Древние городища Булгарского и Казанского царств
Краткое Предисловие из книги К. И. Невоструева «О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств»
Царство Волжско-Болгарское—колыбель Дунайских Булгар — и заступившее его место Казанское, существуя, может быть, более тысячи лет, с V до XVI века по Рождестве Христовом, занимая северо-восток нынешней России, т.е. более или менее губернии Казанскую, Вятскую, Уфимскую, Симбирскую и Самарскую, как само по себе, так и по отношению к древней Руси, должно быть для нас вполне интересно. Уже в глубокой древности мы видим здесь значительную цивилизацию, особенно развившуюся при сношениях с Востоком, видим процветающия искуства, торговлю, грамотность, битие монеты и т. д. На это указывают развалины Булгара на Волге, главнаго города этого царства, и некоторых других его городов, надписи на памятниках, и разныя вещи, находимыя в раскопках его курганов и городищ. Об этом прямо говорят Арабские географы и путешественники, с X века посещавшие землю Волжских Булгаров —Ибн Фоцлан, ибн Гаукаль (оба в X веке), Абу Гамид Андалузи (в XII веке) и некоторые другие.
Припомним наконец слова о сих Болгарах воеводы Добрыни к св. Владимиру, просветителю России, сказанныя после одержанной над ними победы: «оже вси в сапозех, сим дани нам не даяти (т.е. дани они платить нам не станут), лучше пойдем искать лапотников».
ССЫЛКИ НА ДРЕВНИЕ ГОРОДА ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ БУЛГАРИИ:
ЧОРТОВО (ЧЁРТОВО) ГОРОДИЩЕ ОКОЛО ЕЛАБУГИ.
ДЖУКЕТАУ - ДРЕВНИЙ ГОРОД НА БЕРЕГУ КАМЫ.
КАРТА ДРЕВНИХ БУЛГАРСКИХ И КАЗАНСКИХ ГОРОДИЩ
В Русских летописях различаются:
1) Булгары на Волге, 2) Булгары Серебряные или Нукратские, жившие на Каме или Вятке, 3) Булгары Тимтюзи, вероятно, смежные с предыдущими и 4) Булгары Черемшанские на реке Черемшане (Самарской губернии).
Хвалисы, жившие при Каспийском море, были отдельный, хотя и единоплеменный с Булгарами народ. В 922 году Булгары приняли магометанство, но видно и то, что христианство как прежде, так и после этого времени проникало в Булгарию. Язык этих Булгаров был собственно Турецкий, смешанный с Славянским, как говорят вышеупомянутые Арабские путешественники и выводят наши ориенталисты. По сказанию тех же путешественников, царь Булгарский имевший свою резиденцию в Булгаре на Волге, имел несколько подвластных себе царей, которые на аудиенциях находились при нем, как приближенные. Как путешественники и географы Арабские, так и наши Русския летописи у Булгар указывают довольно городов: Ашли, Челмат, Собекул, Арнас, Жукотин, Кременчюк, Басов, Исбил или Исбол, Сивар, Бряхимов.
Древние городища Булгарского и Казанского царств
В 1236 году Татары, вторгшись в эту Булгарию, положили конец Булгарскому царству, отселе вошедшему в состав Золотой Орды. При раздиравших Орду междоусобиях в половине XV века построена была нынешняя Казань и сделалась столицею независимаго от нея, самостоятельнаго царства Казанскаго, которое таким образом основалось как бы на развалинах прежняго Волжско-болгарскаго, магометанскаго же царства и служило продолжением его. От многих из вышеупомянутых древних Болгарских и поздних Казанских городов, конечно, остались развалины и как городища вошли они в наше обозрение: но мы не могли признать эти городища за тот или другой исторический или неисторический город и открыть подлинныя названия сих мест. Потому что а) с разрушением самых городов предание давно утратило собственное название их, и еще более потому, что впоследствии случайно даны им совсем другия, Русския названия (Костычевское, Саввино, Крестовое, Чертово городища,—см. описание их), много сбивающия с пути изследователя.
Древние городища Булгарского и Казанского царств
1. Великий Булгар на Волге
Столицею Волжско-Булгарскаго царства служил город Булгар на Волге в Казанской губернии, Спасскаго уезда, в 125 верстах от Казани и в 6-ти от Волги, верстах в 30 ниже впадения в нее Камы, где ныне находится село Успенское с развалинами этого города. Основание Булгара теряется в отдаленной древности. Татарския летописи, впрочем, большею частно исполненныя баснями, между прочим построение его приписывают Александру Македонскому, творцу всех древних городов в Азии, как замечает г. Савельев*. Во всяком случае, достоверно известно, что Булгар на Волге существовал уже и был столицею царства в первой половине X века. В 309 г. гиджры (921 по Р Хр.) Булгарский царь Алмас, имевший свою резиденцию в означенном городе Булгаре, решившись принять или уже приняв магометанскую веру чрез посольство свое в Багдад к калифу Муктедиру, просил прислать к нему людей, сведущих в мусульманском законе, и художников для постройки мечети и крепости. Калиф послал к нему в Булгар Соусена эль-Раси и Ахмеда ибн-Фоцлана.
В столице этого царя, говорит Ибн-Фоцлан, мы видели такое множество удивительных вещей, что и перечесть невозможно, город примерно отстоял от реки Ителя (Волги) на парасангу (версты 4). После Ибн-Фоцлана был в Булгар на Волге около 970 г. много странствовавший и любознательный купец из Мосуля Ибн-Гаукаль, в своем «Землеописании» также сообщающей нам довольно о нем известий.
В это время город Булгар имел в себе до 10 т. жителей, дома здесь строили искуснее, чем в Итиле (Астрахани), хотя не было таких высоких минаретов при мечетях и каменного дворца, как в Итиле изб, обыкновенно деревянных, считалось не много более пяти сот. Из этого числа домов и жителей нельзя впрочем заключать о незначительности города: потому что Ибн-Гаукаль видел Булгар после разорения его Руссами в 968 г. и имел в виду только уцелевшую часть или центр города из настоящих домов, не упоминая о подвижных жилищах, кибитках и юртах, обыкновенно окружавших тогдашние Волжские и Азиатские города.
В начале XI в. до свидетельству Абу Хамеда Андалузи, также бывшаго в Булгаре, город был обнесен дубовыми стенами**. Развалины Булгара посещали и описали многия знатныя и ученыя лица. Сколько известно, Петр Вел. первый обратил царственное внимание на эти развалины. В 1722 г. во время Персидскаго похода, плывя Волгою из Казани в Астрахань, он осмотрел бывшую столицу Волжских Булгар и отдал приказ о поддержании и предохранении от рарушения клонящихся к тому зданий.
Древние городища Булгарского и Казанского царств
2. Городища Майнское, Кокрышское, Балымерское и Уткинское по pp. Утке и Майне
Верстах в 15-ти от Булгара на Волге к югу протекают две реки, Утка и Майна, параллельно одна другой идущия, но в устьях соединяющиеяся и обе впадающия в Волгу. На этих двух реках было четыре городища или укрепленных места: 1) Майнское 2) Кокрышское, 3) Балымерское и 4) Уткинское. Все они — Казанской губернии, Спасскаго уезда.
Мы имеем сведения о них из двух древних актов: а) из памяти Макарию Кисловскому 167 (1653) года Марта 31 о бывших по вышеозначенным двум рекам Майне и Уткге за Патриаршим Домом рыбных ловлях, земли и покосах, которые теперь велено было отдавать в оброк охочим людям**, и в) из отводных книг Казанца Баракова и при нем подъячево Чередеева по наказу от Казанских воевод в апреле 176 (1668) года об измерении и описании земли до рекам Майне и Утке, особенно же старых городищ, валов, осыпей и бывших крепостей, с тою целию, чтоб отдать сии земли под поселение и в надел пленной (после Польской войны) Польской шляхте полковнику Гаславскому с прочими, а бывшия городища и всякия крепости обновить***. В памяти пишется: «меж рек Майны и Утки 1) Майнское городище, в длину сажень в пятьдесят, поперек сажень с сорок». По Подробной карте Российской Империи, сочиненной при собственном Его Императорскаго Величества депо дает, на карте ХVIII здесь означен Городок от Булгара на Волге ло прямому направлению верстах в 20-ти на юге; см. и его на приложенной при сей карте городищ. «Меж Утки и Болгарскаго городища (Булгара на Волге)—продолжает память—пашенной земля на 4200 чети и вверх той пашенной земли стоит 2) Старое Татарское городище близко Утки реки, словет Кокрышское (в той же Подробной карте оно названо: Козмодемьянское, Кокрятское городище тож, верстах в 8 от Майнскаго городища на СВ. См. карту городищ), а ныне на том городище варят селитру про государев обиход, а того Кокрышскаго городища по мере в длину на полверсты, поперек тож.
А едучи от того Селитреннаго городища к Волге реке, по одной стороне подле Утки реки на низ хоромной лес длины 3 версты, поперек полверсты, да в отменой пашенной земле два озерка небольших круглых длиною по сту сажен, поперек по 70-ти сажен —а переедучи ту отменную пашенную землю на высокой горе 3) Татарское Балымерское городище (в вышеозначенной Подробной карте оно стоит под сим же именем Балымер, см. на карте городищ —от Кокрятскаго городища верстах в 15-ти на СЗ). в длину того Балымерскаго городища на 300 сажен: поперек на 250 сажен. От Волги версты с две, а от того Балымерскаго городища версты с четыре, близко Утки реки другое 4) Татарское городище словет Утинское (чит. Уткинское, как в других местах), а около того городища ров, глубиною в сажень, а по мере того селища (т. е. как из последующаго видно, бывшаго тут села, Никольскаго-Полянки, см. на Подробной карте Рос. империи, и на нашей карте городищ) в длину на 70 сажен и поперег на 40 сажен. От Болгарскаго городища и до Балымерскаго городища хоромнаго сосноваго лесу и с бортными ухожаи на 12 верст, поперек 4 версты».
СЕВЕРНЫЙ МАВЗОЛЕЙ В БУЛГАРАХ
3. Городища Кандалинское, Чибашское, Камкинское и Билярское по pp. Кандале и малому Черемшану
Все эти городища более или менее удовлетворительно описаны в 1770 г. капитаном Рычковым в его Журнале или Дневных Записках путешествия по России стр. 3—24. Первое (Самарской губернии, Ставропольскаго уезда, см. на карте городищ) находится на высокой горе при речке Кандале, впадающей в Майну, против самаго села Кандалы, стоящаго на другой стороне речки. От Кокрякскаго городища это будет верстах в 15 на юг. Городок укреллен или обнесен с трех сторон двумя крутыми валами, отделенными один от другаго довольно глубоким рвом, в виде дуги или точнее скобы с немного закругленными углами, так что оба конца его упираются в крутизну горы, на которой он стоит. У Рычкова приложении вид его с масштабом. Окружность городка, определяемая сими валами, составляет 300 сажен. По преданию туземцев это было Болгарское жилище. Далее по дороге к пригороду Билярску, верстах в 15 от Кандалинскаго городища, при Татарской деревне Старый Боран (Казанской губернии, Спасскаго уезда, см. на карта городищ) в густом лесу такой же и в ту же меру городок, укрепленный валами, а в 4-х от него верстах еще третий, с двойными валами, и недалеко от него четвертый. В 15 от них верстах, а в 3-х от Татарской деревни Чибаш (того же уезда, см. на карте городищ) такое точно, как Кандалинское в виде, дуги или скобы укрепление, обнесенное тремя высокими валами и тремя глубокими каналами. Концы их обращены к речке Чибаш, за коей—места болотистыя. Широта городка 86 саж., а длина 91 саж., внутри—бугры из краснаго кирпича и белаго джкаго камня, показывающее, что тут были здания. Эти признаки зданий находятся и вне укрепления на большое пространство. Приложен вид и этого городища. Верстах в 15 от него по той же Билярской дороге при Татарской деревне Камкиной (того же Спасскаго уезда, см. на карте городищ) на берегу малаго Черемшана на верху крутой горы, находится также городок, представленный на рисунке Рычкова. Своею дугообразною Формою он совершенно похож на предъидущия, укреплен валами и рвами, в окружности более 300 сажен, а высоты валы, считая и с глубиною рва, около 3 сажен, и сверх того хорошо защищен и укреплен самою природою; внутри его также довольно дикаго камня и кирпича. В 20 отсюда верстах —пригород Билярск (Казанской губ., Чистополескаго уезда, см. на карте городищ) близ малого Черемшана, стоящей на развалинах обширнаго Болгарскаго города, втораго по Булгаре на Волге, от котораго он отстоит по прямой линии на восток верстах в 70. Город обнесен тремя высокими валами и тремя глубокими рвами, во время Рычкова хорошо еще сохранявшимися: первый вал в окружности более 12 верст; потом на довольное разстояние, наполненное каменными развалинами, другой вал; последний вал, более прочих укрепленный, вероятно заключал замок или Кремль города,—и Рычков среди других развалин в центре его видел большой каменный столп из краснаго кирпича и дикаго камня, не смотря на всегдашния расхищения их, имевший тогда высоты более 5 аршин, толщины 7, а в окружности 24 аршина.
ВОСТОЧНЫЙ МАВЗОЛЕЙ В БУЛГАРАХ
4. Городище близ Тетюш.
В Казанских писцовых книгах Семена Волынскаго 7156 (1648) года** л. 343 об. после города Тетюш (ныне Казанской губ.) пишется «Государево дворцовое село Федоровское, Новый Усад тож, на реке Улеме (к северу от Тетюш верстах в 7-ми, см. на карте городищ, село Федоровку). Того села полянка подле реки Машновки, да за нею полянка подле чернаго леса и по речке Городище и вверх до пустоши Городища Татарскова 125 десятин». И затем о самом этом городище: «тогож села пустошь Городище, что бывал городокТатарской на речке Городище» (см. оное на карте городищ). В переписных книгах Казани с городами 125 (1617) года*** на л. 1375 в дозорных книгах поместным и порозжим землям около Тетюш 127 (1619) года между прочим пишется: «сказали старожильцы Тетюшские: Государева дворцоваго села Федоровскаго, что под Тетюшами крестьяне владеют сенными покосы на диком поле до реки до Брусянки а от Брусянки до Татарскова старого городища, без дачи, на 15 верст и больши в длину; тогож села Федоровскаго Мордва владеют сенными покосы, без дачи, на диком поле по Татарскому старому городищу и за городищем будет на столько же (?), что владеют крестьяне села Федоровскаго».
В отдельной статье о городе Тетюшах**** неизвестный автор, исторически показав. что построение Тетюш Русскими по взятии Казани для утверждения Русскаго там владычества надобно относить к 1565—1575 годаы, замечает: «впрочем нет никакого сомнения, что на месте, где ныне стоит город Тетюши, и в самыя древнейшия времена находилось какое нибудь поселение. Действительно, есть предание, что на месте Тетюш находился какой-то Болгарский город, и в нем, также как и в самой Болгарской столице (развалины которой лежат в 18-ти верстах от Тетюш), был выстроен высокий столп или башня, служившая телеграфами между столицею и этим городом.
На северной стороне за Тетюшами указывают даже неясные признаки когда-то существовавших укреплений». Затем автор, излагая разсказ летописи о нападении в 1181 году Вел. Князя Всеволода Юрьевича на столицу Болгарскую и о скороподанной ей помощи от Болгар Тимтюзей, этих Тимтюзей хочет отожествить с Тетюшами, и отсюда вывесть, что город Тетюши был Болгарский город.
Симбирской губернии и уезда Симбирскаго, в 35 верстах от Симбирска, находится в 2 верстах от Волги старое село Ундоры, принадлежащее ныне. А. П. Языкову (см. на приложенной при сем карте городищ). По преданию Ундоры первоначально было селение Татарское, и у некоторых крестьян его доселе, сохраняются Татарския фамилии или прозвища.
Место это посетил в 1636 г. и в своих записках передал от Русских конечно слышанное для нас важное известие о нем знаменитый Олеарий, плывший от нас в Персию рекою Волгою. 19 августа был он у острова Старицы (на Волге повыше Ундор) и против него на правом берегу Волги набрал несколько круглых камней (коими берег был устлан) в разломе с звездообразными Фигурами серебристаго и золотистаго цвета, содержащих серу и селитру. «Затем, говорит, мы достигли до зеленой, прекрасной площадки, на которой некогда находился Татарских город Унеровска гора (Unerofska gora); здесь погребен один знатный Татарин, котораго Татары считают за святаго и к гробу его и теперь еще ходят на поклонение окрсет живущие Татары.
Место это от Тетюш лежит в 65-ти верстах». Очевидно, что Unerofska gora или сам Oлеарий при переписке своих записок или в типографии при издании их ошибкою поставили вместо Undorofska gora—Ундоровска гора, и что здесь именно разумеется вышеозначенное село Ундоры, стоящее на горах, именуемых Ундорскими. В дачах села Ундор и доселе обилует горючий сланец и серный колчедан серебристаго и золотистаго видов.
И так здесь различаются три городища: Середнее Ундоровское, где теперь село, Старое Середнее (чит. Нижнее) и Верхнее Ундоровское городище.
МАЛЫЙ МИНАРЕТ И ХАНСКИЙ МАВЗОЛЕЙ В БУЛГАРАХ
6. Симбирское городище
Симбирское городище находилось не на правой стороне Волги, где ныне Симбирск, а на левой, верст 13 ниже нынешняго города Симбирска, в Самарской губернии, между селами Красным Яром и Кайбелою. В писцовых книгах Казанскаго уезда Ивана Болтина 7111 (1603) года, хранящихся в Московской Межевой Канцелярии под № 332, на л. 55 об. так описывается один Татарский бортной ухожей, данный еще в 1597 г.: «за князь Яковом (новокрещенным) по выписи с Казанской дачи 105 (1597) года, что было за отцем его бортной ухожей и бобровые гоны и рыбные ловли за рекою Камою, и по реке Волге на Нагайской стороне по Самарской дороге ниже Тетюш, по Майне реке Алтыбаевский луг по речке Уреню по вершине да к малому бору, а от малаго бору по верхней бор и дубровник и по Волгу реку, а по Волге реке на низ от Майнскаго устья нижняя межа по Красной Яр, повыше Синбирскаго городища». Следовательно самое городище было несколько ниже Краснаго Яра. Дети этого новокрещенаго князя Якова Асанова, Казанцы князь Степан и князь Яким Асановы в 7189 (1681) году продали Казанцу же Федору Зеленому эту «родовую свою вотчину от Майнскова устья по Красной Яр и по Синбирское городище, рыбные ловли и бобровые гоны и пр.,— и Зеленый, очищая ее от посторонних вступщиков, просил из Казани выписи на нее из писцовых книг», каковая и дана ему из Казани с означенных писцовых книг Болтина в тех самых словах о Синбирском городище, которыя мы привели выше*. Олеарий, ученый Голштинец, путешествовавший по России в царствование Михаила Феодоровила 1636 г. и тщательно описавший виденныя те местности, плыл от нас в Персию Волгою. В описании сего пути он говорит, что лежащая на правой стороне Волги Синбирская гора (Simberska gora) получила свое имя от прежде бывшаго города, разореннаго Тамерланом, но на карте самую эту гору (Simberska) полагает не на правой, а на левой стороне Волги ниже Ботмы реки, в том именно месте, где по писцовым книгам Болтина значится Синбирское городище. У Олеария при этом следующим образом очерчен, может быть, вид остававшихся еще здесь здание крепости**. Замечательно еще, что лет через 30 после Олеария, именно в 1668 г. путешествовавший по Волге Голландец Стрейс эту Синбирскую гору прямо указывает на левой стороне Волги.
7. Арбухимское и другия городища.
На следуюнцй день, как Олеарий проплыл мимо Симбирскаго городища (Simberska gora), 22 августа, пишет он, «мы переплыли через три мели, одну перед горою, а две другия позади горы Арбухим (Arbuchim), лежащей на правом берегу (Волги). Гора эта удержала имя свое от города, который когда-то находился на ней». Это было писано в 1636 году. Тоже писал в 1668 г. другой путешественник Голландец Стрейс: «из Казани продолжая плавание вниз (по Волге) прошли мы 23 июня мимо развалин городов, разоренных Тамерланом,— Симбирской горы (см. выше), и Арбухима, стоявшаго некогда на горе сего имени»*. Переводчик последняго путешествия напрасно считает Арбухим за упоминаемый в наших летописях Бряхимов. Он находился в известной по актам XVII в. Арбугинской волости, лежавшей по Волге ниже нынешняго Симбирска на правой ея стороне и состоявшей из сел Панскаго, Криуши, Шиловки, Тушны и Ключищ (см. приложенную при сем карту городищ). Арбугины горы значатся уже в одной грамоте 1631 года**, данной Тетюшскому Покровскому монастырю «на монастырския воды—на озеро Белое по конец Арбугиных гор на луговой стороне (Волги) против Косломскаго яру, да на горах озеро Торопово, озepo Подгорное, озеро Княгинка... да две волошки Щучья и Криушa»***. Эти Арбугинския горы, без сомнения, суть выдающаяся по берегу Волги массы Тушнинских и Шиловских гор. Высшая точка их, так называемая Шиловская Шишка, выдвигается высоким конусом, имея над Волгою до 85 сажен высоты****. В 7173 (1665) году по указу царя Алексея Михайловича заведена здесь, на Арбугинских полях, десятинная пашня и построены на тех пашенных полях дворцовые волостные беглые крестьяне*****. В переписных книгах Семена Нестерова 7186 (1678) г. эту Арбугимскую волость, имевшую свое особенное управление, составляли вышеупом. пять слобод: Кременская, Шиловская и др., в коих оказалось 333 двора крестьянских и 266 бобыльских; они пахали на Великаго Государя по 130 десятин в поле, а вдву потомуж******. Соображая теперь слова Олеария о города Арбухиме, стоявшем на горе сего имени, мы должны принять, что он стоял на месте городища близ села Криуш, в 30 верстах от Синбирска и в 20 от Сингилея, на берегу Волги*******. Вот что благосклонно писал нам об этом городище о. благочинный и протоиерей гор. Сингилея К. С. Базилевский в прошлом 1870 г.: «близ Криуши на высоком утесе, по известию ко мне священника сего села, еще и теперь видны развалины городка, на берегу реки Арбужки, впадающей в Тушонку. Крестьяне разсказывали ему (священнику), что на этом городке находили прежде много металлических вещей, относящихся к оружию, украшешю женщин и лошадей, а также вырывали и выпахивали на этож месте много глиняных вещей, но ничего этого не сохранено до их невежеству. В этом городке недавно найдены и древния, медныя и серебряныя монеты, круглыя с Татарскою надписью и треугольныя, несколько из них отправлено в Моск. Археологическое Общество.
8. Городища на pp. Бушуйке и Черемшане
Прямо против города Сингилея на другой, левой стороне Волги лежит пригород Белый Яр (Самарской губ., Ставропольскаго уезда); вниз по Волге в семи от него верстах впадает в эту реку небольшая речка Бушуйка, а за нею (в десяти верстах от Белаго Яра) река большой Черемшан. По течению той и другой реки были Татарския городища.
В помянутых Межевых книгах Ив. Лосева вотчинам бывшаго князя Меншикова в Казанском и Симбирском уездах 1710 г.* л. 194 пишется: (межа начинается) «от реки Волги от устья речки Бушуйки вверх по ней 900 сажен от речки вправо подле угору, по залив вешней воды, до граннаго дуба 300 саж., (речка Бушуйка от него в правой стороне, а озеро Чертаны впереди в левой стороне в 39 саж.), от того дуба подле того и угору до другаго дуба (что на угорке против озерка с левой стороны в 22 саж.) 674 саж., отсюда прямо по томуж угору и увалу до осокори (что от Камышева озера в 10 саж.) 324 саж., от осокори по томуж увалу прямо подле Камышова озера до осокори ж 195 саж. отселе прямо по томуж увалу 217 саж. поставлен столб с гранью, а от того столба прямо по томуж увалу до Татарскова городища (что от межника в левой стороне в 18 саженях) 265 сажен, да потомуж увалу прямо мимо того Татарского городища до граннаго дуба и ям межеванья стольника Петра Бестужева-Рюмина, который написан у другова Татарскова городища у валу во рву 258 саж на валу от дуба немного влево старая яма подновлена, а то городище на берегу реки старой Бушуйки в левой стороне, а от того дуба и ям через валы тою городища подле речки Бушуйки до Белоярской дороги в степь 130 сажен»...
Мы с намерением буквально выписали все это место, дабы дать возможностьнайти по признакам эти два (или одно и тоже) Татарския городища, потому что сами при всех стараниях, добиться таковых сведений не могли, и только приблизительно поставили это городище на нашей карте городищ. Далее в тех же переписных книгах л. 215 и след. пишется, что в 1706 году по указу Великаго Государя из Казанской Губернской канцелярии в Черемшанской волости (т. в. на реке большом Черемшане) поселены села Никольское Черемшан тож на р. Черемшане, Богородское Грязнуха тож, на речке Грязнухе, Архангельское Городище тож на реке Черемшане и речке Городище и еще некоторыя другия.
Из них село Архангельское (верстах в 25 от Белояра на СВ. за р. Черемшаном Самар. губ. Ставроп. уезда; см. на карте городищ) названо Городищем по остаткам бывшаго здесь, конечно, Татарскаго городища. «В семи верстах от деревни Бирля, говорит об этом месте Лепехин**, находится село Городище котораго наименование происходит от остатков земляным валом обведеннаго не большаго пространства, на подобие крепостцы; а кем и для какой причины сделано сие укреплеюе, спроведать не могли». Тоже пишет и Паллас***: "на южной стороне (от села Никольскаго на Черемшане), находится деревня Городище называемая, при которой видны еще нарочито высокие остатки крепкаго и как-то сказывают Татарскаго шанца на самом берегу Черемшана находившегося; и так думать должно, что оная деревня по нем проименована».
В 1652 г. сделана так называемая Закамская черта или оборонительная линия с городами, острогами и всякими засечными, земляными и деревянными крепостями от реки Волги до р. Ика и до Камы, в которую впадает Ик.
Древние городища Булгарского и Казанского царств
9. Городища на Самарской Луке близ селений Усолья, Валов и Шелехмети, между Переволокой и Печерским и Костычевское.
Самарская Лука в юго-восточной оконечности Симб. губернии, состоящая из кряжа гор, омываемых Волгою, есть замечательнейшая местность в Российском государстве. (См. карту городищ). Доселе Волга стремительно текла с севера на юг, но здесь встретила она выступивший поперег ей громадный оплот гор, должна была уступить исполину, обогнула его на восток, дав крюку верст на 200 (тогда как по прямому направленнию чрез эти горы в иных местах считается от 25 до 30 верст), и затем потекла опять прямо на юг до Каспийскаго моря. По этой самой излучине Волги, в вершине коей стоит город Самара, вся местность называется Самарскою Лукою. Местность эта столько поражает своею возвышенностию, столько же дикостью и живописностью своих видов, и напоминает собою и наш Крым и Кавказ и Швейцарию Запад*****. Весьма она замечательна и в геологическом отношении, и потому издавна привлекала к себе ученых и естествоиспытателей как Русских, так и иностранных. Горы с северной и восточной стороны почти обрывом или стеною, поросшею однако лесом или кустарником, упираются в Волгу, и голые верхи их, конусообразные, часто увенчанные дикими скалами, возвышаются над уровнем Волги—Усольская Вышка до 100 сажен, Девичий Курган и Два Брата до 110 сажен, Лысая Гора до 120 сажен. Южная сторона вообще имеет отлогости к Волге, исключая Печерских и Костычевских гор, однако не столь высоких и крутых, как северныя. Центр или площадь гор отличается холмами и многими глубокими оврагами, лощинами и буераками, идущими в Волгу; северная половина ея покрыта лесами*. Таковая местность представляла много удобств для безопасности, ограждения и укрепления жилищ, а с другой стороны привлекала всякую вольницу, беглых и голытьбу, которые и безопасно могли здесь укрываться, и в тоже время наблюдать и грабить идущия по Волге суда.
IL ГОРОДИЩА ПО РЕКЕ КАМЕ И ВПАДАЮЩИХ В НЕЕ РЕКАХ
Городище Таш-Кирменское — городище на территории Республики Татарстан при впадении Меши в Каму, примерно, в 70 км от Казани, недалеко от Лаишево.
В прошлом крепость, поставленная в 1553 году марийским князем Мамич-Бердеем, возглавившим движение сопротивления (черемисские войны) после падения Казанского ханства.
Вскоре крепость была сожжена и разорена русскими войсками из-за того, что черемисские отряды нападали на сёла и деревни, доходя даже до правого берега Волги.
В жалованной грамоте Казанскому Преобра женскому монастырю на рыбныя ловли в Чертыке (большом рукаве Волги, ниже устья Камы) 1639 г.*** в межах сих ловель значатся сенные покосы деревни Епанчины, да деревни Таш-Кирмен Татар.
Деревня Епанчина стоит на большой луговой дороге из Казани в Симбирск, при впадении Меши в Каму и соседственна с помянутым Чертыком, следовательно здесь надобно искать Таш-Кирменское городище. В вышеупом. Подробной карте Росийской империи, сост. при Императорском депо, действительно показана Татарская деревня Таш-Кирмень по той же дороге в 6 верстах от Епанчина на реке Меше (Лаишевскаго уезда, см. на карте городищ) и по разсказам бывших на месте нам известно, (а путем корреспонденции сведений добиться мы не могли), что здесь доселе видны остатки городища.
В помянутое возмущение (вскоре по взятии Казани) Черемис, Чуваш, Вотяков и др. сии инородцы—Арские Татары, побережные (прикамские) и луговые Черемисы в 1553 году, как пишет летописец, поставили себе город на Меше в 70 верстах от города Казани и землею стену насыпали, хотяще тут отсидетися (т. е. сделав насыпь, хотели в ней выдерживать осаду). Отсюда они непрестанно безпокоили горную сторону набегами. Но вскоре эта Мешенская крепость была сожжена и разорена Русскими****. Нет сомнения, что эта крепость была вышеописанное Таш-Кирменское городище на реке Меше. От Казани доселе считается именно 70 верст, и отселе мятежникам легко было волновать и безпокоить горную сторону или правый берег Камы и Волги.
Он пишет, что "особенное внимание путешественников привлекает в деревне Таш-Кирмень курган, известный у татар под названием Хан-Кирмень - ханское укрепление. Этот курган находится на противоположной стороне оврага, подле самой дороги из деревни Таш-Кирмень в деревню Макаровку. В 1870 году специальное обследование этого кургана сделано А.Н.Стояновым. Курган Хан-Кирмень, по рассказам одних, основан после взятия Казани бунтовавшими инородцами, под предводительством своих старшин: Зейзета и Сарыя, по другим на нем стоял когда-то укрепленный замок..." (1895, 35).
11. Городище Чаллынское
В дозорных книгах Чаллынской пустоши, что близ Чаллынскаго городища 127 (1619) года* пишется, что "по указу ездил из Казани Григ. Кузминский по Зюрейской дороге на пустошь, что бывало Чаллынское городище близко деревни Чаллов. Для того во 128 (1618) году били челом Государю Казанские служилые Татары Ишей Хозяшев и другие, чтобы Государь в их поместье пожаловал их по Зюрейской дороге, что было изстари городище Чаллынское на речке Чаллынской вверх Мамы речки, по обе стороны, а та-де пустошь. Татарская изстари от Казансково взятья лежит впусте. А в ясашных хлебных книгах написано: прошлого 121 (1613) года дана грамота Зюрейской дороги деревни Чаллов Чувашенину Сатышу, велено ему жить по Зюрейской дороге на пустоши, что по конец деревни Чаллов. И Григорий, приехав на пустошь,взял с собою тутошних и сторонних людей деревень: Шихазды, Пимер, Мосляк, Биюрт (чит. Сиюрт), верхних Чаллов новых, и нижних Чаллов, и теми людьми дознал про тое пустошь, что бывало изстари Татарское городище и от Казансково взятья лежить впусте.
По смете на том городище пашни паханые 20 чети, да перелогу на 200 чети". Зюрейская дорога, так названная в Казанских писцовых, переписных и других книгах по селу Зюрям, на восток от Казани (см. карту городищ) шла в эту восточную сторону, направляясь и нынешнему городу Мамадыш. В Казанских писцовых книгах Сем. Волынскаго 156 (1648) года* 153 об. выше показанная деревня и сельцо Чаллы по Зюрейской дороги описываются так: "деревня Чаллы на реке Суле за служилыми новокрещены Афанасием Бурнаковым с товарищи... Сельцо Чаллы на реке Суле по обе стороны, за Кадрейком мурзою князь Камаевым сыном Смиленева". Затем пишется деревня новая Мамла—выставок (выседок) из ясашной старой деревни Мамлы на р. Мешляк. Она указывает в предъидущем акте на Маму реку. Выше, 123 об., по этой же Зюрейской дороги и на той же реке Суле пишутся сельцо Шигалеево, и выставка из него—починок Шигалеевской, село Большая Шихазда и выставка из него—Малая Шихазда, 134 сельцо Карамыш-Уланово; подле них, хотя уже не на Суле, л. 122, —сельцо Новоцаревское, 133 сельцо Шемелка, 133 село Петрицы. Все эти селения, начиная с Шигалеева, в Подробной карте Российской империи, изданной при Императорском депо (1805 г.), действительно показаны на восток от Казани на одной безъимянной речке, впадающей в Мешу, по Зюрейской дороге в 20 верстах от Казани. (См. их на карте городищ). Там же находится и помянутая в дозорных книгах 127 г. дер. Памер или Бимер. Село Большая Шихазда значится на р. Суле и в других древних актах — в отводных книгах 157 (1649) года**. И так здесь, на вышеозначенной речке, впадающей в Мешу, надобно полагать Чалпынское городище, о местоположении и настоящем состоянии котораго, хотя мы и сносились, но не получили никакого сведения. А на нынешней речке Суле, на северной стороне от Казани впадающей в реку Казанку, как она показана в некоторых картах, искать его не следует.
Когда по вятии Казани луговая Черемиса и друпе инородцы взбунтовались против Русскаго владычества и война длилась не один год: весною 1556 года посланный против них боярин Морозов с казаками, стрельцами и новокрещенными инородцами выступил к "Чаллинскому городку" и сжег его, повоевавши и побивши затем многих людей, которые встретили его на Меше***. По всему видно, что этот Чаллынский городок был вышепоказанное нами Чаллынское городище. С другой стороны можно допустить, что это было то самое место Чалли или Терберды-Чалли, довольно важное в Булгаро-казанском магометанстве, о котором пишет в своей Истории этого царства Шереф-еддин (XVI в).
12. Жукотинское городище (Джукетау).
В летописях наших неоднократно упоминается Болгарский город Жукотин. Первое о нем известие встречается в Никоновой летописи т. III, стр. 216 под 6868 (1360) годом, именно, что "сего лета из Великаго Новгорода разбойницы приидоша в Жукотин и множество Татар побиша и богатство их взяша".
Это впрочем, по сказaybю той же летописи, не прошло даром: во 1-х, в отмщение от Татар пограблены были христиане в Булгаре на Волге, во 2-х Жукотинсше князи жаловались на это разбойничество Ордынскому хану Хидырю, — и сей потребовал от Русских князей выдачи разбойников, которые и были выданы, —Когда в 1391 г. отправленный Тохтамышем царевич Бектут разорил Вятку, перебил и пленил жителей ея: Новгородцы, соединясь с Устюжанами и другими, все вместе в следующем 1392 г. поплыли на судах по реке Вятке и Каме в Болгарии, "и взяша Жукотин и Казань и пакы (т. е.далее) поидоша на Волгу и пограбиша гостей всех и тако возвратишася во свояси со многою корыстью и богатством " (там же в. IV стр. 198, 199.).
Подобным образом в 1399 г. Вел. Князь Василий Дмитриевич, услышав о взятии Болгарами Нижняго Новгорода, отправил против них брата своего Юрия Дмитриевича; но сей, не нашедши их под Нижним, двинулся далее в Болгарскую землю "и взя город Болгар Великий, и град Жукотин, и град Казань и град Керменчюк (чит. Кременчюк) и всю землю их повоева и много Бесермен и Татар побиша" (Воскрес. летоп. в Пол. Собрании Рус. лет. т. VII, ч. 2.стр. 72). Наконец под 1411 г. Никонова летопись (т, V, стр. 36, 37} говорить о битве близ нынешняго села Лыскова князя Петра Дмитриевича Московскаго с Нижегородским Данилом Борисовичем и союзниками его Болгарскими, князьями и Жукотинскими. Этот ли самый Жукотинский князь назван далее царевичем Талычею, с которым Данил Борисович ограбил город Владимир; неизвестно, а скорее—иной. За сим в летописях о Жукотине вовсе не упоминается. Вероятно, в 1431 г. он разорен вместе с прочими Болгарскими городами Федором Давидовичем Пестрым. В Никон. летописи об этом походе говорится так: "тое же весны (6939 г.) Князь Великий Василий Васильевич посылал ратью на Болгары Воложския (Волжския) и Камския князя Федора Давыдовича Пестраго; он же шед воева их и всю землю их плени".
ПЛАН ГОРОДИЩА ДЖУКЕТАУ
По некоторым из выписанных мест можно заключать, что город Жукотин находился на Каме. Но несправедливо Карамзин (Ист. Гос. Рос. т. IV прим. 396) вслед за Татищевым принимает его на устье Камы*.
Древние акты ясно указывают этот город на Каме совсем в другом месте. В Казанских писцовых книгах Сем. Волынскаго 156 (1648) года** л. 121 об. пишется "по Нагайской дороге село Новое Никольское Жукотино тож в вотчине за Саввою Тимофеевым сыном Аристова, у речки Жукоти. В выписи с межевых
* Татищев говорит: суть же и еще (Болгарские) города великие видимы, яко на устье Камы на луговой стороне Жукотин, сказывают великие развалины были, на нагорной стороне ниже Камы верст с пять был город Ашла (или Ошель); в Симбирском уезде близ села Ташла на горах сказывают не малое здание города Ташлы, о котором, в летописи упоминается (Татищева История Российская, Москва 1769, кн.1 ч. 2, стр. 351). Известия эти, несостоятельныя с одной стороны, с другой замечательны. Когда Татищев при устье Камы указывает развалины города: то действительно здесь надобно полагать хотя не Жукотин, но другой какой-нибудь Болгарской город. Ашли или Ошел Татищев в другом месте (кн. 3 стр. 515 прим. 606) определеннее полагает ниже устья Камы на правой стороне верстах в семи, котораго остатка видимы и имя в ламяги хранится. Здесь ныне село Кирельское при устье Кирелки (см. карту городищ). Действительно, по сказанию летописи, город Ашла должен быть на Волге ниже устья Камы (Карамз. Истор. Гос. Росс. III, 107 и прим. 187). Нельзя принять и Симбирскую Ташлу за упоминаемый в летописи город. Но все эти три места, указываемыя Татищевым, надобно принять к сведению, тщательнее изследовать по актам, преданию и остаткам, или развалинам их —и тогда может быть получится хороший результат.
13. Елабужское Чертово городище.
Вятской губернии, близ уезднаго города Елабуги, верстах в двух или менее от него на высокой горе (25 отвесных сажен от подошвы) при Каме, находятся остатки древняго укрепления или города, известнаго в народе под именем Чертова городища (см. карту городищ).
О нем мы имеем известия летописей Татарских и Русских письменные документы: из первых во всяком случае видна древность городища. Шереф-еддин, бен Хисам еддин, Булгарский писатель, писавший в половине XVI в., в книге своей "Булгарская летопись", говоря о проповедниках магометанства между этими Булгарами, вот что пишет о начале и судьбе Елабужскаго городища: "с северной стороны от реки Белой* на устье реки Туймы**, вышел из Суддума то есть Алабуги (Суддум на Юнанском языке значит Алабуга, т. е. рыба—окунь: это был большой город, его основал Искандер Зуль-карнейн; ныне он точно также, как и Булгар, разорен Аксак-Тимуром). Из этого (говорю) города вышел Акбаш-ходжа, одын из величайших Булгарских последователей (т. е. Магомета), отличавшийся превосходным знанием Корана". И в последней главе о могилах знаменитых шейхов в Булгаре сказано: в Алабуге находится гроб Амлян-ходжи***.
В этой выписке из летописи два курсивом набранныя слова: Суддум и Юнанский, представляющия особенную важность, мы привели по Татарскому подлиннику. Первое гг. Березин и Вельяминов-Зернов, нам кажется, несправедливо приняли за Содом. Магометанам Содом не был хорошо кзвестен и с еврейскаго отнюдь не означал какую нибудь рыбу, а сожжение****. Вместо: на Юнанском —те же гг. Березин и Вельяминов-Зернов поставили — на Греческом языке. Хотя известно, что юнанами Восточные народы действительно называют Греков*****, но на Греческом языке рыба окунь отнюдь не называется суддум и никакого такого или подобозвучнаго слова там нет. Потому, оставив Юнанский без перевода, мы предоставляем филологам решить, какой народ или племя разумеется здесь под Юнанами, о коих и впереди еще будет речь. Осноование города приписывается Искандеру Зуль-карнейну, т. е. Искандеру Двурогому.
Так восточные народы называют завоевателя вселенной Александра Манедонскго******. ему они имеют обыкновение приписывать построение древних и важных городов, начало коих теряется во мраке времен. Указание на Александра Македонскаго во всяком случае показывает древность Елабуги*******.
В русских исторических хрониках город начинает упоминаться с 1164 года (Лаврентьевская летопись) под названием Великий Город. С XII века являлся столицей Волжской Болгарии. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 году, когда во время монгольского нашествия город был разграблен и сожжён.
Городище расположено на ровном плато, понижающемся в направлении реки Малый Черемшан. Поверхность городища пересекают две речки — Билярка и Елшанка (обе — левые притоки реки Малый Черемшан). Городище имеет подквадратную форму, ориентированную углами по сторонам света и состоит из четырех концентрически вписанных друг в друга частей: цитадели, внутреннего города, внешнего города, посада.
Цитадель, расположенная в центре внутреннего города, была огорожена деревянной стеной толщиной до 10 м и занимала площадь прямоугольной формы, имеющую размер около 200 000 м².
Внутренний город имел подквадратную форму. Его площадь, вместе с укреплениями достигала 1 306 000 м² (без укреплений — 1 160 000 м².). Укрепления внутреннего города состояли из двух линий валов с дополнительными деревянными сооружениями сверху. Протяженность основной линии валов составляет 4800 м. Дополнительная линия валов, недостроенная на некоторых участках, имеет протяженность 5400 м. При строительстве укреплений были использованы в качестве рвов русла речек: Билярки — с юго-западной стороны, Елшанки — с северо-восточной стороны.
Внешний город был окружен тремя линиями валов и рвов. Особенно хорошо они сохранились в восточной части городища. Протяженность внутренней линии валов составляет около 9125 м. Протяженность средней линии валов составляет около 9400 м. Протяженность внешней линии валов составляет около 10200 м. Площадь внешнего города с укреплениями составляет 4 896 000 м². (без укреплений — 3 741 000 м².).
Посад расположен вокруг городища. С северо-западной и юго-западной сторон перемежается пригородными кладбищами (Билярские могильники I, III, V).
Общая площадь Билярского городища вместе с укреплениями составляет 6 202 000 м². (без укреплений — 4 901 000 м².).
С учетом посада площадь комплекса составляет около 8 000 000 м², что позволяет относить его к крупнейшим городам средневекового мира.
Сувар — город Волжско-Камской Булгарии, который был основан племенем суваров примерно в IX веке и существовал до 1236 года. В Сувар были развиты ремёсла и торговля (с Ираном, Хорезмом, Византией, Русью, Грузией), чеканилась (10 в.) монета. Население занималось также земледелием и скотоводством. В сочинениях восточных авторов он упоминается, наряду с городом Болгаром, еще в 920-х годах.
По сведениям арабского географа Абу Заида ал-Балхи, в Суваре, количество жителей которого достигала 10 тысяч человек, находилась «главная мечеть».
Правители Сувара Талиб ибн-Ахмад и Мумин ибн-Ахмад вплоть до 970-х годов чеканили свои собственные монеты. Данный факт свидетельствует о том, что Сувар с момента своего возникновения и практически до конца Х столетия являлся центром обособленного княжества – эмирата, политически не зависимого от Болгарского.
Городище Сувар, ставшее известным в исторической литературе благодаря исследованиям Шигабутдина Марджани и Гайнутдина Ахмарова, подвергалось лишь эпизодическим раскопкам. В 1933–1937 годах на нем производил исследования А.П. Смирнов, в 1974–1975 годах – Т.А. Хлебникова, в 1990, 1991 и 1993 годах – Ф.Ш. Хузин и Р.Ф. Шарифуллин. В результате был накоплен значительный материал, позволяющий определить основные этапы развития города и представить особенности материальной культуры его населения.
Город Сувар был основан племенем суваров (савиров, суазов) на реке, которая в настоящее время называется Сухая Утка. Произошло это, примерно, в IХ веке. А расцвет города приходится на первую половину Х века. Сейчас, на месте Сувара, располагается село Кузнечиха (Спасский район РТ).
Основав город, жители обнесли его высокой деревянной стеной, перед которой вырыли глубокие рвы, насыпали валы, а в некоторых местах даже в два ряда. Остатки валов и рвов сохранились до настоящего времени.
Вскоре, после основания, Сувар стал крупным центром ремесла и торговли. Ремесленники из Сувара изготавливали своими искусными руками прекрасную, богато орнаментированную посуду из глины, отличавшуюся от изделий гончаров из других мест. Были в городе и замечательные кузнецы, строители, металлурги, ювелиры, оружейники и мастера по изготовлению стеклянной посуды.
В городе был оживленный большой базар, на котором шла торговля как местными, так и привозными товарами. Находился здесь Караван-сарай, где останавливались торговцы из Средней Азии, Закавказья, Византии и Прибалтики, привозившие свои товары на рынок в Сувар. Слава о городе расходилась далеко от него.
ДРЕВНЕБУЛГАРСКИЕ ГОРОДИЩА ОКОЛО КАЗАНИ
16. Иске-Казанское (Камаевское) городище
В состав музея-заповедника входят археологические и эпиграфические памятники периода Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства:
- Иске-Казанское (Камаевское) городище (XIII в. - 1552 г.) - культурный слой укрепленного мысового болгаро-татарского поселения, в XIII-XIV вв. крупного политического и экономического центра Заказанья. Город разрушен в 1552 г. русскими войсками. Выявлены остатки белокаменного дома, жилых и хозяйственных построек (в том числе кузнечной мастерской), орудия труда и быта, керамики, металлическое оружие, клады серебряных джучидских монет конца XIV-XV вв. Некоторые исследователи увязывают Иске-Казанское (Камаевское) городище с городом Иски-Казань;
- Русско-Урматское селище (XII-XIV вв.) - культурный слой болгарско-татарского торгового поселения. Выявлены остатки жилых и хозяйственных построек (металлургические и гончарные горны, ремесленные мастерские и т.п.). Найдены орудия труда, оружие, украшения;
- Иске-Казанское (Камаевское) кладбище (XIV в.) с каменными надгробиями;
- Русско-Урматское кладбище (XIII-XVI вв.) с каменными надгробиями на арабско-древнеболгарском языке;
- историко-этнографтескип музей в селе Камаево;
- природный ландшафт - склоны подпойменной террасы реки Казанки, луговина поймы с пойменными озерами, русло самой реки;
- святые места: могила Гайши-бике, источник «Изге Мулла-Хаджи чишмэсе» («Родник святого Муллы-Хаджи»), источник «Хан чишмэсе» («Ханский родник»).
Ежегодно ведутся археологические исследования памятников, сбор этнографического материала, завершается строительство нового здания музея с фондохранилищем.
________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
К. И. Невоструев. О городищах древняго Волжско-Болгарскаго и Казанскаго царств.
https://simbir-archeo.narod.ru/Russian/19vek/nevostruev/elabuga.htm
Савельев Мухамеданская Нумизматика, Спб. 1848 стр. LXXIII.
ФОТО ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РТ.
_
- Татарстан:
- Тэги:
- Ютазинский район,
- Черемшанский район,
- Ульяновская область,
- Тетюшский район,
- Татарстан,
- Спасский район,
- Самарская область,
- Сабинский район,
- Рыбно-Слободский район,
- Нурлатский район,
- Новошешминский район,
- Мамадышский район,
- Лаишевский район,
- история,
- Елабужский район,
- Высокогорский район,
- Волга,
- Арский район,
- Апастовский район,
- Алькеевский район,
- Алексеевский район,
- Азнакаевский район
- 23416 просмотров
Комментарии
ещё про булгар
нам на сайт часто пишут про то, что булгары после монгольского нашествия были полностью уничтожены и бесследно пропалив Поволжье, и что булгары не участвовали в этногенезе татар. Следует указать, что булгары были многочисленным народом - на это указывают древние городища, которые раскинулись по Волге от Самарской области, Ульяновской и Татарстане! При этом многие городища были обитаемы и во времена Золотой орды, например, город на Джуке-тау, Это говорит о том, что булгары не были рассеяны и истреблены полностью, но ассимилировались с пришедшими тюрками и кипчаками.
Древние родовые названия булгар
Мои предки жили и ныне живут в с.Ст. Ирюк Малмыжского р-на Кировской обл. Это село считается самым старым в регионе (год образования - 1400 г.). Была ещё одна деревня - Ирюк. К сожалению исчезнувшая во второй половине XIX века. М. И.Ахметзянов пишет, что ойконим Ирюк является реликтом древних родовых названий булгар (Юруки). А.Н.Радищев, по пути в сибирскую ссылку, в своих путевых записях отметил, что ночевал в Юруке. В связи с этим, огромный интерес возникает к знанию своих истоков. Прошу всех, кто обладает данными, поделиться, или дайте ссылку по теме. Благодарю.Да хранит Вас Аллах!
Отправить комментарий