
Шоруньжа находится на границе с Татарстаном. Возле села, извиваясь серебряной лентой, течет река Шора.
Шоруньжа является одним из древних селений Моркинского района. Марийское название его Унчо.
В экономических примечаниях 1793 года отмечена марийская деревня Илля, Унжа тож, деревня Шор и Илля тож. В деревне было 8 дворов, а в деревне Шор – 45 дворов, поэтому можно полагать, что деревня Шор, Илля тож и есть современное село Шоруньжа.
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Марийский ученый Д.Е.Кузнецов название этого села считает пермским по происхождению. «Первый компонент данного топонима, – пишет он, – следует сопоставить с коми-зырянским шор «ручей» (от этого корня в марийском языке сохранились глаголы: шорге, шоргаш, шоргыкташ - литься журча, журчать).
Вторая часть из селькупского языка унжа «ручей, речка».
В селе есть несколько родников.
После того как русский государь захватил Казань, в селение приехал богослужитель. В свою книгу это селение записал как «Унчо». Отсюда и пошло название села.
В 1850 году вблизи деревни на реке Шор-Уньжа находились бумажная фабрика, 2 водяные мельницы. На фабрике работали 20 человек. Почти вся продукция отправлялась в Бухару и за пределы Азии.
(камень легендарному Онару) 

камень Онара 
В 1867 году в селе Шоруньжа жили 438 крестьян, 749,5 десятин земли занимают леса, 54,6 десятин – плохая земля.
В 1871 году в Шоруньже открывается школа.
Школа считалась первой марийской школой.
Т.Е.Ефремов: «Первую школу в Шоруньже открыл великий просветитель Николай Иванович Ильминский. Думая открыть школу, он искал самое отдалённое, самое глухое место. Такое место нашел, и это было село Шоруньжа. Как звезда ночью светит, так и школа в селе Шоруньжа освещает тёмную жизнь марийцев».
В этой школе преподавателями также работали: просветитель, автор первого марийского гимна "Кынелза, шогалза" Т.Е. Ефремов, просветитель Н.Ф. Бутенин, революционер-демократ П.Г. Григорьев, писатель и ученый В.А. Мухин, писатель Тыныш Осып. Впоследствии открылись другие учебные заведения: школа братства святителя Гурия, Уньжинская центральная двухклассная учительская школа, церковно-приходская одноклассная школа, Уньжинская женская школа. В 1893-1894 годах на пожертвование купца II гильдии В. Г. Полякова жители деревни построили церковь.
(праздник Пеледыш пейрем) 
В 1895 году 16 июня открывается церковь. На её строительство дает деньги казанский купец второй гильдии Поляков Варфоломей Григорьевич. Церковь была размером 8 саженей в длину, 3,5 саженей в ширину и 2 сажени в высоту (1 сажень-2.134 метра). Всего в церкви было 7 колоколов. Самый большой весом в 441 килограмм, а самый маленький – 6 килограмов.
В 1902 году в с. Шоруньжа Шиньшинской волости находился 121 двор, проживали 368 мужчин и 420 женщин. Население в основном занималось земледелием, вырубкой леса, охотой, смолокурением, кустарным промыслом. Продукцию продавали на базаре в Атне, Параньге. Люди проживали в деревянных домах, крытых соломой, имели небольшие помещения для содержания домашних животных и хранения запасов.
В 1919 году революция достигла и Шоруньжинской стороны. Вместо сельского комитета образуется сельский совет, в который входили такие деревни, как Муканай, Ямбатор, Паймыр, Сапуньжа, Шурга и Шлань. Центром совета является село Шоруньжа.
В 1920 году 9 июня образуется «Уньжинское православное религиозное общество». Оно опирается на устав Пантелеймон Владимирской церкви. В этом обществе состоят 28 человек.
В 1925 году в Шоруньжинском сельском совете живут 2222 человека.
В этом же году открывается комсомольская ячейка. Её вожаком становится Петров Арсентий Ефимович. Всего было 13 комсомольцев. А в 1926 году открывается пионерская организация. Её руководителем становится Петров Илларион Никифорович. В ней состояло 24 пионера.
15 апреля 1929 годы в Шоруньже открывается колхоз «Айбылат-Нур».
В этом колхозе состояло 17 семей. У них было 35,28 га вспаханной земли, для общего посева-17,04 га земли и 5 лошадей. В 1936 году привезли первый трактор. Первыми трактористами в колхозе стали Иванов Анатолий и Торгаева Елизавета.
(праздник Сурем) село Шоруньжа 
1930 года 30 мая по указу РИК закрывается церковь. Позже её перестраивают в Дом Культуры.
В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины из Шоруньжинского сельского совета отправляются 517 человек, из которых 340 не вернулись. За свою храбрость награждены многие шоруньжинцы: орденом Красной звезды – 9 воинов
В 1949 году открывается неполная средняя школа. В 1957 году из села Шиньша до Шоруньжи провели радио.
В 1968 году 12 октября на стене Шоруньжинской школы появляется мемориальная доска, посвященная С.Г.Чавайну. А в 1972 году 22 июня в честь павших земляков в боях во время Великой Отечественной войны возводится и открывается Памятник воинской славы.
В селе сейчас действует колхоз «Передовик», который образовался в 1959 году. С 1990 года председателем колхоза является бывший депутат Государственного собрания РМЭ Григорьев Геннадий Савельевич. Геннадий Савельевич старается, чтобы народу жилось лучше. Под его руководством развивается подсобное хозяйство: швейный и столярный цеха, механическая мельница, хлебопекарня, вышивальный цех.
Геннадий Савельевич прославил своим руководством СХА «Передовик» не только по Моркинскому району, но и по всей республике. В СХА «Передовик» две фермы специализируются на производстве свинины и племенных свиноматок. Ямбаторская и Сапуньжинская свинотоварные фермы известны не только в районе, но и в республике. Именно здесь получают и выращивают племенных свинок. В хозяйстве развито и пчеловодство. В республике 25-30 лет назад у каждого колхоза была своя пасека.
В конце 1990 года в «Передовике» распахнул свои двери детский сад «Кудыронгыр». Здесь работает дружный, сплочённый коллектив, который делает всё для воспитания здорового, разносторонне развитого поколения.
В конце 1990 года в «Передовике» распахнул свои двери детский сад «Кудыронгыр». Здесь работает дружный, сплочённый коллектив, который делает всё для воспитания здорового, разносторонне развитого поколения.
Центром культуры и досуга в селе является библиотека, расположенная в самом центре.
В Шоруньже прививают любовь к спорту с младенческих лет. Здесь нет хорошего спортзала, только недавно старую пекарню переоборудовали в спортзал. Туда народ ходит с удовольствием: проводятся разные соревнования, где принимают участие от первоклассников до бабушек.
Шоруньжа – это необычное село со своими традициями и обычаями.
Оно славится по всей республике Марий Эл.
Село Шоруньжа 
У села Шоруньжа возложен камень древнему великану – Онару:
У каждого народа есть свой национальный герой. У марийцев им стал былинный богатырь Онар. Понятно, что это образ собирательный, тем не менее, одни считают, что богатырь жил в Горномарийском районе, другие - в Звениговском. Каждому хочется, чтобы он был их земляком. Уньжинцы уверенно утверждают, что родина Онара находится в их стороне.
Недавно на подъезде к селу Шоруньжа появился каменный знак, посвященный богатырю (в апреле 2009г.). На нем начертаны слова: "ОНАР МЕМНАН КУАТНА", что в переводе значит "Онар - наша сила".
Глыба известняка появилась здесь не случайно. Этот край, прилегающий к Татарстану, является исконно марийским. Если посмотреть на карту, то и значительно южнее административной границы между республиками географические названия имеют марийские корни. Например, река Ашит, которая протекает в 20 километрах от Шоруньжи. Где-то под землей она проходит через пласты камня, и вода в ней известковая (по-марийски "ашит" значит "белая вода"). Название деревни Черемисино говорит само за себя. Здесь на многие километры в округе жили предки марийцев. село Шоруньжа 
Жители Шоруньжинского поселения решили поставить памятный знак в честь народного героя. Это решение поддержали и местные власти, и руководство сельхозартели "Передовик". Каменные глыбы привезли из поселка Октябрьского. Три плиты из известняка общим весом 10,5 тонны установили у федеральной трассы Казань - Киров - Сыктывкар. Торжественное открытие знака состоялось в конце апреля. Народу собралось много.
Очень хорошо сказал о значении памятного знака руководитель "Передовика", депутат Госсобрания Геннадий Григорьев: "Этот знак будет стоять здесь, символизируя землю Онара. Путники, проходя мимо камня, будет ему молиться, класть рядом камешки, чтобы со временем получилось что-то вроде кургана. Не "за пазухой" их держать, а оставлять на земле, идти в дорогу с открытым сердцем. Народ сам воздвигнет памятник своему герою".
У знака уже останавливаются машины. Это место может стать весьма притягательным и для молодоженов. Кто откажется получить благословение великого предка в начале пути?
По легендам и преданиям именно в этом районе Онаром были образованы горы и курганы. Там, где он садился отдыхать, – земля прогибалась, следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, – появлялись курганы. Всю землю он обходил за день.
Титан, созидатель земли марийской – именно так называют Онара. 8 национальных героев сегодня известны в республике. Но именно Онар до сих пор остается самым популярным, особенно среди детей.
Как символ защиты и памяти в селе Шоруньжа Моркинского района и был возложен первый камень Онару. Камень для памятника привезли из соседней деревни Коркатово. Обработали, придали форму и сделали надписи. На все ушло меньше месяца. Восстановить внешность Онара сегодня уже точно невозможно. Высокий рост – пожалуй, единственная черта его, дошедшая до нас из легенд и преданий. Потому в Шоруньже решили поставить камень – как символ могущества и силы, которой, по преданиям и обладал Онар. Кстати сам памятник – еще не завершен. Продолжить идею скульптура может каждый. Все, кто подходят к этой скульптурной композиции могут положить маленький камень – чтобы спустя годы образовалась, возможно, уже целая гора Онара. Место возложения камня было выбрано отнюдь не случайно. Именно через землю села Шоруньжа, по сказаниям, и проходил марийский герой. Сам же памятник находится недалеко и от той горы, которую по легенде образовал Онар. Традиция увековечивать имена героев национальных легенд и преданий в Марий Эл появилась недавно. Полтора года назад был поставлен первый памятник – Акпарсу в Горномарийском районе сейчас камень Онару в Моркинском районе, вслед за ним - Мамич Бердею в поселке Оршанка.
(праздник Сурем) 
Праздники и обрядовые фестивали в селе Шоруньжа:
12 июля 2008 года около деревни Шоруньжа Моркинского района Республики Марий Эл прошёл древнемарийский обрядовый праздник-моление Сярем (С:урем). 
На Сярем зажигают семь очищающих душу костров, посвящённых каждому из языческих богов, вслушиваются в слова древней молитвы жрецов – картов, катаются верхом, приносят жертвоприношения богам. В празднике, как правило, участвуют несколько сот почитателей древнемарийского культа. Также во время проведения данного праздника-моления осуществляется традиционный обряд изгнания злой силы.
Особенностью нынешнего моления можно считать то, что на празднике будут участвовать не только марийцы - сторонники Марийской Традиционной Религии, но и представители других национальностей - почитателей Религии Предков: это и русские, исповедующие славянские дохристианские верования, татары - сторонники татарской первобытной религии - Тенгрианства и другие.
Также Шоруньжа принимала республиканский фестиваль свадебных традиций. 
Село Шоруньжа 


село Шоруньжа 
Историческая справка про село ШОРУНЬЖА (ШОР-УНЬЖА, СТАРАЯ УНЬЖА, починок ШОР)
Село Шоруньжа является центром Шоруньжинского сельсовета. Оно расположено в 37 км восточнее пос. Морки.
В 1763 году в починке Шор насчитывалось 110 мужчин. В 1795 году в д. Шор в 45 дворах проживали 148 мужчин и 127 женщин. По рассказам старожилов, ранее деревня была расположена в лесу, в 4 км севернее ее нынешнего местоположения.
В 1911 году в с. Шоруньже находилась базарная площадь, работали 2 кузницы, 2 мельницы, 3 бакалейных и 2 пивных лавки. В 1919 году состоялось заседание съезда депутатов Шиньшинской волости, на котором председателем Шоруньжинского исполнительного комитета избрали В. А. Афанасьева. В 1925 году была создана комсомольская ячейка, в 1927 году — пионерская организация.
В 1929 году жители села организовали колхоз "Айблат", выбрав председателем А. А. Сидорова. В том же году провели праздник "Йошкар пеледыш". В 1930 году в состав сельхозартели входило 17 семей. В 1932 году во время пожара сгорели конный двор и 30 лошадей из 150.
В 1931 году по решению Шоруньжинского сельского совета церковь закрыли и разместили в этом здании клуб, сейчас здесь расположен дом культуры.
В 1933 году открыт медицинский пункт, фельдшером работал Е.Р. Романов, житель с. Шиньша. В 1934 году в селе появилось электричество с момента установления электростанции. Она была предназначена для вращения молотилки. Но ее мощности не хватало, поэтому электроэнергия использовалась на освещение нескольких жилых домов. В 1936 году в колхозе появился первый трактор, на котором работала Е. Р. Романова, житель с. Шиньша. В 1935 году общее число населения достигло 1079 человек, из них 768 колхозников. В 1939 году в колхозе был собран высокий урожай зерновых — по 30 центнеров с гектара. За успехи в развитии сельского хозяйства председатель Н. Изиев стал участником сельхозвыставки в Москве.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 234 уроженца с. Шоруньжа ушли на фронт, из них 122 погибли.
В 1952 году была сооружена гидроэлектростанция на реке Шора мощностью 25 кВт, где уже эксплуатировалась построенная в конце 40-х годов пилорама. В 1957 году в селе появилось радио. В этом же году провели телефонную связь.
В 1964 году в правлении колхоза появился телевизор марки "Сигнал-2". В 1974 году построена столовая, в следующем году — хлебопекарня. В 1978 году строители сдали в эксплуатацию комплекс крупного рогатого скота на 600 голов.
В 70-е гг. быстрыми темпами строились индивидуальные дома. В 1976-1977 гг. появилась новая улица Школьная, чуть позже — улица Зеленая, для молодежи построено 12 квартир. В 1988 году был открыт детский сад на 90 мест, протянут водопровод на одной из улиц. Население пользуется привозным газом в баллонах.
В 1991 году председателем сельхозартели "Передовик" избран Г.С. Григорьев. Благодаря его энергии и упорству были открыты колбасный цех производительностью 300 кг за одну смену, забойный цех, мастерская, валяльный цех, шерстобойка, наладили производство саней, телег, бочек, домашней мебели. Позднее начала выпускать хлеб мини-пекарня, пущена в ход механическая мельница, которая вырабатывала муку всех сортов. Эти цеха давали до 10% дохода от основного производства. В 1992 году открыта новая столовая. Молодым семьям строители отстроили 10 двухквартирных домов, в этом же году с. Шоруньжа и районный центр были соединены дорогой с твердым покрытием.
В 2003 году заложен фундамент нового здания школы на 360 мест. При этом присутствовал Президент Республики Марий Эл Л.И. Маркелов.
В 2004 году в селе находится 287 хозяйств, проживают 1054 человека, большинство мари. Дома в селе деревянные, имеются 57 каменных, 10 монолитных домов. В личном пользовании население имеет 17 тракторов, 6 грузовых и 14 легковых машин.
Дети учатся в Шоруньжинской средней школе. В селе работают школа-сад и филиал Моркинской музыкальной школы, есть сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, 2 магазина и кафе Моркинского райпо, а также 2 частных магазина. Имеется фермерское хозяйство "Кумыллык".
Трудоспособное население работает в сельскохозяйственной артели "Передовик", в бюджетной сфере. Жители посещают священные рощи, которые расположены на восточной и юго-восточной окраине села. Отмечаются национальные праздники Уярня, Кугече, Агавайрем, Семык, а также православные и общероссийские праздники. Распространенные фамилии в селе — Григорьевы, Петровы. До райцентра жители добираются на рейсовом автобусе. Есть также автобусное сообщение до г. Йошкар-Олы и г. Казани.

Марий Эл построили старинную усадьбу мари
В конце мая в селе Шоруньжа Моркинского района Марий Эл состоялось открытие «Старинной марийской усадьбы» – музейно-этнографического комплекса.
Новый музей представляет собой типичную марийскую усадьбу зажиточного крестьянина конца XIX века с локальной спецификой данной местности.
Во дворе усадьбы имеется просторный дом с сенями, двухэтажная клеть, баня «по-черному», колодец, кудо, сараи и хлев.
Усадьба имеет как музейный, так и практический характер.
Как отметила директор Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева Л.Н. Смирнова, «у данной усадьбы огромный потенциал для разнонаправленного развития как в музейной сети Марий Эл, так и туристической отрасли».
СТАТЬЯ ПРО РОДНИКИ ШОРУНЬЖИ!!!
_____________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
http://www.newsmari.info/
http://www.12rus.ru/
http://www.mari-el.name/
Использована работа Павлова А. В. (МОУ «Шоруньжинская СОШ»)
Марийская правда.
ФОТО:
Василий Абрамов,
Ольга Ефремова,
Комментарии
знакомые места, родился и
знакомые места,
родился и вырос в этой деревне
Zdrastvuite!
Здравствуйте! Очень понравилась статья, узнала много интересного! Я сама марийка родилась и живу в Эстонии, родители из Шлани и Сапуньжи ничего не знала о деревне, об обрядах.
Примерно раз в год приезжаем в Мариий Эл, навестить родных. Теперь будет еще интереснее приезжать в деревню
Спасибо большое.
Шоруньжа
это место стоит того чтобы посетить!
может получится в мае...
Спасибо большое за
Спасибо большое за выставленные фотографии. Ведь многие не знают,что есть такое село,что там еще помнят про марийские традиции,обычаи и все это соблюдают со всей строгостью и со всеми порядками. Геннадий Савельевич(папа мой) очень любит свой народ и гордится им. Спасибо Вам еще раз за уважение))
про родник!
Спасибо!
тогда пож-та пришлите нам фото шоруньжских родников -
давно просим!!!
Шоруньжа
Мы кстати съездили в эту деревню!
Всё было очень замечательно, и праздник, и наряды марийцев и молебен, да и сама деревня настоящая!
Могу послать фото, всё очень красочно и живо!
пока...
пока времени нет, мне очень много послали материала и фоток, со всем этим никак не могу разобраться...
я сам тебе попозже напишу, и напомню, чтоб ты выслал фото...
я тоже хотел там побывать, может через год...
Подскажите, пожалуйста, в
Подскажите, пожалуйста, в этом 2011 году 12 июля будет проходить молениев Шоруньже или нет? если да, то где конкретно. спасибо
по Шоруньже
там был праздник Сурем - 10 июля и моление
а также 12 июня...
будет ли что-то ещё - пока не знаем...
Здравствуйте! Завтра
Здравствуйте! Завтра собираемся съездить в эту деревню. сами мы из казани, так что дорога нам предстоит дальняя. не подскажете в ближайшее время будут ли какие нибудь празднества в ближайшее время. Уж очень хочется посмотреть на всю эту красоту.
мельница в Шоруньже!
Ура! мельница в Шоруньже восстановлена!
по крайней мере внешне.
фото вставлено в текст!
Эх, дороги...
От всей души хотел бы вам пожелать ХОРОШЕЙ дороги...
Уж очень и очень трудно назвать ее дорогой!!!
Люди как могут ее объезжают, но это ничего не решает!
Слава Богу я не живу в Марий эл !!!!
Привет вашей главе и т.д
село Шоруньжа
8 апреля в эстонском городе Обинице будет объявлен победитель титула «Культурная столица финно-угорского мира 2019 года».
Деревня Шоруньжа Моркинского района Марий Эл принимает участие в конкурсе. Самое ценное богатство этого Марийского края – это, конечно, люди, которые воссоздают старинные народные промыслы. Марийцы также собирают древние традиции и рассказывают удивительные легенды.
Пресс-служба Минкультуры РМЭ отмечает, что конкурс проходит с 2013 года. Титул «Культурная столица финно-угорского мира» был присужден пяти деревням и городам.
В 2014 году почетным званием удостоилась удмуртская деревня Быги, в 2015 году – сето деревня Обиница, в 2016 году – венгерской деревне Искасентдьёрд (Iszkaszentgyörgy) и городу Веспрем (Veszprém), в 2017 году – карельской деревне Вокнаволок (Vuokkiniemi).
символ финно-угорского мира
В Марий Эл утверждён официальный логотип культурной столицы финно-угорского мира-2019.
Напомним, ею выбрано село Шоруньжа, которое на марийском языке называется Унчо.
За основу логотипа в национальном стиле взята ветряная мельница. Она символизирует бесконечность.
Трехугловый пропеллер в виде буквы У означает понятие «смотри вперед, строй светлое будущее, чтобы культурная столица финно-угорского мира процветала и являлась достоянием республики». Дерево в цвете золота как символ достатка и урожайности.
Автором эмблемы стал заслуженный художник России Иван Ямбердов, сообщает Министерство культуры, печати и по делам национальностей республики.
Этот логотип станет официальным символом всех мероприятий, проводимых на территории культурной столицы финно-угорского мира в 2019 году.
село Шоруньжа
В следующую субботу, 13 июля 2019 г. в Шоруньже пройдет FU MUSIC FEST (фестиваль финно-угорской музыки).
В этот же день Шоруньже состоится закрытие ХI Слета марийской молодежи (открытие слёта - 8 июля в 17.00). На мероприятие приедут гости из Эстонии, танцевальная группа «Ховехал», марийский коллектива #КнаВел из Татарстана и др.
Ожидается приезд большой делегации из Башкортостана, в составе которой будет представитель первой марийской команды КВН «Юмарийцы» Макс Тимершин и известный марийский ведущий Радион Плотников. В фестивале примут участие также и наши молодые артисты Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана Марина Трутникова и Светлана Александрова, не только как участники слёта, но и как ведущие.
Организацией концертной части фестиваля занимается Марийская государственная филармония им. Я. Эшпая, которая представит ансамбль народной песни #Эреҥер, мастеров игры на различных национальных музыкальных инструментах (Сергей Пчелкин, Иван Каменщиков, Николай Ермаков), а также молодых эстрадных исполнителей.
Одним из хэдлайнеров фестиваля станет #СергейПакеев, гармонист и исполнитель марийских народных и авторских песен.
Отправить комментарий