Священная роща «Салика» - Фадейкино – река Илеть

 

Команда Кочующие - Илеть, Фадейкино

Деревня Фадейкино (Элнеттур –  с мар: место около Илети) известна всем водным туристам, как место, откуда начинаются сплавы по реке Илеть. Точнее это самая высокая точка стапеля на реке для массового сплава. Вероятно, кто-то начинал сплав и выше по реке, где Илеть становится меньше Юшута, но это уже на любителя. И наша Команда стапелевалась в этом месте  на майском сплаве 2005 года.

 

СТАТЬЯ ПРО РЫБАЛКУ В МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОХОДЫ ПО МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

 

                                     (река Илеть и деревня Фадейкино - Элнеттур)                

Так вот, из Каталога священных рощ мы узнали, что и около Фадейкино есть своя священная роща, при этом она имеет своё личное название - Священная роща «Салика» - расположена  в 300 м к С-В от д.Фадейкино (Мари-Кужерского сельсовета) площадь 0,5 га, муниципальные земли сельских поселений.

По этой причине мы решили в эту экспедицию обязательно найти эту рощу, а также ключ, который был около д. Фадейкино, тем более, что наш маршрут пролегал прямо возле деревни.

 

Кто представляет себе  расположение этой деревни, тому станет ясно, что кюсото находится буквально у дороги Морки – Шоруньжа, причем совсем недалеко от берега Илети, где около моста водники начинают свой сплав. Однако, чтобы попробовать все варианты, мы решили опросить местных жителей, которые, как правило, не совсем охотно рассказывают о священных местах, родниках (в которых течет вино)  и прочих достопримечательностях родного края. В итоге одна женщина отправила меня к старожилам, которые должны были знать про рощу. Фамилия их была достаточно русская (хотя они были мари) – Петровы, кстати,  именно Петровы и Ивановы – самая распространенная фамилия этой деревни! Что это означает? Наверно то, что жители этой деревни были не местные, а сами пришли сюда из других краёв, гонимые нуждой и поборами, поэтому, не долго думая, взяли самые распространенные фамилии!

Так оно примерно оказалось, когда мы открыли историю этой деревни…

Вот то немногое, что было известно:

«Деревня Фадейкино расположена в 6 км северо-восточнее центра сельского совета, д. Юрдур.

Преобладающее население — марийцы. По словам старожилов, основоположником деревни является житель по имени Фадей, который построил себе дом на горе возле реки Илеть и остался жить. Остальные переселенцы пришли со стороны Казани.

Фадейкинцы издавна считаются некрещеными марийцами, но обряды и ритуалы язычников не сохранили».  

                              (священная  роща  Салика - слева)                                    

В общем,  добрались мы до Петровых – хозяева (дед и бабушка) оказались дома, также на выходные к ним приехали из Морков дети и внуки, что оказалось совсем кстати! Они и показали нам, где находится священная роща – это совсем недалеко от деревни, буквально за дорогой. Также Петровы рассказали нам, что в этой роще уже давно нет молений, а последние моления были тогда, когда старший сын был еще мальчишкой (если считать, что сыну около 50 лет, то это примерно 60-е или 70-е года прошлого века).

 

Поскольку местные мари не были крещёнными, и у них в округе не было церквей и молельных домов, то ещё в прошлом веке здесь держались язычества. Роща Салика была известна с давних времен! Самое интересное, что сами Петровы не знали, что у рощи такое имя, и тем более они не знали – откуда взялось такое  название рощи. В советское время моления стали запрещать, по этой причине жители деревни стали молиться в другой роще, она была расположена на север от деревни,  примерно 700-800 метров от трассы. Дело в том, что ближняя священная роща (Салика) расположена практически у дороги, поэтому любой проезжающий и чужой человек мог заметить моление, дым жертвенных костров или мари в праздничных одеждах, поэтому в этой роще молились очень редко, а основные моления переносились в дальнюю рощу.

                                              (слева - кюсото, а справа лужок)                    

Тут следует напомнить, что эта трасса  была достаточно оживленной, так как она соединяла Царевококшайский окружной тракт (и Морки) с древней Алатской дорогой. Это были очень оживленные торговые пути в Марийской стороне.

Уже после Отечественной войны моления снова возобновились и в ближней роще. Однако уже в 80-х годах в этих местах уже практически не молились. Понемногу умерли старики, на которых держалась древние верования, молодежь уезжала в города, может, были и другие причины по которым порвалась эта религиозная связь. И уже в настоящее время мало кто помнит, что здесь когда-то молились…

 

Мы обошли рощу, но внутрь не стали заходить, если там нет жертвенника, нет ритуального костра – то не было смысла что-то фотографировать изнутри, да и зачем лишний раз тревожить древних духов. Мы могли отметить, что роща имеет округлую форму, лужок около рощи немного окашивается, а вход в рощу ограждён пряслом. Рядом проходит дорога на Шоруньжу, и совсем недалеко протекает красавица Илеть.

 

                                                (вид от рощи в сторону  Илети)                        

Про родник мне также удалось узнать, что он вытекает рядом с Илетью, но нынче из-за обильных дождей место у родника притоплено и заболочено. 

                         (Илеть  с моста  около  Фадейкино)                      

 

ДАЛЕЕ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ДЕРЕВНЕ:

В 1745 году в деревне насчитывалось 6 дворов. В 1859 году имелось 20 дворов, проживали 70 мужчин, 86 женщин. В начале XX века в Фадейкино было 43 хозяйства, 115 мужчин и 119 женщин.

В первой половине XIX века в деревне были лавка, ветряная мельница. Крестьяне занимались земледелием и животноводством, бортничеством и охотой. Дети учились в школе I ступени. В 1920 году при ней организованы курсы для подготовки школьных работников по ликвидации неграмотности. В 1919-1921 гг. числилось 58 дворов, проживали 160 мужчин и 167 женщин.

В 1931 году в деревне создали колхоз "Элнет Вий", первым председателем избрали Семена Корнилова. Работали смолокуренная печь, кузница.

 

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. не обошла стороной и деревню Фадейкино, на полях сражений погибли 54 человека.

В 1949 году в состав колхоза "Элнет Вий" входили 91 двор, 38 человек. Колхоз возглавлял А.Г. Рыбаков. В деревне был клуб. На р. Илеть работала водяная мельница, построенная в 1908 году. В 1952 году д. Фадейкино Моркинского сельсовета входила в состав колхоза "Коммунар", центральная усадьба которого находилась в д. Пустое Поле.

В 1958 году в д. Фадейкино Мари-Кужерского сельсовета находился 101 дом. В 60-е годы прошлого века, в период укрупнения колхозов, деревня вошла в состав объединенного колхоза "Илеть". В 1968 году построен водопровод. В 1973 году жители стали пользоваться привозным газом.

В 2004 году в Фадейкино насчитываются 81 двор, 221 человек, большинство мари. Строения в основном деревянные, лишь 8 домов построены из кирпичей. В деревне 7 жителей имеют в личном пользовании трактора, 12 жителей— автомашины. Во всех домах есть бытовая техника, телевизоры. Радиолинии в деревне нет. В пяти домах есть телефоны.

 

          (приехала марийская  свадьба из Морков - здесь существует местная традиция - жениху надо на руках перенести невесту через Илеть по мосту - тогда их семейная жизнь будет счастливой!!!)                                      

Население для отапливания домов использует дрова. Жители пользуются привозным газом, водопроводной водой. Дети посещают Старомазиковскую основную и Моркинские средние школы. В деревне работает магазин Моркинского райпо. За медицинской помощью люди обращаются в Старомазиковский фельдшерский пункт. Жители в основном заняты на предприятиях п. Морки, некоторые трудятся в колхозе "Илеть", часть — у местного предпринимателя.

Наиболее часто встречаются фамилии Иванов, Петров. Рядом с деревней проходит трасса Морки — Шиньша, имеется автобусное сообщение с поселком Морки. А до центра сельсовета приходится добираться пешком или на своем транспорте.

Н.А. Александров 18 лет своей жизни отдал работе с населением. Долгое время работал на пасеке Е.Я. Николаев. С. Марданов, бывший штабс-капитан царской армии, перешедший на сторону Красной Армии, командовал ротой, сражался против Колчака, впоследствии работал заместителем председателя Краснококшайского горисполкома.

 

                      (красивое пойменное озерцо на левом  берегу  Илети)                    

 

 

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ:

http://aboutmari.com/wiki/

История сел и деревень Республики Марий Эл. Моркинский район. 2006 г.

http://www.mari-el.name/

ФОТО КОЧУЮЩИХ.

 

 

 

Комментарии

За этой деревней есть другая

За этой деревней есть другая Мазиково, там находится небольшая база отдыха с бревенчатыми домами, где обитают верблюды, кони и страусы. есть конные прогулки.

интересно...

туда мы пока не добрались...

а что есть еще в окрестностях интересного?

Салика была моей прабабушкой

Мало информации, на самом деле у этой деревни очень богатая история.
В ней жили мои предки, да и сейчас сохранился дом, в который мы переодически приезжаем и черпаем силы природы.
Тем не менее - большое спасибо за статью! Очень приятно встретить напоминание о родине предков на просторах интернета...

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.