Сиухинское городище (фестиваль Аламнер)

 Команда Кочующие - городище

 

Правобережная  часть Республики  Марий Эл (Горная сторона)   представляет собой возвышенную местность изрезанную малыми реками, впадающими в Волгу, одна из таких рек - Большая Юнга

Богата история и культура горных мари.

Археологические памятники и памятники природы, такие как  Сиухинское городище и другие  - хранят в своих недрах множество тайн и загадок…

Место это и в историческом, и в ландшафтном плане очень привлекательно.  Здесь, на мысе, находится древнее марийское городище, рядом – жертвенная «пирамида», служившая главным святилищем марийского народа.

    

 

                                  РАСКОПКИ НА СИУХИНСКОМ  ГОРОДИЩЕ   

 

Сиухинское городище (I тыс. н.э.)  располагается на высоком мысу правого берега реки Большая Юнга в 1 км к северо-западу от деревни Сиухино. Внешние формы памятника необычны. Это компактная треугольной формы гора, возвышающаяся над рекой более чем на 10 метров, поражает воображение.

 

              НАСТОЯЩАЯ  МАРИЙСКАЯ  ПИРАМИДА - ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК   

 

 

 

  На берегу Юнги стояли довольно сложные укрепления. Древние строители были искусными мастерами. Подошву глины они забутовывали несколькими слоями серой глины. Каждый слой прожигался, и таким образом получался прочный фундамент. Территория укрепления занимала весь мыс. С трех сторон городище от недругов прикрывали крутые склоны оврагов, а с четвертой - вал и частокол. Внутри стен располагалась жилая площадка. Во рву были устроены волчьи ямы.

 

 

Основная функция подобного рода "городищ-убежищ" заключалась во временной защите населения.

Примерно так же и выглядит это место и нынче.

Как нечто таинственное  и окутанное легендами сохранилось в народной памяти мольбище XVII-XVIII  веков. Местные жители утверждали, что  на этом месте рос дуб, около которого устраивались моления. По народным преданиям последнее большое моление проходило здесь в 1826 году. В жертву было принесено сразу более 20 лошадей.

 

 

Археологи обнаружили на горе четыре кострища большого диаметра с толщиной жертвенного слоя до 20 см, обломки топоров, ножей, подков, монеты XVII-XIX вв. Горные марийцы называли эту гору «Цокла вар»- место для жертвоприношений.

Лучшего места для отдыха  найти трудно. Культурно-исторические памятники расположены здесь близко. И все это – с потрясающей красоты пейзажами.   

Именно на этой исторической земле  проходит Поволжский фестиваль раннесредневековой культуры «Аламнер-2010». Нельзя не отметить – фестиваль разрастается и хорошеет. Увеличивается рост популярности финно-угорской и кочевой темы среди реконструкторского сообщества, что не может не радовать.

 Сейчас на месте проводимого фестиваля идет планомерная работа по созданию историко-ландшафтного музея (Горномарийский район).

 

 

                ЛАГЕРЬ  ФЕСТИВАЛЯ  АЛАМНЕР  НА  БЕРЕГУ  БОЛЬШОЙ  ЮНГИ 

 

 

 

 

СТАТЬЯ  ИЗ МАРИЙСКОЙ ПРАВДЫ:

На берегу реки Б.Юнги, что возле деревни Сиухино. Место это и в историческом, и в ландшафтном плане очень привлекательно. Здесь, на мысе, находится древнее марийское городище, рядом - жертвенная "пирамида", служившая главным святилищем марийского народа. Леонид Зиновьевич поделился с учеными планами создания в этом красивейшем уголке района музея древнего быта горных мари.

 

 

Эти места обладают каким-то магнетизмом. Практически там же, где много веков назад предки марийцев собирались молиться, нынче тысячи человек принимают участие в районных праздниках "Пеледыш Айо". Словно по провидению,  для песенного фестиваля был выбран именно берег Юнги.
В прошлом году, наверное, мало кто верил, что идеи главы района так быстро удастся воплотить в жизнь. Но прошло совсем немного времени, и на крутом берегу реки появился первый важный элемент будущего музея - городище.

 

 

Весной администрация района предложила членам клуба "Дикий вепрь" поучаствовать в восстановлении памятника. На базе городища было решено провести второй фестиваль исторической реконструкции "Аламнер". "Вепревцы" с удовольствием согласились помочь. Готовиться к августовским играм начали с апреля. Под руководством археологов из МарНИИ на месте памятника были проведены раскопки.
Городище датируется рубежом первого тысячелетия (ХI век).

На берегу Юнги стояли довольно сложные укрепления. Древние строители были искусными мастерами. Подошву вала они забутовывали несколькими слоями серой глины. Каждый слой прожигался, и таким образом получался прочный фундамент. Почти монолит. Территория укрепления занимала весь мыс. С трех сторон городище от недругов прикрывали крутые склоны оврагов, а с четвертой - вал и частокол. Внутри стен располагалась жилая площадка. Во рву были устроены волчьи ямы.

 

Примерно так же выглядит это место и нынче. "Вепри" все лето по выходным приезжали на Юнгу и возводили укрепления. В процессе строительства археологи вносили в проект поправки. Нынешние строители позволили себе единственное отступление от древнего плана: они не стали устраивать волчьи ямы. Это сделано во избежание несчастных случаев.

 

 

Укрепления - стена, ров, въездные ворота - воспроизведены с большой достоверностью. Древнее жилище, которое стоит внутри крепости, размещено на своем месте с точностью до полуметра. Логика современных людей и логика предков практически совпали.

Полуземлянка-полушалаш покрыта дерновой крышей, внутри - только два столба, поддерживающие кровлю. Наши предки были аскетами.

 

 

Для всех желающих были проведены мастерклассы:

- гончарное дело

- крашение натуральными красителями

-ткачество из травы

- мыловарение

 

 

 

Штатной единицы в новом музее еще нет. Да и "сотрудник" здесь пока без надобности: местные жители, сами принимавшие участие в восстановлении памятника, обещали оберегать его.

Если сегодня посмотреть на город Козьмодемьянск глазами наших предков, то он неплохо защищен: с одной стороны его прикрывает широко разлившаяся Волга, с другой - Сиухинская "твердыня".

 

                                                                        

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Александр Стрепетов

http://finugor.ru/

Храмова Инна Олеговна

http://www.marpravda.ru/

 _

 
аватар: Кэп

городище и погребальные памятники РМЭ

 Возникновение погребальной практики – одно из свидетельств, когда жизнь другого человека обретает такую же ценность как твоя собственная. Появляется ритуал, цель которого продлить жизнь умершего, на социальном уровне в рамках общества.

Возникновение культа мертвых явилось созданием одной из первых космологических моделей, в которых воспроизводилось Потустороннее Царство – мир, в который отправлялась душа умершего (Смирнов Ю.А.). Развитие и совершенствование этой модели приводит к попыткам установить возможность общения с этой душой. Во многом, именно этим объясняется вся сложность погребального и поминального ритуалов.

     Говорить о погребальном обряде, в прямом понимании этого термина, как о наличии могильников с различными способами захоронения (ингумация, кремация, кенотафы) на территории Марий Эл можно только, начиная с эпохи бронзы. Погребальные памятники предшествующих эпох не известны на этой территории.

     Существует гипотеза, что в мезолите и неолите на территории края существовал особый обряд захоронения, не связанный с трупоположением в землю (Никитин В.В.). Для энеолитического времени отмечается существование у волосовцев так называемых ритуальных кладов, в которых фиксируется только скопление каких-либо вещей, но отсутствуют следы костяков. Если относить это явление к погребальному обряду, то оно приближается к понятию кенотаф, а зольные ямы с мелкими пережженными косточками, фиксируемые в волосовских жилищах к понятию кремация.

Делается и еще одно предположение: о возможном существовании захоронений в воде, при этом В.В. Никитин ссылается на Л.Д. Макарова, который приводит сведения Н. Витсена, посетившего Россию в XVII веке и писавшего о существовании у черемис захоронений в воде.

Так или иначе, но до периода бронзы для территории Марийского края можно только предполагать существование так называемого «неуловимого» археологически погребального обряда. С приходом в Среднее Поволжье племен, несвязанных этнически с финно-угорской общностью появляется обряд погребения в землю.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru