Родники села Шоруньжа (Йушто вюд и Янык памаш)

 Команда Кочующие - родник

 

Как мы уже писали в прошлых статьях - село Шоруньжа было конечным пунктом нашего путешествия по Моркинскому району РМЭ. Следует особо отметить, что в селе расположены 

первый родник Йушто вюд,

 

 

 

 

а также  второй родник – Янык памаш!       

 

 

Родники долго искать не пришлось – местные жители быстро нам показали их расположение, в пойме небольшого ручья, который протекает через Шоруньжу и впадает далее в речку Шору.

 

 

Совсем недалеко от родников расположена местная священная роща – Мер ото (Мер кюсото), где проводились всемарийские моления.

 

Следует отметить, что местное население очень хорошо относится к родникам и источникам, в частности, родники  оборудованы срубами или навесами, около родников достаточно чисто и прибрано, а в Шоруньже родники даже были украшены посаженными цветами и плакатами на марийском языке!

Около родников стояли скамейки, ящики для мусора, а также были выложены тропинки!

Примечательно, что почти везде народ мари как-то выделяет родники и источники, и относится к ним с особым почтением, или хотя бы с уважением.

 

 

 

 

Первый родничок - Йушто вюд, переводится как студеная (холодная) вода, по рассказам вода в этом роднике имеет целебную силу.

 

 

Второй источник имеет название Янык памаш – как нам объяснила женщина, Янык – марийское имя, скорее всего название произошло от одного из основателей деревни, который поставил свой илем около родника и лесного ручья. От имени Янык произошла и марийская фамилия – Яныкин.

 

 

Около Янык памаш расположен деревенский майдан, где проводят народные гуляния и праздники, на которые собираются гости со всей республики Марий Эл и из соседних областей и республик.

 

 

А в поле, рядом с дорогой на Параньгу,  установлен памятный камень марийскому легендарному великану – Онару, причем на той горе, который образовался, когда Онар отдыхал в этом месте и вытряхнул землю из своих лаптей.

 

 

Село Шоруньжа находится на границе с Татарстаном. Возле села, извиваясь серебряной лентой, течет река Шора, левый приток Илети.

Шоруньжа является одним из древних селений Моркинского района. Марийское название его Унчо.

В экономических примечаниях 1793 года отмечена марийская деревня Илля, Унжа тож, деревня Шор и Илля тож. В деревне было 8 дворов, а в деревне Шор – 45 дворов, поэтому можно полагать, что деревня Шор, Илля тож и есть современное село Шоруньжа.

 

Марийский ученый Д.Е.Кузнецов название этого села считает пермским по происхождению. «Первый компонент данного топонима, – пишет он, – следует сопоставить с коми-зырянским шор «ручей». Вторая часть из селькупского языка унжа «ручей, речка».

После того как русский государь захватил Казань, в селение приехал богослужитель. В свою книгу это селение записал как «Унчо». Отсюда и пошло название села.

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

http://www.12rus.ru/

 

ФОТО КОЧУЮЩИХ – ПОХОД ИЮНЬ-2011 ГОДА.

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

фестиваль Кугече пайрем

Межрегиональный фольклорный фестиваль «Кугече Pairem» отметят в селе Шоруньжа Моркинского района 5 мая.

К участию на межрегиональном фестивале организаторы приглашают фольклорные ансамбли из Марий Эл и регионов компактного проживания народа мари.

«Участники, по согласованию с оргкомитетом, выбирают одну из форм представления праздника «Кугече»: песенные, инструментальные, хореографические, игровые, театральные формы. Репертуар коллектива должен отображать самобытные особенности представляемого района или региона», — говорится в сообщении организаторов праздника.

Для гостей будет организовано катание на качелях, народные игры и детская площадка. Кроме того, учреждения культуры подготовят выставку-конкурс «Кугече сурт» («Праздничные угощения»).

Напомним, в 2019 году марийское село Шоруньжа носит титул культурной столицы финно-угорского мира.

Марийский праздник «Кугече» (Великий день) главный праздник весеннего календарного цикла. Он отмечался через семь недель после праздника Ӱярня (Масленицы), то есть строго подчинялся лунному календарю. Отмечался он, как праздник весны, как момент наделения земли плодородной силой, хозяйства —благосостоянием, семьи — здоровьем. Кугече сопровождался многочисленными обрядами и поверьями. К празднику начинали готовиться дня за четыре, а то и раньше: мыли все стены дома, потолок, стирали белье, наводили порядок, варили пиво.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru