Деревня Тюгеевка, родниковый край
В целом местность, где раскинулась деревня Тюгеевка, очень интересная: низина, кругом родники, леса и холмы. В юго-западной части деревни пробивают несколько серебристо-чистых родников и именуются удивительными названиями - «Глазной родник», «Семёнов родник», или «Чамай чишмясе».
Особенно большой популярностью пользуется в народе «Глазной родник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) водой родника пользовались жители окрестных деревень, расположенных далеко от Тюгеевки.: Гулькино, Ерсубайкино, Чувашское Сиренькино. Воду этого скромного родника, серебристо -чистую и очень холодную, возили зимой и летом на лошадях в бочках и использовали только для промывания глаз, для лечения трахомы. Видимо, из-за лечебных свойств этот родник и назвали «Глазным» наши далекие предки.
Глазной источник
Праздник - день деревни Тюгеевка
Умываться и напиваться этой водой - это одно наслаждение. Не проходите мимо этого родника.
Это великое создание Природы.
Местность, где сегодня раскинулась деревня, 250 лет тому назад (середина XVIII века) была покрыта непроходимым лесом.
Елабужане переселились сюда примерно в середине XVIII века. Как в Елабужском районе, так и Тюгеевке встречаются такие фамилии как:Гудошниковы, Плешковы, Черяшовы, Журавлевы и т.д.
Деревня многонациональная: дружно сосуществуют кряшены, русские, татары
Все кряшены чисто разговаривают на русском языке, все русские так же владеют татарским - кряшенским языком свободно и без акцента.
целебный источник
Самые распространенные фамилии Гудошниковы, Плешковы, Черяшовы, Журавлевы.
Если посмотреть с высоты птичьего полета, Тюгеевка напоминает раскрытую розу из семи лепестков. Между лепестками протекают чистые родники.
В центре деревни три родника соединяются в одно русло. Ниже эта речка впадает в речку Батраска, которая берет начало в районе Водохранного поселка, ныне уже не существующего.
В Тюгеевке всегда праздновали православные праздники Петров день, 12, 13 июля, Дмитриев день - 9 ноября, Рождество Христово, масленицу, Пасху и т. д.
Тюгеевка. Часовня Николая Чудотворца
Никольская часовня на Святом ключе.
Часовня. Действует.
Освящена в честь: Николая Чудотворца
Год постройки: между приблизительно 1890 и приблизительно 1900.
Адрес: Республика Татарстан, Заинский район, дер. Тюгеевка.
Проезд: По автодороге Заинск - Альметьевск. Со стороны Заинска повернуть направо через 6 км после выезда из города на Тюгеевку, Чубуклы, Сарапалу. Через 21 км часовня будет справа от дороги на спуске в середине деревни Тюгеевка на территории источника обозначенного указателем "Изге Чишме" (Святой родник - тат.)
Координаты: 55.13472,51.78174
Часовня конца XIX века в Тюгеевке является памятником местного (муниципального) значения.
СТАТЬЯ ПРО ИСТОРИЮ ДЕРЕВНИ
...И решил Мурза Мурзич принять православие. Но крещение будто провело незримую черту между ним и многочисленной его родней. И тогда задумал он уехать из этих мест. Однако своенравный крестьянин обил не один чиновничий порог, прежде чем получил дозволение на земельный надел. Хлопоты стоили того. Место было выбрано удачное. Небольшую лощину окружали горы, густо поросшие непроходимыми лесами, которые, как ладонями, прикрывали ручей. Его же питал холодный ключ, бивший из-под земли на самом пригорке. Именно здесь и решил поставить дом Мурза Мурзич.
Слух о новом поселении быстро прокатился по окрестностям. Уже через лето к Мурзе начал подтягиваться православный народ. Первыми поставили срубы елабужские люди. Так появились в этих местах Ивановы и Черешовы. Вокруг постепенно поднималась одна изба за другой. Вырубались лесные чащи, росла пашня. Деревню, недолго думая, по ее главному ориентиру - дому Мурзы, который именовали "теге ой" - "тот дом", назвали Тоги - Тюгеевка.
На дворе тем временем была вторая половина восемнадцатого века. Через сто лет в Тюгеевке уже было более трехсот душ государственных крестьян, которые обитали в шести десятках с лишним дворов. И татары, и русские, жившие здесь, исповедовали одну веру - православие. Так отмечала ревизия 1858 года. Место было спокойное, пастбища сытные, леса богатые. И потому уже к первой переписи населения Российской империи, которая прошла в 1897 году, население тут удвоилось. Только малышей в возрасте до девяти лет здесь было зарегистрировано аж под двести душ. Тогда же было решено властями строить школу. И вот уже в 1912 году в Тюгеевке поднялось здание земской школы. Строили ее из тесаного камня. Мощные стены, кстати, и поныне стоят в самом центре села.
Школа не пустовала. Тюгеевка всегда была густо населена. К революции ее население приблизилось к восьми сотням жителей, живших в ста тридцати двух крестьянских дворах. Подворная перепись тех лет говорит, что из них только двадцать семь были безлошадными, а вот в иных дворах лошадей было по пять и более. Тюгеевцам сам Бог велел заниматься скотоводством и земледелием. Нива в этих краях тучная, а естественных пастбищ хоть отбавляй. Да и зимой без дела не сидели. Слава о тюгеевских тележниках ушла далеко за пределы волости. В некоторых хозяйствах заказы лежали на несколько зим вперед. Испокон веков занимались тут бондарничеством и кузнечным делом, ткали отменные холсты и грубое сукно. В некоторых тюгеевских семьях до сих пор хранятся домотканные одежды.
Как-то нас пригласил в гости к своей матушке, живущей на окраине Тюгеевки, давний читатель нашей газеты Семен Михайлович Гудошников. Старушка разменяла девятый десяток, но до сих пор не только в здравом уме, но и в крепком теле. До последнего времени ходила сама по грибы-ягоды, смотрела за огородом. Так вот, разложила она тогда перед нами домотканные платья и фартуки, щедро расшитые полотенца. К замужеству ткала она эти холсты, и до сих пор ткань хранит и цвет свой, и фактуру!
После революции селу пришлось ой как несладко. Столько реорганизаций пережили здесь, что просто диву даешься, как народ окончательно не сбежал отсюда в какую другую, поспокойнее, глушь. Та же Елена Гудошникова, лишь качая головой, вспоминает, как менялся один колхоз другим, возникали и распадались сельхоз-артели, а село переходило из одного района в другой. Тюгеевка побыла и в составе Троицко-Юсупкинской волости Челнинского кантона, и к Акташскому району была приписана, и передавалась в сороковые годы в Ямашский район, и опять возвращалась в Акташский. Потом в конце пятидесятых с образованием Заинского района ушла в его состав. Через три года и этот район упразднили, а Тюгеевку передали в Альметьевский. В 1972 году, когда восстановили Заинский район, село вновь стало заинским. А народ потихоньку разъезжался. За это время прекратили свое существование окрестные деревушки. Председатель СПК "Тюгеевка" Владимир Егоров привез меня к роднику, резво падающему в крошечную речушку. Над родником - старое, искривленное дерево с выцветшим рушником.
- Вот здесь была деревня Пробуждение, - рассказывает Владимир Фролович. - Напоминают о ней только этот родник да кладбище, что на пригорке. А еще исчезли окрестные деревушки Малый Батрас, Соколка, Водоохранный. На грани исчезновения Холодный ключ и Новая деревня.
Жалкое существование влачила до последнего времени и сама Тюгеевка. Помню, была я здесь лет пять назад. Впечатление осталось самое тяжелое. Тогда же пришло на ум нелестное сравнение. Как запойного алкаша отличают по его помятой физиономии и грязной одежде, так и запущенную деревню, отвыкшую от твердой хозяйской руки, видно сразу. Грязные улицы, то там, то тут в заборы уперты где разбитый трактор, а где автомобиль. С молчаливым укором на тюгеевцев взирал разгромленный клуб. Один из нерадивых председателей не дал вовремя тепло, и в самые морозы лопнули тут трубы отопления. Восстановить систему руки не дошли. И за полтора десятка лет, что пустует этот очаг культуры, здесь перебили стекла, растащили все, что можно было растащить. Похоже, что и сами сельчане смирились со своей нелестной репутацией. Тем более, что руководители здесь особо не задерживались и порядок навести просто не успевали.
Долго длилась черная полоса в биографии села. Но сейчас, судя по всему, Тюгеевка переживает второе рождение. Невиданный уже многие годы подъем в животноводстве кооператива стал рекордным и для района. В июне надои в СПК достигли 21 литра! "И это от тощих-то тюгеевских коров? - удивлялся заинский народ. - Что-то тут нечисто..." Помнится, мне как-то даже сообщили, что ушлый тюгеевский председатель занижает численность стада. Вот, мол, отсюда и такая цифирь. Все оказалось гораздо проще и... сложнее.
Достаточно проехать по центральной сельской улице, кинуть взгляд окрест, чтобы понять - жизнь в Тюгеевке изменилась. В дома приходит достаток. Вон уже и несколько домов перекрыты недешевой черепицей. А вон и кирпичные стены новых домов поднялись на окраине. Исчезли лужи с неизменными свиньями. Родник и вовсе не узнать. Вода стекает в каменный бассейн, поднялась тут и часовенка.
Старики в Тюгеевке довольны: глядишь, и достигнем, мол, результатов царской переписи. Так что пережили тюгеевцы свои черные дни, а что впереди будет - только от них и зависит.
___________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
https://www.rt-online.ru/
https://sobory.ru/
автор фото пользователь Терентий
https://tugsoch.ucoz.ru/
- Татарстан:
- Тэги:
- 9283 просмотра
Комментарии
родниковая долина
если родники в Марий Эл как бы группируются в районах Вятского вала,
то в Татарстане - рекордсмены по родникам те районы что расположены у Бугульминско-Белебеевской возвышенности.
Абсолютный рекорд - у Лениногорского района!
Холмы и горы создают давление в водоносных слоях - источники бьют наружу!
В этих краях много ключей и родниковых долин - рассказ про них будет ещё впереди!
Отправить комментарий