Достопримечательности Нижегородской области
Нижегородская область (НГО) очень богата разными достопримечательностями!
Это самый красивый – Нижегородский Кремль, который видно с Волги!
Известная на всю Россию – обитель в Дивеево, куда едут миллионы паломников!
Поэтическое Болдино, где творил великий Пушкин!
Загадочное и легендарное озеро Светлояр!
Всего не перечислишь, но постараемся рассказать о главных туристических объектах НГО.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО НИЖЕГОРОДСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
СПЛАВ ПО РЕКАМ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ И ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПОЧИТАЕМЫЕ И СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ НГО - ТУТ!
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Нижегоро́дская о́бласть — субъект Российской Федерации в центре Европейской части России. Входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — Нижний Новгород.
Один из крупнейших регионов Центральной России.
Площадь — 76 900 км², протяжённость с юго-запада на северо-восток — более 400 км.
Население — 3 289 841 (2013).
Плотность населения: 42.93 чел/км² (2013), удельный вес городского населения: 79.14 % (2013).
Граничит: на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке — с Кировской, на востоке — с республиками Марий Эл и Чувашия, на юге — с республикой Мордовия, на юго-западе — с Рязанской областью, на западе — с Владимирской и Ивановской областями.
__________ Нижний Новгород, Нижегородский кремль
Автомобильный код — 52, 152 (введён ввиду исчерпания 52 в конце 2008 года).
Определяющая буква в номерах — первая, по состоянию на сентябрь 2012 года выдаются 152-е с первой буквой К.
История
После того, как в 1425 году Нижегородско-Суздальское великое княжество окончательно вошло в состав Великого княжества Московского, управление территориями стало осуществляться на основе местничества. Прилегающие к Нижнему Новгороду территории бывшего княжества сформировали Нижегородский уезд, граничивший с Галичским, Курмышским, Муромским, Гороховецким, Суздальским, Юрьевецким, а позднее — и с Козьмодемьянским, Алатырским, Арзамасским и Балахнинским уездами.
В 1680 году думным дьяком Ларионом Ивановым для царя Фёдора Алексеевича был разработан документ, пересматривающий устоявшиеся боярские титулы. В представленной росписи титулов наместник Нижегородский («Нова города Низо́вския земли́») входил в число 23 «степенных» титулов, находясь на 15 месте.
В 1682 году местничество было упразднено, основное управление осуществлялось при помощи наместников. До начала XVIII века среди нижегородских наместников упоминаются П. М. Апраксин, Г. Г. Пушкин, Ю. А. Сицкий, А. Ю. Сицкий, С. Л. Стрешнев, Ю. П. Трубецкой, П. В. Шереметев.
ГОРЬКОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ - РЕКА ВОЛГА
Го́рьковское водохрани́лище — водохранилище на реке Волге.
Образовано плотиной Нижегородской ГЭС, заполнено в 1955—1957 годах.
Площадь — 1590 км², объём — 8,71 км³, средняя глубина — 3,65 м, максимальная глубина — 22 м, длина — 427 км, ширина — до 16 км.
Судоходной является правая сторона водохранилища.
Высота над уровнем моря - 84 м.
Расположено в Ярославской, Костромской, Ивановской и Нижегородской областях. На верхнем участке вода затопила только пойму и первую террасу. В районе впадения реки Кострома затоплена обширная низина, называемая Костромским заливом. Ниже города Юрьевца на месте древнего Пучеж-Катунского кратера начинается расширенная озеровидная часть водохранилища, в отдельных местах достигая ширины 14 км.
Высокие и живописные берега — в районе города Плёс. Проводится недельное регулирование стока; колебания уровня воды до 2 м.
Создано в интересах энергетики, судоходства. Широко используется для рекреации и рыболовства. На берегах расположены города: Рыбинск, Тутаев, Ярославль, Кострома, Плёс, Наволоки, Кинешма, Заволжск, Юрьевец, Пучеж, Чкаловск, Заволжье, Городец.
СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКИЕ СВЯТЫНИ
В России, не смотря на её бурное прошлое, все же остается немало мест, куда стремятся христианские паломники. Есть Валаам и Сергиев Посад, есть Соловки и Владимир. Каждое из них по-своему привлекает и очаровывает.
Однако истинной жемчужиной Русского Православия по праву считается небольшое село в Нижегородской области с благозвучным именем Дивеево.
Только оно заслуживает чести именоваться Четвёртым «земным Уделом Пресвятой Богородицы». Первые три: Иверия(Грузия), гора Афон и Киево-Печерская Лавра волей обстоятельств расположились за пределами нашей родины.
мощи одного из самых почитаемых русским народом святых - Серафима Саровского. Именно его стараниями, в последние годы жизни, была создана и получила такой мощный толчок к развитию Дивеевская община. Мощи Серафима притягивают множеством чудес и исцелений. И потому тянутся в Дивеево, за Божественной Благодатью, тысячи паломников со всей нашей необъятной страны и конца им не видно...
Одним из самых священных объектов на территории Серафимо-Дивеевского женского монастыря можно назвать Святую Канавку Царицы Небесной или просто Святую Канавку. Посетить её, считают своим долгом все пребывающие. Очень интересное место, не имеющее аналогов ни в русском православии, ни в христианства вообще. Канавка овеяна множеством мистических легенд и слухов. Более того, по своему замыслу она не имеет каких либо аналогов в православии, да и вообще в христианстве.
Согласно самой распространенной легенде 25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в очередной раз явилась преподобному Серафиму Саровскому. Для укрепления земляного рва следовала высадить кусты крыжовника. По словам Серафима Саровского, создаваемое укрепление должно было защитить всех, кто находится внутри периметра от всех Темных Сил и самого Антихриста.
Знаменито Дивеево не только монастырем и присутствием мощей Серафима Саровского. Разнеслась слава этого удивительного места еще и благодаря нескольким Святым источникам, расположившимся на территории поселка. Каждый из них имеет свою историю, а вода в каждом из них - со своими неповторимыми лечебными свойствами.
Самым известным и вместе с тем самым старым считается источник Казанской иконы Божией Матери. Историки полагают, что его история восходит к правлению в здешних местах мурзой Дивеем (в честь него и была названо село) в 1560-х годах.
Буквально в десятке метров от Казанского источника расположился источник Святого Пантелеймона Целителя. Источник отрыт и обустроен совсем недавно, и поэтому у него купальня значительно удобней и просторней. Вода по температуре и вкусовым качествами идентична воде Казанского Источника.
На южной оконечности Дивеево расположился Святой источник в честь Иверской иконы Божией Матери. Слава о целебной силе воды этого источника была известна еще в XIX веке. Сюда приходили купаться люди, мучимые телесными недугами. Часто купали детей.
Самым энергетическим наполненным местом Нижнего конечно считается Кремль. Оно и понятно: река (точнее реки), возвышенность и историческая преемственность поколений делают свое дело. Гуляя по Кремлю обращаешь внимание, как быстро востанавливаются силы, а в голову приходят светлые мысли. Когда бы Вы сюда не пришли (посещение Кремля круглосуточное), место оставляет в душе чувство надежды и тихого, беспричинного оптимизма. Хотя возможно, все дело в открывающихся видах на слияние рек и постоянном свежем бризе, который быстро выдувает из головы застарелый мусор.
О Кремле среди горожан ходит множество легенд и мистических преданий. Например, многими историками преподносится, как факт, что при закладке Коромысловой башни, в основание строителями был замурован живой младенец (по другой версии женщина). Якобы, в те времена существовало поверие, о том, что принесение такой жертвы влияет на крепость стен и долговечность сооружения.
Еще одной легендой, не покидающей умы нижегородских эзотериков, уже многие десятилетия является слух о том, что в подземных катакомбах Кремля хранится знаменитая библиотека Ивана Грозного. Якобы, даже находились люди, которые своими глазами видели её и даже выносили оттуда свитки и манускрипты. Однако, официальные историки опровергают даже факт существования самих катакомб. Например археолог, специалист комитета по охране историко-культурного наследия Игорь Еремин, утверждает, что под Кремлем нет подземных сооружений старше 40-50 лет. Причина этого в том, что глинистые почвы на которой стоит кремль очень сложны в разработке. Однако слухи о бомжах, которые прячась от холода в подземных коммуникациях, разжигали из древних книг костер, что бы погреться, еще долго будут ходить по городу.
Помимо легенд о мистических подземельях есть в Кремле и реальные объекты, к которым приходят люди, просить об удаче и исполнении желаний. Например, подобной славой пользуется Георгиевская башня. Если немного задержаться и понаблюдать за ней, можно увидеть, что через какое-то время к ней кто нибудь подойдет и прислонившись к ней обеими руками на секунду замрет, загадывая желание. Откуда появился этот обычай, никаких сведений не сохранилось. Башня вполне обычная, за исключением того, что раньше была проездной. Она имеет прямоугольную форму и расположилась у начала волжской лестницы. Свое название она получила из-за находившейся неподалеку церкви (разрушенной в 30-е годы), либо от стоящего рядом дворца "Георгиевского терема".
Старожилы рассказывают о Священном дереве, которое росло раньше рядом с Вечным огнем и Смотровой площадкой. К нему горожане привязывали ленточки и загадывали желания до середины 80-х годов. Потом дерево засохло и его спилили. Рядом на площадке с Вечным огнем, расположился Храм в честь Архангела Михаила. Он считается самым старым из сохранившихся в Кремле сооружений. Внутри покоятся останки Козьмы Минина.
Адрес: Исторический центр города, Нижегородский Кремль.
Координаты: 56°19'41"N 44°0'11"E
Рождественская (Строгановская) церковь.
Одним из символов Нижнего Новгорода на наравне с Кремлем, считается храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, который чаще всего называют Строгановским. Наряду со своими не оспариваемыми архитектурно-художественными особенностями, место является, на мой взгляд, одним из сильнейших мистических сооружений. И не только в Нижегородской области. Не знаю какие именно факторы повлияли на это, но мои ощущения от кратковременного пребывания внутри единственного предела храма можно смело назвать мистическим переживанием.
По одной из легенд Строганов приказал своим слугам ослепить главного строителя, дабы он не смог построить второй такой же. По другой версии этой же легенды, слуги погнались за строителем, но он успел забежать в церковь и взбежал на колокольню. Слуги уже готовы были схватить его, но он неожиданно превратился в ворона, взмахнул крыльями, улетел за Волгу. Конечно весьма сомнительно звучит утверждение, что богобоязненный представитель древнего рода решился бы учинить такой "беспредел".
Вторая легенда имеет имеет под собой историческое обоснование и связана с посещением Нижнего Новгорода царем Петром I в 1722 году. Царь присутствовал в Строгановской церкви на Божественной литургии, и сразу же после этого специальным указом Петра храм был закрыт. И только после смерти императора в 1725 году, хлопотами Строганова при дворе, храм отрыл свои двери для прихожан.
Адрес: Рождественская ул., 34
Координаты: 56°19'38"N 43°59'6"E
Церковь Преображения Господня в Печерской слободе.
Одним из древнейших культово-религиозных мест города можно смело назвать Церковь Преображения Господня, которая расположилась в Печерской слободе. Сама церковь была построена в 1785-1798 годах, но все дело в том, что именно на этом месте за 400 лет до этого был первоначально основан Печерский Вознесенский мужской монастырь.
Адрес: Слобода Печеры, 124
Координаты: 56°19'8"N 44°4'19"E
Могила отца Григория в Глиницах.
На самой окраине Нижнего Новгорода, на берегу реки Гнилички примостился поселок с неблаговидным названием. Первые упоминания о Гнилицах ( в некоторых местах - Глинницах) в исторических летописях появляются в XVI веке. В "петровские" времена Глинницы было выбрано как место, где осуществлялась постройка судов для русского военного флота. В 1745 году уже появляются сведения о наличии в Гнилицах церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1822 году храм был перестроен, и в нем была открыта библиотека.
Однако, не смотря на удаленность от центра и отсутствие крупных исторических памятников, место очень популярно среди христианских паломников и мирян Нижегородской области. Дело в том, что здесь, рядом с алтарной частью Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находится могила почитаемого святого старца отца Григория. Могила многими считается чудотворной и к ней часто приходят люди, находящиеся в беде.
Он умер 15 апреля 1996 года в результате тяжелой болезни в возрасте 90 лет. Он прожил долгую и трудную жизнь, посвященную служению людям. Патриарх Алексий II назвал его "молитвенником земли русской", а его деятельность "великим служением на благо России". Отец Григорий стал одним из немногих удостоенных РПЦ орденами Князя Владимира, Сергия Радонежского и Даниила Московского.
Но намного важнее орденов и наград - людская память, которая приводит на его могилу множество людей. Приходят люди, верящие в исцеление и обретение благодати. Песок с его могилы почитается как чудодейственный. Могила и часовня редко пустуют, и вы можете всегда увидеть людей, которые ищут защиты и помощи отца Григория в самых трудных житейских делах.
Адрес: п. Гнилицы, ул. Гнилицкая, 1-А
Координаты: 56°12'33"N 43°45'22"E
Церковь Живоначальной Троицы в Высоково.
Ещё одним местом в Нижнем Новгороде которое обязательно посещают паломники является Церковь Живоначальной Троицы в Высоково. Причины здесь две: могила игумена Исайи и Животворящий Крест, принадлежавший, по преданию, Дмитрию Пожарскому.
Село Высоково уже давно является частью Ниженего, но жители гордятся тем, что первые упоминания о нем появились уже в XIV веке. Первоначально село являлось вотчиной Печерского монастыря. Изначальная деревянная церковь на этом месте появилась в 1636 году и была перестроена в каменную в 1815 году нижегородским архитектором Межецким. Часть деревни Высоково переходит во владения нижегородских митрополитов, которые использовали её как летнюю резиденцию. Считается, что это один из немногих храмов Нижнего Новгорода, который не закрывался в XX веке. В период с 1944 по 1989 года Храм Живоначальной Троицы в Высоково являлся кафедральным собором Горьковской и Арзамасской епархии.
Одной из главных святынь храма является Животворящий Крест Господень, которому как считается, почти четыреста лет. По одной из версий, крест был заказан Дмитрием Михайловичем Пожарским соловецким мастерам. И приблизительно в 1635 году он был привезен им оттуда в церковь своей вотчины Макарьевой Полуслободки (так тогда назывался Пурех). Крест изготовлен из твердого гранатового дерева и имеет резное изображение распятого Иисуса Христа. В этот год свирепствовала "моровая язва" (т.е. эпидемия какой то болезни), и появление креста было воспринято как Знак Свыше. Легенды приписывают создание креста преподобному Савватию (основателю Соловецкого монастыря) и преподобным Зосиме и Герману. Появление креста остановило распространение болезни, и с тех пор Животворящий крест становится главным предметом поклонения местного населения. Крест считали чудодейственным, способным исцелять телесные и душевные немощи.
Другая святыня Высоковской церкви появилась 9 апреля 1978 года. В этот день, после литургии и отпевания, которые совершил архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай, был похоронен один из выдающихся духовных отцов нижегородской земли - игумен Исайя.
После смерти, прихожане церквей, где он служил и люди, знавшие его лично, начали приходить на его могилу. Возникли слухи, что обратившись к уже усопшему игумену Исайе, можно получить исцеление и помощь в решении даже самых запутанных дел. Сюда приезжает множество людей не только из Нижегородской области, но и из других регионов.
Адрес: Овражная ул., 94
Координаты: 56°18'31"N 44°2'49"E
Балахна - старинный русский город. Год основания - 1474-й.
Поселение на этом месте существовало за три-четыре тысячелетия до объявления его городом.
Под собственным именем Балахна впервые упоминается в русских летописях с момента постройки в ней крепости в 1536 г. В этом году казанский хан Сафа-Гирей практически уничтожил город. После этого мать Ивана Грозного Елена Глинская велела построить здесь крепость, которая сгорела в 1730 г.
Отличительной особенностью экономико-исторического развития Балахны от других районных центров Нижегородской области является то, что Балахна, начиная со второй половины XV в. и до наших дней, имела три "золотых века" и играла большую роль в экономике древней Руси, дореволюционной России и Советской России.
Эти три "золотых века" Балахны были связаны не с кустарными промыслами, не с военными походами и битвами царей, а с определенным промышленным производством: добычей соли, кораблестроением, производством бумаги и электроэнергии для всей страны.
Балахна в древней Руси была единственным значительным центром соляной промышленности. По народным преданиям, разработка соляных источников началась здесь ссыльными новгородцами после покорения Великого Новгорода Иваном III в 1478 г. церкви Балахны Историк С.И. Архангельский пишет, что Балахна в ХVI-XVII вв. "носила определенные промышленные черты, начиная от многочисленных церквей, построенных солепромышленниками, и кончая убогой келью бобыля, который работал на тех же промыслах". В 70-х гг. XVII в., а именно в 1674-1676 гг. в Балахне насчитывалось 33 рассольных трубы почти с 25 тысячами бадьями рассола, который выпаривался на 86 варницах, в результате чего получалась соль. Соль продавалась на месте, но большую ее часть вывозили в стругах по Волге, Оке и Клязьме.
Козьма Минин
Балахна - родина Козьмы Минина (конец XVI - 1616 г.) - организатора Нижегородского ополчения 1611-1612 годов. Минин происходил из семьи солепромышленника Балахны Мины Анкудинова и Домники, женился на посад. Татьяне Семенов., переехал на жительство в Нижний Новгород. В 1611 году избран земским старостой, неоднократно призывал к борьбе с польско-литовскими захватчиками (известны 3 его речи), к созданию народного ополчения во главе с князем Д.М.Пожарским, ведал в нем хозяйством, проявил дипломатическую предусмотрительность, военный дар, красноречие. Был тверд в решениях, умел добиваться согласия различных социальных групп. Снабженное всем необходимым ополчение 22-26 октября 1612 года освободило от интервентов Москву.
Ветлу́га (мар. Юр) — город (с 1778) в Нижегородской области России. Административный центр Ветлужского муниципального района.
Город расположен на правом возвышенном берегу реки Ветлуги, при впадении в неё реки Красницы, в 47 км к северу от железнодорожной станции Урень на новой линии Транссиба. Через город проходит автодорога Р157 Урень — Котлас.
Населённый пункт был основан в 1636 году (по другим данным — в XIII веке). Статус города получил в 1778 году. Город был административным центром крупнейшего в Поветлужье уезда.
РЕКА ВЕТЛУГА - ГЕОГРАФИЯ, СПЛАВ - ТУТ!
ПОВЕТЛУЖЬЕ - ИСТОРИЯ, НАРОДЫ, МАРИ - ТУТ!
ВЕТЛУЖСКИЙ КРАЙ - ТОПОНИМИКА, АРХЕОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ!
По данным переписи 1897 года в уезде проживало 120,8 тыс. чел.
в том числе русские — 98,2 %;
марийцы — 1,6 %.
В уездном городе Ветлуге проживало 5 179 чел.
Марийское поселение в районе современного города
Город Ветлуга является одним из древних поселений на Ветлуге. Считается, что на этом месте в XIII веке правителем марийского Ветлужского княжества (располагалось на западе Марийского края) был основан город Юр.
Точное время основания и местоположение города не известно. Большинство историков считает, что он находился в левобережной низкой заболоченной части Поветлужья на берегу реки Юрьевка (притоке реки Ветлуги) близ местоположения современного города Ветлуги. По другой версии, город Юр находился на правом (высоком) берегу Ветлуги в точности на месте расположения современного города.
Ветлужские марийские князья:
Бай — марийский кугуз (правитель) Ветлужского княжества в 1280-х годах.
Стал князем в 1280 году после смерти князя Кая.
Продолжил политику укрепления городов Поветлужья и противостояния с галичскими князьями.
Кай — черемисский князь Шангонского княжества (Ветля-Шангонского кугузства).
В начале XII века Кай, опасаясь русских дружин, превращает Шангу в укреплённый город, строит для себя ещё новый город Хлынов ветлужский. В это время галицкий князь Константин Ярославич силой оружия пытался заставить ветлужских черемис подчиниться Галичу и платить дань «закамским серебром». Но черемисы отстояли свою независимость.
Кай погиб в 1280 году при защите княжества от очередного набега сына князя Константина Ярославича — Василия.
Малый Китеж – младший брат легендарному Китежу, что был около озера Светлояр! Как и брата – его разрушили и разорили татары в годы лихолетья (снова отметим, что это не нынешние татары, которые, как и Русь, пострадали от монголов, когда назывались булгарами). Про легендарное озеро Светлояр и его марийские корни мы уже рассказывали в отдельной статье, а вот про Китеж – расскажем сегодня!
А начнем с того, что символ древней Руси – Китеж – получил название от марийского слова, что признают краеведы современного Городца! По древне-марийскому – это слово обозначало: бродягу, пришельца, вероятно, так называли русские дружины и первых поселенцев, кто начал осваивать среднюю Волгу тысячу лет назад.
Так и был основан Малый Китеж или по-современному Городец.
река Волга - вид от города Мастеров
Городец - один из малых исторических городов России, древнейший город Нижегородского края. Он стоит на высоком левом берегу Волги, в 60 км вверх по реке от Нижнего Новгорода. За века он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов.
Городец защищал восточные границы Владимиро-Суздальского княжества. В конце XIII века Городец стал таким же видным политическим центром, как Тверь и Москва.
С конца XVIII века Городец являлся довольно богатым торгово-промышленным селом, известным и в губернии, и в Поволжье. Большое развитие получили в селе выделка кож и судостроение. Расцвет Городца пришёлся на вторую половину XIX и начало XX века - на эпоху бурного развития русского капитализма. Городец быстро разбогател на судоходстве, судостроении, торговле.
Немало вчерашних крестьян превратились в пароходчиков и купцов. Благодаря зимовке в местном затоне судов, гружёных хлебом, в Городце и его округе процветали мукомольная промышленность и хлебная торговля. Городецкий базар уступал только Нижегородской ярмарке, осенью и зимой здесь шла бойкая торговля хлебом, льном и кустарными изделиями из дерева.
На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись".
Расцвет Городца прервала Октябрьская революция. Однако, несмотря на все лихолетья XX века, город смог сохранить своё лицо. В годы Советской власти в Городце были подняты на новый уровень традиционные для него отрасли - судостроение, судоходство, деревообработка, художественные промыслы.
Восемь с половиной веков - почтенный возраст.
ИСТОРИЯ ГОРОДЦА
Иcтopия Гopoдцa нa Boлгe кaк цeнтpa yдeльнoгo княжecтвa нaчинaeтcя co втopoй пoлoвины XII вeкa. Пoтepпeв в 1152 roдy нeyдaчy в бopьбe зa Kиeвcкий cтoл, князь Юpий (Гeopгий) Bлaдимиpoвич Дoлгopyкий cтaл yкpeплять гpaницы Pocтoвo-Cyздaльcкoгo княжecтвa. Зa кopoткoe вpeмя им былo ocнoвaнo нecкoлькo гopoдoв-кpeпocтeй: Юpьeв-Пoльcкoй, Пepecлaвль- 3aлeccкий, Kocтpoмa, Kидeкшa пoд Cyздaлeм.
Пepeйдя Boлгy тaм, гдe впaдaeт в нee peкa Унжa, Юpий Дoлгopyкий дoшeл дo выcoт, нa кoтopыx pacпoлaгaлocь ceлищe Maлый Kитeж. Зaдoлгo дo пpиxoдa Юpия Дoлгopyкoгo здecь был мaлeнький мoнacтыpь, вepнee cкит, гдe жили пepвыe pyccкиe пoceлeнцы - мoнaxи.
Caмo cлoвo 'китeж' пo cвoeмy пpoиcxoждeнию мapийcкoe и oзнaчaeт 'пpишeлeц', 'бpoдягa'. C кpyтoгo oбpывиcтoгo бepeгa дo caмoгo гopизoнтa oткpывaлиcь шиpoкиe пpocтopы, пoчти cплoшь пoкpытыe дeвcтвeнными дpeмyчими лecaми, внизy вeличaвo нecлa cвoи вoды Boлгa. Kнязь зaлoжил здecь гopoд и дaл eмy имя Гopoдeц-Paдилoв, чтo oзнaчaeт Гopoдeц нa Boлгe, или Boлжcкий Гopoдoк (в дpeвнocти peкa Boлгa нaзывaлacь Pa, oтcюдa нaзвaниe гopoдa Paдилoв). Kaк и бoльшинcтвo дpeвнepyccкиx гopoдoв, Гopoдeц cocтoял из двyx чacтeй: дeтинцa и пocaдa. И в пepвyю oчepeдь был coopyжeн дeтинeц - peзидeнция князя, oбнeceнный дyбoвым чacтoкoлoм, yкpeплeнный зeмляным вaлoм и pвoм. Cтapoжилы дo cиx пop нaзывaют плoщaдкy дeтинцa Kняжьeй гopoй.
B нacтoящee вpeмя чacть дeтинцa в peзyльтaтe oпoлзнeй и oбвaлoв бepeгa oкaзaлacь в peкe, и здecь нaxoдят дpeвниe пpeдметы, вымывaeмыe вoлжcкими вoдaми.
__________________ Чёртово городище, древнее марийское поселение Цепель
_________________________ СЕЛО БОЛДИНО, ИМЕНИЕ ПУШКИНА
Болдино – одно из тех «говорящих» мест, которое расскажет о жизни известного человека больше, чем тома его биографий. Здесь время поворачивает вспять, и вы оказываетесь в эпохе Пушкина.
Село Большое Болдино - старинная вотчина рода Пушкиных. Уже в 1585 году владельцем его был Евстафий Михайлович Пушкин – воевода и дипломат при Иване Грозном.
С 1619 года «вотчина в Арзамасском уезде в Залесном стану за Шедковскими воротами, село Болдино, что была деревня Заборотники, под большим мордовским черным лесом…» числилась за Ф.Ф. Пушкиным – участником защиты Москвы 1612 года. С 1840 года Болдином владел дед А.С.Пушкина Лев Александрович Пушкин. В начале XIX века имение было разделено между Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными – отцом и дядей поэта. Александр Сергеевич Пушкин посетил Болдино трижды: в осенние месяцы 1830, 1833 и 1834 годов.
Большое Болдино, Пушкинские места
Непосредственное знакомство с жизнью и бытом крепостной деревни отразилось в ряде произведений, наиболее глубоко - в « Истории села Горюхина». Месяцы, проведенные здесь, в особенности болдинская осень 1830 года, стали необычайно плодотворными для поэта. За это время было написано более тридцати лирических стихотворений, «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», «Домик в Коломне», последние главы «Евгения Онегина», «Медный всадник», «Пиковая дама», сказки и многое другое. Пребывание Пушкина в Болдине, несомненно, оказало большое влияние и на его последующее творчество.
Музей, посвященный болдинскому периоду жизни и творчества поэта, размещен в бывшем барском доме Пушкиных. После смерти Сергея Львовича (в 1849 г.) имение перешло к Льву Сергеевичу, брату поэта. В 1911 г. усадьба приобретена казной. С 1949 г. эта земля является музеем-заповедником А.С.Пушкина. Ныне он включает в себя мемориальную усадьбу в селе Большое Болдино, рощу Лучинник и усадьбу сына поэта А.А.Пушкина в селе Львовка.
В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк XIX века. В доме размещается литературно-мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт. Отреставрирована в 1974 году вотчинная контора, в жилой половине которой в свой последний приезд в Болдино в 1834 останавливался Пушкин.
В 1980-1990-х годах полностью воссоздан усадебный комплекс. На прежних местах вновь появились барская кухня, баня, людская, конюшня с каретником и амбаром. Здесь открыты экспозиции и выставки этнографического характера.
К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине восстановлена каменная церковь Успения ХVIII века. В 1997 году открыт детский музей пушкинских сказок в домах церковного причта. В 2005 году завершена реставрация усадебного дома во Львовке. В нем разместилась экспозиция «В мире Повестей Белкина», посвященная пушкинским героям.
Болдино, часовня Архангела Михаила
___________________ река Ока, Павлово
______________________________ РЕКА УСТА
_______________ река Серёжа
_______________ река Ветлуга, сплав по Ветлуге
____________ Килемарский лесной комплексный заказник
_____________ Город Васильсурск, древнее марийское поселение
_________ Легендарная река Керженец
Озеро Свято Дедовское
На Руси множество озер, которые именуются Святыми. Как правило, они были расположенны невдалеке от монастырей, церквей или пустыней отшельников. Точнее сказать, наоборот, монастыри и церкви строили рядом с водоемами, имевшими наилучшее качество воды. В них обычно крестили детей, выполняли водосвятные молебны и зачастую многие верующие исцелялись. Тогда это объявлялось чудом свершившимся благодаря Христовой Вере, и водоем получал дополнительное право именоваться Святым. В нижегородской области Святых озер можно насчитать почти с десяток. Можно указать среди них озеро на Артёмовских лугах рядом с Афонино (56°15'19"N; 44°7'20"E), озеро рядом с поселком Желнино (56°12'42"N; 43°23'54"E), озеро на территории Городца (56°38'10"N; 43°28'25"E), озеро в на берегу Оки рядом с Нивашино (55°29'56"N; 42°9'46"E) и другие менее крупные водные объекты. У каждого есть свои истории о чудесах, свершившихся в его водах. Однако наибольшую известность, особенно в последнее время, получило Святое Озеро недалеко от населенного пункта Дедово.
Святое Дедовское Озеро - самое большое в Нижегородской области карстовое озеро. Имеет размеры полтора на два с половиной километра, на озере - четыре крупных острова и множество мелких. В некоторых местах оно имеет глубину до 20 метров. Озеро объявлено памятником природы и охраняется государством. Некоторые растения, произрастающие здесь, занесены в Красную книгу и относятся к доледниковой эпохе (полушник озерный). Вода в озере, по данным экспертизы, имеет повышенное содержание серебра и фтора, что оказывает значительное влияние на целебность воды.
Адрес: Нижегородская обл., Навашинский р-н, п. Дедово, 800 метров на Юго-Запад.
Координаты: 55°38'42"N 42°18'37"E
Много разговоров ходит о чудесах, творимых озером с звучным названием - Светлояр в Нижегородской области. Свидетели и очевидцы утверждают, что вода в озере святая, дарит исцеление и все блага, потому что именно здесь ступала нога самой Богородицы. Так это или нет - судить читателю.
Само озеро давно окутано сказаниями и легендами. Некогда здесь был город Китеж, было это во времена монгольского ига. Город был богатый, в его сердце высились шесть золотых куполов. Хан Батый устремился к граду, но был поражен, что жители не защищаются. Но стоило ему приблизиться, как забурлило озеро Светлояр и затопило город. Говорят легенды, что именно об этом молились в этот момент жители и просили защиты у Богородицы. Услышала Матерь Божья и сошла на землю, в один миг спрятала город от жестокого хана... Собственно, не меньшее зверство - потопить город, если верить легенде.
Но с тех пор озеро и район вокруг него стали аномальной зоной, там неоднократно видели НЛО, жители в один из праздников узрели Крест на все небо. А несколько лет назад, когда озеро сковало тонким льдом, люди увидели необычное явление. На озере четкой цепочкой тянулись следы, причем непонятно откуда они там взялись вообще, сама длина шага впечатлила даже исследователей - 1,5м. Причем след тянулся почти через все озеро (на минутку - даже лапу кошки тонкий лед бы не выдержал, не то что человека). Но потом следы оборвались также резко, как и начались. Причем след хранился вплоть до весны, его не замел ни снегопад, ни оттепель до поры не повредила.
Примечательно, что зафиксировано несколько случаев, когда слышался перезвон колоколов, причем шел он именно со дна Светлояра! Никто не знает ответ,ученые голову ломают, а святые люди верят, что это Чудеса Богородицы. Поэтому сюда идут сотнями паломники и больные, у которых уже не осталось надежды на выздоровление.
Интересен факт, что каждый год озеро обязательно кого-нибудь лечит, причем часто группами людей. Были чудеса, когда внесли бездвижного инвалида в воду, а обратно он вышел уже сам, твердо стоя на ногах и не чувствуя боли, чем немало озадачил медиков.
ЗАГАДОЧНОЕ ОЗЕРО НЕСТИЯР - БЫЛИ И ЛЕГЕНДЫ
красивую легенду про девушку Настеньку, которая якобы подарила водоему свое имя. Во время штурма одного из русских городков татарами она была изуродована стрелами и раскаленной смолой. И пошла она в Керженские леса — к озерам Яру Светлому и Яру Темному. Вернули озера девушке былую красоту. Возрадовались люди чуду и Темный Яр прозвали Настиным. После “Настин Яр” переделали по “Нестиар”.
Сказки-сказками, однако бытует здесь, в Нестиарах, иная легенда. Фантазия писателя здесь не при чем, живет легенда несколько веков.
Сюда прилетела… церковь.
Однажды городке Васильсурске срубили храм, а в него поместили чудотворную икону Варлаама Хутынского. Пришли наутро освящать — а храма и нету! Нашлись очевидцы, которые видели, что храм поднялся в воздух, повисел на Волгой — и стал медленно планировать на Север — над лесами, над болотами…
К тому времени у озера Нестиар уже жили люди. Представляете: утром выбираются нестиарцы из своих черных неказистых изб — а пред ними красивый храм! По преданию их озеро было названо так в честь старца Нестора, жившего когда-то здесь в уединении и убитого монголами. Во всяком случае про Настеньку я узнал уже после того как покинул Нестиары, здесь сказки этой не знают. А вот в Нестора и в особенности в летающий храм в Нестиарах верят вполне.
Легенда говорит, что он “невидимо стоял на озером”, а после приземлился на высоком берегу. Все местные убеждены, что так оно и было. Если учитывать, что Васильсурск основан отцом Ивана Грозного в начале XVI века, можно предположить, что случилось это около пятисот лет назад.
Арзама́с — город (с 1578) в России, в Нижегородской области. Город областного значения, образует одноимённое муниципальное образование городской округ город Арзамас. Город находится в 112 км к югу от Нижнего Новгорода.
Награждён орденом «Знак Почёта» 6 сентября 1978 года за успехи, достигнутые в хозяйственном, культурном строительстве, и в связи с 400-летием основания города.
Город расположен в центре правобережной части области, в холмистой местности на высоком правом берегу реки Тёши (приток Оки) в 112 км от города Нижний Новгород, в 412 км от Москвы, крупный железнодорожный узел.
Автодороги соединяют город с Нижним Новгородом, Владимиром, Саранском.
Арзамас — город с большим историческим и культурным значением, а его расположение на трассах туристических маршрутов в Сарово-Дивеевском и Болдинском направлениях, делает привлекательным для туристов
Протяжённость границ города составляет 40 км.
Согласно легенде, название города образовано из имён двух мордовских братьев Арзая и Масая, которые встретили Ивана Грозного дарами, когда тот со своею ратью шел на Казань. Иван Грозный повелел мордве принять христианство (они были язычниками) и основал в новом граде первый православный мужской монастырь, на который и возложил великую миссию крещения мордвы.
Официально годом основания Арзамаса считается 1578 год. С XVII века Арзамас приобрел значение важного транзитного пункта на пути из Москвы в юго-восточные районы страны. Безусловно, это дало толчок развитию промышленности, мастерства и купечества. Город славился торговлей, особенно луком и знаменитыми арзамасскими гусями, а также выделкой кож и кожевенных изделий. Знаменитая арзамасская юфть высоко ценилась в Европе.
В XVII веке Арзамас был центром большого уезда и крупным торговым городом, а в начале XVIII века почти догнал Нижний Новгород по населению. Особого размаха достигло строительство храмов, к началу XIX столетия было возведено 36 церковных зданий. Венцом стало сооружение в Арзамасе Воскресенского собора. Благодаря строительству церквей развивались сопутствующие ремесла - иконопись, чеканка.
Арзамас является значимой частью культурного наследия России. В городе много музеев, а по богатству архитектурных памятников Арзамас превосходит многие малые города России. Архитектурные ценности Арзамаса, к счастью, регулярно реставрируются, и в результате все они, такие разные, из разных эпох - и соборы, и купеческие дома, и дворянские особняки - создают неповторимый облик города.
Святыни народа Эрзя в Лукояновском районе.
Кто были коренные жители нижегородской земли до прихода славянских племен? Думаю большинство нижегородцев ответит, что это мордва. А люди, которые разбираются в истории немного глубже добавят, что тут с незапамятных времен жил народ "Эрзя" или "Эрзяне". В принципе, как сообщает энциклопедия, Эрзяне это и есть этническая группа мордвы, составляющая большую часть. Но есть исследователи, выделяющие эрзян в отдельный мордовский народ наряду с мокшанами. У эрзян есть свой язык - эрзя́нский, относящийся к финно-волжской подгруппе уральской семьи.
Как и мордва эрзяне были и частично остаются язычниками. Во многом, религиозные верования эрзяне почерпнули из общения с иранцами, когда границы их расселения простирались до Прикамья и Урала. Например, из зороастризма пришли понятия бога творца Ахура-Мазда ("Господь Мудрый") и его антипода Аримана («все уничтожающего духа»). В эрзянском пантеоне этим фигурам соответствуют творец Инешкипаз (или Чипаз-Чампаз) и разрушитель мира Идемевс, который является воплощением тёмных сил Зла. Как и у древних иранцев Инешкипаз мысленно создает все вокруг, включая Идемевса-Шайтана, окружающий мир, других богов (Пурьгинепаза, Кардаз-Сярко, Мастораву, Нороваву, Ведяву, Виряву и др.), ну и конечно же человека и животных. Эрзя не строили и не строят церквей или каких то других культовых сооружений. Для них весь мир - величественный божественный храм. Однако, для того что бы осуществлять общинные моления (т.н. Озксы) жрецами, по каким-то, только им видимым признакам, выбирается особое место - Место Силы. Места силы в зависимости от функций различались на Озкскужо (т.е. открытый участок или поляна для молений), Репештя (роща или огороженный лесом участок), Ознумалей, (источник воды) и Март-Эрямопанд (т.е. центральное святилище, куда собираются несколько общин на ежегодные моления. В своих местах силы эрзяне приносят жертвы, поют песни и просто общаются. В нижегородской области, наиболее компактно эрзяне проживают на территории Арзамасского и Лукояновского районов. В последнем находятся самые известные святыни эрзянского народа, имеющие статус культурных памятников и защищаемых государством: «Кшекуравай» и «Луганькужо».
Курган (т.е. маар) "Кшекуравай" небольшой природный комплекс рядом с деревней Березовка. В переводе с эрзянского Кшекуравай - "горбушка хлеба". Он представляет из себя небольшой холм (приблизительно около 30 метров в диаметре) сложенный из привозной родовой земли, сложенный в виде хлебного каравая. Многие века он является центром эрзянской земли, Родиной, местом, где живут духи предков всех поколений эрзя. Все общины привозили землю со своих угодий и складывали её в единый курган, символизирующий единство. Здесь проводилось и проводится главнейшее событие для всего этноса - Всенонородый Озкса. Это съезд (т.н. Промкс) всех верховных жрецов и старейшин общин. На кургане устанавливается и зажигается огромная восковая свеча Штатол ("ось мира"), которая символизирует единение миров, живущих сейчас, душ умерших предков и Бога. Все прибывающие на Озкс люди приносят горсть земли и кладут в курган. В оврагах неподалеку бьет множество родников и берет начало река Астра.
Если вас заинтересовала культура эрзянского народа, можно проехать около 25 км на юго-восток и посетить еще одно святилище эрзя «Луганькужо», которое было восстановлено в 2008 году. Это небольшая Священная роща вблизи деревни Новоселки. В ней ежегодно в конце июля проводится Всенородное моление «Раскень Озкс». В роще находится "Алтарный камень предков" - небольшой валун, на котором, как считается, раньше приносили жертвы. Буквально через дорогу, находится Священный источник и памятник культуры народа эрзя "Лукаш".
Посещая эти места не забывайте, что находитесь в священных местах и вести себя следует подобающе. Не следует громко разговаривать, мусорить или вести себя непристойно. Дело здесь не в элементарной вежливости, эрзняне верят, например, что сломав или покалечив дерево в Святом месте, человек может навлечь на себя гнев обитающих здесь духов. А они запросто могут покалечить или даже убить осквернителя.
Адрес: Нижегородская обл., Лукояновский р-н, дер. Березовка, Курган Маар «Кшекуравай».
Координаты: 55°10'17"N 44°26'56"E
Адрес: Нижегородская обл., Лукояновский р-н, дер. Новоселки, Священная роща «Луганькужо».
Координаты: 55°5'10"N 44°44'46"E
Адрес: Нижегородская обл., Лукояновский р-н, дер. Новоселки, Родник.
Координаты: 55°5'38"N 44°45'0"E
Священный татарский камень Тараташ и дерево Кургонсат.
Вторым по численности населения народом в Нижегородской области являются татары. Согласно данным переписи 2010 года, насчитывается немногим более 44 тысяч человек. Татары в Нижегородской области имеют еще одно название "сергачские мишари". Ведутся споры о том, как произошел этот этнос, и на данный момент самой распространенной точкой зрения является, то что в основе мишарей лежат тюрки (буртатся , булгары) и финоугорцы (мещера, эрзя, мокша). Слово "Мишарь" происходит от этнонима "можар" или "мещера". Считается что они компактно расселились на юго-востоке нижегородской области уже к 14-15 веке. Татары-мишари являются убежденными и твердыми последователями ислама уже с 10-12 веков. По всей видимости, они переняли большую часть религиозных знаний от общения с жителями Волжской Булгарии. Все годы своего существования нижегородские татары являли собой "живой буфер" между православной Русью и Казанским ханством. Порой такое соседство было выгодным, порой наоборот приносило разорение и гибель. Однако несмотря на сложные времена, этнос уцелел и стал неотъемлемой духовной частью волжской земли.
Как и в случае с христианством, религиозные воззрения татар в Нижегородской области стали своеобразным сплавом многонациональной монотеистической религии и местных языческих культов. На практике это выразилось в том, что рядом с местами компактного проживания татар, появились объекты культового поклонения силам природы (деревья, овраги, камни и родники).
Многие из них дошли до наших дней и являются святынями нижегородских татар и охраняются государством. Самыми известными из них являются священная ветла в селе Актуково, священная береза в селе Красный Яр, священный вяз Кургонсат, священный овраг Керемет включающий в себя одноименный родник. Из-за недостатка времени, обзор священных татарских мест в Нижегородской области, пришлось свести до описания только двух наиболее доступных и удобных для посещения.
Первое из них, "Священный вяз Кургонсат" (или как его еще именуют "Страшное дерево Кургонсат") находится на расстоянии менее километра от асфальтовой дороги Гагино-Сергач. Одиноко стоящее и далеко заметное дерево имеет высоту более 12 метров, диаметр ствола до метра и возраст более 200 лет. С ним связано множество татарских легенд и преданий. Священное дерево запечатлено даже в современной литературе. Его в своих произведениях упоминает писатель Ахмет Саттара, родившийся в соседнем селе Кочко-Пожарки. Не смотря на почитание и святость на дереве не видно ленточек так характерных для всей Азии. Объясняется это тем, что среди татар бытует мнение, что подходить к этому дереву нельзя, и, если человек ослушается, то его ждет несчастье. Существует даже легенда, что в 30-х годах прошлого века, в одном из окрестных сел появились грабители-атеисты, которые покусились на имущество мечети. Помимо прочего, они украли ковры. Их заметили и послали погоню. Воры, видимо знавшие местные страхи, свернули к Страшному дереву и оставили на ветвях тяжелую добычу, которая мешала им уйти. Преследователи не решились подойти к дереву и разбойникам удалось скрыться. Но оказалось так же, что никто не смог решится и подойти к дереву, что бы забрать ковры. Говорят, что они висели на дереве многие годы, пока окончательно не истлели.
Вторым местом, которое удалось изучить является "Священный камень Тараташ" (Траташ, Такташ). В переводе это означает "застывший камень". Добраться до него, также не сложно, достаточно пройти примерно километр на северо-восток от деревни Актуково по восточному берегу реки Сухая Пара. Несмотря на грозные эпитеты, камень немного разочаровывает своими размерами. Большая часть 2-х метрового известняка сокрыта в земле и на поверхности виден лишь небольшой 20-и сантиметровый отслаивающийся кусок. Над ним выстроена небольшая беседка с полумесяцем на крыше. О камне сложено множество легенд и сказаний. Считается местом паломничества нижегородских татар с давних времен. Ему приносили (и возможно что приносят поныне) в жертву животных и разные материальные обьекты (включая и деньги). При сильном воображении в формах камня можно разглядеть человеческую фигуру. Видимо из-за этого стала популярна легенда, гласящая что камень это окаменелый ребенок, проклятый матерью за неуважение к старшим. За помощью к камню обращались в случаях длительной засухи и болезни скота. Для "профилактики и излечения" многие животноводы пригоняли сюда свои стада в полном составе вместе со всеми членами семьи.
Озеро Большое Плотово расположено в Нижегородской области.
Самое большое озеро в пределах примыкающих к Республике Марий Эл регионов, имеющее овальную форму с неправильной береговой линией, а также самое большое озеро из 27 озер в Камско-Бакалдинском болотном массиве.
Также это самое большое естественное озеро в Нижегородской области.
Протяженность с севера на юг свыше 2200 метров, с запада на восток около 1600 метров.
Подходы к озеру отсутствуют.
Озеро располагается в центре обширного мохового Плотового болота, по которому можно выйти к береговой линии.
На болоте растет клюква.
Наиболее близкие выходы на озеро располагаются с южной стороны.
Имя озера связано с тем, что в прошлом местные жители перемещались по озеру не на лодках, а на больших плотах.
В 3,5 км. на юг от озера находится озеро М. Плотово.
В Плотовом болоте берет исток речушка - Перша, которая протекает через селение с интересным названием - Содомиха, в неё впадает ручей Тёплый из того же болота, потом Перша впадает в реку Люнда.
С запада от озера протекает речушка Кугай - тоже правый приток Люнды.
Озеро Светлое находится в Нижегородской области.
Большое озеро диаметром около километра, имеющее округлую форму.
В озере чистая, прозрачная вода, но дно заилено.
Неглубокое – 1-3 метра.
Большая часть береговой линии окружена моховыми сплавинами, на которых растет клюква.
На южной части береговой линии имеются подходы к воде и удобная туристическая стоянка с местом для купания.
С северной части озера имеются островки с сосенками и березками, образованные сплавинами.
С юга озеро окружает болото Удел, там берет начало речушка Висец - правый приток Люнды.
Озеро Рыжан расположено в Нижегородской области.
Большое озеро, имеющее форму неправильного ромба в виде наконечника копья, направленного с юга на север.
К береговой линии озера имеется много заездов с разных сторон.
Наибольшая ширина озера с запада на восток около 800-900 метров, длина с юга на север свыше 2800 метров.
Озеро окружено сосновыми и березовыми лесами. Южная часть береговой линии имеет высокий берег, по которому озеро огибает дорога. Северная часть слегка заболочена.
На северо-восточной части располагаются удобные оборудованные площадки для туристических стоянок и подходы к воде. В центральной части западного берега имеется единственный удобный для купания песчаный пляж.
С восточной стороны в озеро впадает ручей Чернушка (из-за черной торфяной воды), берущий начало в Курманском болоте. Вода в озере имеет красно-рыжий оттенок.
Озеро Большое Полюшкино расположено в Нижегородской обл., оно лежит среди Новомазских и Глубоких болот. Рядом с озером расположены озера Малое Полюшкино и Малые Язы.
Озеро имеет неправильную форму, размером 700 на 400 метров. Берега озера заболочены.
Глубины на озере небольшие - по сообщениям рыболовного форума 3-4 метра, неплохо клюёт окунь, в прибрежных чащах водятся тетерева. В 6 км. на Ю-В от озера расположена деревня Каменка, откуда ведет асфальтовая дорога в Разнежье и Михайловское. Вокруг озера сосновые леса с примесью березы и ольхи.
Самое высокое дерево Нижегородской области
Судя по имеющейся информации, логичнее всего искать самое высокое дерево, произрастающее в Нижегородской обл., среди елей. Ведь именно они, по некоторым утверждениям, достигают роста более 50 метров. Остальные деревья произрастающие в Нижегородской обл. – лиственницы, сосны, дубы и т.д. - ниже. Конечно, мне неоднократно попадались огромной высоты ели, в основном на севере области в Ветлужском и Шахунском районах, но высоту их я не измерил.. Что касается других моих личных впечатлений, то я, в 1998 г. сплавляясь по реке Люнда в Воскресенском районе, был удивлен ростом некоторых сосен, которые сохранились от всех напастей в затапливаемой пойме этой реки на одном из ее островов. Еще я помню, что будучи совсем маленьким мальчишкой, часто наблюдал с высоты дедовского сеновала в п. Пенякша за тремя огромными соснами, которые росли где-то далеко в лесу. Они были вдвое выше окружающего их леса и, думаю, достигали 40 метров высоты. Мне всегда хотелось к ним сходить, но так и не довелось, а сейчас они, конечно, погибли при пожарах. Пожары и необдуманные вырубки - это вообще злой рок наших деревьев и лесов.
Возможно, самое высокое дерево Нижегородской области еще предстоит найти, а вот из тех, речь о которых пойдет дальше, самой высокой является Марийская священная лиственница Юронгская:
Марийская священная лиственница Юронгская - не только самое высокое, но и культовое дерево народов Мари. В имеющемся на нее описании говорится:
«Этот памятник природы - имеющее необычную форму и запечатленное в народных поверьях культовое дерево мари.
Эта лиственница высотой 25 м с диаметром ствола 1,4 м, возрастом более 300 лет. Высота прикрепления кроны – 5 м, диаметр кроны – 18 м. На высоте 18 м располагается «ведьмина метла», имеющая размеры 3х3 м. В 3 м от дерева проложена грунтовая дорога.
С деревом связаны марийские народные поверья экологического и метеорологического характера, дерево было объектом языческого поклонения творческим силам природы, отпускания обрядов.»
Что касается «ведьминой метлы», то это как бы макушка ответвления (или ветка) от основного ствола.
И можно предположить о сказках, связанных с ней, которыми марийцы пугали своих детей, но найти конкретных поверий о ней не удается. Кто и когда ее посадил, какие проводились под ней обряды, как по ней предсказывали погоду и т.д. - об этом мне тоже не известно.
Лиственница впечатляет своими размерами, а по имеющимся параметрам вполне может претендовать еще и на самое большое или старое дерево в Нижегородской обл. Человек рядом с ней - просто букашка. Лиственница Юронская здорова и, я надеюсь, что еще долго будет такой.
Самое большое и самое старое дерево в Нижегородской области
Как и в случае с самым высоким деревом, самое старое было бы логично искать среди дубов, ведь именно они крайне медленно растут и, по некоторым данным, могут прожить более 1000 лет, что гораздо дольше, нежели любые другие деревья, произрастающие в Нижегородской области. Конечно, может такого тысячелетнего возраста они не достигают в нашем климате, но думаю, старожилов надо искать среди них. Есть старые дубы и в самом Нижнем Новгороде, например, среди сохранившихся в древней дубовой роще в районе Мызы. Можно увидеть и огромные дубы в низовьях реки Сережи.
Помню, как я был удивлен, когда увидел огромный упавший древний дуб у озера Хохлово, между деревень Марфино и Наумовкой (тоже в бассейне реки Сережа). Диаметр ствола был почти с мой рост. Местные жители мне потом говорили, что там есть еще и живой огромный дуб, который я по их подсказке отыскал следующей зимой ( см. описание Хохловского дуба ).
Есть огромные дубы и по берегам реки Юронга, но самое толстое (в диаметре у основания), самое большое (имеется в виду вес всего дерева: ствол и ветки) и безусловно самое старое дерево в Нижегородской области это Апшатнерский Дуб, растущий в той же самой деревне Кузнец Воскресенского района, которая уже упоминалась.
Дуб Апшатнерский в деревне Кузнец.
Исполин - Апшатнерский дуб
На него тоже есть описание, в котором говорится:
« Местоположение: Нижегородская область, Воскресенский район, деревня Кузнец, на усадьбе Г.Г.Крыловой.
Площадь памятника природы: 0,02 га.
Памятник представляет собою одиноко стоящий дуб обыкновенный. Высота - 20 м, диаметр ствола на высоте груди -2 м. Возраст - свыше 200 лет. Высота прикрепления кроны -3 м, диаметр кроны -10 м. Дерево имеет признаки угнетения.
Дуб традиционно охраняется местным марийским населением как дерево-долгожитель и неотъемлемый элемент местного ландшафта, с которым связаны представления о благополучии.
Заслуживает охраны как объект, связанный с культом природы, дерево высокого класса возраста.
Имеет эстетическое, научное, научно-просветительное, культурное значение».
Диаметр ствола на уровне груди – 2 метра, это очень много. Огромные, как столетние дубы, ветки, огромные оголенные корни у его основания - все это сильно впечатляет.
Что касается возраста - свыше 200 лет, то это конечно правда. Но насколько свыше? Об этом не говорится. Взять, например, хотя бы дуб « Уединенный» - любимца А.С. Пушкина в усадьбе села Тригорское (Псковская обл.). Возраст его более-менее известен – около 300 лет. Диаметр его немного более метра - это вдвое меньше, чем у Апшатнерского дуба. Основываясь на знаниях из школьной математики можно подсчитать, что площадь сечения «Апшатнерского» дуба у основания в 4 раза больше, а возможный объем и вес всего дерева должен превышать вес «Уединенного» дуба в 8 раз - все правильно, квадратная, а в случае объема, кубическая зависимость от диаметра (конечно, это большое приближение, но пропорция просматривается). Я не утверждаю, что Апшатнерскому дубу 8х300 = 2400 лет!!!! Я не знаю, какая зависимость прироста объемов или диаметров у дубов в зависимости от их возраста, но думаю, что это не только намного превышает указанные 200 лет в описании на этот дуб, но и значительно превышает возможный возраст Лиственницы Юронгской или Улангерской сосны (указываемый в 350 лет).
Это ветла, живущаяуже более 200 лет, немая свидетельница пребывания Пушкина в Болдино
Может быть она тогда была еще маленькая и не вдохновила поэта на написание стихотворения о ней, но очень многие туристы, посетители усадьбы, видя ее огромные размеры, фотографируются возле нее или залезают для селфи на ее огромные ветки.
Это ветла, живущаяуже более 200 лет, немая свидетельница пребывания Пушкина в Болдине.
Конечно, «Болдинская ветла» - тоже одно из самых больших деревьев в Нижегородской области, почитаемое туристами, живой свидетель истории и т.д. Ну а раз уж разговор коснулся музея-заповедника А.С. Пушкина в Б.Болдино, то стоит немного сказать и о растущей прямо перед верандой главного фасада дома лиственницы — ей более ста восьмидесяти лет. По преданию она была посажена самим Пушкиным в его второй приезд в Болдино, в 1833 году. «Болдинская Лиственница» не может похвастаться своей высотой или возрастом, но она безусловно живой памятник истории, раз ее посадил сам А.С.Пушкин.
В музее-заповеднике А.С. Пушкина. Барский дом. Лиственница
Посмотрев на Болдинскую Лиственницу. сразу можно заметить, что у нее отсутствует макушка. Много лет назад в нее попала молния, она долго болела, но, благодаря стараниям сотрудников музея, она была спасена.
Культовые и почитаемые деревья Нижегородской области
Я уже говорил, пусть не о культовой, но почитаемой старообрядцами «Улангерской сосне» и почитаемой луговыми Марийцами «Марийской священной лиственнице Юронгской».
Говоря еще о культовых деревьях луговых марийцев (марийцы разделяются на две этнические группы: луговые, живущие в «лугах» левобережья Волги, и горные, живущие на «горах» высокого правого берега Волги). Стоит упомянуть о «Марийской Священной Липе Апшатнерской», растущей немного недоезжая до той же самой деревни Кузнец в Воскресенском районе, где растет и исполинский «Апшатнерский Дуб».
Липа Апшатнерская
В описании о Липе «Апшатнерской» говорится:
«Священная липа Апшатнерская находится: от районного центра Воскресенское на северо-восток 32 км, от с. Большое Поле к юго-западу 1,5 км, к западу от дороги Б.Поле – Кузнец 60 м.
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года № 1236-р. Паспорт утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: эстетическое; научно-просветительское; культурное; культовое.
Памятник природы представляет собою одиноко стоящую двухвековую липу мелколистную высотой 23 м. Ствол дерева бутылковидной формы: его диаметр на уровне груди – 1 м, на высоте 2,5 м – сужается до 0,7 м. Высота прикрепления кроны – 3 м, диаметр кроны – 12 м. Крона развита хорошо, признаков угнетения нет.
С липой связаны языческие культовые представления мари: считается, что она способствует здоровью и благополучию людей, что она является деревом-целителем и принесенная ей жертва помогает избавиться от болезни».
В Воротынском районе у Васильсурска и Хмелевки есть сразу три почитаемых горными марийцами дерева. Два из них расположены на юго-западной окраине Хмелевки и находятся рядом друг с другом. К сожалению, одно из них, «Марийская священная береза Цепелевская», сломалась и сейчас погибла.
Марийская священная береза Цепелевская - Ветки с нее обрезали и убрали, а ствол догнивает. Рядом с ней в полном здравии «Марийская священная сосна Цепелевская».
Марийская священная сосна и береза Цепелевские
Особых сведений о них нет, кроме того, что они являются памятниками природы, и рядом с ними были таблички с их названиями. Береза и сосна Цепелевские раньше стояли в одиночестве на поле между селом Хмелевка и рощей Цепелевской. Жители Хмелевки ходили в эту рощу к еще одной Марийской святыне - «Супротивному ключу», и по дороге проходили мимо этих деревьев. Сейчас и дорога, и поле зарастает мелким березняком, и сосна, и то, что осталось от березы уже не так заметны.
А немного к северо-западу от Хмелевки, на самом берегу реки Волга у церкви Казанской иконы Божией матери, стоит одиночная сосна- «Марийская Священная сосна Хмелевская»
С виду это самая обыкновенная сосна, но в сочетании с берегом Волги и Казанской церковью образует самый настоящий неповторимый ансамбль. Все вместе они смотрятся очень живописно. В этом месте великая река Волга покидает Нижегородские земли и прощается и с сосной, и с Казанской церковью.
Церковь Казанской иконы Божией Матери и Сосна Хмелевская.
Описание:
«Марийская священная сосна Хмелевская находится: от районного центра р.п. Воротынец к северо-востоку 13 км, на северо-западной окраине с. Хмелевки (часть р.п. Васильсурск)
Является природно-историческим памятником природы. ООПТ организована распоряжением Администрации Нижегородской области от 13 сентября 1996 года №1236-р. Паспорт утвержден тем же распоряжением.
Площадь памятника природы: является точечным объектом
Назначение: научно-просветительное; культурное; культовое (марийское священное дерево); эстетическое
Памятник природы представляет собою одиноко стоящую сосну возрастом около 130 лет, высотой 26 м, с диаметром ствола 0,8 метра. Высота прикрепления кроны – 10 м, диаметр кроны – 10 м. Крона густая, следов угнетения нет. Является священным деревом, покровителем рода, местом принесения ритуальных жертв и проведения обрядов горных мари. Находится на месте древних святилищ существовавшей до ХVI в. столицы горных мари Цепеля.»
Сосна здорова, но у основания она немного изранена, скорее всего льдом во время ледоходов. Есть следы поклонения этой сосне. У ее корней лежат яблоки, конфеты, яички.
На берегу Волги. Сосна Хмелевская Марийская священная сосна Хмелевская
Юг Нижегородской области знаменит своими пещерами и карстовыми провалами. Живописные панорамы, каменные обрывы и пропасти с отвесными стенами привлекают альпинистов, туристов и просто любителей природы.
Один из уникальных геологических объектов находится на склоне южнее водораздела рек Сережи и Теши, на территории бывшего посёлка Гипсовый, что в 5,5 километров к югу от деревни Балахонихина, Арзамасского района.
Свод карстовой пещеры в виде растрескавшейся на отдельные блоки полусферы нависает над главным залом и отражается в кристально чистой воде на дне пещеры. Стены зала из-за постоянно низкой температуры, не поднимающейся даже в самый жаркий день выше 2-3 градусов тепла по Цельсию, филигранно источены струями поверхностных вод, протекающих в пещере по трещинам.
В результате естественного для карстовых пещер процесса образовались сталагмиты, сталактиты, занавеси и колонны, пестрящие голубовато-серым льдом. От главного зала пещеры разветвленно уходят вверх небольшие поноры, соединяющиеся подземными галереями.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Балахонихинская пещера находится у подножия восточной обрывистой стенки старого заброшенного гипсового карьера в районе бывшего пос. Гипсовый, в 5,5 км к югу от д. Балахониха Арзамасского района.
Пещера карстового типа.
На уровне дна карьера находится вход в виде узкой (75 см высоты) щели длиной более 2,5 м. Протяженность пещеры вместе с понорами составляет 48 м, наибольшая высота зала достигает 2,8 м.
Главный зал вытянут с северо-запада на юго-восток более чем на 19 м, ширина его до 3 - 3,5 м. Пол пещеры ниже дна карьера на 0,8 - 0.9 м, поэтому там скапливается чистая вода, покрывающая массивную ледяную корку на дне пещеры.
Температура воздуха в пещере даже в жаркий летний день не поднимается выше 2-3 градусов. Из-за низкой температуры трещины в стенках пещеры, особенно в 10 м и дальше от входа в пещеру, «залечены» жилами и прожилками голубовато-серого льда, который в глубине пещеры образует сталактиты, сталагмиты, колонны и занавеси.
Где находится, как доехать:
Ближайший населенный пункт:
Ардатов, Нижегородская область
GPS координаты места:
55.438494 43.341426
55°26'18"N 43°20'29"E
Как добраться
Как проехать на машине:
Ехать через Выездное, поворот на Веригино, далее по главной до ж/д переезда. По карте дорога есть через Личадеево, но местные крайне не рекомендуют там ехать, после дождей там дороги нет. У ж/д переезда налево, проехать Котиху, в итоге упереться в Т-образную дорогу: направо будет Балахониха, а налево пещеры. Поворот налево и ехать около 3 км, потом дорога будет уходить чуть-чуть налево, а прямо будет каменная дорога, уходить вниз, она и нужна, ехать надо вниз по каменной.
Протяженность: 80 м.
Глубина: 20 м.
Средняя высота потолка: ~8,5 м.
Вмещающие породы: гипс
Год открытия: 1771
Число входов: 2
Доступность для посетителей: проводятся экскурсии
Вход на территорию Борнуковской пещеры бесплатный. (Осень 2014)
Время работы пещеры строго не ограничено, но лучше приезжать днем, так как по ночам активизируются летучие мыши, населяющие залы.
Борнуковская пещера находится в Нижегородской области в селе Борнуково Бутурлинского района. Она занимает карьер на правом склоне южной ветви Пьяны, возвышающийся над ней на 40 метров.
Пещера имеет два входа. Оба – достаточно узкие и требуют особых навыков и снаряжения. До 1958 года главный вход был достаточно просторным и находился в средней части обрыва. Но из-за взрыва случился обвал, который завалил арку, оставив от нее небольшое отверстие. Из-за этого вода, которая раньше формировала небольшие пещерные водоемы во время разлива Пьяны, перестала попадать вовнутрь разлома.
Первый вход представляет собой наклонную щель глубиной в 3 метра, которая затем разветвляется на два коридора. Левый гораздо уже правого и приводит к 5-метровому колодцу. В целом пещера представляет собой вереницу гротов, проходы между которыми представлены узкими щелями. Она тянется влево и вниз относительно входа. Зачастую приходится пробираться по обледенелой глине и гипсу. В некоторых местах пещеры даже в летнюю жару сохраняются замерзшие озера и водопад. Средняя температура августа +11 градусов Цельсия. Для спуска необходим страховочный материал. В стену в опасных местах вбиты крюки для спуска на веревках.
Борнуковская пещера
Пещера была открыта в 18 веке экспедицией Палласа. Исследователь в течение 3 десятилетий описывал объект. С тех пор многое изменилось в строении пещеры. Это связано отчасти с естественными процессами, а отчасти – с деятельностью людей. Местные жители добывали гипс и камень, создавая поделки и строительный материал. Продукция мастеров-камнерезов пользовалась спросом на авторитетных международных выставках. В советские годы ее активно раскупали французы, американцы, англичане и т.д.
В наши дни объект относится к охраняемой природной зоне площадью 95 га. Для посещения требуется специальное оборудование и сноровка. В пещере водятся редкие виды летучих мышей, точное количество которых невозможно подсчитать из-за огромного количества потайных участков. На склонах карьера гнездится охраняемый домовой сыч.
Борнуковская пещера используется как экскурсионный объект, хотя больше подходит для целей экстремального туризма. Отзывы посетителей свидетельствуют, что внутри глазам предстает восхитительной красоты зрелище, и все, кто там побывал, изъявляют желание вернуться.
Разинский камень
Фед. округ: Приволжский
Нижегородская область, Лукояновский район
Категория: Памятник природы
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 5,7 га
Год создания: 1994
Статус: Региональное значение
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Утвержден, постановление ЗАКС Нижегородской области, № 126, 29.11.1994 г.
Перечень основных объектов охраны: большой гранитный валун
Краткое описание геологического объекта Разинский камень:
Разинский камень реже называют еще Панзелским, чрезвычайно крупный валун, принесенный на лукояновскую землю древним ледником. Размеры камня – 3,5 х 2,5 м, он глубоко погружен в землю.
Географическое положение:
от д. Панзелка к югу 0,8 км
Широта: 54.97 Долгота: 44.33 (градусы)
Графинские пропасти
Фед. округ: Приволжский
Нижегородская область, Первомайский район
Категория: Памятник природы
Геологический профиль: Геоморфологический, палеонтологический
Общая площадь: 19 га
Год создания: 1996
Статус: Региональное значение
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Распоряжение Правительства Нижегородской области от 10.08.2006 N 591-р
Перечень основных объектов охраны: воронки, провалы, карстовые колодцы; остатки древних морских органимзмов
Краткое описание геологического объекта Графинские пропасти:
Графинские пропасти представляют собой карстовые провалы разного возраста возле устья долины ручья Прорва, которые соединились в единую котловину шириной 100-150 м, длиной 700 м и глубиной от 5-12 м. На дне этой котловины – углубления, воронки, сухие русла ручьев. Многочисленные небольшие воронки, понижения и холмы создают ландшафт, напоминающий лунный. Видны свежие провалы диаметром 3-5 м, карстовые колодцы, заваленные глыбами известняка. Стенки воронок демонстрируют интересный для геолога разрез известняков с остатками древних морских организмов (фораминифер).
Географическое положение:
от г. Первомайска на север 4 км, от р.п. Сатис на юго-запад 10 км, от п. Берещино на юго-восток 3,5 км
Широта: 54.91 Долгота: 43.78 (градусы)
Карстовые поля района с. Новое Еделево
Фед. округ: Приволжский
Нижегородская область, Гагинский район
Категория: Памятник природы
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 700 га
Статус: Предлагаемый значение
Планируемый статус: Региональное
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Предложен в соответствии с рапоряжением правительства области № 591-р, 10.08.2006 г.
Новоеделевское обнажение морены и приледниковых образований
Фед. округ: Приволжский
Нижегородская область, Гагинский район
Категория: Памятник природы
Геологический профиль: Геоморфологический
Общая площадь: 0,04 га
Статус: Предлагаемый значение
Планируемый статус: Региональное
Нормативно-правовая основа функционирования геологического памятника природы: Предложен в соответствии с рапоряжением правительства области № 591-р, 10.08.2006 г.
Пешеланские шахты
Где? Деревня Бебяево Арзамасского района.
Что посмотреть?
В Пешеланских шахтах гипс добывают с XVIII века, с 1930-х гг. добычу ведут промышленным способом. Пусть здесь нет естественных природных пещер, зато руками человека создан целый лабиринт гротов. 10 лет здесь на глубине 70 м размещается единственный в России музей горного дела, геологии и спелеологии. Площадь всех залов экспозиции - 3 тыс. кв. м. Здесь представлены около 300 образцов горных пород, которые добывают на территории России и стран ближнего зарубежья. Есть подземное озеро с водопадом, искусственные сталактиты, образцы палеотической живописи, найденные в пещерах Франции, Испании, Италии, России и многое другое. Можно здесь познакомиться с «хозяйкой медной горы».
Здесь проводят экскурсии для туристов. До музея, организованного в одной из штолен, нужно идти пешком по подземным коридорам. Все залы освещены. Но в шахтах достаточно холодно (+4о С), поэтому вам предложат облачиться в спец- одежду и надеть каску. Имейте в виду: находиться в шахтах детям младше 14 лет запрещено по правилам безопасности.
Как добраться? Где находится?
От деревни Бебяево поворачиваем налево и двигаемся ещё почти 3 км, через небольшую речушку.
_________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
География НГО
Памятники природы НГО
Озера Поволжья.
https://www.openclass.ru/
- Россия:
- Тэги:
- 10981 просмотр
Комментарии
Отправить комментарий