Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край. Звениговский район Марий Эл

 

Следует указать, что территория, на которой ныне расположены Ошутьялы (а также Шигаково и  Озёрки) была заселена человеком уже в давние времена. Об этом, в частности, можно судить по материалам археологических раскопок  в окрестностях п. Красногорского (Ошутъяльская вторая и первая стоянки, Лушмаринский могильник, Агавайрем арка, Ташнурское, Ошутьяльское третье поселение). Археологи утверждают, что  бассейны рек Илети и Юшута были населены пермоязычными племенами азелинской культуры, которые и оставили эти памятники.

Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край

 

Так, в перечне археологических памятников РМЭ указано:

В 1978 г. Б.С. Соловьевым в среднем течении р. Илети зафиксировано три поздних марийских мольбища: Шарембальское, Челюскинское и Ошутьяльское I (на стыке деревень Нижние и Верхние Ошутьялы Ташнурского сельского совета Звениговского р-на РМЭ) [Соловьев Б.С. 1978. Отчет... Л. 6, 7].

В 1996 г. А.В. Михеевым было открыто Ошутьяльское II мольбище (к северу от старой части д. Ошутьялы Звениговского р-на РМЭ) и впервые предпринят подробный анализ структуры и обрядов, проводимых на мольбище. Им были выделены атрибуты жертвенника: высохшая ель, собака с черной шерстью, шкура черного барана, ветки можжевельника, расположение ям относительно старого дерева, способ умерщвления птиц и животных. Местные жители считали, что это место посвящено «божеству зла» Керемету [Михеев А.В. 1996. Отчет... Л. 5 - 8].

(Что интересно, именно собак с черной шерстью часто используют  некоторые оккультисты в своих обрядах).

 

(березовый лес, где расположена  священная роща Юмылтымаш куэрла)         

Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край

 

Также в отдельном каталоге памятников указано:

1. У дер. Ошутьялы. эпоха камня в 600 м к северу - северо- 0,2  - Поселение II западу от дер. Ошутьялы
Кожласолинского сельского поселения.

2. У дер. Ошутьялы. эпоха камня к востоку от южной части дер. 0,3  - Поселение III Ошутьялы  Кожласолинского сельского поселения, на дюне  левого берега р. Юшут.

Археологический памятник в долине реки Юшут

 

3. У дер. Озерки. неолит, V - VI в 2700 м к юго-востоку от дер. 0,3 - Стоянка IV вв. до н.э. Озерки Кожласолинского сельского поселения, на мысовидном выступе надпойменной террасы правого
берега р. Илеть.

4. У дер. Озерки. неолит в 2500 м к юго-востоку от дер. 0,2 - Стоянка IV IV вв. до н.э. Озерки Кожласолинского сельского поселения, на краю коренной террасы правого  берега р. Илеть.

Особенно комплексные археологические раскопки в течение  нескольких лет проводились на Устье Юшута, где находились древние поселения как пермских (азелинских) племен, так и предков мари, а также раскопки имели место на реке Юшут в 1 км. выше от Устья, практически рядом с, так называемой, долиной студеных гейзеров.

(река  Юшут  около  Ошутьял) 

Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край

 

Историческая справка:

После распада Золотой Орды образовалось несколько ханств: Ногайское, Астраханское, Сибирское и другие. На территории Казанского ханства образовались уезды. Марийцы жили в Царевококшайском, Царевосанчурском, Уржумском, Козьмодемьянском, Яранском, Кокшайском и Казанском. Наряду с уездами существовало деление на дороги, которые обозначали определенную местность. На Галицкой дороге Казанского уезда располагались волости, в числе которых упоминались:  Другая Мусмора, Мусмора, Третья Мусмора. Под названием Мушмара – подразумевались деревни Озерки, Шигаково и Кожла-Сола, жители которых были единоплеменниками – из рода Мушмарий.           

Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край

 

Деревни Ошутьялы, Шигаково, Шелангер, Керебеляк, Озерки, Кожла-Сола ранее были объединены общим названием Мушмарий. Считалось, что жители этих мест возделывали кудель. От слова "муш" — кудель, якобы, и возникло название этой местности. Это представление в Звениговском районе существовало многие десятилетия. Совершенно неожиданно в этом контексте в 1991 году прозвучало другое мнение — ученые назвали вышеупомянутое утверждение тополегендой. По их предположению топоним Мушмарий не имеет никакой связи со словом "муш" (кудель). Он возник из сложения двух слов: "Муш" — "Мус" — название реки и "мэрий", "мариец", то есть мушинские мари. Слово "муш" не марийское, этот гидроним можно сравнить с гидронимом на территории Литвы и Латвии — это река Муша (на территории Латвии — Муса).

 

Эта версия выглядит не совсем правдоподобной, так как было неясно – откуда в Литве появились мари. Однако было выяснено, что во времена Ивана Грозного горных мари переселяли на границу с Литвой, для заселения пограничных земель. В частности, в работах историках С.К.Свечникова (ГОУ ДПО (ПК) "Марийский институт образования") указано, что в  1525 г. – произошло открытие Нижегородской ярмарки,  было запрещено русским купцам торговать в Казани, и одновременно началось переселение приграничного (правобережного) марийского населения на русско-литовскую границу.

Поэтому эта версия  происхождения названия «мушмари» также может иметь место. Тем более, что косвенно это подтверждает встречающаяся в этих местах фамилия – Литвин, то есть из Литвы.

 

Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край

 

С самого детства мне казалось, что  деревня Ошутьялы располагается в самом лучшем месте в мире! Такое расположение деревни было предметом зависти у меня и моих друзей! Ещё бы – посудите сами: прямо под боком быстрая лесная речка Юшутка с глубокими омутами и бочажками. Эта река уже давно стала легендарной у всех  туристов-водников! Известна эта речка и у рыбаков.

Через ошутьяльский брод дорога выводит на дремучие склоны Катай-горы, а также дальше – на Керебеляк.  На Катай-горе были обильные места боровиков, моховиков, груздей и волнушек, и прочих вкусных грибов!  На Катай-горе также было много орешников - располагались они по старым вырубкам и просекам, и часто тянулись вдоль лесных дорог. Особенностью этих орешников было то, что они до сих пор мало известны и почти не посещаемы, даже до настоящего времени.

 

В лесах и перелесках между Ошутьялами и Кожлангером в конце лета очень много опят, а также встречаются заросли лещины.

В своё время своими ягодными богатствами славился Кугу Куп (Большое болото) – там были обширные черничные и клюквенные ягодники, а также много боровой дичи, но всё это пропало при осушении данных болот. Сейчас понемногу экосистема кугу Купа восстанавливается.

Однако часть ягодников сохранилась в лесах Марий Чодры на северной части Кугу Купа, а также на склонах Катай-горы в карстовых озерцах и болотцах.

 

(Ошутьялы  и  Катай-гора)    

 

Через Ошутьялы мы добирались до знаменитых Керебелякских озер: Тот-ер, Шуть-ер и Куж-ер! До  открытия Парка эти места славились  рыбалкой и охотой, а окрестные леса изобиловали грибными местами. Ещё лет 15-20 назад, когда у народа не было много машин,  в тех лесах были самые лучшие грибосборы! Например, двухведерный короб всего за пол часа заполнялся отборными белыми грибами (если был, конечно, подходящий год).

На полянках и прогалинах около Шуть-ера было видимо-невидимо груздей, рыжиков и волнушек!

Также через Ошутьялы вела хорошая дорога к глухому левобережью Илети – в сторону Берёзовой гривы, Арбайки, Тихого Плеса и Мушмаринских лугов. Эти места и ныне мало посещаются людьми, сейчас там восстанавливают свой ареал многие животные и птицы (после открытия Марий Чодры), а также есть места для любительской рыбалки.

Около Ошутьял есть две священные рощи и одно Кереметище (о чем писалось выше).                             

 

В древности через Ошутьялы проходила торная дорога (большак) под названием Лашман-корно (дорога для перевозчиков леса).  По историческим свидетельствам - для кораблестроения в районе марийской деревни Керебеляк рубили также дуб и вывозили его хлыстами по дороге на Озёрки.  Большие дубравы были в районе деревни Дубовка, что западнее Керебеляка (отчего она и получила такое название). Также могучие дубравы росли в пойме речки Тюмши, и якобы, от этого слова и произошло название речушки. По одной версии Тюмша называлась раньше Тумша, а это слово произошло от «тумо» - дуб.

Так как дуб нельзя было сплавлять по воде, его вывозили к Волге по суше - через деревни Ошутьялы и Озерки, Кужмару и село Красный Яр. Для перевозки деревьев у лашманов (люди, занимающиеся перевозкой леса) имелись особые большие, прочные и специально устроенные сани - дровни, в которые лошади впрягались парами. Для транспортировки леса отбирались самые сильные и выносливые крестьяне. Срубая могучий дуб и запрягая в него до 25 лошадей, лашманы тянули дерево по дороге на берег реки Юшут. А потом  через Ошутьялы и Озёрки везли дерево к волжским берегам (кстати, по этой дороге отступал к Волге и Пугачев со своим отрядом). Но так делали только с огромными дубами. А дубы среднего размера привозили от Ошутьял к Устью Юшута, где был Лушморский мост и специальные штабеля. Именно в этом месте начинался боновый (плотовой) сплав леса по Илети, так как река после Слития становилась широкой и глубокой, и во время весеннего половодья по ней можно было гнать плоты до Волги.

Привезенные дубы связывались в боны вместе с «легкими» деревьями, обычно с сосной, как правило: один дуб на один плот, поэтому, хотя дуб и тяжелее воды, но при такой технике удавалось сплавлять и дубовый лес, так как везти его на лошадях до Волги было очень дорого!

 

(Катай-гора  -  вид с крыши Санатория  Кленовая  гора - долина  Юшута - деревня  Ошутьялы)      

Катай-гора - вид с крыши Санатория Кленовая гора - долина Юшута - деревня Ошутьялы

 

Из преданий про Ошутьялы мне запомнился такой случай!

На вырубках у Катай-горы раньше было очень много малинников и малины, но там частенько встречались местные жители с хозяином леса – медведем. Были и достаточно неприятные моменты. Так, тётя Маруся рассказывала нам, как в малиннике встретила медвежонка, причем сперва его спутала со своим сыном, стала его звать, но когда поняла, что это зверь, то поспешила быстро убраться из этого места! А вот в другом случае, приключившимся с одной марийкой, убежать от медведя не удалось!

Рассказывали одну действительную историю про эти места, которая случилась много лет назад. Случилась эта история с одной марийкой из деревни Ошутьялы, которая как раз и пошла на эти вырубки: собирать малину, которой там было очень много. Когда она уже набрала полную плетенку, то вдруг увидела, что в малиннике копошится какой-то зверек: то ли собака, то ли барсук. Когда она подошла поближе, то увидела, что это настоящий медвежонок, который лакомится спелой ягодой. Ей бы в это время убежать куда подальше, так как рядом с медвежонком могла быть медведица, а эта марийка стала играться с медвежонком и даже начала угощать его малиной из своей корзинки.

   На это дело вышла медведица, которая бросилась на защиту своего дитя! Не успела женщина охнуть, как зверь подмял её. Слава Богу, марийка догадалась упасть на живот, закрыть руками голову и притвориться мёртвой. Может это, а может просто чудо, но медведица несколько раз процарапала лапами женщину, а потом побежала в чащу за медвежонком. Марийке удалось добраться до деревне, откуда её увезли в Красногорский госпиталь инвалидов ВОВ. На голове ей наложили несколько швов, к счастью, глаза повреждены не были, но был обезображен лоб, темя и щёки. Эта женщина всю жизнь потом носила платок почти до бровей, чтобы скрыть шрамы.

 

Другой реальный случай произошёл в Ошутьялах недавно – в августе 1995 года. Нашим соседом в Красногорске  был тракторист Мушмаринского ЛПХ - Б.Павлов.  Как-то рано утром мы с друзьями на велосипедах собрались ехать в те края, и он решил нас подбросить до Ошутьял, так как ехал туда, чтобы вывозить брёвна. Мы загрузили велосипеды в тракторный кузов, сами залезли туда, и с ветерком прокатились до деревни! Какое же наше было удивление, когда мы увидели, что работники Мушмаринского МЛХ начали вырубать березовую рощу, что находилась рядом с Нижними Ошутьялами. Мы знали, что в этой роще раньше проводились моления, правда тогда ещё достаточно  туманно, но сама роща была чистой и светлой, как настоящий зал огромного дворца!

Раньше Ошутьяльский березняк был большой и похожий на красивый березняк у станции Илеть (его видно из поезда)! Но в уже в советские времена  большую часть березняка вырубили под расширение полей с/х «Кожласолинский».  Осталась, может быть, треть этой рощи, но тогда не тронули марийского святилища в ней, хотя ходили и молились там тайком и очень малым количеством людей. А сейчас рощу старались вырубить полностью, и нам было по настоящему жаль этот березовый лесок. Да мы и не совсем понимали – какой прок от берёзового мелколесья, может быть на дрова или на мётла? Но вокруг сколько угодно леса, и достаточно много берёзы, которую можно заготовить и не уничтожать березняка…

Долго мы там не задержались и уехали на Катай-гору за грибами. Но через несколько дней случилось такое: тот тракторист, что увез нас в деревню (кстати, мари),  поздно вечером где-то задержался, хорошо выпил, и добрался до дома поздней ночью. Сел на крыльцо дома, заснул, и утром не проснулся – умер от остановки сердца. Врачи потом сказали, мол, отравление  алкогольным суррогатом, в начале 90-х много людей травилось поддельным спиртом и водкой. Было ли это случайностью или это наказание за осквернение древнего кюсото? Верующие говорят однозначно - наказание за вырубку священного места.

 

 (березовый лес, где расположена  священная роща Юмылтымаш куэрла)             

 

В тот год был очень хороший урожай на грибы! И мы потом часто проезжали мимо рощи, к счастью, вырубку в ней остановили, и она сохранилась до сегодняшнего дня, хотя и в уменьшенном размере.

Больше несчастных случаев с теми работниками, что вырубали рощу, не случилось - может потому что они не пили суррогатную водку.

Примечательно, что от одной марийки мы услыхали то, что при вырубке священных рощ (и деревьев) больше всего несчастий падает именно на марийцев! Если рощу по незнанию рубят русские, татары или чуваши, то они даже могут совершенно не пострадать от неосознанных действий, или пострадать незначительно. Обычно в этих случаях глохнет техника, ломаются трактора и бензопилы, люди ощущают безотчетное чувство тревоги. Но вот если рощу рубят сами мари, и особенно те, кто знает, что тут проводились когда-то моления, то их могут наказать «на полную катушку»!  Вероятно, здесь действует особый закон, когда проклятие падает больше на того, кто по роду своему должен был оберегать эти рощи и леса от разорения!

 

(лес около верхних Ошутьял, где расположена  еще одна  священная  роща)            

 

Из истории известно, что  на месте Ошутьял раньше было 2 деревни: Верхние Ошутъялы и Нижние Ошутьялы, которые были объединены в 1956 году.

Далее краткая история этих обеих деревень!

 

Деревня НИЖНИЕ ОШУТЬЯЛЫ (МУШМАРИЙ, УЛЫЛ ЮШУТ ЯЛ, ЮШУТ)

 

Не существующая ныне марийская деревня Нижние Ошутъялы находилась в 6 км от административного центра сельской администрации — села Кожласола, в 74 верстах от губернского города Казани и в 69 верстах от уездного города Царевококшайска, до почтового и телеграфного отделений было 69 верст, до волостного правления — 74, до квартиры врача — 6, до квартиры ветврача — 34, до участка земского начальника — 69.

В 1878 году в выселке Нижние Ошутьялы было 20 домов, в которых проживали 127 человек. В 1902 году числилось 26 дворов, 75 жителей и 21 одноконная подвода.

В 1910 году работала водяная мельница Степана Васильевича Шеландина. В 1914 году торговое предприятие Григория Данилова занималось бакалейной торговлей.                                                                       

Катай-гора и деревня Ошутьялы - вид с западной стороны

 

В 1914 году открылось Нижнеошутьяльское одноклассное земское училище, где работала молодая учительница Евдокия Николаевна Бабушкина, выпускница Царевококшайской гимназии с педагогическим уклоном. В деревне Озерки проживала ее бабушка, у которой учительница и поселилась. Школа размещалась в пятистенном доме Федоровича (так все называли хозяина дома). Поскольку Евдокия Николаевна была русской и марийским языком не владела, первое время ей переводила местная девушка. Через год она сама уже хорошо говорила по-марийски.

В 1917 году в деревне Нижние Ошутъялы Большешигаковской волости проживали 200 человек, из них мари — 197, русских — 3. В 1922 году в 38 хозяйствах деревни Нижние Ошутъялы Большешигаковской волости Краснококшайского кантона проживали 180 человек, в 1923 году — 201, в 1926 году — 185. В том же году здесь работала лесозаготовительная трудовая артель. В 1927 году земельное общество деревни включало 37 дворов, 195 едоков.

Деревня Ошутьялы – река Юшут – Мушмаринский край

 

В 1931 году вместе с крестьянами деревень Верхние Ошутъялы и Нижние Ошутъялы организовали колхоз "Ушут пасу". В 1933 году в колхоз входило 73 двора, 308 едоков, из них 136 трудоспособных. За колхозом закрепили 555 га земли, в том числе пашни — 468 га, огородов — 28,7 га, сенокосов — 2,27 га. Обобществлено 49 лошадей и 12 коров. Из инвентаря в колхозе имелись 26 плугов, 7 железных борон, конный культиватор, сеялка, 3 самосброски, сенокосилка, сортировка, 3 веялки, 2 соломорезки, 3 конные молотилки, 2 одноконных хода, 46 телег. На трудодень в 1933 году приходилось зерном — 4,7 кг, прочими продуктами — на 0,17 руб., деньгами — 0,69 руб. В 1940 году в колхоз входило 75 дворов, 283 человека, из них трудоспособных 178 человек. По Государственному акту на вечное пользование землей от 11 сентября 1936 года за колхозом закрепили 606 га земли, в фактическом пользовании находилось 520 га, из них пашни — 471 га. В колхозе имелось 49 голов крупного рогатого скота, 8 свиней, 47 овец, 51 лошадь, 132 головы птицы, 131 пчелосемья. Из инвентаря числились молотилка, сенокосилка, 2 жатки, 20 плугов, культиватор, 3 бороны, 2 веялки, 2 соломорезки, 21 повозка, 41 сани. Из хозяйственных построек здесь имелись 4 конюшни, коровник, 2 телятника, свинарник, 4 овчарни, 4 зернохранилища, картофелехранилище, 3 овина, крытый ток, 2 силосные башни. На 1 трудодень в 1940 году начислялось зерном — 0,5 кг, картофелем — 0,34 кг, соломой — 3 кг, деньгами — 0,25 руб. Председателем работал Никита Александрович Забохин. Радио появилось в 1944 году, телефон — в 1960 году, первый телевизор — в 1965 году.

Вокруг деревни растет смешанный лес, неподалеку священная роща Юмылтымаш куэрла. Возле деревни находятся овраги Темзан корем, Кугу корем, Демин курык, а также болота Ласка куп, Вичкыж онтыр.

В августе 1965 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР деревня Нижние Ошутъялы была объединена с деревней Верхние Ошутьялы. Объединенную деревню назвали деревней Ошутъялы.

                                  

 (праздничная  поляна  на  берегу  Юшута)                    

 

Деревня ВЕРХНИЕ ОШУТЬЯЛЫ (УШУТТУР, ОШЫТЪЯЛ, МУШМАРИЙ)

Не существующая ныне деревня, располагалась в 6 км к северо-востоку от административного центра сельской администрации — села Кожласола. По-марийски называется Ушуттур.

Деревня Верхние Ошутьялы располагалась в 75 верстах от губернского города Казани и в 67 верстах от уездного города Царевококшайска, до почтового и телеграфного отделений от нее 67 верст, до волостного правления — 75, до квартиры врача — 5, до квартиры ветврача — 35, до участка земского начальника — 67. В 1878 году в деревне было 16 домов, в них проживали 88 человек. В 1900 году близ селения работала водяная мукомольная мельница, принадлежавшая писарю из крестьян Василию Алексеевичу Иванову. В 1914 году работало торговое предприятие по продаже бакалейных товаров, принадлежащее Василию Кузьмичу Корюкину.

В 1902 году было 23 двора, 70 жителей и 20 одноконных подвод.

К 1917 году количество жителей в деревне достигло 148 человек, к 1933 году — 179 человек. В 1921 году из-за сильной засухи и неурожая, а также лесных пожаров в окрестных деревнях был голод. В Марийском крае голодало 300 тысяч человек — три четверти населения. Люди питались корой деревьев, лебедой, желудями.

В 1923 году в деревне Верхние Ошутьялы Большешигаковской волости Краснококшайского кантона в 31 дворе проживали 157 жителей, а в 1926 году — 161.

В 1931 году образован колхоз "Ушут пасу". В 1933 году насчитывалось 179 жителей.

19 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета МАССР деревни Верхние Ошутьялы и Нижние Ошутьялы объединили. Появился населенный пункт деревня Ошутъялы.

В 2001 году в деревне насчитывалось 68 дворов. 47 семей держали корову, 3 — свиней, 10 — овец, на многих подворьях имелась птица. Многие семьи занимались вязанием метелок. Питьевую воду жители деревни брали из колонки. Наиболее распространенные фамилии — Федоровы, Александровы, Заботины.                                                              

 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ:

  • https://www.12rus.ru/
  • https://www.marlaws.ru/

Комментарии

А может это Овда?

СЛУЧАЙ КОТОРЫЙ ПРИСЛАЛА ЕЛЕНА ДОЛГОВА:

Здравствуй­те. Со мной произошел странный случай. Мы были в гостях в селе Ошутъялы
Звениговск­ий район, республика­ Марий Эл, Брат моего мужа купили в этом селе дом года три назад.
Часть старых построек решили оставить на прежнем месте, обновив и заменив трухлявые бревна.
Жилая изба уже давно была готова к проживанию­ - стены обновили, печь подправили­, стены и потолки 
покрасили. Как бы всё хорошо, только спать они там не могли, почему-то сна не было.
Как-то в разговоре,­ я посоветова­ла, чтобы они почистили избу свечой и молитвами. Ритуал
был проведен и результат - хороший сон.
Мы хорошо провели день, катались на снегоходе,­ прогулялис­ь к Юшуту пешком. Перед сном
я вышла на задний двор до туалета, прошла обратно до построек, закрыла задвижку на задний двор,
прошла до двора и решила взять левее, так как там было много наледи от капели с крыши, и больше 
ничего не помню. Очнулась, стою перед крыльцом, рядом две машины и снегоход. Я ничего не понимаю,
где я и кто я, что за машины, чей дом, украли меня, кто в доме -друзья или враги. Полный провал в памяти.
На крыльцо вышел муж и я сразу его узнала, он повел меня в дом, у меня началась истерика радости, что
я не в плену и страха за то, что со мной произошло. На лице сбоку под глазом у меня торчала огромная, 
с кулак, шишка. Джинсы и куртка были грязными. Фонарик налобный отлетел. Я подумала. что я упала, 
но я ничего не помню до сих пор, как я падала, вставала. Меня успокоили,­ оказали помощь.
На следующий день в травмпункт­е меня настойчиво­ спрашивали­, кто меня ударил, так как у меня 
распухла половина лица и глаз покрылся синяком, а ссадин от падения не было. 
А я и до сих пор думаю, кто же меня ударил, ведь там никого не было. Мне кажется, что это месть
домового, которого изгнали из жилой избы. Но как???
А может это Овда? Она ударила меня, лишила меня памяти и отняла энергию, отправила на 10 дней
по больничном­у листу. Мистика какая-то.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.