Священная гора Чембулат
Предисловие:
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 11, толщиной в 36 аршин, напоминающий издали человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь, военный предводитель и руководитель укрепленного городка Чембулат - богатырь (слово "Чембулат" состоит из двух частей: "джум"- муж и "булат" - сталь, то есть "Человек, твердый как сталь").
Марийцы верили, что Чембулат при жизни обладал не только могучей силой, ловкостью, быстротой, но и умением находить нужные слова, способные умилостивить божества. Считалось, что своей праведной жизнью еще при жизни он заслужил признание богов и получил возможность лицезреть их и общаться с ними.
Чембулат якобы обладал способностью творить чудеса, имел лыжи-самоходы.
Перед смертью заступник народа, как сообщает предание, уходит в горы и перестает общаться с людьми. В канун своей смерти богатырь сам себя замуровал в одном из подземелий, забрав с собой несметное войско, слуг, домашних животных.
Священная гора Чембулат
МАРИЙСКАЯ ЛЕГЕНДА ПРО ЧЕМБУЛАТА
Зимою среди белоснежной пустыни, а в летнее время среди зелени весёлых полевых цветов возвышается над тихой речкой утёс Живой камень.
Не всегда, однако, бывало пустынно вокруг него. В давно минувшие времена здесь были большие селения черемисского народа, и жил среди них могучий и славный богатырь по имени Чумбулат. Человек он был простой, трудолюбивый и тихий в обычное время, но, как только неприятель угрожал нападением на родную страну, богатырь поднимался на её защиту. Верхом на буром коне c косматой белой гривой, вооруженный с головы до ног, Чумбулат выступал впереди своего народа, непобедимый и грозный, и всякий раз быстро сокрушал врагов и обращал их в бегство.
Долго жил богатырь на свете, оберегая свою родину и народ, но пришла и ему пора умирать. Собрались вокруг него черемисы, плакали и скорбели о нём, а он утешал их:
- Не бойтесь. Я никогда и мёртвый не дам вас в обиду. Когда плохо придётся, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: 'Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!' Я встану тогда и обороню вас.
С этим и умер Чумбулат.
Торжественно похоронили черемисы своего богатыря в каменной круче в полном вооружении, какое надевал он на битву, похоронили вместе с бурым конем его, белохвостым, с косматой гривой. В каком виде выступал он, бывало, против врагов, в таком и похоронили его. Справили по нему богатые поминки и долго оплакивали тяжелую потерю:
- Не стало среди нас великого Чумбулата! Нет с нами нашего богатыря!
Шло время. Всё было благополучно, и мало-помалу Чумбулата начали забывать. И забыли бы о нём, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать черемисов непролазным кольцом. Вспомнили они тогда о своём богатыре, побежали к скале, к могиле его, и стали громко звать на помощь:
- Вставай, Чумбулат! Вставай, враги у ворот!
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, и появился из тёмной расщелины Чумбулат на коне своём, в кольчуге и шлеме, со щитом на руке, с копьём у стремени, с мечом над головой. Бросился он на чужих, колол, рубил, топтал обезумевших от страха врагов и быстро обратил в бегство неприятельское войско. А когда опасность миновала, Чумбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале; снова замкнулась она за ним и поглотила его вместе с конем.
Священная гора Чембулат
Много времени прошло. Когда наступала беда, всякий раз Чумбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чумбулата. Начали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря:
Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Дрогнула скала. Выехал Чумбулат на коне, в полном вооружении. А неприятеля нет. Ни направо, ни налево - нет никого. Повернулся тогда богатырь и молча поехал обратно к горе и исчез в ней.
Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страху, и хохоту, и сколько потом всяких рассказов! Стали опять играть в войну и опять вызвали Чумбулата.
Выехал снова на их зов богатырь. Не видя опять врага, он нахмурился и сердито повернул коня обратно.
Мало и этого показалось мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря:
- Вставай, Чумбулат! Враги у ворот!
Затряслась земля. Со страшным грохотом развернулась гора, и выехал оттуда разгневанный Чумбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы - только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы в ужасе сбегались на грохот.
Увидел их Чумбулат и крикнул им:
- Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаться начали, понапрасну меня тревожить! Помните: ухожу теперь от вас навсегда!
Опустил Чумбулат свой победный меч, повернул коня и скрылся в скале.
Не стало с тех пор у народа защитника. Начались войны, некому было заступиться за черемисов. Молчалив стал и тих серый утёс над рекой; оброс он снизу мхом и травой, где шелестят иногда ящерицы, а на вершине его садится отдыхать дикий ворон.
Но не пропали надежды у черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время - забудет Чумбулат обиду и защитит народ свой от всякого врага. Потому и зовётся этот камень Живым, что жива за ним великая сила и в народе не умирает вера в счастливое будущее.
Священная гора Чембулат
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда
(Моление приверженцев Марийской традиционной религии состоялось на горе Чумбылата в Советском районе Кировской области 11 июня 2010г.).
Марийцы являются, пожалуй, единственным народом в Европе, у которого сохранилась традиционная вера предков (МТР) - Марий Юмын йÿла. По статистике, более 15 процентов жителей Марий Эл считают себя приверженцами МТР. Впрочем, жрецы-карты утверждают, что в священные рощи - кюсото, где происходит общение с марийскими богами, приходят не только чимари («чистые» марийцы), но и те, кто посещает православные храмы – таких называют двоеверами. МТР считает, что любой мариец, какой бы он веры не придерживался, является «своим» и может всегда поклониться богам, на помощь которых уповали его предки. МТР официально зарегистрирована как общественная организация. В самой Марий Эл 500 священных рощ получили статус охраняемых памятников. Существует жреческое сословие, выпускается литература.
География и легенда
Любознательный читатель, конечно, удивится: почему марийцы провели моление в Кировской области, а не у себя дома. Дело в том, что исторически марийцы расселены гораздо шире, чем территория нынешней республики Марий Эл, границы которой были определены в Москве в 1920-х годах. Так, 14 южных районов Кировской области являются местом традиционного проживания марийцев, сюда же следует отнести пять северо-восточных районов Нижегородской области. Марийцы жили и до сих пор живут в Костромской области и сопредельных с республикой районах Татарстана. Восточные марийцы живут в Башкортостане и в других регионах Урала.
Поворот на дорогу к горе Чумбылата с трассы Советск – Сернур
Как сообщила корреспонденту Инфоцентра FINUGOR.RU знаток истории и обычаев марийского народа Ираида Степанова, ранее возглавлявшая общественную организацию «Марий ушем», считается, что князь Чумбылат жил примерно в IX-XI веках и защищал свой народ от врагов (считается, что велись войны со степняками – с хазарами, печенегами и булгарами). После смерти он был похоронен в горе над рекой Немдой и со временем в сознании марийцев приобрел статус святого, а также имя Курык кугыза («Хранитель горы») или Немда курык кугыза.
Между прочим, такой же статус святого получил в МТР Иисус Христос, что напоминает ситуацию с индуизмом, также включившим в пантеон своих богов Назареянина (нелишне напомнить, что и ислам также включил И.Христа в состав самых почитаемых пророков).
Река Немда прорезает скалы Вятского увала, полные загадочных пещер
Столицей Чумбылата был город Кукарка (ныне Советск). При нем сложились традиции богослужения в МТР, порядок жертвоприношения. Он дал названия дням и месяцам марийского календаря, научил древних марийцев считать, словом, стал культурным героем народа.
Как пишет в очерке о посещении горы этнограф XIX века Степан Кузнецов, согласно легенде и после смерти князь-богатырь Чумбылат по просьбе марийцев выходил из горы и поражал нападавших врагов. Но однажды дети, подслушавшие у старших заклинание, вызывавшее героя, сами произнесли его без нужды – три раза. Разгневанный богатырь отныне перестал являться марийцам и теперь помогает своим потомкам только после проведения моления с соответствующими жертвоприношениями.
Несмотря на христианизацию Поволжья, крещеные марийцы продолжали посещать рощи и приносить жертвы – священники ничего не могли с этим сделать. Светские же власти предпочитали терпимо относиться к нерусским народам – лишь бы в империи царило спокойствие. Так, опубликованный в 1822 году Устав об управлении инородцев предписывал: «Не подвергать инородцев никаким взысканиям, если исповедуя христианскую веру, окажутся, по невежеству, в упрощении церковных порядков. Внушения и убеждения суть одни приличные в сем случае меры».
Однако в 1828-1830 годах митрополит московский Филарет пошел на обострение ситуации, одобрив меры по насильственному обращению марийцев в православие, несмотря на то, что губернатор Вятской губернии получил указание самого императора Николая I: «чтоб людям сим… никаких притеснений чинимо не было» [цит. по очерку С.Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария». – прим. авт.]. По предложению митрополита Святейший Синод Русской Православной Церкви направил определение министру внутренних дел империи, и уже последний предписал взорвать скалу на вершине горы Чумбылата. В 1830 году местный исправник вместе с подручными заложил несколько шурфов, заложил в них большое количество пороха и взорвал скалу, впрочем, пострадала лишь ее верхняя часть. «Православие решительно ничего не выиграло от уничтожения Чумбулатова камня, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству», - констатировал при посещении древней святыни в 1904 году С.Кузнецов.
Новая угроза нависла над горой несколько лет назад, когда владельцы расположенного неподалеку карьера, где добывается щебенка, решили построить здесь цементный завод. Расширение производства могли привести к уничтожению сложенного из известняка утеса над рекой Немдой. Однако протесты общественности возымели эффект и грандиозные планы остались нереализованными.
Паломничество из Сыктывкара
Из столицы Коми на место моления автор этих строк ехал уже знакомой дорогой на автобусе по трассе Сыктывкар-Чебоксары. В селе Сернуре – одном из районных центров Марий Эл – меня встретили друзья, и на своей машине мы втроем добрались до горы Чумбылата. Как известно, путь к Богу полон испытаний – вот и мы в поисках дороги едва ли не час нарезали круги по карьеру, где огромные экскаваторы добывают щебень. Объехав цепь холмов, за которыми находилась священная гора, мы проскочили нужный и поворот уперлись в берег реки Немды прямо напротив весьма живописных скал, которые штурмовали дети – участники экологического лагеря из Марий Эл.
Но вера и упорство сломят все преграды: мы нашли правильную дорогу и оказались у входа в лес, покрывающий гору Чумбылата.
Под сень сосен ведет лесная дорога, которая вскоре выводит на поляну, где уже горят костры – в котлах над ними варятся принесенные в жертву гуси и каша. Вдоль деревьев устроен шагы - помост, на который карты складывают для освящения надыр (дары): хлебы, блины, мед, пура (квас), туара (выпечка из творога, напоминающая пасху) и читают скороговоркой молитвы о здоровье и благополучии прибывших на моление верующих и тех, за кого они просят у Курык кугыза. Карт Сернурского района Вячеслав Мамаев преспокойно выслушал моих друзей и, по их просьбе, помолился Чумбылату о здравии журналиста из Коми. Привезенный мной отрез ткани без проблем разместился на длинной перекладине вместе с другими платками, шарфами, рубашками и кусками материи – все это также было освящено в ходе моления.
Пока готовятся гуси и подъезжают паломники, мы осмотрели гору. Выход по тропе на оконечность утеса перекрыт из соображений безопасности. Вниз – в обход скалы – ведут вырубленные в земле ступеньки. С одной стороны путника оберегают деревянные перила. Несколько шагов – и мы оказались на небольшой площадке у самой скалы, которую украшает недавно установленный здесь металлический знак Тамга – состоящий из солярных символов традиционный марийский орнамент. Верующие прижимают ладони к скале и самому знаку, обращаясь в это время с мысленной просьбой к хозяину горы. Многие оставляют в расщелинах монеты, другие повязывают платки и полосы ткани на растущую невдалеке ель. Как пояснила И.Степанова, не возбраняется взять с собой маленький камешек, отколовшийся от самой скалы: эта частица древней святыни будет оберегать человека от несчастий. К духу Чумбылата напрямую – уже без помощи карта – обратился и я.
Лестница ведет вниз между деревьев. Склон очень крутой, поэтому приходится быть осторожным. У подножия утеса находится овраг, по каменистому дну которого в дождливое время протекает ручеек. Переходим деревянный мостик – и мы оказываемся на поросшей травой залитой солнцем поляне, где испокон веков проводились сами моления. Как выяснилось, на площадку в лесу наверху горы их перенесли недавно, чтобы пожилым людям было проще добираться до места.
В некотором отдалении от места спуска на берегу Немды находится священный источник. Вода его стекает в заводь, в которой яркими пятнами цветут кувшинки – как известно, весьма требовательные к экологии растения. Верующие подходят, бросают на дно источника монеты за себя и близких, омывают руки и умывают лицо, некоторые при этом произносят вслух короткую молитву. Все берут воду и увозят ее с собой.
Между тем от места моления вниз ведет еще одна тропа, гораздо менее утоптанная. Спускаясь по ней, мы совершенно неожиданно увидели еще один солярный знак МТР – третий по счету (первый встретился на входе в лес). Обходить гору и искать еще одну тамгу с четвертой стороны света мы не стали, но в душе пожелали Хозяину горы бестревожного покоя, прерываемого только на добрые дела…
Автору этих строк удалось узнать о некоторых аспектах МТР и моления Чумбылату непосредственно от знатоков учения. Как рассказала И.Степанова, до взрыва утеса моления посещало до 8 тысяч человек. На нынешнее прибыло более сотни верующих, что меньше, чем в прошлые годы, так как из-за особенностей лунного календаря МТР проведение моления пришлось на 11 июня, тогда как обычно оно проходит в начале июля. Ключевое понятие для просящего у богов и святых МТР марийца – перке, что переводится на русский язык как достаток. «Одним куском хлеба или блином могут насытиться многие, если на то будет воля Бога. Пусть материального будет мало, но – достаточно, - пояснила собеседница. – Поэтому мы просим и на хлеб перке, и на здоровье, и на деньги, и на скотину, и на пчел».
Обращения к Богам и святым МТР весьма действенны. Так, по словам И.Степановой, в прошлом году ее сестра обратилась к Чумбылату с просьбой помочь решить «квартирный» вопрос. «В течение года вопрос решился положительно, и теперь она приехала совершить благодарственную молитву, - отметила она. – Когда просишь о чем-то, надо потом обязательно прийти и поблагодарить за помощь – контакт между человеком и Богом должен быть». В этот момент разговора автор очерка понял, что ему – при благоприятном раскладе – придется через год везти на Немду хлеб, свечу, а то и гуся пожирнее…
Впрочем, верующие не должны перекладывать свои заботы на плечи богов и святых. Каждый человек должен неустанно трудиться над решением своей проблемы. «Человек должен работать, конкретизировать свои мысли, соблюдая ритуалы – тогда придет благополучие», - подчеркнула И.Степанова.
Как рассказал карт Мари-Турекского района Марий Эл Михаил Айглов, другим ключевым понятием МТР является внутренняя энергия всех вещей и явлений природы «Ю». Она пронизывает все сущее, является основой всего, благодаря потоку этой энергии осуществляется контакт человека с Космосом (по мнению автора этих строк, этот феномен марийской культуры аналогичен дао китайцев, брахма индусов). По его словам, концентрировать Ю могут не только карты, но и колдуны (ю-зо!), направляя ее на злые дела. Так, до сих пор такие ворожеи наводят порчу на людей. Очистить себя и черпать космическую энергию лучше всего на природе, тогда как городская среда лишает человека контакта с ней, убивает его.
Карт резко раскритиковал современную цивилизацию, выросшую в недрах христианства. «Западная цивилизация переделывает природу, губит ее. Люди забывают, что они – живая плоть, а не металл, не механизм. По телевидению пускают такую информацию, что люди с ума сходят, деградируют, - заявил жрец. – К сожалению, Запад привлекает наших управленцев и ученых, и в нашем обществе образуется вакуум. И все-таки энергоинформационное поле у нас не так сильно искажено, как на Западе. Только с нашей традиционной верой можно сохранить природу в первозданном виде. Детей наших надо почаще выводить на природу, причем без громкой музыки, как привыкла современная молодежь – все это вредные для сознания и организма вибрации».
Как пояснил собеседник, не поддерживающие контакт с природой люди просто умирают до срока своей жизни. «Только в моей родной деревне за последние годы умерло 13 молодых человек – они не ходили на моления, не приносили в жертву гусей, уток. Христианство осуждает такие жертвы, но ведь в Ветхом Завете ясно написано, что Богу положено приносить в жертву лучших животных, без порока», - сделал неожиданный экскурс в библеистику М.Айглов (однако в Ветхом Завете же указано: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно…», а Новый Завет и совсем отменил внешние жертвы, принеся в жертву Божественного Агнца).
Между тем гуси и каша благополучно доварились, мясо отделили от костей и снова кинули в котлы. Наступило время моления. Люди, многие из которых были одеты в красивую белую одежду с национальной марийской вышивкой, встали полукругом возле помостов с приношениями. Сгруппировавшиеся у помоста карты обратились к верующим, поясняя особенности обряда, после чего те встали на колени, подстелив себе еловый лапник или плотную материю. Жрецы обернулись к помосту. Карт В.Мамаев начал читать длинную молитву. Оказалось, что моление на горе Чумбылата проводит община Сернурского района, поэтому его возглавил молодой В.Мамаев, а не верховный карт МТР Александр Таныгин, разумеется, присутствовавший тут же.
Размеренная скороговорка молитвы карта погружала в некое состояние транса, протекавшего в окружении спокойствия леса. Устремленные ввысь деревья, чистый воздух – все настраивало на очищение души, помыслов, общение с древним князем-заступником… Периодически карт заканчивал фрагмент молитвы ритуальной фразой «…посодействуй, Юмо!» [Ош Поро Кугу Юмо – Великий Светлый Добрый Бог. – прим. авт.]. В этот момент все карты и рядовые верующие кланялись, обнажая головы.
После того, как молитвы произнесли несколько картов, В.Мамаев взял с помоста немного кусочков от разных приношений и бросил их в костер: так боги марийцев и дух князя Чумбылата вкусили их в иной реальности. Затем еду вкушают обычные верующие: в этом ритуале каждый мариец воссоединяется с Ош Поро Кугу Юмо и созданной Верховным Богом природой. В ходе моления человек духовно очищается и приводит свои мысли и чувства в состояние гармонии с окружающим миром, настраивается на волну вселенской энергии Ю.
Некоторые правила посещения священной горы Чумбылат:
На моление вы можете прийти только после очищения тела. Поэтому накануне обязательно посетите баню. Приходить в неопрятной, нечистой одежде нельзя. Моление – это праздник души, поэтому и одежда должна соответствовать этому.
В честь такого события наши предки одевали самые красивые национальные костюмы и украшения. Женщинам нельзя быть в брюках и с непокрытой головой.
Не разрешается появляться в нетрезвом виде или приносить алкогольные напитки. Принимать такое зелье в этот день нельзя. Нельзя курить в святом месте.
Для того, кто приходит сюда с открытой душой, с чистыми помыслами, моление будет благодатным. Здесь нельзя никого обсуждать, осуждать, повышать голос, ругаться, иметь в себе зло. Нельзя много разговаривать. Общаются душа и Бог! Пусть в вашем сердце будет добро и любовь.
Наслаждайтесь природой! Не разрешается собирать грибы, ягоды, рвать травы, цветы, ломать ветки деревьев. Здесь всё первозданно, неприкосновенно!
На территории святого места нельзя ходить по нужде. Для этих целей найдите место подальше.
Прежде подойдите к святому источнику у подножия горы на берегу реки Немда. Бросив монету, попросите Дух Воды очистить и дать живительную силу воды для Вашего здоровья, здоровья Вашей семьи. Затем сполосните руки (три раза), умойте лицо (три раза), и попейте водицы (нечётное количество глотков). После этого наберите в свою посуду воды, поклонитесь и поблагодарите источник.
Подойдите к Святому камню. Древняя легенда гласит, что именно здесь был захоронен князь, воин и покровитель марийцев Чумбылат-богатырь. Приложите руку к древнему, испытавшему многие невзгоды, камню. Ощутите его величие и силу!
Главное дерево в святой роще – онапу. Он отмечается особым поясом. Около онапу располагается своеобразный стол, куда пришедшие на моление размещают свои угощения (хлеб, блины и т.д.)
ИНФОРМАЦИЯ ОТ ЛЬВА КИНДУЛОВА ПРО ПЕЩЕРУ:
Около места, называемого камень Чембулат.
Немда, недалеко от переката за скальным массивом, в лесу. Вход в пещеру находится на дне карстовой воронки. Фотографировали меня сверху вниз. Узкий вход, на глубине метра 4 - два ответвления метра по 3. У самого входа - дыра см. в 40, из нее дует. По рассказам кировских скалолазов (лагерем под скалами стояли), эта дыра - вход в большую систему.
Спелеологи проникли в нее, но не дошли до конца (данные на 2008 г.). Их было двое, и они были маленькие, что немаловажно: я пролез в эту дыру, прополз метра 2 и напрочь застрял, в очень неудобном положении - головой вниз, ногами кверху. Выбирался с приключениями, потратив огромное количество физических и волевых усилий.
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
https://www.mari-el.name/
https://finugor.ru/ (Юрий Попов)
https://www.finnougoria.ru/
фото Кочующих.
СТАТЬЯ ПРО СПЛАВЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
Вложение | Размер |
---|---|
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 199.38 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 182.89 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 299.93 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 211.56 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 205.23 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 276.45 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 263.47 КБ |
Священная гора Чембулат | 142.29 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 114.04 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немда | 101.51 КБ |
Священная гора Чумбылат (Чембулат) на реке Немд | 124.01 КБ |
Священная гора Чембулат | 128.4 КБ |
Священная гора Чембулат | 177.56 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 26656 просмотров
Комментарии
ЧЕМБУЛАТ!
добавлена информация от Льва Киндулова про Чембулат!
фото...
добавлено фото карты достопримечательностей Немды!
Чембулат
Имя отца марийского народа Чембулат может происходить от тюркских слов "чуму" и "булат". Данная версия вполне логична, поскольку металл (булат – старинный сорт стали; меч) окунают ("чуму") в воду после ковки. По-марийски значит: шем(е) – чёрный, тёмный; пулат – булат. "Чёрный" – потому что металл при погружении в воду остыл, потерял свой красный, в разогретом состоянии, цвет.
"Булат".
А). Бүлү (тат.), бүлеү (башк.), бөлу (казах.), пайла (чуваш.), пӧлаш (мар.) – делить.
Б). Ядь – мощь, сила; рука (тат.). Ӓткӓлӓш – осиливать, пересиливать кого-либо (в борьбе); чистить, очищать (например, рыбу) (мар.). Jõud – сила (эст.).
Подскажите координаты
Подскажите координаты собственно горы Чембулат. Остальные объекты найти можно, но именно про гору сведения противоречивы
река Немда
Точных координат у меня нет, мы там были на сплаве по Немде, и уже заходили на Чембулат с воды, навигаторов с собой не было. Урочище расположено по левому берегу Немды, примерно через 1,7-1,8 км. от окончания Немдинских скал (где популярная смотровая площадка). Там с реки виден знак на дереве с марийскм орнаментом и виден вход в лес, тут же в реку втекает родник и в чащу уходит тропа - если по ней идти то можно прийти на святилище... примерно так...
Отправить комментарий