Поселок Кильмезь, Кильмезский район


Кильме́зь — посёлок городского типа, административный центр Кильмезского района Кировской области, Россия.
Расположен на реке Кильмезь (приток реки Вятка). Расстояние до областного центра составляет 259 км.
Население 5954 жителей (2010 год).
Считается, что посёлок Кильмезь был основан марийцами в начале XVII века. По легенде группа марийцев бежала на плотах по реке Кильмезь от удмуртов. Была поздняя осень. Марийцы увидели холм («Красная гора») и взобрались на неё для удобной обороны. В игоге образовалось поселение Кильмезь. Существует две точки зрения на перевод слова «Кильмезь»: «Уйти и не вернуться» (из-за болотистой местности) и «Река встала».

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ КИЛЬМЕЗЬ

 

СТАТЬИ И ССЫЛКИ – ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СТАТЬЯ ПРО МАЛУЮ КИЛЬМЕЗЬ

Село известно с 1666 года. В конце XIX — начале XX веков население занималось земледелием, кустарным производством кирпича, переработкой сельскохозяйственного сырья и др. C 1965 года поселок городского типа.

Национальный состав
Русские — 70,8 %,
Татары — 15,3 %,
Марийцы — 8,2 %,
Удмурты — 2,2 %,
Остальные — 2,4 %.

__________река Кильмезь и пос. Кильмезь

Производство лесопиломатериалов, кирпича.
В районе выращивают зерновые и кормовые культуры, картофель, овощи. Разводят крупный рогатый скот, свиней, овец. Месторождения торфа, глины, песка, гравия и известняка.

Культура
Кильмезский краеведческий музей был открыт 1 октября 1992 г. Открытию музея предшествовала почти семилетнее собирание экспонатов Лидией Ивановной Есиповой — первым директором музея. Краеведческий музей находится в историческом здании, бывшем магазине купца Ивана Михайловича Выгодчикова. Здание кирпичное, с большим подвальным помещением. Для посетителей музея наибольший интерес представляет отдел природы, где можно познакомиться с животным и растительным миром района.

Областной фестиваль «Вятский лапоть», организуемый администрацией района и департаментом развития предпринимательства и торговли. В 2012 г. проводился в четвертый раз, в нем приняло участие более 6000 человек.

История населенного пункта КИЛЬМЕЗЬ
Городское поселение Кильмезь Кильмезского района Кировской области расположено на берегу реки Кильмезь в юго-восточной части Кировской области. Климат поселения континентальный с умеренно холодной зимой и теплым летом.
Площадь поселения составляет 633га, протяженность улиц и переулков 57км, в поселении насчитывается 61 улица. Центральной улицей является улица Советская. В настоящее время потенциал городского поселения пгт.Кильмезь заложен в его природных ресурсах-лесах. Общая площадь лесов в районе 2146га, это хвойные и лиственные леса. На территории Кильмезского района добывают- торф, гравий, глину, песок, известь, выявлено 10 месторождений торфа, общей площадью-2226,4га. Основное население составляет русские-71,8%,татар-15,3%,марийцев-8,2%, удмуртов-2,2%.

_________________________фольклорная группа

Край необычный и единственный в своем роде. Край уникальных лесов, рек и речушек. Район многонациональный, где мирно уживаются 4 национальности: русские, марийцы, удмурты и татары.
История края уходит корнями в глубокую древность. По данным археологических раскопок, которые проводились в 70-х годах прошлого века Камско-Вятской археологической экспедицией Удмуртского университета район представлял собой один из издревле обитаемых регионов. Его первоначальное заселение относится к эпохе мезолита, а точнее к середине VII тыс.до н.э. Уже в этот период здесь существовали долговременные поселения. В последующие эпохи и до современности заселенность этой территории несомненна, т.к. здесь обнаружены памятники более 200 эпох. Часть найденных предметов была подарена археологами нашему музею (ножи, скребки, свёрла, наконечники стрел, фрагменты керамики). Наиболее интенсивное заселение края произошло в период царствования Ивана Грозного, после покорения им Казанского ханства.

Точная дата возникновения Кильмези неизвестна. Еще в 17в. Кильмезь входила в состав Казанского уезда и печатных источниках упоминается лишь в 1667г(342г). Затем более двух веков Кильмезь входила в состав Малмыжского уезда.
По одной из легенд Кильмезь основали удмурты, по другой марийцы. Первая легенда гласит о том, что в бассейне реки Вятка к западу от устья реки Чепцы жило удмуртское племя «Ватка», а в бассейне реки Чепцы жили «Калмезы». Долго и спокойно жили Калмезы, пока племя Ватка не решило вытеснить Калмезов с нажитых мест. Калмезы соглашались на жильё вместе, но удмурты из другого племени не соглашались. Два богатыря из племени Калмезов и один из племени Ватка решили осмотреть владения Калмезов. Ночь их застала в пути, они остановились на ночлег. Один калмез притворился, что спит, заподозрив Ватку в нехороших мыслях. Ватка же убедившись, что оба спят, взял огромную дубину и насмерть поразил одного калмеза, намереваясь уничтожить и второго. Но тот опередил удар. Что было между ними дальше неизвестно. После этого Калмезы ушли с Чепцы на юг в бассейн реки Кильмези, откуда и пришли. А племя Ватка оставалось на том месте, где случилось кровопролитие.
______________________храм святой Троицы

Свой отпечаток на происхождение Кильмези наложили и марийские племена. Что подтверждается легендой. Одно из марийских некрещеных племен бежало в непроходимые леса от угнетения и преследования инородческими племенами в поисках тихих мест. Переправившись через реку Вятку, племя добралось до устья р.Кильмезь и поплыло вверх по течению. Стояла поздняя осень, скоро должен был начаться ледостав. Но племя упорно двигалось вперед. Однако, доплыв до высокого лесного крутояра- Красной горы увидели, что дальше лежит сплошной ледостав. «Кильмыш»,- вскричал вождь и приказал выбираться на берег, строить жильё, чтобы здесь перезимовать. (Кильмыш-замерзло). Племя благополучно перезимовало, встретило весну, лето и, убедившись, что местность богата лесами, зверьем, птицей, водой решили остаться здесь навсегда.

______________________памятник вятскому Лаптю

По характеру местности тех давних времен - большие массивы трудно проходимых лесов и болот - слово «Кильмыш» можно перевести как «пойдешь и не вернешься».
Кильмезь расположена на старинном Сибирском тракте, по которому царское правительство гнало в далекую Сибирь революционеров, боровшихся за правду, за свержение власти и улучшение жизни простого народа. Изученные холодом и голодом, закованные в кандалы шли они в сопровождении жандармов. Особенно оживленно было на тракте после 1905 года. Проезжал через Кильмезь великий русский писатель- революционер Александр Николаевич Радищев. За написание книги « Путешествие из Петербурга в Москву» был сослан Екатериной II в Сибирь. Проезжая туда и через Кильмезь и д. Порек.

Кильмезь была до революции небольшим селом, весь центр которого занимали дома и торговые заведения купцов, промышленников и других богатеев. Беднота же ютилась в основном на окраинах в жалких, покрытых соломой, избах. Кильмезские купцы Репины имели торговые связи с Лондоном. Братья Рухлядевы имели винокуренное, лесопильное и кожевенное производство. Был у нас в Кильмези и спичечный завод, два кирпичных. Купец Ежеговских, четыре брата Двинских, Ефим Зарецких, Василий Ислентев, Мартын Пафнутьев и многие другие, чей вклад в благотворительную деятельность Кильмезской и соседствующих с нею волостей очень значителен. Об этом говорит тот факт, что многие из этих уважаемых людей были похоронены у стен Свято- Троицкого храма. Ведь каждый из них внес свой вклад в строительство церквей и их содержание.

________________кильмезские марийцы

Жил здесь и купец Иван Михайлович Выгодчиков содержащий более 40 магазинов не только в Кильмези, но и в Каксях, Вавоже, Водзимонье, Константиновке, Пореке.
Вот и музей находится в старинном здании, которое принадлежало купцу Выгодчикову.
Более 2-х веков Кильмезь входила в состав Малмыжского уезда, была волостью.
В 1929году с упразднением уездов организован Кильмезский район, появляются первые колхозы.

После установления советской власти на территории района. Как и по всей стране, началась гражданская война.
Проходил через Кильмезь один из отрядов Колчака. Две недели дислоцировался штаб белогвардейцев в селе.
Закончилась гражданская война. Стала налаживаться мирная жизнь. Люди трудились, поднимая страну из нищеты.

Наступил 1941год. Более 7.5тыс. кильмезян ушли на фронт, 4247 не вернулись домой. Потянулись долгие военные годы. Тяжело было не только на фронте, но и в тылу. На женские плечи легла вся тяжелая работа. Пахали даже на себе. Но как бы не было тяжело, в помощь фронту труженики тыла отдавали последнее.
Летели фронтовые письма от солдат. Как же ждали этих треугольных ласточек жены, матери, дети, любимые.
Пришло письмо - значит жив. Особенно тяжело было почтальонам, ведь им было суждено приносить не только радостные весточки. Но и похоронки.

Тяжело было взрослым, тяжело было и детям. Они трудились наравне с взрослыми. В годы войны в Кильмези размещался детский дом. 120детей привезли из Ленинграда.
Как бы ни было тяжело: народ свято верил в победу.
И этот день настал. 9 мая 1945 года в Кильмези было массовое гулянье. Многие не вернулись. Почти в каждом доме были погибшие, но радости не было предела. Район славен 4 Героями Советского союза.

Мельников Анатолий Иванович
Зарецких Михаил Александрович.
Скобелев Иван Алексеевич.
Кудрин Владимир Трофимович.
Белкин Николай Андреевич - полный кавалер Орденов Славы всех 3-х степеней, что приравнивается к званию Героя Советского Союза.

_______________________знак - Большой Сибирский тракт

Не обошла стороной кильмезскую землю Афганская и Чеченская война. С апреля 1978г. По 15 февраля 1989г. Длилась Афганская война. Многие кильмезские парни были призваны защищать афганский народ. В этой войне погиб Василий Арсентьевич Рязанцев.

В 1994г началась Чеченская война.
И вновь кильмезские парни встали на защиту чеченского народа. Среди них раненые и погибшие:

1. Коновалов Сергей Александрович.
2. Сумароков Михаил Анатольевич
3. Шишкин Виталий Александрович.
4. Перескоков Сергей Александрович
5. Халезов Дмитрий Александрович.

В 90-х XXвека была издана Всероссийская книга Памяти. Всего 750 томов. Кильмезскому району посвящен 4 и 17 тома.
Всего из Кильмезского района ушло на фронт- 7500 человек; вернулось-3253;
погибло-1968; пропало без вести-2279. Осталось в районе 34 человека. В Кильмези -12 человек.

До революции Кильмезь была небольшим сёлом, имевшим всего одну улицу, которая тянулась от так называемой Малаховой горы до кладбища. Со своих окраин оно выглядело нищенски: избушки. Покрытые соломой, с крохотными оконцами. По ночам в них редко загорался свет. Жили в этих домишках батраки да крестьяне. Но были и семьи, которые не смогли построить себе избу и потому жили в землянках. В центральной же части поселка жили кулаки: торговцы, купцы, мелкие ремесленники.

__________________Красная горка - река Кильмезь

Современное состояние поселка.
Население-6144человек: мужчин-2869, женщин-3275. Трудоспособного населения-2849человек, нетрудоспособного (пенсионеры, инвалиды)-3295. Участников войны- 19, тружеников тыла-292. Всего семей в поселке-2420, многодетных семей-73, учащихся в школе-850.
Есть библиотека. В библиотеках работают клубы и для детей и для взрослых. На территории Кильмези имеется 2 стадиона и один парк отдыха. Художественными промыслами занимается около 100 человек, в основном это плетение из лозы, резьба по дереву, изготовление лопат, санок, и многое другое.

КИЛЬМЕЗСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
Адрес: 613570, Кировская область, п. Кильмезь, ул. Советская, 70

Описание:
Кильмезский краеведческий музей был открыт 1 октября 1992 г. Открытию музея предшествовала почти семилетняя история собирания экспонатов Лидией Ивановной Есиповой - первым директором музея. Краеведческий музей находится в историческом здании, бывшем магазине купца Ивана Михайловича Выгодчикова. Здание кирпичное, с большим подвальным помещением, где в будущем предполагается разместить танцевальный зал. Для посетителей музея наибольший интерес представляет отдел природы, где можно познакомиться с животным и растительным миром нашего района.
Здание(я):
Историческое (купеческое) здание конца XIX века, в кирпичном исполнении.

Основатель: Есипова Лидия Ивановна (1924-1993)

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по Кильмезскому краеведческому музею
Животный и растительный мир Кильмезского района
История возникновения Кильмезского района
Кильмезяне в годы Великой Отечественной войны
"Ими славится кильмезская земля..."

Образовательные услуги:
Лекционные циклы в школах и организациях района
Краеведческий кружок.

Местные достопримечательности:
- Памятник погибшим кильмезянам в годы ВОв
- Могила революционера Федорова, погибшего от рук кулаков
- "Красная гора", где якобы обосновалось первое поселение марийцев
- улица Советская поселка Кильмезь расположена на старинном Сибирском тракте, по которому царское правительство гнало в ссылку революционеров, по которому проезжал А.Н.Фадищев. В его записях есть упоминание о Кильмези.
- Старинные купеческие дома, сохранившиеся в центре поселка
- Свято-Троицкая церковь, которая была построена в 1836 г.

Основные должностные лица:*
Директор: Власова Людмила Николаевна, тел. (238) 2-1246
Хранитель: Яшпаева Светлана Аркадьевна, тел. (238) 2-1246
Адрес дирекции:
613570, Кировская область, п. Кильмезь, ул. Советская, 70

Даты открытия и основания:
открыт: 01.10.1992

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 166м2
фондохранилищ 24м2

Единиц хранения:
2494, из них 1715 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция бумажных денежных знаков (дензнаки 1898, 1905, 1909, 1917, 1918, 1919, 1922 годов выпуска) - 391 ед. хр. (Коллекция находилась в деревянной шкатулке, которая была найдена в заброшенном доме.)
Коллекция металлических значков - 19 ед. хр.

ФЕСТИВАЛЬ ВЯТСКИЙ ЛАПОТЬ
В поселке Кильмезь прошел народный праздник «Вятский лапоть». Праздник, который направлен на популяризацию и поддержку народных промыслов и ремесел, состоялся второй раз и в этом году получил статус областного фестиваля.
Сергей Щерчков, заместитель Председателя Правительства области, от имени Губернатора и Правительства региона поздравил собравшихся с праздником, поблагодарил кильмезян за организацию фестиваля и выразил надежду, что традиция проведения фестиваля будет продолжена.
Гостей и участников фестиваля, жителей района, на территории которого проживают русские, марийцы, удмурты и татары на национальном языке приветствовали главы поселений. Выступающие отмечали, что проведение праздника является данью уважения народной культуре, традициям. Особая ценность промыслов в том, что у каждого народа своя изюминка, каждое изделие уникально и неповторимо.

Несмотря на то, что за прошедшие десятилетия изменился уклад жизни и потребительский спрос, изделия народных промыслов востребованы и сегодня. По словам гостей фестиваля, мероприятий, направленных на поддержку умельцев, должно быть как можно больше, а фестиваль должен стать не только межрайонным, но и Всероссийским.
Насыщенная деловая и культурная программа праздника, прошедшего при поддержке Правительства области, включала «круглые столы», мастер-классы, конкурсы мастерства, аукцион эксклюзивных ручных работ и продажу сувениров мастеров, демонстрацию национальной одежды, выступление творческих коллективов. Всего в мероприятии приняли участие более 200 предприятий и индивидуально работающих мастеров сферы народных художественных промыслов Кировской области, Республик Марий Эл, Татарстан, Удмуртия и Чувашия. Любой желающий мог не только приобрести изделия мастеров, но и попробовать освоить понравившийся промысел, а также принять участие в творческих конкурсах.

По данным областного департамента развития предпринимательства и торговли, сегодня в сфере народных художественных промыслов региона занято около 2000 человек: 23 предприятия, более 1300 индивидуальных мастеров (20 из которых имеют статус народного мастера Кировской области).
В регионе реализуется программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Кировской области», в рамках которой предприятиям художественных промыслов оказывается финансовая, инфраструктурная, информационно-рекламная поддержка.

В 2010 году на государственную поддержку народных художественных промыслов из областного и федерального бюджетов направлено 7 млн.рублей. Также в рамках фестиваля областным управлением международных и региональных связей при Правительстве Кировской области был проведен информационный семинар, посвященный перспективам развития туристической привлекательности района.

КИЛЬМЕЗСКИЙ РАЙОН
Кильмезский район расположен в юго-восточной части Кировской области. С севера район граничит с Немским, Унинским районами, с запада – Уржумским, с юга – Малмыжским, с востока – Республикой Удмуртия.
Протяженность района с севера на юг – 90 км., с запада на восток – 60 км.
Общая площадь района составляет 310640 га.

Территория района покрыта сетью рек, принадлежащих к системе реки Вятка. Всего в районе имеется 23 реки с общим водосбором 30,7 тыс. кв.м. и протяженностью 1200 км., 65 озер, площадью 320 га, 42 пруда с общей площадью водного зеркала 197 га, 5 торфоболот, площадью 1850 га. Наиболее крупной рекой является р. Кильмезь, которая берет начало в Удмуртии и протекает с востока на запад, имея протяженность 310 км., в т.ч. на территории района 80 км.. Ширина реки от 20 до 100 м.

____________________староверческий храм в поселке

История района уходит корнями в глубокую древность. По данным археологических раскопок, которые проводились в 70-х годах ХХ века Камско-Вятской археологической экспедицией Удмуртского университета район представлял собой один из издревле обитаемых регионов. Его первоначальное заселение относится к эпохе мезолита, а точнее к середине VII тыс. до н.э. Уже в этот период здесь существовали долговременные поселения. В последующие эпохи и до современности заселенность этой территории несомненна, т.к. здесь обнаружены памятники всех эпох. В бассейне реки Кильмезь сформировалась засвидетельствованная легендами деревня – удмуртская группа «Калмез».
Наиболее интенсивное заселение края произошло в период царствования Ивана Грозного, после покорения им Казанского ханства.

Административным центром района является село Кильмезь, первые упоминания о котором найденные в печатных источниках, датированы лишь 1667 годом.
Кильмезь расположена на старинном Сибирском тракте, по которому царское правительство гнало в дальнюю Сибирь каторжан. И это обстоятельство накладывало на Кильмезь свой отпечаток.
До сих пор хранят свои тайны старые купеческие дома. Одно из красивейших зданий в поселке занимает Кильмезский краеведческий музей, образовавшийся в 1192 году. Ранее это здание принадлежало купцу 1 гильдии И.М. Выгодчикову.
В центре села возвышалось очень красивое здание церкви, колокольный звон которого был слышен за 25 верст. 20 февраля 1818 года была дана хромозданная грамота на построение в Кильмези каменного храма вместо двух имевшихся в селе ветхих деревянных церквей. Каменный храм был заложен в 1824 году и строился 12 лет. Строительство его завершилось в 1836 году. Церковь называлась Троицкая, имела три престола. Приход состоял из 30 селений.
В Кильмези были мастера гармонного промысла и мастер самоучка, изготовивший деревянный велосипед: крестьянин Ефим Вахрамеевич Шампоров.
Более 2-х веков Кильмезь входила в состав Малмыжского уезда. В 1929 году с упразднением уездов организован Кильмезский район, вместо имевшихся волостей образованы сельские советы.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Использована работа Ивановой В. А. (учитель МОУ «Ершовская СОШ»), Ивановой М. В. (студентка ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА»).
http://kilmez43.ru/
статьи и материал местных краеведов.
Сайт Википедия.
http://www.rodina-portal.ru/
http://www.ikirov.ru/news/
http://fotki.yandex.ru/users/irikovich63/
http://ftp.museum.ru/M2882

ВложениеРазмер
KilmezPR (1).jpg188.96 КБ
KilmezPR (2).jpg43.98 КБ
KilmezPR (3).jpg115.79 КБ
KilmezPR (4).jpg197.57 КБ
KilmezPR (5).jpg290.77 КБ
KilmezPR (6).jpg154.15 КБ
KilmezPR (7).jpg237.7 КБ
KilmezPR (8).jpg115.07 КБ
KilmezPR (9).jpg195.79 КБ
KilmezPR (10).jpg92.64 КБ
KilmezPR (11).jpg147.44 КБ
KilmezPR (12).JPG208.39 КБ
KilmezPR (13).jpg42.76 КБ
KilmezPR (14).jpg158.07 КБ
KilmezPR (15).JPG167.41 КБ
KilmezPR (16).jpg39.78 КБ
KilmezPR (17).jpg84.26 КБ
KilmezPR (18).jpg536.34 КБ
аватар: Кэп

про богатыря Кильмеса

 Говорят, в древние времена марийцы жили под Москвой, по западным берегам Волги. Потом, спустившись по Волге, переправились по реке, обосновались на правом берегу Вятки. Тогда здесь жили удмурты. Жили они целой деревней как единая семья. На триста — пятьсот человек был один свой вождь. А всему удмуртскому народу был вождём Кульмес Адыр. Между марийцами и удмуртами возник спор, кому жить на правом берегу, а кому переправиться на левый. И порешили так: оба вождя должны ударить ногой кочку. У кого кочка перелетит через реку, те останутся жить на правом берегу. Марийцы оказались хитрее. Кочку, которую должен был пнуть их вожак, они ночью подрезали. А чтобы никто не заметил, замаскировали землёй.
Утром два богатыря пришли на место состязания. Первый ударил кочку мариец — кочка перелетела на другой берег. Вторым ударил Кильмес Адыр - его кочка упала на середину реки. Вот так удмурт- скии народ переселился жить на левый берег Вятки, оставив место марийцам.
Место переправы под Кизерью называется Одо-вончак ('удмуртский овраг'). А напротив нашей деревни, где берёт начало речка Шабанка, и напротив Мари Малмыжа тоже есть "место, прозванное Одо-вончак. Наверное, и здесь они переправлялись через реку.

аватар: Кэп

Крупинские чтения

В Кировской области, в стоящем на самой границе с Удмуртией посёлке Кильмезь состоялись IX Крупинские чтения – литературный праздник, названный так по имени выдающегося уроженца Кильмези, русского писателя Владимира Николаевича Крупина. В работе литературного форума приняла участие писательская делегация из Марий Эл под руководством исполнительного вице-президента попечительского совета ПГТУ Сергея Лялина.

Владимир Крупин – настоящий классик русской литературы, один из последних представителей славной плеяды писателей-деревенщиков. Его произведения давно изучаются как в средней школе, так и в курсе современной русской литературы на филологических факультетах. Он был близко знаком со многими известными писателями,  особенно близкие отношения связывали его с Валентином Распутиным.

Крупинские чтения возникли достаточно случайно и поначалу не задумывались как ежегодные – однако после первого же литературного праздника всем стало ясно: Крупинским чтениям быть! К организации праздника подключились Вятский государственный гуманитарный университет, библиотека имени А.И.Герцена, администрация Кильмезского района; на гостеприимную вятскую землю со всех сторон потянулись поклонники литературы и те, кто сам является участником литературного процесса: поэты, прозаики, публицисты, редакторы «толстых» журналов.

Нынешний праздник прошел под названием «Жива провинцией Россия». Примечательно, что Владимир Крупин всякий раз сам придумывает темы для литературного форума – в разные годы это были темы «Путь к животворным истокам», «Семья как школа жизни», «Искусство как радость и служение», «С чего начинается Родина?», «Природы дух и дух народа», «Святые узы товарищества», «Ветер странствий».

Как и в прошлые годы, в школах Кильмезского района заранее был проведён конкурс сочинений как на заявленную тему Крупинских чтений, так и по произведениям классика. Лучшие сочинения и стихи школьников были опубликованы в специальном сборнике, а победителей в день открытия праздника награждал сам Владимир Николаевич. В этих безыскусных детских рассказах о родной деревне, о детском житье-бытье было столько неподдельной любви к своей малой родине, столько восторга перед красотой родной природы и вместе с тем столько недетской тревоги за будущее деревни, каких не встретишь в произведениях иного маститого писателя.

Программа нынешнего литературного форума включала экскурсию по посёлку с посещением краеведческого музея, осмотр дома-музея православной культуры (в этом доме живёт и работает Владимир Крупин, когда приезжает к себе на родину), пленарное заседание, выезды в поселения, работу в секциях и круглый стол. Открылся праздник с молебна в Свято-Троицкой церкви – Владимир Николаевич глубоко верующий человек, и благословение православного священника было необходимой составляющей праздника.

На пленарном заседании прозвучало несколько выступлений на литературные темы: обстоятельный доклад «Лапти», состоявший из литературоведческого разбора рассказа Ивана Бунина «Красные лапти» и других произведений русских классиков на эту тему; доклад, посвящённый анализу библейской притчи о блудном сыне, и другие. Зрители увидели фильм «Лобань», построенный на рассказе Владимира Крупина и съёмках прекрасной природы вятского края. Конечно же, не обошлось без стихов – свои произведения читали приехавшие на праздник поэты.

Важнейшей частью литературного праздника с самого зарождения Чтений в 2009 году являются выезды писателей в поселения. Нашей делегации досталась удмуртская деревня Паска (с ударением на последнем слоге). Наша встреча с жителями состоялась в уютном здании сельского Дома культуры. Мы рассказывали о себе, делились впечатлениями от Кильмези и от прошедших событий, читали стихи. Хозяева, в свою очередь, исполнили несколько песен на удмуртском языке (причём на аккордеоне играл сам глава местного поселения), читали свои стихи, а затем накрыли для гостей обильный и вкусный стол.

После Паски мы ещё сделали большой крюк до деревни с символичным названием Ясная Поляна – лишь для того, чтобы несколько минут пообщаться с заночевавшими там гостями из Пермского края.

На второй день состоялся праздничный концерт, встречи писателей со школьниками, работа в секциях, одну из которых вела супруга Владимира Крупина, главный редактор журнала «Литература в школе» Надежда Леонидовна. Это был день рождения Владимира Николаевича, и надо было видеть, как по-детски застенчиво принимал поздравления этот замечательно скромный человек, ни одной минуты не воображавший себя «живым классиком»...

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru