Клады Марий Эл

КЛАДЫ

Хотя обходили стороной Марийский край известные торговые пути, и во все времена жили здесь люди достаточно просто и небогато, однако легенд и преданий про клады и ценные находки в Марий Эл предостаточно!
Много этих легенд рассказали мы на нашем сайте, и ещё немало легенд предстоит узнать и рассказать, чего только стоит Старый Казанский тракт, который соединял город Казань и древний Царевококшайск. Особенно прославился этот большак во времена Пугачева. Нет-нет, да увидишь вдоль стариной дороги свежий коп, до сих пор ищут тут запрятанные много лет назад сокровища.
  

ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ О КЛАДАХ МАРИЙСКОГО КРАЯ (СБОРНИК) - ТУТ!

И сейчас есть в нашей республике кладоискатели, это скорее страсть или хобби, чем погоня за большими деньгами, тем более, что современная техника позволяет «видеть» глубоко сквозь землю. Любая поездка охотников за стариной - как лотерея, повезет - не повезет. Фартит, впрочем, редко, марийский край не Причерноморье и даже не центральная часть России, он был заселен не так уж давно, и на старинные клады с талерами рассчитывать не приходится. Кладоискатели это понимают, но, как говорится, охота пуще неволи, к тому же они надеются поймать за хвост свою птицу удачи и говорят, что, возможно, казна разбитого на Волге атамана Емельяна Пугачева “схоронена” где-то в наших местах. Но, как правило,  пока ничего старше монет XVIII века не попадается, да и те очень редко. XIX век встречается чаще.
                                                                            Клады Марий Эл


Так как марийцы массово проживали в стародавние времена на территории Кировской и Нижегородских областей, то часть историй будет связана с этими регионами.
Отдельной подтемой нашей статьи будут мистические истории, связанные с поисками и обнаружением кладов.
Вероятно, что многие легенды – это выдумка народной молвы, о чем только не любили поболтать простые люди, обсуждая древние предания и слухи, но тут уж, на усмотрение читателя – кто хочет, тот верит, а кто не верит, насильно здесь не держим!
Поскольку таких историй и легенд много было рассказано на сайте, то пришло время собрать все это в одну статью.

 

СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ

Действительно, про Старый Казанский тракт (именно так зовут его местные жители) ходило много разных историй и легенд, в том числе и про лесных разбойников, которые прятали в лесах немалые сокровища, также и про Пугачёвцев, что привезли сюда из татарской столицы несметные богатства. Насколько достоверны данные факты – это вопрос достаточно сложный, однако мне доподлинно известно, что в середине 70-х годов на этом Тракте был найден горшочек с серебряными и медными монетками николаевского времени.

         карьер  около  Казанского  тракта,  недалеко от  Устья  Юшута,  клады

клады в Марийской тайге

Монеты нашел экскаваторщик на каменном карьере, что находится у Тракта, метрах в 400-х от Устья Юшута. Из карьера возили камень на строительство и ремонт дорог, и при его расширении и был найден указанный горшочек. Про этот случай также писала районная газета «Передовик» (г. Звенигово).

Чей  и насколько богатый был этот клад – история умалчивает!                   

Но в те годы я был маленьким пацаном, и нас всех очень сильно занимали истории про спрятанные сокровища! Мы живо слушали рассказы родителей, старших и бывалых охотников и рыбаков про окрестные места, и кое-что я попытаюсь отобразить здесь.

Во-первых, достаточно известным местом были, так называемые, Царские ворота – это место находится в лесу, примерно, в 1км. на запад от Казанского  тракта. Найти его легко, от Красногорска к Устью Юшута ведет торная лесная дорога, которая минует ЛЭП и приводит к красивой развилке, где стоит беседка со скамейками. Эту развилку венчают четыре огромных ели – по две с каждой стороны. Направо дорога ведет на Спеццех (Илеть,   Грязевое озеро), а прямо дорога выводит на Казанский тракт и дальше на Устье Юшута.                       

Благодаря огромным елям, которые окружают эту дорогу – данное место и получило название Царские ворота (у местных жителей). Действительно, могучие кроны елей, сплетаясь между собой, образуют своеобразную арку, особое тенистое место в окружении сосновых боров и березового подлеска. Так вот, было несколько легенд - про это место, помню, что соседка рассказывала нам в детстве, что под корнями одной из елей спрятан большой котёл с золотом. Золото это, мол,  нечистое – разбойничье, а потому заклятое, и просто так никому даться не может, хоть все тракторами перепаши вокруг, и  эти деревья с корнем выкорчуй. Однако есть в году одно время,  когда осенью день и ночь равняются между собой (равноденствие), именно в такую ночь есть шанс простому человеку добыть тот клад.

Следует накануне вечером тайно подойти к тому месту и спрятаться в придорожных кустах. Потом сидеть тихо и ничем себя не выдавать! Вещает про это сокровенное время такой знак – мол, в самую полночь на одной из огромных еловин должен заухать филин, громко, зычно – на весь лес! Филин тот необычный, голова у него словно кошачья, с горящими глазами. Из глаз тех, словно из горящих угольев, сыплются искры, на лапах огромные булатные когти! Ухает он на весь лес, а со всех сторон откликается ему вся лесная нечисть:  то рёвом медвежьим, то волчьим воем, то криком лешачьим, и ещё чёрт знает чем! Да и лес начинает гудеть так, словно сотня вихрей разом бродят по нему! Страхотища такая, что волосы дыбом встают!

                          высокие  ели  венчают  это  таинственное  место, клад  

клады в Марий Эл

Не стоит человеку робкого десятка ходить за тем кладом – не всякий выдержит, и останется стоять на том же месте! Стоит только побежать, сломя голову, по полуночной тайге, как можно сгинуть без вести, или лишиться рассудка! После таких случаев, говорят, и языка лишаются до конца жизни! Но если человек выстоял эту напасть, да ещё зорко приметил то место, куда в подножье еловых великанов упали искры от глаз пугача-филина, то, как всё стихнет – он должен без промедленья трижды плюнуть через левое плечо и сразу идти к Царским воротам! Там надо встать лицом к дереву и копать в примеченном месте, но при этом не оборачиваться назад, даже если человеку слышится, что его по имени зовут самые близкие ему люди! Также человеку могут послышаться рёв зверей и крики диких птиц, но стоит только обернуться, как волшебное место потеряется! 

 Копать следует до рассвета, если человек не успевает – клад будет потерян, найдет только корни. Но стоит только коснуться того заветного котла – то никуда уже он не денется. В заключении соседка всегда напоминала нам, что богатство то добыто неправедным путём, поэтому, чтобы самого человека эти деньги не погубили и не принесли ему несчастья – надо ровно половину найденных сокровищ раздать бедным и голодным людям, тогда заклятие с того клада исчезнет и можно будет им пользоваться без опасения.

Такая вот легенда, правда, до сих пор не знаю – пытался ли кто из наших односельчан хоть раз попытать счастья в том месте, или это всё сказы для мальчишек? Однако мы сами жадно слушали эти истории и сами пытались хоть что-нибудь отыскать в тех лесах.

                                 

Вторая история про сокровенные клады была общеизвестна, и её нам рассказывали у ночного костра в разных вариантах, начиная от моего отца и друзей, и до прочитанного гоголевского рассказа. Судя по этой легенде, клад следовало искать в борах около Казанского тракта, где в ночь накануне Ивана Купалы (по другой версии – в самую короткую ночь в году) зацветает папоротник-орляк. Эта история также сопровождалась рассказами о нечистой силе, которая, якобы, пугает всякого смельчака, который пытается добыть заветный цветок, но если человек не струсит и благополучно проходит все испытания, то сокровища остаются у него! Особенно часто на  место цветения папоротника указывалось в известном Карстовом лесу (Юзо тур), где этого орляка было много, да и место само пользовалось дурной славой! Сказывали также историю про одного рыбака, который ночью на Кленовой горе (когда там еще не было Санатория) увидел яркий синеватый огонь в подлеске, да такой лучистый, что им освещались все стоящие рядом сосны. И только стоило ему сделать несколько шагов в ту сторону, как услыхал он с левой стороны голосок родной дочурки, мол, заплутала она, ища его в тайге, и зовет на помощь! Неискушенность в таких делах заставила рыбака пойти на услышанный голос, понятно, что найти никого он не смог, однако яркий огонь в лесу пропал – так, что он даже не мог найти того места, где это видел. Наутро он благополучно нашел свою дочь дома, которая никуда ночью не отлучалась, а потому и понял, что привиделся ему цвет папоротника, и что путала его нечистая сила, что сторожит такие места.

 

КЛАД НА ОЗЕРЕ ДОЛГОЕ

  Существует много легенд про это озеро, часть их связана со старинным трактом, который ведет в Казань.

   Так, во время пугачёвского восстания, когда войско Пугачева разбили под Казанью, то один из отрядов спасался от преследования царских войск этой лесной дорогой.

  Следует сказать, что марийцы в основной массе сочувствовали пугачевцам, причиной этому были притеснения от властей, непомерные налоги и насильственная христианизация местного населения. Мари вступали в пугачевские отряды или помогали им едой и одеждой.

                                                                         Клады Марий Эл

    По другой версии, пугачёвцы утопили все сокровища, чтобы снять с себя грех за грабежи и разбои, и чтобы неправедно нажитое добро не навело на них Божий гнев.

  Пугачевские сокровища пытались искать дайверы и аквалангисты, но все было напрасно - на дне озера большой слой ила и старых деревьев.

     Такую же легенду про утопленное сокровище местные жители рассказывают и про озеро Конан-Ер, возможно, какое-то озеро в марийской тайге на самом деле является бесценной сокровищницей, однако следует указать, что вода в Долгом прозрачнее, чем в Конан-Ере, что косвенно подтверждает рассказанную легенду.

  Вдруг рыбак проснулся от яркого непривычного света, который струился со стороны озера.

  Сон как рукой сняло, он, затаив дыхание, стал подкрадываться к берегу. Слепящий свет лился прямо из воды, казалось, что огромный короб поднимается из водной глубины, весь заполненный золотом и горящими драгоценными камнями. Особенным блеском искрились самоцветы, которые переливались разными цветами и освещали молчаливые озерные берега.

  Рыбак, затаив дыхание, смотрел на это великое и дивное чудо, которое выпало на его долю. Ему казалось, что от сокровища идет притягивающая сила, которая способна заманить любого человека к себе, чудилось, что он может пешком по воде дойти до заветного короба и набрать себе самоцветов - сколько душе угодно...

  Но тут же он опомнился, памятуя рассказы стариков, что просто так старинные клады не даются, особенно те, которые награблены или на которых кровь невинных людей. Стоило только жадному человеку ступить на воду и пойти к заветному кладу, как затягивала его темная вода, и пропадал тот человек без всякой вести и помина на веки вечные. А если читал про себя человек какую-нибудь молитву, то пропадало видение, уходил под воду заветный клад, но в благодарность за нестяжательство было тому человеку от судьбы какое-нибудь благодарение.

     Так случилось и с этим рыбаком, через год после описанного события в этом же озере поймал он огромную старую щуку в два пуда, а внутри её был найден золотой перстень с большим яхонтом. После этого зажил тот мужик богато и счастливо, но никогда не был жадным и всегда помогал бедным да нищим.

 

КЛАД НА ЗОЛОТОМ БОЛОТЕ

Клады и драгоценности, брошенные  отрядами Пугачёва, несомненно, составляют основу для многих легенд и преданий  Кленовогорья. Однако эти места всегда тяготеют к Казанскому (Галицкому) тракту, к озеру Конан-ер и к Дубу Пугачева.

С этой легендой я познакомился в библиотеке санатория «Кленовая гора», она вкратце была изложена в книге краеведа ОЛЕГА ЧУБАРЁВА «ЛЕГЕНДЫ И БЫЛИ КЛЕНОВОГОРЬЯ». Там имелось такое упоминание:

«Однажды учитель из деревни Янашбеляк – Москвин Н.Ф. встретил на Кленовой горе древнего старика. Он разговорился с ним про историю данных мест, и тот ему поведал местное марийское предание про Золотое болото (Шёртньо Куп, точнее слово  золотое –  пишется так - шо:ртно:)».

      (карстовая воронка  в марийской  тайге)                                                

карстовая воронка у Конан-ера

Предание имело корни в настоящих исторических событиях, которые уводят в лето 1774 года, когда Пугачев после разгрома на Арском поле (под Казанью) бежал с малым отрядом в Марийские леса.

Разгром был так велик, что из многотысячного войска у Пугачева осталось только три сотни верных казаков, с которыми он бежал по Кокшайскому (Галицкому) тракту. Брошена была даже семья и многочисленные обозы – Пугачев сумел спасти только казну войска – целый воз золота и драгоценных камней. С этим добром бежал он в глухой непроходимый лес.

                      (панно Пугачева в санатории)                      Клады Марий Эл

панно Пугачева в санатории

По записям А.С. Пушкина известно:

«Отряд Харина преследовал пугачевцев тридцать верст, после чего прекратил погоню, Пугачёв ночевал в лесу…»

По легенде Пугачев очень боялся погони, поэтому, оторвавшись от преследования, он свернул с Казанского Тракта в глухой лес, чтобы дать передышку коням, и чтобы идущие царские войска не смогли бы их застать врасплох. Чтобы не рисковать пугачевский отряд некоторое время двигался глухой тайгой параллельно Казанскому тракту, в это время воз с казной попал в карстовую воронку, на дне которой было глубокое озерцо! Это было недалеко от озера Конан-ер. Воз был настолько тяжёл, что лошади не могли его удержать, подоспевшие, было, казаки пытались остановить гибель казны, но бездонное болото не удержно поглощало в себя воз и лошадей.

Тогда попытались хотя бы разрезать упряжь и спасти лошадей, но и этого не успели – бездонное озеро поглотило воз вместе с лошадьми за считанные секунды!                                        

Пугачев был очень рассержен и взволнован – на эту казну он очень рассчитывал, что сможет купить множество оружия, припасов и лошадей, и заново наберет войско, когда вернется к Волге. Он приказал казакам достать этот воз или часть сокровищ! Но сколько смельчаки не ныряли в воду – никто не мог даже нащупать в бездонном провале саму казну, а не то, чтобы что-то достать! Делать было нечего, всё, что было добыто лихим путём – лихим путём и пропало, и отряд Пугачёва добрался до Конан-ера, где напоил лошадей. Обогнув озеро, они выбрались на Сталинские луга, где и располагался настоящий Дуб-богатырь, с которого обозревалась вся сотнурская и казанская сторона.

В народе это карстовое озерцо-болото так и прозвали – Шёртньо Куп, то есть Золотым болотом, которое  находится недалеко от озера Конан-ер и недалеко от Казанского тракта.

            (монеты из найденного клада  - хранятся в библиотеке санатория)                                 

монеты из найденного клада - хранятся в библиотеке санатория

 

КЛАД МАРИЙСКОГО КНЯЗЯ БОЛТУША

Он был Военачальником луговых мари, возглавлявшим борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Черемисских войн. В 1552 основал крепость Шанчара на Большой Кокшаге (нынешний Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыжа от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине т. н. Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. "Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля" (Рычков 1772).

Есть также легенда, что  Болтуш был похоронен в лодке с медью в озере Тарелка, и эта лодка выходила из озера ночью, в 12 часов ровно. Этот клад можно было видеть, не мигая, не кашляя, не шевелясь и не говоря. А если убить человека и бросить в озеро, то она сама выйдет" (Худяков, "Легенды о могиле князя Болтуша").

По преданию: "Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою".

 

 
Много в Марий Эл и археологических находок!
Больше всего на археологические находки богат Юринский район Республики Марий Эл. Это неудивительно, ведь именно там находится известный замок Шереметева. 
Активные раскопки ведутся на юринской земле с 1995 года, за это время собрана значительная коллекция керамических и медных изделий, фрагменты глиняных тиглей и капли меди, которые связаны с древней металлообработкой. 
Самой значимой среди находок считается серия кремнёвых «шипастых» наконечников стрел треугольно-черешковой формы. Кремниевые наконечники шипастой формы Уже сама парковая зона Шереметевской усадьбы — уникальная находка. В этом археологическом районе можно найти артефакты эпохи бронзы и средневекового селища. Все находки входят в археологическую коллекцию Юринского историко-художественного музея. 
  
 А вот йошкар-олинскому монтажнику удалось найти клад в самом центре столицы республики. Видео - клад серебряных монет, найденных в центре Йошкар Алы Он обнаружил чугунный горшок, в котором находились серебряные монеты, во время выполнения строительных работ. И честно передал 5 кг найденных сокровищ государству. 
Находка этих монет — удивительное и очень значимое для нас событие. Самая старинная монета датируется 1834 годом, достоинством в 1 рубль. Остальные монеты в основном принадлежат ко второй половине XIX века, также есть монеты и советского периода. Александр Хват, начальник Управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия РМЭ. А у дома купца Карелина, находящегося также в центре Йошкар-Олы, были найдены старинные вещи, относящиеся к XIX веку. Хотя предметы и не представляют исторической ценности, они интересны сами по себе и могут дать представление о бытовой жизни того времени. 
— Клад нашли на месте бывшего полиграфического комбината, на его месте в конце XVIII века находился посад. Местное население при угрозе опасности прятало деньги и ценные вещи недалеко от своего дома. Так поступил и тот, кто спрятал в 20-е годы XX века свои монеты в этом месте. Время было беспокойное, и, скорее всего, этому человеку угрожала опасность. 
 
Участники общества «Мемориал» постоянно проводят раскопки на территории Марий Эл. Однажды им удалось найти настоящую палеонтологическую ценность. Во время поисков артефактов Великой Отечественной войны был найден настоящий рог бизона.
— Этот рог принадлежит эпохе верхнего палеолита. Можно предположить, что находке более 20 тыс. лет. Останки бизонов в основном находили в Горномарийском районе. В те времена на его территории обитали мамонты, носороги, дикие лошади и бизоны.
На протяжении долгого времени на территории Марий Эл регулярно находят останки этих животных. Например, бивень мамонта был найден в середине 80-х годов в центре Йошкар-Олы на глубине 5 м. Всего на территории Марийской Республики зафиксировано 113 палеонтологических находок.
 
 

РАЗБОЙНИЧИЙ КЛАД В КИЛЛЕМАРСКОЙ ТАЙГЕ

- В 1928 году за грабежи и убийства арестовали одного парня, - начал свой рассказ ранний гость, - Этот парень из ваших мест. Дед его, отец, а затем он сам были обыкновенными бандюгами и убийцами. Шайку организовал еще дед этого парня.

                                 (деревня Памьялы - тут проходил Екатерининский тракт)                       

деревня Памьялы - тут проходил Екатирининский тракт

Они грабили на Екатерининском  тракте почтовые и дорожные кареты. Отбирали деньги, драгоценности. Если люди сопротивлялись, то их безжалостно убивали. Награбленное они сносили в сторожку, построенную ими в тайге в районе какого-то «Красного моста». Сторожка была размером где-то 4x6 метров c одним окошечком. Под ним находились два полых бревна длиной от 2-х до 3х метров, в которые они и складывали ими награбленное. Сторожка была выстроена из дубовых бревен диаметра порядка 40 см. Жили разбойнички не бедно. Почти у всех были семьи и добротные дома в Козьмодемьянске, Царевококшайске (ныне – Йошкар-Ола), других близлежащих от мест разбоя деревнях и поселках. Передавалось это дело от деда сыну, от сына его сыну и т. д.

И вот, в 1928 году, на эту банду была устроена засада. Готовились власти к этой операции полгода. В конце концов из 8 человек 6 были убиты, один скончался от ран, один – арестован. Им оказался отпрыск «славных» грабителей двух поколений.

В 1938 году в лагере этот уголовник встретил твоего мужа (земляки же). К этому времени со здоровьем у последнего бандита было очень плохо. Как рассказывал твой Михаил, ему оставалось жить от силы месяц – туберкулез. Умирающий передал твоему Михаилу вот этот лист бумаги: «Ты из наших мест. Скоро меня не будет. Из моих подельников только я еще в живых пока. Возьми эту схему. Выйдешь из лагеря, забери все драгоценности. Можешь сдать их государству, продать. Дело твое. Одно прошу – поставь в церкви свечку за упокой моей души». Этот малый действительно через пару недель отдал Богу душу. И когда я перед побегом последний раз видел Михаила, он передал мне этот лист бумаги отдать его тебе, Антонина, что я и делаю. Ну, а теперь прощай. Живи подольше, береги здоровье – с этими словами Николай, кряхтя, встал со стула, поцеловал бабушку и тяжело, опираясь на свою палку, вышел из дома. Выйдя на крыльцо, бабушка перекрестила Николая.

 

ЛЕГЕНДА О КУЛАЦКОМ КЛАДЕ

 Еще в прошлом веке в деревне Азяково ходили разговоры об огромном кладе, зарытом в лесу. Поговаривали, что однажды ехал по марийской земле богатый купец и напали на него ушкуйники - лесные разбойники.

Началась погоня. Чтобы богатство не досталось бандитам, купец выбросил сундук. В темноте разбойники не нашли ни золота, ни купца. Но и хозяин богатства впоследствии не смог отыскать то место, куда упали деньги.

А через некоторое время огромная сосна стала по ночам светиться золотистыми огоньками.

В народе дерево так и прозвали: «золотая сосна».                                                                                              

сосна под которой зарыт клад

КУЛАКИ

По словам старейшего лесничего Антона Евдокимовича Чернякова, клад на самом деле появился в 30-е годы нашего столетия.
    Во время коллективизации всех, кто разбогател на чужом горе и закабалении своих земляком в батраки, да так привык наживаться на использовании дармового труда, что совершенно разучился работать сам, выселили, чтобы не кормить дармоедов. Сначала их хотели отправить в Сибирь. Но потом задумались: «Зачем в Сибирь, когда под боком тайга не хуже?!». Кулаков свезли в одно место и оставили там, чтоб начали хоть что-нибудь делать сами. Дали им поляну в лесу под место жительства.
    В народе эту поляну так и называли - «кулацкая». Без присмотра кулаков не оставляли, люди все-таки. Время от времени приезжали к ним уполномоченные и проверяли: как они там? А перед самой войной, в 1940-м году опять собрали и привезли в село, записывать в колхоз.
    Другой старожил Николай Павлович Кудрявцев помнит, что никто кулаков обратно в деревню не возвращал:
    - Куда их в колхоз! Возиться с этими кровопийцами! Завезли их, на телегах под Красный Мост (село в Килемарском районе) и всех положили из пулеметов. Но они сопротивлялись, говорят, в лесу чуть ли не с боем защищались.

    Так или иначе, но с того времени среди местных крестьян пошли слухи про клад. Дескать, кулаки все свое богатство зарыли в лесу. Отдельные колхозники пытались даже следить за кулацкими элементами и обнаружили, что те частенько к огромной сосне ходят. В то время вокруг дерева земля была вскопана под огороды. Видимо, сельчане и решили, что золото под ней спрятано.

    С тех пор мужички с окрестных деревень пытаются докопаться до золота. На десятки метров вокруг дерева земля изрыта, словно после бомбежки. Клад пытались достать из земли заговорами и заклинаниями. Говорят, местные колдуны знают секрет. Нужно прийти к сосне в самую темную ночь и принести три головы. Правда, чьи именно головы: куриные, бараньи или человечьи - не уточняется. Еще старики рассказывают, что ровно в полночь под сосной пробегает черная кошка. Животное нужно непременно поймать и свернуть голову - тут-то золото и откроется!
    Вообще, «золотая сосна» обросла тайнами и загадками. Местные жители, все как один, убеждены, что она заколдована. В 1972 году в марийских лесах бушевали страшные пожары. В округе дотла сгорели все деревья а сосне хоть бы что. Еще говорят, что ее охраняют медведи. И если даже счастливчик отыщет сундук, от хищников ему все равно не спастись.
    Видели крестьяне здесь и инопланетян. Андрей Зубарев с отцом наблюдали «тарелочки» над сосной неоднократно:
    - Пять лет назад батя возвращался домой поздно ночью. Причем трезвый был! И прямо над «кулацкой» поляной шар завис! От него шел яркий луч - всю поляну освещал. Светло было, как днем.
    Главный лесничий азяковского лесничества Сергей Калинин в байки не верит. Но кладоискателей повидал достаточно:
    - В последний раз ко мне мой же лесник обратился. Достань, говорит, миноискатель, пойду к сосне золото искать!
    Но и современная техника оказалась бессильной. До сих пор ни один человек так и не нашел кулацкого золота.

 

КЛАД НА РЕКЕ ДОРОГУЧА

Когда голытьба Волгой владела, атаманы с еса­улами каждо лето на косных разъезжали, боярски да купеческие суда очищали. И не только суда они грабили, доставалось городам и большим селам, де­ревень только да приселков не трогали, потому что там голытьба свой век коротала. Церквам божь­им да монастырям тоже спуску не было: не люби­ли есаулы монахов, особенно «посельских старцев», что монастырскими крестьянами правили... Вот наш Макарьев монастырь, сказывают, от них отборонился: брали его огненным боем, да крепок — устоял...

Ну вот есаулы-молодцы лето по Волге гуляют, а осенью на Керженец в леса зимовать. И теперь по здешним местам ихние землянки, знать... Та­кие же были, как наши. В тех самых зимницах, а не то в лесу на приметном месте нажитое добро в землю они и закапывали. Оттого и клады...

Много их тут по лесам-то. Вон хоть между Дорогучей да Першей два диких камня из земли тор­чат, один поболе, другой помене, оба с виду на ко­ней похожи. Так и зовут их: Конь да Жеребенок.

Промеж тех камней казацки зимницы бывали, тут и клады зарыты... А то еще озера тут по лесу есть, Нестиар, да Култай, да Пекшеяр прозываются, вкруг них тоже казацки зимницы, и тоже клады в них зарыты... И по Ялокше тоже, и по нашей лысковской речонке, Вишней прозывается... Между Ко­нем и Жеребенком большая зимница была, срубы до сей поры, знать... Грешным делом, и я тут ко­пал...

— Что ж, дорылся до чего?—спросил Патап Максимыч.

— Где дорыться!.. Есаулы-то ведь с зароком казну хоронили, — отвечал Артемий. — Надо сло­во знать, вещбу такую... Кто вещбу знает, молви только ее, клад-от сам выйдет наружу... А в том месте важный клад положон. Если б достался, вну­кам бы, правнукам не прожить... Двенадцать бочек золотой казны на серебряных цепях да пушка зо­лотая.

— Как пушка золотая? — с удивлением спросил Патап Максимыч.

— Так же золотая, из чистого золота лита... И ядра при ней золотые лежат, и жеребьи золотые, которыми Стенька Разин по бусурманам стрелял... Ведь он Персиянское царство заполонил. Ты это слыхал ли?

— Не статочное дело вору царство полонить, хоша бы и бусурманское, — молвил Патап Мак­симыч.

— Верно тебе говорю,— решительно сказал Ар­темий.— Кого хочешь спрашивай, всяк тебе ска­жет. Видишь ли, какое дело-то было. Волга-матуш­ка в Каспийское море пала, сам я на то море не раз с чегенником да с дрючками хаживал. По сю сто­рону того моря сторона русская, крещеная, по ту бусурманская, персиянская. Услыхал Стенька Ра­зин, что за морем у бусурманов много тысячей кре­щеного народу в полону живет. Собирает он каза­чий круг, говорит казакам такую речь: «Так и так, атаманы-молодцы, так и так, братцы-товарищи: па­ли до меня слухи, что за морем у персиянов много тысячей крещеного народу живет в полону в тяж­кой работе, в великой нужде и горькой неволе; надо бы нам, братцы, не полениться, за море съез­дить, потрудиться, их, сердечных, из той неволи выручить!» Есаулы-молодцы и все казаки в один голос гаркнули: «Веди нас, батька, в бусурманское царство русский полон выручать!..» Стенька Разин рад тому радешенек, а сам первым делом к кол­дуну. Спрашивает, как ему русский полон из бусурманской неволи выручить. Колдун говорит ему: «За великое ты дело, Стенька, принимаешься; бу­сурманское царство осилить — не мутовку обли­зать. Одной силой-храбростью тут не возьмешь, надо вещбу знать...» — «А какая же на то вещба есть?» — спросил у колдуна Стенька Разин. Тот ему тайное слово сказал да примолвил: «И с вещбой далеко не уедешь, а вылей ты золоту пушку, к ней золоты ядра да золотые жеребья, да чтоб золото было все церковное, а и лучше того мона­стырское... И как станешь палить, вещбу говорить, тут и заберешь в свои руки царство бусурманское». Стенька Разин так все и сделал, как ему колдуном было наказано.

— Что ж потом?—спросил Патап Максимыч.

— Известно что, — отвечал Артемий. — Зачал из золотой пушки палить да вещбу говорить — бу­сурманское царство ему и покорилось. Молодцы-есаулы крещеный полон на Русь вывезли, а всякого добра бусурманского столько набрали, что в лод­ках и положить было некуда: много в воду его по­метали...

— А как же кладом владать?—спросил Патап Максимыч.

— Это дело мудренее, чем клад достать, — от­вечал Артемий. — Сколько ни было счастливых, которым клады доставались, всем, почитай, богат­ство не в пользу пошло: тот сгорел, другой всех де­тей схоронил, третий сам погорел да с кругу спил­ся, а иной до палачовых рук дошел... Прахом боль­ше такие деньги идут... Счастливого человека, что вынул клад, враг день и ночь караулит и на вся­кое худое дело наталкивает... Знамо, хочется ока­янному душой его завладать, чтоб душой своей рас­платился он за богатство. Потому, как только ты вырыл клад, попов позови, молебен отпой, на церкву божию вклады не пожалей, бедным половину денег раздай и, какого человека в нужде ни встре­тишь, всякому помоги. Коли так поступишь — не­добрая сила тебя не коснется, и богатство твое, как вешня вода на поемах, каждый день, каждую ночь зачнет у тебя прибывать. Сколько денег ни­щим ты ни раздашь, а их опять, как снегу в степи, к тебе в дом нанесет. Так и в старинных записях писано: «А вынутый клад впрок бы пошел, ино церковь божью не забыть, нищей братье расто­чить, вдову, сироту призреть, странного удоволить, алчного напитать, хладного обогреть». Так и про золоту пушку писано...

****************

(Источник: Текст с сокращениями взят из книги: П. И. Мельников (Андрей Печерский). «Собрание сочинений в шести томах. Том 2». М., Издательство «Прав­да», 1963, стр. 245—251).

******************************************************************************

 

ЛЕГЕНДА О КЛАДЕ ПЮКЫЛЫ

В довоенных трудах (до 1941г.) краеведа Айзенворта сохранилось такое местное предание про встречу пугачевского отряда. Мол, жил в той деревне злобный кулак по имени Пюкыла. Был он самый богатый в округе, много у него имелось ульев и скота. Большая часть деревни батрачила на него с утра до  позднего вечера. Ему принадлежал и постоялый двор с пасекой на Кленовой горе. Пюкыла был очень жаден, он давал в долг под большие проценты и до нитки обирал бедных односельчан. А кто не мог рассчитаться – попадал в фактическое рабство к кулаку. Деревня была глухоманная, никому до неё дела не было, и Пюкыла имел здесь полную власть, так как был старостой деревни. Своей рукой он судил и наказывал местных жителей, и  никто не мог пожаловаться на него! Сам же он выбивал из народа налоги, сборы и прочие повинности!

Однако, когда народное восстание докатилось до Марийского края, и сам Пугачёв с отрядом проходил по Казанскому тракту, то крестьяне решили суд и правду искать у «народного царя Петра III», который везде слыл заступником бедных и угнетенных! Они схватили Пюкылу и привели его на поляну к Дубу, где расположился стан Пугачёва. И, поклонившись, просили «его царскую милость» совершить справедливый суд над злодеем. По легенде Пугачев выслушал множество обвинений  в адрес Пюкылы, и совершил свой царский суд. Кулака повесили в лесу на осине, а его богатство – по указанию «царя» - разделили между собой обиженные и притесняемые им крестьяне, которые  имели все права на это.

После этого Пугачев назначил нового старосту этой деревни, а жители Нульмари пригласили «народного царя» на свадьбу, где его просили благословить молодую пару.

Красиво и поэтически изложил легендарную встречу Пугачева и жителей Нульмари марийский поэт В.Ю. Лапин в поэме «Царский Дуб и простой человек».

Однако сохранилось предание, где данная история получила продолжение, и богатство кулака снова стало предметом поиска его родственников и односельчан.                                              

                                                               Клады Марий Эл                                

Сталинские луга недалеко от Конан-ера

По легенде – Пюкыла был сребролюбив и жаден до крайности, за вовремя не отданный долг или не возвращенную копейку – он мог заморить любого земляка. В основном жителями деревни были мари, как и он, однако ничто не останавливало его в погоне за наживой! Ни вдовы, ни сироты, ни беднота – никто не мог получить от него прощения долга или его послабления! Как староста деревни, он не раз устраивал показательные порки крестьян своей деревни, чтобы все видели, какова его власть в этих краях, и чтобы все боялись его. Имея право собирать с односельчан подати и налоги, Пюкыла имел и свою корысть – таким способом он умножал и без того огромное состояние! Кроме большого хозяйства, пасек, постоялого двора, скота – у него было много богатств в золотых и серебряных монетах.

И вот, когда Пугачев совершил над ним свой праведный суд – крестьяне  стали делить его имущество, которое было нажито народным трудом, однако тех накопленных сокровищ найти не смогли. Кулак был настолько жаден и хитёр, что очень далеко прятал свою кубышку! А может, слухи о Пугачевском восстании дошли и до этого глухого уголка в лесном краю, и Пюкыла решил от греха подальше закопать золото и серебро в непроходимой чаще, так как понимал, что ещё припомнятся ему страдания и слёзы крестьянского люда. Так или иначе,  крестьяне были довольны и тем, что досталось каждому от хозяйства Пюкылы, и никто не претендовал на те сокровища, которые были прокляты и принесли своему хозяину позорную смерть.

                   (картина  Е.Д.Атлашкиной  -  Е.Пугачев в Кожла-соле)                                                         

Однако остался в деревне у Пюкылы сын, которого не тронули только потому, что принародно  взяли с него страшную клятву – никому не рассказывать о случившемся суде! У него было отдельное хозяйство, которое ему оставили. Но вскоре люди стали замечать его странное поведение. Стал он как будто сам не свой – пропадал целыми днями в лесах и болотах, уходил на охоту – возвращался без добычи, ходил на рыбные ловы – снова ничего не приносил! Хозяйство же своё в деревне совсем забросил!

Так и пошла в народе молва, что сын Пюкылы ищет в глухомани клад, который зарыл его отец! То, что у Пюкылы была своя кубышка – в этом никто не сомневался, также многие верили и в то, что и сын кулака не раз видел эти золотые и серебряные монеты, мол, к сыну от Пюкылы по наследству и перешла эта патологическая тяга к сокровищам, да такая сильная, что теперь ни днём, ни ночью не даёт ему покоя!

Вот и шарил несчастный по чащобам, оврагам, глухим еланям и болотам – искал только известные ему приметные места, где, либо промышлял его отец, или где они вместе бывали по хозяйственным делам, либо ходили на охоту. Только тайга огромна, вокруг столько потайных мест и безлюдных уголков, что найти клад никак не удавалось. Пытался он искать клад и на месте отцовского дома, однако кроме нескольких медных и серебряных монеток – ничего он там не нашёл. Не давался проклятый клад сыну – унёс эту тайну Пюкыла в могилу навсегда, словно подсмеялся он над своим незадачливым наследником, мол, так я жаден, что и мёртвым не отдам сокровища никому!!!

Однако и сын был не промах – упорно продолжал он искать отцовский клад, не взирая на комарьё, непогоду и дожди. Из-за этого он весь осунулся, похудел, лицо его было обветренно, а глаза его стали гореть безумными огоньками. Стал он совсем безлюдным, и ни с кем в деревне не общался, пропадал целыми днями в тайге, где его изредка видели охотники да углежоги, а потом и совсем пропал.

По одним слухам: потонул он в безвестной трясине, каких множество вокруг Кленовой горы.

По другим слухам: совсем лишился человек ума из-за этих денег, да и остался жить в глухоманном месте, как лесной зверь!

Кто-то из деревенских уверял, что до такой степени захотел он завладеть кладом, что по этой причине покумился сын Пюкылы с нечистой силой, обратившись к марийским колдунам – юзо! Те  поворожили и указали ему место, где был закопан отцом клад. И когда глухой ночью добрался он до того места и выкопал монеты, то явились полчища всякой нечисти, от вида которой не выдержало сердце человека, и он умер с кубышкой в руках!

Понятно, что всё это слухи и сплетни, которые распространяли досужие односельчане, и которые стали местным преданием, спустя много лет. Ведь никто не был свидетелем последних часов жизни сына кулака и никто не ведал того, был ли он у колдунов.

Но и позже, слушая дедовские легенды, некоторые жители Нульмари, пытались искать Пюкылин клад. Искали  около деревни, искали на месте разрушенного дома Пюкылы, искали и в окрестных лесах. Якобы клад иногда даёт знать о себе, словно манит слабого человека неправедным богатством, мол, если такая страсть завладеет душой, то уже не будет никому спасения, поэтому редко кто рисковал искать эти сокровища.

По той же причине клад до настоящего времени никем не найден, и всё также скрыт на Кленовой горе. Существует ли такой счастливчик, кто сможет добыть его, или всё это на веки вечные будет покрыто тайной – это нам неизвестно!

 

КЛАД НА БОЛОТЕ ЧАПАЙ КУП

С тех пор прошло много времени, у Чопая родились три сына: старший Аказ, средний Топкай и младший Янаш (Янаш). Хозяйство Чопая умножилось, около его илема уже было небольшое поле, в хлеву плодилась скотина, в лесу были бортьевые места! Однако всё богатство Чопай добывал своим крестьянским  трудом, и старался  не трогать закопанное на болоте золото и серебро, так как совестно ему было за грех бесшабашной юности. Мол, если на деньгах есть чья-то кровь, то добра они не принесут. Разве что потратил он немного денег в самом начале своего пребывания в этом краю, когда у него никакого хозяйства и припаса не было. Да и ни в чем не нуждалась семья Чопая, жили они вольготно, не было над ними никаких властей, не было налогов и поборов, лес и поле давали всякую пищу и одежду, часть мёда продавал он знакомым перекупщикам, и на эти деньги покупал необходимый для хозяйства инвентарь. По причине вольной жизни стали здесь селиться и другие беглецы, которые не выдержали бедняцкой доли в своих родных деревнях, починок со временем рос, а Чопай стал здесь самым уважаемым человеком – старостой.

Снова, как вода, утекло много лет! Состарился Чопай, уже похоронил свою любимую жену, но выросли и возмущали три его сына. И вот, когда он почувствовал приближение смерти, то подозвал трёх сыновей к своей постели и поведал им давнюю историю про его участие в восстании Пугачева, про награбленное добро и убитого хозяина, а также про то, что золото и серебро до сих пор скрыты на болоте в потайном месте. После этого он взял с них страшную клятву,  что  отцово богатство они могут достать только в том случае, если им будет очень худо, в случае голодного года или иной беды! А также заставил их поклясться, что всегда они будут жить мирно, и никогда не будет между ними ссор по поводу этих денег!

Дали сыновья страшную клятву, а на следующий день отец умер.

Потужив, зажили сыновья как обычно, старший сын работал на поле, средний был охотником, а младший ухаживал за пчелиным хозяйством. И было бы всё ладно и счастливо, и никакого клада не понадобилось бы братьям, однако стало мучить среднего брата желание добыть эти деньги, уж больно ему хотелось разбогатеть и через это стать уважаемым и почитаемым! Как вспоминал Топкай про рассказ отца – так золотые искры прыгали в его глазах, а в ушах стоял звон монет!

Хотел, было, он заикнуться про деньги старшему брату, мол, что зазря богатство пропадает в лесу, однако Аказ настрого запретил ему даже думать про это!

                                                 (урочище Чапай куп - болото Чопая)       

Тогда Топкай задумал совсем худое – решил он убить обоих братьев, выкопать отцовский клад и бежать с деньгами в чужие края, мол, богатым нигде не пропадёшь! Дождался он тёмной ночи, когда все братья спали раздельно, прокрался в дом и там ударом ножа убил старшего брата. Младший  Янаш в ту ночь ночевал на пасеке, и Топкай пошёл туда, чтобы убить и второго брата.

Вместо хижины спал Янаш в большом шалаше у края бортьевой поляны, и вот, снится ему сон, как будто сам отец является к нему и предупреждает сына, мол, встань и беги скорее из шалаша, ибо убил Топкай старшего брата из-за денег, и теперь идет сюда, чтобы и твою душу погубить!

Проснулся Янаш, и как был,  босым и в одной рубахе, побежал от страха в темный лес, но потом вернулся к поляне и спрятался за деревом. И действительно, чуть погодя, является Топкай с огромным лесорубским топором, заходит в его шалаш и давай рубить оставшуюся постель и одежду. Поняв, что младший брат сбежал, взвыл он жутким голосом и побежал на болото, чтобы опередить Янаша, и выкопать клад раньше его! Сам же Янаш и не думал ни о каком кладе, он побежал к дому, где обнаружил погибшего Аказа, после чего разбудил соседей и рассказал им про эти страшные события! Проснувшийся народ, вооружился кто чем, и пошёл искать  братоубийцу, все следы вели в глубь болота.                                                

                                                                                 Клады Марий Эл

Однако не дошёл Топкай до заветного острова, в ночной темноте оступился он с неприметной тропки и попал в гиблую трясину, так и ушёл на дно, не добравшись до клада, лишь отчаянный крик потряс ночную темноту и идущих следом людей. Когда односельчане узнали про страшную смерть душегуба, то поняли, что провидение покарало его за грех братоубийства. Прокляли они это место, назвали его Топкаевской трясиной, куда старались никогда не ходить.

После пережитого горя Янаш снова зажил обычной жизнью, всё большое хозяйство досталось одному человеку, поэтому никогда не знал он нужды и жил в достатке. Чтя завет отца, никогда не трогал он того проклятого клада, который был закопан на болотах, да и не было у него такой нужды. Потом он женился, и от него пошёл большой род, от которого образовалась деревня Янаш-беляк (то есть земля, место Янаша).

Болото же, что было около Янаш-беляка, стали с тех пор называть Чопай куп, так как сперва Чопай поселился у болота. Ещё долго в этой деревне жило предание о зарытом на болоте кладе, о проклятой Топкаевской трясине, что сторожит этот клад, и может затянуть в себя любого смельчака, кто захочет добыть те деньги! Говорят и то, что на болоте по ночам часто слышались крики и стоны, мол, душа братоубийцы Топкая там не может найти себе покоя. Смельчаков поэтому до сих пор не находилось!

 

ЛЕГЕНДА О ПУГАЧЕВСКОМ КЛАДЕ У ШИГАКОВО

От этих событий  в окрестностях Шигаково народная память до сих пор сохранила название оврага, где скрывались такие беглецы – Пугачёв корем. Он находится на восток от Шигаково в сторону деревни Кожлангер в русле небольшого пересыхающего ручья (вероятно, раньше тут была речушка, впадающая в Юшут, но с вырубкой лесов, возделыванием полей – она пересохла, и сейчас бывает только весной). Раньше в этих местах стоял густой и непроходимый лес, который позднее отступил за реку Юшут, поэтому пугачевцы рыли в склонах оврага землянки, и при любой опасности убегали в эти места. Позднее в глухом лесу образовался починок, где уже стояла пасека, держали скот и корчевали лес. От него и появилась деревня Кожлангер, что в переводе с марийского: деревня на берегу реки в еловом лесу (от Кожла – еловый, енгер - река).

                         (легендарный  Пугачев  корем)                             Клады Марий Эл

Пугачев корем около Шигаково

Так вот (продолжаем начатый рассказ), при строительстве кирпичного завода произошла такая история. Отчасти этот случай поведала мне моя мать, немного другую версию рассказал бывший житель Б.Шигаково – Евгений Алексеев. По этим рассказам произошло следующее. В те годы работы велись в основном вручную, но из-за неровности местности, для земляных работ привлекали трактор. Также трактором корчевали большие пни, которые остались здесь при вырубке леса. Край строительной площадки как раз затрагивал один из местных оврагов (может, это и был Пугачев корем, но достоверно неизвестно).

При помощи техники место под фундамент цеха удалось подготовить быстро, но когда начали чистить и корчевать пни на прилежащей территории, то выкопали небольшой медный ящичек, который по виду был явно старинного происхождения. Стенки ящичка от длительного лежания в земле окислились и позеленели, но рабочие сразу заметили, что он кованный, а не сварной, а по той же примете многие быстро догадались, что здесь пахнет кладом. Было «кондовое» советское время, была дисциплина, опять же, только что прошедшие сталинские времена не давали никому расслабиться – особо никто не горел желанием подходить к этой находке, а тем более претендовать на неё. Мало того, народ знал, что на многие клады налагались проклятия, сглазы, особые заклинания, а уж, марийцы на такие вещи сильны были в любые времена! Рабочие только окружили клад, рассматривали его со всех сторон, но трогать этот ящичек никто не решался, мало ли кто и при каких обстоятельствах положил это здесь!

Заминку в работе увидел начальник строительного участка, который пришел разобраться – почему остановилась работа, когда сверху спущен план, а сроки «трещат по швам»? Он стал разгонять людей по своим рабочим местам, но тут и сам заметил эту странную находку. Чтобы ликвидировать заминку в работе, он приказал двоим работникам с помощью лома вскрыть этот ящичек, но те двое наотрез отказались, сославшись на непонятные для начальства суеверия и «проклятия», якобы наложенные на эту находку бывшими хозяевами. Когда начальник пытался заставить и других это сделать, то и остальные также отказались  – все разошлись работать по своим местам, лишь бы не связываться с этим «добром»!

Начальник был человек партийный и атеист, и, конечно, не верил в эти старухины бредни про проклятия и сглазы, чертыхаясь и грозя рабочим взысканиями, он сам взял ломик и попробовал вскрыть запор на ящике. Вероятно, ему самому хотелось первому увидеть, что хранится в этой закладухе, а если и повезет, то получить какую-нибудь долю от найденного богатства, или, на худой конец, хотя бы получить благодарность за сданные государству ценности! Запор, однако, был достаточно крепкий, несмотря на то, что клад долго пролежал в земле, поэтому пришлось какое-то время повозиться, чтобы разбить его. А работники, хотя и разошлись по своим местам, однако с любопытством наблюдали за начальником, ведь всем было интересно, что они раскопали на склоне этого оврага. И вот, как только начальнику удалось сбить этот запор, то люди увидели, будто синеватый огонёк из того ящичка во мгновении ока пробежал по запору, потом прыгнул на лом, и уже после коснулся самого человека, быстро-быстро, будто электрическая искра! Всё произошло за один миг, и в ту же секунду начальник рухнул на землю и выронил лом. Все подбежали к нему, пытались растормошить, сделать искусственное дыхание, но всё тщетно – он уже был мёртв!

После этого уже тем более никто не трогал эту опасную находку – об этом сообщили в милицию. Милиционеры приехали, пытались провести дознание о причине гибели начальника строительного участка, но поскольку  на его теле не было обнаружено никаких ран и повреждений, то списали всё это на обычный сердечный приступ, мол, разволновался человек радостью великой, когда нашёл клад, вот и приступ произошёл!

Понятно, что рабочие промолчали о странном «синеватом» огоньке и о заклятом кладе, да и кто бы в то атеистическое время поверил бы в эту брехню, да и вообще особо много тогда не болтали, хотя времена уже были хрущёвские. Интересно, что после этого случая милиционеры запросто погрузили на свою машину этот загадочный ящик и увезли его уже без всякого вреда! По народному преданию, мол, этот клад был заклят на одну человеческую жизнь, и после гибели человека, что первым попытается открыть его, другим людям уже открывается доступ ко всем сокровищам, что были спрятаны долгие века в Шигаковской земле.

Однако про сами сокровища история умалчивает, никто из рабочих и местных жителей так и не узнал тогда, что хранилось в этом ящике. Находку, мол, как увезли в милицию, так и след её простыл! А поскольку случай был связан с гибелью начальника, то рабочие просто побоялись обратиться к властям по вопросу вознаграждения за найденный клад, а, может, верили в ещё действующее заклятие, что сохранилось на этих сокровищах, ведь человек реально умер не совсем понятной смертью! Так, загадка этого клада осталась нераскрытой до сих пор…

 

ЛЕГЕНДА О РАЗБОЙНИКЕ АКТУГАНЕ

Легенда гласит о том, что родился Актуган в глухом одиноком илеме, что располагался недалеко от реки Илеть. В те стародавние времена в низовьях Илети была настоящая таёжная глухомань, и отец его занимался охотой и рыбной ловлей. От рождения Актуган был помечен судьбой – родился он с копной белёсых волос, от чего и получил такое имя – Актуган, то есть, рожденный белым. По преданию именем Актуган называли, как правило,  лучших лошадей белой масти, которых собирались принести в жертву своим богам.

Однако случилось несчастье, ещё не было мальчику года, как на охоте от лап свирепого медведя погибает его отец. Всю заботы о сыне на себя взяла мать, братьев и сестер у Актугана не было. И однажды на рыбной ловле она простудилась, заболела и слегла. Медицины тогда никакой не было, да и помочь ей никто не мог – через короткое время и она умерла. Так, когда Актугану  было едва 4 года, он стался круглым сиротой. Любое малое дитя погибло бы в таких тяжких условиях, но тут случилось настоящее чудо – мальчик так приспособился жить в лесном логове, что стал настоящим маугли, и как обычный зверёныш охотился, рыбачил и питался всем, что может дать Природа-мать. Да и от рождения Актуган был необычайно крупного роста, крепкого телосложения и отличался сноровкой и ловкостью.

                                (река  Илеть  около  деревень  Коротково и Илнетуры)             

река Илеть - устье речки Пам

Только Богу известно, как он прожил в одиночестве более десяти лет, в любую погоду ходил босым, одевался в звериные шкуры, ел сырое мясо и рыбу, а не было этого – питался ягодами, грибами, мохом, желудями, древесной корой. По-человечески понимал очень плохо, а говорить и совсем не мог. Те охотники, которые случайно встречали его в чащобе, страшились и дивились такому невиданному существу, и старались обходить его стороной. Кто-то считал его Овдой, а кто и настоящим лешим (тыргылтышем), который мог и деревом обернуться, а также знал язык зверей, птиц и растений.

Сам Актуган никого не боялся и считал себя хозяином леса, где медведь, лютый волк и дикий вепрь уступали ему дорогу! А когда вошел он в полную зрелость, то совсем не стало равного ему в силе: ни среди лесных зверей, ни среди людей! Ударом кулака мог он остановить несущегося навстречу кабана, легко перекидывал огромную колоду через широкую реку, шутя, играл с многопудовой дубиной, перекидывая её из руки в руку. По своей мощи стал он похож на древних марийских богатырей, о которых люди ведали только из легенд и преданий.

С людьми  он общался редко, деревень в том краю было мало, да и жильё своё люди пытались спрятать среди непроходимых чащ и болот, опасаясь непрошенных гостей. Единственно, что интересовало Актугана у людей – это железо, ради него готов он был принести в обмен хоть гору звериных шкур.

Так и жил бы он в лесной глуши, но пришла беда и в этот затерянный край. Появились в окрестных местах чужие люди в неведомых одеждах и с невиданным досель оружием! Поздно почуял беду Актуган, когда уже загрохотали вдали громы, и запахло дымом от ближнего селения, куда чаще всего он и наведывался. Добрался туда Актуган – вся деревня была разорена, а жители – кого побили, а кто еле успел разбежаться по чащобам да дальним охотничьим землянкам. И вдруг услышал он из темного оврага, как бы доносится стон, спустился в него – там, в кустах, лежала раненая девушка. Пожалел её  Актуган, взял на руки и отнес в своё жилище, и там, как мог, перевязал раны. Так получилось, что осталась та девушка жить у него, как только выздоровела, ну, вроде как жена.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТУТ!

 

ИСТОРИЯ ПРО ЗОЛОТО РАЗБОЙНИКА - ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ

История, происшедшая в действительности, которую рассказал нам Володя Анисимов. Эту давнюю историю ему рассказала его мать (которая родом из деревни Озёрки), а ей, в свою очередь, рассказал дед.

Случай произошёл ещё до революции, когда старая казанская дорога была оживлённой, и по ней до Царевококшайска ходили обозы с продуктами, рудой и мануфактурой. Дорога эта спускалась с Кленовой горы, переходила Илеть через Лушмарский мост, потом через Озёрки, и уходила на деревню Шигаково.

Случилось так, что упомянутые, дед и его жена возвращались казанским трактом из Петьял в Озёрки. Дело было зимой, и ехали они в санях как раз теми дремучими лесами, остатки которых сейчас раскинулись от реки Петьялки (у местных - Пётки) до Устья Юшута (у местных - Слитие). Вдруг, видят они, что у обочины дороги стоит мужчина и просит их подвезти. Хотя и промышляли в тех  местах разбойники, но ездоки не заподозрили ничего худого в незнакомце:  так как был полдень, да и мужик был без одной ноги – из-под полы тулупа торчал деревянный протез. Да, и честно говоря, брать-то особо у них было нечего – были они крестьянского сословия.

Посадили они того человечка в сани и поехали дальше. А между тем разговорились друг с другом о хозяйственных делах, да и позабыли на минутке о попутчике. И когда вспомнили  о нём, и что-то у него спросили – то видят, что попутчик никакой не калека: сидел он в санях о двух ногах, а протез свой отстегнул и положил рядом. Дед сразу почувствовал неладное: чащи тут были лихоманные, шатался по лесам разный сброд,  и не редко случалось, что пропадали без вести там целые купеческие обозы. Незнакомец также понял, что его раскусили, но, видимо фальшивый протез так натёр ему ногу, что он не мог не снять его. Слово за слово – началась на санях потасовка, дед тогда был молод и силён – скинул он того мужичка на снег, и погнал коня, что было духу! Незнакомец быстро вскочил на ноги и побежал за санями, страшно матерясь и угрожая ездокам! В руках его блеснул булатный нож, а в глазах заплясали волчьи огоньки! К счастью, и конь почуял что-то неладное – помчал он сани так прытко, что люди еле держались. Вскоре оторвались они от лихого человека, и успели даже засветло доехать до Лушмарского моста, где всегда было людно и уже безопасно.

Тем дело бы и кончилось, но, оказывается, что протез того незнакомца остался в санях. Дед хотел его было выкинуть, да почувствовал, что уж слишком тяжёлый он для деревяшки. Вероятно, незнакомец что-нибудь в нём прятал? И точно, когда они протез распилили, то обнаружили  в нём золотые червонцы царской чеканки. По тем временам для них это было целое состояние! Заявили они куда следует о том случае, а червонцы те сдали – от греха подальше. На вырученные деньги поправили они свою избу, и купили много чего для хозяйства.

 

КЛАД ПОД ЧЕМБУЛАТОВЫМ КАМНЕМ

Вернемся теперь к Чембулатову роднику, про который сохранилось такое предание. В те стародавние времена многие мари, чтобы поклониться князю  Чембулату, шли из далёких мест, чтобы у камня принести свои молитвы и жертвы своему заступнику. Моления проводились, как правило, по ночам, а чтобы не было заметно – марийцы часто в жертву Чембулату приносили деньги (серебро и золото), а не жертвенных животных, как это делалось в обычных рощах. И, действительно, если в данной местности появлялись чужие люди, явно инородцы, которые  несли с собой гусей и уток, или бы вели овец и быков – то местные власти сразу бы поняли, что марийцы готовятся к языческим молебнам и жертвоприношениям. И тогда были бы приняты меры к запрещению таких языческих праздников, а деньги были компактны и незаметны, а при обнаружении не вызывали бы подозрений, так как примерно в начале лета проводились ярмарки и базары, куда могли приходить люди из разных уездов и волостей Вятского края. 

Такие тайные моления проводили специальные карты, которые также приходили сюда из дальних марийских селений. Приносимые в жертву деньги зарывали после моления в особом тайнике недалеко от Чембулатова камня, чтобы их не могли найти местные жители. По преданиям дух Чембулата благосклонно принимал эти жертвы и охотно помогал своим единноплеменцам! Поэтому к священному камню каждый год приходили и приходили марийцы со своими проблемами, бедами и болезнями.

За многие годы под камнем накопились большие  богатства, но про тайник тот знали очень немногие -  карты строго запрещали рассказывать про сокровенное место, нарушившим обет грозились земными и небесными карами! По этой причине о молебнах и зарытых деньгах долго никто не догадывался. Однако рано или поздно всё тайное становится явным! Однажды в базарном кабаке один пьяный мариец проболтался об огромных сокровищах князя Чембулата, что таятся около его могилы. На его беду рассказ подслушал лихой человек, что также под видом хмельного слушателя выведывал в питейном заведении: не похвастает ли какой купец богатой кубышкой, или нет ли у кого удачного прибытка на нынешней торговле!

  После этого разбойники долго сторожили у священного камня – не придет ли кто из марийцев к заветному месту, чтобы допытаться у них: где зарыты деньги. И вот однажды ночью к камню на частный молебен пришла марийская семья, их разбойники и схватили. Денег у них было очень мало, поэтому разбойники стали пытать их, чтобы они выдали место, где зарыты жертвенные серебро и золото, обещая оставить их в живых, если они укажут его. Однако марийцы молчали, как немые, возможно, они сами не знали, где таятся чембулатовы дары, а, может, предпочли принять смерть, чем нарушить суровую клятву.  Тогда разбойники убили их, а трупы закопали недалеко от горы.

По преданию лихие люди после своего злодеяния долго не прожили: пытались укрыться они всей ватагой от грозы под большим дубом, но тут ударила молния и убила всех огнём нещадным.

А около Чембулатова камня стала происходить всякая чертовщина. То заблудится кто-нибудь из местных жителей в лесу, то в реке ребенок утонет,  то скотина пропадёт, то на людей нападет ни с того ни с чего лютая злоба, что начинается драка не на жизнь, а на смерть! Не стало житья людям во всей округе! И тогда догадался местный люд, что это марийский бог Чембулат  «воду мутит», мол, разозлил кто-то древнего князя, и теперь никому не будет здесь покоя, пока всё не исправить.  Но как поправишь такую беду?

Случилось же вот что: пас как-то один пастушонок-мальчик стадо коров недалеко от леса, где стояла легендарная гора. Потом повел он стадо к реке Немде, чтобы напоить коров, а сам буквально на минутку прикорнул в тени. И тут в тонком сне является ему сам князь Чембулат в сверкающих одеждах и с множеством воинов, а сам указывает на то место, где были закопаны убитые марийцы, мол, следует достать их останки и похоронить так, как положено по древнему обычаю. А родник, мол,  следует обустроить в память о тех людях, которые предпочли лютую смерть, но не раскрыли священной тайны!

Побежал тогда тот малой в деревню и рассказал про этот сон взрослым!

(и  сегодня  в родник  бросают  монетки в дар-жертву  за целебную воду самому  Чембулату)     

Нашли местные крестьяне останки невинно убиенных людей, и похоронили их согласно древнему обычаю. Обустроили родник, что вытекал из-под камня, а часть костей положили в жёлоб, по которому текла родниковая вода. После этого вода, что истекала из источника и омывала кости невинно убиенных страдальцев, стала целебной. Многие люди исцелялись у родника, а также набирали воду с собой.

С этого времени всякая чертовщина у Чембулатова камня прекратилась, а у марийцев стал почитаться не только сам камень, но и этот родник.

После этого случая местный люд старался не мешать марийцам, которые приходили сюда молиться своим богам, однако, нет-нет, да находился неразумный человек, который хотел непременно завладеть богатством Чембулата. Копал несчастный человек и под камнем, и на самом камне, искали добро и у родника, но даже  если кто и находил деньги – то добра они человеку не приносили. Или спивался, несчастный, или самого его грабили на пустынной дороге, или что другое случалось с тем сребролюбцем!

А марийцы до сих пор почитают Чембулата и его камень, и сам родник, что берет начало у камня и впадает в красавицу Немду, совсем рядом с одноименными скалами.  До нашего времени, в память о стародавних преданиях, мари (и все приходящие сюда) бросают монетки в родник, как добрый обычай, а потом набирают целебной воды и увозят с собой, не забыв поблагодарить Чембулата за такой дар.

 

ЗОЛОТАЯ ГОРА НА СИБИРСКОМ ТРАКТЕ

На территории марийского края дорога проходила через Васильсурск - Микряково - Емангаши - Картуково - Виловатово. В Емангашах и Виловатово были почтовые станции и постоялые дворы. 

По народному преданию – по склону горы (от д.Новая до моста через р.Юнга в сторону д.Пёртнуры), проезжала царская карета со всей своей большой свитой и поклажей. Царская свита иногда доходила до ста человек, включая охрану, свиту,  докторов, даже библиотекаря. Подводы везли за царской кибиткой кухню, библиотеку, продукты и одежду. Кибитка с царской казной перевернулась – и вся золотая казна рассыпалась по склону горы.

С тех пор на склоне этой горы люди часто находят царские золотые монеты! А эту гору местные жители стали называть Шёртьы кырык (Золотая гора)! И в наши времена здесь находят люди золотые монеты, особенно когда проливные дожди промоют грунт.

 

ПРО СВЯТОЙ СЕРЕБРЯНЫЙ КЛЮЧ

Заметим, что в Марий Эл есть несколько Серебряных источников (например, на Немде, около д. Фомичи, где мы уже побывали позавчера), и возникает вопрос:

Откуда в источниках серебро, ведь такого металла в марийских землях не водится?

Отчасти это объяснила нам Ираида Александровна, которая сказала, что у мари всегда были в наличии серебряные монеты или изделия из серебра. Даже самые бедные крестьянские семьи имели монеты и обереги, и хранили их в своих избах. У многих женщин и девушек были серебряные украшения, общий вес которых, бывало, достигал до 10 килограмм!

Так вот,  в лихолетье, во время крестьянских восстаний, в военные годы, в период раскулачивания, и в другие тяжелые времена (чем было богато наше Отечество) серебро пряталось в потайных местах. А эти потайные места обычно располагались около священных рощ, или прямо в них, или около других почитаемых мест. Мари твердо верили, что их боги и духи помогут сохранить их богатство, которое было нажито нелегким трудом. Часто это серебро так и оставалось в земле в виде кладов и скрытых тайников.

Нередко такие клады закапывали и разбойники, что промышляли на дорогах и трактах этой лесной стороны. Ираида Александровна  рассказала нам несколько настоящих историй про такие клады, которые скрыты около деревни Визимьбирь, и что некоторые сокровища иногда открываются людям!

Про это также будет разговор в следующих статьях, а здесь хочется отметить, что со временем подземные воды вступают в контакт с серебряными монетами, что хранятся в земле. Так как серебро – это не благородный металл, то он легко реагирует с водой, насыщая её своими ионами. Даже малое количество катионов серебра дают воде удивительные свойства и целебную энергетику! Такая вода полезна при целом ряде заболеваний человеческого организма.

Конечно, не стоит отрицать и того факта, что большую роль здесь играет и вера человека, который искренне пришёл помолиться в священную рощу, а потом с настоящей верой испил воды из ключа!                             

Вопрос про серебро немного прояснился, когда Аркадий Александрович Васильев рассказал нам, что недалеко от этих мест – в стародавние времена жили участники восстания Пугачёва! После разгром армии Пугачёва под Казанью в местных лесах прятался целый отряд казаков и беглых крестьян, и среди них было немало раненных, многие из которых были похоронены в местном лесу. Это место так и называется в народе - Пугачевское кладбище, раньше их могилы были с огромными крестами, где на старославянском языке читались фамилии и имена умерших! Беглецы жили тогда в глухом лесу в выкопанных землянках. Но у них с собой были серебряные и золотые  деньги и украшения, вероятно, награбленные при штурме Казани. Это доказывает и тот факт, что пугачевцы  вели обмен с местными жителями, которые снабжали их продуктами. Вполне возможно, что среди пугачевцев скрывались от преследования властей и сами марийцы, которые участвовали в походе на Казань. Такой случай, например, имел место около д. Шигаково, где также в глубоком овраге прятались пугачевцы  (Пугачев корем). По этой причине местные жители не выдавали властям беглецов, а по истечению некоторого времени, когда о восставших стали забывать – бывшие пугачевцы либо женились на местных девушках и оседали в этом краю, либо уходили на Урал и в Сибирь, где ещё была жива память о старой казацкой вольнице!

Скорее всего, и в этой священной горе были скрыты серебряные монеты, а по этой причине и ключ, который бьёт у подножья Поклонной горы, через некоторое время стал содержать серебро. Местные жители по своему наитию и по чудесным исцелениям  поняли, что сам источник теперь обладает целительными свойствами!

 

КЛАДЫ ОКОЛО ДЕРЕВНИ ВИЗИМБИРЬ

Продолжение рассказа про Визимьбирь связано с настоящими историями про клады, которые сокрыты в местной земле. Ираида рассказала нам про своего деда, который жил в этой деревне.

В 30-х годах прошлого века государство собирало денежные средства и ценности на проведение индустриализации.  Было понятно, что не все добровольно отдадут заработанные средства, поэтому органы НКВД проводили изъятие денег и ценностей у наиболее зажиточной части населения.

Поскольку у марийцев всегда были серебряные монеты и украшения, причем даже у бедной части населения, то у органов НКВД были все основания искать серебро в марийских деревнях. Дед у Ираиды был зажиточным крестьянином, и, соответственно, попал под раскулачивание. Однако незадолго до этого он успел спрятать серебряные монеты и слитки: часть положил в печную золу, часть спрятал под фундамент дома, а часть закопал на склоне горы у деревни под приметным деревцем, причем недалеко от дома.                             

Когда сотрудники НКВД приступили к обыску, то ничего не могли найти, но поскольку хозяйство у него было состоятельное, то они стали выбивать у него деньги силой. В итоге дед признался, что серебро запрятано в печной золе, когда извлекли серебро из печки, то, по мнению, органов – его было мало. Тогда они стали дальше продолжать его бить, но дед оказался упрямым и больше ничего им не дал!

Избили тогда его до полусмерти, потом уехали с тем, что смогли найти. Родня же пыталась выходить деда, но тот от побоев потерял много крови и не мог говорить.

Ираида вспоминала, что перед смертью он показывал в окно на то приметное дерево, стоявшее на склоне горы, где, якобы, были закопаны его ценности. Когда дед умер, то спустя некоторое время серебро из-под фундамента дома они достали, но его также было очень мало.  А когда попытались искать те ценности, которые были спрятаны на горе, то ничего обнаружить не смогли…

Понятно, что времена были «строгие», копать на виду всей деревни среди белого дня они не решились, поэтому искали спрятанные деньги только в ночное время и с большой осторожностью. Вероятно, поэтому их поиски не увенчались успехом, а, может быть, серебро было спрятано под другим деревом, так как одиночных деревьев на склоне местной горы было предостаточно. Так как известно лишь было то, что искать следует под деревом…

С тех прошло много лет, но клада так никто не смог найти, хотя пытались не один раз. Семейство их было большим даже по тем временам, было много детей, внуков, братьев и сестер. Это семейное предание, которое уже стало легендой, передавалось от поколения к поколению, и, наверно, было известно всем односельчанам.

 Тут Ираида добавила, мол, если кто хочет искать – пусть приезжает и ищет, в таком деле -  кому удача поможет!

Но при этом добавила про такой случай в её деревне.  Мол,  летом 1951 года в деревне Визимбирь был сильный пожар, пока крестьяне были в поле - сгорело 17 домов улицы Луговой, в том числе здание сельского Совета. Когда жители увидели дым, то бросились тушить деревню. Общими усилиями много домов смогли отстоять! А через несколько дней после пожара произошло следующее – один житель заметил, что его ребёнок играет с металлическим слитком. А когда стал его рассматривать, то понял, что это кусок расплавленного серебра. Нашедший серебро мальчик рассказал, что нашел слиток, когда с друзьями играли на пожарище, и искали что-нибудь из сохранившихся вещей. Оказывается, что при пожаре был поврежден фундамент дома, а там были запрятаны старые серебряные монеты, которые от сильного жара сплавились между собой. Вероятно, что старый хозяин дома также спрятал своё добро в неспокойные 20-е годы.

 

 

СТАТЬЯ ПРО МЕСТНЫХ КЛАДОИСКАТЕЛЕЙ
(Дмитрий Шахтарин)
Кто-то ходит в лес за грибами, кто-то - за ягодами, а кто-то и за кладами. Популярное в стране увлечение добралось и до марийской земли.
Эти ребята позвонили и попросили о встрече для консультации по поводу старинных монет. Я был немало озадачен, но, видимо, кто-то еще помнит о моем увлечении молодости - нумизматике. Было дело, переболел, а сейчас какой от меня прок, если человек не “в теме” уже два с лишним десятка лет.

Парни, тем не менее, приехали и словно фокусники из бардачка внедорожника стали появляться полиэтиленовые пакетики. В одних позвякивали светленькие серебряные монетки с двуглавыми орлами, в других - медные с зеленоватым окислом. Еще в одном - крестик, застежка, колечко, пряжка солдата царской армии...
- Откуда богатство? - интересуюсь.
- Из земли.
Они оказались кладоискателями. Заразились этим делом пару лет назад, можно сказать, случайно. Были на заработках в Подмосковье и, когда разбирали старую постройку, наткнулись на “привет из прошлого” в виде кучки здоровенных медных пятаков времен императора Николая I. С тех пор и увлеклись кладоискательством. Говорят, стоит разок попробовать “сходить на дело”, потом уже за уши не оттащишь. Заработав на стройке денег, купили металлоискатели, не навороченные, но вполне приличные, на штык землю точно “пробивают”. Этого вполне достаточно, у нас ведь не Троя - культурный слой совсем неглубок.
Вернувшись домой, новоявленные кладоискатели совершили первые вылазки - по местам, где когда-то стояли деревни. Это самые “урожайные” точки, там можно найти что-то ценное, имеющее отношение к истории, а прочесывать луга да поля  - только зря ноги бить. Кроме ржавого металлолома, вроде поломанных борон, ловить там нечего. Разведку боем начинали с самых, казалось, перспективных адресов, с которыми связано немало легенд. Это, например, бывшая деревня Мертвое поле. По преданию, здесь когда-то произошло большое сражение, в котором погибло много людей, отсюда и название. Однако, облазив все вокруг, ничего путного парни не нашли. Может, и было что, но место, на сленге кладоискателей, уже было “выбито”, кто-то там успел поохотиться еще раньше. Деревня сильно изрыта, видно, что поиски, раскопки велись здесь уже давно.
Любая поездка охотников за стариной - как лотерея, повезет - не повезет. Фартит, впрочем, редко, марийский край не Причерноморье и даже не центральная часть России, он был заселен не так уж давно, и на старинные клады с талерами рассчитывать не приходится. Ребята это понимают, но, как говорится, охота пуще неволи, к тому же они надеются поймать за хвост свою птицу удачи и говорят, что, возможно, казна разбитого на Волге атамана Емельяна Пугачева “схоронена” где-то в наших местах. Но пока ничего старше монет XVIII века им не попадалось, да и те очень редко. XIX век встречается чаще.
Поиск “нумизмата” - дело очень трудоемкое, выковырять монетку из земли - это почти то же самое, что найти иголку в стоге сена. Даже если металлодетектор что-то приметит и “подаст голос”, придется еще немало попотеть. Особенно если это единичная находка, а чаще всего именно так и бывает. Монеты здорово “прячутся”. Чтобы найти алтын, гривенник или целковый, всю землю приходится буквально по крошке пропускать через свои руки, говорят поисковики.
Исключение составляет только советская мелочь 30-х годов прошлого века. Эти денежки только копнешь - сами выскакивают на свет и к тому же всегда в отличной форме. Никакой коррозии, окислов. Объяснение нужно искать, видимо, в составе сплава, из которого они были изготовлены.
А иногда звон металлоискателя вообще оказывается пустышкой. В одной заброшенной деревне охотники за сокровищами наткнулись на целое “месторождение” алюминиевых ложек - подняли их более двух десятков. Ну а клады как таковые большая редкость, но случаи были - на месте безвестных деревень находили припрятанные во время очередной российской смуты горшочки с благородным серебром.
Ребята считают, что они делают полезное дело - вытаскивают из небытия памятники истории, которым в земле уготована медленная смерть. Жалуются, что не хватает информации - что, где и как было, скажем, 200 лет тому назад. Ну а когда работаешь вслепую, получается очень низкий коэффициент полезного действия. Вот если бы можно было найти старые карты! А вообще правило простое - не полагаться на авось, прежде чем ехать в поле, нужно собирать информацию. Этим ребята и занимаются, тем более что сейчас у кладоискателей мертвый сезон. Дело даже не в жаре, а в траве. Ползать по зарослям крапивы в человеческий рост и прочего чертополоха - занятие не из приятных. Поэтому самое горячее время у рыцарей металлоискателей поздняя весна, когда земля уже подсохла, а вот сорняки еще не поднялись.
  
_____________________________________________________________________________________ 

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Энциклопедия кладов России.
http://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/est-takaja/
Предания и легенды про клады
Клады и находки в Марий Эл

Комментарии

хорошая статья

с интересом прочитал про клады в марий эл. Тоже бывает езжу по республике, по старым деревням, но чего то найти очень сложно, как правило народ там был бедный. А вот на правом берегу Волги там народ побогаче и находки получше, торговля шла бойко - вот и клады есть. особенно где сундырь и сундовик, где сура проходила.

будет продолжение

в одну статью весь материал не уместился - 

так что будет продолжение.

Клады действительно находили на правом берегу Волги в Горномарийском р-не, 

также несколько кладов обнаружено в Йошкар-Оле,

а Сундырь - это старое название Мар. Посада, где был Пугачев, это уже Чувашия, 

хотя в древности тут жили марийцы если судить по горе Аламнер.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.