Урочище Чапай Куп (болото Чопая) – деревня Янаш-беляк

 

Команда Кочующие - Урочище Чапай Куп (болото Чопая) – деревня Янаш-беляк

Если едешь от Казани по Йошкар-олинской трассе, а потом после Красногорска поворачиваешь в сторону Новочебоксарска, то каждый заметит подъём в гору.

Эта гора называется у местных жителей – Ташнурской, по названию деревни, что также на ней расположена – Ташнур.

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

                                  (урочище Чапай куп - болото Чопая - вид с горы)     

Урочище Чапай Куп (болото Чопая) – деревня Янаш-беляк

 

Скажу прямо, с Ташнурской горы открываются живописные виды, аж, на три стороны света!

Именно отсюда - самый лучший вид  Кленовой горы: виден главный горб Горы,  приметны дальние отроги Кленовогорья, где в синей дымке прячутся прогалы, в которых течет красавица-Илеть, санаторий, и неуёмные лесные чащи Марий Чодры!

По левую руку, в плоской долине расположен посёлок Красногорский и деревня Кожла-Сола, по правую руку -  деревня Янаш-беляк, и за ней дремучие леса, которые теряются в бесплотной голубоватой дымке, и тянутся до левого берега Волги.

А прямо перед собой наблюдатель увидит в просторной долине:  поля, луговины, перелески и рощи – это урочище Чапай куп, что с марийского означает: Болото Чапая (Чопая). О чём и будет повествование в настоящей статье!

 

      (урочище Чапай куп - болото Чопая - часть  Новочебоксарской дороги, примерно по этой дороге отступал отряд Пугачева из Кожласолы в сторону Кужмары и Кокшайска)                                                               

Урочище Чапай Куп (болото Чопая) – деревня Янаш-беляк

На Ташнурской горе (и около неё) располагались многочисленные поля бывшего совхоза «Кожласолинский», поэтому, будучи учениками Красногорской средней школы № 2, мы часто бывали здесь на сельхозработах, как летом, так и в осенний период. А иногда и весной – на посадках сельхоз культур. В основном пропалывали и убирали кормовую свеклу – для Ташнурского Комплекса КРС.

И я частенько любовался прекрасными видами, что открывались с этого нагорья, гляделся в неоглядные  лесные дали, где уже посчастливилось побывать, или, куда ещё предстояло совершить своё путешествие в пору моей счастливой бродяжьей юности!

 

                                    (вид на пос. Красногорский,  Кожласолу и  Кленовую  гору)          

Урочище Чапай Куп (болото Чопая) – деревня Янаш-беляк

Мне всегда было интересно узнать: почему это большое урочище, что расположилось от подножья Ташнурской горы и до поймы реки Илеть – называется Чапай куп. Легенду про болото Чапая мне рассказал житель Ташнура Сергей Романов  (литературная обработка легенды сделана Сергеем Карпеевым). Оказывается, эта легенда тесно связана с возникновением деревни Янаш-беляк и с восстанием Пугачева, что прокатилось в те лихие времена по этому краю.

А началось всё с того, что один очень молодой и бедный мари (по преданию он  был не из мушмаринского рода, а происходил из рода чак-мари, что жили у деревни Красный яр Звениговского района) присоединился к одному из отрядов, участвовавших в Пугачевском восстании в далёком 18 веке. Звали его Чопай (это старинное марийское имя  читается через «о», это потом его переделали на «а»).

Надо ли объяснять, что никаких марксистко-ленинских идей у повстанцев не было, не было и революционных идеалов борьбы за права трудящихся, в основном народ, доведенный до крайней бедности поборами, налогами и неурожаями, решил поучаствовать в разделе имущества у богачей!

И тут, совсем кстати, был кинут клич по всему Поволжью, чтобы собирать народную рать и двигаться на губернский центр – Казань (с мар: Озан ола), чтобы вместе с «народным царем» отомстить началам и властям за все притеснения и обиды, а заодно и  получить причитающуюся себе долю, которую отбирали у того же народа.

Надо отметить, что в народном сознании мари (и прочих простолюдинов, проживающих в этом краю) град Казань – был своеобразным центром мира, сосредоточением богатств, роскоши, всех мыслимых благ,  именно туда шли сборы и налоги, на которых кормились многочисленные чиновники, власти и карательный аппарат. К сожалению, с тех пор мало что изменилось, и нынче стольный град Москва – является таким же примером «благополучной» жизни посреди вымирающей России…

                                                               восстание Пугачева                       

Урочище Чапай Куп (болото Чопая) – деревня Янаш-беляк

 

Но вернемся к Чопаю, у него не было даже лошади, поэтому он с одним из пеших отрядов, которые вооружились кто дубиной, кто топором, а кто и дедовским луком, добрался до Кленовой горы. Там, недалеко от Казанского тракта,  стоял могучий Дуб, а среди повстанцев ходил слух, что к Казани Пугачев собирает большое войско, которое стекается сюда со всех сторон Поволжья: от башкир, татар, из удмуртов, чуваш, мари, и от русского народа, который страдал от бесчинства властей не хуже инородцев.  Сигналом к началу штурма Казани должен был быть огромный пожар – пугачевцы подожгли деревянные посады и слободы вокруг города – это зарево далеко было видно в ночное время! Этого условного знака ждали и марийские дозорные, забравшись на могучие ветви Дуба-великана на Кленовой горе, и как град запылал, то отряд тут же по тракту направился к Казани!

                                             (легендарный   Дуб   Пугачева)                             

Дуб Пугачева

 

Крестьянская рать – это не регулярное войско, поэтому дисциплина среди пугачевцев очень сильно страдала, голытьба вместо подготовки к битве принялась грабить богатые дома, торговые лавки, амбары и склады, не отставал от всех и Чопай. Однако, сперва он приглядел себе хорошего коня, так как давно мечтал о своём хозяйстве, где без конной подмоги ничего нельзя было сделать. А потом с сотоварищами ворвались они в один богатый дом, где чаяли найти деньги, богатые украшения и серебряную посуду. Однако хозяин дома с оружием в руках стал защищать своё добро и даже ранил одного из нападавших, но его быстро окружили и убили на месте. После чего дом был отдан на разграбление повстанцев. Совесть тогда у народных мстителей была спокойна – они считали, что имеют право на эти богатства.

Много добра тогда взял Чопай, ещё бы, теперь конь у него есть, будет, кому везти богатство домой, да и не хотелось отставать от своих друзей!

                         (картина Е.Д. Атлашкиной -  Е.Пугачев  в Кожла-соле)             

 

Случилось же  то, чего больше всего боялся сам Пугачев: малочисленные организованные царские полки разбили под Казанью большую, но неорганизованную армию повстанцев. Кто успел – спасался бегством по окрестным лесам, сам Чопай уходил от правительственных войск по знакомому ему Казанскому (Галицкому) тракту вместе с отрядом, где был и сам Емельян Пугачев. Верный конь спас его, и до позднего вечера уходили они в дремучие леса, всё дальше от Казани, чтобы погоня не настигла их.

 

                         (вид  с Кленовой  горы  на  Ташнурскую  гору и на  Чапай  куп)                 

 

Переночевав на Кленовой горе, у известного всем Дуба-великана, рано утром перебрались они через Илеть и вышли к Озёркам (Мушмари). Чопай едва понимал русскую речь, но понял, что в планах Пугачева перебраться на правый берег Волги, где можно будет набрать новое войско, чтобы снова поднять пламя народной войны!

 

                              (карта  окрестностей  Чапай  купа,  Ташнура  и  Янаш-беляка)                  

 

Однако Чопаю совсем не хотелось покидать родной Марийский край, да и после разгрома под Казанью, когда от многотысячного войска у Пугачева осталось лишь три сотни верных воинов, мало было надежды, что ему удастся победить правительственные войска. И тогда, как только они выехали из Кожла-Солы на безлюдную лесную дорогу в сторону Кокшайска, Чопай незаметно отстал, а потом спешился с коня и ушёл в лесную чащу. В те времена от Кожла-Солы и до Кужмары на этой дороге почти не было селений, вокруг простирались дремучие леса, стояли вековые боры, в низинах лежали топучие болота и быстрые лесные речки – попробуй, найди здесь человека.

Долго так Чопай пробирался с конем сквозь чащу, иногда конь испуганно ржал, когда чуял диких зверей, тропинок же в том краю не было. Уже к вечеру вышел Чопай на огромное болото, вековой лес закончился, и перед ним показались поросший мхом кочкарник, березовое мелколесье и гибельные топи. Решил Чопай больше никуда не идти, а отсидеться в лесной глуши, пока не сойдёт на нет гнев карательных отрядов, которые уже выступили в погоню за бунтовщиками!

 

                  (урочище Чапай куп - болото Чопая - остатки  каналов)        

 

Так и осел он в этих лесных урочищах, на сухом сосновом холме, у подножья которого бил прозрачный ключ-памаш. Лишь изредка по глухим ночам выезжал он на верном коне в Кожла-Солу, где жил его дальний родич, и там менял привезенное из Казани серебро на еду и припасы. Но неспокойно было в то время в Казанской земле, по разговорам Чопай знал, что на всех дорогах рыщут караулы – ловят беглецов и бунтарей, и тут же вешают на деревьях, чтоб другим было неповадно! В каждой деревне на крупных трактах проводили дознание и обыски –  был ли кто с бунтовщиками, и нет ли чего у сельчан из награбленного добра, что многими пудами было вывезено из града Казани! Если же что находилось, что явно не принадлежало к крестьянскому быту, то хозяина дома ждала каторга, так как это доказывало либо участие его в восстании, либо то, что он общался с пугачевцами.

Поэтому Чопай, от греха подальше, закопал своё добро на болотном островке, а то, неровен час, и к нему нагрянут! Сам же себе он построил землянку, удачно охотился в глухом лесу, и понемногу расчищал ближнюю поляну, чтобы начать сеять рожь и овёс. В ближайшие деревни старался показываться как можно реже и только по крайней необходимости.

 

                        (урочище Чапай куп - болото Чопая - остатки  каналов)       

 

Так прошло несколько лет, смутные времена закончились, у Чопая уже было большое хозяйство, дом, огород, десяток бортей – трудолюбие и неприхотливость помогли ему стать на ноги, и в одиночку обосноваться на этом безлюдном месте! Думал он и о женитьбе, и через своего же родственника сосватал Чопай в окрестной деревне девушку-сироту, которая согласно была с ним жить в глухом урочище.

С тех пор прошло много времени, у Чопая родились три сына: старший Аказ, средний Топкай и младший Янаш (Янаш). Хозяйство Чопая умножилось, около его илема уже было небольшое поле, в хлеву плодилась скотина, в лесу были бортьевые места! Однако всё богатство Чопай добывал своим крестьянским  трудом, и старался  не трогать закопанное на болоте золото и серебро, так как совестно ему было за грех бесшабашной юности. Мол, если на деньгах есть чья-то кровь, то добра они не принесут. Разве что потратил он немного денег в самом начале своего пребывания в этом краю, когда у него никакого хозяйства и припаса не было. Да и ни в чем не нуждалась семья Чопая, жили они вольготно, не было над ними никаких властей, не было налогов и поборов, лес и поле давали всякую пищу и одежду, часть мёда продавал он знакомым перекупщикам, и на эти деньги покупал необходимый для хозяйства инвентарь. По причине вольной жизни стали здесь селиться и другие беглецы, которые не выдержали бедняцкой доли в своих родных деревнях, починок со временем рос, а Чопай стал здесь самым уважаемым человеком – старостой.

 

 

                          (урочище Чапай куп - болото Чопая - остатки  каналов)       

 

Снова, как вода, утекло много лет! Состарился Чопай, уже похоронил свою любимую жену, но выросли и возмущали три его сына. И вот, когда он почувствовал приближение смерти, то подозвал трёх сыновей к своей постели и поведал им давнюю историю про его участие в восстании Пугачева, про награбленное добро и убитого хозяина, а также про то, что золото и серебро до сих пор скрыты на болоте в потайном месте. После этого он взял с них страшную клятву,  что  отцово богатство они могут достать только в том случае, если им будет очень худо, в случае голодного года или иной беды! А также заставил их поклясться, что всегда они будут жить мирно, и никогда не будет между ними ссор по поводу этих денег!

Дали сыновья страшную клятву, а на следующий день отец умер.

Потужив, зажили сыновья как обычно, старший сын работал на поле, средний был охотником, а младший ухаживал за пчелиным хозяйством. И было бы всё ладно и счастливо, и никакого клада не понадобилось бы братьям, однако стало мучить среднего брата желание добыть эти деньги, уж больно ему хотелось разбогатеть и через это стать уважаемым и почитаемым! Как вспоминал Топкай про рассказ отца – так золотые искры прыгали в его глазах, а в ушах стоял звон монет!

Хотел, было, он заикнуться про деньги старшему брату, мол, что зазря богатство пропадает в лесу, однако Аказ настрого запретил ему даже думать про это!

 

                                                 (урочище Чапай куп - болото Чопая)       

 

Тогда Топкай задумал совсем худое – решил он убить обоих братьев, выкопать отцовский клад и бежать с деньгами в чужие края, мол, богатым нигде не пропадёшь! Дождался он тёмной ночи, когда все братья спали раздельно, прокрался в дом и там ударом ножа убил старшего брата. Младший  Янаш в ту ночь ночевал на пасеке, и Топкай пошёл туда, чтобы убить и второго брата.

Вместо хижины спал Янаш в большом шалаше у края бортьевой поляны, и вот, снится ему сон, как будто сам отец является к нему и предупреждает сына, мол, встань и беги скорее из шалаша, ибо убил Топкай старшего брата из-за денег, и теперь идет сюда, чтобы и твою душу погубить!

Проснулся Янаш, и как был,  босым и в одной рубахе, побежал от страха в темный лес, но потом вернулся к поляне и спрятался за деревом. И действительно, чуть погодя, является Топкай с огромным лесорубским топором, заходит в его шалаш и давай рубить оставшуюся постель и одежду. Поняв, что младший брат сбежал, взвыл он жутким голосом и побежал на болото, чтобы опередить Янаша, и выкопать клад раньше его! Сам же Янаш и не думал ни о каком кладе, он побежал к дому, где обнаружил погибшего Аказа, после чего разбудил соседей и рассказал им про эти страшные события! Проснувшийся народ, вооружился кто чем, и пошёл искать  братоубийцу, все следы вели в глубь болота.

 

Однако не дошёл Топкай до заветного острова, в ночной темноте оступился он с неприметной тропки и попал в гиблую трясину, так и ушёл на дно, не добравшись до клада, лишь отчаянный крик потряс ночную темноту и идущих следом людей. Когда односельчане узнали про страшную смерть душегуба, то поняли, что провидение покарало его за грех братоубийства. Прокляли они это место, назвали его Топкаевской трясиной, куда старались никогда не ходить.

После пережитого горя Янаш снова зажил обычной жизнью, всё большое хозяйство досталось одному человеку, поэтому никогда не знал он нужды и жил в достатке. Чтя завет отца, никогда не трогал он того проклятого клада, который был закопан на болотах, да и не было у него такой нужды. Потом он женился, и от него пошёл большой род, от которого образовалась деревня Янаш-беляк (то есть земля, место Янаша).

Болото же, что было около Янаш-беляка, стали с тех пор называть Чопай куп, так как сперва Чопай поселился у болота. Ещё долго в этой деревне жило предание о зарытом на болоте кладе, о проклятой Топкаевской трясине, что сторожит этот клад, и может затянуть в себя любого смельчака, кто захочет добыть те деньги! Говорят и то, что на болоте по ночам часто слышались крики и стоны, мол, душа братоубийцы Топкая там не может найти себе покоя. Смельчаков поэтому до сих пор не находилось!

                                                   где-то там хранится клад                   

 

Так с тех стародавних времен  сохранилось название того урочища - Чопай куп, сохранилось и поверье про зарытый на болоте клад, говорят, что сохранился и родничок у подножья небольшого холма, рядом с деревней Янаш-беляк, где был илем Янаша.

Только Топкаевской трясины больше нет, поскольку в 70-80-х годах прошлого века это болото осушали для расширения посевных земель под кормовые культуры совхоза «Кожласолинский». На месте болота появились поля и пастбища, которые пересекались каналами, вода же по ним уходила в Илеть. И стёрлось из народной памяти место той проклятой трясины, у которой был остров, на котором Чопай спрятал свои награбленные богатства. 

 

                      (трасса  Й-Ола - Казань  -  Чапай куп  справа, слева  Красногорский)                

 

 

Послесловие:

По причине нехватки сельскохозяйственных земель в Марийском краю болото Чапай куп повторило судьбу своего брата – другого болота, также лежащего в пойме Илети – Кугу купа, его также стали осушать в  70-80-х годах прошлого века.

И по причине всеобщего развала сельского хозяйства в России в 90-х годах использование и мелиорацию этих болот прекратили. Кугу куп с тех времен практически зарос и стал заново заболачиваться, так как расположен в глухих урочищах, а некоторые участки Чапай купа до сих пор используются под пастбища и поля, так как вокруг него сравнительно населенная территория.

Однако южная часть Чапай купа сейчас достаточно заросла и стала заболачиваться, хотя некоторая система мелиорационных каналов на ней осталась.

Как интересный факт можно сообщить следующее: в книге Красногорского краеведа и лесовода Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья» указано, что именно учитель и краевед из деревни Янаш-беляк Н.Москвин во время путешествий по Кленовой горе и Петьяльской стороне познакомился со стариком, который рассказал ему древнюю легенду о Золотом болоте (Шёртно куп), где, якобы, утонули сокровища Пугачева. Поэтому данная легенда получила литературную обработку и известность через Н. Москвина, а сам Н.Москвин указывал, что он выходил из прямых потомков основателей деревни Янаш-беляк: Янаша и Чопая, судьба которых также тесно была связана, как с восстанием Пугачева, так и с богатствами, которые пугачевцы привезли в Марийский край и спрятали или бросили в местных болотах, озерах и лесах.

Легенды о пугачевских сокровищах, затерянных в Марийском краю, красочно показал марийский поэт В.Ю. Лапин в поэме «Царский Дуб и простой человек», о чем мы неоднократно рассказывали в статьях про Дуб Пугачева, озеро Конан-ер и Сталинские поля. И это также неспроста. Оказывается, что сам В.Ю. Лапин родом из деревни Азъял Сотнурского (сейчас Волжского) района РМЭ. И деревня эта располагается совсем недалеко от легендарного Казанского (Галицкого) тракта, по которому скрывался отряд Пугачева, поэтому эти предания там сохранились до недавнего времени!

Мало того, краевед Олег Чубарёв в своих книгах писал:  «На радость нам, краеведам, во многих близлежащих к Староказанской дороге деревнях до сих пор живы легенды и предания о кладах и сокровищах, которые то там, то тут бросили в спешке отступающие пугачевские войска, может, никаких сокровищ и не было, но зато для нас это уникальное богатство народных преданий!»

Мы также полностью присоединяемся к этому выводу Олега Чубарёва! Сказы и легенды марийского и русского населения этих краёв о временах казанского ханства, Грозного и Пугачёва – создают особую ауру марийских лесов, озер и рек. Приметное ли дерево, тропа или торная полянка – всё здесь может помнить исторические события недавнего прошлого и самых стародавних времен!

 

 

Предания про клады и сокровища Марийского края - тут!

 Литературная обработка легенды от Сергея Карпеева!

ФОТО  КОЧУЮЩИХ

 

ВложениеРазмер
урочище Чапай куп - болото Чопая129.61 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая107.12 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая262.03 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая285.51 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая281.44 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая127.26 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая240.45 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая138.49 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая138.46 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая128.71 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая71.2 КБ
урочище Чапай куп - болото Чопая111 КБ

Комментарии

ещё статья...

ещё одна статья про  наши родные места,

вполне вероятно, что боковая ветка Галицкого тракта: Озерки-Кужмара -  прошла по бывшей Ратной тропе, хотя Тропа скорее всего появилась в период Черемисских войн, уже после смерти Ивана Грозного,

такое основание дают многие архивные материалы...

вобщем - продолжение следует!

Какие места!

 И какие фотографии каналов! Как будто сам там побывал!

Красивые фотографии и

Красивые фотографии и здоровский текст. Очень приятные впечатления!

стараемся!

стараемся!

к хорошему тексту - хорошие фото!

В классе 7-8 (не помню точно)

В классе 7-8 (не помню точно) работал летом в совхозе "Кожласолинском" . Работа заключалась в вырубке кустарников по берегам этих каналов.  Нас было человек 5, примерно все моего возраста. Утром приходили, вечером уходили, причём никто нас не контролировал.

вон оно что!

так ты из Красногорска???

а какого года рождения?

где учился?

вероятно, ты нас знаешь:

Хафизов Ахат, Петров Сергей, Иванов Саша, Дима Курито, Володя Анисимов и т.д.

Учился в Красногорской школе

Учился в Красногорской школе №2, 77-го года рождения.

Фамилии знакомые, но помню только Диму Курито. Так как занимались с ним у Нестора Арсентьевича в так называемом "спортклассе". Он в старшей группе, я в младшей.  Да и трудно было его не запомнить))) По-моему, так самый высокий ученик в нашей школе.

Вы не у Мамаевой все  учились?

ответ

мы 69-72 годов рождения,

поэтому мы не знакомы -

учились тоже во 2 школе,

в т.ч. у Мамаевой

мы из разных классов

Красногорская СОШ №2"

Материал замечательный. Не могу оторваться от данного сайта.

Спасибо "Кочующим"

Добрый день!

Рады Вас видеть на страницах нашего сайта!

Половину нашей Команды вы  конечно помните!

мы все учились в Красногорской школе № 2!!!

поэтому так  много путешествуем по Марийскому краю и рассказываем  про это на наших страницах!

может что-то где-то подскажите или  сообщите нам интересные факты!

пищите!

рады будем почитать!!!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.