Священная роща Луд Вараш

Особо среди удмуртов выделяются шошминские удмурты, которые относятся к завятским и расселены в долине реки Шошма (приток Вятки). В настоящее время это Балтасинский район Татарстана и Малмыжский район Кировской области. В недалеком прошлом шошминские удмурты жили также в Арском районе РТ. Одной из таких удмуртских деревень является Карек-Серма.

 

  ПРО УДМУРТСКИЙ НАРОД - ТУТ!

Аномальные зоны и загадочные места Удмуртии - тут!

СТАТЬЯ ПРО МИФОЛОГИЮ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЛУД - УДМУРТСКАЯ СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ТУТ!

МОЛЕЛЬНЫЕ ГОРЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!

 


Карек-Серма — селение в Балтасинском районе РТ (татар: д. Карык-Серма, удм: Туръя починка). Входит в состав Бурнакского СП. 
По преданиям деревня основана ещё в 16 веке, это были исконные территории удмуртов, но после захвата Иваном Грозным Казани – татары стали переселяться на север и восток Вятско-Камского региона, и постепенно вытесняли удмуртов (вотяков) за Вятку.
Карек-Серма стала упоминаться в архивах с 1678 года. В период с XVIII по 1-ю половину XIX века население деревни относилось к категории государственных крестьян. 
Деревня находится практически в самой северной точке Татарстана, в центральной части Балтасинского района. 
Расстояние до районного центра (посёлка городского типа Балтаси) — 14 км. Абсолютная высота — 170 метров над уровнем моря. Ближайшие населённые пункты — Пор-Кутеш, Средний Кушкет, Новая Гора.
В селении компактно проживают удмурты, в 2015 году около 115 человек.
 
В окрестностях деревни есть несколько священных рощ – луд – по-удмуртски.
Одна из таких рощ называется Луд Вараш – это священное удмуртское место, предназначенное для совершения молений годового цикла.
Как правило, народ ходил в три рощи, это были древние лесные массивы среди полей, там раньше росли толстые ели и сосны с лиственным подлеском.
В основном были родовые моления, но в каждый луд удмурты ходили в определенное время года: весной, летом или осенью, проводя свои языческие обряды.


Моления в рощах совершались практически до 50-х годов прошлого века, а потом ушли старики, и уже новое поколение перестало ходить в луды. Сейчас даже никто не вспомнит – когда и в какое время совершать эти обряды.
В роще Луд Вараш одно из центральных молений было посвящено верховному богу Инмару – небесному творцу. Ему в жертву полагалось принести хорошего годовалого бычка, обряд назывался по-удмуртски: вир каро вал – буквальный перевод:  ‘кровь пускали’  (т. е. приносили кровавую жертву). Также в последние времена в жертву приносили серебряные монетки, специально промытые в воде.

                                                                        шошминские удмурты на празднике                      
По свидетельству старожил:
Первое место моления Луд располагалось возле фермы. На том месте ничего не осталось, хотя этот участок не распахивали. 

 
Вторая роща -  Луд - находилась к югу от деревни, но в советское время рощу вырубили, а сам участок вспахали, располагался он в 500 метрах к югу от деревни.

После этого что бы не сажали тут – ничего нормально не росло, так этот участок земли и забросили. 

  

Третий Луд (Луд Вараш) находился к северо-западу от деревни. В этой роще (хотя она была главная) куалу не сделали, но этот участок огородили и провели два выхода – один для людей, а второй для скота – на жертву.
Последние моления в этом луде были уже после войны, ходили туда в основном старики. Особенно моления были, чтобы не было засухи, чтобы небо послало дождя, чтобы не было мора среди скота.
Молились в луде и во время войны, чтобы ушедшие солдаты вернулись домой живые.
По рассказам стариков: в Луд Вараш имелась площадка для общинных молений перед посевной, в середине лета (праздник солнцестояния, который потом перешел в день св. ап. Петра и Павла), основными праздниками были: Быдзым восяськон, Быдзым куриськон, Восяськон кыз, Восяськон инты, Нюлэскын восяськон.
Кроме общественной рощи были и семейные моления, для них могли устроить небольшую куалу, где обязательно имелся очаг, на котором готовили обрядовую кашу для того, чтобы задобрить духов и богов.
Даже после того, как местные жители перестали ходить в священные рощи, то все равно к ним относились с большим уважением. Часто пожилые люди заносили в такие луды кусочки свежего хлеба, стакан мёда, свечки, мелкие монетки. Такие табу они передавали молодежи, мол, ничего нельзя трогать в священных местах.
Был случай, когда директор школы построил около рощи баню, хотя его предупреждали, через какое-то время баня сгорела.


Также запрещалось собирать в таких рощах ягоды и грибы, и предупреждали, что в роще нельзя спать, может привидеться нечистая сила.
Одна женщина рассказывала, что в детстве её старший брат собирал орехи на опушке одной рощи, и потом долго болел, пока мать специально не сходила с дарами в эту рощу – потом уж хворь прошла.
  
Где находится, как добраться:
Дер. Карек-Серма, Балтасинский р-н, Республика Татарстан.
Координаты:
56.468264, 50.312573
Из Казани можно доехать по Арской дороге (Сибирский тракт),
Потом от Арска ехать на пос. Балтаси, оттуда еще 15 км.  до деревни.
Священные рощи показаны на карте.    
  Напоминаем, что при посещении рощи следует соблюдать правила приличия, ничего нельзя ломать и рубить, нельзя мусорить и распивать спиртные напитки, нельзя плохо себя вести.
  
  
____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Национальное объединение Вужмем.
Удмуртские населенные пункты в Татарстане.
Шутова Надежда Ивановна «Культовые места Среднекушкетской округи». 10.02.2015
Шутова Н. И. Материалы археолого-этнографической экспедиции в Балтасинский район Республики Татарстана в 2001 г. // РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2Н. Д. 1296. 33 л.
Фото Алексея Шмелева, Петра Абрамова.
История Балтасинского района РТ.
Семенов В. А. Отчет Удмуртской археологической экспедиции в 1969 г. (Мельничный) могильники, Чутайские I и II городища, Ореховский могильник) // Архив ИА РАН. Р-1. № 3872; РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 148. 95 л.
Группа деревни Вконтакте.
Татарская национальная энциклопедия.

 

ВложениеРазмер
Священная роща Луд Вараш51.02 КБ
Священная роща Луд Вараш78.12 КБ
Священная роща Луд Вараш48.22 КБ
шошминские удмурты84.78 КБ
Луд65.21 КБ
Священная роща Луд Вараш194.66 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru