Легенда про разбойника Актугана
Сколько в древности было на Руси дорог, трактов и большаков, и, наверно, большую их часть окружали легенды о страшных лесных разбойниках, которые сторожили одинокого купца в чаще дикого бора. У кого угодно заледенеет в жилах кровь, когда услышит этот несчастный разбойничий посвист в ночной тишине. И готов человек отдать всё своё добро, только бы не лишиться главного – Живота своего!
Достаточно было разбойного люда и в нашем глухом заволжском краю. Бежали сюда крестьяне и прочий люд из центральной России, спасаясь от крепостного гнёта, от непосильных налогов, а то и от произвола любого чиновника. Много тут было и беглых каторжан. Бытописатель Заволжья Андрей Мельников-Печёрский красочно и сочно пересказывал множество народных легенд о лихих ватагах на Волге, о коварных лесных атаманах, которые имели такие сильные отряды, что даже брали укрепленные монастыри и небольшие остроги. Мол, даже пушки у них были огненного боя!
(Заволжский Кокшайский тракт на карте Стрельбицкого)
А за легендами о разбойниках обязательно следом ходят предания и о зарытых и спрятанных кладах, что покоятся либо на дне глухих оврагов, либо под приметным камнем, которые сдвинуть не под силу и дюжине молодцов, то ли на островке среди непроходимого болота, то ли на самом дне зачарованного лесного озера.
Таков будет и наш сказ о разбойнике Актугане, что промышлял на Заволжском Кокшайском тракте, и держал в страхе казанских и кокшайских воевод и купцов, что имели отвагу ездить этой дорогой.
(часовня в деревне Илнетуры)
Легенда гласит о том, что родился Актуган в глухом одиноком илеме, что располагался недалеко от реки Илеть. В те стародавние времена в низовьях Илети была настоящая таёжная глухомань, и отец его занимался охотой и рыбной ловлей. От рождения Актуган был помечен судьбой – родился он с копной белёсых волос, от чего и получил такое имя – Актуган, то есть, рожденный белым. По преданию именем Актуган называли, как правило, лучших лошадей белой масти, которых собирались принести в жертву своим богам.
Однако случилось несчастье, ещё не было мальчику года, как на охоте от лап свирепого медведя погибает его отец. Всю заботы о сыне на себя взяла мать, братьев и сестер у Актугана не было. И однажды на рыбной ловле она простудилась, заболела и слегла. Медицины тогда никакой не было, да и помочь ей никто не мог – через короткое время и она умерла. Так, когда Актугану было едва 4 года, он стался круглым сиротой. Любое малое дитя погибло бы в таких тяжких условиях, но тут случилось настоящее чудо – мальчик так приспособился жить в лесном логове, что стал настоящим маугли, и как обычный зверёныш охотился, рыбачил и питался всем, что может дать Природа-мать. Да и от рождения Актуган был необычайно крупного роста, крепкого телосложения и отличался сноровкой и ловкостью.
(река Илеть около деревень Коротково и Илнетуры)
Только Богу известно, как он прожил в одиночестве более десяти лет, в любую погоду ходил босым, одевался в звериные шкуры, ел сырое мясо и рыбу, а не было этого – питался ягодами, грибами, мохом, желудями, древесной корой. По-человечески понимал очень плохо, а говорить и совсем не мог. Те охотники, которые случайно встречали его в чащобе, страшились и дивились такому невиданному существу, и старались обходить его стороной. Кто-то считал его Овдой, а кто и настоящим лешим (тыргылтышем), который мог и деревом обернуться, а также знал язык зверей, птиц и растений.
Сам Актуган никого не боялся и считал себя хозяином леса, где медведь, лютый волк и дикий вепрь уступали ему дорогу! А когда вошел он в полную зрелость, то совсем не стало равного ему в силе: ни среди лесных зверей, ни среди людей! Ударом кулака мог он остановить несущегося навстречу кабана, легко перекидывал огромную колоду через широкую реку, шутя, играл с многопудовой дубиной, перекидывая её из руки в руку. По своей мощи стал он похож на древних марийских богатырей, о которых люди ведали только из легенд и преданий.
(часовня в деревне Илнетуры)
С людьми он общался редко, деревень в том краю было мало, да и жильё своё люди пытались спрятать среди непроходимых чащ и болот, опасаясь непрошенных гостей. Единственно, что интересовало Актугана у людей – это железо, ради него готов он был принести в обмен хоть гору звериных шкур.
Так и жил бы он в лесной глуши, но пришла беда и в этот затерянный край. Появились в окрестных местах чужие люди в неведомых одеждах и с невиданным досель оружием! Поздно почуял беду Актуган, когда уже загрохотали вдали громы, и запахло дымом от ближнего селения, куда чаще всего он и наведывался. Добрался туда Актуган – вся деревня была разорена, а жители – кого побили, а кто еле успел разбежаться по чащобам да дальним охотничьим землянкам. И вдруг услышал он из темного оврага, как бы доносится стон, спустился в него – там, в кустах, лежала раненая девушка. Пожалел её Актуган, взял на руки и отнес в своё жилище, и там, как мог, перевязал раны. Так получилось, что осталась та девушка жить у него, как только выздоровела, ну, вроде как жена.
(деревня Илнетуры - Элнеттур)
С тех пор стали жить они в лесном логове вдвоем, понемногу Актуган стал разговаривать и есть человеческую пищу. Но затаил он глубокую обиду на незваных гостей, что посмели напасть на его сторону. И стал он караулить на большой дороге, что проходила в том краю, почтовые тройки, служилых людей, купеческие обозы и небольшие отряды. Как вихрь налетал он на любых чужаков и огромной дубиной сметал всех на своём пути, многие ничего понять не успевали. А кто успевал спастись, то рассказывал потом жуткие истории про огромного дикаря, одетого в звериные шкуры и белого как лунь, что словно лютый вепрь налетал на караваны, оглашая окрестные боры ужасным рёвом, и никто не мог ему противостоять. С тех пор и понеслись по всему Заволжскому тракту легенды и были про разбойника Актугана, что сел на этом большаке и не пропускает ни конного, ни пешего.
Не то что ночью, а даже и днем не стало покоя на этой дороге. Дремучие чащи окружали Заволжский тракт с обеих сторон, только редкие деревни встречались на пути, и откуда угодно мог напасть лесной богатырь на зазевавшихся путников. Разгромив караван, Актуган мог взять себе понравившуюся вещь, красивое оружие, золотое или серебряное украшение. Товары или деньги, как таковые, его не интересовали, он ничего не покупал. Всё добро уносил он в своё жилище и дарил жене, разве что оружие оставлял себе. А супруга уже родила ему сына, который также рос настоящим богатырем, а вместо игрушек у него были золото, серебро и обычные медяки.
(озеро Упшер - рядом с деревнями Коротково и Илнетуры)
Долго ли, коротко ли, всё это продолжалось, нам неизвестно, но прознало про местного «Соловья-разбойника» казанское начальство, и определило оно направить для охраны этой дороги стрелецкий отряд. Но и целый отряд не мог ничего сделать на длинном большаке: держал он караул в одном месте, а разбойник буйствовал в другом, а там ищи ветра в поле. Лесные дебри были для Актугана домом родным – никак не удавалось напасть на его след, аки волк рыскал он по тёмным ельникам и по осиновым урочищам, и появлялся там, где его не ждали, а потом также бесследно исчезал.
Совсем покоя не стало на этой дороге – купцы предпочитали добираться до Кокшайска через Галицкий тракт, а стрельцы, напуганные рассказами о могучем лесном дикаре, даже малым отрядом страшились показываться на проселочных дорогах. Про то, чтобы зайти в дебри – и мысли не могло быть!
Снова прошло много времени, но никто не мог справиться с Актуганом.
Надоело это губернскому воеводе, а история эта творилась почти у Казани – у него под носом, и повелел он пойти на хитрость. Мол, для вида по тракту пускай едет торговый караван, с бубенцами да колокольчиками, чтобы на всю округу было слышно, а позади его тайно и бесшумно двигался бы достаточно сильный конный отряд, который, в случае чего, мог бы быстро прийти на помощь.
Как повелел воевода, так и было сделано…
Не ведал военных хитростей Актуган, как обычно вылетел он на чужаков из заповедной чащи и стал тяжелой дубиной сокрушать всё на своем пути. Караванщики разбежались кто куда, но тут навалилась на него сила ратная: кто из пищали стреляет, кто саблей рубит, кто пикой колет! Трижды разбрасывал Актуган могучими ударами нападающих воинов, уже много их было побито и покалечено, но силы были неравные, и сам разбойник уже был изранен и исколот, и силы оставили его. Повалили его на сырую землю, но убивать не стали, очень хотелось показать такое чудище воеводе и казанскому люду. Скрутили Актугана по рукам и ногам многими сыромятными ремнями, погрузили на подводу, и под сильным караулом повезли в Казань. И всю дорогу, как его везли, кровь лилась на землю и оставляла след.
(мост через Илеть на бывшем Заволжском Кокшайском тракте)
Очнулся Актуган в казанской слободе, попытался подняться, но ремни не давали это сделать, тогда со страшным рёвом рванул он руками и ногами – и лопнули ремни от силы богатырской. Но и караул не дремал, снова накинулись на него служивые и стали бить, кто чем мог. Несколько раз лесной разбойник разбрасывал нападающих могучими кулаками, но супротив мечей и сабель не устояла человеческая плоть, и пал Актуган бездыханным, чтобы не быть посмешищем на глазах у толпы!
Недалеко от этого места его и похоронили, ходили слухи, что потом долго то место или слободку называли Актуганово, может и сейчас этим именем называется улица в Казани, а может всё уже давно позабыто, ведь столько времени утекло с тех пор…
Но не сгинул в лесном краю род Актугана, от его сыновей пошло многочисленное потомство Актугановых на пути Заволжского Кокшайского тракта. По преданию его предки основали деревню Илнетур, что расположена у красавицы Илети, совсем недалеко от деревни Березняки, где раньше был паром на Заволжском тракте. Много Актугановых встречаются в окрестных деревнях и сёлах, встречаются они и в Казани – от одного из них (он учился в Медицинском институте) мы и услыхали эту Легенду!
Но предания на этом не закончились. До сих пор в этих местах живы легенды об актугановых кладах, что оставил могучий разбойник на Заволжском тракте от деревни Часовенная до Березняков, и в окрестных лесах. Молва утверждает, что ни гроша не потратил разбойник из добытых сокровищ, поскольку по своей дикой жизни даже не знал цены ни деньгам, ни драгоценностям – ничего за всю свою жизнь не покупал и не продавал Актуган, а злато да серебро брал он только из баловства и любопытства. По той причине и хранил он в своих лесных тайниках и берлогах всё это «барахло», а как погиб он, то и взять эти богатства стало некому! Разве что жена Актуганова попользовалась немного тем добром, чтобы вырастить детей, да и потом от греха подальше забыла про них, чтобы самой не пропасть.
Были потом и другие разбойники на этом тракте, много тут ошивалось всякого беглого люда, было дело, что и лихие ватаги держали в страхе этот большак чуть ли не до Казани – не зря всякий купец и торговец долго молились и ставили свечи у приметной Часовни (д.Часовенная), чтобы Бог сохранил в пути от лютой погибели. Но больше таких известных и легендарных героев этот край уже не знал. А вот за кладами Актугана много разных людей охотилось, но в этом деле, как известно, больше слухов да досужих домыслов чем правды. В стародавние времена здесь были болота топучие, да чащи непролазные – мало ли куда мог спрятать Актуган свою добычу. Кто-то говорит, что много золота Актуган выбросил в Илеть, да за такое время давно это перемыла речная вода и песком занесла. Были слухи, что скрыл он многие сабли и мечи в бездонном болоте, чтобы никто не мог больше достать его. Кто хочет, пускай идёт и проверяет, а наше дело маленькое…
Легенду рассказал Дмитрий Афанасьев (по матери - Актуганов) из деревни Илнетур.
Литературную обработку легенды сделал Сергей Карпеев.
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 8399 просмотров
Комментарии
Спс за рассказ, с
Спс за рассказ, с удовольствием прочитал :) У меня дядя живет в 30 метрах от этого моста и 10 метрах часовни. У него фамилия Актуганов и улица тоже Актуганова! Все фотографии знакомы, на этой неделе поеду к нему в гости отдыхать :)
Только непонятно, почему деревню Ильнетуры, вы называете в рассказе Илеттуры?
это мы...
это мы на татарский лад,
уже всё поправили!
спасибо за подсказку!
Отправить комментарий