Священные марийские места в окрестностях Васильсурска
ИЗ КНИГИ НИКОЛАЯ МОРОХИНА «КОМБО КОРНО»:
Ровно в полдень (а мы волновались - не напрасно ли приехали) со стороны Марий Эл на площади появилась легковушка. Из неё вышел сияющий Юадаров - он, оказалось, тоже беспокоился - вдруг меня не будет. Когда я стал его знакомить с Андреем Харловым, Климент Германович несколько помрачнел. И произнёс: "Ну, хорошо, мы погуляем по Васильсурску вместе".
Потом мы с ним вместе пришли по тропе в священное урочище (Цепель), куда непременно заходят марийцы во время ночных паломничеств. Юадаров сказал: здесь есть чудесная трава, которой нигде больше нет! Трава, и в самом деле оказалась именно чудесной. Это был занесённый в Красную книгу России лунник оживающий. Свежие острые побеги с широкими, заострёнными на концах листьями тянулись из этого увейного, влажного места - излучины ручья Арпынгель - к небу. А рядом стояли прошлогодние плети с плодами, напоминавшими овальные слюдяные полупрозрачные пластины. От малейшего ветерка лунник словно шептал что-то.
Потом на нашей тропе встретились две старые берёзы. На их ветви были привязаны ленточки, а в траве у корней лежали монетки. И, наконец, на берегу Волги мы увидели огромную одинокую сосну. Возле неё вблизи реки был ещё несколько лет назад священный источник. Сейчас Чебоксарское водохранилище, разлившись, подступило почти что к корням сосны. И источник затоплен. А считали его целебным, и вода в нём - говорилось - была горька как желчь.
Это и были святыни в окрестностях древнего марийского города, не существующего уже четыре с половиной века. Они никуда не исчезли. А старые берёзы тянулись к свету, наверняка, именно там, где была одна из священных рощ.
Памятники природы, имеющие культовое значение в Нижегородском Поволжье
Марийская священная роща Цепельская.
Около Цепельской рощи расположен почитаемый мари Супротивный ключ.
Марийская священная роща Арпынгель.
На юго-вост. окраине с. Хмелёвка в излучине р. Арпынгель у водокачки. 0,1 га. Заросли ивы пепельной и бересклета бородавчатого. В травостое встречается лунник оживающий (Красная книга России). Действующая. День праздника 10 сентября. Значение - межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.
Участок представляет собою находящиеся на излучине речки Хмелевки заросли ивы пепельной высотой 4-6 м и бересклета бородавчатого высотой 2-4 м.
В ярусе травостоя преобладает сныть обыкновенная. Встречаются крапива двудомная, лопух паутинистый, будра плющевидная, незабудка обыкновенная, морковь дикая, одуванчик обыкновенный, хмель обыкновенный, лапчатка гусиная, дягиль. В западной части урочища находятся заросли охраняемого растения лунника оживающего (занесен в Красную книгу СССР).
Территория разделена пополам проходящей от пешеходного мостика через речку Хмелевку к водокачке тропой, обочины которой захламлены остатками списанного оборудования водокачки.
Урочище является межобщинным местом поклонения горных мари своим верховным божествам и силам природы. Мари приходят сюда на традиционные моления один раз в году 11 сентября с территории республики Марий-Эл. Представляет собою остаток святилища столицы горных мари Цепеля, разрушенного русскими войсками в 1523 году.
Заслуживает охраны как одно из немногих сохранившихся до наших дней священных урочищ горных мари, как место произрастания редкого занесенного в Красную книгу СССР растения - лунника оживающего.
Значение - ботаническое, историческое, культурное, культовое.
Марийская священная сосна Хмелёвская.
В 20 м. от берега Волги на сев.-зап. окраине с. Хмелёвка. Выс. - 26 м., диаметр ствола - 0,8 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.
Памятник представляет собою одиноко стоящую сосну обыкновенную выс. 26 м, диам. ствола 0,8 м, возр. - около 120 лет, Высота прикрепления кроны - 10 м, диаметр кроны - 10 м. Крона густая, следов угнетения нет.
Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.
Заслуживает охраны как марийское священное дерево.
Имеет эстетическое, научно-просветительное, культурное и культовое значение.
Марийская священная сосна Цепельская.
В р.п. Васильсурск в 20 м. к югу от дороги в с. Хмелёвка. Выс. - 28 м., диаметр ствола - 0,8 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.
Памятник представляет собою одиноко стоящую сосну обыкновенную выс. 28 м, диам. ствола 0,8 м, возр. - около 120 лет, Высота прикрепления кроны - 8 м, диаметр кроны - 10 м. Крона густая, следов угнетения нет.
Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.
Заслуживает охраны как марийское священное дерево.
Имеет эстетическое, научно-просветительное, культурное и культовое значение.
Марийская священная берёза Цепельская.
В р.п. Васильсурск в 40 м. к югу от дороги в с. Хмелевка. Выс. - 22 м., диаметр ствола - 0,6 м. Место традиционных жертвоприношений, значение межобщинное. Обряды отпускаются жителями селений востока Горномарийского района Марий Эл. Памятник областного значения.
Памятник представляет собою одиноко стоящую березу повислую выс. 22 м, диам. ствола 0,6 м, возр. - около 130 лет, Выс. прикрепления кроны - 4 м, диаметр кроны - 10 м, на высоте 5 м ствол раздваивается. Крона густая, следов угнетения нет.
Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.
Заслуживает охраны как марийское священное дерево.
Имеет эстетическое, научно-просветительное, культурное и культовое значение.
*************************
На самой вершине довольно высокой горы, нависающей над Васильсурском, находился марийский город Цепель. Древние предания говорят, что Цепель был богатый и хорошо укреплённый город. До сих пор сохранились следы валов и рвов, а также священная роща марийцев-язычников — Цепельская со священным родником Супротивный ключ, посвященная богу Кугу-Юмо.
В 1523 году в Казани на Арской ярмарке было совершено массовое убийство русских купцов, их было убито около 1000 человек. Также был убит великокняжеский посол. Это вызвало гнев Великого князя Василия III и он начал поход на Казань. Оставшись в Нижнем Новгороде со своими сыновьями, он отправил далее своих полководцев: воеводу Василия Васильевича Немого и князя Бориса Горбатого из рода князей Шуйских. Первый передвигался на барках по Волге, а второй по правому берегу Волги.
Дойдя до самого устья Суры, полководцы в знак того, что они действительно завоевали пройденные места, на правом берегу Волги на месте древнемарийского города Цепель основали крепость, которой сообщено было название города. Он был назван Васильевым Новгородом (назван в честь Василия III). Впоследствии город этот стал называться короче — Васильгородом, Васильсурском или просто Василём, как он называется и до настоящего времени. Марийское название посёлка — Шу́рдӹнг, что в переводе означает «устье Суры».
Открытие города совершилось в самый день нового 7032 года, то есть 1 сентября 1523 года. Для безопасности нового города поставленного на чужой марийской земле Казанского ханства, устроены были вал и каменный острог.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.12rus.ru/
https://www.vasilsursk.ru/
Н.Морохин «Комбо Корно».
автор подписанных фото Юрий Тарасов
https://oikeo.nnov.ru/
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 10085 просмотров
Комментарии
Васильсурск - город, где
Васильсурск - город, где выросла моя мама и ее два брата. Оттуда мой дед со своими сыновьями ушел на войну, туда все они и вернулись. Мы с учениками совершили туда поход уже 1986году, когда мамы уже не стало. Она очень любила этот город и много о нем рассказывала, о его садах, о санаториях. Мы побывали в местном школьном музее, который был создан старым учителем-краеведом. У меня сохранились фотографии нашего похода.
Василь
отлично!
фото также можете прислать, так как тему Васильсурска мы еще не закончили.
Будет еще одна статья!
Да, волжане так и звали этот
Да, волжане так и звали этот город - Василь!
О Василе
Здравствуйте, кочующие! Скажите, еще не поздно послать вам статью и фото о Василе?
С уважением, Сибирячка.
Отправить комментарий