Легенды и были Лушморской стороны – Галицкий (Старый Казанский) тракт
(История от лица Капитана).
В 1954 году моя мать с бабушкой переехали в Б.Шигаково из Керебеляка (в те годы Малое Шигаково уже слилось с Большим). Здесь обнаружили пласты глины, пригодной для производства красного кирпича. Поэтому решили расширить и механизировать небольшой кирпичный завод, где предложили работать матери на производстве. Мать охотно согласилась, так как работа в цеху была намного легче и удобнее, чем работа на лесозаготовках.
Надо отметить, что по исторической справке в Б.Шигаково ещё в 1896 году имелся небольшой кирпичный сарай (кирпичное производство), принадлежащий крестьянину Василию Тимофеевичу Атлашкину.
Уже в советское время, чтобы объединить и механизировать кустарные производства в Мушмаринском крае создали Лесопромысловую артель "Мушмари" (в 1927 году) на базе бывших частных кустарных промыслов в деревнях Ташнур, Кишнур, Ошутьялы, национализированного кирпичного завода в деревне Шигаково и ряда мелких смолокуров. В артель вошли более 100 семей. Вырабатывали ободный полоз, тарную клепку, липовую дощечку, мочало. Колесный обод отправляли на "Ростсельмаш", а полоз - в северные организации
И уже в 1954 году небольшое кирпичное производство решили расширить и механизировать, так как расширение и строительство поселков Красногорский, Шелангер, Илеть и Суслонгер требовали много стройматериалов.
(деревня Шигаково)
Сперва в Шигаково моя семья жила в обычном бараке, а потом построили понемногу свой дом. Лесхоз бесплатно предоставил лес для строительства дома, и в 1956 году жильё было готово. Так случилось, что этот же дом позднее разобрали и перевезли в поселок Красногорский, поэтому в этой избе уже позднее родились и выросли: я и мои сёстры.
Мать была очень трудолюбива и ответственна, умела хорошо ладить с людьми, имела 6-летнее образование, и ей предложили должность мастера кирпичного производства на этом заводе. Для этого ей пришлось поехать на 3-х месячные курсы в Подмосковье. Учеба ей давалась очень сложно, так как она очень плохо знала русский язык. Выросла она в татарской деревне, переехав в Марийский край, за год научилась говорить по-марийски, так что русский язык ей пришлось учить буквально на месте.
Однако за 3 месяца ей удалось постичь и тонкости кирпичного производства и русский язык, так что, когда она сдавала экзамены, то преподаватели удивились, насколько она продвинулась в разговорной речи.
После этого она работала мастером на кирпичном производстве.
Так вот, один из случаев был связан как раз со строительством этого кирпичного завода около деревни Шигаково. Как мы уже писали ранее: возле Шигаково находился Пугачев корем (Пугачевский овраг), где прятались от преследования правительственных войск местные участники пугачевского восстания. Причем народная молва указывала на местоположение этого оврага довольно переменчиво.
(легендарный Пугачев корем)
По рассказам местных жителей после поражения под Казанью пугачевцы долго прятались в окрестных лесах и болотах, так как правительственные отряды искали и ловили повстанцев по всем деревням (см. легенду про Чапай куп). По другим преданиям царские отряды даже прочесывали деревни и досматривали крестьянские избы, чтобы найти награбленное добро (которое явно не имеет отношение к крестьянскому быту), а также повстанцев, которые были ранены или покалечены в битве под Казанью. Все эти улики были основанием для самых строгих наказаний по отношению к повстанцам, поэтому все сокровища бывшие пугачевцы прятали в непроходимых чащах до будущих времен, когда закончатся преследования. От этих событий и произошли многочисленные легенды о кладах и богатствах, сокрытых в лесах, болотах и озерах в окрестностях Галицкого тракта. Мало того, периодически ходили слухи, что какому-то счастливчику удавалось добыть закладуху с золотом или серебром, что, конечно, ничем не подтверждалось, так как тот, кто нашел богатство, этого афишировать не будет!
От этих событий в окрестностях Шигаково народная память до сих пор сохранила название оврага, где скрывались такие беглецы – Пугачёв корем. Он находится на восток от Шигаково в сторону деревни Кожлангер в русле небольшого пересыхающего ручья (вероятно, раньше тут была речушка, впадающая в Юшут, но с вырубкой лесов, возделыванием полей – она пересохла, и сейчас бывает только весной). Раньше в этих местах стоял густой и непроходимый лес, который позднее отступил за реку Юшут, поэтому пугачевцы рыли в склонах оврага землянки, и при любой опасности убегали в эти места. Позднее в глухом лесу образовался починок, где уже стояла пасека, держали скот и корчевали лес. От него и появилась деревня Кожлангер, что в переводе с марийского: деревня на берегу реки в еловом лесу (от Кожла – еловый, енгер - река).
(легендарный Пугачев корем)
Так вот (продолжаем начатый рассказ), при строительстве кирпичного завода произошла такая история. Отчасти этот случай поведала мне моя мать, немного другую версию рассказал бывший житель Б.Шигаково – Евгений Алексеев. По этим рассказам произошло следующее. В те годы работы велись в основном вручную, но из-за неровности местности, для земляных работ привлекали трактор. Также трактором корчевали большие пни, которые остались здесь при вырубке леса. Край строительной площадки как раз затрагивал один из местных оврагов (может, это и был Пугачев корем, но достоверно неизвестно).
При помощи техники место под фундамент цеха удалось подготовить быстро, но когда начали чистить и корчевать пни на прилежащей территории, то выкопали небольшой медный ящичек, который по виду был явно старинного происхождения. Стенки ящичка от длительного лежания в земле окислились и позеленели, но рабочие сразу заметили, что он кованный, а не сварной, а по той же примете многие быстро догадались, что здесь пахнет кладом. Было «кондовое» советское время, была дисциплина, опять же, только что прошедшие сталинские времена не давали никому расслабиться – особо никто не горел желанием подходить к этой находке, а тем более претендовать на неё. Мало того, народ знал, что на многие клады налагались проклятия, сглазы, особые заклинания, а уж, марийцы на такие вещи сильны были в любые времена! Рабочие только окружили клад, рассматривали его со всех сторон, но трогать этот ящичек никто не решался, мало ли кто и при каких обстоятельствах положил это здесь!
Заминку в работе увидел начальник строительного участка, который пришел разобраться – почему остановилась работа, когда сверху спущен план, а сроки «трещат по швам»? Он стал разгонять людей по своим рабочим местам, но тут и сам заметил эту странную находку. Чтобы ликвидировать заминку в работе, он приказал двоим работникам с помощью лома вскрыть этот ящичек, но те двое наотрез отказались, сославшись на непонятные для начальства суеверия и «проклятия», якобы наложенные на эту находку бывшими хозяевами. Когда начальник пытался заставить и других это сделать, то и остальные также отказались – все разошлись работать по своим местам, лишь бы не связываться с этим «добром»!
Начальник был человек партийный и атеист, и, конечно, не верил в эти старухины бредни про проклятия и сглазы, чертыхаясь и грозя рабочим взысканиями, он сам взял ломик и попробовал вскрыть запор на ящике. Вероятно, ему самому хотелось первому увидеть, что хранится в этой закладухе, а если и повезет, то получить какую-нибудь долю от найденного богатства, или, на худой конец, хотя бы получить благодарность за сданные государству ценности! Запор, однако, был достаточно крепкий, несмотря на то, что клад долго пролежал в земле, поэтому пришлось какое-то время повозиться, чтобы разбить его. А работники, хотя и разошлись по своим местам, однако с любопытством наблюдали за начальником, ведь всем было интересно, что они раскопали на склоне этого оврага. И вот, как только начальнику удалось сбить этот запор, то люди увидели, будто синеватый огонёк из того ящичка во мгновении ока пробежал по запору, потом прыгнул на лом, и уже после коснулся самого человека, быстро-быстро, будто электрическая искра! Всё произошло за один миг, и в ту же секунду начальник рухнул на землю и выронил лом. Все подбежали к нему, пытались растормошить, сделать искусственное дыхание, но всё тщетно – он уже был мёртв!
После этого уже тем более никто не трогал эту опасную находку – об этом сообщили в милицию. Милиционеры приехали, пытались провести дознание о причине гибели начальника строительного участка, но поскольку на его теле не было обнаружено никаких ран и повреждений, то списали всё это на обычный сердечный приступ, мол, разволновался человек радостью великой, когда нашёл клад, вот и приступ произошёл!
Понятно, что рабочие промолчали о странном «синеватом» огоньке и о заклятом кладе, да и кто бы в то атеистическое время поверил бы в эту брехню, да и вообще особо много тогда не болтали, хотя времена уже были хрущёвские. Интересно, что после этого случая милиционеры запросто погрузили на свою машину этот загадочный ящик и увезли его уже без всякого вреда! По народному преданию, мол, этот клад был заклят на одну человеческую жизнь, и после гибели человека, что первым попытается открыть его, другим людям уже открывается доступ ко всем сокровищам, что были спрятаны долгие века в Шигаковской земле.
Однако про сами сокровища история умалчивает, никто из рабочих и местных жителей так и не узнал тогда, что хранилось в этом ящике. Находку, мол, как увезли в милицию, так и след её простыл! А поскольку случай был связан с гибелью начальника, то рабочие просто побоялись обратиться к властям по вопросу вознаграждения за найденный клад, а, может, верили в ещё действующее заклятие, что сохранилось на этих сокровищах, ведь человек реально умер не совсем понятной смертью! Так, загадка этого клада осталась нераскрытой до сих пор…
Зато между собой рабочие ещё очень долго обсуждали этот случай - он обрастал слухами и новыми подробностями, и, наверно, от него и пошла новая волна преданий и легенд про Пугачёв корем. Действительно, именно тогда, местные жители по-настоящему поняли, что все легенды про пугачевские клады в Лушморской стороне имеют вполне реальную основу. А если учесть, что находки неоднократно имели место на Старом Казанском (Галицком) тракте (например, на каменном карьере около Устья Юшута), то это побуждало краеведов занимались поиском и записью местных преданий и реальных историй про клады, как в Лушморской волости, так и на Кленовой горе. Такие легенды были описаны, например, Олегом Чубарёвым, Николаем Москвиным, В.Ю. Лапиным и Айзенвортом. Также про реальные случаи, когда находились старинные медные и серебряные монеты в окрестностях Старого Казанского (Галицкого) тракта писалось в советское время в районной газете «Передовик».
Что касается кирпичного завода в Б.Шигаково, то он проработал чуть более 10 лет, и был закрыт в конце 60-х годов, так как там иссякли местные запасы глины (хотя по некоторым данным там всё же сохранились пласты кирпичных суглинков, пригодных для производства, например, керамических труб). Оборудование было перевезено в другое место, но почти до наших дней сохранились остатки фундамента предприятия, что немного севернее самой деревни. Всех рабочих (в том числе и мою мать) не выкинули на улицу безработными, как это стало обычным делом в нашу демократическую и гуманную эпоху, а перевели с сохранением всех «выработок» и стажа сперва в Мушмаринский ЛХ, а потом на Красногорский Завод Автофургонов (сейчас «Красногорский КАФ»). На нём моя мать достойно проработала до самой пенсии, получив звание «Ветеран труда» и множество грамот и благодарностей.
В посёлок Красногорский они полностью переехали и перевезли дом в 1967 году, в 1968 году мать вышла замуж за моего отца, а в 1969 году родился я.
В детстве мы не раз бывали в Шигаково, где заходили в гости к знакомым матери, и даже ночевали в этой деревне. В те годы деревня была многолюдной, действовала 7-летняя школа, работал медпункт и магазин. По весне, в самую распутицу, по главной улице деревне разливался большой ручей, такой, что было затруднительно его перейти даже в высоких сапогах. Помню, что недалеко от деревни в лощине располагался хороший орешник.
В мае 1975 года умерла моя бабушка, и её похоронили на Шигаковском кладбище – тогда там был «татарский» участок, уже сейчас местных татар хоронят на Красногорском кладбище.
Также на Шигаковском кладбище в 70-х годах был построен мемориал погибшим от ран войнам в эвакуационном госпитале поселка Красногорского (эвакогоспиталь N 3071), за время войны и после неё там умерло около двухсот человек. Каждый год 9 мая на кладбище организовывали пионерскую линейку, читались лекции в память погибших в Великой Отечественной войне, возлагали венки на могилы погибших, и проводили дежурства по уборке мусора и ремонту территории.
Всё это было ещё в советское время, сложно представить, что сейчас творится на Шигаковском кладбище…
В Книге памяти Госпиталя числилось множество бойцов из самых разных уголков СССР, например, там был похоронен Кузнецов Михаил Егорович из Красноярска, он родился в 1907. Умер от ран в ноябре 1943. Похоронен на Шигаковском кладбище (Звениговский район).
(памятник раненому воину около Госпиталя ИОВ в пос. Красногорский)
Хочется оценить огромную роль летописца п. Красногорского и руководителя поискового клуба – Аксёновой Галины Алексеевны в работе по поиску родственников погибших (кстати, мать легендарного Алексея Аксенова, который спас многие экспонаты краеведческого музея, например, самодельные лыжи А.А.Александрова, которые теперь хранятся у Кочующих).
За сорок лет поисковой работы Г.Аксеновой вместе со штабом “Поиск” из красногорского Дворца творчества юных найдены родственники многих солдат, похороненных на Шигаковском воинском кладбище, умерших от ран в Красногорском эвакогоспитале № 3071, а также места захоронения погибших на войне красногорцев. Мальчишкам и девчонкам писали полные благодарности письма из разных городов и бывших республик СССР, люди приезжали в эти края сами - поклониться могилам на Шигаковском кладбище.
Богатый исторический материал, собранный красногорскими следопытами, вошел в три тома “Книги Памяти” Звениговского района и частично использован в Йошкар-олинской книге памяти. Об истории поселка, учреждений и предприятий, о героях труда, о знаменитых красногорцах прошлого и настоящего могут рассказать в штабе “Поиск”. Обширен и личный архив Галины Алексеевны, включающий сведения из истории не только поселка, но и района, республики. Недаром за историческим материалом к Г.Аксеновой часто обращаются школьники, студенты, учителя, руководители предприятий, сотрудники администрации, городских и районных военкоматов.
(мемориал погибшим от ран солдатам на Шигаковском кладбище)
На Шигаковском кладбище в апреле 1939 года был похоронен натуралист и исследователь кленовогорских источников и целебных грязей – Александров Андрей Александрович (материал о его жизни и исследованиях также собран клубом «Поиск» и Г. Аксёновой).
Следует отметить, что Шигаковское кладбище очень старинное, в древности в этом месте хоронили только мари-язычников, потом рядом стали хоронить и крещенных мари, а также русских. Уже после революции тут открыли и татарскую часть кладбища. Рядом с кладбищем располагалось старинное марийское Кереметище, про которое также рассказывались предания и реальные случаи из жизни сельчан. Рассказ про это и про Старинный Казанский (Галицкий) тракт мы продолжим в других статьях.
ИСТОЧНИК:
Предания записаны от лица Капитана Кочующих при помощи Сергея Карпеева.
Фото Кочующих.
Фото Николая Владимирова, Светланы Бурдиной.
Вложение | Размер |
---|---|
Красногорский | 162.11 КБ |
Шигаково | 148.03 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 7277 просмотров
Комментарии
Хорошая история
>вообще особо много тогда не болтали, хотя времена уже были хрущёвские
Ахат, при хрущеве, например, церквей порушили в разы, а историки приводят цифры, что в десятки раз больше чем при всех остальных руководителях СССР. Про все остальное вообще молчу.
Может исправить, на:
тем более, что времена были хрущевские?
имеется в виду...
тут надо понимать, что при Хрущёве началась либеральная болтовня, как в прессе, так и в среде интеллигенции, ну, а потом и в народе...
этого при Сталине не было,
и такая болтовня довела страну до гласности и перестройки, со всеми печальными результатами!
Отправить комментарий