Чертово городище - Орла нер

 Команда Кочующие - чертово городище

 

Из истории:

Городища и селища были традиционными поселениями II тыс. н. э. Городища располагались на высоких надпойменных террасах рек и занимали мысы, образованные оврагами или изгибами террасы, а также впадениями малых речушек или ручьев в основную водную артерию.

У мари такие места известны под названием курган, орла нер (с марийского - чертов нос или чертов мыс), карман нер (крепость на мысу). Вокруг городищ, как правило, располагались несколько селищ и маленьких городищ, используемых для производственной деятельности, места погребений и молений. (Чёртово городище, Малосундырское городище в устье р. Сундырь). Аналогичная картина расположения памятников развитого средневековья существует в междуречье Ветлуги и Дорогучи. Групповое расселение обусловлено удобствами ведения хозяйства. (Т.Б.Никитина).

 





В окрестностях г. Васильсурска, Нижегородской губернии  некогда бывшего резиденцией черемисских князей,  сохранилось несколько городищ и мольбищ, чествуемых черемисами, давними христианами, и в наши дни. Из них самое любопытное – Чертово городище (памятник древнемарийской культуры, конец I тыс.н.э), лежащее в лесных трущобах правого берега Волги.



Городище располагалось на самом узком месте гребня меж двух оврагов. Первое что бросается в глаза при подходе к городищу, это – передовое укрепление, представляющее большую особенность городища и очень умно придуманное для защиты самого слабого пункта в городище. Без передового укрепления это место было бы беззащитно и в темные ночи можно было бы проскользнуть по тропе мимо городища и зайти в тыл его.

 

                              (памятный  камень в городище с древней картой)      



 

Передовое укрепление состоит из рва и небольшого валика впереди его. На валике дежурил часовой, а во рву располагалось прикрытие. Согласно преданию,  Орла нер был местом стояний войск Степана Разина, что подтверждается археологическими находками в виде боевых топоров. Именно укрепленное и выгодно расположенное городище привлекало сюда Степана Разина. Городище в то время было укрепленным форпостом, находясь на стратегическом месте, контролируя все движение по воде и по суше. Об этом можно судить, основываясь на исторических документах, в частности «Казанской истории» и «Записок о Московитских делах».

 

                                          (родник  в Чёртовом  городище)     



Население городка пользовалось водою очень обильного ключа, бьющего из-под горы, к которой обращен склон оврага. Ключ образует бойкий ручей, шумливо бегущий в затон Волги.

 



По крепкой  вере  черемис  (мари) известно  то, что на Чертове городище «зарыт ботничек (т.е. небольшая лодка), полный золота, охраняемый чертом»…  Якобы, простому человеку взять то богатство не под силу – нужно знать вещобу, такую ворожбу, которое снимает наложенное заклятие…

Действительно, клады должны быть в его окрестностях, в приволжских и в присурских лесах, где когда-то ютились «воровские люди» - речные пираты, хоронившие награбленное добро в укромных местах лесных трущоб.  Про скрытые клады и сокровища до сих пор ходят предания и легенды. Часть из них связана с именем Степана Разина – атаманом восставшего войска.

                                                  (ВАСИЛЬСУРСК  С  ВЫСОТЫ)               

 

Были здесь легенды и о страшном атамане Галане, из рук которого никто не уходил живым. Мол, он спрятал в этих местах несметные сокровища, которые прокляты, так как на них много человеческой крови!

По местным преданиям также известны легенды, по которым души жестоких речных разбойников не могут упокоиться на том свете из-за множества убийств невинных людей. Поэтому по ночам они бродят по окрестностям Чёртова городища,  и даже стонут, проклиная тот день, когда стали они на разбойничий путь.

 

                                               ГЕРБ   ВАСИЛЬСУРСКА                 

 

Религиозное же благоговение марийцев к городищу объясняется, вероятно, тем, что во времена язычества и позже, после официального принятия христианства, городище укромно запрятанное в лесной трущобе, но близкое от соседних селений, могло быть у черемис местом языческого мольбища. Это городище особенно и своей обширной площадью – 33 тысячи квадратных метров.

Орла нер  (Чертово городище) во многих отношениях заслуживает внимания: оно интересно и само по себе, и по своему оригинальному положению, независимо о всяких толков о кладах.

 

Также были сообщения, что у людей, которые долго пробыли в Чёртовом городище, имели случаи отставания часов от обычного времени, что объясняется, якобы, тем, что время здесь течет медленнее, чем в иных местах. Точно данного факта никто не проверял…

 

 

 

ЧОРТОВО ГОРОДИЩЕ (статья из Сермяжной правды)
    Вблизи города Василя сохранился также остаток старого селитьбища. Ниже города в 8 верстах, на возвышенном кряже гор правого берега Волги, в густоте леса находится окруженная валом и рвом, по величине почти равными валу и рву Цепели, круглая площадь, называемая народом “Чортовым городищем”. Площадь эта имеет в длину не более 30 сажен, а в ширину –25; в середине ее также имеются признаки большого здания.
    Об этом памятнике старины идет предание двух родов: одно говорит, что на этом месте жил какой-то пан, и притом злодей, другое объявляет Городище резиденцией Стеньки Разина с его вольницей. Но последнее предание очень естественно в глазах народа, который все неясные предания и памятники приписывает обыкновенно тем немногим именам, которые сохранились или успели еще сохраниться в его памяти.

 

 

    Во времена смут вольнице Стеньки Разина не зачем было прятаться в лесах и проживать там, когда она свободно могла плавать по Волге и въезжать в малонаселенные города. Весьма может быть, что и здесь, как в черемисской местности, жил какой-нибудь черемисский военный вождь или князь, прославивший себя по огрубелости своих чувств, злодействами. В былое время в лицах со властью, или в лицах господствующих, варварство было обыкновенным явлением…
    По всей вероятности, Чортово Городище и есть то место, названное трущобой, о котором г.Мельников-Печёрский  в 1861 году писал в "Иллюстрации" следующее:

"А дальше, за устьем Суры, подле Василя города, и до сих пор есть на горе трущоба, поросшая лесом с оврагами и, как говорит народная молва, с пещерами и тайными выходами. Здесь жил страшный атаман Галаня, от которого таково плохо приходилось, во время оно, понизовым караванам, что бывало, если который из них пройдет благополучно мимо галанина притона, долгом поставляет в Василе служить молебен Варлааму Хутынскому, покровителю города" (См. "Иллюстрации" N198, 1861).

 

                         (волжские  просторы  около Чёртова городища и  Васильсурска)     

 

 

Но так как рвы и вал указывают на более глубокую старину, то можно думать, согласно предания о том злодее, что здесь жил один из мордовских панков, которые обыкновенно, с принятием православия, делались поме-щиками над поселившимися там русскими крестьянами (См. "Голос" N200, 1872).

    Оставшиеся и уцелевшие рвы, находящиеся в дремучем лесу, в последствие послужили более удобным местом для притонов разбойников. Вообще же в васильской местности, находящейся при двух судоходных реках, поросшей во многих местах густым лесом, изрытой оврагами, перекинутой высокими горами, было больше удобств для разбойников, выбиравших места для своих убежищ, более приманки для защиты и представлявшие более возможности укрываться им от преследования.

Так, например, после волжского очищения, основано на разбойничем притоне село Фокино, которое прозвалось так по имени атамана Фоки, что на Волге разбой держал (См. “Нижегородские губернские ведомости”, N51 1860). Да и в самих лесах дорогучинских (нынешняя васильская дача) не переставали до 60-х годов водиться разбойники.

 

                                     (пасека  около  Чёртова  городища)   


    

Описывая эти два сходные между собой памятника – Цепель и Городище, мы, не имея о них письменных сведений, должны высказываться только предположительно, принимая в основание одни предания, которые вообще могут несколько оживлять искусственную насыпь земли. Но оба памятника могли иметь начало в глубокой еще древности. Ближайшим же к нам временем можно считать эпоху владычества болгар, которые как известно, во время своего цветущего состояния заводили фактории по берегам Волги до нынешней Балахны. На памятники открываемые в казанской губернии нам указывают как на остатки болгарских городов; Цепель же и Городище, по некоторым своим признакам, весьма сходны с казанскими памятниками. Рвы и валы также встречаются и в уфимской губернии, например, у речки Камешнике уфимского уезда. Поэтому, если подобные земляные остатки (валы и рвы) нужно считать исключительной принадлежностью болгарских селений, то и начало построения Цепеля и Городища нужно отнести ко времени существования болгарского царства.

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.vasilsursk.ru/

http://www.trust.narod.ru/

http://gornomari.ru/

http://iiid-udsu.ru/

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru