Супротивный ключ – предания Хмелевской церкви

 

ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ НИКОЛАЯ МОРОХИНА:

...На краю Васильсурска есть знаменитый ключ. Местные жители говорят о нём - святой. Вода аккуратно выведена в жестяной жёлоб. У сруба поставлен металлический крест. Лавочка с неизменной поллитровой банкой - для тех, кто пришёл испить святой воды.

По склону горы к ключу ведёт лестница.

Ключ называют Супротивным - потому что вода из него течёт "противу Солнца", то есть вытекает из горы в южную сторону. А это, по мнению местных жителей неправильно - ведь основной склон горы обращён к северу, к Волге, вот туда бы и бить ключу, а не со стороны обратного ската.

 

РОДНИКИ И ИСТОЧНИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ГЕОГРАФИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

Супротивный ключ, предания Хмелевской церкви

 

19 января воду Супротивного ключа святят - Крещение. Ею обливаются прямо тут, около лавочки. Это канонически православный источник.

О ключе возле Васильсурска я впервые узнал из письма, которое было прислано мне в редакцию одной из газет, где я в то время работал, от жителя посёлка Валерия Николаевича Апремова. "Фамилия марийская", - отметил я, уже открывая конверт. Она - от марийского варианта имени Ефрем.

Незнакомый человек писал мне: прочитав статью о марийских святынях, он хочет назвать ещё одну - Супротивный ключ. Приезжайте в Васильсурск - увидите. Остальное были вежливые слова.  

Супротивный ключ, предания Хмелевской церкви

 

Оказавшись тогда впервые в Васильсурске, взобравшись на гору, я быстро нашёл Валерия Николаевича. Он - чувствовалось - рад был нашей встрече. Рассказал, где найти ключ. Щедро оделил яблоками и сливами из сада. И к моему удивлению, напрочь отказался сопровождать меня и сказать хоть что-то о том, что за люди ходят на ключ из марийцев, почему, кому они на нём молятся.

Впрочем, найти ключ оказалось легко - пара километров по старой Казанской дороге, по тропе через поле. И - вот уже край дубравы, спускающейся к ключу. Нет, такую дубраву в нашей области увидишь нечасто. Просто какие-то именно шишкинские дубы - вековые, мощные. Великанов среди них нет, но поражает их здоровый вид, вольготность, с которой они расположились по горе. Здесь же были остатки более старых деревьев, уже давно, должно быть, упавших... Подлеска у дубравы почти не было, негустая трава позволяла просматривать в ней, кажется, любую мелочь. Словом, не оставляла роща чувства загадки... Впрочем, это я зря. Дубрава всегда в чём-то именно загадочна. Вот осинник, ольшатник, липняк - нет.

                                       (беседка на Орлинном гнезде)                                     

Супротивный ключ, предания Хмелевской церкви

По дороге назад я снова зашёл к Апремову. В ответ на мои расспросы он снова вынес мне яблок и слив. И принялся сетовать: и занят сегодня, и просто ничего толком не знает. А вот только слышал от стариков...

Были старики - детство его прошло в Микрякове в Горномарийском районе. А теперь вот стариков нет. И кто что скажет... Но надо бы рощу сберечь, а то неровен час - надвинутся на неё какие-нибудь коттеджи: землю продают направо и налево, а тут такая красота, такое место!

Я так и уехал из Васильсурска с чувством неразгаданной загадки. То, что загадка таковая была, в этом сомнений не оставалось. Но всё-таки - что именно я там повидал?..

Это был девяносто первый. Я вернулся домой к телевизору, который на всех программах давал "Лебединое озеро" и совершенно противоречивые сообщения - тревожные, беспомощные, горькие. Догорало лето - вместе с моим Отечеством, которое словно корчилось в агонии, уходило из-под ног, сжималось как шагреневая кожа, за считанные дни теряя огромные пространства по краям. Или это его - как карту - сворачивало, облизывая то августовское пламя?

 

                                  (Василь и Волга  на черно-белом  фото)                           

Супротивный ключ, предания Хмелевской церкви

- Туда идут люди - сотни людей с востока. К Супротивному ключу...

До сих пор идут. Однажды я специально приехал туда в эту ночь. Они не заходят в поселок, прямо на родник. Оставляют подарки, просят, если у них что-то не так. Супротивный ключ - это древняя резиденция бога Кугу Юмо. И его главый день - 11 сентября по новому стилю.

Это передаётся в сёлах из поколения в поколения: был город Цепель, была его главная святыня - по сути - святыня целого народа. Вот видишь: пятый век уже города нет, а к ней продолжают ходить. Но стараются сделать всё так, чтобы не привлечь чужое внимание.

Разговор принял интересный оборот. Юадаров был как раз из тех самых мест, откуда принято ходить на Супротивный ключ. Он его и сам почитал местом чудесным. И объяснял - оно самое главное. Есть ещё два - около села Сумки и в урочище Омыклиды. Но туда ходят к брату и к сыну Кугу Юмо.       

Супротивный ключ, предания Хмелевской церкви
 

Потом мы с ним вместе пришли по тропе в священное урочище, куда непременно заходят марийцы во время ночных паломничеств. Юадаров сказал: здесь есть чудесная трава, которой нигде больше нет! Трава, и в самом деле оказалась именно чудесной.

Это был занесённый в Красную книгу России лунник оживающий. Свежие острые побеги с широкими, заострёнными на концах листьями тянулись из этого увейного, влажного места - излучины ручья Арпынгель - к небу. А рядом стояли прошлогодние плети с плодами, напоминавшими овальные слюдяные полупрозрачные пластины. От малейшего ветерка лунник словно шептал что-то.

                                    (золотая  осень  на  мысе  художника  Ивана Шишкина)              

Потом на нашей тропе встретились две старые берёзы. На их ветви были привязаны ленточки, а в траве у корней лежали монетки. И, наконец, на берегу Волги мы увидели огромную одинокую сосну. Возле неё вблизи реки был ещё несколько лет назад священный источник. Сейчас Чебоксарское водохранилище, разлившись, подступило почти, что к корням сосны. И источник затоплен. А считали его целебным, и вода в нём - говорилось - была горька как желчь.

Это и были святыни в окрестностях древнего марийского города, не существующего уже четыре с половиной века. Они никуда не исчезли. А старые берёзы тянулись к свету, наверняка, именно там, где была одна из священных рощ.

 

                                          (летний  закат  на  Волге)                                       

 

В семь утра медлительный паром, совершавший всего три рейса в день, перевозил нас через Суру. Где-то под брюхом тяжёлого, нагруженного автомобилями судна, было озеро Анненское, затопленное водами Чебоксарского моря. Я читал в записях этнографов прошлого марийскую легенду о нём: в этом озере утопилась дочь правителя города Цепеля. Но она не умерла, а стала женой Стерляжьего царя, стойбище которого где-то тоже под нами, в устье Суры. Вдумываюсь сейчас в эту легенду: утопилась в озере, а живёт в Суре - это как? Просто ответить: наверное, они сообщались протокой. Но неправильно. Всякий раз надо ударять себя по рукам, когда тянешься к мифу, собираясь его развинтить, понять, как что работает, что за что зацепляется. Миф, древняя легенда - это не полигон для изучения технологий.

Акцорин, работая над трудом о марийском эпосе, тоже вспоминал Анненское озеро. Мысль волновала его другая - вероятно, дочь марийского кугуза не утонула - её утопили, переселили в другой, загадочный мир воды, чтобы сделать женой его правителя, отдать ему самое дорогое.

Мы бродили потом по Василю, по округе. В музей попасть не удалось: поиски директора с ключом оказались безрезультатны.

Ровно в полдень (а мы волновались - не напрасно ли приехали) со стороны Марий Эл на площади появилась легковушка. Из неё вышел сияющий Юадаров - он, оказалось, тоже беспокоился - вдруг меня не будет. Когда я стал его знакомить с Андреем Харловым, Климент Германович несколько помрачнел. И произнёс: "Ну, хорошо, мы погуляем по Васильсурску вместе".                                                      

 

ХМЕЛЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СУПРОТИВНЫЙ  КЛЮЧ В ЕЁ ПРЕДАНИЯХ:
    В васильской слободе Хмелевке находится другая городская приходская церковь. По своему давнему основанию и по сохранившемуся в церкви внутреннему устройству, она может составлять также замечательный памятник старины. Стариной веет вся ее обстановка, иконостас и нижние округлые своды.
    Самая церковь построена только в 1708 году; освещение храма происходило 17 сентября через казанского митрополита Тихона (Тихон, 21-й митрополит казанский, помер в 1724 году).

    Церковь была каменная. В одну и ту же постройку был пристроен придельный алтарь в честь преподобного Михаила Малеина, иждивением чебоксарского купца Михаила. Разумеется, монастырская церковь могла здесь выстроиться на средства доброхотных дателей, которые в прежнее время не скупились в пожертвованиях монастырям. Но самый монастырь прославился ли строгой жизнью своих обитателей – не известно.

 

                                              (Хмелевская церковь  зимой, река Волга)                  

    Сохранилось следующее предание о том, почему хмелевская церковь, стоявшая в троицком мужском монастыре, посвящена была казанской Богоматери. К хмелевской церкви принадлежат две часовни, стоящие при ключах, из которых один носит название Святого ключа, другой – Супротивного. Между прочим скажем, что этот последний течет против солнца за что, по всей вероятности, и получил такое название.
    В одну из упомянутых часовен проведена вода из Святого ключа, бьющего из-под двух камней. Вода эта отличного вкуса, и этот ключ особенно почитается окрестными жителями. Черемисы даже приписывают обоим ключам целебную силу: в случае, например, болезни отрывают лоскут носильного платья больного и вешают его в часовне – болезнь-де проходит!

                                        (часовня  над  вторым - Святым  ключом)                                

    Этот Святой ключ стоял, по преданию, выше; вода текла из горы с востока в таком большом количестве, что часто затопляла мельницу, устроенную на речке Хмелевке. Содержатель мельницы сильно роптал на это, и даже, как говорит предание, произносил на бога хульные слова. Поэтому вода, будто-бы, скрылась в прежнем месте и потом стала течь ниже по речке Хмелевке, в том самом месте, где теперь находится Святой ключ. Сверх того, на новом месте течения ключа найден был образ казанской Богоматери, в честь которой, и как бы в воспоминание этого события и посвящен был храм.

                             (храм  и  священная  марийская  сосна - мирно живут рядом)    

    Здесь же, в Хмелевке, главным образом, чествуется не праздник Богоматери, а праздник усекновения главы  Иоанна Предтечи, бывающий 29 августа. К этому дню стекается большое число богомольцев из окрестных селений и бывает торжок. На украшение и содержание церкви положен в 1869 году казанским купцом Бабушкиным капитал в 750 рублей, с которого церковь получает проценты.

        Кладбище находилось прежде при церкви, а потом с 1832 года ему отведено место в 63 саженях от прежнего кладбища; в ограде церкви похоронены некоторые из васильских чиновников. К хмелевской церкви причислены еще две деревни: Петухино и Шешмара; жители последней – новокрещенные черемисы. Эти и соседние черемисы относятся к хмелевской церкви с особенным расположением (**).

    Примечания автора:
    * - Все сведения о хмелевской церкви почерпнуты нами из бумаг, хранящихся при этой церкви, или-же получены от священника Ивана Кастальского. Приведенное предание давно уже записано было со слов прихожан старым священником. Долгом считаем выразить ему признательность за сообщение этих сведений.
    ** - Каждое воскресенье небольшая хмелевская церковь бывает полна народом; большинство богомольцев составляют соседние черемисы. Каждый черемис (мари) считает непременным долгом купить связку копеечных свечей, которые он ставит поочередно всем иконам. К иконам мученика Христофора, изображенного с конской головой, черемисы ставят две свечки спирально перевитые между собой.

                                         (Васильсурская  гора  с  Лысой  горы)                      

 

Супротивный ключ  (автор: Татьяна Никифорова)

Он чист и свеж, и свят уже века.
Журчит тихонько, направляясь в реку.
Но нет ценней другого ручейка
Ни одному, в округе человеку.
Его назвали «Супротивный ключ»,
Ведь он всю жизнь навстречу солнцу мчится.
Он тих и незаметен, и могуч.
К нему идут попить и полечиться.
Он немощному силы придает,
Очистит от коросты от душевной.
Блажен и благодатен будет тот,
Кто смог испить водицы той волшебной.

 

 

______________________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Отрывки из книги Николая  Морохина  «Комбо Корно».

http://www.vasilsursk.ru/

http://oikeo.nnov.ru/

http://www.trust.narod.ru/

http://sida.www.nn.ru/

 автор подписанных фото Юрий Тарасов.

 

 

 
ВложениеРазмер
Супротивный ключ – предания Хмелевской церкви268.38 КБ
Супротивный ключ – предания Хмелевской церкви315.27 КБ
Супротивный ключ – предания Хмелевской церкви277.9 КБ
Супротивный ключ – предания Хмелевской церкви129.92 КБ
Супротивный ключ151.33 КБ

Комментарии

Никак не доберусь до этих мест

 Теперь вроде как и побывал

Спасибо

Александр, Проект "Серьмяжная правда"

!!!

и Вам также спасибо за интересный материал!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.