Священные марийские рощи
Давно уже назрела необходимость написать обзорную статью про марийские священные рощи, так как на сайте накоплено много материалов по этой теме.
Кроме Марий Эл, священные рощи (или кюсото) есть также в Нижегородской и Кировской областях, а также в республиках Татарстан, Удмуртия и Башкортостан.
В Марий Эл насчитывается около сотни действующих кюсото, и более 300 священных рощ поименованы как памятники природы.
Кроме священных рощ есть также священные и почитаемые марийцами деревья, источники, камни, могилы известных людей, озёра, горы и иные природные объекты.
Отчасти, попробуем рассказать про все интересные места!
Во время наших путешествий по марийскому краю мы часто посещали или проезжали мимо священных рощ, интересовались традициями и обычаями марийского народа, слушали предания и легенды Марийского края.
Большинство этих историй и статей размещены на нашем сайте.
Также использованы материалы других путешественников и этнографов.
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ
ЯЗЫЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ УДМУРТОВ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ МЕСТА В ОКРЕСТНОСТЯХ ВАСИЛЬСУРСКА - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Марийские священные рощи (мар. Кӱсото) — уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники народа мари. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Нередко эти рощи достигают 0,3—0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара.
Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.
Священные рощи в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и Богом «Ош Поро Кугу Юмо» (добрый великий светлый Бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом.
Виды рощ
В зависимости от числа участников моления выделяются семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень, мирские и всемарийские. В зависимости от объекта почитания различаются рощи, посвященные отдельному Богу (божеству или духу) и святилища, в которых жертвоприношения проводятся одновременно многим высшим (небесным) богам и духам.
В качестве посредника в общении людей с Богом в священных рощах выступают специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место, где восседает гость—господин), возле которого совершается моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц.
Места размещения
На территории Марийского края большинство сохранившихся священных рощ находятся в северо-восточных и центральных районах Республики Марий Эл. Мало сохранилось древнемарийских святилищ в Горномарийском, Килемарском, Волжском районах.
За пределами республики священные рощи имеются в Уржумском, Яранском, Пижанском районах Кировской области, Тоншаевском, Шарангском и других районах Нижегородской области, а также возле марийских деревень Татарии, Удмуртии, Башкортостана, Пермской и Свердловской областей.
Значительная часть священных рощ, расположенных за пределами Марий Эл, в настоящее время не используется в культовых целях, однако марийское население их почитает, оберегает и верит, что эти рощи обладают сверхъестественной силой.
Наиболее почитаемым местом вятских марийцев является святилище гора Чумбылата, расположенная возле деревни Чембулатово Советского района Кировской области. Другим древнемарийским святилищем, непосредственно связанным с историей народа, является могила святого Акпатыра, расположенная недалеко от Больше-Китяковского кладбища. В наши дни в августе здесь ежегодно проводятся коллективные моления.
ВСЕМАРИЙСКОЕ МОЛЕНИЕ – ТУНЯ КУМАЛТЫШ - САВАРАН-ОТО
Это, без преувеличения, один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Собрать в одном месте свой народ со всех уголков России удаётся не так часто. Большие моления, на которые попали и мы, проходят лишь раз в 5 лет.
На «березовом столе» свежий хлеб, блины, квас, пироги и мёд. Каждый приносит что-то своё, в том числе птиц и животных: гусей, уток, овец, телят или коня. Они нужны для жертвоприношения. Ранним утром в священное роще животное или птицу закалывают и отделяют специальные части. После мясо варят в больших котлах на костре.
Самый впечатляющий этап - молитва божеству. У богов марийцы чаще всего просят здоровья себе и своим близким, но не забывают и обо всём народе. Молятся о благополучии и процветании родной земли.
Уже после участники молений приступают к трапезе. Каждый обязательно должен попробовать приготовленную еду, но при этом вновь не забыть поблагодарить богов за милость. На таких больших молениях, признаются участники, весь марийский народ словно чувствует себя единым целым.
Всего на государственной охране в Марий Эл сегодня находятся 328 священных рощ. Все они считаются объектами культурного наследия. Но лишь в 35 рощах проходят моления. В рамках республиканской целевой программы «Культурное наследие Марий Эл» рощи сейчас активно благоустраивают. Как отмечают карты, так называют марийских жрецов, с каждым годом всё больше жителей марийских деревень проявляют инициативу по проведению молений в священных рощах. Издревле считается, что, если жители деревни перестают проводить моления и забывают свою священную рощу, то деревня начинает вымирать и народ из нее уезжает. Мы выдвигаемся в начале седьмого утра. Вокруг бескрайнее поле, горизонт растворяется в густом тумане. Свернув с шоссе, мы пристраиваемся в хвост вереницы автомобилей. Можно не сомневаться в том, что пункт назначения у всех один: главное для любого марийца место, священная роща Саваран-ото, где сегодня будет проходить самое крупное в году Всемарийское моление.
Марийцы относятся к финно-угорской группе, их численность составляет около 600 тысяч человек. Большинство проживает в республике Марий Эл: в западной части — горные мари, в восточной — луговые. Несмотря на то, что марийцы тесно сожительствуют с другими народностями — русскими, татарами, удмуртами — им удалось сохранить свою самобытную культуру. При этом наряду с традиционной марийской верой в республике также исповедуют христианство и ислам. Даже внутри одной семьи разные её поколения могут придерживаться разных религиозных взглядов.
В основе марийской веры — единение с природой, понимание того, что от природы нельзя брать больше, чем она даёт. Например, по их традициям, в святых местах запрещено рубить деревья, даже высохшие. Жители деревни дождутся, пока дерево само упадёт, возьмут его на руки и отнесут в лес, чтобы оно, сгнив, ушло в землю к богам.
У марийцев нет священных книг. Все знания о праздниках, правилах проведения молений они передают из уст в уста — от отца к сыну или от карта к его ученику. Один из праздников — Шорыкйол (Неделя овечьей ноги). Это неделя с первой пятницы нового года. Суть Шорыкйол в следующем: после лета световой день становится короче, ночь длиннее — это нужно, чтобы земля отдыхала, чтобы люди меньше по ней ходили. А с первой недели нового года день начинает прибывать — так земля даёт понять, что она вновь полна сил.
Однако главными днями в году являются дни молений. В зависимости от масштаба моления на нём может присутствовать от нескольких десятков до нескольких тысяч человек.
Несмотря на ранний час, подготовка к молению в роще Саваран-ото идёт полным ходом. Одни выгружают из кузовов котлы, другие обустраивают вход в рощу, натягивая на заранее вкопанные столбы широкую белую ленту с марийским узором, мимо проходят женщины с огромными пакетами, из которых с любопытством выглядывают гуси.
Перед аркой все верующие на секунду задерживаются, произносят короткую молитву и с поклоном проходят этот портал, переносящий их в место, где им предстоит просить у богов благополучия и приносить им в дар жертвенных животных.
Роща заполняется людьми. В ближайшие 11-12 часов предстоит много работы: нужно наколоть дров, вскипятить воду в огромных котлах, где будет готовиться трапеза, заколоть и разделать животных. За всё отвечают карты — это те самые старейшины, которые будут проводить моление. Они знают все тонкости церемонии.
Верующие распределяются между пятью жертвенными кострами, у каждого из которых молятся разным богам. У одного просят здоровья и хорошего урожая, у другого замаливают грехи предков, молятся за мир, рождение детей, чистоту рек, здоровье скота.
Самое большое скопление у двух костров. У одного собираются молиться всевышнему богу марийского народа Тунг Ош Кугу Юмо. Моление будет проводить верховный карт республики Марий Эл. У второго костра молятся Матери Божьей, у которой принято просить «здоровья и процветания всем, рожденным в земном мире».
Возле каждого костра располагаются огромные столы, на которые каждый верующий должен принести какую-нибудь трапезу. Очень скоро они будут заполнены свежим хлебом, блинами, лепешками и квасом. На стопки блинов марийцы кладут специальные пирамидки из творога, символизирующие направление энергии к небу.
Карты начинают проводить ритуал, после которого можно будет принести в жертву животных. Произнося молитву, карт обливает голову и спину гуся родниковой водой, затем медленно отходит. Буквально через пару минут гусь вытягивается во весь рост и начинает бить крыльями — это означает, что боги готовы принять жертву. Марийцы выстраиваются в длинную очередь к помощнику карта, который будет закалывать животных. После того как животные разделаны, их распределяют по разным котлам (для разных богов) и оставляют вариться.
Бараньи шкуры и потроха сжигают сразу, рога — позже, под молитву. Кровь сливают в отдельный таз, из неё готовят котлеты, которые затем добавляют в бульон. Готовность определяется только по запаху — пробовать до окончания молитвы ничего нельзя. Процесс готовки — сложный ритуал, готовясь к которому, молодые карты обычно консультируются со старшими.
Подошла очередь самой ответственной части. Карты начинают читать молитву, аккомпанементом служит «голос железа» — символические удары топора о клинок ножа. Роща начинает напоминать храм, в котором роль стен выполняют липы и берёзы. По их стволам молитва уходит в небо. Верующие опускаются на колени.
Затем начинается трапеза. Марийцы выстраиваются в очередь за бульоном, кашей и теми самыми блинами и лепёшками, которые они берут из рук картов. Теперь они небольшими группами распределяются по роще, садятся на заготовленные лапники и трапезничают.
Остается только убраться в роще, чтобы природа знала, что люди пришли сюда с благими помыслами: перья птиц и шкуры животных сжигают, рощу убирают граблями.
В завершение карты проводят обряд закрытия рощи и покидают её последними. После этого сюда можно будет зайти только на следующем молении.
СВЯЩЕННАЯ ГОРА ЧЕМБУЛАТ - КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.
В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур 18 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. На нем собралось около двух тысяч человек. В Пӱнчеран ото приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Кировской и Костромской областей, из Москвы. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.
Это, без преувеличения, один из самых значимых в религии марийцев обряд – всемирные моления. Собрать в одном месте свой народ со всех уголков России удаётся не так часто. Большие моления, на которые попали и мы, проходят лишь раз в 5 лет
На «березовом столе» свежий хлеб, блины, квас, пироги и мёд. Каждый приносит что-то своё, в том числе птиц и животных: гусей, уток, овец, телят или коня. Они нужны для жертвоприношения. Ранним утром в священное роще животное или птицу закалывают и отделяют специальные части. После мясо варят в больших котлах на костре.
Цели экспедиции: замер магнитного и радиационного фона около загадочных камней и в священных рощах около деревни Кожлаер (роща Шунур-Ото).
Все немножко ошеломлены результатами замеров! Магнитная аномалия существует! Мы доказали это! Все обрадованы.
Сотни раз перепроверяем результаты. Да! Это правда! В Священной Роще есть магнитная аномалия, и расположена по всему периметру Рощи! Необычно уже то, что в самом центре Рощи она сходит на нем, и вы стоите, будто в круге благодати !Так спокойно и хорошо!
5. Думаю вы видите, что мы находимся в самом центре Мольбища, где жертвенный стол, платки, повязанные на деревья и полотенца. Вот здесь самое хорошее место - благодатное. Портал открыт.
6. Это замер по периметру, жаль не сфоткала замеры в центре Рощи. Просто не догадалась.
жертвенник великому богу (Туня-Юмо) и Никола-Юмо, то есть Николаю чудотворцу, это один из элементов религиозного синкретизма - то есть по-русски двоеверия,
деревья-великаны в языческой роще
СВЯЩЕННАЯ РОЩА У СЕЛА ИЛЬНЕТЬ - ТАТАРСТАН
СВЯЩЕННАЯ РОЩА ОШ КУЭР - БЕЛАЯ БЕРЕЗОВАЯ РОЩА
СВЯЩЕННАЯ РОЩА СУЛТАН-КЕРЕМЕТ - БАШКИРИЯ
Марийцы Республики Башкортостан провели 10 августа (2013г.) моление в общемарийской священной роще Султан-Керемет, расположенной в Мишкинском районе, между деревнями Тынбаево и Большесухоязово.
Долгие годы в роще традиционно проводились лишь семейно-родовые моления. В этом году активистами было принято решение провести массовое моление с участием представителей всех районов компактного проживания народа мари в Башкортостане, а также гостей из Свердловской области и Пермского края, республик Татарстан, Удмуртия, Марий Эл и т.д. Организаторы надеются, что проведение таких молений также будет способствовать укреплению нравственности, традиций и объединит марийцев, раскиданных по районам Башкирии.
в Султан Керемети
С 2012 года активистами осуществлялся сбор добровольных пожертвований для облагораживания священного места - были проведены субботники по расчистке территории, установлена железная ограда и памятный камень. Люди живо откликнулись на призыв и каждый вносил свою посильную лепту в общее дело возрождения духовности и объединения.
В тот же день в райцентре Калтасы Республики Башкортостан в рамках целевой программы "Культура России 2012-2013 годы" состоялся III Межрегиональный фестиваль-конкурс «Ший кандыра» («Серебряная веревочка») с участием фольклорных коллективов мари и просто желающих из республик Башкортостан, Марий Эл, Удмуртия, Татарстан, Пермского края, Свердловской, Кировской областей и других регионов РФ.
священная роща Султан-Керемет
Старейшее марийское святилище (священной рощи) «Сурт тумер (Султан керемет)». Историко-культурный центр «Султан керемет (Сурт тумер)» представляет собой эколого-музейный комплекс.
Его составными частями выступают: действующее святилище; музейное помещение; макеты культовых и хозяйственных построек, отражающих особенности быта и верований марийского населения в XVI - XIX вв.
Здесь в замечательном парке – Дубовой роще – расположена священная марийская роща: Мер кусото, то есть роща для общественных молений (рядом с рекой Малая Кокшага).
Так, 7 октября 2012 года здесь было организовано моление Мер кумалтыш, посвященное благополучному окончанию очередного сельскохозяйственного сезона в Марийском крае.
В МАРИЙСКОЙ СВЯЩЕННОЙ РОЩЕ
Следует отметить, что МЕР КУМАЛТЫШ – это Моленье союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года (сейчас практически ежегодно, как правило, осенью). Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов - мера. Каждое тиште (община) направляет на это моление своих представителей.
В Советском районе Республики Марий Эл в священной роще Чокмото 21 октября состоялось Всемарийское моление приверженцев Марийской Традиционной Религии. Родовое моление одновременно было и в Сернурском районе, у деревни Ананур, Кукнурского поселения.
На Всемарийском молении собралось более тысячи человек. В Чокмото люди приехали как из районов Марий Эл, так и паломники из Башкортостана, Свердовской области, Удмуртии, Татарстана, Нижегородской и Кировской областей, из Москвы. Этот момент словно подтверждал слова картов о том, что марийские моления объединяют народ мари, который собирается со всех уголков необъятной России.
Верховный карт Александр Таныгин (в центре) обращается к богам
МАРИЙСКИЙ ГЕРОЙ АКПАТЫР - КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
По народным преданиям, он организовал первую марийскую деревню, затем стал вожаком, «держателем» марийской веры.
Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.
Предание говорит, что перед смертью Акпатыр сказал: «Если умру, пусть из моих глаз забьет родник. Кто будет болен - омыв себя этой водой, исцелится».
Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!
СВЯЩЕННАЯ РОЩА - КЮКШЫВАЛ КЮСОТО
Осенью 1995 года в Сернурском районе состоялось второе в постсоветский период «всемарийское» моление «тÿня кумалтыш» в знаменитой роще «Кÿкшывал кÿсото» д.Куприяново Сернурского района.
Данное культовое место еще с XIX века известно как Марийский (Черемисский) Иерусалим. 3 декабря 1828 года в этой роще состоялось грандиозное по тем временам «всемарийское» моление. На молении присутствовало более 3000 марийцев из Вятской, Казанской, Уфимской губерний (Андриевский А. Дела о совершении языческих обрядов и жертвоприношений крещеными инородцами Вятской губернии (1828-1857) // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сборник материалов. К истории Вятского края. Т. II. – Вятка. – 1881).
Из архивных данных известно:
Деревню Куприяново окружают мольбища Урембал кусото, Энербал кусото, Шем кусото, Кукшымбал кусото. Последняя известна в республике благодаря большому языческому молению с участием марийцев Вятской, Казанской и Уфимской губерний, прошедшему 3 декабря 1828 года. В 1899 году в Кукшымбал кусото также состоялись моления. Присутствовали представители волости и священнослужители, которые хотели предотвратить моления. Но крестьяне, например, зажиточный Максим, говорили: "Заплачу штраф 100 рублей, а молиться все равно пойду, нам нельзя не молить по всему, а то хлеб не уродится".
Марийская священная роща Арпынгель - НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
На юго-вост. окраине с. Хмелёвка в излучине р. Арпынгель у водокачки. 0,1 га. Заросли ивы пепельной и бересклета бородавчатого. В травостое встречается лунник оживающий (Красная книга России). Действующая. День праздника 10 сентября. Значение - межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.
Участок представляет собою находящиеся на излучине речки Хмелевки заросли ивы пепельной высотой 4-6 м и бересклета бородавчатого высотой 2-4 м.
В ярусе травостоя преобладает сныть обыкновенная. Встречаются крапива двудомная, лопух паутинистый, будра плющевидная, незабудка обыкновенная, морковь дикая, одуванчик обыкновенный, хмель обыкновенный, лапчатка гусиная, дягиль. В западной части урочища находятся заросли охраняемого растения лунника оживающего (занесен в Красную книгу СССР).
Территория разделена пополам проходящей от пешеходного мостика через речку Хмелевку к водокачке тропой, обочины которой захламлены остатками списанного оборудования водокачки.
Урочище является межобщинным местом поклонения горных мари своим верховным божествам и силам природы. Мари приходят сюда на традиционные моления один раз в году 11 сентября с территории республики Марий-Эл. Представляет собою остаток святилища столицы горных мари Цепеля, разрушенного русскими войсками в 1523 году.
Заслуживает охраны как одно из немногих сохранившихся до наших дней священных урочищ горных мари, как место произрастания редкого занесенного в Красную книгу СССР растения - лунника оживающего.
Значение - ботаническое, историческое, культурное, культовое.
СВЯЩЕННАЯ РОЩА САЛИКА - ФАДЕЙКИНО
СВЯЩЕННАЯ БЕЛАЯ РОЩА - НУРСОЛА
СВЯЩЕННЫЕ РОЩИ ТОНШАЕВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
(Есть предание, что в этой роще возле деревни Ромачи похоронен Ош Пондаш — легендарный князь северных марийцев времен Ивана Грозного, воевавший с ним, а затем примирившийся и породнившийся после женитьбы на одной из родственниц царя. После смерти стал почитаемым божеством в Поветлужье)
Любое сохранившееся до наших дней старое дерево — стоящее отдельно или окруженное более молодыми, с некоторой долей вероятности может оказаться остатком целой рощи, даже если современные жители уже не помнят об этом. Люди уходили, переселялись с места на место, а их священные рощи оставались. Соседи туда не ходили и со временем могли забыть. А деревья продолжали расти…
Сейчас какие-то из Божьих лесов остались стоять отдельными островками в полях, другие скрылись внутри новых лесных массивов. Строго говоря, действующая или хорошо сохранившаяся роща должна быть прямоугольной формы и строго ориентированной по сторонам света. Большие рощи выбирали карты, то есть марийские жрецы. Обходили приглянувшиеся места, ночевали в них — и боги наконец указывали, где быть священному лесу и очерчивали его границы. Вокруг деревья можно было рубить на любые хозяйственные нужды, что и делали довольно часто, но не всегда. А внутри ничего из растущего трогать было нельзя, даже для украшения и обустройства священного места и розжига ритуальных костров: все стройматериалы и дрова сюда приносили извне. Не то, что рубить, даже убирать упавшие естественным образом деревья запрещалось.
Также, как ломать хворост, собирать грибы-ягоды, рвать цветы и косить траву.
СВЯЩЕННАЯ РОЩА - ПОКЛОННАЯ ГОРА - ЮРДУР
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Фото и статья Олега Пономарёва
https://www.12rus.ru/
фото и статья Инессы Куляжевой
фото Олега Пономарёва
Фото Николая Иванова – Акпатыр – 2012г.
https://www.vasilsursk.ru/
Н.Морохин «Комбо Корно».
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- Тонкинский район,
- язычество,
- Шарангский район,
- Удмуртия,
- Татарстан,
- Советский район,
- Сернурский район,
- священная роща,
- Оршанский район,
- Новоторъяльский район,
- Нижегородская область,
- Моркинский район,
- Медведевский район,
- Марий эл,
- Мари-Турекский район,
- Куженерский район,
- Кировская область,
- Килемарский район,
- Йошкар-Ола,
- Звениговский район,
- Горномарийский район,
- Тоншаевский район,
- Воскресенский район,
- Воротынский район
- 13738 просмотров
Комментарии
молодцы!
замечательная статья! ничего лучшего по этой теме в сети скорее всего нет!
Отправить комментарий