Катай-гора - лесное урочище и грибные места
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Катай-гора и деревня Ошутьялы - вид с западной стороны
В отличие от своей соседки – Кленовой горы, Катай-гора всегда была безлюдным и глухим местом. И если за один пеший день на «Кленовке» можно встретить людей, машин, туристов, то на Катай-горе частенько вместо людей встречаешь только белку или зайца.
Катай-гора – это западная часть Керебелякского нагорья, которая состоит из двух основных гор (протяжённых холмов), включая также и восточную часть (вторую гору) – Петушиную гору (Агытан-курык), где располагаются Керебеляк и Филипп-сола. Эти две горы отлично видны со смотровой площадки на Шунгалтане, если посмотреть на север и северо-запад.
(Катай-гора - вид с Кленовой горы - с Шунгалтана)
В отличие от Петушиной горы - Катай-гора не имеет населенных пунктов, и полностью покрыта лесом. На ней располагаются две пасеки, причем одна пасека стоит в очень живописном месте, где красивый склон горы, смешанный лес и родничок.
С запада Катай-гору обтекает легендарная у туристов река Юшут, в которую в этих местах впадает речка Тюмша, а на живописном берегу Юшута расположилась деревня Ошутьялы, где из её центральной части дорога выводит на брод и пешеходный мост через Юшут. По ней дорога выводит на дремучие склоны Катай-горы, а также дальше – на Керебеляк. Перед мостом, почти в деревне, расположен красивый и крутой речной обрыв – яр, с которого осматривается панорама междуречья Илети и Юшута, а также видны склоны Кленовой и Катай-горы.
С севера Гору ограничивает Моркинское шоссе, идущее из Шелангера (а также речка Тюмша). С юга от Катай-горы расположилось урочище Кугу-куп, про которое мы уже писали, и которое снова зарастает лесом и заболачивается.
(отроги Катай-горы - вид с Керебелякской вышки на юго-запад)
На востоке Катай-гора соединяется с Петушиной горой своеобразной седловиной, где расположен густой и разнообразный лес, примерно тут проходит граница заповедника «Марий Чодра», а также тут из источников рождается речка Арбайка, которая протекает через систему озер Малый и Большой Тот-ер, где множество бобровых плотин, пробирается через Кугу-куп, протекает мимо Татарской мельницы, и далее впадает в Илеть в районе Березовой гривы.
Как только в детстве у меня появился свой велосипед, то я ездил на эту Гору с друзьями для сбора орехов и грибов. Дорога казалась долгой, и пролегала через Озерки и Ошутьялы, но только стоило доехать до Катай-горы, как грибосбор был обеспечен! На горе были места боровиков, моховиков, груздей и волнушек, и прочих вкусных грибов! Эту гору мы сокращённо называли «Катайка».
Особо выделялись поездки за орехами. На Катай-горе не было таких крупных орешников, как, например, на Сталинских лугах (Кленовая гора), но их было много. Располагались они по старым вырубкам и просекам, и часто тянулись вдоль лесных дорог. Особенностью этих орешников было то, что они до сих пор мало известны и почти не посещаемы, даже до настоящего времени.
(склоны Катай-горы - граница ГПНП Марий Чодра)
Сохранились 2 предания о названии Катай-горы.
По первому преданию один мужик ехал на перегруженной телеге, а когда стал подниматься по крутому склону горы, то либо лошадь не выдержала и стала скользить вниз по глинистому участку, либо треснули старые оглобли – и телега сама покатилась вниз и опрокинулась. В общем, по этому поводу мужик закричал:
- Катай гора! Всё с себя катает!
(Катай-гора и долина реки Юшут - вид от деревни Яктер-Любал)
Второе предание относится к лесозаготовкам на Катай-горе, надо сказать, что велись они ещё с екатерининских времен. Лес рубили в основном в зимнее время, в это время было удобно транспортировать тяжелые бревна, не было комаров, замерзали болота, и крестьяне не были заняты на сельхозработах. Вся Катайка была покрыта девственными дремучими борами, особо ценились стройные и высокие ели и пихты. Есть исторические свидетельства, что там встречались пихты высотой до 50 метров. А в Лесной Энциклопедии я как-то прочитал, что на территории России встречались пихты и до 70 метров!
Так вот, поскольку техники в те времена не было, то срубленные бревна скатывали по западному склону Катай-горы к берегам Юшута. Для этого зимой делались широкие просеки, укатывался снег, и уже по накату бревно толкали вниз. Далее бревна волокли с помощью тягловой силы (что также удобно было делать только в зимнее время, ибо этому способствовал снег), складывали в штабели у Юшута и ждали весны. Весной же лес сплавляли по полой воде в Илеть, а затем в Волгу.
От слова «катать» и произошло название Катай-горы, мол, с неё катают лес.
Ещё до 90-х годов прошлого века у местных жителей сохранялись названия мест у реки Юшут, как, например: первый штабель, второй штабель… То есть места складирования готового бревна.
Сейчас, вероятно, это ушло в историю, просеки те давно заросли, вырубки засажены молодняком или поросли орешником и березой, лишь остатки плотин на Юшуте напоминают о бывшем лесосплаве на этой известной речке!
При скудности и малости земельных участков – лесозаготовки и продажа леса была очень важным подспорьем в жизни местных крестьян. Таких работников называли тут лашманами. От Керебеляка к Илети (к Старому Керебелякскому мосту) ведет торная дорога, по которой также возили лес – она до сих пор зовется у мари: Лашман-корно (Лашманская дорога).
(северные склоны Катай-горы - долина Юшута - вид от деревни Шигаково)
Есть на горе и ягоды, особенно много брусники в борах, есть и клюква в маленьких провальных озерах и болотцах, что цепочкой стоят у подножья Катай-горы. Самые большие из них – это карстовые озера Сосновое (Якте-ер) и Зеленое (Ужаргер) – фото по ним можно посмотреть на нашем сайте.
На вырубках раньше было очень много малинников и малины, но там частенько встречались местные жители с хозяином леса – медведем. Были и достаточно неприятные моменты. Так, наша соседка, тётя Маруся рассказывала нам, как в малиннике встретила медвежонка, причем сперва его спутала со своим сыном, стала его звать, но когда поняла, что это зверь, то поспешила быстро убраться из этого места! А вот в другом случае, приключившимся с одной марийкой, убежать от медведя не удалось!
Случилась эта история с одной марийкой из деревни Ошутьялы, которая как раз и пошла на эти вырубки: собирать малину, которой там было очень много. Когда она уже набрала полную плетенку, то вдруг увидела, что в малиннике копошится какой-то зверек: то ли собака, то ли барсук. Когда она подошла поближе, то увидела, что это настоящий медвежонок, который лакомится спелой ягодой. Ей бы в это время убежать куда подальше, так как рядом с медвежонком могла быть медведица, а эта марийка стала играться с медвежонком и даже начала угощать его малиной из своей корзинки.
На это дело вышла медведица, которая бросилась на защиту своего дитя! Не успела женщина охнуть, как зверь подмял её. Слава Богу, марийка догадалась упасть на живот, закрыть руками голову и притвориться мёртвой. Может это, а может просто чудо, но медведица несколько раз процарапала лапами женщину, а потом побежала в чащу за медвежонком. Марийке удалось добраться до деревне, откуда её увезли в Красногорский госпиталь инвалидов ВОВ. На голове ей наложили несколько швов, к счастью, глаза повреждены не были, но был обезображен лоб, темя и щёки. Эта женщина всю жизнь потом носила платок почти до бровей, чтобы скрыть шрамы.
Я был в классе 6-ом, когда мы с матерью ходили весной покупать картошку в деревню Озёрки, и вот там встретили эту женщину, которая попалась в лапы медведице, после чего мать и рассказала мне эту историю.
Предметом особых рассказов про Катай-гору является обитание на ней настоящих диких пчёл. Наличие на вырубках и в пойме Юшута таких медоносов, как тальник, верба, липа, орешник – позволяли собирать здесь мед в больших количествах. Также известно, что в момент «цветения» сосны и ели дикие пчелы также собирают эту пыльцу и производят особый таёжный мёд! Мёд этот горьковат, но обладает очень полезными свойствами для здоровья. Именно по этой причине в России всегда ценился по качеству башкирский мед, собранный в уральской тайге, он считался очень целебным и живительным!
ГПНП Марий Чодра - рядом с озером Тот-ер - Кочующие
К Катай-горе также относятся последние упоминания про бортничество в наших местах! Я помню, что в Красногорской школе в 70-х годах еще сохранялись выцветшие черно-белые фото довоенной поры, где двое мари вскрывают такую борть, окуривая её гнилушкой. Позднее бортничество переросло в пчеловодство, но многие пчеловоды всегда держали в своём хозяйстве две-три семьи диких пчел! Они, хотя и приносили меньше мёда, чем домашние пчёлы, но именно их мёд был настоящим «природным» эликсиром здоровья! По своим целебным качествам он намного превосходил мёд домашних пчёл и, как правило, не продавался на сторону, а использовался в своей семье. А если и продавался, то по очень дорогой цене. Соответственно, высоко ценились прополис, воск и перга диких пчел. Также дикие пчёлы реже болели, легко переносили морозные зимы и капризы природы. Многие пасечники скрещивали домашних и диких пчёл, пытаясь вывести породу, которая сочетала бы в себе полезные свойства обоих видов.
(Катай-гора - вид с крыши Санатория Кленовая гора - долина Юшута)
Как мне рассказывал Красногорский пасечник-любитель В.Камелин: до наших пор у местных мари был особый способ приваживания диких пчёл. Сперва надо было найти гнездо дикой пчелы, для этого на просторной полянке выставлялась чаша с водой, где был растворен мёд. На опушке с биноклем в руках сидел наблюдатель, который примечал прилетающую пчелу, и замечал то направление, куда она улетала, когда наедалась сиропа. Чаша постепенно переносилась по направлению лета пчелы, и так, человек добирался до дупла, где обитали дикие пчёлы. После этого, соответственно экипировавшись и подготовившись, пчеловоды вынимали матку из дупла и переносили её в рядом установленный улей (или борть). Соответственно вслед за царицей весь рой переселялся в новое жильё, где для них также был готов сладкий сироп. А уже затем эту борть относили на пасеку, где она целый год хранилась в особом месте, в тот год мёд у дикого роя не забирался.
(Катай-гора - вид с крыши Санатория Кленовая гора - долина Юшута - деревня Ошутьялы)
Понятно, что свою дань с диких пчел (а также и с человека) забирал косолапый, который караулил пчелиные гнёзда, и не пускал к ним чужаков. Поэтому пасечники всегда были настороже, и всегда держали под рукой ружьё. До сих пор на Керебелякском нагорье расположены несколько летних (временных) и постоянных пасек.
Ещё один интересный факт: в советское время в окрестностях Катай-горы размещалась передвижная часть РВСН (ракетные войска). Были случаи, когда грибники случайно попадали на неё, тогда часовые их задерживали, завязывали глаза и отводили на Моркинское шоссе. На уровне слухов было известно, что из этих мест производились и запуски ракет, хотя подтверждений этому не было. Как правило, все запуски ракет делались в районе Военного Лесхоза, что у Кундыша, Сурка и Куяра. Там были закрытые военные территории, и проводились учения.
По физико-геологическим характеристикам Катай-гора представляет из себя останцевую возвышенность, расположенную на юге Марий Эл (Звениговский р-н), в северной части национального парка «Марий Чодра».
Площадь около 3,2 тыс. га. Максимальная высота 154 метра.
Катай-гора является южной частью Марийско-Вятского вала, расчленённого в этих краях на шарообразные возвышенности (Кленовая гора, Керебелякское нагорье, Карман-Курык, Сотнурское нагорье и др.). На ней и вокруг неё широко развиты карстовые формы рельефа (провальные воронки, карстовые озера и болота, подземные источники и др.).
Следует указать, что южная часть Вятского Увала пересекает весь Марийский край. Марийско-Вятский Увал начинается в Кировской области, проходит в меридиональном направлении по РМЭ и заканчивается в Татарской республике. Наибольшее развитие он получил в Моркинском р-не (гора Чукша) - его длина здесь около 130 км, ширина до 40 км, наибольшая высота 284 м над ур. моря. Речные долины, прорезающие вал, глубоко врезаны и в некоторых местах напоминают горные ущелья. В южном направлении Увал понижается и распадается на отдельные широкие возвышенности.
В геологическом отношении Кленовая гора (и Марийско-Вятский Увал) входит в состав восточной части Русской платформы. Ее фундаментом служат кристаллические породы (граниты, гнейсы и др.), покрытые толщей осадочных отложений. Наиболее древние породы, выходящие на поверхность, принадлежат пермскому периоду и представлены уфимским, казанским и татарским ярусами. Выходы уфимского, самого древнего, яруса очень редки. Отложения казанского и перекрывающего его татарского ярусов встречаются на поверхности чаще.
Породы казанского яруса – известняки, доломиты, мергели, песчаники, серые глины и гипс – отличаются большей пористостью и стойкостью к процессам размыва, чем пласты татарского яруса. Поэтому казанский ярус создает более расчлененный рельеф, с крутыми склонами и карстовыми образованиями (провальные формы рельефа), что особенно типично для поднятий Марийско-Вятского вала: Каменной горы, Катай-горы, Б. и М. Карман-Курык, Кленовой горы и др.
ФОТО КОЧУЮЩИХ.
Вложение | Размер |
---|---|
Катай-гора | 125.83 КБ |
Катай-гора | 184.28 КБ |
Катай-гора | 157.47 КБ |
Катай-гора | 101.38 КБ |
Катай-гора | 120.51 КБ |
Катай-гора | 190.96 КБ |
Катай-гора | 141.63 КБ |
Катай-гора | 260.03 КБ |
Катай-гора | 88.04 КБ |
Катай-гора | 221.48 КБ |
Катай-гора | 187.56 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 12898 просмотров
Комментарии
текст...
что-то текст поплыл???
жирным шрифтом...
красивые места
да, красивые там места, каждый год туда за грибами езжу, но нынче было не так много грибов, вот в прошщом году так собирали полные ведра, и белые были и грузди и рыжики, а этот год то ли холодный, не так много, зато черника была, главное что дороги чистят.
Отправить комментарий