Деревня Визимбирь. Куженерский район Марий эл. Одно из мест "Путешествия в край серебряных родников"

 

Команда Кочующие

ПОХОД  - НОЯБРЬ 2011 ГОДА.

История деревни, как рассказала Ираида Степанова, началась с того, что в эти глухие края от налогов и рекрутских наборов ещё в 17-м веке убежало несколько марийских семей. Покрытые дремучей тайгой высокие холмы Вятского вала спокойно могли укрыть в потаенном месте целый илем, а то и большую деревню. Плодородная земля, обилие птиц и зверей, наличие множества родников – всё это привлекало сюда людей с разных мест. Особенно бежали в заволжские леса марийцы с правобережья Волги, например, такие переселения были на земли Моркинского и Сернурского  районов РМЭ.

  Деревня Визимбирь находится в 5,5 км западнее центра сельской администрации, села Русские Шои, при речке Визимбирка (правый приток Ировки), которая делит деревню на две части.

Дома расположены на холмах Волго-Вятского увала. Есть много родников -  местные названия некоторых родников:  Памаш корем (родниковый овраг),  Изи Курык (Малая гора),  Йогор Курык (Егорова гора), Шугарйымал (родник под могильным курганом), Шунго Курык (Глиняная гора), Шой корем (родник в Шойском овраге), Кугу памаш (большой ключ), Моко куп (Мокино болото).

С южной стороны деревни в 2003 году жителями (Роберт Антонов) был обустроен родник с водостоком и домиком, оборудована емкость, в которую жители и приезжие, загадывая желания, бросают монетки.

В деревне не так давно открыт этнографический туристический комплекс, где все гости имеют возможность окунуться в традиционную марийскую культуру и близко познакомиться с бытом и традициями народа Мари.

Сам туристский комплекс построен на родниках, богатых серебром - их более десяти. "На одном из них построена баня, бассейн которой наполняется родниковой водой. Рядом - чайный дом с камином. На трех других родниках построены колодцы, где марийцы демонстрируют туристам и гостям традиционный процесс обработки льна".  Некоторые родники украшены скульптурами, выполненными из причудливых корней.

Расстояние от Визимбиря до Москвы: 1280 километров., до Йошкар-Олы – 100 км.

 

Музеи:

При визимбирской начальной школе работает Музей имени В.И.Чегаева (Чалай Васли), известного марийского писателя, уроженца деревни Визимбирь. Здесь же ежегодно в первой половине июня проходит посвященный творчеству писателя литературный праздник «Чалай йолгорно». В нем принимают участие школьники, молодые писатели и поэты, а также творческие коллективы со всей республики.  

 Продолжение рассказа про Визимьбирь связано с настоящими историями про клады, которые сокрыты в местной земле. Ираида рассказала нам про своего деда, который жил в этой деревне.

В 30-х годах прошлого века государство собирало денежные средства и ценности на проведение индустриализации.  Было понятно, что не все добровольно отдадут заработанные средства, поэтому органы НКВД проводили изъятие денег и ценностей у наиболее зажиточной части населения.

Поскольку у марийцев всегда были серебряные монеты и украшения, особенно у зажиточной - кулацкой части населения, то у органов НКВД были все основания искать серебро у кулаков. Дед у Ираиды по показаниям деревенских жителей имел богатства нажитые несправедливым путем. Будучи предупрежденным об обыске, он успел спрятать серебряные монеты и слитки: часть положил в печную золу, часть спрятал под фундамент дома, а часть закопал на склоне горы у деревни под приметным деревцем, причем недалеко от дома.

 

 Когда сотрудники НКВД приступили к обыску, то ничего не могли найти, но поскольку хозяйство у него было состоятельное, то они просто так уходить не хотели. В итоге дед признался, что серебро запрятано в печной золе, когда извлекли серебро из печки, то, по мнению, органов – его было мало. Тогда они стали дальше продолжать его допрашивать, но дед оказался упрямым и больше ничего им не дал!

По семейным приданиям, деда избили, потом уехали с тем, что смогли найти. Родня же пыталась выходить деда, но тот от побоев потерял много крови и не мог говорить.

Ираида вспоминала, что перед смертью он показывал в окно на то приметное дерево, стоявшее на склоне горы, где, якобы, были закопаны его ценности. Когда дед умер, то спустя некоторое время серебро из-под фундамента дома они достали, но его также было очень мало.  А когда попытались искать те ценности, которые были спрятаны на горе, то ничего обнаружить не смогли…

Понятно, что копать на виду всей деревни среди белого дня они не решились, поэтому искали спрятанные деньги только в ночное время и с большой осторожностью. Вероятно, поэтому их поиски не увенчались успехом, а, может быть, серебро было спрятано под другим деревом, так как одиночных деревьев на склоне местной горы было предостаточно. Так как известно лишь было то, что искать следует под деревом…  

С тех прошло много лет, но клада так никто не смог найти, хотя пытались не один раз. Семейство их было большим даже по тем временам, было много детей, внуков, братьев и сестер. Это семейное предание, которое уже стало легендой, передавалось от поколения к поколению, и, наверно, было известно всем односельчанам.

 Тут Ираида добавила, мол, если кто хочет искать – пусть приезжает и ищет, в таком деле -  кому удача поможет!

Но при этом добавила про такой случай в её деревне.  Мол,  летом 1951 года в деревне Визимбирь был сильный пожар, пока крестьяне были в поле - сгорело 17 домов улицы Луговой, в том числе здание сельского Совета. Когда жители увидели дым, то бросились тушить деревню. Общими усилиями много домов смогли отстоять! А через несколько дней после пожара произошло следующее – один житель заметил, что его ребёнок играет с металлическим слитком. А когда стал его рассматривать, то понял, что это кусок расплавленного серебра. Нашедший серебро мальчик рассказал, что нашел слиток, когда с друзьями играли на пожарище, и искали что-нибудь из сохранившихся вещей. Оказывается, что при пожаре был поврежден фундамент дома, а там были запрятаны старые серебряные монеты, которые от сильного жара сплавились между собой. Вероятно, что старый хозяин дома также спрятал своё добро. 

 

 Около деревни расположены три священных молельных места - агавайрем (на горе Шунго), кусото,  шанчаш лаке. Кроме того, ко всем рощам вокруг деревни местные тоже относятся с большим почтением.

По рассказам Ираиды – в советские времена одну из священных рощ осквернили, точнее её вырубили для расширения пастбищ (или по иным причинам). Неизвестно, что было с теми людьми, но совет деревни постановил восстановить рощу. Однако сделать это нужно было уже в другом месте, так как от старой рощи ничего не осталось.

Место для новой рощи искали всем миром, особенно старики и дети – они обходили окрестности Визимбиря, сидели и отдыхали в приметных местах, как правило, около групп деревьев на склонах гор. Дело было летом, поэтому можно было даже прилечь на землю и поспать. Так вот, в каком месте человек чувствовал прилив сил, может, увидал какой вещий сон, или просто почувствовал себя лучше и бодрее – то эти места сообщались всем и потом примечали,  какое воздействие это место будет оказывать на других людей.

 

Тогда и нашли такое место, где несколько человек, независимо друг от друга, подтвердили,  что оно особенное, так сказать, энергетическое, то есть священное. Тут и решили сделать новую священную рощу.

Происходило это на большой марийский праздник –  оделись в праздничные одежды, пригласили карта, собрались на общее моление, а потом понесли землю из старой рощи в сторону новой. Эту землю положили с молитвами в примеченное место, и с тех пор стали все моления делать в новой священной роще.

Отдельно следует сказать, что, действительно, под кюсото (к:усото) выбирается особенное энергетическое место, а технология поиска таких мест была хорошо известна древним мари. Одно из верных примет было, например, такое место, где быки лягут отдыхать. Также в той роще, где карт (старейшина) видел особенный сон (то есть вещий или во сне видел разрешение какой-либо проблемы, вопроса, жизненной ситуации), то считалось, что именно боги указали на это место, где и следует основать рощу.

Интересно, что в своих трудах нижегородский профессор Н.Морохин отмечал, что некоторые люди (которые совсем не знали про рощи) – если они заходили в рощу, и там засыпали, то видели потрясающие сны: перед их глазами проносились, как фильмы, события прошедших веков, они видели людей в старинных одеждах, видели древние селения и города, а также легендарных героев, богатырей и даже Онаров.

Таким образом, до наших дней у мари сохранились методики поиска таких благодатных мест, где следует делать рощу. 

 

 

 В самой  деревне Визимбирь сохранились практически все марийские обряды и традиции.  Местные жители изготавливают сувениры, которые предлагают туристам. Еду для гостей также готовят местные хозяйки. Это - редкая возможность попробовать блюда настоящей марийской кухни.

А блюда эти очень вкусны и очень интересны! 

 

 

Казалось бы, чего проще - замесить тесто из ржаной и овсяной муки, яиц и соли, зарумянить получившиеся лепешки, а затем смазать их начинками из сметаны и яиц. Если верить рецепту, то должно получиться самое распространенное марийское национальное блюдо - коман мелна - трехслойные блины. Они вкусны и нравятся не только коренным жителям Марийского края, но и гостям, которые каждый раз съедают их без остатка. Но здесь есть своя хитрость: настоящие марийские блины можно выпекать только в русской печи, и, желательно есть их в горячем и свежем виде!

 

Примерно такую лекцию читала нам Ираида, когда мы приступили к ужину. Целый день в дороге, постоянное движение, свежий и чистый марийский воздух – всё это дало нашей Команде удвоенный аппетит.

Вы и сами, уважаемый читатель, можете посмотреть на фото настоящие блюда марийской кухни!

На столе, так сказать,  стандартный набор блюд:

коман мелна - трехслойные блины;

туара – сырники с творогом;

пулашкамуно –  яичница в молоке с картофелем;

пу:кш (пюкш) – орехи из пресного теста с мёдом;

подкоголь с творогом;

квашенная капуста;

густой картофельно-гороховый суп с мясом;

соленые грибы;

перемеч – ватрушка;

пироги;

мёд;

ягодный квас;

чай на травах;

 

 

По ходу ужина Ираида поясняла нам про каждое блюдо, что и как готовится, заодно рассказала про марийскую кухню.  Марийская национальная кухня формировалась веками. Основу для приготовления блюд составляют рыба, дичь, грибы, картофель, ягоды, мед, яйца, молоко, творог. Распространены блюда из овсяной, ячменной, гречневой круп - каша с мясом, тыквенная каша, из картофеля и гороха - картофельные пельмени, картофельные оладьи. Широко используются молочные продукты, овсяная мука, различные крупы — гречневая, перловая, гороховая. Особенностью приготовления является несколько кислый или слегка солоноватый вкус блюд, но не острый - приправы в марийской кухне используются умеренно.

 

Отварная или жареная домашняя колбаса (сокта), отварная круглая колбаса (шырдан), подкоголь с различными начинками (мясом, творогом, картофель, грибами), трехслойные блины (коман мелна), творожный напиток, сухие сырники (туара), сырники на масле, пироги, ватрушки с различными начинками – традиционные блюда марийской кухни. Сладкие блюда и напитки в марийской кухне – колобок, молоко со сливками, творожный напиток, квас из клюквы или брусники, медовый напиток, свекольный квас.

Ну, и на самое сладкое, хозяева угостили нас настоящим марийским самогоном, но не стандартным – на дрожжах, а приготовленным на пророщенном зерне! Вещь вполне концептуальная, если, конечно, в меру.

  

 

Всех гостей, посетивших этнографический центр «Визимбирь», радушно приглашают посетить уникальную баню, построенную на роднике. При бане есть бассейн, наполненный родниковой водой.

Все гениальное просто - ниже по течению источника срубил баньку. И никаких тебе забот - ледяная певучая струя прямо по желобу сама спешит внутрь!

 

 

Не надо таскать воду. Желобов тут вообще целая конструкция - по одним вода бежит в колоды, по другим - в баню и в бассейн. Он прямо у входной двери, с полка, с пылу, с жару - и прямиком в ледяную купель.

В общем, что тут говорить, надо приезжать в Визимбирь, чтобы своими глазами посмотреть всё это, попробовать национальных блюд, попариться в бане, попить родниковой целебной воды, погулять по холмам и горам Вятского вала, а потом уснуть крепким сном в деревянном домике… 

 

 

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ:

  • http://www.12rus.ru/
  • http://www.marpravda.ru/
  • http://www.mgrazhdanin.ru/dnevnik/686-nedelja-marijjskojj-kukhni-v-jjoshkar.html

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

ФОТО КОЧУЮЩИХ – ПОХОД НОЯБРЬ 2011 ГОДА.

 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

Комментарии

Поездка в Визимбирь

Решили и мы прокатиться по неизвестной Марий Эл. Выбрали для поездки этот родник. Но не учли одного: дорога в эту деревню просто отвратительная. Приближаясь к Куженеру, будьте готовы проехаться по бетонке, разбитой в хлам. Да и сам асфальт в том районе представляет собой ямы да трещины. Но там действительно красиво, особенно при подъезде к самой деревне.

тем более...

тем более запущенная дорога через Морки - 

там только полнопривод!

а зимой вобе дороги нет!

а через Куженер - это ещё нормальная дорога по местным меркам!