Михаило-Архангельский монастырь, Горномарийский район Марий Эл

 

  На высоком берегу реки Суры близ впадения ее в Волгу в начале XX века находился Михаило-Архангельский мужской черемисский общежительный монастырь. Эта обитель являлась одним из крупнейших в западной части края центров христианского просвещения. Расположенный вдали от крупных административных городов монастырь был светочем православной культуры среди местного марийского и чувашского населения.

 

(на  берегах  Суры  - недалеко от монастыря  в начале  20 века)                 

Михаило-Архангельский монастырь - Горномарийский район

Начиналась обитель подвижничеством местных крестьян-марийцев, уединившихся в вековые леса на Суре. Первыми отшельниками, получившими благословение приходских священников, стали крестьянин села Пайгусово Козьмодемьянского уезда Андрей Никитин в начале 50-х годов XIX века и откликнувшийся на его проповедь крестьянин деревни Цыганово Михаил Герасимов. Чтение церковных книг настолько увлекло последнего, что на последние 40 рублей он купил Четьи-Минеи и удалился в скит, из которого постепенно вырос монастырь. Никакие невзгоды и лишения не остановили подвижников. Слава о них пошла по всему горному краю. К уединенным кельям не зарастала тропа. Число отшельников увеличилось до десяти.

Михаило-Архангельский монастырь - Горномарийский район

Священник Порфирий Руфимский, автор очерка о Михаило-Архангельском монастыре, опубликованного в виде отдельной книги в Казани в 1897 году, писал о них следующее: “Соединенные одной общей целью — спасения души, они начали вести жизнь строго подвижническую; воздержание их простиралось до того, что они не употребляли не только рыбы и вина, но даже и постного масла, питаясь лишь зеленью и овощами. Занимаясь пчеловодством и огородничеством и вообще телесными трудами, все остальное время подвижники посвящали на молитву и чтение духовных книг, а особенно житий святых, которые еще более возбуждали их к подвижнической жизни. В воскресенье и праздничные дни они неукоснительно посещали храм Божий, отправляясь для этого или в г. Василь (Васильсурск - С.С.), или же в соседнее село Пайгусово; а в обычные, будничные дни, местом молитвенных собраний служила для них одна из пещер, вырытых по склону горы”.

 

 

Михаило-Архангельский монастырь - Горномарийский район

 

Дело Михаила Герасимова продолжал крестьянин Владимирского прихода Иван Захаров. Он подал просьбу Государю-Императору Александру II об организации монастыря в лесах на Суре. Хлопоты увенчались успехом. Через 20 лет после появления первых отшельников было получено разрешение на устройство обители. Весной 1868 года монастырь начал строиться. Постройка обители производилась сначала на средства местных крестьян, а с 1873 года начались благотворительные взносы. Благоустраивалась территория монастыря. К началу XX века монастырь был опоясан каменной стеной с башнями, Святыми вратами. На территории обители к 1904 году имелись каменный двухэтажный корпус с трапезной и келиями, деревянные одно- и двухэтажные дома с келиями для братии, мастерскими, гостиницей, училищем, а также хозяйственные постройки: скотный двор, мельницы, амбары и прочие службы.

Первая монастырская церковь была деревянной во имя Архистратига Михаила, освященная Архиепископом Казанским Антонием в сентябре 1871 года. Одноглавый храм был просторным и светлым, имел великолепный иконостас с позолотой, сделанный самими монахами. Почти 25 лет этот храм украшал обитель, а затем был передан по распоряжению Казанского епархиального начальства во вновь учрежденную Введенскую Вершино-Сумскую женскую обитель.

В 1881-1883 годах была построена и освящена домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в настоятельском корпусе с замечательным дубовым иконостасом. Иконы и иконостас были даром монастырю княжны Наталии Сергеевны Оболенской и помещика Петра Петровича Зубова.                                      

Михаило-Архангельский монастырь - Горномарийский район

 В 1882-1891 годах в монастыре велось строительство главного храма — Благовещенского собора. В августе 1891 года храм был освящен при стечении 8 тысяч богомольцев. Собор представлял собой пятиглавый трехнефный храм с колокольней и крыльцами с южной и северной сторон. Барабаны малых глав являлись восьмигранными, а большой центральный — 16-гранным. Широко расставленное пятиглавие придавало храму основательность и законченный вид. Четырехъярусная колокольня, увенчанная шестигранной главой, была очень соразмерна основному кубу храма. Колокола размещались в третьем ярусе. Большой колокол весил 62 пуда. Интерьер собора был исполнен в русско-византийском стиле. Четырехъярусный иконостас включал в себя иконы, написанные на вызолоченных чеканных фонах с эмалевыми бортиками и вставками.

Михаило-Архангельский монастырь - Горномарийский район

Среди икон обращали на себя внимание две в изящных резных киотах: св. великомученика Пантелеимона и Божией Матери “Скоропослушницы”. Образ Пантелеимона в позолоченной ризе с частицей мощей св. угодника, вложенной в золотой ящичек, вделанный в икону около левой руки, был прислан в монастырь по просьбе братии из знаменитого Афонского русского Пантелеимонова монастыря в Греции. Икона Божией Матери также была прислана из Афонского монастыря в 1876 году по просьбе игумена Паисия.

К 1904 году был завершен еще один храм монастыря — каменная Михаило-Архангельская церковь, построенная на месте деревянной церкви, переданной в Вершино-Сумскую обитель. Монастырь имел свою библиотеку, иконную “лавочку” с широким выбором православной литературы, календарей, портретов коронованных особ и картин духовного содержания.

Михаило-Архангельский монастырь имел обширное хозяйство. Угодья обители включали 60 десятин лесной дачи от казны, переданной по повелению Государя-Императора в марте 1868 года, лесной участок в 90 десятин в Васильсурском уезде Нижегородской губернии, 51 десятину пахотной земли в Васильсурском уезде, 402 десятины засурских лесных покосов, 2 мукомольные мельницы на реке Юнге. Кроме полевого хозяйства в монастыре имелись два фруктовых сада, огород, пчельник. Процветали бондарное и шорное ремесла.

Большой вклад в процветание обители на Суре внесли игумен Паисий, иеромонах, а затем игумен Амвросий. Число иноков в разные годы колебалось от 12 до 81. В 1904 году, по данным Казанской епархии, в Михаило-Архангельском монастыре было 29 монахов, 9 послушников и 99 человек, проживавших на испытании. Настоятелем являлся с 1902 года архимандрит Аркадий.

Гордостью монастыря была его школа — опора православия, образования и единения марийского населения с русским народом. С 1874 по 1895 гг. в ней обучалось более 700 мальчиков из близлежащих марийских селений. 

 

 

После революции и гражданской войны монастырь был закрыт ввиду невозможности содержать здание храма - окрестные жители, получив нормальное образование и условия жизни попросту отказались содержать за свой счет ненужное им заведение. Его строения пришли в запустение. В 1921 году в его стенах был открыт Горномарийский педагогический техникум, переведенный затем в Козьмодемьянск. После чего строения были разобраны на кирпичи для строительства столь нужных, перед великой Отечественной войной, заводов.

  Лишь в 2005 году, почти век спустя, по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна духовно окормлять и восстанавливать обитель взял на себя послушание настоятель козьмодемьянского собора в честь Смоленской иконы Божией Матери архимандрит Варлаам (Семенов).

Первая мысль о возрождении монастыря появилась несколько лет назад, когда в руки батюшке попала одна из святынь обители — небольшая икона-мощевик с изображением девяти угодников Божиих, некогда находившаяся в алтаре церкви Преподобного Сергия Радонежского. При закрытии Михаило-Архангельского монастыря были уничтожены все святыни. И только эта икона с частицами святых мощей и животворящего Креста Господня, привезенная из Иерусалима игуменом Паисием, сохранилась. А когда по ходатайству отца Геннадия, настоятеля храма Рождества Христова села Пайгусово, Церкви было передано одно из бывших монастырских зданий, стало ясно — пришло время, пора положить начало новым трудам. Что ж, не привыкать: труд церковный знаком батюшке с молодых лет.                                   

 Родился архимандрит Варлаам в деревне Студеная Колода пайгусовского прихода. Родители были верующие и с детства водили в храм. Еще до закрытия бывал он и в пайгусовской, и в микряковской церквах.

Но жить выпало во времена атеизма. В школе убеждали, что Бога нет. А его тянуло в церковь. Бывало, сверстники посмеивались, директор школы с председателем сельсовета приходили, интересовались: «Ты ходишь в церковь?» Отвечал: «Что хотите, со мной делайте, а я верил и верю». (Советскими законом была прописана свобода вероисповедания, и она неукоснительно соблюдалась)

Потом познакомился с певчими, которые привели его на клирос. Хоть музыкальной грамоты и не знал, но слух был. Стал учиться. Со временем поставили псаломщиком. И тут, как гром среди ясного неба,— вызов в Казань, в епархию. Там дали книги и сказали: «Почитай. Мы решили поставить тебя на приход».

— Не думал и не мечтал,— качает головой отец Варлаам.— Это было время хрущевской оттепели, храмы открывали, а служить некому.

Вскоре начались «хождения по мукам». Недолго пришлось прослужить в первом храме в селе Мушерань Моркинского района. Уполномоченный по делам религии настоял, чтобы церковь закрыли. Батюшку перевели в Нурму. Но и здесь прослужил только два месяца — и опять «на все четыре стороны».

— Приехал в Казань, в епархию,— вспоминает отец Варлаам.— Владыка с секретарем смотрят друг на друга: куда определить? Пристроили меня псаломщиком в один из православных храмов Татарии. Встретили там настороженно, первое время даже запрещали иерейский крест носить. Но не роптал, подчинялся во всем.

Через какое-то время Владыка дал батюшке приход на родине, в Горномари. В родном районе отец Варлаам остался надолго: девятнадцать лет прослужил в Коротнях. А потом разрешили открыть Троицкую церковь в Козьмодемьянске. Наступали новые времена.

— Служили в уголке первого этажа,— вспоминает батюшка,— а на втором еще оставалось жилье. Телевизор, музыка, бранные слова — все внизу было слышно. Добивались и добились-таки — квартиры убрали, пришли  наконец времена, когда людей можно выселять, чтобы открыть храм.

А в 1992 году отца Варлаама перевели в Смоленский собор, настоятелем которого он является и в настоящее времени.

Поначалу, пока собор не освободили, невдалеке в крестьянском деревенском доме устроили малый храм. Служить приходилось в тесноте — повернуться негде. Потом здание стали расширять, пристроили кирпичный алтарь, утеплили сени и веранду, там поместили иконостас. И только через шесть лет Смоленский собор был передан Церкви. Отец Варлаам вспоминает связанный с этим событием уникальный случай:

— В то время в соборе находился музей, и здание никак не освобождали. В 1996 году в Духов день пошли крестным ходом вокруг собора. К концу молебна люди стали шуметь. Я взглянул вверх — над куполами собора раскинулась радуга. Потом стала исчезать и вдруг появилась во второй раз, уже не полукругом, а замкнутая вокруг собора. Все умилились сердцем. Певчие плакали. А когда с крестным ходом возвращались в малый храм, те, кто шли последними, заметили, что и радуга перебиралась следом за нами к малому храму. Этим знамением Господь нас уверил, что храм будет возрожден. И вправду, через два года Смоленский собор был передан верующим.

Такое явление, как замкнутая кругом радуга, — очень редкое. Считается, что она появлялась, когда мощи преподобного Серафима Саровского прибыли в Дивеево и при захоронении императрицы Марии Феодоровны, матери царственного страстотерпца Николая II (канонизирован РПЗЦ, благословлявшей Гитлера в поход против СССР), над шпилем Петропавловского собора. Были свидетелями подобного чуда и наши земляки. Смоленский собор теперь — красавец, а у батюшки новые думы-заботы: как на месте запустения восстановить обитель.

Строить — дело небыстрое, но начало положено. Приезжают верующие из Козьмодемьянска и деревень, трудятся на уборке. В пристрое к переданному двухэтажному зданию, где ныне размещается отец Варлаам со своими помощниками, устроили храм Божий. Алтарь получился просторный. Зал для молящихся небольшой. Впрочем, народу пока на службе бывает немного, человек 10–15 по воскресеньям. Дух церковный в округе совсем выдохся, новое поколение выросло в безбожной среде.

Когда разбирали здания, кирпичи возили в Нижний Новгород для строительства автозаводов перед войной, остатки разобрали местные жители. Сейчас невозможно определить место, где стоял собор. Нужно проводить раскопки, это большой труд.

Впрочем, трудов здесь не боятся. Крепко надеется батюшка на помощь Божию и молитвы отцов, десятилетия подвизавшихся на этом святом месте. Особенно чтит игумена Паисия, настоятеля монастыря:

— Отец Паисий был известный человек, бывший саровский монах. Говорят, в 60-е годы, когда разбирали фундамент, обнаружили захоронение. Свидетели видели нетленные останки, крест, Евангелие в руках. Предполагают, что это останки отца Паисия. Сейчас захоронение вновь утеряно.

Не много сведений сохранилось и об архимандрите Арсении, последнем настоятеле Михаило-Архангельского монастыря. В 20-е годы обитель упразднили, храм сделали приходским. Отец Арсений служил там до его закрытия в 30-х годах. 

Быстро течет время, работы по восстановлению обители много, торопится батюшка: годы-то немалые. О деле своем говорит просто:

— У меня одно желание — возродить духовный очаг. Я одинокий, принял постриг, мне бы хотелось на этом месте кости свои сложить. Если угодно Богу, Он соберет все необходимое для того, чтобы монастырь был восстановлен.

Кому-то такие суждения могут показаться наивными. Подумать только: деревни вымирают, народа нет, дорог нет, монастырь практически полностью разрушен. Но, встретившись с отцом Варлаамом — убеленным сединами старцем с молодыми и очень живыми глазами — веришь: поднимется обитель, и на месте запустения вновь зажжется неугасимая лампада молитвы «о мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех». 

 

Почти век спустя, в 2005 году, по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна  обитель стал духовно окормлять и восстанавливать  настоятель Козьмодемьянского собора Смоленской иконы Божией Матери схиархимандрит Лаврентий (Семенов). Отреставрировано 2-х этажное здание, в котором разместились домовой храм, трапезая и кельи. Построена небольшая гостиница для приезжающих, хозяйственные постройки, возвели небольшую звонницу.

"Самое главное, - радуется батюшка, - что здесь вновь возжегся духовный очаг. А все остальное в руках Божиих да наших трудах и стараниях." 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

  • http://mari.eparhia.ru/churches/monastery/
  • http://rusk.ru/
  • http://eparhia.ter12.ru/

 

Комментарии

Ошибка

В заголовке данной статьи у Вас допущена ошибка. Слово "Горномарийский" пишется слитно

исправили...

спасибо за подсказку!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.