Почитаемые и священные деревья Марий Эл
В отдельной статье на нашем сайте был сделан обзор про священные марийские рощи, хотелось бы рассказать про почитаемые и известные деревья Марийского края.
Некоторые деревья, как Дуб Пугачева, известны в силу исторических событий и большого размера, а такие деревья, как Юронгская лиственница, имеют культовое значение в истории мари.
Отметим, что часть священных марийских деревьев расположена вне марийской республике, а в соседних регионах, в местах компактного проживания марийского народа.
ПРО СВЯЩЕННЫЕ МАРИЙСКИЕ РОЩИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Священное дерево, как и кюсото, неотъемлемый атрибут традиционных верований марийцев, так как в каждой священной роще есть главное дерево – Онапу – посредством которого идет общение с богами.
А поскольку лес для мари издревле был родным домом и храмом, то отношение к деревьям всегда было особенным и сакральным. В стародавние времена, чтобы срубить дерево для каких-то нужд, мариец всегда просил на это разрешение у леса, мол, берет от природы только в случае необходимости. Благодаря этому в Марий Эл до сих пор сохранены лесные массивы и рощи.
Как уже указывалось - в качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах выступали специально выбранные деревья «онапу» (дерево-господин или место где восседает гость - господин), возле которого совершалось моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц.
В святилищах, предназначенных для совершения молений многим божествам и духам, в честь каждого божества выбиралось свое дерево «онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершались главным образом коллективные жертвоприношения от имени верующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа. На таких молениях онапу в честь главного Бога «Поро Ош Кугу Юмо» размещалось в центре рощи на переднем плане. В нескольких метрах от него, с северной стороны, немного отступя от священного костра, полукругом размещались участники жертвоприношения.
Молящиеся обращались к богу, стоя на коленях, повернувшись лицом на юго-восток. Севернее от этого дерева, по обеим его сторонам “как два крыла парящей птицы” располагались священные деревья, посвященные божествам, олицетворяющим, дополняющим и раскрывающим сущность Кугу Юмо.
Еще севернее, ближе к западному входу в рощу (“в хвостовой части летящей птицы”) находилось дерево, посвященное божеству “Курык кугыза” (старик горы), который представлялся как обожествленный предок марийского народа. Расположение всех участников моления олицетворяло собой взмывшуюся ввысь в юго-восточном направлении огромную птицу, имеющую голову, два крыла и хвост.
В местах коллективного почитания одного божества или духа каждая семья или каждая семейно-родственная группа для проведения семейных жертвоприношений выбирала свое почитаемое дерево (онапу), которое располагалось на расстоянии вытянутых вожжей от главного дерева, олицетворяющего почитаемое божество, возле которого периодически проводились общественные моления.
В каждой роще обязательно есть "онапу" - главное дерево, оно связывает миры небесные и земные. Рощи у марийцев священны и неприкосновенны, нельзя отломить даже маленькой веточки. Туда приходят просветленные, после омовения, в чистой одежде. Если кто-то нарушает эти запреты, Боги могут сильно наказать ослушников.
Но наша статья не будет ограничиваться только священными деревьями, мы расскажем также о примечательных и интересных деревьях Марийского края.
Конечно, самое известное дерево, символ Марий Эл – это Дуб Пугачева!
Про этот Дуб ходит много разных легенд, как официальных так и не официальных.
Так говорят, что около этого дуба разбил свой лагерь один из отрядов Пугачева перед последним марш-броском на Казань далеком 1774 году. В те стародавние времена подошел к Казани бунтовщик Емельян Пугачев со своим войском, обложил посады и поджёг их - зарево от пожаров деревянных строений было видно за десятки вёрст. Это было сигналом для окрестных крестьян, чтобы они шли на подмогу народному вожаку - штурмовать Казанский Кремль. Когда огненное зарево и тут было увидено с плеч дуба-великана, тогда марийский отряд ушёл Казанским трактом, чтобы слиться с пугачёвским войском. В местных преданиях также добавляется, что летом 1774 года даже сам Емельян Пугачев перед наступлением на Казань остановился под дубом на ночлег со своим отрядом. С его вершины якобы разглядывал лихой атаман дорогу на Казань. Есть легенда, что когда войска Емельяна Пугачева уже были разбиты под Казанью, один из его отрядов останавливался под этим дубом и именно с него, по преданию, сам Пугачев смотрел на зарево пожара Казани. А потом по Кокшайскому тракту пошел дальше к Кокшайску, где марийские крестьяне помогали ему переправиться через Волгу.Подлинно здесь лишь только то, что действительно через эти места лежала старая дорога из Царевококшайска (ныне - столица Республики Марий Эл город Йошкар-Ола) на Казань, и по этой дороге мог двигаться и отдыхать у дуба один из отрядов восставших марийцев, шедших на подмогу Пугачеву в Казань. После разгрома пугачёвцев под Казанью - марийские отряды вернулись в родной край тем же путём, так как, естественно, родные леса им были известны как собственные пять пальцев. Кроме этого, везли они с собой неслыханные по тем временам сокровища, награбленные в татарской столице, а поскольку за ними следом гнались царские войска - многие сокровища были спрятаны в глухих лесах или утоплены в местных озерах. Такие легенды есть про озёра Долгое и Конан-ер (лежат рядом с трактом), мол, на их дне скрываются клады золота, серебра и самоцветов - бросили их пугачёвцы с тем умыслом, что самим везти было невозможно, но чтоб и врагу не досталось.
Многие пугачёвцы, опасаясь расправы со стороны правительственных войск, прятались в местных лесах, оседали среди местных жителей. Так, например, сохранилось название оврага около деревни Большое Шигаково (на Казанском тракте) - Пугачёв корем - Пугачёвский овраг. По преданиям там прятались мари, которые участвовали в пугачёвском движении, когда правительственные войска искали зачинщиков народного восстания. Также есть легенда, что один из пугачёвцев по имени Чапай - оторвался от отряда, и основал поселение в глухом лесу, позднее там появилась деревня Янаш беляк (около деревни Ташнур, рядом с Новочебоксарской дорогой), а болото около этой деревни до сих пор называют - Чапай куп.
ВТОРЫМ ПОПУЛЯРНЫМ ДЕРЕВОМ - ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ДУБ АКПАРСА (СТЕПАНА РАЗИНА)
На окраине горномарийской деревни Запольные Пертнуры растет уникальный дуб (на левой стороне р.большая Юнга, в 5 км от с.Емешево, 40 км. от г. Козьмодемьянск). Это почти на старом Сибирском тракте.
Дуб очень долговечное дерево, которое может прожить более тысячи лет.
Этому исполину около шестисот лет, диаметр окружности его ствола почти 7 метров, высота - около 30. По своим "весовым" характеристикам дуб успешно спорит с "конкурентами": Дубом Пугачёва (на Кленовой горе) и Старейшиной чувашских дубрав.
Обычно такие гиганты меряют числом человеческих обхватов, однако вокруг этого дуба хоровод водить сложно: исполин растет на крутом склоне оврага. Это место не самое удобное для долгожителя, и тем удивительнее, что дуб дотянул до такого преклонного возраста. Местное население говорит - когда наши деды были маленькими, дуб был таким же большим.
Кстати, первые 80 лет своей жизни дуб растёт в высоту, а всю оставшуюся жизнь "набирает вес", то есть прирастает в ширине.
Дерево интересно и как исторический памятник: оно является современником Акпарса, свидетелем народного восстания 1670 - 1671 г.г. под предводительством Степана Разина (по легенде, отряды Степана Разина остановились на отдых около этого дуба).
Сколько эпох, сколько правителей он пережил!
В последнее время все чаще появляются публикации о биоэнергетике деревьев, об их астральной душе, которую в виде светового кольца фиксирует современная аппаратура. Выявлено, что дуб и ель "отдают" свою энергию мужчинам, липа - женщинам, береза - девушкам. Осина поглощает негативную энергию. Известно, что марийцы при помощи березы стабилизируют пониженное кровяное давление, а липы - повышенное.
Истинно благоговейное отношение у мари к дубраве. Дуб символ мужества и крепости, здоровья, надежды и энергии. Выразителен его вид: огромный мощный ствол, раскидистая крона, резные, орнаментальные листья. Дуб - патриарх леса, великан, силач.
В древнемарийской народной песне поется:
Салым сола покшелнет,
Лаштра тумет шога,
Ачий манын мийшымат,
Эргым тол ман ыш ман,
Авий маныи мийшымат,
Эргым тол ман ыш ман...
Посреди Чаломкина
Ветвистый дуб стоит.
Здравствуй, отец, подхожу.
Подойди, сынок, не ответил мне.
Здравствуй, мама, подхожу.
Подойди, сынок, не ответил мне...
ЛЕГЕНДЫ ЗМЕИНОГО ДЕРЕВА - АРБАЙКА
Было предание и о Змеином дереве, что росло на луговинах, которые располагались около Татарской мельницы, вдоль поймы Арбайки. Это было одинокое дерево (скорее всего липа или молодой дуб), которое стояло посреди луга, вокруг него всегда было много змей (болотные гадюки). То ли плодились они тут, то ли что-то их сюда притягивало??? Про это сложно сказать, но местные старались не подходить близко к дереву!
Когда эти луга выкашивали, то марийцы всегда оставляли вокруг этого дерева островок нескошенной травы, чтобы не разбудить змеиное гнездо! Мол, прибыток от этого сена небольшой, а заденешь – то потом бед не оберёшься…
Раньше тут росло легендарное Змеиное дерево
Около Змеиного дерева часто находили остатки сброшенной змеиной шкуры, вероятно, что змеи тёрлись о кору и нижние поросли этого дерева, и так избавлялись от старой кожи…
Такое змеиное место не могло остаться незамеченным у местного населения, ходили также слухи, что раз в году – на это место из подземного хода выползает сам змеиный царь, именно поэтому сюда спешат все окрестные гадюки, медянки, ужи и прочие гады, которые получают здесь благословение своего Владыки. Случается это всегда ночью или перед рассветом, так как подземный Змей не может терпеть солнечного света, и как только восходит солнце, то он снова уходит под землю.
Такие легенды об огромном подземно Змее достаточно распространены среди мари Волжского, Звениговского и Моркинского районов. Например, по преданию большой Змей живет в подземной реке, которая соединяет и питает карстовые озера Кленовой горы и Сотнурского нагорья, в частности, он появлялся в озере Елан-ер. Учитывая, что Кленовая гора расположена буквально рядом – а эти места изобилуют карстовыми провалами – можно не удивляться таким преданиям и легендам (буквально рядом расположено пойменное озеро Лапка-ер, углублённое карстовым провалом).
А наличие подземной реки под Кленовой горой (и даже солёного моря) уже много лет назад доказано геологами при помощи бурения.
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ РОЩИ ПИСТЕР (ЛИПОВАЯ РОЩА) - село Исменцы
деревья любви - тут просят о хороших женихах или невестах молодые люди
Самая примечательная роща – Пистер, то есть Липовая роща, расположена она с северной части села, в лиственном лесу.
Место само по себе удивительное – в этой роще стоят вековые липы, клёны и дубы невероятных размеров.
В нашем холодном климате, как правило, крупные широколиственные деревья редко доживают до преклонного возраста, так как зимние морозы портят ствол, и тем самым убивают дерево.
В этой же роще таких деревьев множество, они настоящие великаны – такое не часто увидишь в Марий Эл и Татарстане!
СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ РОЩИ ШУНУР-ОТО (д.КОЖЛАЕР)
В этой роще, около Онапу проводились замеры магнитного поля и комплексные исследования.
Все немножко ошеломлены результатами замеров! Магнитная аномалия существует! Мы доказали это! Все обрадованы.
Сотни раз перепроверяем результаты. Да! Это правда! В Священной Роще есть магнитная аномалия, и расположена по всему периметру Рощи! Необычно уже то, что в самом центре Рощи она сходит на нем, и вы стоите, будто в круге благодати !Так спокойно и хорошо!
Думаю вы видите, что мы находимся в самом центре Мольбища, где жертвенный стол, платки, повязанные на деревья и полотенца. Вот здесь самое хорошее место - благодатное. Портал открыт.
Это замер по периметру, жаль не сфоткала замеры в центре Рощи. Просто не догадалась.
Ходили с Севера на Юг и с Запада и Восток, каждый раз заново замеряли магнитное поле в центре Рощи и по всему периметру. По всему периметру заметные отклонения, т.е. магнитная аномалия.
Роща называется Шунур-Ото. По периметру рощи, где бы вы не заходили, возникает довольно сильно чувство страха и нежелания идти дальше в рощу, а точнее даже хочется убежать, но чем глубже мы заходим, тем приятнее ощущения, спокойнее на душе.
СВЯЩЕННЫЕ БЕРЕЗЫ БЕЛОЙ РОЩИ - д. Нурсола
Сердце Священной рощи - онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.
Как мне объяснили, жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра - этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались.
Молебны в Марий Эл проходят довольно часто, в среднем каждые выходные, однако наибольший интерес представлял молебен на Чумбылатовом камне 4 июля и Всемирный молебен (туня-кумалтыш) 5 октября. Первый я посетить не смог, так как у меня уже были билеты на Южный Урал, поэтому в итоге выбрал посещение Всемирного молебна. Иерархия молебнов довольно сложная, и Всемирный молебен, где молятся не только за всех марийцев, но и за всех людей мира, было положено проводить раз в 10 лет - однако с 1991 года, когда кончились гонения на веру, его проводят ежегодно. Всегда в разных местах.
В этом году молебен проходил в деревне Нурсола (70км от Йошкар-Олы по дороге на Сернур) в Белой роще.
САМАЯ БОЛЬШАЯ СОСНА МАРИЙ ЭЛ - ОЗЕРО КУЖ-ЕР
От Ергеж-ера тропа ведет в сторону оз. Куж-Ер. Через 150 м. слева от тропы, у берега возвышается исполинская сосна, высоту которой трудно оценить, поскольку основной полог леса закрывает ее вершину. При его измерение окружности - в 3 обхвата (диаметр 1 м.) и вероятном возрасте 300 лет удивляет его мощь и здоровый вид - тонкая бронзовая кора начинается на небольшой, 2-3 м. от основания ствола, высоте. Надо сказать, что в этой части деревья ели и пихты тоже очень высокие. Видимо наличие карбонатов в подпочве и поступающая влага по склону благоприятствует росту деревьев.
Сосну можно отнести к памятнику природы (она сравнима с Дубом Пугачева).
СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО МЕР ОТО - РОЩИ У СЕЛА ШОРУНЬЖА
ОНАПУ - СВЯЩЕННАЯ БЕРЕЗА - БОЛЬШАЯ КОКЛАЛА - СЕРНУРСКИЙ РАЙОН
Организация моления выглядит так: рано утром в священную рощу приходят карты и их помощники из числа членов местной общины. Карты выбирают Онапу — священные деревья, через которые молитвы людей будут услышаны Богами. В этом году жрецы выбрали пять таких Онапу – больших старых деревьев. Вблизи этих деревьев ставятся длинные столы-помосты, на которые укладывается принесенный людьми для освящения пресный выпеченный хлеб. Онапу
Рядом же на длинных перекладинах вешаются с той же целью принесенные платки, покрывала, полотенца. На длинных рядах костров варят жертвенных животных и принесенных верующими гусей, а также варится каша. Всю работу исполняют только мужчины.
САМЫЕ ВЫСОКИЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ - ГОРА ЧУКША - МОРКИНСКИЙ РАЙОН
Конечно, самые высокие деревья над уровнем моря в Марий Эл - растут на горе Чукша -
самая высокая точка республики - высота более 280 метров.
СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО В КЮСОТО ПОКЛОННАЯ ГОРА (д. Юрдур, Моркинский р-н)
на это дерево повязывают платки, носки, рубашки, иную одежду с той части тела - которая болит -
марийцы верят, что это приносит исцеления при разных болезнях.
СВЯЩЕННОЕ ДЕРЕВО ОКОЛО МОГИЛЫ БОГАТЫРЯ ЧОТКАРА - ВОЛЖСКИЙ РАЙОН (д. Чодыраял)
СВЯЩЕННЫЙ ДУБ И БЕРЕЗА - Юмыното.
Находится в 1000 м. к югу от д. Кучко-Памаш.
Нынешняя священная роща, в которую ходили молиться, является третьей по счету. Вначале молились у березы, которая находилась за хозяйством Боброва Николая, после этого начали молиться за деревней в поле около огромного дуба (тошкем тумо). Впоследствии этот дуб сожгли механизаторы, потому что он мешал полевым работам.
В эту рощу (Юмыното) Эманов Логин Афанасьевич перевез большой камень из исчезнувшей деревни Старый Завод, который таки назывался «Кумалме кӱ». Этот камень до сих пор сохранился. Вот сюда выходили молиться каждый год с хлебом – солью 22 мая (день Святителя Николая Чудотворца) после посевных работ на праздник Агавайрем. С собой приносили блины, туара, крашеные яйца и квас. Никакого жертвоприношения не было, потому что молились только хлебом-солью. После моления все вместе угощались принесенными блюдами, менялись яйцами. А потом качались на качелях, прося у бога легкости в жизни.
Информатор – Ильина Татьяна Михайловна, 1934 г.р. жительница д. Кучко-Памаш.
Место моления – камень «Кумалме кӱ».
СВЯЩЕННЫЙ ДУБ РОЩИ АГАВАЙРЕМ
Агавайрем ото
д. Изикугунур Моркинского района.
В эту рощу ходили молиться, начиная с конце мая, после праздника Миколо до праздника Семик. Для этого специально сначала старожилы приготавливали место для моления. В Агавайрем ото ходили молиться после обеда с деревень Изикугунур и Юшуттур. На моления приходили в белых одеждах со всей семьей. В день Агавайрема празднество начиналось у огромного священного дуба. Люди просили достатка хлеба и счастья дома в семье (но, к сожалению, на 2016 год этого дуба уже нет). После заходили в рощу, в специально отведенном месте сначала клали ветки из ели, расстилали белые полотенца, на бересту ставили блины, вокруг пироги, а в центр – творжник (туара). На празднике славили: «Кава юмо», «Юмын ава», «Тӱня юмо», «Шочын ава», «Мланде ава», для того, чтобы получить животворящие силы человеку, посевам, животным и предупредить какие-либо негативные неожиданности – засуху, ураганы, затяжные дожди, заморозки.
Информатор. Иванова Валентина Егоровна 07.10 1930 г. р., уроженка д. Весьшурга.
СВЯЩЕННЫЙ ДУБ - ОНАПУ - ДУБОВАЯ РОЩА - ЙОШКАР-ОЛА
СВЯЩЕННАЯ ЛИПА - КОРКАТОВСКАЯ РОЩА
Рядом с деревней Коркатово, находится гора Корка-Курык (прародительница Шерегановой горы), Священная Роща и в ней Священная Липа, которой 300 лет!!!
Место с потрясающей энергетикой, так сказать намоленное.
Жители окрестных деревень ходят к Липе молится о здоровье, и говорят, здорово помогает: у кого голова болит, те шапки, да платки оставляют, у кого внутренние органы- рубаху, либо платье, у кого ноги- те оставляют носки, да ботинки, через год приходят с жертвоприношением. так как излечиваются.
СВЯЩЕННАЯ БЕРЕЗА - ОНАПУ ОКОЛО ЧЕМБУЛАТОВА КАМНЯ (Кировская область)
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.
САМОЕ ДОРОГОЕ ДЕРЕВО - ЗОЛОТАЯ СОСНА - Медведевский р-н РМЭ
Несметные сокровища закопаны под старой сосной в лесу близ деревни Азяково. Десятки лет «охотники за удачей» пытаются найти сундуки с золотом, но секрет клада знают только местные колдуны!
Еще в прошлом веке в деревне Азяково ходили разговоры об огромном кладе, зарытом в лесу. Поговаривали, что однажды ехал по марийской земле богатый купец и напали на него ушкуйники - лесные разбойники.
Началась погоня. Чтобы богатство не досталось бандитам, купец выбросил сундук. В темноте разбойники не нашли ни золота, ни купца. Но и хозяин богатства впоследствии не смог отыскать то место, куда упали деньги.
А через некоторое время огромная сосна стала по ночам светиться золотистыми огоньками.
В народе дерево так и прозвали: «золотая сосна».
ЗАГАДОЧНЫЕ ЕЛИ ОКОЛО СТАРОГО КАЗАНСКОГО ТРАКТА
Благодаря огромным елям, которые окружают эту дорогу – данное место и получило название Царские ворота (у местных жителей). Действительно, могучие кроны елей, сплетаясь между собой, образуют своеобразную арку, особое тенистое место в окружении сосновых боров и березового подлеска. Так вот, было несколько легенд - про это место, помню, что соседка рассказывала нам в детстве, что под корнями одной из елей спрятан большой котёл с золотом. Золото это, мол, нечистое – разбойничье, а потому заклятое, и просто так никому даться не может, хоть все тракторами перепаши вокруг, и эти деревья с корнем выкорчуй. Однако есть в году одно время, когда осенью день и ночь равняются между собой (равноденствие), именно в такую ночь есть шанс простому человеку добыть тот клад.
Следует накануне вечером тайно подойти к тому месту и спрятаться в придорожных кустах. Потом сидеть тихо и ничем себя не выдавать! Вещает про это сокровенное время такой знак – мол, в самую полночь на одной из огромных еловин должен заухать филин, громко, зычно – на весь лес! Филин тот необычный, голова у него словно кошачья, с горящими глазами. Из глаз тех, словно из горящих угольев, сыплются искры, на лапах огромные булатные когти! Ухает он на весь лес, а со всех сторон откликается ему вся лесная нечисть: то рёвом медвежьим, то волчьим воем, то криком лешачьим, и ещё чёрт знает чем! Да и лес начинает гудеть так, словно сотня вихрей разом бродят по нему! Страхотища такая, что волосы дыбом встают!
высокие ели венчают это таинственное место, клад
Не стоит человеку робкого десятка ходить за тем кладом – не всякий выдержит, и останется стоять на том же месте! Стоит только побежать, сломя голову, по полуночной тайге, как можно сгинуть без вести, или лишиться рассудка! После таких случаев, говорят, и языка лишаются до конца жизни! Но если человек выстоял эту напасть, да ещё зорко приметил то место, куда в подножье еловых великанов упали искры от глаз пугача-филина, то, как всё стихнет – он должен без промедленья трижды плюнуть через левое плечо и сразу идти к Царским воротам! Там надо встать лицом к дереву и копать в примеченном месте, но при этом не оборачиваться назад, даже если человеку слышится, что его по имени зовут самые близкие ему люди! Также человеку могут послышаться рёв зверей и крики диких птиц, но стоит только обернуться, как волшебное место потеряется!
СВЯЩЕННАЯ ЛИПА - ОНАПУ - КУШНАНУРСКАЯ РОЩА - МОРКИНСКИЙ РАЙОН
По их рассказам, как в царские времена, так и в советское время, власть не одобряла проведение языческих обрядов у народа мари. Интересно, что исключение составлял промежуток времени от 1943 по 1954 годы – при товарище Сталине, когда указом было объявлено, что каждый народ СССР может свободно исповедовать свою религию. При «либерале» Хрущёве таких свобод снова не стало!
Поэтому мари различными способами скрывали или маскировали свои обряды, например, в царское время языческие праздники отмечали во время общепринятых церковных праздников, в эти праздники марийцы отмечали свои обряды. В частности, это было на Семик (Семык), Троицу (Агавайрем), на Иванов и Петров день, также на Ильин день.
В советское время одним из способов языческих молений – стало их совершение рано утром или даже ночью. По рассказам очевидцев – ночное языческое моление очень впечатляет! Особенно со свечами и с жертвенным костром! В наше время это практически не сохранилось, вероятно, что только в Васильсурской роще, или ещё где… Однако власти также не дремали, очень часто милиция врывалась в священные рощи, разбрасывала котлы и жертвенную пищу, затаптывала костры, а до Войны практически все карты были арестованы или сосланы из Марий Эл.
ОЧЕНЬ МНОГО ПОЧИТАЕМЫХ И СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ НА ВОСТОКЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, ГДЕ ДО СИХ ПОР ПРОЖИВАЮТ МАРИЙЦЫ.
СВЯЩЕННАЯ ЮРОНГСКАЯ ЛИСТВЕННИЦА (Нижегородская обл.)
самой высокой является Марийская священная лиственница Юронгская:
Находится она в заброшенной ныне деревне Малая Юронга Воскресенского района, добраться до которой можно лишь сплавляясь по реке Юронга или на высокой машине по убитой дороге до разрушенного моста перед Малой Юронгой, дальше только пешком.
Единственный мост через речку Куга в деревню Малая Юронга. Ехать по нему я бы не советовал Лиственница Юронгская. Хорошо видна Ведьмина метла (густой пучок ветвей перед макушкой)
Марийская священная лиственница Юронгская - не только самое высокое, но и культовое дерево народов Мари. В имеющемся на нее описании говорится:
«Этот памятник природы - имеющее необычную форму и запечатленное в народных поверьях культовое дерево мари.
Эта лиственница высотой 25 м с диаметром ствола 1,4 м, возрастом более 300 лет. Высота прикрепления кроны – 5 м, диаметр кроны – 18 м. На высоте 18 м располагается «ведьмина метла», имеющая размеры 3х3 м. В 3 м от дерева проложена грунтовая дорога.
С деревом связаны марийские народные поверья экологического и метеорологического характера, дерево было объектом языческого поклонения творческим силам природы, отпускания обрядов.»
Что касается «ведьминой метлы», то это как бы макушка ответвления (или ветка) от основного ствола.
И можно предположить о сказках, связанных с ней, которыми марийцы пугали своих детей, но найти конкретных поверий о ней не удается. Кто и когда ее посадил, какие проводились под ней обряды, как по ней предсказывали погоду и т.д. - об этом мне тоже не известно.
Лиственница впечатляет своими размерами, а по имеющимся параметрам вполне может претендовать еще и на самое большое или старое дерево в Нижегородской обл. Человек рядом с ней - просто букашка. Лиственница Юронская здорова и, я надеюсь, что еще долго будет такой.
В Малой Юронге есть и другие большие деревья, например, рядом с одним из разрушенных домов растет огромная сосна.
Вообще, марийцы берегли, почитали и не губили деревья, росшие в их селениях. Например, в соседней с Малой Юронгой деревне Кузнец (по прямой через реку Юронга, это совсем немного) растет еще огромная лиственница, но все же «Лиственница деревни Кузнец» меньше Юронгской.
Огромная лиственница на въезде в деревню Кузнец
Второй по высоте (из описываемых деревьев) является Сосна-долгожитель в деревне Улангерь.
Сосна-долгожитель в деревне Улангерь.
В имеющемся описании пишется:
«Сосна-долгожитель находится от районного центра г.Семенов на северо-запад 24 км, в деревне Улангерь.
Является ботаническим памятником природы. ООПТ организована решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от 14 февраля 1984 года № 56.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: научное (ботаническое)
Это уникальное высоковозрастное дерево сосна-долгожитель, возраст которой превысил 350 лет, растет на краю деревни Улангерь, упоминаемой в романе «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского. Диаметр ствола сосны – 120 см.»
И это фото без названия огромная сосна почитаемая марийцами язычниками
Улангерская сосна, судя по приведенным ее параметрам, тоже претендует на одно из самых старых и больших деревьев в Нижегородской области. Она - не только живой свидетель истории (раз о ней упоминал еще Мельников-Печерский), но и ранее почитаемое марийцами и старообрядцами дерево. Деревня (скит) Улангерь был основан ими еще во времена церковного раскола, а это как раз около предполагаемого возраста этой сосны, ок. 350 лет.
Дуб Апшатнерский в деревне Кузнец.
Исполин - Апшатнерский дуб
На него тоже есть описание, в котором говорится:
« Местоположение: Нижегородская область, Воскресенский район, деревня Кузнец, на усадьбе Г.Г.Крыловой.
Площадь памятника природы: 0,02 га.
Памятник представляет собою одиноко стоящий дуб обыкновенный. Высота - 20 м, диаметр ствола на высоте груди -2 м. Возраст - свыше 200 лет. Высота прикрепления кроны -3 м, диаметр кроны -10 м. Дерево имеет признаки угнетения.
Дуб традиционно охраняется местным марийским населением как дерево-долгожитель и неотъемлемый элемент местного ландшафта, с которым связаны представления о благополучии.
Заслуживает охраны как объект, связанный с культом природы, дерево высокого класса возраста.
Имеет эстетическое, научное, научно-просветительное, культурное значение».
Диаметр ствола на уровне груди – 2 метра, это очень много. Огромные, как столетние дубы, ветки, огромные оголенные корни у его основания - все это сильно впечатляет.
В описании о Липе «Апшатнерской» говорится:
«Священная липа Апшатнерская находится: от районного центра Воскресенское на северо-восток 32 км, от с. Большое Поле к юго-западу 1,5 км, к западу от дороги Б.Поле – Кузнец 60 м.
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года № 1236-р. Паспорт утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: эстетическое; научно-просветительское; культурное; культовое.
Памятник природы представляет собою одиноко стоящую двухвековую липу мелколистную высотой 23 м. Ствол дерева бутылковидной формы: его диаметр на уровне груди – 1 м, на высоте 2,5 м – сужается до 0,7 м. Высота прикрепления кроны – 3 м, диаметр кроны – 12 м. Крона развита хорошо, признаков угнетения нет.
С липой связаны языческие культовые представления мари: считается, что она способствует здоровью и благополучию людей, что она является деревом-целителем и принесенная ей жертва помогает избавиться от болезни».
В Воротынском районе у Васильсурска и Хмелевки есть сразу три почитаемых горными марийцами дерева. Два из них расположены на юго-западной окраине Хмелевки и находятся рядом друг с другом. К сожалению, одно из них, «Марийская священная береза Цепелевская», сломалась и сейчас погибла.
Марийская священная береза Цепелевская - Ветки с нее обрезали и убрали, а ствол догнивает. Рядом с ней в полном здравии «Марийская священная сосна Цепелевская».
Марийская священная сосна и береза Цепелевские
Особых сведений о них нет, кроме того, что они являются памятниками природы, и рядом с ними были таблички с их названиями. Береза и сосна Цепелевские раньше стояли в одиночестве на поле между селом Хмелевка и рощей Цепелевской. Жители Хмелевки ходили в эту рощу к еще одной Марийской святыне - «Супротивному ключу», и по дороге проходили мимо этих деревьев. Сейчас и дорога, и поле зарастает мелким березняком, и сосна, и то, что осталось от березы уже не так заметны.
А немного к северо-западу от Хмелевки, на самом берегу реки Волга у церкви Казанской иконы Божией матери, стоит одиночная сосна- «Марийская Священная сосна Хмелевская»
С виду это самая обыкновенная сосна, но в сочетании с берегом Волги и Казанской церковью образует самый настоящий неповторимый ансамбль. Все вместе они смотрятся очень живописно. В этом месте великая река Волга покидает Нижегородские земли и прощается и с сосной, и с Казанской церковью.
Церковь Казанской иконы Божией Матери и Сосна Хмелевская.
Описание:
«Марийская священная сосна Хмелевская находится: от районного центра р.п. Воротынец к северо-востоку 13 км, на северо-западной окраине с. Хмелевки (часть р.п. Васильсурск)
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года №1236-р. Паспорт утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: научно-просветительное; культурное; культовое (марийское священное дерево); эстетическое
Памятник природы представляет собою одиноко стоящую сосну возрастом около 130 лет, высотой 26 м, с диаметром ствола 0,8 метра. Высота прикрепления кроны – 10 м, диаметр кроны – 10 м. Крона густая, следов угнетения нет. Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.»
Сосна здорова, но у основания она немного изранена, скорее всего льдом во время ледоходов. Есть следы поклонения этой сосне. У ее корней лежат яблоки, конфеты, яички.
На берегу Волги. Сосна Хмелевская Марийская священная сосна Хмелевская
СВЯЩЕННАЯ МАРИЙСКАЯ РОЩА В РАИФСКОМ ЛЕСУ - ТАТАРСТАН
Священная роща на берегу Раифского озера расположена на западе современной Республики Татарстан, недалеко от границы с Республикой Марий Эл. В настоящее время эта территория находится в охранной зоне Волжско-Камского заповедника. Еще в начале XVII век роща была местом проведения священных праздников лесных черемисов.
Согласно преданию, в священной роще на берегу озера находилось шесть онапу. В этом высокоствольном бору с многовековыми соснами, дубами и елями запрещалось промышлять и делать заготовки. Множество языческих праздников, исчислявшихся на основе лунного календаря, напрямую связывалось с жизнью леса.
На берегу Раифского озера возле священных деревьев проводились главные языческие праздники местных народов: Агавайрем – праздник весеннего сева, который совершался сразу по окончании ярового сева, и Шыже Кусо – осенний праздник жертвоприношений. Праздниками руководили мужаны – знахари – провидцы, которые проводили религиозно-магические ритуалы и вступали в контакт с духами.
Праздники носили массовый характер, и к озеру стекались целые общины от мала до велика. Люди надевали белые праздничные одежды и совершали молитвы богам. Жители просили благополучия, богатого урожая и избавления от всяческих бед и напастей.
СВЯЩЕННЫЕ ГИГАНТСКИЕ СОСНЫ СЕМИОЗЕРНОГО ЛЕСА - ЧЕРЕМИССКОЕ СВЯТИЛИЩЕ
история говорит о том, что в семиозерном лесу располагалась марийская молельная роща, где стояли огромные дубы и сосны, на которые марийцы вешали шкуры животных, принесенных в жертву своим богам.
Вот одна из огромных сосен Семиозерки - в два с половиной охвата
В глубине леса есть деревья и большего размера и высоты - не зря эти места включены в памятник природы - Семиозерный лес!
История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России.
В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы (там было их мольбище), поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.
Монастырь известен Семиозерным образом Богородицы, которая спасла Казань от чумы 1654 году (Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери).
С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Смоленско-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославило монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани.
КАКИХ ДЕРЕВЬЕВ В МАРИЙ ЭЛ БОЛЬШЕ ВСЕГО
Леса — главное природное богатство Марий Эл. Их у нас много — они занимают свыше половины всей территории. А какие деревья преобладают?
По данным Минлесохоты республики, первые два места фактически делят между собой береза и сосна. За ними со значительным отрывом идет ель, далее следуют липа и осина. В топ-10 вошли также древовидная ива, по две породы ольхи и дуба.
Ирина ГОЛОВЕНКИНА, консультант Министерства лесного и охотничьего хозяйства РМЭ:
Разнообразие флоры Марий Эл обусловлено тем, что ее территория находится на стыке трех природных зон: южной тайги, хвойно-широколиственных лесов и лесостепи. При этом породный состав в разные годы менялся. Так, до 2010-го преобладали хвойные породы (в основном сосна). Затем их доля в лесном фонде сократилась: от масштабных лесных пожаров больше всего страдали именно сосны, а одним из последствий небывалой жары стало усыхание ельников. В последние годы наше министерство держит курс на создание смешанных хвойно-лиственных насаждений, которые более пожароустойчивы.
Площадь, которую в Марий Эл занимают отдельные породы деревьев (тыс. гектаров)
1. Береза — 409,3
2. Сосна — 408
3. Ель — 106,4
4. Липа — 64,6
5. Осина — 55,6
6. Ольха черная — 28,7
7. Дуб высокоствольный — 5,2
8. Ольха серая — 3,1
9. Дуб низкоствольный — 2,9
10. Ива древовидная — 1,4
Общая площадь земель лесного фонда Республики Марий Эл составляет 1276,9 тысяч гектар. Доля хвойных насаждений составляет 47,4%, мягколиственных – 51.7% и твердолиственных -0,8% от общего состава. В лесном фонде преобладают средневозрастные насаждения, доля которых 40.7 от общей покрытой лесом площади. Доля молодняков – 26.2%, приспевающих – 15.9%, спелых и перестойных насаждений – 17.2%, — рассказали в Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Марий Эл.
САМЫЕ РЕДКИЕ ДЕРЕВЬЯ МАРИЙ ЭЛ
О них сообщили в региональном Минлесхозе
В Комитете экологии и природопользования Марий Эл рассказали, что в республике насчитывается всего три дерева, которые внесены в Красную книгу:
— Это береза приземистая, которая растет практически во всех районах Марий Эл, ясень обыкновенный — встречается в Горномарийском районе и тополь черный, осокорь — также встречается во многих районах Марий Эл.
________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
Энциклопедия Республики Марий Эл / отв. ред. Н. И. Сараева.- Йошкар-Ола, 2009.- С.521-522
Статья «Марийцы» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
Достопримечательности Марий Эл
Памятники природы Марий Эл
Марийский мир. 2010, N.1. Журнал.
Священные рощи Марий Эл.
Вложение | Размер |
---|---|
Почитаемые и священные деревья Марий Эл | 84.9 КБ |
Почитаемые и священные деревья Марий Эл | 397.5 КБ |
Почитаемые и священные деревья Марий Эл | 2.36 МБ |
Почитаемые и священные деревья Марий Эл | 2.1 МБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- Шарангский район,
- язычество,
- Советский район,
- Сернурский район,
- Параньгинский район,
- Новоторъяльский район,
- Нижегородская область,
- Моркинский район,
- Медведевский район,
- Марий эл,
- Мари-Турекский район,
- Куженерский район,
- Кировская область,
- Йошкар-Ола,
- Звениговский район,
- Горномарийский район,
- Волжский район
- 13925 просмотров
Комментарии
про деревья Марий Эл
в статью также добавлены священные деревья моркинского района из обзора по священным рощам РМЭ.
просим уважаемых читателей - если есть информация по этой теме -
присылать нам:
Хафизов Ахат -
Hafizow@yandex.ru
авторство обязательно укажем.
Отправить комментарий