Юрьевича Косого.19
1437 г.
Декабрь – основание Казанского ханства Улу-Мухаммедом.20
1438 г.
27 октября – проездом в свои переяславские владения Троицкий монастырь посетила Великая княгиня-мать Софья Витовтовна.

                                                         у святых ворот Лавры                                             Троице-Сергиева Лавра

1439 г.
Флорентийский Собор. Подписание московским Митрополитом Исидором унии.
3 июля – набег Улу-Мухаммеда на Москву и разорение ее окрестностей.
Лето–зима – Василий II живет в Переяславле и Ростове, «бе бо посады пождьжены от татар, и люди посечены, и смрад велик от них».22
1440 г.
22 января – рождение у Василия II сына Иоанна (будущего Иоанна III). Игумен Троице-Сергиева монастыря Зиновий крестил в Троицком соборе Троицкого монастыря княжича Иоанна Васильевича.24
1441 г.
19 марта – возвращение в Москву подписавшего Флорентийскую унию Митрополита Исидора. Осуждение Исидора на созванном Великим князем Василием II Соборе 1441 г. в Москве. Начало самостоятельности Русской Церкви и ее независимости от константинопольского Патриарха в избрании митрополитов Московских. Осень – поход Василия II на Углич против Димитрия Шемяки.26
1442 г.
Август – в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря стараниями игумена Зиновия (1432–1445) заключен мирный договор между Великим московским князем Василием II и его двоюродным братом – галицким князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой.27
1446 г.
13 февраля – пленение в Троице-Сергиевом монастыре Великого московского князя Василия II союзником Дмитрия Шемяки – можайским князем Иваном Андреевичем.
16 февраля – ослепление Василия II в Москве, в доме Дмитрия Шемяки.
Март – подтверждение Дмитрием Шемякой жалованных грамот Троицкому монастырю на его владения в Переяславле и Дмитрове.30
1447 г.
17 февраля – изгнав узурпатора Московского великокняжеского престола Дмитрия Шемяку из Углича и других городов, Василий II с перешедшими на его сторону войсками торжественно вступил в Москву, освобожденную несколько ранее от сторонников Шемяки.
1452 г.
6 января – в Троицкий монастырь с войском прибыл Василий II, направлявшийся в Ярославль против Дмитрия Шемяки.34
1521 г.
Вторжение на Русь полчищ крымского хана Мухаммед-Гирея.
Избавление Москвы от нашествия крымских татар заступничеством преподобных Сергия и Варлаама Хутынского.
Разорение татарами некоторых владений Троице-Сергиева монастыря.18
1523 г.
Конец июля – Василий III побывал в Троицком монастыре перед походом на Казань.19
1589 г.
26 января – учреждение патриаршества в России: Московский Митрополит получает титул Патриарха Московского и всея Руси.
5–10 февраля – в обители гостил константинопольский Патриарх Иеремия, который прибыл в Россию летом 1588 г., а 26 января рукоположил Митрополита Иова в Патриархи.79
1591 г.
15 мая – гибель в Угличе царевича Димитрия, сына Иоанна Грозного и наследника престола.
На праздник Пятидесятницы в Троице-Сергиев монастырь прибыл царь и Великий князь Федор Иоаннович.81Троице-Сергиева Лавра

ЛАВРА - ГДЕ НАХОДИТСЯ, КОНТАКТЫ
Почтовый адрес: 141300, Россия, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра 
Телефон для справок по общим вопросам: 
8 (496) 540-53-34 (круглосуточно) 
Телефоны для заказа экскурсий: 
8 (496) 540-57-21, 8 (910) 471-01-70

КАК ДОЕХАТЬ
Как добраться
1. Электричкой с Ярославского вокзала (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад. И поездами до ст. Александров или Балакирево. Они тоже останавливаются в Посаде.  
Подойдут электрички с отправлением в 7:28 - к поздней Литургии и 14:31, 14:37 - ко Всенощному бдению. Время в пути около полутора часов. Подробное расписание смотрите здесь. 
2. Автобусом №388 от метро «ВДНХ» до Сергиева Посада. Автобусы отъезжают каждый 10-15 минут. Время в пути без пробок час с небольшим. Расписание здесь.

От вокзала придется немного пройти пешком. Улица Сергиевская выведет вас к Блинной горе, с которой открывается традиционный вид на Лавру. Отсюда до монастыря – рукой подать. Нужно спуститься с горы, пройти по подземному переходу и оттуда – прямиком к Лавре! 
3. Личным автотранспортом. Советуем выехать пораньше: больше шансов припарковаться ближе к монастырю. Если вы добираетесь к нам из Москвы, вам нужно из центра выехать на Проспект Мира, затем - на Ярославское шоссе (трасса М8). Оно находится между проспектом Мира и платформой Северянин с одной стороны и 94-м км МКАД с другой. Через 45 километров будет поворот на Сергиев Посад (съезд с левой полосы по указателю "Сергиев Посад", дорога М8 уходит вправо). И через 10 километров вы в городе. Центральная улица - Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре. 
Круглосуточные парковки на проспекте Красной Армии
4. Парковки. 
Вокруг Лавры есть несколько удобных парковок. На проспекте Красной Армии, на подъезде к Лавре, напротив Памятника героям Великой Отечественной войны есть три огороженные охраняемые круглосуточные парковки, на ресепшене - видеокамера на парковку, за машинами ведется постоянное видеонаблюдение. От места стоянки до Лавры - 5 минут пешком.                                                  Троице-Сергиева ЛавраТроице-Сергиева Лавра

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
Если вы решили погостить в Сергиевом Посаде несколько дней, предлагаем остановиться в одной из лаврских гостиниц.
- Старая гостиница Лавры (проспект Красной Армии, д. 133) предоставляет на ваш выбор комфортные номера со всеми удобствами: одно-, двухместные и многоместные (трех- и четырехместные). 
Забронировать номер можно по телефонам: +7 (496) 549-9000, факс +7(496) 541-43-00. 
Адрес сайта: lavrahotel.ru 
-  Вознесенская гостиница (ул. Вознесенская, д. 3) предоставляет четырех-, шести- и восьмиместные номера с двухъярусными кроватями. Душ и туалет – на этаже.
 Телефоны службы бронирования:  8(496) 549-90-94, 8-916-641-69-09.

ЗАКАЗЫ ТРЕБ И СЛУЖБЫ
Перед службой в храмах Лавры можно подать записки о здравии и упокоении. Простые записки самостоятельно оставляются в предназначенных для этого корзинах, а заказные отдаются дежурному. На добровольное пожертвование во всех храмах Лавры можно заказать сорокоуст  – молитвенное поминовение человека в течение сорока дней.

Учитывая, что ежедневно в Лавру приезжает большое число паломников, просим проявить умеренность при написании записок. Едва ли будет правильным пытаться вместить на одной записке всех близких и дальних родственников вместе со всеми знакомыми. Лучше постараться выбрать 10 – 15 имён тех, кто прежде всего нуждается в вашей молитве.

Заказные молебны совершаются в крипте Успенского собора. Там же можно освятить привезенную с собой икону или нательный крест.

Для совершения таинств крещения, венчания, отпевания и других треб лучше обратиться в любой приписной к Лавре храм – поскольку традиционно в монастырях эти требы не совершаются. В непосредственной близости от Лавры находятся храмы Пятницкого подворья (по правую сторону при выходе из Лавры, пр-т Красной Армии, 127., тел. +7 (968) 717-25-41), а также храм св. апостолов Петра и Павла (за Каличьей башней, пр. 1-й Ударной Армии, 17, тел. (496) 547-36-45 ).

На Пятницком подворье, как и в храмах Лавры, богослужение совершается ежедневно. Вы можете подать поминовение на сорок дней (сорокоуст), или на более продолжительный срок – на полгода или же на год. Еженедельно по воскресным дням перед Божественной Литургией совершаются заказные молебны. Начало молебна – 8.00.

В храме св. апостолов Петра и Павла, который находится за стенами Лавры по адресу ул.1-й Ударной Армии, д. 17, можно заказать поминовение на "неусыпаемой псалтири" – когда чтение Псалтири в храме идёт постоянно и не прекращается ни днём, ни ночью. Подавать можно как за живых, так и за усопших.

Свечи и просфоры в храмах Лавры раздаются на пожертвование. Свечи о здравии нужно ставить на круглые подсвечники, об упокоении – на канон (квадратный низкий подсвечник у Распятия).

                                                               Троице-Сергиева ЛавраТроице-Сергиева Лавра

Расцвет Лавры
После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России[]). Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.

Елизавета Петровна часто посещала Лавру. Каждый её приезд сопровождался праздненством — фейерверками, пушечной стрельбой и пышными трапезами. Летом в монастыре проводились увеселения; за монастырскими стенами был выстроен пышный увеселительный дворец Корбуха, окружённый оранжереями и парком во французском стиле. Строительство развернулось и на территории самой обители. Ещё в 1738 году московскому архитектору Ивану Мичурину было поручено составить генеральный план монастырской территории. План был составлен и отправлен в Петербург, но был и утверждён лишь в 1740 году; вместе с планом пришёл и проект новой монастырской колокольни, разработанный придворным архитектором Шумахером. Петербугский архитектор предложил разместить колокольню в геометрическом центре главной площади. Однако Мичурин считал, что в этом месте колокольня окажется заслонена другими сооружениями и «от такова малова расстояния... народом видна много быть не может»; Мичурину удалось добиться переноса места строительства к северу. В 1741 году состоялась закладка колокольни; строительство растянулось почти на 30 лет и было завершено лишь в 1770 году. Для новой звонницы прямо на территории монастыря был отлит царь-колокол весом в 4065 пудов.

                                              Главная Колокольня в Лавре                                          Троице-Сергиева Лавра

Перестройке должны были подвергнуться многие сооружения Лавры; архитектурный стиль монастырских сооружений планировалось привести в соответствие вкусам середины XVIII века. В 1745 году был вычерчен альбом перестройки всей лаврской территории с подробным описанием построек монастыря. Ускорению перестройки способствовал сильный пожар, случившийся в 1746 году, который уничтожил все деревянные постройки монастыря. Началась глобальная реконструкция Лавры в соответветствии с альбомом 1745 года; работы продолжались до 1789 года. Новый облик монастырских сооружений напоминал внешнее убранство дворцов того времени[]. Здания были выкрашены в яркие тона, подчёркивавшие красоту белых и позолоченных лепных деталей. Под стать внешнему декору пышный облик получили интерьеры сооружений. Самую роскошную отделку обрели Царские чертоги (лепнина и живопись на потолке, наборный паркет, изразцовые печи, шёлковая обивка стен). Первоначальный декор многих старых зданий был утрачен; например, сооружения вдоль западной стены монастыря, в том чиле Больничные палаты, обрели единый фасад с одинаковыми окнами и галереей на столбах. Некоторые здания (в том числе кузница и оружейная палата) были разобраны[]. Архитектура ряда сооружений в альбоме была вычурна; контролировавшим перестройку архитекторам Ивану Мичурину и Дмитрию Ухтомскому удалось внести в проект ряд существенных изменений (например, было отменено решение о возведении над монастырскими зданиями двуъярусных фигурных крыш по голландскому образцу). Перестройка затронула и древние храмы обители; так, главы Троицкого собора и Духовской церкви были замены на луковичные, а сводчатую паперть Троицкого собора заменили высоким крыльцом. Главы большинства храмов позолотили. На территории Лавры появились мощёные белым камнем дорожки, а главная аллея — от Святых ворот до Троицкого собора — была украшена коваными решётками. Наконец, в 1792 году на главной площади был сооружён обелиск с медальонами, текст в которых повествует об истории монастыря; обелиск использовался как хронометр — на трёх его сторонах размещены солнечные часы.

 

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Мощи преподобного Сергия Радонежского             Троице-Сергиева Лавра

В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра стала одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий Радонежский). Значение Лавры как культурного центра также возрастало; в 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная академия, расположившаяся в здании Царских чертогов. В связи с размещением академии ряд зданий был перестроен, появились новые постройки, — всё это, по мнению некоторых исследователей, привело к нарушению целостности архитектурного комплекса.

Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.

 

Религиозная жизнь
Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.
В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указано, что главу преподобного Сергия Радонежского, сокрытую на период закрытия Лавры, вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил её в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года.. В воспоминаниях одного из очевидцев возрождения Лавры, протодиакона Сергия Боскина встречается много упоминаний об отце Иларионе, возглавившем вместе с архимандритом Гурием первые богослужения после 26-летнего отсутствия в обители монашеской жизни.
 По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, первый богослужебный возглас после открытия Лавры был сделан отцом Иларионом[].

                                                      Успенский собор, сень над Крестом                                   Троице-Сергиева Лавра

В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).
21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года.

В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой.

В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году).
15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов. В пещерном храме под Успенским собором погребены Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен (Извеков) († 1990).

 

Архитектура
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой Лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV—XIX вв. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения[]. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры находится под охраной ЮНЕСКО[].

 

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
Самое раннее сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах на месте деревянного одноимённого храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков (наиболее близкие по времени ссоружения — Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Собор построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Троицкий собор — четырёхстолпный храм с тремя апсидами и одной главой; белокаменные стены храма завершены полукружиями килевидных закомар, очертания которых повторяют два ряда расположенных выше кокошников. Храм увенчан башнеобразным барабаном с шлемовидным куполом[]. Стены собора выложены из блоков белого камня; единственным украшением фасада служат три ленты «плетёного» орнамента[]. Особенностью собора является несоответсвие членения фасадов организации внутреннего пространства (например, порталы размещены не по осям центральных закомар, барабан смещён в сторону алтаря); по мнению архитектора В. И. Балдина, строители пошли на нарушение архитектурного канона для создания наиболее удобного интерьера храма[].

Интерьер храма характеризуется единством пространства и выраженной устремлённостью вверх[]. Благодаря применению при строительстве оптических поправок, строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера (основные членения собора соотносятся между собой по высоте как 3:5:8, что соответствует пропорциям золотого сечения), крутой форме арок и сводов создаётся впечатление большей высоты в храме, нежели в реальности. Выше арок порталов стены имеют наклон внутрь, достигающий 45 см.

Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». В настоящее время иконостас собора состоит из пяти ярусов, причём 40 икон, размещённые в средних ярусах, сохранились со времён сооружения храма. Оригинальная стенопись собора не сохранилась; в 1635 году первоначальная стенопись была полностью сбита, а стенопись XVII века неоднократно поновлялась. При этом основные композиционные линии первоначальной росписи стен были сохранены мастерами, возобновлявшими стенопись собора в XVII веке. В 1949—1952 годах при попытке обнаружить фрагменты рублёвской стенописи в верхней части собора был раскрыт фрагмент стенописи XVII века площадью 650 м2; этот фрагмент был закреплён при реставрации, а несохранившиеся участки были дописаны в духе стенописи XVII века.

В интерьере собора важное место занимают киоты по сторонам подкупольных сводов (1835 год) и серебряная сень над ракой Сергия (1737 год). Сама рака, скрытая под сенью, тоже является крупным произведением русских чеканщиков; она выполнена в XVI веке по повелению Ивана IV. С юга к Троицкому собору примыкает бесстолпная одноглавая Никоновская церковь (1552), построенная над моглий преемника Сергия, игумена Никона. К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка (нынешняя — постройки 1783 года, нынешний облик получила после 1826 года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633).

                                                     Храм сошествия Святого Духа                                                 Троице-Сергиева Лавра

Сооружения XVI—XVII веков
Второй по возрасту лаврский храм  — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова. Завершается он невысокой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»). Храм декорирован богаче Троицкого собора; примечателен узорчатый фриз, покрытый поливными изразцами с цветной глазурью. Апсида храма украшена вертикальными жгутами-полуваликами, в верхней части соединёнными белокаменными гирляндам со вставками в форме «крабов» или «жучков». Стенопись храма выполнена в 1655 году.

План территории лавры с достопримечательностями
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто в 1559—1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Собор отличают лаконичность форм и простота декора стен, украшенных лишь характерным для владимиро-суздальского зодчества аркатурно-колончатым поясом. Лопатки, разделяющие северную и южную стену на доли, напоминают контрфорсы. Собор увенчан массивным пятиглавием. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы — царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой.

Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы[17]. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. Стенопись Успенского собора подчинена строгому канону и необычайно цельна; все картины объединяет общий цвет фона, спокойная сиренево-фиолетовая гамма рисунка. В XVIII веке собор был частично перестроен; так, купола были заменены на луковичные, расширены окна.

К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.). Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.). С восточной стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) строгановского направления стиля московского барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского.

Архитектуре церкви присущи черты многих строгановских построек: свободная трактовка классических форм, сложный барочный декор. Полуколонны делят стены четверика внизу на три части, а вверху на две. Церковь украшают также восьмигранные окна, обрамлённые резными белокаменными вставками. После пожара 1746 года, когда церковь сильно пострадала, внешнее убранство было восстановлено лишь частично, а декоративные элементы фасада покрыты сусальным золотом (впоследствии для стен был выбран единый красный цвет). В 1806 году четыре купола изначально пятиглавого храма были сняты.

Стены монастыря построены в XVI веке и надстроены в XVII веке; облик их почти не претерпел изменений до наших дней. Стены имеют три боевых яруса, с внешней стороны третьего яруса находится узкий парапет с вертикальными стрельцами; между стрельницами расположены отверстия навесных машикулей. Высокие угловые башни крепости, восьмигранные в плане, выложены в XVII веке на месте первоначальных башен. Остальные башни надстроены в XVII веке, они более низкие и прямоугольные в плане, в нижней своей части эти башни сохранили элементы башен XVI века. Примечательна архитектура угловой Уточьей башни; на восьмигранном основании башни во второй половине XVII века выстроена декоративная надстройка, которую венчает шпиль с каменной птицей. Краснокирпичная башня декорирована большим количеством белокаменных деталей[].

Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко[]. Это длинное (свыше 85 м) сооружение на высоком окружённом гульбищем подклете. Стены трапезной исключительно богато украшены: почти всю поверхность занимают узоры, полуколонки и картуши сложного рисунка. Мастера, создававшие внешнее убранство

Трапезной, выбрали для окраски здания яркие синие, жёлтые, зелёные и красные цвета. Размещённый на втором этаже зал трапезной площадью 500 м? предназначался для торжественных приёмов; он также обладает богатым декором. Зал перекрыт полуциркулярным сводом высотой почти 10 м, украшенным рельефными вставками с растительным орнаментом[]. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского.

 

Сооружения XVIII—XX веков
Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII веке. Это небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского. Другое сооружение XVIII века — восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним) — обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице[].

Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев, были полностью перестроены в 1778; они получили убранство в виде пилястр, картушей и фигурных наличников; балкон здания окружён изящной кованой решёткой. Архитектура Митрополичьих покоев, характерная для гражданских сооружений середины XVIII века, дошла до наших дней в неизменном виде[].

Примечательна была также архитектура построенного в конце XVIII века Конного двора. Это сооружение с мощными стенами и просторным внутренним двором, появившееся на берегу Белого пруда, напоминало средневековый замок. Башни по углам Конного двлоа были увенчаны высокими шпилями с изображениями всадников. По сторонам прямогуольного в плане двора размещались хозяйственные службы (конюшни, каретные сараи и др.). Первоначальный облик Конного двора не сохранился: сооружение подвергалось многочисленным перестройкам, в 1909 году был надстроен второй этаж[].

Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается[] одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши. Первоначальный проект, созданный придворным архитектором Иоганном Шумахером, предполагал сооружение трёхярусной колокольни напротив западного входа в Успенский собор.

Однако московский зодчий Иван Мичурин, курировавший строительство первые семь лет, изменил место сооружения колокольни. По мере строительства в петербургском проекте обнаруживались всё новые недочёты; в итоге проект был передан архитектору Дмитрию Ухтомскому. Ухтомский полностью переработал проект и решил сделать колокольню пятиярусной. Во фронтонах первого яруса архитектор предлагал разместить портреты русских царей, а у парапета — 32 скульптуры, прославляющие человеческие добродетели («Разум», «Верность», «Любовь к Отечеству» и др.).

Эту часть проекта реализовать не удалось, вместо скульптур на парапете были поставлены вазы. По окончании строительства колокольня стала одним из высочайших сооружений России своего времени (так, высота её вместе с крестом — 87,33 м — на 6 м превышает высоту колокольни Ивана Великого в Москве)[]. К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, а размещённый на втором ярусе Царь-колокол был на момент установки крупнейшим из действовавших в России колоколов. Бо?льшая часть колоколов была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т[]. В 1784 году на третьям ярусе колокольни были установлены часы с курантами, созданные тульским мастером Иваном Кобылиным. Часы исправно работали до 1905 года, когда монастырское руководство приняло решение заменить их более новыми. Рядом с колокольней находится обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.

В связи с переездом из Москвы в 1814 году Духовной академии некоторые здания были перестроены. Так, здание Царских чертогов утратило наружные лестницы, а для сообщения между этажами были пробиты своды. Появились и новые здания для нужд академии: больница, столовая, баня и библиотека; к зданию Царских чертогов были пристроен трёхэтажный учебный корпус[]. Крепостные стены и башни теперь тоже использовались под хозяйственные нужды: в них разместились мастерские и жилые помещения. При этом завершения башен из шатровых в сферические, бойницы были растёсаны в большие окна. Братские кельи лишились наружных галерей, местами были надстроены.

Древние лаврские соборы оказались скрыты новейшими пристройками. В результате многочисленных перестроек XIX века гармония архитектурного ансамбля монастырского комплекса была нарушена[]. С конца XIX века и в течение 20 лет[] архитектором Лавры был А. А. Латков. Им построены многочисленные здания[]: Странноприимный дом Лавры (1892), Больничный корпус (1890-е годы, ныне используется в качестве помещения Московской Духовной академии), а также Фабрика игрушек (Больница для заразных), (1894—1896), кузница конного двора (1890-е годы), жилой дом (Арендный дом Лавры) (1910—1914), торговые ряды Лавры (1902), торговые лавки Лавры (1894, 1906), Пафнутьев сад Лавры (нач. XX века).

 

Учебные заведения на территории монастыря
С 1742 года до начала XIX века на территории монастыря действовала Троицкая духовная семинария.
В 1814 году на базе московской Славяно-греко-латинской академии открылась Московская духовная академия, которая разместилась в здании «царских чертогов». В 1870 году в восточной части «чертогов» был устроен академический Покровский храм. В XIX веке вблизи «чертогов» для Московской Духовной академии с Церковно-археологическим кабинетом выстроили дополнительные корпуса (библиотечный и др.).
Исторические помещения Московской духовной академии с конца 1948 года занимают открывшиеся в 1946 году в Москве Московская духовная академия и Московская духовная семинария.
В середине 1980-х были построены новый актовый зал Академии и деревянный спальный корпус. Пожар 28 сентября 1986 года уничтожил последний, вызвал обрушение перекрытия актового зала и угрожал зданию «чертогов». Однако сооружения дореволюционной постройки удалось отстоять от огня. Жертвой пожара стало 5 воспитанников Московской духовной семинарии.

В числе слушателей академии нужно отметить известных философов В. С. Соловьёва и П. А. Флоренского.

 

Современная жизнь обители
Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. 
В их числе духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов).

Наместник Лавры — с 30 ноября 1988 года Феогност (Гузиков), ныне архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии, назначенный Указом священно-архимандрита Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Согласно Уставу Русской православной церкви, священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.
Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).
В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.

 

Скиты и подворья Троице-Сергиевой лавры
Гефсиманский скит
Пустынь Святого Параклита
Скит Киновия
Спасо-Вифанский монастырь
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
Черниговский скит
Церковь Святой Троицы (Антарктика)
Троицкое подворье — Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи дер. Солослово Горки-8 (Одинцовский район Московской области)

 

______________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Команда Кочующие

Сайт Лавры.

Летопись Лавры.

И.Шмелев "Богомолье"

сайт Википедия.

Паломнический центр Лавры.

Фотосайт.

 

Комментарии

аватар: Кэп

на всякий случай...

на всякий случай напомню, что св. кн. Дмитрий воевал именно с монгольским войском - 

тогда они назывались татарами, и, конечно, к современным татарам они никакого отношения не имеют.

Мало того, предки нынешних татар - булгары, смогли разбить монголов в 13-м веке в так называемой Бараньей битве  - это было уже после поражения русских войск на реке Калка.

Булгары предлагали и русским князьям вместе выступить против хана Батыя, понимая насколько сильна его орда...

Увы, раздробленность Руси не позволила этого сделать...

Налицо раздробленность Руси и ныне, чем пользуется общий враг, Украина и Беларусь, иные русские земли - ждут игумнов и святых князей, кто это всё соберет в одно целое!

аватар: Городской сумашедший

На всякий случай, напомню,

На всякий случай, напомню, что князь Дмитрий (Донской), будучи Монголом = Великим, т.е. Великим князем Моголистана = Владимирской Руси, воевал с татарами = казаками именно Булгарии = Нижегородско-Суздальского княжества = Мавераннахра. Во времена хана Батыя = Ивана Калиты (первая половина XIV в.) Булгарии ещё не было - она появится в 1350 г. Ныне раздробленности России нет. При всей симпатии к Украине и Белоруссии всё же следует признать, что исторически это не земли Святой Руси. К примеру, древний Киев стоял не на Днепре, а на Клязьме - это стольный град Владимир. Древний Чернигов - это Городец Мещерский = Новгород-на-Оке = современный Касимов.

аватар: Лоцман

Товарищ Капитан, а вы

Товарищ Капитан, а вы комментарии городских сумашедших выставляете типа поржать?

аватар: Кэп

можно...

можно поприкалываться, 

а можно и стереть - чудаков на свете хватает...

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru