Путешествие в Вятские Кижи, Нижний Починок. Кировская область, Опаринский район
На территории Вятского края сохранился уникальный памятник деревянному зодчеству русских мастеров!
Деревянная церковь починка Нижнего (быв. село Верхнемоломское Никольского уезда Вологодской губернии).
Дата строительства - 1717 г.
Освящена 15 января 1718 года в честь святителя Николая Мирликийского.
Церковь находится на живописном берегу р. Моломы.
Церковь Николая Мирликийского была задумана и построена как часть ансамбля, включающего в себя теплую церковь и колокольню. Ни теплая церковь, ни колокольня не сохранились. Никольская церковь относилась к Верхнемоломскому монастырю, в те времена широко известному.
храм Спаса Нерукотворного
В 19 веке монастырь был упразднен, и Никольская церковь стала приходской и действовала вплоть до 1930-х гг. Иконостас из церкви был частично вывезен и передан Кировскому областному художественному музею. В настоящее время церковь является памятником архитектуры.
Храмовый комплекс.
Год постройки: 1717.
Адрес: Кировская обл., Опаринский р-н, с. Нижний Починок
Проезд:
От Мурашей (трасса Киров - Сыктывкар) до ст. Безбожник (асфальт), далее зимники на Опарино - Маромицу - Подосиновец.
Возможно, есть всесезонная дорога из Даровского.
Координаты: 59.9147, 47.3397.
Спасо-Никольская церковь в деревне Нижний Починок Опаринского района – уникальное, без единого гвоздя, творение северных зодчих.
Своеобразен архитектурный стиль: сруб, как на ладони, приподнят над землей на основании, которое перевернутой пирамидой расширяется кверху. Расположенная на пригорке, церквушка словно парит над округой: бескрайними лесами, рекой, имеющей в этом месте форму подковы. Она напоминает часового, которому доверен ответственный пост и который исправно несет службу в одиночестве. Ограды у церкви нет, лишь кованые ворота средь чистого поля.
Церковь эта – своеобразная визитная карточка Опаринского района, то, что отличает нас от других, чем мы с полным правом можем гордиться. Недаром ее символический купол вынесен на герб муниципального образования.
Когда-то рядом с ней, по реке Моломе, пролегал большой торговый путь. Сейчас окрестные деревни обезлюдели. Несколько лет назад в эти края переселилась семья подвижника Сергея Русских. Взялись за восстановление полуразрушенного кирпичного храма (зимней церкви), стоящей рядом. Основательность этой постройки впечатляет. Достаточно взглянуть на толщину кирпичной кладки, чтобы оценить ее надежность и долговечность. Но один, как известно, в поле не воин. А отдаленность Нижнего Починка от районного, областного центров не способствует воплощению замысла, скорее усугубляет проблемы.
Но вернемся к церкви деревянной. В 2006 году ее обследовали члены кировских туристических клубов «Данко» и «Вятич». С помощью альпинистского снаряжения поднялись под купол и сняли полутораметровый холст, на котором неизвестный иконописец запечатлел три века назад библейский сюжет. Когда-то такой росписью по ткани был затянут весь купол. Сейчас от нее остались жалкие лохмотья. Холст передан районному краеведческому музею. Кроме того, ребята привезли из экспедиции множество фотографий – свидетельства того, в каком плачевном состоянии Спасо-Никольская церковь пребывает.
В 2007 году у чуда деревянного зодчества была пусть и не юбилейная, но «круглая» дата – 290-летие. Построена церковь в 1716 году, а освящение престола состоялось, согласно документам, в январе 1717-го. Отсюда и ведется отсчет. Какой праздник не только для райцентра – для всей области мог бы получиться! И люди ждали его, помня другой, десятилетней давности, который собрал «гостей со всех волостей». Да только ожидания были напрасными.
Покосилось и заваливается крытое крыльцо. Из главки, увенчанной крестом, по форме напоминающей шлем русского богатыря, крошится деревянная черепица. Гниль тронула бревна, несмотря на то, что в пазах между ними проложена береста, которая не потемнела за века. Сыро в подвале. Таких свидетельств запустения и разрухи сколько угодно. При этом здание украшено табличкой: «Охраняется государством».
Числится церковь на балансе областного департамента культуры и искусства. Последний раз средства не ее ремонт выделялись в 2001–2002 годах в размере 200 тысяч рублей. Вроде бы цифра солидная. Но если посмотреть, как «разошлись» деньги по статьям расходов, станет ясно: сумма ничтожно мала. Специалисты фирмы «АРСО» покрыли металлом купол и крышу, покрасили их, сделали водостоки. Вот и все. Материалы завозились из Кирова транспортом фирмы, рабочим выплачивалась зарплата, командировочные. Плюс разного рода накрутки – и нет двухсот тысяч.
Понимая, что реставрационные работы ни в коем случае прекращать нельзя, районный отдел культуры вступил в переписку с областным департаментом. В 2005 году на ремонт рундука, нижнего крыльца и лестничных переходов, а также на ограждение обоих зданий требовалось, по оценке главного архитектора района С. Н. Дернова, около 100 тысяч рублей.
В мае 2006 года было отправлено второе письмо. Вновь отдел культуры обосновывал необходимость выделения средств, но уже в объеме 140-150 тысяч. Что поделаешь, время идет, жизнь дорожает. Плюс 300 тысяч на установку автоматической пожарной сигнализации, как того требует Госпожнадзор.
«В 2007 году Никольской церкви… исполняется 290 лет. В связи с этим планируется проведение культурно-массовых мероприятий»,– писали опаринцы, надеясь хоть под юбилей «выбить» деньги.
храм святителя Николая
Ответ был получен неожиданный:
«…к сожалению, удовлетворить просьбу не представляется возможным в связи с тем, что ассигнования, предусмотренные бюджетом 2006 года по статье «Реставрация памятников истории и культуры», направлены на финансирование работ в рамках федеральной программы «Культура России» (2006 – 2010 годы).
Учитывая неудовлетворительное состояние Никольской церкви, …исключить проведение каких-либо массовых мероприятий на территории и внутри церкви, обеспечить условия безопасности, а также сохранность памятника».
В общем, вместо того, чтобы попытаться изыскать средства, просто отменили праздник.
А крылечко, как выяснилось вообще «не представляет исторической ценности»
В октябре 2005 года инспекция Госпожнадзора проанализировала противопожарное состояние Спасо-Никольской церкви. Вывод печален: защита данного объекта от огня организована из рук вон плохо. Сообщение об этом и предписание из 13 пунктов направлено опять же в департамент культуры и искусства, главе администрации района, прокурору. «Эффект бумеранга» сработал безотказно: предписание вернулось все в тот же районный отдел культуры с резолюцией: «Для исполнения». Но никто не поинтересовался и не подсказал, где взять денег.
ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЯТКИЕ КИЖИ
Коллеги из газеты «Земля Вятская» пригласили меня в импровизированный автопробег по направлениям Котельничского, Даровского и Опаринского районов. Конечной точкой нашего путешествия должна была стать деревня Нижний Починок, в которой сохранилась деревянная церковь 17 века, сделанная без единого гвоздя.
В 8 утра 1 июня грузимся по машинам и в 8.30 выезжаем из Котельнича. Начинается «направление» Котельнич-Даровской. Дорога ужасна. В некоторых местах по несколько километров приходится передвигаться по обочине. Особенная «красота» до Молотниково, перед Макарьем и поворотом на Сретенье. Где-то тут встречаем машину, пассажиры которой фотографируются на фоне «взорванной» дороги. Как ни странно, но от границы с Даровским районом трасса значительно улучшается. Так что до Даровского доезжаем с ветерком. Забираем там еще одного участника экспедиции — Александра, учителя физкультуры даровской школы, и выдвигаемся на автодорогу Даровской-Опарино. Удивительно, но дорога до Красного лучше нашего Даровского тракта. Где-то асфальт, где-то вполне ровная щебенка. Ехать можно достаточно быстро, только по щебенке очень пыльно — иногда не видно соседние машины.
Далее... бетонка, бетонка и еще раз бетонка. Населенных пунктов нет. Мы едем и едем. Начинает казаться, что это никогда не кончится. Но вот он — мост через Молому. Это уже верхнее течение, Молома здесь достаточно узкая. Сразу за ней решаем завернуть к... фонтану. Это свободно фонтанирующая природная скважина у деревни Чалбун.
С весны до осени фонтан бьет на высоту до метра. На зиму источник укутывают и отводят сток в сторону реки. Сколько лет действует естественный фонтан и почему под землей создается высокое давление, никто не знает. Такой суровый вятский гейзер.
Через пару километров после Маромицы встает Нива. Передние колеса смотрят «домиком». Лопнула рулевая тяга? Это плохо, очень плохо. Начинаем лихорадочно думать, где мы ее тут можем взять... Присматриваемся — тяга цела, ее просто сорвало. Уже радость. Но на ремонт уходит часа полтора. Сход выставляем на глазок. Время — к вечеру. До места еще около 40 км. Еще два километра и опять встает Нива.
Оторвало крепление поперечной тяги панара (пресловутый домик) Нужна сварка. Времени около шести вечера. До ближайшего населенного пункта поселка Северный 6 км.
Кое-как доезжаем и... сразу уезжаем дальше. Оказывается Северный — колония-поселение. Находиться там не слишком «комфортно». Но в Северном нам говорят, что в Речном (который дальше по трассе) сварку мы найдем.
Сварку в Речном и правда находим. Расплачиваемся за нее «жидкой валютой» (1 июня, в день защиты детей, курс «валюты» взлетел до небес) Еще час ремонта и выезжаем. Кстати, и в Северном и в Речном отличная сотовая связь от Мегафона. Я даже отправляю несколько снимков в Инстаграм.
Время — около девяти вечера. До конечной цели нашего путешествия около 15 километров. Практически до самого места доезжаем по бетонке. Настоящее бездорожье начинается где-то в километре-двух от Нижнего Починка. Доезжаем до... «автомобильной стоянки». Дальше народ, видимо, не ездит и машины кидает прямо тут — на дороге.
Купол церкви уже виден. Время — около одиннадцати вечера. Дорога от Котельнича заняла больше 12 часов. Все устали. Особенно водители. Находим неплохое место и встаем лагерем. Завтра с утра «радиалка» до храма и в обратный путь.
В поле я люблю просыпаться рано, пока весь лагерь еще спит. За это время, до начала традиционной походной суеты: подготовки завтрака, сбора палаток, обсуждения планов на предстоящий день, успеваешь насладиться тишиной, посидеть на берегу реки с удочкой, заварить крепкого утреннего чайку, или спокойно, не торопясь, прогуляться по окрестностям.
В этот раз решаю дойти до храма, благо в лучах восходящего солнца его маковка отлично видна и, кажется, находится он не слишком далеко. В самый последний момент ко мне присоединяется еще один участник похода... Ну вот, «соцерцательного одиночества» уже не получится. Ничего страшного. Идем вдвоем.
Оказывается, деревня Нижний Починок находится на противоположном от нас берегу Моломы. Когда-то здесь был неплохой деревянный мост, о котором сейчас напоминает обгоревший остов и мостки, перекинутые, практически по воде, местными жителями. Форсируем речку и выдвигаемся в деревню. Местного населения не видно, жилых домов замечаем всего два-три. Гусеничных тракторов (видимо, здесь они основное средство передвижения) примерно столько же. До храма пять минут неспешным шагом, и вот мы уже у самой церкви.
Первая мысль — как в этой глуши мог появиться такой храм? В селе Порели, два года назад, я думал о том же самом. А ведь ничего удивительного в этом нет. В 17-18 веках Молома была частью большого торгового пути. По ней вятские купцы везли зерно в Архангельск. Где-то выше Нижнего Починка существовал волок на реку Юг, а с нее уже можно было плыть на Малую Северную Двину и в Архангельск, где вятский хлебушек ждали заморские покупатели.
Интересно, что весной, когда Юг и Молома разливались, водораздел между ними как бы переставал существовать, и знающие дорогу проводили баржи с зерном прямо через затопленный паводком лес.
Молома тогда была примерно тем же самым, чем сейчас для нас является железная дорога — торговой и экономической артерией. Вот и вырастали по ее берегам большие деревни и прекрасные храмы.
Еще в 16 веке на месте современной деревни Нижний Починок располагался Верхне-Моломско-Спасский монастырь. Известно, что Верхомоломская Спасская Николаевская пустынь, которой вначале принадлежал храм, была основана 16 мая 1663 года монахами Иосифом, Игнатием и Феодосием Киевлянином из Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга. Вскоре Иосиф направляется в Москву, добивается признания новой обители у царя Алексея Михайловича и получает от него жалованную грамоту на земельные угодья, средства на развитие монастыря и церковную утварь. По преданию, тогда были получены и принесены в обитель храмовые образы Спаса Нерукотворного, Николы Чудотворца и напрестольный крест.
Летний храм в честь Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца строился в 1716 году на средства купцов из Великого Устюга и был освящен 15 января 1717 года.
История Никольской церкви овеяна легендами. По одной из них строителями были три или четыре могучих плотника (каждый весом 12-15 пудов), которые справились с работой всего за один сезон, причем сами заготавливали бревна и рубили храм.
Во второй половине 19 века вокруг церковного комплекса, куда входила и разрушенная ныне каменная церковь, возвели ограду, от которой сейчас остались лишь кованые ворота в чистом поле.
храмовый комплекс, Нижний Починок
И опять напрашивается аналогия с порельским храмом. Удивляет то, как наши предки умели выбирать места для постройки церквей. И в Порели, и здесь, в Нижнем Починке, храмы удивительно гармонируют с окружающим пейзажем. Они кажутся не творением рук человеческих, а самой природы. А еще чувство, которое испытываешь рядом с ними... его можно назвать «божьей благодатью», можно «материалистически» - «подъемом настроения»...
Обходим церковь вокруг. Величина бревен потрясает. Диаметр некоторых достигает 60 сантиметров. На дверях храма замок. Значит у кого-то есть и ключ, и если хорошо попросить, то церковь можно будет посетить. На обратном пути замечаем местных жителей — старенькую бабушку и пожилого мужчину. Оказывается, он-то нам и нужен. Договариваемся о посещении церкви всеми членами экспедиции и возвращаемся в лагерь делиться впечатлениями.
Спустя час возвращаемся к храму уже все вместе. Рассматриваем его снаружи. Своеобразен архитектурный стиль. Сруб как на ладони приподнят над землей на основании, которое перевернутой пирамидой расширяется кверху.
Церковь имеет традиционный для северных построек высокий подклет, где монахи хранили имущество и съестные припасы. Высокое крыльцо с затейливым рундуком ведет на галерею, опоясывающую храм с трех сторон. Поднимаемся по ступеням. Смотритель Иван Иванович Шушарин открывает перед нами двери. Заходим. Если учесть, что храму уже около 300 лет, сохранился он неплохо. Но следы разрушения и тлена отчетливо видны. Покосилось и заваливается крытое крыльцо. Из главки, увенчанной крестом, крошится деревянная черепица. Гниль тронула бревна. При этом здание украшено табличкой: «Охраняется государством».
Ремонтные работы проводились здесь несколько раз. Первые — самые серьезные, еще до революции, в начале 20 века.
Средства для производства поддерживающего ремонта периодически выделялись в течение 1947—1969 годов. В 1962—1963 годах были выполнены работы по ремонту кровли. С 1969 года церковь начинают показывать немногочисленным туристам. Смотрителем храма-музея тогда был назначен директор местной школы Феодосий Гаврилович Плотников, который находился на этом посту до 1995 года. Фрагментарная реставрация: воссоздание полностью утраченного рундука, протезирование отдельных мест сруба, изготовление и установка оконных переплетов проводилась в 1970—1971 годах.
Последние реставрационные работы на Никольской церкви были боле десяти лет назад - в 2001—2002 гг. Тогда покрыли жестью крышу и сделали водостоки.
Но никакой ремонт не может скрыть следов «посещения» храма людишками, у которых непонятно что в головах. На стенах, даже на высоте нескольких метров, надписи «Здесь в таком-то году был Вася», на ступенях такие же надписи, вырезанные ножиком.
Снова мне вспомнился порельский храм. В ту нашу поездку мы познакомились там с его «смотрительницей» Эммой. По её убеждению, наказанными до седьмого колена окажутся все, кто приложил руки к разрушению церкви.
Есть в Мире непреложный закон «сохранения энергии»: что ты отдашь, то и получишь обратно.
Выходим из церкви и... о «чудо». Совсем рядом с храмом установлен «красный телефон» «Ростелекома». Лет пять назад ставили их по всей стране. Где надо и не надо. Были даже телефоны с солнечными батареями и аккумуляторами. Еще большее «чудо» — телефон работает! Разумеется, он в Нижнем Починке необходим и является единственным средством связи с внешним миром (сотовая связь тут не работает)
Но кто догадался поставить его здесь, буквально в нескольких метрах от храма, в пределах церковной ограды (если бы она существовала) Почему нельзя было поставить его в деревне? Но нет, сотрудники «Ростелекома» вкопали несколько лишних столбов, повесили несколько десятков метров лишних проводов, чтобы установить это «уродливое» средство связи в непосредственной близости от церкви. Невольно напрашивается аналогия с «Васей, который везде побывал».
Рядом стоит еще одна, каменная Спасская церковь. Она в полуразрушенном состоянии. Церковь построена на месте первой деревянной зимней церкви в 1832 году. Храм в лесах. Сейчас его восстановлением занимается семья подвижника Сергея Русских.
Идем обратно и разговариваем с Иваном Ивановичем о житье-бытье местных жителей. Главная проблема, конечно мост. Он сгорел во время большого пожара в 2009 году. Тогда же выгорела чуть не половина деревни. Местных жителей — всего-ничего. Продуктовая лавка сюда не ходит. Хлеб пекут сами. Другие продукты доставляют с оказией. Скорая помощь, в случае чего, сюда не доедет, а во время половодья перебраться на другой берег реки вообще проблематично. «Вы уж напишите что-нибудь» - надеется Иван Иванович — «может тогда про нас тут и вспомнят».
Правда, вполне возможно, что плохая транспортная доступность Нижнего Починка помогла сохраниться храму в более-менее хорошем состоянии. Хотя книга отзывов, лежащая в Никольской церкви (есть и такая) заполнена многочисленными отзывами посетителей. Летом туристы здесь бывают достаточно часто. Кто-то как мы устраивает автопутешествие, кто-то приходит пешком. Приезжают и из близлежащих населенных пунктов школьники и отдыхающие. Храм притягивает к себе людей, как магнит. Побывав однажды, хочется возвращаться сюда вновь и вновь. Наверное потому, что в нашем жестоком мире, полном, порой, безверия и злобы, вот уже почти триста лет является он примером веры, искусного труда наших предков и памятью о когда-то великой Руси.
Ну вот пора и в обратный путь. Более сотни километров по «бетонке», пройденных вчера, не слишком хорошо отразились на состоянии автомобилей. Поэтому решаем не рисковать, и едем в Котельнич по трассе Опарино — Мураши — федеральная автодорога «Вятка». Более, чем на сто километров дальше, но надежнее и спокойнее. До Котельнича добираемся без поломок, примерно к восьми вечера. Время в пути около девяти часов.
БРЕНДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
КЛАДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
- https://www.kotelnich.info/
- https://oparino.ucoz.ru/
- https://sobory.ru/
- Россия:
- Тэги:
- 10067 просмотров
Комментарии
ещё раз!
и ещё раз Кировская область удивляет нас!
такие храмы прячутся в лесах!
остается только вопрос в сохранении всего этого богатства!
здравствуйте, это очень
здравствуйте, это очень интересно и около этой церкви я провела все свое детство, но вот только мне интересно про подземный ход который шел от церкви к реке говорят его завалило. можете ли вы мне о нем рассказать?
мы слышали...
мы слышали что подземный ход был в другом храме,
который у села Порели,
а вот то, что ход был и тут слышим впервые...
к сожалению такой инфы у нас нет, если что-то узнаем - опубликуем на сайте!
Был в ноябре 2014 года
В 2012 году был в Кижах, а в ноябре 2014 повезло быть в этих местах. Верхнемоломский монастырь оставил более удивительные впечатления. Церковь дышит стариной, мастерами, а бревна в диаметре более полуметра я еще не видел! Речку перед поселком переезжали на Патриоте-эмоции! Вообще, туда ехать лучше на танке, т.к. машина убивается мгновенно.
к/н инфа про монастырь?
есть ли в сети какая-нибудь инфа про этот монастырь???
есть ли трек поездки?
Я тоже видела этот чудесный
Я тоже видела этот чудесный храм в 1985-м году,когда мы ездили (нас было трое) в экспедицию в Опаринский район.Экспедиция с целью изучения мест народных промыслов и организована была Кировской фабрикой художественных изделий "Идеал" и московским научно-исследовательским институтом художественных промыслов(сокращённо НИИХП).Возили по району нас на автомобиле,выделенном администрацией Опарино.Зарисовывали и фотографировали все народные промыслы,чтобы потом систематизировать и создать фотоальбомы.Возглавлял нашу команду из трёх человек Александр Гораздин из Москвы.На сегодняшний день он является председателем московской Ассоциации художников декоративных искусств,членом Союза художников России.Я тоже профессиональный художник,мастер народных промыслов Кировской области.Спасибо администрации Опаринского района за внимание и заботу,оказанные нам,командированным в эти дальние места!Запомнился рассказ одной местной жительницы(когда осматривали храм),что раньше при строительстве подбирали стволы деревьев,которым должно быть не менее 100 лет-они были настолько крепкие и просмолённые,что с трудом брал топор.Звук был как по металлу.Так же запомнилась бетонная дорога.Оооо!Это что-то!Ни конца ,ни края-очень длинные переезды из одного населённого пункта в другой!Ну и на жаре,ездили мы летом,нас одолевало на природе такое количество кровососущих насекомых,что было это пытке подобно!Огромные пауты летали как истребители!Посмотрела фото этого храма,вспомнила наш энтузиазм,с которым мы обследовали эти места.Очень приятные воспоминания!Терпения всем тем,кто следит за "здоровьем" храма!Удачи!
Мечта
Планируем посетить в следующем году, если найдём попутчика (попутчиков), на Ниве или Уазе, на одной Ниве ехать страшно. Тем более машина не новая. Не решили где поедем...Через Киров или Котельнич. Мы из Советска. Наверное через Киров, через Котельнич дорога страшнее.
хотелось бы...
хотелось бы там побывать...
но тут уж как получится - не известно что будет в следующем году...
Отправить комментарий