Мольбище Систы вар, Виловатовские курганы

В нашей горномарийской сторонке есть удивительные места с богатой историей, овеянные тайнами, места о которых народом сложены легенды и придания. Одним из таких местечек является Систывар.
Расположено оно по старинному Ядринскому почтовому тракту между селами Виловатово, Кожважи и Паратмары. Если соединить эти села невидимыми линиями, получится треугольник, в самом центре которого находится любимое в народе местечко под названием Систывар.
  

 


Во времена седой древности, около 3 тысяч лет назад, в этих местах жили первобытные люди – абашевцы.
АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА - археологическая культура бронзового века Подонья, Среднего Поволжья и Южного Урала во 2-3 четвертях 2 тысячелетия до н.э. Название дано по селу Абашево Чебоксарского района: впервые курганы раскопаны у села в 1925 году археологом В.Ф.Смолиным.
Следы пребывания абашевцев здесь можно наблюдать и сегодня. С асфальтированной дороги, ведущей к деревне Пар-Юванькино, можно увидеть, как «выглядывают» из леса их могильники-курганы. Высота курганов неодинакова: от 20 – 30 см до 1,5 метров, а диаметр – от 5 до 15-16 метров.
 
Такие курганы в наших краях еще можно увидеть около деревни Сарлайкино и на территории Паратмарского сельского кладбища. Они получили условное название – «Виловатовские курганы».
В местечке Систывар таких курганов насчитывалось 39. Здесь неоднократно проводились археологические раскопки:
в 1958г. - работала Марийская археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук, профессора Казанского ГУ А.Х.Халикова;
в 1987г. – работала археологическая экспедиция Марийского республиканского краеведческого музея под руководством С.В.Большова. В составе экспедиции были ученые Самарского пединститута О.В.Кузьмина и Л.А.Ластовский;
 
В погребениях древних людей были найдены медные, бронзовые украшения, орудия труда и оружие. Абашевцы занимались скотоводством, земледелием, гончарным делом и были неплохими металлургами.
Систывар в прошлом был крупным языческим мольбищем марийцев. Здесь во все времена собиралось множество людей. Уникальность этого местечка, по мнению некоторых ученых, в частности К.Г.Юадарова, заключается в том, что здесь происходит процесс энергообмена между космосом и землей («пылгом пачылтмы вар» - говорят марийцы). Издавна люди, приходившие сюда помолиться, приносили с собой в стеклянной посуде ключевой водички, чтобы «зарядить» ее положительной энергией. Считалось, что «заряженная» вода укрепляет здоровье, восстанавливает силы, лечит от болезней.
Моления здесь проводились перед началом весенне-полевых работ в мае три пятницы подряд. Стекался сюда народ со всей округи, собирались не только марийцы, но и чуваши и русские. В 19 веке купцы стали привозить сюда свой товар и торговать как на ярмарке, поэтому эти моления стали называться Палдыран пазар (базар в честь появления борщевика). Описание этого праздника мы находим в трудах чувашского ученого- этнографа, историка, писателя Спиридона Михайловича Михайлова (Яндуша).
 
Позже, видимо в конце 19 века, на месте древнего языческого мольбища была поставлена небольшая часовенка. По преданию, часовня была поставлена на деньги жителя деревни Пар-Юванькино купца третьей гильдии Егора Васильева. Сохранились сведения, что Егор Васильев свое богатство получил разбойным путем. Вместе со своими подельниками ограбил почтовую карету с деньгами на Ядринском тракте.  
Это произошло на опасном участке дороги, проходившем совсем рядом с оврагом, который сейчас называют «Подкоп карем». После разбойного нападения Васильев отравил своих  единомышленников и присвоил все деньги себе. Впоследствии он еще больше разбогател, стал купцом третьей гильдии. Видимо, во искупление своих грехов Егор решил построить часовни около своей деревни и в местечке Систывар. Кроме этого, он пожертвовал много денег на строительство церквей в селах Виловатово и Паратмары. Но Бог его наказал: не дал ему детей. Все состояние купца наследовал его племянник, который оказался непутевым, пустил все богатство по ветру.
В 20-ые годы 20 столетия в местечке Систывар проводились большие моления прихожан 5 церковных приходов. Позже, в годы воинствующего атеизма, часовня была разрушена. Но люди все равно приходили к развалинам часовни, молились и оставляли здесь свои нехитрые пожертвования.
В 1960 - 1970-ые годы здесь организовывались массовые гуляния «Пеледыш айо» и пионерские костры дружбы.
А старинная часовня была восстановлена в 1995 году. И сейчас тропка, ведущая к часовне, не зарастает, люди приходят сюда помолиться 22 мая в день святого Николая Чудотворца.  
       
 ИССЛЕДОВАНИЯ АБАШЕВСКОЙ КУЛЬТУРЫ
 Третий этап в изучении курганов абашевской культуры в Среднем Поволжье связан с работами археологической экспедиции Казанского филиала Академии наук СССР, Марийской археологической экспедиции и Чувашской археологической экспедиции. С 1956 по 1960 г. были проведены раскопки могильников, давшие основной материал для изучения абашевской культуры
Среднего Поволжья. В 1956 г. Марийская археологическая экспедиция под руководством А.Х. Халикова изучила восемь из одиннадцати курганов Нартасского могильника в Волго-Вятском междуречье. В результате этих раскопок появились неоспоримые доказательства существования абашевских могильников в Левобережье Волги. В 1957 г. экспедиция продолжила работы в Волго-Вятском междуречье, где под руководством А.Х. Халикова и О.Н. Евтюховой были проведены раскопки на Вильяльском, Малокугунурском, Прокопьевском, Семейкинском, Сретенском, Тапшерском, Троицком и Туруновском могильниках. Всего за два года в Марийской республике на девяти могильниках было изучено тридцать девять курганов и установлена их близость абашевским могильникам Чувашии [30. С. 148-168; 8. С. 131-150]. В 1958 г. экспедиция исследовала Виловатовский II и Миняшкинский могильники в Правобережье Средней Волги [31. С. 158-187]. На крупнейшем абашевском могильнике Среднего Поволжья Виловатово II (39 курганов) было раскопано 12 курганов, давших материал по раннему периоду заселения абашевцами Среднего Поволжья.
 
Виловатое I, курганный могильник
Виловатое I, курганный могильник. Памятник культурного наследия эпохи бронзы – раннего железного века (II тыс. до н.э. – IV в. н.э.), расположенный около с.Виловатое 
В 1977 г. исследовался И.Б.Васильевым, в 1986 г. В.Н.Мышкиным. Состоял из 24 курганов, 15 из которых были раскопаны. 4 кургана эпохи бронзы содержали погребения срубной культуры (сер. II тыс. до н.э.). Костяки лежали в скорченном положении, головой на С или СВ, сопровождались сосудами. 9 курганов возведены в раннем железном веке. В них обнаружены раннесарматские погребения (III–IIвв. до н.э.), среднесарматское (Iв.н.э.), позднесарматские (II-IV вв. н.э.). Захоронения совершены в простых ямах и могилах с подбоями. Погребенные лежали вытянуто на спине. В раннесарматских и среднесарматском погребениях они были ориентированы головой на Ю, в позднесарматских – на С. Погребальный инвентарь: глиняные сосуды, меч, конская узда, пряжка, фибула-застежка, ножи, оселок, наконечник стрелы, бусы и пронизи, пряслица, нашивные бляшки, зеркало. В 2 курганах, имевших следы горения в центральной части, погребения отсутствовали.

ИНФОРМАЦИЯ ПРО МАРИЙСКОЕ МОЛЬБИЩЕ

Location
с. Вилоатово, Горпномарийский р-н, Республика Марий Эл
The name/names of the sacred site
Святилище Систы вар
Description
Систы вäр Место нахождения: с. Виловатово, Горномарийский р-н, Республика Марий Эл. В горномарийской стороне есть удивительные места, овеянные тайнами. Одним из таких мест является Систы вäр. Расположено оно по старинному Ядринскому почтовому тракту между селами Виловатово, Кожважи и Паратмары, в самом центре треугольника. Систы вäр - бывшее крупное марийское мольбище.

Моления здесь проводились в мае перед началом весенне-полевых работ три пятницы подряд. Стекался сюда народ со всей округи: марийцы, чуваши и русские. Здесь совершались обряды моления языческому богу домашних животных. В 19 веке купцы стали привозить сюда товар как на ярмарку. Моления стали называться «Палдыран пазар», базар в честь появления борщевика (по-марийски - «палдыран»).

Уникальность этого места, по мнению ученых, заключается в том, что здесь происходит процесс энергообмена между космосом и землей («п¿лгом пачылтмы в³р»). Люди приносили с собой в стеклянной посуде ключевую воду, чтобы «зарядить» ее положительной энергией. Считалось, что заряженная вода укрепляет здоровье, восстанавливает силы, лечит от болезней.

Во времена седой древности, около 3-х тысяч лет назад, в этих местах жили племена абашевцев. В конце 19 века на месте древнего языческого мольбища была поставлена небольшая часовенка.

После принятия христианства 22 мая, в День Святого Николая Чудотворца, здесь проводили крестный ход от всех ближайших приходов. В 20-х годах XX века состоялись моления из пяти церквей.

В 60-70-х годах здесь проходил праздник «Пеледыш айо», и проводились пионерские костры дружбы. В мае 1995 года силами строителей ПТФ «Горномарийская» была вновь восстановлена старинная часовня. Существует версия происхождения названия «Систы вäр». В давние времена на месте «Систы вäр» был липовый лес, где обитало много дятлов (по-марийски – «шишты»).

Однажды пастух, который вместо буквы «ш» выговаривал букву «с», пас стадо в этот лесу. Он заслушался барабанной дробью дятла и от избытка чувств, переполнявших его, воскликнул «Систы! Систы!». И сейчас не зарастает тропка, ведущая к святому месту.

  

ЧАСОВНЯ НА МОЛЬБИЩЕ СИСТЕ ВАР

Описание окружающей местности, 

как доехать, где находится:

Нагорная сторона Козьмодемьянского уезда была перерезана в различных направлениях достаточно доступными для глубинных волостей сухопутными коммуникациями, с выходом их далеко за пределы местного края. Это был, прежде всего, важнейший Московский почтовый тракт («Владимирка», Екатерининский тракт, «Кандальная дорога»), проходивший с востока на запад в 23 верстах к югу от г. Козьмодемьянск и в 42 верстах к северу от Ядрина, пронизывая наиболее населенные волости — Виловатовражскую, Большеюнгинскую, Кулаковскую и др.  Линию Московского тракта пересекал Козьмодемьянско-Ядринский почтовый тракт, шедший с севера на юг, о котором вы и узнаете из небольшой экскурсии по нему.

Сегодняшняя асфальтовая дорога от Козьмодемьянска до села Виловатово (Виловатый враг) полностью проходит по старому тракту, полностью его повторяя, поэтому мы начнем с той точки (N56 10.343 E46 353.522),  где новая и старая дороги расходятся - с западной окраины Виловатово, откуда на юго-запад уходит высокая березовая аллея, именно туда и уходил старый тракт. Через полтора километра в точке с координатами (56 9,928 46 34,281) тракт уходит на юг и на следующие 2 километра до точки (56 8,885 46 34,887) превращается в еле видимую в густой траве грунтовку. Через 875 метров дальше по проселочной дороге мы попадаем в странное необычное место Систы Вар, координаты которой приведены в заголовке, аншлаг рядом с дорогой рассказывает о славном прошлом этого места.

В нижней части текста указан телефон, в котором надо запомнить первую (А) и четвертую (В) цифры пятизначного номера без кода.

Двигаясь дальше на юг, тракт пересекает границу областей и входит на территорию Чувашии, проходя через деревни Ешмолай и Мижары. На южной окраине Мижар тракт спускается с косогора и через мост переправляется через реку Юнга.  К сожалению, ныне этот мост можно перейти только пешком и то с осторожностью, т.к. он находится в аварийном состоянии.

Левее старого моста есть бетонная плотина, по которой можно переехать на другой берег на автомобиле. Необходимо сосчитать бетонные столбики справа по правую сторону плотины ниже течения, это будет число С. В старом торговом селе Тяптяево тракт снова становится обжитым и действующим вплоть до пересечения с автотрассой М7 Чебоксары-Нижний Новгород. В деревнях Верхние и Средние Ирзеи на месте старого тракта до сих пор растут гигантские старые ивы толщиной в несколько обхватов.

Следующий отрезок тракта от трассы М7 по лесу до Изамбаево можно проехать на полноприводном автомобиле, а можно объехать по асфальту через Пошнары. От Изамбаево тракт снова становится обжитым, проходя через через село Ядрино (бывш. Знаменское) и поворачивая по окраине Чебаково на север к Новому Ядрино, где тракт спускался к Суре и через Иваньково-Стрелецкая входил в Ядрин. Наша экскурсия заканчивается на северной окраине Нового Ядрина на аллее, где стоя на старом тракте можно видеть вдали на севере современный мост через Суру.

 

 

________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Памятники археологии Марий Эл
Соловьев Б.С. К вопросу о взаимодействии населения раннего бронзового века лесной полосы Среднего Поволжья // Взаимодействие культур в Среднем Поволжье в древности и средневековье. Йошкар-Ола, 2004. 
Никитин В.В., Соловьев Б.С. Атлас археологических памятников Марийской ССР. Вып. 1. Эпоха камня и раннего металла. Йошкар-Ола, 1990. 
Архипов Г.А., Никитина Т.Б. Атлас археологических памятников Республики Марий Эл. Вып. 2. Ранний железный век и средневековье. Йошкар-Ола, 1993. 
Архипов Г.А., Никитин В.В. Археологические исследования в 1976–1980 годах (экспедиции Марийского НИИ и университета) // Материальная и духовная культура марийцев. Йошкар-Ола, 1981. 
 

ВложениеРазмер
sisty_war (1).jpg116.75 КБ
sisty_war (1).png791.64 КБ
sisty_war (2).jpg160.98 КБ
sisty_war (2).png672.96 КБ
sisty_war (3).png240.72 КБ
аватар: Кэп

Философия традиционной религии мари

У Юмо-бога была дочь, молодая и прекрасная. Она пасла скот, но на небе травы нет, потому скоту надо было спускаться на землю. Однажды, будучи на земле, небесная девушка встретилась с мужчиной, которого звали Мари. Он жил на земле и никак не соглашался идти к Юмо-богу. Девушка осталась на земле и вышла за Мари замуж. От них и появились люди. 
(Марийская мифология)

БОГ ВОКРУГ И В КАЖДОМ
Вера – общечеловеческая потребность. Она существует столько же, сколько людское сообщество. Религия стала той силой, которая сплотила народы вокруг собственной национальной идеи и самобытности. Для марийцев, живших в окружении лесов и рек, самой почитаемой стала природа, а храмом – рощи.
- Марийская философия говорит, что мы есть дети природы, дети божьи. К природе нужно относиться так, как бы ты относился к родной матери, - рассказывает Василий Пектеев, художественный руководитель театра им. Шкетана.
Современная реальность делит мир на материальный и духовный. При этом сначала человеку нужно удовлетворить телесные потребности, а потом духовные. Если рассматривать философию марийского родноверия, то в ее основе будет божественное начало «шырт».
- Мы сами себя считаем божественным началом, частью космоса, - говорит карт-онаен Виталий Танаков. - Красной нитью философии и основой воспитания идет постулат «Будь, как бог», то есть будь нравственным, как он. Если человек начинает осознавать, что он часть божественного начала, космоса, то у него другая реальность открывается, он по-другому начинает мыслить.
Далее в структуре религиозного сознания марийцев идут неразрывно связанные душа и сознание «чон», а затем уже тело «кап».

Бог един, гласит Марий Юмынйӱла, все божества и духи в пантеоне, от домовенка до судьбы, – его проявления, субличности. Все вокруг, даже камень, имеет душу.
- Бог может проявляться в разных образах. Например, вода, огонь, земля имеют божественное начало, - продолжает Виталий Танаков. – При этом в космосе нет понятий «добро и зло». У единого бога Ош Кугу Юмо есть такие понимания, как Юмо и Омо. Частица «мо» означает генерирующий источник энергии. Юмо – это положительное начало, Омо – отрицательное. Вместе они создают «тӱня» – миры, и через свои субличности бог согласовывает их жизнь. Мы, люди, тоже субличности Ош Кугу Юмо, то есть их неисчислимое количество.
ТАБУ
Марийцы с детства и по сути связаны с природой, и все моления проходят в священных рощах. К лесу отношение особое, он и источник питания, и материал для строительства и обогрева жилищ, и защита. Как писал еще в XIX веке исследователь Сергей Нурминский, «лес – это волшебный мир черемисина,…около лесу вертится все его мировоззрение».
- Дерево нельзя было рубить летом, - развивает эту тему Василий Пектеев, - только зимой, когда они замерли как бы во сне. Да и то мариец, приходя в лес, сначала становился на колени, просил прощения, говорил, что не со злым умыслом пришел, надо дом построить, чтобы дети не замерзли. Отношение к деревьям, как к своим братьям, генетически, видимо, в нас заложено. Я своим маленьким детям говорил: «Идешь по дороге, от скуки взял и ветку сломал. Зачем? А если бы тебе взяли и пальчик сломали?» Жестко? Да! Но объясняю, что ветка у дерева, это как пальцы. Я думаю, что наша религия особенно важна сейчас, потому что люди наносят огромный ущерб экологии. Она учит любить и защищать природу.
У верующих существует довольно большая система запретов, выражающая этические представления народа. Это «ойöрö» – нельзя, которые защищают в общем-то всем знакомые общечеловеческие ценности, которые упрощены до бытового понимания. Детей с младых ногтей учат, чего нельзя делать. Например, пинать хлеб, мусорить, плевать в воду, огонь. В этом своде есть и нравственные табу, которые строятся на предупреждениях. Нельзя другим желать зла – оно вернется к тебе. Нельзя грубить родителям – не будет тебе счастья в жизни. Нельзя смеяться над старостью – сам тоже состаришься, может еще хуже.
- Я вырос в достаточно религиозной семье, – говорит Василий Александрович. - Был пионером уже, классе в пятом. Папа свечу зажег и начал молиться. А я возьми да выкрикни: «Нету бога!». В школе научили. Отец прервал молитву, посмотрел на меня и сказал: «Вачий, ты можешь не молиться, можешь не верить, но никогда нигде не кричи, что нет бога». Это был такой урок!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru