Достопримечательности Татарстана
Каждый школьник, наверно, назовет пятёрку самых известных достопримечательностей Татарстана – это Казанский кремль и мечеть Кул Шариф, остров Свияжск, Раифа, Древний Булгар! И, действительно, это самые брендовые и узнаваемые достопримечательности нашей республики!
Более продвинутые товарищи добавят в этот список Билярск, Елабугу, Чистополь, Татарскую слободу в Казани, Голубые озера…
Как правило, этим списком ограничивается массовое знание о нашем достоянии, немногие могут сказать про ТОП-20 и 30 достопримечательностей Татарстана.
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН - ТУТ!
Поэтому хотим в данной статье рассказать о самых интересных местах нашей республике на основе наших путешествий, на основе рейтинга популярности статей на нашем сайте и на основе отзывов наших читателей!
А рассказать есть о чем, так как планируется сделать раздел «100 чудес Татарстана», и будет 100 и более объектов, которые стоит посетить, посмотреть, или хотя бы узнать про них!
Очень жаль, что кроме брендовых туристических мест в нашей прессе и на телевиденье почти ничего не говорится о самых красивых и примечательных уголках татарской земли. Особенно обходят молчанием восток нашей республики и Закамье, как будто их и в помине нет!
А ведь именно там расположены одни из самых живописных и примечательных мест РТ, что стоит, например, Бугульминско-Белебеевское нагорье!
Таким образом, на основе наших многолетних путешествий и исследований – попытаемся собрать самые разные достопримечательности Татарстана, здесь будут памятники природы, исторические места, малые населенные пункты, культовые сооружения, родники, реки, озера, пещеры – всё, чем богата наша земля!
Данная статья, конечно, не последняя инстанция, каждый посетитель нашего сайта может высказаться и предложить свой объект для включения его в данный список, эти предложения мы обязательно рассмотрим!
По этой причине данная статья не закончена, а будет продолжаться, по мере того, как мы будем узнавать про самые интересные места Татарстана!
Казанский кремль (тат. Казан кирмәне, Qazan kirməne) — историческая крепость и сердце Казани. Историко-архитектурный и культурный памятник, сочетающий в своём облике мусульманские и православные, татарские и русские мотивы. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года. Губернаторский дворец в кремле является резиденцией Президента Татарстана.
Музей-заповедник Казанский кремль создан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 января 1994 года.
Музей-заповедник является объектом исторического и культурного наследия федерального значения и особо ценным объектом культурного наследия Республики Татарстан (берег реки Казанка).
Комплекс Казанского Кремля расположен в центре города, на мысу высокой террасы левого берега Казанки. Территория музея-заповедника составляет 13,45 га. Общая площадь территории кремля составляет около 150 тыс. м2, наружный периметр стен — около 1800 м.
В состав музея-заповедника входят: городище «Казанский Кремль» (X—XVI века), каменно-кирпичный кремль (XVI—XVIII века), архитектурные сооружения (XVI—XIX века).
СПАССКАЯ БАШНЯ КРЕМЛЯ И ГЛАВНЫЕ ВОРОТА
Исторический и духовный символ татарского народа.
И одновременно колыбель христианства на Средней Волге! Символ современного Татарстана! В этих местах часто наблюдаются хрономиражи, выявляются целые пласты истории этого края!
Про Булгары сложено множество легенд и преданий, в этой древней земле обнаружено множество кладов и бесценных исторических находок! Сама история живёт в этом благословенном месте!
В 45 км к северо-востоку от современной Казани, у деревень Татарская Айша, Камаево, Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан, на священном во всем Заказанье месте, располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного музея - заповедника (ИКГМЗ). "Иске Казан" в переводе на русский язык означает "Старая Казань" (пойма реки Казанка).
Иске-Казан является крупным и ярким связующим звеном булгарской и казанско-татарской материальной культуры. К особо ценным находкам, находящимся в музее, следует отнести Джучидские монеты XIV - XV вв., уникальными экспонатами являются 2 бронзовых зеркала VI века до н.э., найденных неподалеку от Камаевского городища, гуннский котел V в. н.э., 2 надгробные плиты: 1281/1282 гг. и 1494 года. К этой категории относятся также железные шарики-ядра и глиняный полый шарик XIII-XV вв.
- Камаевское (Иске-Казанское) городище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское селище ХII – ХVI вв.;
- Иске-Казанское кладбище XIII – XVI вв.;
- Русско-Урматское кладбище ХII – ХVI вв.;
- Природный ландшафт (река Казанка, ее приток река Урмат, склоны подпойменной террасы р. Казанка);
- Историко-этнографический музей в д. Камаево с площадью 6 га.
- Святые места: могила Гайши-бике, Иске-Казанское кладбище, родник «Святого Муллы-Хаджи», «Ханский» родник, родник «Самовар».
Что представляет собой поселок городского типа Камское Устье? Это восхитительная по красоте и изумительному ландшафту частичка России и Татарстана, экологически чистый и безопасный уголок Земного шара и - просто великолепное место.
Камское устье (Волжские просторы)
ВИД ОТ КАМСКОГО УСТЬЯ В СТОРОНУ КАЗАНИ - РЕКА ВОЛГА
Камское Устье (Кама Тамагы тат.) имеет такие географические координаты: 55°122033 с. ш. 49°162013 в. д. (G) (Я). По данным переписи 2009 года население составляет 4286 человек, автомобильный код 16 и 116, почтовый индекс 422820 и телефонный код 84377.
Камское Устье является административным центром Камскоустьинского района Татарстана, основанным в 1650 году (село Богородское) с высотою центра в 134 м.
Великие реки Восточной Европы: Волга и Кама сливаются в этом месте в поистине великолепнейшее устье шириной в 40 километров. Территория Камскоустьинского района - это часть обширнейшей территории Волго-Свияжского междуречья, характеризующегося высоченными массивами Приволжской возвышенности, круто обрывающегося к Волге-матушке.
Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).
Где находится, как доехать.
Место это в Казани очень интересное и колоритное. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля!
Монастырь находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти).
Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу. Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов.
Это главный храм монастыря, где, собственно, и находится на втором этаже почитаемая Казанская икона Божьей матери.
Монастырь этот — мужской. Соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.
Казанский Богородицкий монастырь (возрождается с 2005 г.)
Неподалеку от Чистополя расположен уникальный объект республиканского значения – географический центр Татарстана.
Проведенные измерения показали, что координаты этого заветного места составляют 55 градусов 24 минуты северной широты и 50 градусов 51 минуту восточной долготы. Центральная точка республики находится у села Булдырь.
Летом с возвышенности на месте татарстанского «пупа земли» открывается удивительно живописный вид на небольшую реку Прость…
Это камень с табличкой справа от остановки
Близлежащие города: Чистополь, Набережные Челны, Казань, Ульяновск.
Кочующим удалось побывать в Географическом центре Татарстана 7 марта 2013 года.
УСТАНОВКА КАМНЯ В ЦЕНТРЕ ТАТАРСКОГО МИРА
Напомним, что Географическим центром Татарстана, равноудаленным от крайних точек республики:
- восточной - с. Тыннамасово Актанышского района,
- западной - п. Верх. Каракитан Дрожжановского района,
- северной - д. Атня (Верхний Сардек) Балтасинского района,
- южной - с. Хансверкино Бавлинского района -
можно считать западные окраины города Чистополя на левом берегу Нижней Камы.
Святой ключ СЕМИОЗЕРКА
Особенность месторасположения: Родник около деревни Семиозерка, неподалеку от Казани (притоки речки Солонка).
Масштаб влияния силовых полей: Место напрямую связано с энергетикий Казани.
Согласно преданию, в горе, из которой вытекает родник хранится серебряный клад, спрятанный церковью от советской власти. Вода содержит частицы серебра, долго не портится. Сюда приезжают паломники, люди запасаются семиозерской водой, совершают омовение в роднике. Семиозерский ключ является частью охраняемой территории, памятником природы.
Благодатное место, сюда приезжают паломники.
СЕМИОЗЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Особенность месторасположения: Гора над родником около деревни Семиозерка, неподалеку от Казани. Раньше тут было марийское святилище, и стояло огромное священное дерево, увешенное шкурами жертвенных животных (Высокогорский р-н).
По молитве святого Евфимия (монаха) – однажды во время языческого моления молния ударила в дерево и язычники в страхе разбежались! Больше здесь молений не было, а потом на этом месте был построен монастырь.
Считается благодатным местом!
Одной из достопримечательностей Раифы являются… молчаливые лягушки. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу. Существует легенда, которая объясняет это чудесное явление и заключается она в следующем: однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит монастырь они водятся в избытке. Многие, в том числе зарубежные ученые, пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем.
Сам монастырь хранит много загадок и тайн, много легенд ходит о подземных ходах в монастыре и зарытых кладах и церковных сокровищах, спрятанных в этих местах после революции.
Святыня монастыря – чудотворная Грузинская икона Божьей Матери – объект почитания многих православных.
С Раифой связаны предания о появлении в этих местах бунтовщика Пугачева.
Национальный парк “Нижняя Кама” образован в 1991 году на территории республики Татарстан. Его площадь составляет 26 с половиной тысяч га, а границы практически примыкают к жилым массивам городов Елабуга, Набережные Челны, НижнеКамск, так что вы всегда можете совместить путешествие в парк с посещением этих городов.
Расположение - Республика Татарстан, Елабужский и Тукаевский районы.
Физико-географические особенности
Территория парка расположена в районе нижнего течения реки Камы и представляет собой ступенчатую равнину, расчлененную долинами рек.
Характерной особенностью рельефа является широкое развитие овражно-балочной сети, приуроченной, главным образом, к высокому правому берегу Камы.
Так же, как и территория Нечкинского национального парка, территория «Нижней Камы» разделена на две части рекой Камой, которая перегорожена плотиной ГЭС и разливается огромным бассейном - Нижнекамским водохранилищем.
На Каме и малых реках парка закономерны весенние половодья, которые длятся 30-50 дней.
Территория характеризуется умеренно-континентальным климатом с теплым летом и умеренно холодной зимой. Средняя температура января составляет -13ºС (минимум -47ºС), июля +19,6ºС (максимум +38ºС).
КРЯКВА С ВЫВОДКОМ
Разнообразие флоры и фауны
Территория парка располагается на стыке подзон широколиственно-еловых, широколиственных лесов и луговых степей. Это пограничное положение обусловило богатое ландшафтное и биологическое разнообразие.
Так, например, урочище пихтарников Кзыл-Тау, расположенное в Белоуском лесу, представляет собой самую южную часть ареала пихты сибирской.
Сувар — город Волжско-Камской Булгарии, который был основан племенем суваров примерно в IX веке и существовал до 1236 года. В Сувар были развиты ремёсла и торговля (с Ираном, Хорезмом, Византией, Русью, Грузией), чеканилась (10 в.) монета. Население занималось также земледелием и скотоводством. В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Болгаром, еще в 920-х годах.
По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек, находилась «главная мечеть».
Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца Х столетия являлся центром обособленного княжества – эмирата, политически не зависимого от Болгарского.
Городище Сувар, ставшее известным в исторической литературе благодаря исследованиям Шигабутдина Марджани и Гайнутдина Ахмарова, подвергалось лишь эпизодическим раскопкам. В 1933–1937 годах на нем производил исследования А.П. Смирнов, в 1974–1975 годах – Т.А. Хлебникова, в 1990, 1991 и 1993 годах – Ф.Ш. Хузин и Р.Ф. Шарифуллин. В результате был накоплен значительный материал, позволяющий определить основные этапы развития города и представить особенности материальной культуры его населения.
Ела́буга (тат. Алабуга, Alabuğa) — город (с 1780) в России, административный центр Елабужского района Татарстана. Елабуга — одно из старейших поселений Татарстана с 1000-летней историей. Миллениум города широко отпразднован в российском масштабе в 2007 году.
Утопающий в зелени город с панорамой церквей, со старинными каменными особняками является образцом купеческой архитектуры XIX века, сохранившим свой неповторимый облик и ландшафт. Расположен среди лесов на высоком правом берегу Камы у впадения в неё реки Тойма, в 200 км к востоку от города Казани. Площадь 18,4 км². Центр промышленности Татарстана с 2005 года. Седьмой по населению город Татарстана.
История
Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. На основе комплексных археологических, исторических данных, учитывая частоту совпадения экспертных оценок хронологии датирующих находок из древнейшего слоя Елабужского городища и прилегающего посада, принимая во внимание заключения ведущих научных центров Российской Федерации учёный совет Института истории АН РТ определил, что Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам.
Таинственная башня Елабужского «Чёртова» городища — свидетель бурных событий средневековья. Издревле здесь находилась летне-зимняя переправа через Каму. В болгарский период она становится составной частью торгово-караванной дороги из центральных районов Волжской Булгарии в Среднее и Верхнее Прикамье (к вису) и далее до Ледовитого океана. В XII в. была сооружена белокаменная мечеть (Ак-мечеть) с восемью башнями и полубашнями, конструктивно похожая на соборные мечети в Биляре — Болгаре (IX—XX вв.) и Болгаре (XIII—XIV вв.) и имеющая самые близкие аналоги в мечетях-крепостях в Сусе (Тунис) и Багдаде (Ирак). В настоящее время останки этой мечети-замка являются единственным частично сохранившимся болгарским наземным сооружением домонгольской эпохи.
Археологическими раскопками последних лет получены интересные результаты, позволяющие рассматривать древнюю Алабугу в числе булгарских городов, существовавших в ещё домонгольский период нашей истории. В IX—X столетии н. э. образовалось Булгарское государство, ценнейшим памятником которого является «Елабужское городище» — остатки древнего булгарского города. Одна из башен старинной крепости, реставрированная в 1860-е годы, является местом паломничества верующих, гостей города, туристов.
Уникальный город-крепость основан по указу царя Ивана Грозного в 1551 году. Как уникальный целостный историко-культурный территориальный комплекс 16-20 веков в 1990 году Свияжск включен в новый Список исторических городов и населенных мест РФ; в 1996 году включен в предварительный Список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО по шести номинациям: история, градостроительство, архитектура, иконы и фрески, археология, природный и антропогенный ландшафт. На острове зарегистрирован 21 памятник федерального значения.
в XVI в. между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье. Столица ханства была - для своего времени - неприступной крепостью. Кроме крепостных стен град был защищен глубоким рвом, и с трех сторон окружен водой - реки Казанка и Булак. Два похода Ивана Грозного на Казань окончились неудачей. Преодолев длительный и тяжелый переход, в чужой земле русское войско оказывалось отрезанным от сообщения с Москвой и не могло предпринять длительной осады Казани. После очередного такого похода, при отступлении осенью 1550 года, русское войско, предводительствуемое царем, расположилось лагерем на волжском берегу, при впадении реки Свияги, на расстоянии суточного перехода от Казани. Внимание царя и воевод привлекла круглая гора с плоским верхом и крутыми обрывистыми склонами - место весьма удачное для возведения фортификационных сооружений. Решено было тут заложить город-крепость. К тому же это было достаточно безлюдное место, которое находилось на стыке чувашских, марийских и татарских земель (уже в советское время недалеко от Свияжска пролегли границы трех автономных республик). Глухомань, царившая окрест, позволяла установить град незаметно для ханских доносчиков.
Альметьевский р-н: Все знают про замечательное и живописное озеро Марий Эл – Морской глаз!
Оказывается, что и в Татарстане есть похожее карстовое озеро, про которое знают немногие, но которое очень похоже на знаменитый Морской глаз!!! Во-первых, оно такого же голубоватого цвета, во-вторых, очень похожа карстовая воронка озера, и, в-третьих, про это озеро также ходит много разных легенд!
Для начала данные официальные: карстовое озеро Акташский провал является самым глубоким озером Татарстана. Его глубина составляет 28 метров (данные 1966г.) при площади 0,1 Га. Озеро относится к водоемам с постоянным классом качества «чистых вод». История образования озера: 7 августа 1939 года недалеко от села Верхний Акташ Альметьевского района на колхозном поле под трактором СТЗ внезапно провалилась земля. Образовалась воронка, заполненная водой. По легенде трактористу удалось спастись, но вот все усилия вернуть "колхозную собственность" закончились ничем - трактор так и не нашли.
САМАЯ ВЫСОКАЯ ТОЧКА ТАТАРСТАНА -ГОРА КОЧУЮЩИХ
Так или иначе, но в ходе летнего похода в Закамье (июнь 2015г.) мы посетили эту гору и собственноручно замерили высоту этой местности – действительно, она оказалась рекордной и абсолютной!
Высота горы составила 375 метров над уровнем моря – это показывает наш навигатор – вот фото этой высоты!
Ошибки быть не может – эта гора существенно выше, чем Чатыр-тау, и жители Лениногорского района могут теперь гордиться, что такой объект Природы находится на территории их района!
Самое интересное, что эта гора расположена на территории природного заказника «Степной», который начинается всего в 3-4 км. от Лениногорска, рядом с объездной дорогой (южнее города), то есть само место уже предуказано Природой, как памятник природы и место уникального произрастания растений, деревьев, лесных участков, место нахождения степных и лесостепных зон.
Также добавим, что эта гора также находится в пределах Бугульминско-Белебеевской возвышенности.
Следует также отметить, что у навигатора есть некоторая погрешность в измерении расстояний и высоты, но эта погрешность очень незначительна и не может существенно уменьшить высоту этой точки над уровнем моря.
ЧАТЫР ТАУ - ВЫСШАЯ ТОЧКА ТАТАРСТАНА
Азнакаевский р-н - подножья горы и окрестные горы изрыты таинственными пещерами и штольнями, по многим легендам здесь скрывались беглые ссыльные и пугачевцы. Ходят предания о найденных здесь кладах и старином оружии. Старые шахты считаются нечистым местом - туда часто проваливаются люди и скот, были случаи таинственного исчезновения людей.
Здесь нет суеты, как в Раифе, или в городских монастырях. Вокруг лес, Волга и Волжские горы - тишина и спокойствие! Здесь также два освященных монастыря - внизу (на берегу Волги) и на верху - в самом монастыре.
Кочующие посетили его в своё 18-летие - в июне 2011 года! На Троицу.
Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого — преподобного Макария Желтоводского и Унженского.
Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь.
Елабужский р-н: небольшое село на горе Котловская шишка на правом берегу Камы, в 37 км. ниже Елабуги.
Место примечательно тем, что в гору и окрестности часто бьют молнии, были случаи, когда убивало людей и скот. Молнии можно даже сфотографировать - вот фото нижнекамского фотографа - молния в Котловке.
С этим явлением связывают строительство церкви св. Ильи пророка в Котловке - ибо этот святой защищает от молний и гроз. Сейчас храм в заброшенном состоянии.
Родник-самовар весьма оригинален, и он также попал в число красивейших родников Татарстана. Это отмечено и в вышеуказанной книге!
И одновременно в книге указано, что озеро у основания источников – одно из самых чистых в нашей республике!
И, действительно, озеро, заполненное чистейшей ключевой водой, которой пользуются местные жители – наверно, самое чистое озеро в Татарстане!
Родниковое озеро – чем-то напоминает комплекс Голубых озер около Казани (на М-7, д.Щербаково), но экология этих источников намного чище, чем около огромного мегаполиса. Так что пока не найдено другого чистого озера – можно считать это озеро кандидатом на самое чистое озеро РТ!
Черемшанская крепость, заложенная сподвижником Петра I -
князем Голицыным и достроенная в эпоху Анны Иоанновны.
Основанная в 1741 году, Черемшанская крепость, как часть Закамской укреплённой линии, была заселена пахотными солдатами, а до них, по словам В. Н. Татищева,
"селились там одни беглые и беспутные гуляки и плуты".
Исторический вал станет музеем!
Завершен запланированный на нынешний год объем работы на историческом валу - Черемшанской крепости. На 500 тысяч рублей, выделенных по условиям гранта, строители сделали немало.
На въезде в музей под открытым небом установлены большие дубовые ворота, сооружен забор, а ведущая к валу дорожка от ледового Дворца «Юбилейный» выложена брусчаткой. Возле ворот находится сторожевая будка, здесь же две пушки.
В качестве экспонатов выставлены колодец, сторожевая вышка, скамьи, сооружены смотровая площадка, лестницы, шлагбаум и конная привязь. Возле пушек намечается поставить манекены двух солдат.
ДОЛГАЯ ПОЛЯНА
Включает территорию д. Долгая Поляна (Тетюшский р-н) с прилегающей поляной и широколиственным лесом на правобережном склоне Волги, усадьбу помещиков Молоствовых с господским домом второй половины 19 века, лиственничную, липовую и березовую аллеи, экзотические деревья и кустарники".
В тетюшском заказнике "Долгая поляна". Там есть две интересные поляны - Кроличья и Каменная. Вокруг - лес, а они уже несколько веков не зарастают. Не прижились и недавно высаженные деревца. На этих полянах неладное творится с электронными приборами - например, из фотоаппаратов исчезают кадры, сбивается ход часов, странно ведет себя компас. Уверяют, что в этом районе - повышенное количество солнечных дней. Даже если вокруг плотные тучи, небо над полянами хоть лучик, но пропустит. Человек там ощущает тепло и спокойствие. Считается, что на полянах выравнивается артериальное давление, быстрее заживают раны и уходят простудные заболевания. Кстати, в соседнем заброшенном хозяйстве наблюдали зависание крупных "тарелок".
Тетюшский р-н: Ошель (тат. Ашлы) -- средневековый город в Волжской Булгарии (X-XIII век).
Археологические остатки города — Богдашскинское городище (Тетюшский район, Республика Татарстан) в Российской Федерации является объектом культурного наследия федерального значения.
Ошель упоминается в связи с военным походом Святослава, брата великого князя Юрия Всеволодовича, в Воскресенской, Никоновской, Лаврентьевской, Тверской, Холмогорской, Симеоновской летописях, Степенной книге под 1220 годом. В ходе этого похода город был захвачен и сожжен. Возродиться город не сумел и прекратил свое существование в 1236 году. Археологические остатки города — Богдашскинское городище, расположенное в 0,9 км к северу от села Богдашкино (Тетюшский район, Республика Татарстан).
В окрестностях городища часто появляются хрономиражи - видение древнего города, люди одетые как стародавние времена, табуны коней и т.д. Обычно видения бывают поздно вечером или рано утром. В окрестностях слышатся звуки непонятной природы.
Древнебулгарское городище Марджани, святые родники
Аксубаевский р-н: Такой ключ, называемый святым есть в Аксубаевском районе. Расположен он в живописнейшем месте между древней Мержен (что означает жемчужина - а не жемчужная ли капля святого источника?) и татарским селением Новое Узеево. С незапамятных времён дошла до сегодняшнего дня легенда о нём- во всяком случае, со времени Билярского государства, точно, поскольку в ней упоминаются города Мержен и Биляр.
В лесу недалеко от деревни Яна Уза есть гора «Худжалар тавы», - что значит Хозяйская гора. В ханские времена на этой горе находится булгарский город Марджани, где правил Тырышмал ходжа.
У Тырышмал ходжи выросли двенадцать прекрасных и умных дочерей. Среди них была и красавица Наркис, возлюбленная богатыря Иштиряк, батыра из города Марджан. Когда дочери подросли, отец отправил их учиться в город Буляр, в медресе Рабига абыстай.
Медресе остабике Рабиги находилось на склоне горы «Худжалар тавы», на берегу широкого ручья. Рабига ежедневно приводила на занятия 66 учениц по подземному ходу из города Булгар в Буляр.
Однажды на булярскую страну напали враги. Они дошли до Буляра и осадили город. Защищать Буляр явились батыры из Кызылтау, Кызлар, Нократ и других городов. Среди них был и Иштиряк-батыр со своими удальцами. В жестокой битве многие батыры сложили свои головы.
Иштиряк-богатырь с тремя 6атырами, сражаясь, поднялись на «Худжалар тавы». Батыры поклялись, скрепив клятву кровью, до последней её капли биться за родную отчизну и, бросившись на врагов, погибли в неравной схватке. Их похоронили на вершине горы. Когда шло сражение за Буляр, дочери Тырышмала ходжи слали проклятия вражескому войску и тем самым подрывали мощь грабителей. Разгневанные захватчики бросились в погоню за девушками.
Пригожая Наркис, применив знания, полученные в медресе, расставила на пути преследователей сети. Опасаясь, как бы не попали в них дикие звери, она приложила ухо к земле, прислушалась и спрашивает у сестёр:
Я кругом расставила сети.
Не враги ли – войны эти?
Девушки испуганно откликнулись: «Да, да!» И двенадцать девушек погнали своих коней-скакунов к городу. А враги не отстают от них. Дошли они до прекрасного Марджана, утопающего в яблоневых садах, и превратили город в пепел.
У Тырышмала ходжу и его двенадцать дочерей схватили и привели к «Худжалар тавы». Здесь они, по приказанию врагов, босоногие день-деньской таскали землю и нагромоздили из нее целую гору. Враги задумали на её вершине живьем зарыть ходжу и его дочерей. Глядь, девушки превратились в звёздочки и устремились в небо, а Тырышмал ходжа спрыгнул с горы и обратился рекой. Народ и по сей день считает священным ручей, от которого берет начало эта река, а возведённую девушками гору называет Девичьей горой.
Есть предания, что рудники строились ещё в древние времена неизвестным чудским народом, вероятно, что они и стали прообразом легендарных гномов, которые жили под землёй, владели магией и хранили в пещерах несметные сокровища. Потом они срылись навсегда под землёй.
Также про пещеры и рудники есть другие легенды и предания.
В 2014 году на к/ф Юшут был представлен фильм "Золото Сарманово" по мотивам преданий Сармановского рудника.
Легенды рода Ушковых
Никто не знает, как появились капиталы у этого семейства. Известно лишь, что дед основателя химических заводов Капитона Яковлевича Ушкова - государственный крестьянин деревни Старая Бондюга Елабужского уезда Егор Максимович Ушков имел торговлю и уже в первой четверти 19 века располагал немалыми по тем временам средствами. Никто сейчас не скажет, когда этому человеку пришла удачная мысль начать изготовление красителей для холста. Сначала возникла небольшая красильня, затем последовали поездки на Урал.
Народная молва, передававшаяся из поколения в поколение, повествует, что предки Ушковых каждую зиму уезжали туда красить пряжу и домотканые холсты. И там они якобы "прихватывали" у старателей золотишко, переправляя его искусно упрятанным в полозья саней. А во время поездок за краской в Москву выгодно сбывали уральское золото.
Есть также легенда, что Егору Максимовичу случайно досталось сокровище одного из пугачевских тайников. Так или иначе, но первоначальный капитал Ушковыми был сколочен. В начале 1840-х годов, вскоре после смерти Егора Ушкова, его сын Яков Егорович, стал скупать лесные угодья и пахотные земли. В то время на месте нынешней небольшой татарской деревни Нижний Кокшан находилось имение родовитых князей Ямбулатовых, включавшее большой лесной массив и пашни. Многочисленные отпрыски княжеского рода распродавали свои земельные участки. Ушковы воспользовались случаем и буквально через несколько лет стали обладателями территории в полторы тысячи десятин, часть которых была занята лесом ценных хвойных пород - так назывемая Кокшанская лесная дача.
ПОРТРЕТ УШКОВА
ГОЛУБЫЕ ОЗЕРА
Положительная энергетическая зона в черте города Казань.
Голубые озёра являются настоящей жемчужиной, которую вырастила природа Татарстана. Посреди густого леса, стоящего уже много веков, расположилась цепочка озёр. Вода в них прозрачная, во многих местах видно дно. Вечером, когда солнце уже почти село за горизонт, вокруг озёр царит атмосфера покоя и умиротворения. Это заставляет задуматься о вечном.
На Голубых озерах расположен родник силы!
Постоянное население села 655 чел.(2008).
Чирповское сельское поселение Лаишевского района.
На 2002 - 680 жит. (татары).
Координаты: 55°25'23"N 49°43'36"E
Категории: сельский населённый пункт.
28.06.06 - село посетил Президент РФ Дмитрий Медведев.
Село всемирно известно по древнему городищу, от которого пошло название «Именьковская культура».
Именьковская культура — раннесредневековая археологическая культура IV—VII веков, расположенная на территории Среднего Поволжья (Самарская область, Татарстан, Ульяновская область). Племена именьковской культуры занимали территорию от Средней Суры — на западе, до низовьев реки Белой на востоке, от правого берега реки Камы — на севере до Самарской Луки — на юге с IV по VII вв. н. э.
Своё название культура получила по первому наиболее полно изученному городищу у с. Именьково Лаишевского района РТ. Предположительно, генетически связана с культурами Поднепровья и Северного Причерноморья (пшеворской, зарубинецкой, черняховской). По пришествии в Среднее Поволжье булгар, во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Высказывается предположение, что часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть вернулась на запад, войдя в состав волынцевской культуры. По мнению некоторых отечественных исследователей, основным населением культуры были протославяне.
Щучьи горы - возвышенность на правом берегу Волги на границе Татарстана и Ульяновской области, расположены севернее Ундорских гор, ограничены бассейном реки Кильна на севере и западе, Волгой на юге и востоке. Крайняя юго-восточная точка Щучьих гор, вдающаяся в Куйбышевское водохранилище, носит название мыс Зольный. В районе гор много загадочных оврагах, о которых у местного населения есть свои легенды. Самый крайний овраг в северной части Щучьих гор - Долиновка, в глубине массива - овраг Лабай с одноименным ручьем. Есть овраг, где водится нечистая сила - Черталинский овраг - чем вполне оправдывает своё название!
Щучьи горы практически полностью покрыты лесом и являются одним из наиболее труднодоступных мест в этих краях. Множество туристов отмечает отрицательную энергетику этих мест, в лесу глохнут двигатели машин, ломаются лебедки, рвутся тросы. Об этом сообщают любители автопоходов из Казани. Очень часто в этих горах не работает навигация, теряется связь.
Однако тут очень разнообразная природа, много растений и животных - краснокнижников!
Территория заказника расположена в центральной части Атнинского района и входит в физико-географический район Казанского эрозионно-равнинного района темнохвойно-широколиственных лесов. В историческом прошлом по всей территории Атнинского района произрастали еловые леса с примесью пихты, редкие массивы дубрав и только по долине реки Ашит в месте впадения реки Уртемки вследствие ежегодных весенних разливов сохранялась открытая пойма. Это место служит естественной присадой для водоплавающих птиц в период весенних миграций. В настоящее время площадь, занятая лесами, составляет всего 2%.
По рельефу район представляет собой слабо волнистую равнину, расчлененную долинами рек, балками и оврагами. Он относится к числу районов, наиболее подверженных эрозионным процессам.
Эродированность территории составляет в Атнинском районе более 50%.
Территория заказника «Ашит» занимает долину реки Ашит в ее верхнем течении. Особенностью сложения долины реки Ашит является хорошо выраженная надпойменная терраса и правый коренной берег, который возвышается на 50 и более метров. Надпойменная терраса занята луговыми и лугово-кустарниковыми сообществами и имеет типичный пойменный пейзаж. Много озер старичного типа с богатым набором водной и околоводной растительности. Ширина поймы составляет от 2 до 3 км. Левый низкий берег Ашита по линии населенных пунктов Кошар - Б.Атня - Н.Береске представлен посевными площадями, на которых выращивают многолетние кормовые культуры.
КАРАБАШСКАЯ ГОРА - Статус: памятник природы.
Утвержден Постановлением СМ ТАССР от 24.04.89 г. N 167.
Площадь: 50 га.
Местоположение:
Бугульминский район РТ.
В 63 км к северу от р. п. Карабаш.
Землепользователь: совхоз "Карабашский".
Расположена на Бугульминско-Белебеевской возвышенности.
Характеристика объекта и его значение:
склоновый участок, где представлены элементы каменистой, луговой, кустарниковой степи и широколиственных лесов, что определяет богатство растительного и животного мира.
Всего выявлено 170 видов сосудистых растений, из которых 60 видов растений занесены в Красную книгу РТ (видовой состав близок Салиховской горе).
Здесь обитают редкие виды насекомых, включенных в Красную книгу РТ: Махаон, апполон, голубянка Мелеагр, дриада.
Имеет научное и практическое значение (сохранение генетического фонда степных растений и животных).
Меры охраны: запрет выпаса скота и добычи камня.
СОРОЧЬИ ГОРЫ - САМЫЙ ДЛИННЫЙ МОСТ
на берегу настоящие рыбные хибары у местных жителей, где рыбаки живут всё лето – до поздней осени. Там у них свои мини-коптильни, рыбные холодильники в местном ручье, запасы дров, родники и свои же излюбленные рыбные места. САМЫЙ ДЛИННЫЙ МОСТ ЧЕРЕЗ КАМУ
Места же здесь очень живописны!
Прекрасный вид на Сорочьи горы и на прогоны моста открывается с Оренбургского тракта – на подъезде к мосту!
Красивый вид также и со стороны пос. Алексеевское, что с южной сторон.
Мало того, мост в Сорочьих горах видно ночью даже с правого берега Камского устья (от Волги!), мост видно именно по полоске огней на трассе, а ведь до моста от туда более 60 км.
Вдоль берега у Сорочьих гор много площадок, где можно остановиться и разбить лагерь, тут же начинаем рыбачить.
Рыбаки говорят, что недавно были из рыбнадзора, мол, в выходные бывают каждый день!
Заволжский исторический вал - сверхсооружение Древней Булгарии
На территории Самарской области, Ульяновской области и Республики Татарстан сохранился длинный земляной вал со рвом, идущий по прямым линиям. Высота вала около 3-х метров, длина около 200 километров (общая протяженность системы валов более 2000 км.) . Местами вал давно уничтожен. Гигантское сооружение. Кто, когда и зачем строил этот вал?
Исследователи насчитывают в этих краях около 38-40 крупных булгарских крепостей. Потенциал таких крепостей был огромен. "Великая Болгария - великое и могущественное царство с богатыми городами... В одном большом городе той же области, из которого выходит, по слухам, пятьдесят тысяч бойцов", - вот так свидетельствует венгерский монах Юлиан. Автор X века ибн-Русте отмечает: "Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение". То же утверждает и Ибн Фадлан. Эти свидетельства говорят в пользу того, что булгарская армия была прекрасно оснащена. В средние века не каждый воин мог похвастаться полным вооружением и кольчугой. В большинстве случаев меч заменял топор. Слова арабских источников свидетельствуют о богатстве Булгарии - люди могли себе позволить самое современное по тем временам оружие. Прямой однолезвийный меч булгарского производства шел на экспорт.
Сильно укреплены были и городища. Например, валы Кашкинского городища имеют высоту 10 метров, и это по истечении какого времени! Феодальные замки-городища играли главную роль в расширении территории Булгарии. С приходом на новые земли булгарский князь ставил замок-городище.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК - БЛИЖНИЕ ЯМАШИ
Село Ямаш (Ближние Ямаши).
Часовня иконы Божией Матери "Живоносный источник".
Республика Татарстан / Альметьевский район /
Альметьевская и Бугульминская епархия / Благочиние Альметьевского района
Часовня. Действует.
Освящена в честь: "Живоносный Источник" иконы Божией Матери
Год постройки:
между приблизительно 2012 и приблизительно 2012.
Камско-Устьинский р-н: место с мощной энергетикой, очень потрясающий вид с горы на Волгу и устье Камы. Иногда создается впечатление, что летишь над просторами, в этих местах очень хорошо отдыхается!
Гора Лобач входит в состав Богородских гор.
Богородские горы - возвышенность в Татарстане, на правом берегу реки Волга, ограничены селом Красновидово на севере, горой Лобач на юге, Волгой на востоке, долинами Карамолки и Сухой Улемы на западе. Расположение в разных источниках варьируется, иногда Богородские горы включают в Юрьевы горы. Возвышенность получила название благодаря прежнему названию поселка Камское Устье - Богородское.Вероятно, что разворот реки Волга в этом месте генерирует большое количество энергии!
Камское устье - одно из живописнейших мест Татарии. В месте впадения р. Камы в Волгу, на крутом берегу Волги находятся крупные скальные выходы известняковой породы. Всего в шести километрах от поселка Камское Устье, на территории Камско-Устьинского гипсового рудника, находится Юрьевская пещера, охраняемый памятник природы Татарии.
В Юрьевской пещере зафиксированы временные аномалии - субъективное время наблюдателя тут течет быстрее, чем снаружи. Есть несколько легенд о привидении, которое живет в пещере - его туристы зовут Белый Вася. Однажды Белый Вася вывел наружу человека, у которого сломался фонарик, и который не мог выйти наружу.
ГИПСОВЫЕ ШТОЛЬНИ - КАМСКОЕ УСТЬЕ
Гипсовые штольни – самая крупная выработка гипса в Европе, ну, а если ещё порыть – то и в мире!!!
Невозможно поверить, но под ногами у туристов практически целый подземный город штолен, шахт, треков, выработок и колодцев! Многие десятки (а то и сотни) километров неизведанных коридоров и пещер – это ещё одна достопримечательность Татарстана!
По преданиям - в древности в этих штольнях работали крепостные крестьяне, каторжане и беглые люди, которых ловили и приковывали на цепь в этих подземельях. Многие из них погибали в этих тяжёлых условиях, а в штольнях долго лежали кости несчастных людей. Многие неупокоенные души до сих пор бродят по бесконечным лабиринтам гипсовых штолен. Среди туристов есть байки и истории про такие встречи, а некоторые спелеологи утверждают, что видели в штольнях остатки цепей и оков, которыми каторжан приковывали к стенам пещер.
Не обошли вниманием штольни и Кочующие. Впервые мы здесь полазили в 2004 году, а уже годом спустя, снимали в штольнях продолжение легендарного фильма: «54 Мумми-метра» под руководством Штурмана Арчи, ну, и в главных ролях этого фильма снимался Дамир Гильмутдинов. Можно сказать, что настоящая туристская мумия ожила в гипсовых штольнях, что ещё более усилило таинственность этих подземелий!
СЕЛО СПАССКОЕ - ПАМЯТНИК ИСТОРИИ
Спасское — село в Бугульминском районе Татарстана.
Расположено в 18 км от Бугульмы.
В селе имеются, средняя школа, фельдшерско-акушерский пункт, магазин и дом культуры.
Село Спасское основано П.И. Рычковым – первый член – корреспондент Петербургской академии наук.
В 1741 году, на пожалованных ему за усердную службу в Оренбургской канцелярии и научные изыскания 1040 десятинах земли он в 18 км от Бугульминской слободы – предшественницы г. Бугульмы, основал деревню, которую назвали Ключи.
урок родного края - краеведение
В деревне Ключи было 42 двора и проживало 172 крепостных крестьянина. Плодородные и черноземные земли и обилие лугов и лесов создавали хорошие условия для занятия земледелием и животноводством. В окрестностях деревни оказались запасы железной и медной руды. На пойменных и заливных лугах вдоль небольшой речки Шайтанки расположилось хорошо организованное хозяйство П.И.Рычкова. Здесь он построил мельницу и завел пасеку.
Деревню Ключи переименовали в село Спасское. Живя в Спасском, Рычков внимательно изучал географию ближайших мест. Все свое внимание он уделял благоустройству имения в с. Спасском.
РАБИГА КУЛЬ
Небольшое озеро в Спасском районе можно отнести к одному из "семи чудес" света нашей республики
На окраине древнего Болгарского городища, на опушке соснового леса расположено круглое озеро Рабиги, Рабига-куль, с незапамятных времен считающееся святыней мусульман. Оно очень красивое, причудливой конфигурации, с необычайно высокими, но не крутыми берегами. О его происхождении бытует много легенд, и я, будучи еще мальчишкой, слышал не одну из них из уст долгожителей.
Но есть у него и еще одно красивое татарское название - Рабига-куль, которое связано с древней, похожей на грустную сказку, легендой. Будто в давние времена была у булгарского хана красавица дочь Рабига. Узнала она однажды, что местные девушки собираются на поляне за селением, превращаются в белых лебедей и летают по ночному небу. Вскоре и Рабига стала регулярно принимать участие в этих играх. Доложили о ночных отлучках дочери хану, забеспокоился он, решил проверить, куда уходит Рабига, едва стемнеет. Захватив лук и стрелы, прячась, пошел отец за Рабигой, которая и привела его на таинственную поляну. Хан спрятался в кустах, а тут вдруг в небо взмыла стая лебедей. Выхватил он стрелу, натянул тетиву и выстрелил в самую большую и красивую птицу. Упала та замертво. И тут увидел хан, что это его дочь. Горю отца не было предела, залился он горючими слезами. Только дочь уже не вернуть. И образовалось на этом месте озеро с холодной и чистой, как слеза, водой, которое люди стали называть озером Рабиги - Рабига-куль.
Но какие бы легенды ни ходили, подобное экзотичное озеро могло появиться, на мой взгляд, только из-за двух причин: это либо карстовая воронка, образовавшаяся вследствие растворения карбонатных пород (мел, известняк, мергель, доломиты), либо воронка, возникшая в результате падения с неба небольшого метеорита - астроблема.
Камни старого мусульманского кладбища помнят еще времена Джукетау — одного из последних городов Золотой Орды.
По этим улицам ходили и европейские коммерсанты в цилиндрах и смокингах, добывая выгодные хлебные контракты, и холеные местные купцы, и промышленники, и благочестивые имамы, и православные священники, и бородатые старообрядцы…
Здесь, на берегу Камы, родились великий химик Бутлеров и академик Лихачев. Здесь Пастернак встречал Цветаеву, здесь же он ее и провожал…
Здесь Паустовский вдохновенно косил траву, Леонов работал агрономом, а Федин с Фадеевым таскали бревна в то время, когда здесь переводился Шекспир…
Именно в Чистополе был зачат «Доктор Живаго» и написаны бессмертные песни Великой Войны — «Синий платочек» и «В землянке».
Чистополь — город, из которого половина ушедших на фронт не вернулась.
Маленький Город на Каме принял к себе и сохранил весь цвет советской интеллигенции — писателей, поэтов, ученых.
И Чистай отправил своих детей защищать их - Вечный Огонь в их Память не угасает ни на минуту…
Чистополь — город лучших часовых мастеров.
В Цюрихе и Женеве бесспорно тоже умеют делать хорошие часы, но в космос и на дно океана знающие люди берут только «Восток».
Чистополь — это Город искренних и добрых людей. Которые не делят себя, а живут единым целым.
Пусть маленьким, но Цельным Городом…
Здесь живет полсотни национальностей, так о каких «процентах» в официальных сводках может идти речь. Это город, где нет различий, нет разногласий, распрей и разночтений…
Мечети и православные Храмы стоят рядом. Библия и Коран, Ислам и Православие — Бог Един!
В нескольких километрах от Чистополя находится географический центр Татарстана, так называемый «пуп Татарстана». Сейчас там заложен камень, позднее должен быть установлен памятный знак.
ИСТОЧНИКИ КИЧУЧАТОВО, РОДНИК ФАХРЕТДИНА
Прежде чем заложить первый камень для будущей деревни, люди сначала искали источник воды. Родники — источники жизни и богатства. В Альметьевском районе почти в каждой деревне можно было бы найти родник. Никто не знает - сколько источников стёрты с лица земли, сколько пересохло и ушло под землю за последние десятилетия. Забыть природные источники — это значит забыть своё духовное богатство и свои истоки.
Прибрежный родник, Яр чишмя
СЕЛО ТРИ ОЗЕРА. ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА
Один из списков Чудотворной Тихвинской Иконы Божией Матери ( XII века ) находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера Спасского района Республики Татарстан и занимает центральное место. Как любящая мать Пресвятая Богородица заботится о семейном благополучии всех с верою к Ней притекающих и приносит в семьи великую радость - зачатие и рождение детей. « Чадоподательница » - ласково называют эту икону в храме.
С любовью и надеждой припадая к Чудотворному образу, люди уходят утешенные Ею, возвращаясь уже с благодарностью к Ней. И тому немало примеров. « По зову Тихвинской » Рассказывает настоятель храма « Рождества Пресвятой Богородицы» о. Георгий ( Кондратьев). По праву хозяйкой нашего храма можно назвать Божию Матерь, благодатно пребывающую в чудотворной Тихвинской иконе.
На себе ощутили Её благодать, матушка Галина пела на клиросе. В то время у нас уже была дочь. Желали ещё детей, но проблемы со здоровьем матушки оставляли желать лучшего. Молились перед этим образом о благоустроении церкви, семейном благополучии, а явлено было чудо. Матушка забеременела, да и не только она, певчие женщины, которым уже было за 40 лет. Петряева С., Шипунова И., ощутили на себе эту благодать. Радости не было предела, родилась вторая дочь.
О третьей и не думали, а тут просто подарок – третья дочь. Приходится только удивляться, как проявляет себя эта икона сегодня.
Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское. В 1867 году Императорским указом монастырь утвержден в рамки общежительного мужского монастыря третьего класса:
«Государь Император Высочайше повелеть соизволил в 8-й день апреля месяца 1867 года утвердить определение Святого Синода об открытии в Бугульминском уезде мужского общежительного монастыря, во имя Святого Александра Невского.
23 августа 1867 года Преосвященный Герасим, епископ Самарский и Ставропольский, прибыл в Александро-Невский монастырь. Освятил храм, совершил чин пострижения в мантию попечителя монастыря Тимофея Арзамасцева и его помощника Тихона Пономарева. Постриженики и пришедшие богомольцы плакали при умилительном и трогательном священнодействии. И сам Архипастырь сквозь слезы делал обеты монашествующего жития».
Святой ключ Хальфы бабая (Хальфа – преподаватель в медресе).
Находится в 40 км от села Рыбная Слобода (районный центр) в д. Тябердино Челны - рядом с могилой целителя, философа, предсказателя Идриса-Хальфы (в народе Хальфа бабай), XVII-XVIII вв.
__________Святой ключ Хальфы бабая
Лабышкинские горы – статус государственного природного заказника присвоен в 1991 году.
Площадь – 198 га. Находится к северу от д. Лабышка.
Это природный комплекс, состоящий из суходольных лесов с дубово – липовыми и ковыльными участками, условно-коренными лесами, где обнаружены редкие для Татарстана виды растений и животных (растения: башмачок настоящий, дремлики темнокрасный и широколиственный, кокушник комарниковый, тайник яйцевидный; насекомые: муравьиный лев, махаон).
Имеет научное и эстетическое значение.Меры охраны: Запрет выпаса скота, вырубки лесов, сенокошения.
Выше по Волге находится Майданский массив леса – Верхнеуслонский район РТ (Услонские горы).
Ниже по течению Волги расположены Юрьевы горы.
СТАРАЯ ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА - КАЗАНЬ
Старая Татарская (Старо-Татарская) слобода — одна из исторических частей и комплексных достопримечательностей в центре Казани, в южной части Вахитовского района города.
Слобода в целом вытянута с северо-запада на юго-восток и расположена между озером Нижний Кабан и каналом-протоком Булак (от тат. «рукав», проток соединял Казанку и озёра Кабан) на востоке, путями южного внутригородского железнодорожного хода на западе, Центральным рынком на севере и площадью Вахитова на юге.
Слобода условно имеет три исторические части: северную — деловую, центральную — культурно-жилую, южную — промышленную. Осевой для слободы улицей является улица Тукая.
Северную и центральную части слободы разделяет улица-проспект Татарстан, проложенный в советский период. В центре слободы находится Юнусовская площадь.
Сенная мечеть в 19 веке
СЕЛО МИННИБАЕВО - МУЗЕЙ ФАТИХА КАРИМИ
Окаймленная со всех сторон лесами и возвышенностями село Миннибаево находится в 12 км. от районного центра. Природа своеобразная.
Температура всегда ниже на 2-3 градуса чем в г.Альметьевске и в соседних деревнях восточной стороны. По словам старожилов всегда на 2 недели позже выходили весной на посев. Все леса, возвышенности, родники и овраги имеют свои названия. Эти названия появились исходя в основном из природного свойства.
Например: «Таштау» — «Каменная гора», «Чияле тау» — « Вишневая гора», « Кырын каенлык» — «Березы на склонах», «Чегэн сазы» — Цыганское болото».
Каждая улица имеет свои названия: «Чупай очы», «Элмэт очы», «Мишэр очы». Некоторые имею легенды.
Особые достопримечательности села:
На расстоянии в 2-х км от села Миннибаево благоустроена зона для отдыха «Мельничный водопад», нефтяниками Татнефти в 1995-1998 гг.
Мечеть построенный в 1992 -1995гг. с силами населения и нефтяников.
Памятник павшим односельчанам в Великой Отечественной Войне, открыт в 1985г.
Село Миннибаево согласно добытым писателем и историком Ж.Рахимовым в архивах городов Москвы, Санкт- Петербурга, Уфы, Самары сведениям обосновано примерно в 1730 году.
Миннибай Туктаров – основатель села Миннибаево.
В 1930 году на селе создается колхоз. Колхозу дали название – «Октябрь». Первым его председателем стал Габидин Миннибаев.
Алексеевский р-н - древнее городище Поволжской Булгарии! Место многочиленных археологических раскопок и место обретения кладов и исторических находок!
Это сказочный уголок природы, расположенный к северо-западу от села в живописном лесу у подножия горы «Хужалар тавы» («Гора хозяина»). Родник с кристально чистой и целебной водой стал своего рода духовным центром, объединившим три религии: язычество, мусульманство и христианство.
На самой горе издавна располагалось языческое святилище – древние булгары приносили здесь жертвы своему главному богу Тенгре.
Сейчас территория источника благоустроена, обнесена кирпичной оградой, выполненной в стиле крепостной стены, на вершину ведут удобные лестницы. Здесь оборудованы места, предназначенные для проведения мусульманских обрядов: ритуального забоя скота, приготовления и употребления мяса. Также сюда приезжают чуваши и марийцы, придерживающиеся языческих верований.
Почитают это место как святое и православные, называя родник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Христиане верят, что ключ – это «слезы святой, которые она проливает над грехами рода человеческого». А легенда гласит:
«Пропала однажды из местной церкви почитаемая икона. Вскоре татарская девушка увидела икону «русского бога» плавающую на поверхности близлежащего озера. Девушка захотела достать икону, и святыня сама подплыла к ней. Икону водворили на место, но в ту же ночь она опять пропала. И снова та же девушка увидела ее посреди все того же озера, но икона больше не далась ей в руки. Внезапно раздавшийся голос сказал девушке: «Если желаешь меня поймать, прими христианство. И я сама приду к тебе в руки и больше из церкви не исчезну». Девушка приняла христианство, и местные жители стали почитать ее как святую. А местом ее захоронения стал склон горы, из-под которой и забил Святой ключ».
лестница - подъём на Святую гору
Мусульмане же расскажут, что когда-то здесь находился древний город, правил им Тырышмал ходжа. И было у него двенадцать умных и прекрасных дочерей.
Однажды на город напали враги, и в жестокой битве многие сложили свои головы. Защищавшие вместе с отцом девушки были схвачены и приведены на то место, где сейчас стоит гора Хужулар Тавы.
По приказу врагов они были вынуждены носить землю. И так была насыпана целая гора, на вершине которой бессердечные захватчики намеревались закопать отца с дочерьми живьем, в назидание непокорным. Однако случилось чудо: красавицы обратились ясными звездами и вознеслись на небо, а их отец Тырышмал ходжа бросился с горы и превратился в источник, который и по сей день почитается святым. В память о тех событиях гора зовется в народе «Девичьей».
Разные веры, разные легенды, а место одно – тихое, красивое, во истину святое…
КЛАДЫ И СОКРОВИЩА ДРЕВНИХ БУЛГАР
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК - АХТЫРСКИЙ КОЛОДЕЦ
Алексеевский р-н: Предание об источнике: Когда мне было лет 17, я жил в Рыбной Слободе у одного мужичка в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. С этим Алексеем скоро я познакомился, и сделались мы товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги и он лежал без движения с полгода. Много горя натерпелись сироты и, должно быть, с усердием молились Богу.
И вот в одно утро Алексей, проснувшись рано, разбудил мать свою и говорит ей: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси ее сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и встану на ноги, выздоровлю. Такое видение мне было в Сегодняшнюю ночь».
Поверила сыну мать и пошла в Алексеевское. Здесь, действительно, находит она крестьянина по прозванию Тишичкин и спрашивает, нет ли у них какой-нибудь иконы Божией Матери, им не нужной, и не отдадут ли они эту икону ей на время, чтобы сносить ее в Слободу. «Есть у нас одна такая икона; она у Нас в сенях – пожалуй, возьми ее», – ответил хозяин Тишичкин. Нужно заметить, что Тишичкины были раскольники, а эта икона была православного письма, а потому она была у них в пренебрежении. Вышла Бакирова в сени, нашла там икону, оказавшуюся иконою Ахтырской Божией Матери, с радостью взяла ее и пошла было с нею домой.
Но, вышедши со двора Тишичкина, Бакирова увидала, что икона загрязнена куриным пометом, а потому подошла к первому попавшемуся ручейку, старательно вымыла ее и понесла в Слободу. Когда Бакирова дошла с иконою к своему Слободскому перевозу, многие из ее соседей и родственников вышли встретить эту икону. Перевезли чрез перевоз и понесли икону в дом Бакировой.
Как только вступили с иконою в ворота Бакировой, сын ее, Алексей, почувствовал в себе некоторую силу и сам несколько приподнялся на постели и сел; а когда внесли ее в самую избу, больной вдруг встает с постели и становится твердо на ноги. С радости заплакали пред св. иконою сын и мать, заплакали и все присутствующие. Доложили об этом священнику, попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен, а наутро внести икону в Слободскую церковь для общего молебствия.
Услыхали об этом чуде алексеевские жители и потребовали возвращения иконы Ахтырской Божией Матери в село Алексеевское, чтобы поставить ее навсегда в своей церкви. Проводы были из Рыбной Слободы торжественные, с иконами, с духовенством, множеством народа. Такова же была и встреча в Алексеевском. Все село вышло навстречу иконе Ахтырской Божией Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили ее в церковь, несколько дней сряду было молебствие, и при этом много было исцелений. И вот с тех пор икона Ахтырской Богоматери находится в нашей церкви. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец».
КИРМЕНЬ, СВЯТЫЕ РОДНИКИ, ДРЕВНЕЕ ГОРОДИЩЕ И ХАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ
Мамадышский р-н: Если ехать по Челнинской дороге (М-7) в сторону Н.Челнов, то после остановки на 130-м километре (где продают пирожки, рыбу и чай) будут деревни Средняя, Русская, Малая Кирмень, а также речка Кирменка. Тогда слева, на высокой горе, будет видно Кирменское городище (деревянный частокол), справа от трассы будет расположено Ханское кладбище. А под Кирменской горой будет заметен оборудованный родник, точнее целая группа родников. Это и есть святые родники! Они расположены в долине речки Кирменка, и вливаются туда полноводным ручьём.
К мистике, которой окружены эти места, даже скептики относятся с уважением. Священным местом считается и Керменский родник - "Изгелер чишмесэ" - "Святые родники". Место это действительно уникальное. Крутой увал, заросший лесом и разнотравьем, сразу напоминает о суровых уральских утесах. А у его подножья по ступеням из дикого камня струится хрустальный источник небывалой чистоты и свежести.
Кирменский археологический комплекс является ценнейшим и уникальным памятником древней старины. Кирменчук был построен в качестве северного форпоста Волжской Болгарии. Современная челнинская трасса повторяет маршрут дороги булгарского периода. По преданиям в Кирменчук часто наведывалась казанская царица Сююмбике и ее муж Гарай-хан. С этим городищем связаны, и остатки двух кладбищ возле села Средние Кирмени.
Само Ханское кладбище расположено у трассы М-7, точнее трасса прошла по части кладбища. Поэтому на трассе М-7 около ханского кладбища находится известная у всех водителей аномальная зона - на этом участке трассы произошло огромное кол-во аварий, явно не входящее в статистику общих ДТП! Буквально в сентябре 2013 года недалеко от этого места в аварии погибли трое священнослужителей мамадышской мечети, я сам был свидетелем этого трагического случая... А на въезде в гору за р. Кирмянка даже установлен знак - предупреждение, что этот участок ОПАСНЫЙ!!! А все из-за того, что трасса прошла прямо по старому ханскому кладбищу! Сейчас новую ветку М-7 тянут в обход кладбища.
Спасский р-н: Легенда о сокровищах Шолома не только передавалась устно от поколения к поколению. В дореволюционной энциклопедии упоминается огромная насыпь в селе Балымеры (вышиной - более 10, в окружности - около 415 метров) и народное предание о том, что в боку этого кургана раньше был проход и железные двери, за которыми будто бы зарыты вывезенные из столицы Булгарского царства сокровища. Охотники до чудес и кладов издавна интересовались Шоломом и находили в Балымерах разные древние вещи и монеты. Книга упоминает лишь об одном кладе, найденном осенью 1862 года при распахивании межи: это был глиняный сосуд, наполненный монетами, которые стали вскоре достоянием известного казанского ценителя древностей А. Лихачева».
Название села - Балымеры - имеет тюркскую основу и встречается в летописях глубокого прошлого. Историки утверждают, что еще в 329 году в Среднее Поволжье пришли гунны, которых возглавлял Булюмар (в греческих источниках его называли Белемер). В течение тридцати лет он был правителем местных племен. Но в 360 году на Волге выдалась суровая зима - от морозов трескались деревья и падали на лету птицы. А следом началась засуха и страшный голод, вынудивший гуннов идти дальше на запад. Булюмар дал первый толчок Великому переселению народов и основал Гуннскую державу, достигшую своего могущества при его великом правнуке Аттиле.
Шолом - древнее крупное языческое святилище, очень мощное энергетическое место! Место силы!
Заинский р-н - местность, где раскинулась деревня Тюгеевка, очень интересная: низина, кругом родники, леса и холмы. В юго-западной части деревни пробивают несколько серебристо-чистых родников и именуются удивительными названиями - «Глазной родник», «Семёнов родник», или «Чамай чишмясе».
Особенно большой популярностью пользуется в народе «Глазной родник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) водой родника пользовались жители окрестных деревень, расположенных далеко от Тюгеевки.: Гулькино, Ерсубайкино, Чувашское Сиренькино. Воду этого скромного родника, серебристо -чистую и очень холодную, возили зимой и летом на лошадях в бочках и использовали только для промывания глаз, для лечения трахомы. Видимо, из-за лечебных свойств этот родник и назвали «Глазным» наши далекие предки.
Эти края окутаны многими тайнами и легендами. По некоторым – в этой и других пещерах прятались ещё древние булгары во время нашествий монголов и хана Тимура.
По другим преданиям – здесь скрывались беглые пугачевцы после поражения под Казанью.
Местными жителями почитается как мистическое и благотворное место!
Альметьевский район – один из самых родниковых в Татарстане, и именно тут самое большее количество благоустроенных родников и источников!
Один из самых красивых – каскад родников на истоке реки Кичуй, его называют Мельничные водопады, так как источники и ключи стекают к истоку речки в виде водопадиков!
Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела.
Не иссушила в зной меня жара,
Не застудили вьюжные погоды,
И в песнях чистый голос серебра
Летел к друзьям, осиливая годы.
Как путник ловит влажную струю
Губами, пересохшими от жажды,
Так песню задушевную мою
Друзья ловили сердцем не однажды.
Родник в земле похоронить нельзя,
Частицей станет он морской стихии.
Я буду улыбаться вам, друзья,
И петь вам буду, люди дорогие!
(Муса Джалиль Родник (1937)
РЕЗИДЕНЦИЯ ТАТАРСКОГО КЫШ БАБАЯ
Наш татарский Кыш Бабай поселился на сказочной земле – на родине Тукая – в Новом Кырлае, откуда родом и другие легендарные татарские персонажи!
В нашей стране не так много мест, где можно хорошо отдохнуть с ребёнком, тем более зимой. Посещение Резиденции Кыш Бабая и Кар Кызы- отличная возможность отдохнуть и повеселиться всей семьёй. Качественное общение с ребёнком в необычной сказочной атмосфере помогут стать ближе и научиться лучше понимать друг друга.
Не секрет, что с каждым годом ритм жизни становится всё быстрее, нагрузки на работе всё выше. Поэтому неудивительно, что так много желающих поехать на лоно природы к живописным зимним лесным пейзажам.
Едут не только за новыми впечатлениями, но и за душевным спокойствием. Действительно, где как не здесь, в селе Яна Кырлай, можно по-настоящему расслабиться и отрешиться от бесконечной суеты повседневной жизни...
Приезжайте в Яна Кырлай зимой или летом, с семьёй или любимыми, или даже в одиночестве - вам не будет здесь скучно! Не каждое место может похвастаться таким количеством достопримечательностей и развлекательных программ для гостей. Приезжайте и убедитесь в этом сами!
БУХАРАЙСКИЙ БОР - ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ
Бухарайский бор Памятник природы регионального значения 1989 год Заинский и Сармановский районы, в 0,3 км от деревни Яшляр и в 2 км от села Бухарай.
Область Татарстан
Район ЗАИНСКИЙ РАЙОН, САРМАНОВСКИЙ РАЙОН.
Тип лесной массив
Название Бухарайский бор
Дата обновления 2006-03-29
На территории Заинского муниципального района размещается ряд природных, культурно-познавательных, лечебно-оздоровительных и рекреационных, спортивно-оздоровительных и других объектов и объектов сервиса, в настоящее время и ранее задействованных в туристско-рекреационной сфере.
Лечебно-оздоровительные и рекреационные объекты Бухарайского поселения представлены санаторием-профилакторием «Ромашкино» в с. Бухарай. На территории поселения находится памятник природы регионального значения «Бухарайский бор», месторождения минеральных вод санатория-профилактория «Ромашкино».
САЛИХОВСКАЯ ГОРА - Статус: памятник природы.
Утвержден Постановлением СМ ТАССР от 24.04.89 г. N 167.
Площадь: 30 га.
Местоположение:
Бавлинский район РТ. В 4 км на северо-восток от с. Салихово.
Землепользователь: совхоз Салиховский.
Физико-географическое положение:
Восточно-Европейская равнина, Бугульминско-Белебеевская возвышенность, бассейн реки Ик
САЛИХОВСКАЯ ГОРА - ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗРЕЗ
Волжско-Камский заповедник — биосферный заповедник на территории России.
Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник образован 13 апреля 1960 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 510 с целью охраны сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Поволжья.
Располагается на левобережных террасах Волги на территории Зеленодольского района республики Татарстан Российской федерации (также занимает пойму реки Кама около устья). Занимал площадь 8024 га, пока по Постановлению Правительства РФ № 277 от 9 апреля 2001 года его площадь не была увеличена до 10 091,2 га.
Заповедник состоит из двух участков — Сараловского и Раифский. Эти участки удалены друг от друга на 100 км. Ближайший находится в 50 км к югу от Казани.
С другой его стороны часть Куйбышевского водохранилища, площадью 1,3 тыс. га, в месте, где сливаются Волга, Кама и Мёша. Охранная зона в соответствие Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 407 от 21 июня 1995 года составляет 15 000 га.
Территория ВКГПЗ граничит с землями семи сельскохозяйственных предприятий, среди которых птицефабрика, зверохозяйство, овощеводческое хозяйство. Современные задачи научного отдела заповедника состоят в изучении естественного хода процессов в природных комплексах подзоны южной тайги Среднего Поволжья; последствий интродукции экзотических древесных пород; влияния Куйбышевского водохранилища и других антропогенных факторов на природные комплексы заповедника; в разработке мер по сохранению и восстановлению естественных экосистем заповедника.
ЛЕНИНО-КОКУШКИНО - МУЗЕЙ ЛЕНИНА
Ленино-Кокушкино (тат. Lenino-Kokuşkino, неофициальное название тат. Апакай) — деревня (село) в Пестречинском районе, Республики Татарстан, в 10 км к югу от районного центра Пестрецы. Деревня расположена на реке Ушня в бассейне реки Мёша. Население: 2703 (2000 год), 2270 (1989 год), 63% являются этническими татарами и 34% этническими русскими. Основным занятием жителей являются сельское хозяйство, скотоводство, и птицеводство. Имеется фабрика по выпечки хлеба, средняя и музыкальная школы, а также мечеть.
Село известно со времен Казанского ханства под названием тат. Яңасала. В Российской империи и до 1924 года село называлось — Кокушкино, а затем до 1964 года — Ленино, а после объединения с деревней Апакаево в 1964 году — современное название — Ленино-Кокушкино.
Название Ленино у села после смерти В. И. Ульянова-Ленина в 1924 году.
Деревня Кокушкино Казанской губернии была имением Александра Дмитриевича Бланка — отца Марии Александровны Бланк, в замужестве Ульяновой. Здесь в имении отца прошли её детство и юность и здесь в 1887—1888 годах находился в ссылке В. И. Ленин. Двухэтажный дом где он жил сгорел в 1902 году. 22 января 1939 года в сохранившемся после пожара флигеле дома был создан музей. В 1991 году деревня Ленино-Кокушкино получилa статус природно-исторического заповедника.
Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году. Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски - Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке. На высокой горе, за стенами находились Успенский собор (1625), храм во имя Алексия Митрополита Московского (1720), много жилых и хозяйственных построек. Прекрасный вид на монастырь открывался как с Волги, так и из поездов железной дороги, проложенной мимо монастыря в 1890 году.
В 1640-1642 гг. в монастыре жил в ссылке суздальский епископ Иосиф (Курцевич) (ум. 1642), выходец из Украины, он был снят с кафедры и сослан по обвинению в ереси. Однако через десять лет, при патриархе Никоне, его взгляды были приняты церковью. Могила Иосифа, находившаяся в Успенском соборе не сохранилась.
Тетю́ши (тат. Тәтеш) — город (с 1781) в России, административный центр Тетюшского района Татарстана.
Население 11,4 тыс. чел. (2010).
Город расположен на берегу Волги, в 180 км от Казани и 90 км от Ульяновска.
Пристань на правом берегу Куйбышевского водохранилища, в 129 км ниже Казани и в 45 км к В. от ж.-д. станции Буа (на линии Казань - Ульяновск).
Кочующие посетили Тетюши в походе на 19-летие нашей Команды.
ТАК КОЧУЮЩИХ ВСТРЕЧАЛИ ДОБРЫЕ И СЛАВНЫЕ ГОРОЖАНЕ И РАБОТНИКИ МУЗЕЯ
Знаменитый Святой Ключ – водные ворота города Нижнекамска — ведет свою историю с 1666 года.
С древних времен бытует сказ о том, как мусульманин Магомет обнаружил здесь икону Святителя Николая Чудотворца. С этого времени родник, названный Святым, стал местом поклонения для мусульман и православных. По мусульманскому преданию здесь же находилась могила булгарского имама, проживавшего в святости. Над могилой был камень с арабской вязью, но он, к сожалению, исчез, а сама могила постепенно забылась. На склоне горы имам вырыл пещеру, в которую можно было проникнуть ползком, рядом выдолбил бассейн для принятия целебных ванн, в который пустил прозрачную воду из источника. Над пещерой соорудил часовню, хорошо видную с реки.
Христиане же верят, что на Святом месте нашли Икону Святителя Николая Чудотворца. Итогом стало то, что люди сошлись в едином мнении насчет святости так называемого Красного Ключа.
Родник этот действительно живописен и красив!!!
Своим потоком образует он целый каскад настоящих водопадов на склоне горы!
ТЕТЮШСКИЕ МОНАСТЫРСКИЕ ВОДОПАДЫ
Оказывается, что и у нас в Татарстане есть настоящие водопады, которые (хотя и не большие) не уступают Береснятскому водопаду на Немде. И при этом ехать туда от города Казани намного ближе, чем в Кировскую область.
Рассказал нам про эти водопады легендарный Виталий Павлов (т/к Рафт), который посетил те места ещё на студенческой практике. По его словам около села Монастырское в Тетюшском районе РТ есть несколько оврагов (в том числе Монастырский овраг), по которым стекают родниковые ручьи к берегу Волги. Там, на некоторых крутых уступах, рождаются настоящие водопады, причем высота самого большого – 7 метров! А это для наших средних широт, согласитесь, не так мало!
Конечно, кто разок видел сверхмощный водопад Учар – тысячетонный горный поток, падающий с высоты 130 метров (Алтай) – то может даже не взглянуть на местное чудо природы. Но мы водопадами не избалованы, поэтому решили навести справки про эти края, тем более, что в планах у нас провести день рождение Кочующих в Тетюшском районе!
ССЫЛКИ И СТАТЬИ ПО ТЕМЕ ТАТАРСТАНА:
ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА КАЗАНИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ МЕСТА ТАТАРСТАНА - ТУТ!
ИЗУЧЕНИЕ ПЕЩЕР В ТАТАРСТАНЕ - ТУТ!
ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ ПО ТАТАРСТАНУ - ТУТ!
________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Ссылки на сайты и ресурсы указаны в каждых статьях, в которых рассказывается про данный объект (см. ссылку).
Авторы и источники фото также указаны в соответствующих статьях.
- Татарстан:
- Тэги:
- достопримечательности,
- Ютазинский район,
- Чистопольский район,
- Черемшанский район,
- Тюлячинский район,
- Тукаевский район,
- Тетюшский район,
- Татарстан,
- Спасский район,
- Сармановский район,
- Сабинский район,
- Рыбно-Слободский район,
- Пестречинский район,
- памятник природы,
- памятник истории,
- памятник архитектуры,
- Нурлатский район,
- Новошешминский район,
- Нижнекамский район,
- Муслюмовский район,
- Мензелинский район,
- Менделеевский район,
- Мамадышский район,
- Лениногорский район,
- Лаишевский район,
- Кукморский район,
- Камско-Устьинский район,
- Кайбицкий район,
- Казань,
- Зеленодольский район,
- Заинский район,
- Елабужский район,
- Дрожжановский район,
- Высокогорский район,
- Волга,
- Верхнеуслонский район,
- Буинский район,
- Бугульминский район,
- Балтасинский район,
- Бавлинский район,
- Атнинский район,
- Арский район,
- Апастовский район,
- Альметьевский район,
- Алькеевский район,
- Алексеевский район,
- Актанышский район,
- Аксубаевский район,
- Азнакаевский район,
- Агрызский район
- 29468 просмотров
Комментарии
обширная тема!
тема очень обширная!
конечно, будет продолжение и рассказы про географию Татарстана,
про самые красивые места и уникальные памятники истории!
пишите - кому интересно!
Отправить комментарий