Урочище "Кугу куп" - Большое болото, Звениговский район республика Марий Эл

 

  За речкой Юшут, в просторной долине между Кленовой горой и Керебелякским нагорьем в Марий Чодре расположилось урочище Кугу куп.

  Переводится с марийского: Кугу Куп - Большое болото.

  Раньше тут было даже не одно болото, а целая система лесов, болот, карстовых провалов, стариц, ручьёв, через Кугу Куп протекали даже две речушки: это Арбайка (исток на Катай-горе) впадает в Илеть чуть ниже Зеленого ключа, и Чернушка (по другой версии Торфянка) - впадает в Юшут ниже Ошутьял. Площадь урочища была большая - около 10 кв. км., вероятно, и больше - границы никто не проводил.   

  (вид с северной части урочища на Кленовую гору)                                                                                

 

  

    болота снова восстанавливаются  

  Среди лесов скрывались клюквенные угодья, на возвышенностях стояли красивые сосновые гривы с черникой и брусникой. Были и опасные трясины, мелколесье, затянутые ряской протоки. Достаточно тут было боровой и водоплавающей дичи, водились лоси, медведи, зайцы. Были и родники, которые питали болота и речушки, были и такие источники, что даже зимой не замерзали, а только заметались снегом, но стоило наступить - можно было провалиться по пояс. Местные жители, особенно, с Ошутьял частенько собирали тут грибы и ягоды, а ягоды отсюда вывозили даже на продажу в Казань, особенно клюкву. Бывали в этих местах и глухариные токовища и тетеревиные места. На пойменных и болотных озерцах отдыхали перелетные птицы, а в мае гнездилось много уток. И сказать сейчас сложно, сколько редких растений, мхов и насекомых обитало в этом глухом урочище.

 

 заросшие остатки каналов на Кугу купе  

  Кугу куп был огромным резервуаром воды, через Арбайку, проточное озеро Тихий плёс и множество мелких ручьёв - подпитывались воды Илети. Через Чернушку и ручейки вода попадала в Юшут. Летний межень этих рек до осушения болот был намного выше.

  Чуть выше Устья Юшута находится интересная система стариц Илети и Юшута, в междуречье этих двух рек пойменные озера переплетаются между собой, кое-где даже соединяются протоками и ручьями, имели выходы на Илеть и Юшут.

  В половодье можно было запросто лесом из Юшута переплыть по лесным старицам в Илеть и обратно. Старожилы говорят, что такая система пойменных озер в междуречье Илети и Юшута была намного обширнее и продолжительнее вверх по течению обоих рек. Однако в конце 70-х МарМелеорация и Шелангерское ПМК начали осушение огромного болота - Кугу Куп, которое также находится в междуречье, восточнее деревни Ошутьялы, и на север от Кленовой горы.

 

недалеко от Илети - ещё каналы

 

  Началось всё с того, что в 1976 году был организован Совхоз "Прогресс" (д. Филипп-сола) в соответствии с решениями Совета Министров СССР и ЦК КПСС по развитию Нечерноземной зоны РСФСР. В совхозе расширялись посевные площади, строился пруд на реке Тюмша, в деревне и около нее возводились коттеджи, центральная ремонтная мастерская, гараж на 25 автомашин, материальный склад, мощная котельная. Стройку объявили ударной комсомольской. СССР был странным на современный взгляд государством - вместо того чтобы бросить поселки выживать без работы как получится, им придумывали работу и выделяли под это финансирование. 

  Была определена специализация - производство семян многолетних трав, овощей, молока. Предусматривалось освоить для создания материально-технической и социальной базы хозяйства 23,7 млн. рублей и в дальнейшем обеспечить ежегодное производство 1132 тонн зерна, 150 тонн семян многолетних трав, 3000 тонн молока, более 100 тонн мяса. Запланировано было увеличить пашню с 900 до 3747 га за счет осушения и окультуривания болота Кугу куп (Большое болото) и вырубки леса. Также в урочище были большие запасы торфа, которые планировались использовать как топливо.

 

  (старое фото Кугу купа, когда система каналов была в рабочем состоянии)  

  Для меня те времена были глубоким детством, мы ходили на рыбалку и за грибами в те места, а когда переходили Юшут, то казалось, что попадали в такую глухомань, что легко можно заблудиться и пропасть. Частенько ночевали мы у устья Арбайки, тогда я и услышал множество легенд и историй про Кугу куп, про болотников и водяных, что водятся в этих местах. Про русалок, которые стерегут зазевавшегося прохожего на Зеленом ключе (поворот выше устья Арбайки - тогда там почти не было людей). Километром выше по Арбайке были остатки старой плотины, и часть мельничного колеса - раньше там стояла Татарская мельница. И про неё были свои сказания и легенды, а если учесть, что всё это рассказывалось у ночного костра, то впечатлений от всех историй было очень много! Крик ночной птицы, треск хвороста в ночной чаще - всё заставляло нас вздрагивать и прерывать рассказ, а огромные урочища Кугу купа внушали страх и уважение своей таинственностью и недоступностью.

  Кончилось всё разом, если в 1980-81 годах вырубка леса и осушение болота с Илети не были видны, то зимой 1982 года вырубка подошла почти к Илети. Именно в зимнее время было очень удобно валить и вывозить лес с болот, огромная площадь в 500 га была опустошена за короткое время.

  На вырубке леса работал и мой отец - он позвал нас в весенние каникулы порыбачить на Тихий плёс, где недалеко располагалась их делянка, там стояла будка лесорубов с печкой и нарами, где можно было просушиться, приготовить еду и переночевать. Когда мы попали за Юшут, то глазам своим не поверили - за полгода на том месте, где стояла девственная тайга, открылось большое пространство до самой Катай горы. Тайна болота Кугу куп исчезла вместе с лесом и ягодниками.

  (карта урочища с каналами, Арбайка показана пунктиром, Тихий плес находится в правом нижнем углу около Илети)
  

 

  Слава Богу, что мелиораторы оставили полосу леса вдоль поймы Илети и Юшута, в противном случае, ущерб от вырубок был бы намного больше. А летом 1982 года стали рыть каналы, центральный канал вывели к Илети (чуть ниже устья Арбайки), началась раскорчевка пней, разработка торфа - в общем, болото почти перестало существовать.

 Летом 1983 года я на велосипеде без труда проехал через всё урочище - по самому центру, перейдя несколько каналов, везде лежали пни и искореженные стволы деревьев, где-то выкапывали и вывозили торф. Частенько виднелись на земле остатки слитой солярки (тогда ГСМ никто не считал).

  Нетронутым остался только участок Кугу купа, который лежал около пойменного озера Тихий плес. Через лесной ручей болото давало воду в озеро - Тихий плес был проточной старицей, и даже зимой рыба там не глохла. Поэтому мы частенько ездили туда на подледную рыбалку, улов в те времена там был внушительным. Несмотря на то, что участок болота остался, сам Тихий плес также немного обмелел, обмелел и зарос ручей, соединяющий Тихий плес и Илеть.  

 

(урочище  Кугу куп и Керебелякская  гора  с Кленовогорья)              

Катай-гора и Кугу Куп с крыши санатория

 

  В июле 1987 года на восточной части Кугу купа был сильный пожар, к счастью, его быстро обнаружили с керебелякской вышки, тогда в Мушмаринском лесхозе объявили сбор работников и всех желающих помочь в тушении пожара. Мне уже тогда было почти 18 лет, и я с друзьями на ЗИЛе поехал тушить огонь. Нас расставили цепью, и мы гасили низовое пламя ветками, часть рабочих окапывало район возгорания. Собрали много пожарных машин - с их помощью за 2-3 дня пожар полностью погасили.

  На память о том пожаре остались несколько ч/б фоток. 

  

  (гравийная дорога с моркинского тракта к Кугу купу)  

 

  Осушение Кугу Куп отрицательно повлияло на гидрологический режим как Илети и Юшута, так и малых речек и ручьёв, про это тогда писали многие местные газеты, но было уже поздно - уникальная природная система была разрушена на долгие годы.

  Многие речушки и ручьи очень сильно обмелели, а Арбайка совсем пропала на некоторое время, её водосброс ушёл в искусственные каналы (это видно на приведенной новой и старой карте). А ведь когда-то Арбайка была очень полноводной рекой, до войны на ней стояла плотина и работала большая мельница. По самой речке можно было передвигаться на лодке, в пойме Арбайки располагались старицы, омуты, где водилось много рыбы. Арбайка была очень короткой речкой (чуть более 10 км.), но за счет болотного питания к Илети текла настоящая река не уступающая Петьялке (точнее Пётке).

  Речка Чернушка полностью пропала: на левом берегу Юшута ещё можно найти еле живое русло маленького ручейка, разве что весной и после сильных дождей она оживает. Искусственные каналы полностью перетянули воду в свои русла. На картах Чернушку совсем не видно.

  Пропали также богатые ягодники Кугу Купа, места гнездования боровой дичи, лесных зверей и т.д.

 

                    (река Илеть - выводной  канал из Кугу купа  и устье  Арбайки)            

Илеть - Березовая грива

 

  Существенно обмелели после осушения Кугу Купа - Илеть и Юшут, а также их пойменные озера (старицы), в т.ч. в низменном междуречье. Особенно это чувствовалось летом, когда вешняя вода спадала, многие старицы пересыхали, превращались в болотца, а рыба оттуда уходила в реки или погибала. Болото ведь играло роль естественного резервуара воды, которое накапливало воду весной и во время дождей, а потом отдавало рекам. Шум тракторов и машин, которые пилили, корчевали и вывозили лес, добывали торф, прокладывали каналы - надолго распугало из тех мест птиц и зверьё. Только когда в конце 80-х был открыт ГПНП "Марий Чодра", а работы на Кугу Купе были остановлены - экосистема медленно стала восстанавливаться.

  В России Кугу Куп забросили и забыли, хотя туда была вложена куча денег, и куча людей была оставлена без работы. Теперь это огромное урочище снова зарастает, заболачивается, и возможно сюда вернется былое ягодное богатство, о котором рассказывали местные мари (жители Озёрок и Ошутьялов).  

    

часть сохранившегося болота на востоке Кугу Купа - недалеко от Тихого плеса  

 

  В дополнение хочется рассказать одну легенду или историю про Кугу куп, их, скорее всего, было ранее предостаточно. Сейчас эти легенды вряд ли кто вспомнит - ведь урочища уже давно нет! Любое болото, чаща, озеро для мари являлось самодостаточным миром, своеобразным святилищем, которое жило по своим законам. Человек же должен был эти законы если не исполнять, то хотя бы уважать. Неуважение к этому - разрушало прежде всего самого человека, причем изнутри. Человек, который разрушает внешний мир - рано или поздно будет разрушать и внутренний мир, ведь всё это взаимосвязано.

  Эту историю рассказал моему другу один житель Ошутьял. Произошла она лет 50 назад. Он промышлял рыбалкой на Илети и на Тихом плёсе - тогда это было большое пойменное озеро, состоящее из системы проточных стариц, соединяющихся с Илетью. От Ошутьял к Тихому плёсу вела широкая окольная дорога (вдоль Юшута и Илети), которая обходила Кугу куп, и также прямо через болото вела короткая тропа. Случилось так, что этот рыбак решил вернуться домой по короткой тропе, так как хорошо знал дорогу, и было ещё светло.

  Однако по пути решил он заскочить в один сосняк, что рос на возвышенности, чтобы собрать грибов, которые в обилии росли по урочищу. Заодно в сосновом лесу нашёл он черничник, где было много созревших ягод. Вскоре набрал он полный рюкзачок боровичков. Сбор грибов и ягод так увлек его, что он потерялся среди болота. Он попытался было сообразить: в какую сторону идти, но постоянно натыкался то на непролазную топь, то попадал в густую чащу, которая вела не к тропинке. На небе была облачность, и хотя солнце уже шло к закату, но определить где какая часть света - он уже не мог. Лес словно повернулся к нему другой стороной - стал как чужой, хотя раньше он достаточно легко ориентировался в нем. Сделав ещё несколько неудачных попыток выйти к тропе, тот мужчина присел отдохнуть на сосновом пригорке и закурил.

  Вдруг слышит он, как из чащи раздается стук топора. Он стал пробираться на этот звук, стук становился всё слышнее. Рыбак же этот помнил, что недалеко от речки Арбайки есть делянка лесорубов, которые валят там лес и вывозят его своей дорогой в деревню. Он думает, мол, не беда, доберусь до делянки, а там по дороге вернусь к Ошутьялам, ещё и до ночи успею дойти. А может, повезет, и доеду домой на машине.

  Однако впереди его было настоящее болото, он стал прыгать с кочки на кочку, пользуясь небольшим шестом, думая, что стоит перейти это болотце, как впереди покажется твердая земля, и он выйдет к лесорубам.

  Казалось, что звук топора был совсем рядом, а также послышался и лай собаки, мужчину это взбодрило - и он прибавил ход. Вот он и увидел перед собой, что болотце закончилось, кочки сошли на нет, а впереди него просторная поляна, а за ней сосновый лес.

  "Вот и выбрался из болота!" - подумал он, и, поправив лямки рюкзака, вышел на эту полянку. Поляна, в самом деле, манила к себе - была она ровная и вся заросшая мягкой зеленой травой, после трясин и зыбуна - это было настоящим чудом, мол, присядь уставший путник и отдохни от долгого пути. Мужчина прямо через поляну поспешил на звук топора, но трава предательски расступилась, и мужчину стало затягивать в самую трясину. Поляна оказалась настоящей обманкой - это была гибельная топь, прикрытая болотной зеленью, которой не было дна. Рядом не было ни кочки, ни деревца, и он мгновенно погрузился по грудь. К счастью, мужчина успел откинуться назад, чтобы опершись о рюкзак, остановить погружение, также он смог положить шест перед собой, и как-то опирался на него. Однако трясина понемногу делала своё дело - его затягивало всё дальше в глубину.

  Тут он стал кричать и звать на помощь людей, которые, как он думал, работали совсем рядом, но каково его было удивление, когда стук топора прекратился и на весь окрестный лес раздался дикий и страшный хохот. Внутри рыбака всё похолодело, хоть и нерадостно ему было попасть в болотину, но теперь он понял, кто заманивал его в топь, и что надежды на помощь нет никакой.

  Мгновенно вспомнил он, как рассказывали ему старики, что на Кугу купе иногда балует болотник - хозяин здешних мест. Как заманивает он в трясину неосторожного путника, как сбивает его с дороги то ягодным местом, то чистой полянкой, то стуком топора. Бывали случаи, что люди даже бесследно пропадали в этом грозном урочище. Однако по молодости считал он все это за пустые байки, теперь же понял, как его обманул хозяин болота. И ещё вспомнил он, что был день воскресный, а в деревне гуляли какой-то праздник, и ни кто из местных лесорубов никак не мог промышлять в лесу, тем более поздно вечером.

  На секунду отчаянье охватило его - показалось, что ничто уже не может спасти человека, попавшего в такую страшную ситуацию. Однако по молодости лет жажда жизни взяла своё - стал он пытаться своим шестом зацепить в трясине хоть маленькую кочечку - болото ведь не может быть абсолютно пустым, когда-то ведь и здесь росло мелколесье. Но чем больше он пытался выкарабкаться из топи, тем больше она поглощала его, вскоре уже осталась на поверхности одна голова. Взмолился он всем богам - кого помнил, а потом решил попытаться нащупать кочку позади себя - поскольку недалеко он успел пройти по той гиблой полянке. Он сумел снять намокший рюкзак с бесполезными грибами, уперся на него, а потом осторожно одной рукой перехватил он шест и стал толкать его назад. И снова услыхал ужасный хохот, а потом краем глаза увидел, что у края той полянки-западни то ли стоит, то ли висит в воздухе какой-то зеленый человек с висячей бородой. Разглядеть он его нормально не мог, поскольку и сама голова уже погружалась в трясину, но боковым зрением было видно, как тот трясётся от дикого хохота и как качается его борода...   

  "Ну, нет, так просто меня не возьмешь!" - с упорством подумал рыбак, повернувшись вполоборота, и хватая воздух ртом. И тут шест его нащупал что-то твердое. Он воспрянул духом, и стал полуползти-полуплыть в болотине, упираясь шестом в затопленную кочку. Сколько времени борьбы за жизнь прошло - он не понимал, уже достаточно стемнело. Из болотной жижи выходили пузыри, и кто-то словно ходил вокруг него, шлёпая ногами по трясине. Наконец, опершись на кочку, сумел он немного проползти до другого кочкарника, подложив под себя шест. Силы совсем оставляли его, и он еле-еле выбрался из трясины на край заколдованной поляны.

  Голова его кружилась, словно у пьяного, ему казалось, что над ним в сумерках летают зеленоватые огоньки - они будто что-то шептали и снова манили его в топучую глубь. Видения были так явственны, что мужчина на время потерял ощущение времени и места. Коварного болотника уже нигде не было видно. Но ещё долго он не мог собраться с силами и подняться.

  Благо, что июльские ночи были ещё светлые, небо немного прояснилось, и он с большим трудом из кочкарника выбрался на край сухой сосновой гривы, где упал на моховину и буквально сразу уснул от невероятной усталости.

  Проснулся он уже, когда полностью рассвело, только тогда он сориентировался по сторонам света, и нашёл свою тропинку к деревне.

  Кому рассказывал он свою историю - все только смеялись. Кто-то говорил, что на болотах иногда выходит газ из-за гниения остатков растений, этот газ вызывает галлюцинации и головные боли, поэтому человеку на болотах может привидеться всякая чертовщина.

  Правда эта или вымысел - сейчас проверить уже невозможно - Кугу куп давно осушён и обезлешен, разве что на старых картах можно увидеть это урочище в старом виде...

    

(брод около Ошутьял и грунтовая дорога к Кугу купу)

  

 

Источники информации и фотографий:

  • Команда Кочующие
  • http://www.12rus.ru/
  • www.zapoved.ru

 

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

Комментарии

обновление

обновление материала!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.