Почитаемые и уникальные деревья Удмуртии

8 деревьев, растущих на территории Удмуртии, уже вошли в реестр старовозрастных деревьев России.  Кроме них в Удмуртии есть еще удивительные деревья, заявка о регистрации которых еще никем не подана. Вот они:
Липа «Седая старушка» в Увинском районе
Кедр в Старых Зятцах в Якшур-Бодьинском районе
Березы вдоль Сибирского тракта в Дебесском райне
  

«Самая красивая ель в Удмуртии» в 10 км от Шаркана
сосна в деревне Чабишур Увинского района
«Чертово дерево» в Игринском районе
 "Обрядовая сосна" в Дебесском районе
Сосна стоит вдоль р. Пыхтинка недалеко от д. Нижняя Пыхта. Дерево старое и высокое: его высота  25 метров.
 
тополь близ деревни Кулаево Малопургинского района
сосна в деревне Черпашур в Селтинском районе
 Лиственница, посаженная  предположительно  самим Александром II в Воткинске.
При посещении Воткинска юный цесаревич Александр Николаевич, будущий Александр II – Освободитель лично посадил дерево в память об этом событии.
 
Самая старая и высокая голубая ель в Удмуртии в Воткинске
тополь у городского пруда Камбарки. Тополя были посажены учениками ремесленной школы в конце XIX века, их обхват 110-150 см.
 
дерево, растущее наоборот недалеко от Можги.
Недалеко от Можги в нескольких метрах от дороги Ижевск-Можга. Дерево как будто растет наоборот – крона у земли, а ствол торчит кверху.
сосна на крови рядом с селом Понино Глазовского района
пень от большой ивы в Каракулинском районе
три кедра на месте деревни Нюрдор-Котья Вавожского района
 
Памятная сосна рядом с деревней Якшур (расположена  по Воткинскому тракту). Она находится  около дороги ведущей к ферме, есть памятная табличка
Сосна возле деревни Зянкино Ярского района. Чтобы охватить ее ствол нужно  3-4 человека
Старая сосна у села Дизьмино Ярского района
Сосны урочища Валяй Камбарского района
Старинный липовый парк в Кокмане Красногорского района
Сосна у деревни Ворца Ярского района
  

Кроме отдельных деревьев в Удмуртии есть  и другие памятники природы.  Например,  Кедровая роща в Заякино.

  
 
 РЕЕСТР УНИКАЛЬНЫХ ДЕРЕВЬЕВ УДМУРТИИ
С 2011 года в России начала действовать программа «Деревья – памятники живой природы».

Особо ценные деревья выявляют и берут под охрану во всем мире. Например, самое старое дерево Европы -  Стелмужский дуб,  в Берлине — дуб Кайзера, а в Болгарии — сосна Байкушева.

В России известны лиственница Петра Первого в Ботаничаском саду МГУ в Москве, дуб в   Московском Богородице-Рождественском монастыре, липа-современницы Пушкина в Болдино, тополь, посаженный Серегеем Есениным в селе Константиново.

В реестр старовозрастных деревьев входят уникальные памятники природы – деревья, прожившие более века. Чтобы включить дерево в этот реестр нужно подать заявку, сообщить о замечательном дереве. Конечно, чаще всего о достопримечательностях природы в округе знают местные жители. Они и выступают инициаторами того, чтобы дерево внесли в реестр и взяли под охрану. Подавать заявки для внесения деревьев в реестр могут все желающие — как организации, так и частные лица. Для этого нужно заполнить заявку на сайте программы www.rosdrevo.ru.
 
Создана специальная комиссия по сертификации деревьев нового всероссийского проекта. В нее водят лесоводы, лесопатологи, ботаники, экологи, специалисты в области рационального  лесопользования.

На втором этапе ее специалисты на месте оценивают состояние дерева, определяют его возраст. Для определения точного возраста деревьев берутся дендрохронологические керны. Кроме дендрологов дают свое заключение и историки.

Выдается сертификат, подтверждающий, что дереву присвоен статус памятника живой природы.

По итогам реализации Всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы» создается реестр уникальных старовозрастных деревьев России, а на втором этапе программы – энциклопедия и фотоальбом с описанием уникальных деревьев и мест их произрастания.

К тому же немаловажным фактором является доступность дерева. Если оно огромное, но произрастает в глухом лесу, то, скорее всего, не войдет в реестр.  «Оно ни для кого получается. Мы же памятники не ставим  посреди тайги», — объясняет  специалист Центра древесных экспертиз Алексей Анциферов.

После внесения в реестр за деревом ухаживают и стараются максимально продлить ему жизнь.

Официально в реестр занесены уже несколько десятков деревьев по всей России: «дуб Пугачева» в Марий Эл, «шаманская сосна» у озера Байкал, самая большая ель Фенноскандии, дуб Шолохова и другие.

На территории Удмуртии выявили несколько деревьев, которые могут претендовать на занесение в реестр. Одни их них отличаются почтенным возрастом до 450 лет, другие диаметром до 1,5 м или высотой до 25 м. В своих окрестностях эти деревья  и сейчас являются достопримечательностью, овеяны легендами и почитанием.

На сегодняшний день в реестр входят 8 деревьев произрастающих на территории Удмуртии. 3 из них имеют статус «дерево-памятник». То есть они уже обследованы дендрологами.

  

 Липа в Усадьбе П.И. Чайковского в Воткинске
Например, 234-летнюю липу в музее-усадьбе Чайковского в Воткинске сертификационная комиссия Всероссийской программы уже внесла в реестр. Она стала вторым деревом в России, вошедшим в реестр. Первой туда внесли 10 августа 100-летнюю ель в Татарстане.

Сосна рядом с Якшур-Бодьей
Сосна в Зуре Игринского района
Другие 5 деревьев занесены в реестр и имеют статус «Участник программы». То есть их еще не обследовали на месте специалисты, но они уже участвуют в программе, заявки были поданы.

 

Дуб  в селе Пышкет Юкаменского района
 Лиственница в национальном парке «Нечкинский», Воткинский район
 Ель в Кезском районе
Сосна в Егоровцах, Селтинский район
 Лиственница в Кокманском лесничестве, Красногорский район
Кроме того, есть еще интересные деревья в Удмуртии, которые пока никем не заявлены в программу.

видео о старых деревьях в удм

 

В Удмуртии еще есть примечательные деревья. Они пока еще не включены в реестр, просто потому, что никто не подал заявку. А они не менее интересны, чем уже «титулованные» собратья, вошедшие в список старовозрастных деревьев. Вот здесь можно узнать об этих деревьях.

После завершения программы планируется  издать каталог деревьев, вошедших в реестр. В каталоге будет содержаться вся информация об уникальных деревьях. На сайте программы также будет размещаться информация не только о самом дереве, но и о том,  как до него добраться, координаты для навигатора. Ведь деревья станут известными широкому кругу любителей путешествовать и станут туристическими достопримечательностями.
 

ЛИПА «СЕДАЯ СТАРУШКА» — ЧИСТОТЕМСКОЕ, УВИНСКИЙ РАЙОН                                                               
На территории современного Увинского района существовала когда-то деревенька Бамшур. А вокруг нее росли липы. Деревня исчезла, а липы остались. И вот одна из них сохранилась до наших дней и вполне заслуживает называться уникальным деревом.
На землях муниципального образования «Чистотемское» в 3 км от с.Киби-Жикья в Увинском районе находится этот интересный памятник природы.
Когда-то в деревне Бамшур было распространено пчеловодство. На протяжении 200 лет местные жители разводили пчел и получали мед. В это же время были посажены и липы на территории деревни. В лесной зоне, к которой относится территория Удмуртии, эта порода деревьев не встречается.
Потом Бамшур постигла участь многих деревень — жители разъехались. За липой с того времени никто не ухаживал. Три года назад местные ребята-краеведы организовали экспедицию к этому месту и провели очистку территории от валежника. Тогда и нашли в липе большие и причудливые дупла. Их очистили от гнили.
Липа самое мягкое дерево, в ней легко образуются дупла.
Она может называться старушкой по праву — дереву 300 лет.
Теперь территория вокруг липы облагорожена, она обнесена оградой. Сделана деревянная резная вывеска с названием дерева. Хотя липа очень старая и повреждена временем, она обильно цветет.
 
КЕДР В СТАРЫХ ЗЯТЦАХ
Из села Старые Зятцы более 120 лет назад местные жители совершили паломничество в Иерусалим на Святую землю.Оттуда в память о паломничестве они привезли саженцы кедровых сосен.  До недавнего времени в селе росли три кедровых сосны.
Но, к сожалению, за последние несколько лет две из них погибли.
В селе местные краеведы и энтузиасты надеются, что с включением в программу «Деревья – памятники живой природы» последнее историческое дерево удастся сохранить.

Руководитель местной краеведческой организации «Истоки» учитель Галина Опарина заинтересовала этой темой свою ученицу. И ученица школы Юля Лукина  провела исследование о старых кедрах и заняла с этой работой призовые места во Всероссийских конкурсах.
Пока же сами жители установили у дерева памятную табличку и оградили дерево.
Жители деревни Лынвай и Даниловцы вырастили несколько молодых кедровых сосен, которые тоже будут сохранять.

Если саженцы были привезены из Иерусалима, то логично предположить, что это Кедры  лива́нский (по латыни Cedrus libani) — вид хвойных деревьев из рода Кедр семейства Сосновые.
Ливанский кедр – вечнозеленое  хвойное дерево. У себя на родине и в сухом жарком климате достигает высоты 40—50 м, обхват ствола  до 2,5 м. Крона сначала бывает конической формы, а со временем у разросшегося дерева становится сверху  более раскидистой.  Древесина у ливанского кедра красного цвета. В древности она ценилась и использовалась для постройки зданий и кораблей.  Произрастает на Ближнем Востоке и в странах со средиземноморским климатом.
В России ливанский кедр впервые был посажен в Никитском ботаническом саду (сейчас это территория Украины) еще до революции. Широко ливанский кедр распространён на южном берегу Крыма, черноморском побережье Кавказа, в Закавказье и Средней Азии.
Может жить до 2-3 тысяч лет.
Однако в Википедии находим, что «переносит кратковременное понижение температуры до −30 °C, погибает при сколь-нибудь длительном периоде с отрицательными температурами. Светолюбив, засухоустойчив, нетребователен к почвам, но сильно страдает от избыточного увлажнения.»

Поэтому вызывает сомнение, что наши суровые зимы кедры ливанские способны были выдержать в течение 120 лет.
Если же это дерево относится к одному из видов кедровой сосны, то это или сибирский кедр или европейский кедр. Возможно, именно их  паломники посадили в память о поездке, чтобы глядя на них вспоминать ливанские кедры.
Кедровая сосна европейская и кедровая сосна сибирской в русском языке издавна  называются кедрами, хотя на самом деле оба эти дерева относятся к роду Сосна, а не Кедр, то есть являются более близкими родственниками сосны обыкновенной, чем настоящих кедров - ливанского, атласского и гималайского.

 ПРИТРАКТОВЫЕ БЕРЕЗЫ СИБИРСКОГО ТРАКТА
Более чем на 7 тысяч верст протянулся Сибирский тракт через всю Россию – от Москвы на восток в Сибирь.  Скорбный путь, дорога слез – такие названия сразу вспоминаются, когда заходит о нем речь. По этому тракту гнали в Сибирь каторжников, пешком и в кандалах. Но служил он не только для этапирования осужденных: тракт связывал воедино две части огромной империи.
Неотъемлемой частью Сибирского тракта стали притрактовые березы, которые часто называют екатерининскими. Хотя к Екатерине II они не имеют никакого отношения.  Считается, что Екатерина собиралась в поездку на Урал, однако после Пугачевского восстания от этих планов отказалась. Якобы перед этим несостоявшимся вояжем и были посажены березы. Однако это не так. Хотя тракт и был утвержден при Екатерине, но дальнейшее его благоустройство и посадка берез происходили уже после смерти императрицы.
Тракт был официально утвержден в 1783 году. И после постройки стал главной магистралью, соединяющей Сибирь с европейской частью России. Однако всего за несколько лет эксплуатации тракт пришел в такое плачевное состояние, что  езда по нему стала затруднительной.

Пермское губернское правление принялось за проект перестройки и усовершенствования тракта.

С 1797 года были начаты землемерные работы,  тракт был поделен на участки. Сами работы по устройству происходили в 1799—1811 годах.  Крестьяне рубили лес вдоль тракта,  копали канавы по обеим сторонам дороги, между канавами укладывали хворост и засыпали землей, образуя дорогу шириной  до 6 саженей, то есть 12,8 метра. По обеим сторонам дороги лес вырубался, чтобы образовывались пастбища для лошадей путешественников, едущих по тракту.  На это дорожное строительство казна денег не выделяла. Все работы проводились крестьянами, отбывавшими дорожную повинность.

Кроме этого, в деревнях, стоявших недалеко от тракта, за каждым двором был закреплен участок дороги, вдоль которого крестьяне должны были садить березки и ухаживать за ними. Если случалось, что деревце погибало или было сломано, то за этим следовало наказание от властей: хозяина двора ждали плети. Крестьяне должны были высаживать на месте погибших деревьев новые. Именно тогда при Александре I и появились притрактовые березы, которые теперь  еще сохранились на некоторых участках Московско-Сибирской дороги, и теперь исполинскими кронами смыкаются над дорогой, образуя зеленый коридор.
Садить вдоль дороги березы было решено по нескольким причинам. Во-первых, береза распространена очень широко на европейской части страны, недаром она – символ России. Во-вторых, белая кора берез служила хорошим ориентиром в ночное время, ее было легче различать путникам.
Почему же березы чаще называют не Александровскими, а екатерининскими? Скорее всего, потому, что тракт вел к Екатеринбургу. Поэтому и дорога и березы вдоль нее  стали называться только не  екатеринбургскими, а екатерининскими, потому что слово это легче выговорить и привычнее для русского человека.
В Советское время на отдельных участках Сибирского тракта проводилась рекультивация – земля распахивалась, березы вырубались. Все историческое прошлое дореволюционного периода не имело ценности в глазах Советской власти. Однако за березы заступались старики : «Их растили наши деды и прадеды, вся наша жизнь рядом с ними прошла».
Сейчас  притрактовые березы сохранились  в Дебесском районе Удмуртии. Здесь же открыт Музей Сибирского тракта. В нем расскажут о истории самой дороги, которая интересна и познавательна, покажут этапные пункты и притрактовые березы – двухсотлетние живые свидетели истории, мимо которых проходили судьбы тысяч людей.

 

САМАЯ КРАСИВАЯ ЕЛЬ В УДМУРТИИ                                                                                                         
На счет «самой красивой», конечно, можно поспорить. Красивых деревьев много. Нов список особо охраняемых территорий Удмуртии она занесена под именем «Чебер Кыз» («Красивая ель»). Раз так уж повелось, то пусть будет самая красивая. Точнее ее стоит назвать самой раскидистой  и пышной елью — ее крона внизу в диаметре 10-12 метров, а еловые лапы спускаются до самой земли.
Расположилась она у самой дороги на крутом обрыве, что добавляет ей живописности. Заботливо обнесена вокруг деревянной оградой.
Находится она в Шарканском районе.  От Шаркана нужно проехать в сторону Якшур-Бодьи примерно 10 км. Ориентируясь на ограду и обрывчик можно ее легко найти.
 

СОСНА В ДЕРЕВНЕ ЧАБИШУР УВИНСКОГО РАЙОНА                                                                         
Исполинская сосна растет в Увинском районе на территории деревни Чабишур.Раньше она считалась самым старым деревом Удмуртии, ее возраст оценивается приблизительно в 400-450 лет. Но с началом программы «Деревья — памятники живой природы» было выявлено еще более старое дерево – сосна у деревни Егоровцы Селтинского  района.  Сосна в Егоровцах перешагнет скоро 500-летний рубеж.
Сосна в Чабишуре когда-то была местом языческих поклонений удмуртов. Теперь она представляет интерес, как природная достопримечательность Увинского района и может быть внесена в реестр старовозрастных деревьев. Если беречь старинное дерево и ухаживать за ним, то оно может простоять еще как минимум столетие.

«ЧЕРТОВО ДЕРЕВО» В ИГРИНСКОМ РАЙОНЕ                                                                                        
 «Чертово дерево» в Игринском районе (недалеко от поселка Игра). Еще его называют Ведьминым деревом. Высохшая сосна когда-то стояла на обочине Сибирского тракта, по которому шли на каторгу в Сибирь ссыльные. Именно с трактом и связана легенда о дереве.
«Давным-давно, когда разбойничали на Сибирском тракте

шальные люди, на самом верху Среднешадбеговского волока (дорога, идущая на подъём), росла красавица сосна. Крона у неё была очень пышная, ветки опускались до земли... вот её-то и облюбовали разбойники для своих засад. Отсюда они внезапно нападали на торговые караваны, на почтовые тройки... Не гнушались и одиноким путником... Грабили, убивали, делили добычу... много крови пролито под сосной... много горя и слёз видела она, и не выдержала, начала сохнуть, покрываться мхом... долгие годы под кроной дерева не росла даже трава... Более 100 лет стоит она немым памятником всем загубленным душам на Сибирском тракте..."
Высохшая сосна отличается огромными размерами и стоит в лесу , который тянется вдоль  современной дороги  Игра-Дебесы.  Она и правда имеет в своем облике что-то сверхъестественное:  сухие ветви спускаются сверху вниз, как живые, будто тянутся к проходящему путнику.  Так совпало, что место (путь каторжников) и облик сухой сосны дополняют друг друга и делают дерево интересным для путешественников.
Еще в ее стволе есть дупло, в котором селятся пчелы. Это немного скрашивает мрачную картину.
 
ТОПОЛЬ БЛИЗ ДЕРЕВНИ КУЛАЕВО МАЛОПУРГИНСКОГО РАЙОНА — САМОЕ БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО В УДМУРТИИ
Еще до начала программы «Деревья – памятники живой природы» в Удмуртии было положено начало выявлению интересных деревьев, растущих на территории республики.
В 2004 году Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды УР объявило конкурс на  «Самое большое в обхвате хвойное дерево» и «Самое большое в обхвате лиственное дерево».  
В первой номинации была отмечена сосна у деревни Егоровцы Селтинского района. А самым крупным лиственным деревом  был признан тополь близ деревни Кулаево Малопургинского района . Его обхват составил целых 6 метров50 сантиметров! Рассказала в своей конкурсной работе о нем тогда  14-летняя Лиана Зайцева из деревни Кулаево.
Результатом проводимой работы Министерством природных ресурсов УР явилось создание  проектов паспортов на выявленные объекты: уникальные деревья, растущие в Удмуртии.
  
СОСНА В ДЕРЕВНЕ ЧЕРПАШУР, СЕЛТИНСКИЙ РАЙОН
Алена Пушкина прислала информацию  о сосне в Селтинском районе обхватом 5 метров.
Алена Пушкина: «Эта сосна находится в Селтинском районе, деревня Черпашур. Её обхват примерно 5 метров.
Знаю, что эта сосна стояла при моём прадеде. При пожаре деревни загорелась верхушка сосны 1980г.»
 
САМАЯ СТАРАЯ И ВЫСОКАЯ ГОЛУБАЯ ЕЛЬ В УДМУРТИИ В ВОТКИНСКЕ
Самая старая и высокая голубая ель в Удмуртии растет в Воткинске.
Кричный мастер Воткинского завода Василий Федорович Бердников будучи в командировке на Дальнем Востоке, собирал интересные растения.  В их числе он и привез голубую ель. Дерево было посажено более 100 лет назад — в 1907 году.
Ель голубая  (лат.  Picea pungens ) — один из видов ели.  Другое ее название  — Ель колючая.
Ель голубая - вечнозелёное хвойное дерево, высотой 25—30 м. Диаметр ствола — до 1,5 метров. Главное отличие от других видов ели — цвет иголок. Он может быть от серовато-зелёного до ярко голубого.
В естественных условиях обитает на западе Северной Америки. Произрастает на высотах 1750—3000 метров. Является деревом символом штатов Юта и Колорадо.
В России из-за низких температур зимой голубая ель приживается плохо и почти не дает семян.  Над решением этой проблемы более 15 лет работал  учёный-селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко (1891—1984).  Решение проблемы оказалось весьма оригинальным: свежие еловые и сосновые шишки в которых быстро развивается грибок, оказались отличной питательной средой почвы для выращивания сеянцев голубой ели.

За разработку метода выращивания  саженцев голубых елей из семян, родина которых Северная Америка, Ковтуненко был удостоен Сталинской премии в 1952 году. Сегодня голубые ели растут во многих городах России.

   
СОСНА НА КРОВИ
Молчаливый свидетель гражданской войны
Казнь в лесу
За деревней Артенки, прямо за селом Понино, есть старая сосна, точного возраста которой не знает никто. Одни считают, что сосне триста лет, другие дают и того больше. Мне было 22 года, когда я, деревенский паренек, впервые сел за штурвал комбайна и увидел эту сосну. Восхищению моему не было предела. И я решил повесить на сосну флаг, который был у меня в комбайне. Такими переходящими флагами награждались победители соцсоревнований.


С большим трудом я взобрался на сосну и проволокой привязал флаг к вершине. Высота сосны была немалой – около тридцати метров. Сверху отлично просматривались почти все близлежащие деревни. Речка Мучан казалась тоненькой ниточкой, а двое комбайнеров, наблюдавших за мной снизу, смахивали на муравьев. Когда я спустился, мы задумали измерить толщину лесной красавицы, но у нас ничего не вышло. Трое взрослых мужиков не смогли обнять ствол. Руки не соединялись, оставался промежуток сантиметров пятьдесят. Вот такая толстая была сосна!
Старожилы деревни Артенки рассказывали, что во время войны с Колчаком то ли белые красных, то ли красные белых казнили возле этой сосны — прислоняли к стволу и расстреливали, щедро поливая землю кровью. Потому и выросла сосна такой могучей.
С тех пор, как я повесил флаг на сосну, прошло больше сорока лет. О сосне я совсем забыл, тем более, ходили слухи, что дерево давно сгнило и рухнуло.
А нынче летом решил я показать те края понинским ребятишкам, договорился с классным руководителем Ольгой Петровной Блиновой, мы арендовали автобус и тронулись в путь.
По дороге рассказывал детям о деревне Митино, когда она возникла, кто были первые жители. Показалось Кляпово. Перед самой деревней, с левой стороны, растет черемуха. Здесь когда-то стоял дом моего деда Егора, маминого отца. Сразу за огородом – лог, который до сих пор называют Мося Егор нюк, что значит Егоркин лог. В этом логу есть захоронение погибших в бою за деревню во время гражданской войны. Мать моя была 1911 года рождения и хорошо запомнила тот бой. После боя всех убитых подобрали с улиц и свезли волоком на лошадях к одному месту в логу, где и похоронили, предварительно сняв с мертвецов сапоги. Мертвым они ни к чему, а живым пригодятся.
Рассказывают, когда весной дети выбежали играть на проталины, кто-то заметил торчащие из земли босые ноги и куски шинелей. Следом явились собаки или лисы и разворошили захоронение. Видимо, местные жители так торопились, что не смогли выкопать глубокую могилу, пришлось перезахоранивать убитых заново.

Её величество

Веду детей к роднику с чистейшей водой. Из этого родника пил воду герой Советского Союза. Колодцев в деревне нет и никогда не было. Ребятишки подставляют под струю свои посудинки, чтобы увезти домой. Говорят, вода в роднике целебная и очень вкусная, потому что течет строго с востока на запад. Моя мать учила меня в детстве: увидишь родник, вода в котором течет с запада на восток — не пей, это мертвая вода. Почему так – не знаю, но наставление мамы накрепко засело в голове.
Мы с ребятами уже собирались домой, когда я вспомнил про «свою» сосну. Поинтересовался у Анатолия Митрофановича ее судьбой.
— Да живая она, стоит на месте, что ей сделается?
— А дорога туда есть?
— Недавно оттуда сено возили, маленько протоптали, по этой дорожке и езжайте.
Километра через полтора я заметил могучую крону сосны, возвышающуюся над лесом. Сорок лет назад никаких мелких сосенок здесь не было, сосна стояла наособицу. Сегодня она стала еще толще и величавее. Флага моего, на ней, конечно, давно нет. Материя истлела, древка – и того с земли не видно. Зато какой-то умник догадался прибить гвоздями к ней железную табличку: «Сосна охраняется законом».
Нет бы убрать мелкую поросль вокруг, огородить палисадом, поставить скамейки. Зачем вбивать табличку в живое дерево, лучше установить отдельный столб. Пусть люди приезжают и любуются сосной, размышляют о днях минувших, о том, что сосна выросла на крови ни в чем не повинных людей.
На обратном пути поднялись на гору Ярашам, на которой стоит деревня Кляпово.
Отсюда ночью хорошо видны огни Глазова. Такая красота вокруг! Всюду, докуда дотянутся глаза – лес, оранжевый, желтый, зеленый. Вот бы проложить по здешним местам туристический маршрут, показать школьникам деревню, где жил герой, а еще лучше — поставить ему памятник, облагородить территорию вокруг. Это же наша история. Не нужно ее забывать.
 

 ПЕНЬ ОТ ИСПОЛИНСКОГО ДЕРЕВА В КАРАКУЛИНСКОМ РАЙОНЕ                                                      
Александр Кондратьев рассказал о дереве в Каракулинском районе.
Александр Кондратьев: «В конце июля 2014 года я был в Зуевых Ключах, затем переехал к Южной точке Удмуртии. И, помимо знаменитых родников в этом месте, к удивлению обнаружил дерево диаметром 1 м 95 см! Но, к сожалению, его спилили. Оно (она, ива-ветла) изнутри сгнило, держалось только по кольцу и представляло опасность. Но часть спила до сих пор там и эта часть впечатляет!
Я при фотографировании ничего не нарушал в окружении пня, и, в итоге, пень, заросший травой, чуть-чуть выглядывает на фото. Хочу ещё раз съездить туда, взяв с собой специалиста-ботаника.

 
СОСНЫ НА УРОЧИЩЕ ВАЛЯЙ                                                                                                             
Урочище Валяй само по себе является уникальным местом. В этом удивительном уголке природы когда-то располагалась дача уральского промышленника Демидова. Оно занимает площадь в 970 гектаров. 
Отдельного внимания заслуживают сосны, которые там произрастают. Отдельные экземпляры достигают в обхвате 180 см и выглядят очень внушительно. Требуется несколько человек, чтобы обхватить такое дерево. 
Находятся эти сосны на территории Камбарского лесничества.

 

СОСНА У ДЕРЕВНИ ВОРЦА                                                                                                                 
Рядом с деревней Ворца Ярского района растет сосна, которой уже более 200 лет. Она не только старая, но и обладает внушительными размерами: в обхвате достигает 1,2 м, а в высоту 15 м. Местные жители любят собираться под сосной, она – место встречи и отдыха селян.
  

ДУБ, ПОСАЖЕННЫЙ КАТОРЖАНАМИ — СЕЛО ПЫШКЕТ ЮКАМЕНСКИЙ РАЙОН                                             
В селе Пышкет Юкаменского района растет старый 275-летний дуб.Когда-то через село пролегал сибирский тракт, по которому в Сибирь шли осужденные на каторгу. По легенде это дерево когда-то и посадили каторжане. Оно примечательно еще и тем, что произрастает гораздо севернее своего природного ареала. Этот вековой гигант – единственный в районе старый дуб – являет собой удивительный пример адаптации в непривычных для вида условиях.
Пышкет Юкаменский район
 

 ИСПОЛИНСКАЯ ЛИСТВЕННИЦА В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «НЕЧКИНСКИЙ»                                          
Еще одно дерево — памятник живой природы растет в Национальном парке «Нечкинский». Исполинская лиственница располагается  на территории Воткинского района в Костоватовском лесничестве недалеко от поселка Новый.
Высота дерева 50 метров, диаметр ствола 4,3 метра, а возраст 400-450 лет. Заявку подала Томилина Ирина Юрьевна. И в 2011 году лиственница была включена в реестр старовозрастных деревьев.

Мощное дерево с закомелистым стволом заметно отличается по толщине от растущих рядом деревьев. Три человека едва могут обхватить дерево, соединяя вытянутые  руки.  Его величественная красота и почтенный возраст захватывают дух.  Особенно красива лиственница весной, когда на фоне голубого неба обновляется молодой зеленью ажурная крона.
Лиственница растет совсем недалеко от поселка  Новый,  местные жители гордятся этой достопримечательностью. Но коттеджная застройка подходит все ближе  дереву. Его дальнейшая судьба вызывает опасения.  Возможно, получение статуса памятника живой природы позволит сохранить дерево.

Сотрудники  парка «Нечкинский»  очень надеются, что деревья-великаны, произрастающие на территории парка, попадут в реестр уникальных, старовозрастных деревьев России и получат статус памятников живой природы. Это даст больше возможностей для их сохранения. В итоге программы будет выпущен альбом с фотографиями уникальных  деревьев и описанием легенд и историй с ними связанных.

 ЕЛЬ В КЕЗСКОМ РАЙОНЕ
На урочище Ален в 8 км от поселка Кез и в 5 км от деревни Сосновый Бор растет 200-летняя ель.  Высота ее 25 метров, а диаметр ствола почти 3 метра.Когда-то в эту ель ударила молния, об этом свидетельствует наличие двух стволов на высоте 6,5 м.

В марте 2012 года ель была внесена в реестр старовозрастных деревьев. А в Кезском районе стало на одну достопримечательность больше. Заявку о внесении в реестр подала хозяйка гостиного двора «Живица» Лекомцева Екатерина Семеновна, на землях ее фермерского хозяйства и располагается ель.
Ель Мудор-Кыз в урочище Алён (Кезкий район)

С этой елью связаны местные легенды.  Само название поселка Кез, возможно, происходит от удмуртского слова «кыз» — ель.
Ель была священным деревом у удмуртов.  Ее обожествляли и поклонялись ей. Сейчас местные жители видят в ели символ преемственности поколений.

Сейчас к памятнику живой природы гостиный двор «Живица» организовал туристический маршрут «Мудор Кыз» («Священная ель»). Туристы могут увидеть природную достопримечательность, послушать  живые звуки свирели и варгана.
 

 СОСНА В ЕГОРОВЦАХ, СЕЛТИНСКИЙ РАЙОН                                                                                         
Близ деревни   Егоровцы, что в Селтинском районе,   растет незаурядная  сосна . Возраст ее насчитывает около 5 веков (точнее по предварительной оценке 495 лет в 2013 году). Относится это дерево к роду  Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.).
Не только возраст, но и размеры сосны впечатляют: высота ее 30 метров, а в обхвате она почти 5,5 м!

Сосна в Егоровцах привлекла внимание Министерства природных ресурсов Удмуртии еще в 2004 году. Тогда в конкурсе на «Самое большое в обхвате хвойное дерево» в Удмуртии сосна лидером. Рассказали о ней тогда 16-летняя Ольга Морозова из поселка Головизнин Язок. Конечно, с началом программа «Деревья – памятники живой природы»  была послана заявка на внесение сосны в реестр.  Заявку в реестр подала Орлова Олеся Васильевна в октябре 2013 года.

Селились в этих глухих лесах староверы из Нижегородской области, которые бежали через Вятку, опасаясь гонений за веру. Леса вырубали, расчищая место для нового селения. Но одно самое большое и крепкое дерево оставляли, как говорят краеведы, в качестве громоотвода. Таким деревом, вероятно, и эта сосна.
Сейчас Егоровцы – совсем небольшая деревня, около 10 домов. Но раньше здесь было 50 дворов. И сосна была средоточием сельской жизни – около нее устраивались деревенские гуляния на Пасху и Масленицу, назначались встречи и свидания.
Местные власти хотят устроить вокруг сосны сквер и возродить традиции гуляний.
Дерево много значит для местных жителей. Оно живет рядом с ними уже несколько поколений.
  

ЛИСТВЕННИЦА В КОКМАНСКОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ – СВИДЕТЕЛЬСТВО БЫЛЫХ ВРЕМЕН
На территории  Кокманского лесничества в Красногорском районе растет 400-летняя лиственница.  Она  – современница Бориса Годунова, Минина и Пожарского. Эта лиственница росла среди густых лесов уже сто лет, когда ПетрI начал создавать Российский флот и давать первые ассамблеи.
В 2013 году она была включена в список старовозрастных деревьев, ей присвоили статус памятника живой природы. Высота лиственницы  40 метров, а обхват ствола 1,7 метра. У дерева красивый прямой ствол, очищенный от сучьев, широкая раскидистая крона.
Наличие данного объекта свидетельствует о том, что в 18 веке в этих местах помимо вечнозеленых хвойных деревьев произрастали также лиственничные леса.  Сейчас  о таких лесах из лиственниц  и напоминает эта рослая красавица.
В Кокманском заказнике проводят просветительскую и научную работу, с 2003 года к месту произрастания лиственницы по инициативе Кокманского участкового лесничества проложена экологическая тропа. Возле дерева установлен информационный щит. Заявку на внесение в реестр подала Волкова Елена Владимировна.
Лиственница обладает ценной древесиной, которая широко использовалась для строительства кораблей и других  хозяйственных целей. Находясь в воде, ее древесина становится только прочнее.
Например, Венеция стоит на сваях из лиственницы.
В Елабуге первый городской водопровод был проложен из труб, которые представляли собой выдолбленные стволы лиственницы. Удивительно, но фрагменты этого водопровода и сейчас функционируют в Елабуге.

Лиственницы из Прикамских лесов использовали при строительстве плотины Ижевского пруда. Эти бревна до сих пор лежат в ее основании.
В итоге программы «Деревья- памятники живой природы» будет создан фотоальбом с описанием примечательных деревьев России. Возможно, и лиственница из Кокманского лесничества будет в нем представлена.

  

СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ УДМУРТОВ

По мнению Н. Г. Первухина, верховная триада божеств удмуртов (Инмар, Кылдысин и Куазь) соответствует тройственному делению мира (небо, воздушное пространство и земля), и некоторые современные исследователи поддерживают данную точку зрения. Современный исследователь В. С. Чураков не разделяет мнения Первухина и считает, что Инмар, Кылдысин и Куазь — это разные имена, или эпитеты, одного верховного божества удмуртов. Существование божественной «триады» удмуртского пантеона сомнительно, учитывая тот факт, что удмуртская мифология никогда не представляла собой стройную и единую систему воззрений.
Значительное место в верованиях удмуртов занимал воршуд — первопредок-покровитель рода.   

                                                              Лы куян                                                                                          
Мифические существа удмуртов
В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: Вумурт — водяной, Гидмурт — дух хлева, Нюлэсмурт — дух леса, Тӧлпери — дух ветра, Коркамурт — домовой, Ягпери — дух бора, Лудмурт — дух луга и поля, и др. 
По мере развития социально-экономических отношений, вторая часть имён низших духов мурт «человек» зачастую заменялась на кузё «хозяин». Весьма многочисленны были и враждебные человеку существа, приносящие вред, несчастья и болезни. Особняком стоит такое мифическое существо, как Палэсмурт «получеловек». В древности, по преданиям удмуртов, на земле жили великаны — Алангасары и зэрпалы.

 

Священные места и объекты
Соответственно почитанию трёх основных групп сакральных персонажей: во-первых, семейно-родовых и племенных покровителей (Воршуд, Мудор, Инву, Иммала, Булда); во-вторых, хозяев Дикой Природы – Луд/Керемет (хозяин лугов, лесов, полей; хозяин священной рощи), Нюлэсмурт (хозяин лесов); в-третьих, умерших предков – функционировали три главные группы культовых мест. Первая – для поклонения семейно-родовым / племенным покровителям; вторая группа – для молений «хозяевам» лесов, лугов и полей, родников, рек и т. д.; третья – для захоронения и для выполнения поминальных, умилостивительных обрядов йыр-пыд слтон, куяськон инты, кур куян, бельгы и др. Такие моления совершаются и в наши дни, в различных местностях.

Рассмотрим некоторые примеры.

Культовые памятники д. Кузебаево. В окрестностях д. Кузебаево (Алнашский район Удмуртии) функционируют три главных капища: священная роща Луд, святилища Великая куала и Булда. Все жители деревни подразделены на три социально-культовых объединения: род Великой куалы, род Священной рощи, Булда. Представители трёх структурных подразделений прежде молились строго по отдельности, жрецов выбирали из своей среды, брачные союзы между ними были запрещены. В последнее время такой строгости уже не наблюдается: они могут посещать моления друг друга и выходить замуж, невзирая на прежнее табу. В д. Кузебаево прежде существовали семейные сакральные постройки куала, однако во время коллективизации все предметы из них (деревянная посуда, столы, стулья и др.) люди унесли в родовую Великую (Будзын) куалу.

Священная роща Луд (Керемет) располагается на площадке средневекового городища (фот. 1). Обрядовые церемонии в роще посвящались божеству Луду – одному из влиятельных хозяев Дикой Природы. В честь него жертвуют белого барана, варят мясо и кашу. Самая сакральная часть культового места – прямоугольной формы, огорожена, посещать её позволяется только жрецам. Здесь в котлах варят жертвенную пищу, совершают другие приношения. В пределах огороженного участка сохранился пень от почитаемого дерева. Моления на этом месте прежде проводили без спиртных напитков, позднее в деревне угощали друг друга вином. В обрядовых церемониях в Луде участвуют только мужчины. Моления проводятся ночью один раз в год – в Петров день, в прежнее время они совершались два раза в год – в Петров день и на Покров.

 Деревня Кузебаево.
Вид на средневековое городище Каргурезь и священную рощу Луд                                                             

Великая (Будзын) куала располагается на берегу реки в лесу (фот. 2). Обрядовые действия здесь проводят в честь семейно-родовых богов. Территория святилища – прямоугольной формы, огорожена. В пределах участка стоит срубная постройка (куала). Прежде в куале хранили святыню мудор в виде берестяного или лубяного ящика. Снаружи перед куалой установлен длинный стол со скамейками для трапезы. В начале XX в. здесь молились четыре раза: на Масленицу, Пасху, в Петров день, Покров. Жертвовали тёлку, бычка, жеребёнка, уток. В наше время в куале молятся в Петров день, в жертву приносят уток. Сакральные принадлежности – очаг и приочажные принадлежности, священная полка мудор и др.

 

Деревня Кузебаево. Вид на святилище Великая куала                                                                                  

Место моления Булда располагается на склоне возвышения, на берегу реки. Сакральная часть святилища – многоугольной формы, огорожена. Религиозные празднества, посвящённые племенному божеству Булде, проводили на Троицу раз в три или четыре года. На моления собирались жители из десятка окрестных деревень. В качестве общественной жертвы приносили белых овец или жеребят, а в качестве частной, семейной – белых гусей или овец. На деревьях развешивали полотенца и другие подарки. Во время молений исполняли на «великих гуслях» мелодию, специально приуроченную к этому обряду.

Помимо трёх основных святилищ, в деревне имелись и другие сакральные объекты. Место моления Акташ, посвящённое злому богу, действующему после захода солнца, располагалось возле деревни в логу (тюрк. Акташ ‘белый камень’). Там молились при проводах в армию и когда случались болезни и несчастья в семье. Из других почитаемых мест следует упомянуть гору Заччагурезь ‘гора Зачча’, на которой молодёжь проводила обряд гурезь сектан ‘угощение горы’; место для поминовения умерших предков йыр-пыд сётон; два места куркуяськон, куда выбрасывали личные принадлежности умершего человека4.

Моления в д. Порвай (Игринский район Удмуртии). К началу XX в. обитатели д. Порвай были людьми православными, однако параллельно молились в общедеревенском святилище Великая (Быдзым) куала. Эта сакральная постройка с очагом располагалась в верховьях речушки, в лесу. Обрядовые церемонии совершались три раза в год – в Пасху/Троицу, Петровки, Ильин день. Осенью в Покров хозяину леса Нюлэсмурту жертвовали гуся. Молениями руководил «очень знающий/умеющий» жрец Павел Емельянов. В глазах деревенского сообщества моление, проводимое этим жрецом, считалось весьма действенным. Говорят, что к нему сам председатель колхоза обращался за помощью ради хорошего урожая. Даже телёнка выделяли на моление из колхоза. Проведение обрядов прекратились в 1942 г., деревенский жрец умер от голода. В советские годы при наступлении неблагоприятных обстоятельств порвайцы втайне посещали куалу с просьбами.

                     вось писпу - священное дерево                                                                                           

 

 

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://loveudm.ru/
Достопримечательности Удмуртии
http://loveudm.ru/unikalnyie-derevya-pamyatniki-prirodyi-v-udmurtii/
 

ВложениеРазмер
1Valyai01.jpg185.68 КБ
chertovo-derevo.jpg228.87 КБ
dub-pyishket.jpg81.72 КБ
El-Mudor-Kyiz-v-urochishhe-Alyon-Kezkiy-rayon-e1392149470345.jpg96.2 КБ
kedr-livanskiy.jpg150.65 КБ
lipa-sedaya-starushka-chistotemskoe-e1401820617735.jpg118.49 КБ
listvennitsa-park-nechkinskiy.jpg87.63 КБ
pen-kopiya.jpg154.58 КБ
Sosna_Yarca.jpg133.56 КБ
sosna-CHerpashur-logo.jpg152.02 КБ
sosna-kunaev-kopiya.jpg191.85 КБ
sosna-v-Egorovtsah-e1410177609114.jpg99.63 КБ
аватар: Кэп

почитание удмуртами деревьев

Еще лет 40-50 назад священные рощи (Луд/Кереметь) можно было встретить практически в каждом районе Удмуртии. Сегодня они остались не везде: оберегаемые местным населением и потому не изменившиеся на протяжении десятков лет, священные рощи выявлены в Алнашском, Глазовском, Кизнерском, Ярском, Каракулинском районах. Идет постепенная утрата традиции почитания этих уникальных природных святилищ, антропогенное воздействие (строительство, проведение дорог, выпас скота, создание искусственных прудов и т.д.) привело к исчезновению многих священных рощ с лица земли.

Священные рощи по своей сути являлись языческими объектами поклонения силам природы и потому, как трепетно оберегались они населением, их можно считать первыми заповедниками. Практически у каждого поселения удмуртов была такая роща, располагавшаяся, как правило, за пределами населенного пункта, на возвышенности, вблизи водного источника. Святилище окружалось изгородью, сплетенной из ветвей или сделанной из жердей. Посещать это место разрешалось только в дни проведения молений. Строго воспрещалось рубить в священной роще деревья, собирать ягоды и грибы, пасти скот. Даже упавшие ветки и сучки можно было использовать только в культовых целях – они сжигались на священном огне. Сакральный смысл имели слова, произносимые в самой роще и близлежащих местах, - за сквернословие могла грозить смерть. В разных районах Удмуртии существует множество сказаний о том, как были наказаны люди, нарушившие запреты: один человек набрал веники и погиб, другой увез березу из священной рощи – заболел и умер.

Сами деревья, произрастающие в священных рощах, играли в языческих представлениях удмуртов особую роль. В центре молитвенной рощи стояло священное дерево – связующий элемент с миром богов: под корни этого дерева зарывали жертвенные дары, предназначенные богам нижнего мира: дары среднему миру развешивали в ветвях, на макушку ставили жертвенные дары верхнему миру. По поверьям удмуртов, на главном дереве священной рощи обитает Бог Кереметь, или Луд.

Три верховных божества ассоциировались со «своими» деревьями: Инмар – сосна, Куазь – ель, Кылдысин – береза. Эти три дерева являлись самыми почитаемыми среди удмуртов: к деревьям относились как к живым существам, посаженное дерево уподоблялось самому человеку. Это почитание вылилось в многочисленные запреты и предписания, например:

Нельзя рубить посаженное кем-то дерево: если толщина его ствола окажется с толщину его шеи – тот человек умрет.

Нельзя рубить дерево, если в семье есть больной, иначе он умрет.

Рубка деревьев на хозяйственные нужды, особенно стоящих одиноко, сопровождалось особым ритуалом. У души дерева просили прощения, благодарили его, объясняя действия крайней необходимостью. Существовала даже традиция почитания высохших деревьев, что приняло на себя страдания многих людей.

В священной роще у каждого молящегося удмурта было «свое» дерево, к которому он и обращался. В этнографической литературе есть сведения о том, что удмурты хоронили умерших на лубе (в лубе), перевязав его лыком, своеобразно превращая его в дерево (аналог колоды). В трудах известного удмуртского этнографа В.Е. Владыкина есть сведения о гробах, выдолбленных из липового дерева наподобие пчелиного улья или сделанных из хвойного дерева в виде корыта.

В традиционной одежде удмуртов цвета излюбленного триколора символизируют белую березу, красную сосну, черную ель. Эти же цвета легли в основу государственной символики Удмуртской Республики.

Удмуртия является одним из тех немногих регионов, где священные рощи не только сохранились, но и продолжают использоваться в культовых целях. Среди них священные рощи «Мэд» и «Куала» в Алнашском районе, «Зазегсиённи» в с. Укан Ярского района. Эти рощи находятся в труднодоступных местах, исключающих их активное хозяйственное использование. В удмуртской глубинке осталась еще часть населения, не подвергшаяся христианизации, а также люди преклонного возраста, которые свято чтут обычаи своих предков и неуклонно их соблюдают.

Священные рощи и сегодня имеют большое рекреационное и историко-культурное значение, являясь, по сути, уникальными реликтовыми природными образованиями, культовыми памятниками, эталоном коренных лесов. На территории этих природных объектов произрастают вековые деревья, обитают редкие и исчезающие виды.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru