Почитаемые и священные деревья Нижегородской области
В Нижегородской области много памятников природы, есть среди них почитаемые и уникальные деревья, есть исторические аллеи, сохранились даже священные рощи и почитаемые деревья, как правило, живших в этих краях народов мари (марийцы) и мордвы (эрзя).
Про некоторые священные деревья мы уже рассказывали в наших статьях, в частности, про урочища у реки Юронги, про священные деревья у Васильсурска, про языческие рощи Тоншаевского района.
Отдельно, в перечне аномальных зон Нижегородской области, также было рассказано про несколько интересных деревьях.
Данная статья обобщает и продолжает этот рассказ.
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Священные рощи марийцев и Супротивный ключ.
На восточной границе Нижегородской области расположился один из красивейших уголков края древний город Васильсурск. Если вы едете из Нижнего, то добраться туда легче всего преодолев на пароме, отходящего от поселка Лысая гора, реку Сура, которая тут же впадает в Волгу. Выгодное месторасположение Васильсурска (как с военной и с энергической точки зрения), заметили обитавшие здесь марийцы еще в стародавние времена. Местность имеет славу климатического курорта и иногда в шутку называется "Волжской Швейцарией". На высоком холме, который возвышается над слиянием двух рек, до сих пор можно разглядеть остатки крепостных валов города Цепель. Предания сообщают, что город Цепель был богатым и хорошо укрепленным. В нем располагалось центральное для всех горных марийцев Святилище верховного божества Тун Ош Кугу Юмо. В переводе - Верховного Белого Великого Бога, который считался творцом этого мира.
В 1722 году в городе побывал Петр I, он осмотрел дубовые рощи, раскинувшиеся на склонах горы, и приказал их охранять, что бы затем использовать для кораблестроения. Возможно, именно благодаря этому хозяйственному распоряжению и до наших дней дошли священные марийские рощи. Их вокруг Васильсурска две и обе находятся под защитой государства, и имеют статус государственных памятников природы регионального значения.
Первая из них называется Арпынгель и находится на юго-восточной окраине села Хмелевки. Это площадь, приблизительно 0,2 гектара, поросшая ивами и кустарником, захламленная строительным мусором и старым оборудованием водокачки. Однако у горных марийцев роща считается межобщинным местом поклонения верховным божествам и силам природы.
Но более известной и считается Цепельская священная роща. По данным краеведа и этнографа начала прошлого века в Н.Оглоблина, следует, что именно эта дубрава считалась резиденцией верховного бога и была главным святилищем столицы горных мари Цепеля. Она и по сей день является главным местом поклонения всех горных мари. Роща находится примерно в полукилометре на юго-восток от окраины Васильсурска и занимает площадь 0,4 гектара. В роще можно встретить дубы возрастом до 130 лет, липы до 100 лет и березы до 120 лет. Их можно по праву считать потомками тех самых деревьев, которым поклонялись мари до прихода русских войск. Кроме того в рощах растет множество растений, занесенных в Красную Книгу.
До сих пор, в Цепельской роще марийские карты (жрецы) совершают молебны и обращаются за помощью к Поро Ош Кугу Юмо, Мланде-Ава, Шочынава и другим божествам. Кстати марийцы, несмотря на длительное проживание среди христианского большинства, в очень большом количестве остаются приверженцами своей родовой религии. За это многие исследователи присвоили им своеобразный статус «последних язычников Европы». В ритуалах марийцев осуществляются четыре основных жертвоприношения: животных, хлеба, ритуальных платков и денег (отдаются непосредственно в руки картам). Цепельская священная роща одна из немногих, в которых осуществляются ночные моления. Наиболее многолюдным в Цепельской роще являются моления, совершаемые в ночь на 11 сентября. Почти в самом центре рощи находится еще одна из святынь - знаменитый Супротивный ключ. Он почитается не только язычниками, христиане также почитают его как Святой источник. Родник оборудован, установлены поклонные кресты, а ветки деревьев вокруг увешаны разноцветными ленточками. Видимо, название "Супротивный", родник получил за то, что его вода течет в сторону, противоположную от русел Волги и Суры. В воде можно заметить монеты, которые оставляют как жертвоприношение духу, обитающему в источнике.
Кроме того в округе произрастают три великовозрастных дерева, которые также почитаются у марийцев священными. Хмелевская священная сосна растет рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери в 20 метрах от берега Волги. Согласно некоторым данным, церковь была построена на месте древнего святилища. На западном берегу оврага, где протекает река Хмелевка, расположились сразу два священных дерева - Цепельская священная береза (более 130 лет) и Цепельская священная сосна (более 120 лет).
Адрес: Нижегородская обл., Воротынский р-н. поселок Васильсурск и село Хмелевка.
Координаты:56°07'37"N 46°02'54"E (Священная Цепельская роща)
Координаты:56°08'03"N 46°03'04"E (Священная роща Арпынгель)
Координаты:56°07'42"N 46°03'04"E (Супротивный ключ)
Координаты:56°08'20"N 46°02'18"E (Священная сосна Хмелевская)
Координаты:56°08'03"N 46°02'26"E (Священная сосна Цепельская)
Координаты:56°08'01"N 46°02'25"E (Священная береза Цепельская).
Край священных рощ (марийские рощи Тоншаевский район)
Одно из таких мест — Заветлужье, дальний лесной угол на стыке Нижегородской, Костромской и Кировской областей. Эта земля издавна обжита различными племенами волжско-финского происхождения. Считается, что из ныне живущих здесь народов первыми в междуречье Ветлуги и Вятки появились вытеснившие или ассимилировавшие мерю, удмуртов и других своих предшественников марийцы. Те, что в древнерусских летописях именовались черемисами, и что периодически на взаимовыгодной основе поддерживали то одного, то другого князя в междоусобной борьбе, а позже включились в непростые военно-дипломатические отношения Руси с Ордой. Они и в наши дни составляют значительную часть местного населения.
Почитаемые рощи были у каждой деревни, каждого рода, каждой семьи.
Дело в том, что кереметей в марийском мире было очень много, и все они имели разный уровень сакрального значения в жизни живущих здесь людей. Почитаемые рощи были у каждой деревни, у каждого рода, а священные почитаемые деревья были у каждой семьи. Были и общие рощи, священные места межобщинного значения — на несколько деревень. Размер их поэтому мог быть совершенно разным. Кроме того, имелись специальные рощи и деревья — для особых случаев. К одним ходили, чтобы просить здоровья, к другим — по поводу урожая, к третьим — только вдовы, к четвертым — только взрослые мужики, к пятым — только старейшины и жрецы, ну и так далее.
(Есть предание, что в этой роще возле деревни Ромачи похоронен Ош Пондаш — легендарный князь северных марийцев времен Ивана Грозного, воевавший с ним, а затем примирившийся и породнившийся после женитьбы на одной из родственниц царя. После смерти стал почитаемым божеством в Поветлужье)
Сейчас какие-то из Божьих лесов остались стоять отдельными островками в полях, другие скрылись внутри новых лесных массивов. Строго говоря, действующая или хорошо сохранившаяся роща должна быть прямоугольной формы и строго ориентированной по сторонам света. Большие рощи выбирали карты, то есть марийские жрецы. Обходили приглянувшиеся места, ночевали в них — и боги наконец указывали, где быть священному лесу и очерчивали его границы. Вокруг деревья можно было рубить на любые хозяйственные нужды, что и делали довольно часто, но не всегда. А внутри ничего из растущего трогать было нельзя, даже для украшения и обустройства священного места и розжига ритуальных костров: все стройматериалы и дрова сюда приносили извне. Не то, что рубить, даже убирать упавшие естественным образом деревья запрещалось. Также, как ломать хворост, собирать грибы-ягоды, рвать цветы и косить траву.
(Роща Грозная, посвященная богу полуденного солнца Ош Кеце Юмо, широко известна среди марийцев даже за пределами Нижегородской области. В прошлом году 19 ноября там проходило всемарийское моление — приезжал главный карт из Йошкар-Олы. Роще приписывается могучая сила и с ней связаны особо строгие запреты, соблюдаемые до сих пор. Отсюда и название.
В рощу можно ходить только в белом обрядовом костюме)
Священный татарский камень Тараташ и дерево Кургонсат.
Вторым по численности населения народом в Нижегородской области являются татары. Согласно данным переписи 2010 года, насчитывается немногим более 44 тысяч человек. Татары в Нижегородской области имеют еще одно название "сергачские мишари". Ведутся споры о том, как произошел этот этнос, и на данный момент самой распространенной точкой зрения является, то что в основе мишарей лежат тюрки (буртатся , булгары) и финоугорцы (мещера, эрзя, мокша). Слово "Мишарь" происходит от этнонима "можар" или "мещера". Считается что они компактно расселились на юго-востоке нижегородской области уже к 14-15 веке. Татары-мишари являются убежденными и твердыми последователями ислама уже с 10-12 веков. По всей видимости, они переняли большую часть религиозных знаний от общения с жителями Волжской Булгарии. Все годы своего существования нижегородские татары являли собой "живой буфер" между православной Русью и Казанским ханством. Порой такое соседство было выгодным, порой наоборот приносило разорение и гибель. Однако несмотря на сложные времена, этнос уцелел и стал неотъемлемой духовной частью волжской земли.
Как и в случае с христианством, религиозные воззрения татар в Нижегородской области стали своеобразным сплавом многонациональной монотеистической религии и местных языческих культов. На практике это выразилось в том, что рядом с местами компактного проживания татар, появились объекты культового поклонения силам природы (деревья, овраги, камни и родники).
Многие из них дошли до наших дней и являются святынями нижегородских татар и охраняются государством. Самыми известными из них являются священная ветла в селе Актуково, священная береза в селе Красный Яр, священный вяз Кургонсат, священный овраг Керемет включающий в себя одноименный родник. Из-за недостатка времени, обзор священных татарских мест в Нижегородской области, пришлось свести до описания только двух наиболее доступных и удобных для посещения.
Первое из них, "Священный вяз Кургонсат" (или как его еще именуют "Страшное дерево Кургонсат") находится на расстоянии менее километра от асфальтовой дороги Гагино-Сергач. Одиноко стоящее и далеко заметное дерево имеет высоту более 12 метров, диаметр ствола до метра и возраст более 200 лет. С ним связано множество татарских легенд и преданий. Священное дерево запечатлено даже в современной литературе. Его в своих произведениях упоминает писатель Ахмет Саттара, родившийся в соседнем селе Кочко-Пожарки. Не смотря на почитание и святость на дереве не видно ленточек так характерных для всей Азии. Объясняется это тем, что среди татар бытует мнение, что подходить к этому дереву нельзя, и, если человек ослушается, то его ждет несчастье. Существует даже легенда, что в 30-х годах прошлого века, в одном из окрестных сел появились грабители-атеисты, которые покусились на имущество мечети. Помимо прочего, они украли ковры. Их заметили и послали погоню. Воры, видимо знавшие местные страхи, свернули к Страшному дереву и оставили на ветвях тяжелую добычу, которая мешала им уйти. Преследователи не решились подойти к дереву и разбойникам удалось скрыться. Но оказалось так же, что никто не смог решится и подойти к дереву, что бы забрать ковры. Говорят, что они висели на дереве многие годы, пока окончательно не истлели.
Вторым местом, которое удалось изучить является "Священный камень Тараташ" (Траташ, Такташ). В переводе это означает "застывший камень". Добраться до него, также не сложно, достаточно пройти примерно километр на северо-восток от деревни Актуково по восточному берегу реки Сухая Пара. Несмотря на грозные эпитеты, камень немного разочаровывает своими размерами. Большая часть 2-х метрового известняка сокрыта в земле и на поверхности виден лишь небольшой 20-и сантиметровый отслаивающийся кусок. Над ним выстроена небольшая беседка с полумесяцем на крыше. О камне сложено множество легенд и сказаний. Считается местом паломничества нижегородских татар с давних времен. Ему приносили (и возможно что приносят поныне) в жертву животных и разные материальные обьекты (включая и деньги). При сильном воображении в формах камня можно разглядеть человеческую фигуру. Видимо из-за этого стала популярна легенда, гласящая что камень это окаменелый ребенок, проклятый матерью за неуважение к старшим. За помощью к камню обращались в случаях длительной засухи и болезни скота. Для "профилактики и излечения" многие животноводы пригоняли сюда свои стада в полном составе вместе со всеми членами семьи.
Деревья Любви на Нижневолжской набережной
Европейская мода вешать влюбленным парам замки на различные металоконстурукции докатилась и до Нижнего Новгорода. Здесь власти решили не пускать дело на самотек и установили несколько Деревьв Любви на набережной рядом с катером "Герой". Новобрачные посыл приняли и споро взялись за дело. Деревья, символизирующие крепость любовных чувств взрастили щедрый урожай замков и ленточек. Часть ленточек "отпочковалась" и перебралась на винты и обшивку памятника героям-речникам.
Место где простят о любви
Адрес: Нижневолжская набережная, рядом с причалом N10
Координаты: 56°19'55"N 44°0'34"E
НГО - деревья
Нижегородская область, к сожалению, не может похвастаться самыми высокими, самыми большими и самыми старыми деревьями в мире. Нет в Нижегородской обл. и деревьев, известных на весь мир как культовые, или связанных с значительными историческими событиями. Это отдельно растущие деревья, почти всегда имеют свои личные названия, о них написано много статей, к ним едут туристы, паломники и т.д.
Но, несмотря на это, и в Нижегородской области есть довольно много своих удивительных деревьев, являющихся достопримечательностями, особо почитаемыми - живыми свидетелями истории и памятниками природы, о них и пойдет сейчас речь.
Каждое дерево по-своему уникально, поэтому не хотелось бы устраивать между ними какие-то особые соревнования с выяснениями, какое из них самое высокое, старое, большое или почитаемое.
К почитаемым деревьям вообще не применимы никакие нормы, у каждого народа со своей историей, верой и культурой оно может быть свое, и какое из них самое или более почитаемое, говорить просто нельзя.
Что касается самого большого, высокого или старого, то здесь уже можно о чем-то говорить, но и тут могут быть свои трудности – ведь никто не производил точных исследований или замеров, да и сами замеры могут быть неточными. Начнем, пожалуй, с них.
Самое высокое дерево Нижегородской области
Судя по имеющейся информации, логичнее всего искать самое высокое дерево, произрастающее в Нижегородской обл., среди елей. Ведь именно они, по некоторым утверждениям, достигают роста более 50 метров. Остальные деревья произрастающие в Нижегородской обл. – лиственницы, сосны, дубы и т.д. - ниже. Конечно, мне неоднократно попадались огромной высоты ели, в основном на севере области в Ветлужском и Шахунском районах, но высоту их я не измерил.. Что касается других моих личных впечатлений, то я, в 1998 г. сплавляясь по реке Люнда в Воскресенском районе, был удивлен ростом некоторых сосен, которые сохранились от всех напастей в затапливаемой пойме этой реки на одном из ее островов. Еще я помню, что будучи совсем маленьким мальчишкой, часто наблюдал с высоты дедовского сеновала в п. Пенякша за тремя огромными соснами, которые росли где-то далеко в лесу. Они были вдвое выше окружающего их леса и, думаю, достигали 40 метров высоты. Мне всегда хотелось к ним сходить, но так и не довелось, а сейчас они, конечно, погибли при пожарах. Пожары и необдуманные вырубки - это вообще злой рок наших деревьев и лесов.
Возможно, самое высокое дерево Нижегородской области еще предстоит найти, а вот из тех, речь о которых пойдет дальше, самой высокой является Марийская священная лиственница Юронгская:
Находится она в заброшенной ныне деревне Малая Юронга Воскресенского района, добраться до которой можно лишь сплавляясь по реке Юронга или на высокой машине по убитой дороге до разрушенного моста перед Малой Юронгой, дальше только пешком.
Единственный мост через речку Куга в деревню Малая Юронга. Ехать по нему я бы не советовал Лиственница Юронгская. Хорошо видна Ведьмина метла (густой пучок ветвей перед макушкой)
Марийская священная лиственница Юронгская - не только самое высокое, но и культовое дерево народов Мари. В имеющемся на нее описании говорится:
«Этот памятник природы - имеющее необычную форму и запечатленное в народных поверьях культовое дерево мари.
Эта лиственница высотой 25 м с диаметром ствола 1,4 м, возрастом более 300 лет. Высота прикрепления кроны – 5 м, диаметр кроны – 18 м. На высоте 18 м располагается «ведьмина метла», имеющая размеры 3х3 м. В 3 м от дерева проложена грунтовая дорога.
С деревом связаны марийские народные поверья экологического и метеорологического характера, дерево было объектом языческого поклонения творческим силам природы, отпускания обрядов.»
Что касается «ведьминой метлы», то это как бы макушка ответвления (или ветка) от основного ствола.
И можно предположить о сказках, связанных с ней, которыми марийцы пугали своих детей, но найти конкретных поверий о ней не удается. Кто и когда ее посадил, какие проводились под ней обряды, как по ней предсказывали погоду и т.д. - об этом мне тоже не известно.
Лиственница впечатляет своими размерами, а по имеющимся параметрам вполне может претендовать еще и на самое большое или старое дерево в Нижегородской обл. Человек рядом с ней - просто букашка. Лиственница Юронская здорова и, я надеюсь, что еще долго будет такой.
В Малой Юронге есть и другие большие деревья, например, рядом с одним из разрушенных домов растет огромная сосна.()
Огромная сосна в Малой Юронге Лиственница Юронгская
Вообще, марийцы берегли, почитали и не губили деревья, росшие в их селениях. Например, в соседней с Малой Юронгой деревне Кузнец (по прямой через реку Юронга, это совсем немного) растет еще огромная лиственница, но все же «Лиственница деревни Кузнец» меньше Юронгской.
Огромная лиственница на въезде в деревню Кузнец
Второй по высоте (из описываемых деревьев) является Сосна-долгожитель в деревне Улангерь.
Сосна-долгожитель в деревне Улангерь.
В имеющемся описании пишется:
«Сосна-долгожитель находится от районного центра г.Семенов на северо-запад 24 км, в деревне Улангерь.
Является ботаническим памятником природы. ООПТ организована решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от 14 февраля 1984 года № 56.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: научное (ботаническое)
Это уникальное высоковозрастное дерево сосна-долгожитель, возраст которой превысил 350 лет, растет на краю деревни Улангерь, упоминаемой в романе «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского. Диаметр ствола сосны – 120 см.»
И это фото без названия огромная сосна
Улангерская сосна, судя по приведенным ее параметрам, тоже претендует на одно из самых старых и больших деревьев в Нижегородской области. Она - не только живой свидетель истории (раз о ней упоминал еще Мельников-Печерский), но и ранее почитаемое старообрядцами дерево. Деревня (скит) Улангерь был основан ими еще во времена церковного раскола, а это как раз около предполагаемого возраста этой сосны, ок. 350 лет. Старообрядцы ли ее посадили, скрываясь от гонений в заволжских лесах, или она выросла сама? Наверное, об этом мы уже не узнаем..
Самое большое и самое старое дерево в Нижегородской области
Как и в случае с самым высоким деревом, самое старое было бы логично искать среди дубов, ведь именно они крайне медленно растут и, по некоторым данным, могут прожить более 1000 лет, что гораздо дольше, нежели любые другие деревья, произрастающие в Нижегородской области. Конечно, может такого тысячелетнего возраста они не достигают в нашем климате, но думаю, старожилов надо искать среди них. Есть старые дубы и в самом Нижнем Новгороде, например, среди сохранившихся в древней дубовой роще в районе Мызы. Можно увидеть и огромные дубы в низовьях реки Сережи.
Помню, как я был удивлен, когда увидел огромный упавший древний дуб у озера Хохлово, между деревень Марфино и Наумовкой (тоже в бассейне реки Сережа). Диаметр ствола был почти с мой рост. Местные жители мне потом говорили, что там есть еще и живой огромный дуб, который я по их подсказке отыскал следующей зимой ( см. описание Хохловского дуба ).
Есть огромные дубы и по берегам реки Юронга, но самое толстое (в диаметре у основания), самое большое (имеется в виду вес всего дерева: ствол и ветки) и безусловно самое старое дерево в Нижегородской области это Апшатнерский Дуб, растущий в той же самой деревне Кузнец Воскресенского района, которая уже упоминалась.
Дуб Апшатнерский в деревне Кузнец.
Исполин - Апшатнерский дуб
На него тоже есть описание, в котором говорится:
« Местоположение: Нижегородская область, Воскресенский район, деревня Кузнец, на усадьбе Г.Г.Крыловой.
Площадь памятника природы: 0,02 га.
Памятник представляет собою одиноко стоящий дуб обыкновенный. Высота - 20 м, диаметр ствола на высоте груди -2 м. Возраст - свыше 200 лет. Высота прикрепления кроны -3 м, диаметр кроны -10 м. Дерево имеет признаки угнетения.
Дуб традиционно охраняется местным марийским населением как дерево-долгожитель и неотъемлемый элемент местного ландшафта, с которым связаны представления о благополучии.
Заслуживает охраны как объект, связанный с культом природы, дерево высокого класса возраста.
Имеет эстетическое, научное, научно-просветительное, культурное значение».
Диаметр ствола на уровне груди – 2 метра, это очень много. Огромные, как столетние дубы, ветки, огромные оголенные корни у его основания - все это сильно впечатляет.
Что касается возраста - свыше 200 лет, то это конечно правда. Но насколько свыше? Об этом не говорится. Взять, например, хотя бы дуб « Уединенный» - любимца А.С. Пушкина в усадьбе села Тригорское (Псковская обл.). Возраст его более-менее известен – около 300 лет. Диаметр его немного более метра - это вдвое меньше, чем у Апшатнерского дуба. Основываясь на знаниях из школьной математики можно подсчитать, что площадь сечения «Апшатнерского» дуба у основания в 4 раза больше, а возможный объем и вес всего дерева должен превышать вес «Уединенного» дуба в 8 раз - все правильно, квадратная, а в случае объема, кубическая зависимость от диаметра (конечно, это большое приближение, но пропорция просматривается). Я не утверждаю, что Апшатнерскому дубу 8х300 = 2400 лет!!!! Я не знаю, какая зависимость прироста объемов или диаметров у дубов в зависимости от их возраста, но думаю, что это не только намного превышает указанные 200 лет в описании на этот дуб, но и значительно превышает возможный возраст Лиственницы Юронгской или Улангерской сосны (указываемый в 350 лет).
Даже если пренебречь кубическими и квадратными зависимостями, линейная зависимость уж точно существует, а следовательно, Апшатнерскому дубу не менее 600 лет!! Для возрастного сравнения сть и еще один дуб - "Запорожский дуб" на острове Хортица, он тоже диаметром у основания около 2 метров (как и у Апшатнерского) и возраст его определяют как 700 лет. ( дуб сейчас стоит, но зазох). В Запорожье климат теплее, чем в Нижегородской обл. и разумно предположить, что деревья там растут быстрее. Значит Апшатнерский дуб его ровестник, или даже старше.
Есть ли какие еще более точные способы,кроме подсчета годовых колец (что не возможно) определения возраста деревьев, мне неизвестно.
Дуб находится на частном подворье и хозяева уже привыкли пусть и к нечастым посещениям их собственности и охотно пускают «паломников» на свой огород. Запомнился ответ одной очень старой бабушки, местной жительницы. На вопрос: «Какой дуб был, когда она была маленькая?» Она ответила: « Да такой дубад- то и был, что тогда, что сейчас» .
К сожалению, много лет у оберегаемого дуба гниет сердцевина, что тоже говорит о его большом возрасте, но думаю, что если его оберегать и далее, то он еще много лет простоит и всех нас переживет. Ведь писал же А.С. Пушкин, смотря на « Уединенный Дуб»
«Гляжу на дуб уединенный
И мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов».
И действительно человеческий век неизмеримо мал по сравнению с возрастом многих деревьев.
А может А.С. Пушкин в свое время видел этот дуб и именно с него написал свое стихотворение про «Лукоморский дуб»? Наверное, все-таки нет. И до моря здесь далеко, да и о золотой цепи, с ходящим по ней ученым котом, никаких сведений не имеется.
Зато многие, наверно, знают растущую в самом низу каскада прудов усадьбы А.С. Пушкина в Б.Болдино огромную ветлу, которая точно должна помнить гуляющего под ней А.С. Пушкина.
Это ветла, живущаяуже более 200 лет, немая свидетельница пребывания Пушкина в Болдино
Может быть она тогда была еще маленькая и не вдохновила поэта на написание стихотворения о ней, но очень многие туристы, посетители усадьбы, видя ее огромные размеры, фотографируются возле нее или залезают для селфи на ее огромные ветки.
Это ветла, живущаяуже более 200 лет, немая свидетельница пребывания Пушкина в Болдине.
Конечно, «Болдинская ветла» - тоже одно из самых больших деревьев в Нижегородской области, почитаемое туристами, живой свидетель истории и т.д. Ну а раз уж разговор коснулся музея-заповедника А.С. Пушкина в Б.Болдино, то стоит немного сказать и о растущей прямо перед верандой главного фасада дома лиственницы — ей более ста восьмидесяти лет. По преданию она была посажена самим Пушкиным в его второй приезд в Болдино, в 1833 году. «Болдинская Лиственница» не может похвастаться своей высотой или возрастом, но она безусловно живой памятник истории, раз ее посадил сам А.С.Пушкин.
В музее-заповеднике А.С. Пушкина. Барский дом. Лиственница
Посмотрев на Болдинскую Лиственницу. сразу можно заметить, что у нее отсутствует макушка. Много лет назад в нее попала молния, она долго болела, но, благодаря стараниям сотрудников музея, она была спасена.
Культовые и почитаемые деревья Нижегородской области
Я уже говорил, пусть не о культовой, но почитаемой старообрядцами «Улангерской сосне» и почитаемой луговыми Марийцами «Марийской священной лиственнице Юронгской».
Говоря еще о культовых деревьях луговых марийцев (марийцы разделяются на две этнические группы: луговые, живущие в «лугах» левобережья Волги, и горные, живущие на «горах» высокого правого берега Волги). Стоит упомянуть о «Марийской Священной Липе Апшатнерской», растущей немного недоезжая до той же самой деревни Кузнец в Воскресенском районе, где растет и исполинский «Апшатнерский Дуб».
Липа Апшатнерская
В описании о Липе «Апшатнерской» говорится:
«Священная липа Апшатнерская находится: от районного центра Воскресенское на северо-восток 32 км, от с. Большое Поле к юго-западу 1,5 км, к западу от дороги Б.Поле – Кузнец 60 м.
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года № 1236-р. Паспорт утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: эстетическое; научно-просветительское; культурное; культовое.
Памятник природы представляет собою одиноко стоящую двухвековую липу мелколистную высотой 23 м. Ствол дерева бутылковидной формы: его диаметр на уровне груди – 1 м, на высоте 2,5 м – сужается до 0,7 м. Высота прикрепления кроны – 3 м, диаметр кроны – 12 м. Крона развита хорошо, признаков угнетения нет.
С липой связаны языческие культовые представления мари: считается, что она способствует здоровью и благополучию людей, что она является деревом-целителем и принесенная ей жертва помогает избавиться от болезни».
Липа хорошо видна с дороги.
Вид на Апшатнерскую липу с дороги на Кузнец
Рядом с ней стоял щит с ее названием. Сейчас он упал. Есть следы посещения этой липы. У ее основания есть дупло, где лежат какие-то тряпочки.
Трава у липы Апшатнерской примята кольцом. Возможно, кто-то ходит вокруг неё. Щит с её названием упал
Видно кто-то исцеляется, ходя вокруг ее. Как и какие болезни она лечит?
В Воротынском районе у Васильсурска и Хмелевки есть сразу три почитаемых горными марийцами дерева. Два из них расположены на юго-западной окраине Хмелевки и находятся рядом друг с другом. К сожалению, одно из них, «Марийская священная береза Цепелевская», сломалась и сейчас погибла.
Марийская священная береза Цепелевская - Ветки с нее обрезали и убрали, а ствол догнивает. Рядом с ней в полном здравии «Марийская священная сосна Цепелевская».
Марийская священная сосна и береза Цепелевские
Особых сведений о них нет, кроме того, что они являются памятниками природы, и рядом с ними были таблички с их названиями. Береза и сосна Цепелевские раньше стояли в одиночестве на поле между селом Хмелевка и рощей Цепелевской. Жители Хмелевки ходили в эту рощу к еще одной Марийской святыне - «Супротивному ключу», и по дороге проходили мимо этих деревьев. Сейчас и дорога, и поле зарастает мелким березняком, и сосна, и то, что осталось от березы уже не так заметны.
А немного к северо-западу от Хмелевки, на самом берегу реки Волга у церкви Казанской иконы Божией матери, стоит одиночная сосна- «Марийская Священная сосна Хмелевская»
С виду это самая обыкновенная сосна, но в сочетании с берегом Волги и Казанской церковью образует самый настоящий неповторимый ансамбль. Все вместе они смотрятся очень живописно. В этом месте великая река Волга покидает Нижегородские земли и прощается и с сосной, и с Казанской церковью.
Церковь Казанской иконы Божией Матери и Сосна Хмелевская.
Описание:
«Марийская священная сосна Хмелевская находится: от районного центра р.п. Воротынец к северо-востоку 13 км, на северо-западной окраине с. Хмелевки (часть р.п. Васильсурск)
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года №1236-р. Паспорт утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: научно-просветительное; культурное; культовое (марийское священное дерево); эстетическое
Памятник природы представляет собою одиноко стоящую сосну возрастом около 130 лет, высотой 26 м, с диаметром ствола 0,8 метра. Высота прикрепления кроны – 10 м, диаметр кроны – 10 м. Крона густая, следов угнетения нет. Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.»
Сосна здорова, но у основания она немного изранена, скорее всего льдом во время ледоходов. Есть следы поклонения этой сосне. У ее корней лежат яблоки, конфеты, яички.
На берегу Волги. Сосна Хмелевская Марийская священная сосна Хмелевская
В Сергачском районе у Кочко-Пожарок есть одиноко стоящее дерево с необъятными далями вокруг, да еще с непривычно ветвистыми, от самой земли, формами. Это одна из святынь Сергачских татар, которые называют его «Священный вяз Кургонсат» или «Страшное дерево Кургонсат» и, действительно, оно внушает какой-то страх, и его считают одним из мистических мест Нижегородской области.
Священный вяз Кургонсат,
Вот, что пишется в его описании:
«В Нижегородской области проживает много татар (в Сергачском, Пильненском, Краснооктябрьском и других районах). Религиозные воззрения татар в Нижегородской области, их еще называют "сергачские мишари", стали своеобразным сплавом многонациональной монотеистической религии и местных языческих культов. На практике это выразилось в том, что рядом с местами компактного проживания татар появились объекты культового поклонения силам природы (деревья, овраги, камни и родники). Многие из них дошли до наших дней и являются святынями нижегородских татар и охраняются государством.
Священный вяз Кургонсат, или как его еще именуют "Страшное дерево Кургонсат" (особенно страшным оно смотрится без листвы), находится к югу от асфальтовой дороги Гагино - Сергач. Одиноко стоящий вяз на краю поля у начала склона к оврагу с протекающим ручьем заметен издалека. Дерево имеет высоту более 12 метров, диаметр ствола до метра и возраст более 200 лет.
С ним связано множество татарских легенд и преданий. Священное дерево запечатлено даже в современной литературе. Его упоминает в своих произведениях писатель Ахмет Саттара, родившийся в соседнем селе Кочко-Пожарки. Несмотря на почитание и святость на дереве не видно ленточек, характерных для всей Азии. Объясняется это тем, что среди татар бытует мнение, что подходить к этому дереву нельзя, и, если человек ослушается, то его ждет несчастье. Существует даже легенда, что в 30-х годах прошлого века в одном из окрестных сел появились грабители-атеисты, которые покусились на имущество мечети. Помимо прочего они украли ковры. Их заметили и послали погоню. Воры, видимо знавшие местные страхи, свернули к Страшному дереву и оставили на ветвях тяжелую добычу, которая мешала им уйти. Преследователи не решились подойти к дереву, и разбойникам удалось скрыться. Но потом оказалось, что никто не смог решиться подойти к дереву, чтобы забрать ковры. Говорят, они висели на дереве многие годы, пока окончательно не истлели».
Если ехать в сторону Сергача со стороны Гагино, то, недоезжая трассы Сергач - Сеченово, почти сразу за мостом через небольшой ручей, текущий по оврагу (в этом месте дорога делает заметный поворот налево), есть грунтовый поворот направо. Грунтовка идет вверх по полю. Почти сразу можно увидеть "Священный вяз Кургонсат". Немного недоезжая его, есть небольшая, не очень наезженная грунтовая площадка. К дереву подходить нельзя, поэтому тропинок к нему нет.
В Краснооктябрьском районе, недалеко от села Актуково на старом Татарском кладбище по дороге к Священному камню Тараташ есть еще одно почитаемое местными Татарами дерево:
Как гласят справочники, данный памятник природы представляет собою одиноко стоящую ветлу высотой 15 м, диаметр ствола 1,1 м, возраст – около 200 лет, высота прикрепления кроны – 1,5 м, крона овальная, диаметром 6-14 м, густая, имеются признаки дряхления, много сухих веток. На высоте 0,4 м ствол раздваивается, выше диаметр одного ствола 0,65 м, другого (овальной формы) – 0,7-0,3 м. Ветла огорожена квадратным деревянным штакетником с длиной стороны 5 м и высотой 1 м, внутри которого, кроме нее, заросли сирени и акации. По преданию, дерево посажено в конце ХVIII века на могиле основателя села. К дереву приносятся с молитвой денежные жертвы в дни болезни или сложной жизненной ситуации. Дерево заботливо оберегается местными жителями.
Мусульманское кладбище у села Актуково, от которого начинается дорога к священному камню Тараташ.
У народов Мордвы (Эрзя), живших на территории Нижегородской обл. с незапамятных времен, тоже были свои святые деревья, но о каких-либо конкретных деревьях никакой информации нет.
Сохранились только места и названия бывших рощ (урочищ) или мольбищ: Лукаш, Явлей, Касанинское. Во всех этих рощах когда-то были почитаемые деревья - липы, ветлы, дубы и т.д., которым поклонялись народы Эрзя, но сейчас все эти деревья в основном исчезли. Вот, например, что пишется в описании Эрзянского священного урочища у деревни Инютино (Богородский р.):
«Памятник природы представляет собой территорию с группой деревьев и почитаемым источником с оборудованными подходами и срубом. Родник и урочище были описаны П.И.Мельниковым-Печерским в работе «Очерки мордвы» как одно из важнейших языческих святилищ терюхан, имевшее межобщинное значение.
По местным преданиям, роща была местом языческих поклонений мордвы творческим силам природы, местом проведения языческих праздников летнего цикла, связанных с урожаем, земледельческим трудом и охотой».
Из всей группы деревьев похоже сохранилась только сломанная ветла.
Рядом с ней практически заброшенный колодец и столбик с крестами.
Вид на остатки урочища Эрзянское священное урочище мольбище у деревни Инютино. Святой колодец
У православных христиан тоже есть свое почитаемое дерево – это "Лиственница царевича Алексея" в Серафимо - Дивеевском монастыре.
Лиственница царевича Алексея. Фото со Святой канавки. Дивеево
О ней пишется:
«Лиственница Царевича Алексея - дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича - то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола - тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны».
Лиственницу Царевича Алексея проще всего увидеть со « Святой Канавки», но чтобы подойти к ней вплотную, придется искать дорогу через частный сектор вне территории монастыря.
Святая сосна в Маровской обителе (Спасский район)
Есть и еще одна почитаемая православными христианами сосна - это Святая сосна в Маровской обителе, востанавливаемой в настоящее время.
Сама сосна полибла при урагане, но рядом с ней сейчас ростет молодая. Вот какая история этой Святыни:
Святая сосна в Маровском Крестовоздвиженском женском монастыре - немой свидетель четырехсотлетней истории Маровской обители. Еще в 60-е годы XX века она возвышалась над округой могучим памятником природы, но впоследствии была сломана ураганом и от нее осталось только часть ствола.
По преданию именно на этой сосне были повешены монахи, но не пугачевцами, как говорили в округе, шайкой разбойника Галаньки.
В 1860 годах он наводил ужас на всю Нижегородчину и решил поживиться монастырской казной. Хитростью проникнув в монастырь, разбойники разграбили его, а монахов пытали. Игумен Стефан был замучен на камне у подножия сосны.
Местный житель Морозов П.К. после гибели святой сосны, храня память о тех драматических событиях посадил рядом со старой сосной три молоденьких сосенки, как символ продолжающейся молитвы.
В настоящее время осталась только одна.
Святая сосна в Маровском монастыре (погибшая и молодая)
Дерево "Ведьм" (Череватовский вяз)
А недалеко от Дивеева есть еще одно мистическое дерево -дерево "Ведьм" (Вязок, Череватовский вяз). Растет оно между двух старинных сел Череватово и Елизарьево.
Вот так это дерево выглядело в 2013 году - уже засохшее, но еще со всеми ветками.
А вот , что о нем пишется на сайте Саровский краевед.
"Ведьмино дерево – высокий-высокий вяз, который возвышается в поле над окружающими его зарослями из мелких березок.
Согласно местным поверьям к этому вязу («вязок», — называют его жители ближайшего села Большого Череватова) в определенное время слетаются ведьмы и колдуны. Трудно сказать, сколько ему лет. Но стоит вяз на границе дач двух старинных сёл: Череватова и Елизарьева. Нет ощущения, что место это посещаемое: вокруг многочисленные следы тетеревов, нет ни тропок, ни дорог. Но с нечистой силой кто-то боролся: видно, что дерево поджигали, рубили его корни, вырубали на стволе кресты. Это и понятно, — неподалёку популярное место православного паломничества – Дивеевский монастырь.
Сколько продержится вяз в этой борьбе, неизвестно.
В 2012 году дерево было наполовину живым, наполовину засохшим. В 2013 году дерево окончательно засохло. Наверное, нечистой силе придётся себе искать другое место для слётов.Но пока еще до сих пор к дереву слетаются огромные черные птицы".
======
Мне довелось побывать у этого дерева лишь в июле 2016 года. Крест на нем до сих пор еще хорошо различим.
Вырезанный крест на мифическом Череватовском вязе
Но один из двух стволов этого дерева (огромная ветка) уже подгнило и упало.
Сколько осталось стоять этому умершему и наполовину упавшему, мистическому ведьминому дереву - неизвестно.
Все что осталось от дерева Ведьмино дерево (Череватовский вяз) в 2016 году Ведьмино дерево. На переднем плане виден один из упавших стволов этого вяза
Деревья - памятники природы Нижегородской области
Конечно, все вышеперечисленные выше деревья являются и памятниками природы, но не все деревья - памятники природы могут похвастаться тем, что они самые-самые или культовые. Но и они удостоились своего внимания, например:
Сосна необычной формы ветвления (Мать-сосна) .
Мать-сосна, Павловский район
В описании о ней пишется:
«Сосна необычной формы ветвления (Мать-сосна) находится:
от районного центра г. Павлово на северо-запад 10 км, от р.п. Тумботино на северо-запад 5,5 км, от д. Самойловка на северо-запад 3,5 км, от д. Щелково на северо-восток 5 км.
Является ботаническим памятником природы. ООПТ организована решением исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных депутатов от 18 апреля 1986 года № 166.
Площадь памятника природы: является точечным объектом, площадь охранной зоны 5,0 га
Назначение: научное (ботаническое); эстетическое; рекреационное.
Памятник природы призван сохранить необычное дерево – вековую сосну высотой около 20 м, растущую среди остепненного бора. Сосна интересна типом ветвления: живые ветви начинаются на высоте около 1 м, они имеют толщину 20–25 см; ветви расположены равномерно по всему стволу дерева. Ствол и ветви имеют необычно интенсивную коралловую окраску. Это дерево резко выделяется из окружения своим необычным видом.
Лес вокруг сосны – остепненный бор-зеленомошник, в котором деревья имеют возраст около 70 лет.
Сосна пользуется известностью среди отдыхающих и местных жителей, которые называют ее «мать-сосна», к ней часто ходят туристы и экскурсанты».
Почему эта сосна имеет такое необычное ветвление, что это - генетический сбой или вирусная болезнь? - неизвестно. Но подобные казусы иногда встречаются, например, всем известный танцующий или пьяный лес на Куршской косе (Калининградская обл.), где сосны изогнуты самым невероятным образом.
К сожалению, Мать-сосна засыхает, и остались лишь некоторые живые ветки на ее верхушке.
Лиственица-Лира в Городском парке г. Выкса
Недалеко от усадьбы заводчиков, братьев Баташевых (в настоящее время гостиничный комплекс "Баташев") в городе Выкса, в парке растет 180 летняя литвеница, досторимечательная своим необычным ветвлением - в форме Лиры.
Дерево желаний в усадьбе Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье
Лиственница в усадьбе Подвязье
Это дерево - очень большая лиственница у которой можно загадывать желания. Обряд в этом случае стандартный: на дерево кладутся руки и загадывается желание. Возможно кому-то дерево и помогает.
Дерево желаний в усадьбе Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье.
Хохловский Дуб в 5 км к востоку от д. Марфино (Сосновский р.)
Великан Хохловский Дуб конечно меньше Дуба в д. Кузнец, но тоже очень впечатляет. Растет он в 5 км. к востоку от деревни Марково (Сосновский район), на высоком восточном берегу озеро Большое Хохлово (Ирзяк (Хохлово) -северное). от берега до него около 150 метров. Среди гораздо меньших деревьев и замусоренного леса он сразу заметен. На высоте около метра от земли диаметр его ствола около 1.5 метра. У самой земли идет сильное корневое разветвление, почти как и у Кузнецовского дуба.
У местных жителей, особенно у рыбаков и охотников посещающих озеро Хохлово он популярен и пользуется уважением. Все они с восхищением рассказывают, что этот дуб можно обхватить только втроем, замкнув в рукопожатии руки.
Диаметр Хохловского дуба в метре от земли около 1.5. метра Крона Хохловского дуба
Добраться до Хохловых озер можно прогулявшись около 5 км от д. Марфино, но вот подход к дубу сильно затруднен. Во-первых придется искать переход через реку Ирзяк, а во-вторых лес там сильно замусорен.
Зимой же можно легко подойти к дубу пройдя по льду озера Большое Хохлово и поднявшись на восточный бугор приблизительно по середине озера отыскать Хохловский дуб.
А в метров в 200-300-т к востоку от озера Малое Хохлово на земле лежит упавший много лет назад почти такой же исполин.
Поверженный дуб - исполин восточнее озера Малое Хохлово
«Кедр-долгожитель в городе Семенов» Есть описание:
«Памятник природы. Местоположение: город Семенов, ул. Заречная.
Назначение: охрана генофонда кедра сибирского; лесохозяйственное (источник семян); научное (ботаническое); эстетическое.
Одиночное дерево сосны сибирской («кедра») в возрасте более 100 лет, высотой около 20 м, с диаметром ствола 40 см. Представляет интерес как долго живущий плодоносящий экземпляр, находящийся далеко за пределами естественного ареала этого древесного растения».
К сожалению, это дерево погибло. Со слов хозяйки частной земли, на которой он рос - кедр засох и она его вынуждена была спилить, опасаясь его падения на дворовые постройки и газовую трубу.
Но есть и хорошая новость: от семечка этого кедра лет сорок назад самостоятельно вырос еще пока небольшой молодой кедр в 25 метрах от старого. Он уже плодоносит такими необычными для Нижегородской области кедровыми шишками.
Потомок Кедра-долгожителя. Возраст ок. 40 лет Потомок Кедра-долгожителя. Возраст ок. 40 лет
Никто его не сажал, и этот кедр - уже коренной нижегородец - жизнь продолжается…
Потомок Кедра-долгожителя. Возраст ок. 40 лет
Согласно местным поверьям к этому вязу («вязок», — называют его жители ближайшего села Большого Череватова) в определенное время слетаются ведьмы и колдуны. Трудно сказать, сколько ему лет. Но стоит вяз на границе дач двух старинных сёл: Череватова и Елизарьева. Нет ощущения, что место это посещаемое: вокруг многочисленные следы тетеревов, нет ни тропок, ни дорог. Но с нечистой силой кто-то боролся: видно, что дерево поджигали, рубили его корни, вырубали на стволе кресты. Это и понятно, — неподалёку популярное место православного паломничества – Дивеевский монастырь. -
Согласно местным поверьям к этому вязу («вязок», — называют его жители ближайшего села Большого Череватова) в определенное время слетаются ведьмы и колдуны. Трудно сказать, сколько ему лет. Но стоит вяз на границе дач двух старинных сёл: Череватова и Елизарьева. Нет ощущения, что место это посещаемое: вокруг многочисленные следы тетеревов, нет ни тропок, ни дорог. Но с нечистой силой кто-то боролся: видно, что дерево поджигали, рубили его корни, вырубали на стволе кресты. Это и понятно, — неподалёку популярное место православного паломничества – Дивеевский монастырь. - See more at: https://sarpust.ru/2013/04/derevo-ved-m/#sthash.vK4G2kpc.dpuf
Достопримечательная Сосна на Городецком земляном валу
Эта сосна сама по себе не является почитаемой, или даже памятником природы. Если бы эта сосна выросла где либо в другом месте она не была бы даже и достопримечательной, но поскольку она выросла на вершине памятника истории - насыпаннаго еще в XII веке Городецкого земляного вала, то ее знает любой турист побывавший здесь.
Кривая сосна на Городецком валу
Из-за неблагоприятной почвы и ветров на открытом месте сосна сильно искривилась.
Графская сосна за деревней Шехонка (Борский район)
Из Описания:
" Этот удивительный природный объект по преданию посажен графом на месте гибели возлюбленной в незапамятные времена. Все засухи и пожары обошли сосну стороной. По свидетельствам местных жителей, есть в этой сосне что- то магическое, притягивающее людейЭтот удивительный природный объект по преданию посажен графом на месте гибели возлюбленной в незапамятные времена. Все засухи и пожары обошли сосну стороной. По свидетельствам местных жителей, есть в этой сосне что- то магическое, притягивающее людейЭтот удивительный природный объект по преданию посажен графом на месте гибели возлюбленной в незапамятные времена. Все засухи и пожары обошли сосну стороной. По свидетельствам местных жителей, есть в этой сосне что- то магическое, притягивающее людей".
Графская сосна за деревней Шехонка, Ветви Графской сосны Ствол Графской сосны
Достопримечательные древесные аллеи Нижегородской области
В заключении рассказа о достопримечательных деревьях Нижегородской области хотелось бы упомянуть о некоторых чудом сохраненных аллеях, например «Богородичная аллея» в Царском скиту (Первомайский р.)
Царский скит. Богородичная аллея.
Аллея является подобием Святой канавки Серафимо-Дивеевского монастыря. Конечно, эта аллея почитаема. В царском скиту неоднократно бывали члены царской семьи и ходили с молитвами по ее тропинке.
Появилась она следующим образом: при постриге в монашество высаживалась сосна; если монашество принимало лицо императорской крови (фамилии), то высаживалась ель.
Сохранились аллеи в некоторых бывших усадьбах Нижегородской области. Усадьба Приклонских-Рукавишниковых (Богородский р-н.)
Аллея в усадьбе Приклонских-Рукавишниковых в Подвязье
Аллея парка Бестужевых-Рюминых в деревне Кудрешки ( Богородский р.)
Аллея парка Бестужевых-Рюминых в деревне Кудрешки
Аллея в усадьбе Карамзина в селе Рогожка (Первомайский р.)
Лиственничная аллея в усадьбе барона Жомини (Гагинский р.)
__________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие,
https://www.turizmvnn.ru/
Памятники природы Нижегородской области,
фото Н.Ильюхина,
материалы Н.Морохина,
священные марийские места НГО.
- 9008 просмотров
Комментарии
про священные рощи...
кроме священных деревьев в НГО много священных марийских рощ -
особенно в восточных районах области,
будет продолжение статьи по этой теме!
Старые деревья
В Воротынском районе в усадьбе Демидовых с. Быковка Аллея 150 летних лип и тополей.
В д. Надеждино спилили вяз 107 лет, диаметр. 96 см, высота 67 м.
Отправить комментарий