История Булгар


Заселение территории современной Республики Татарстан началось еще в эпоху палеолита (около 100 тыс. лет назад). 
Первое феодальное государство - Волжская Булгария - возникло в конце IX - начале X века н.э. и длительное время являлось единственным развитым государством на крайнем востоке Европы. Основное население его составляли булгары - выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные финно-угорские и тюркоязычные племена. Самые крупные города - Болгар и Биляр - по площади и населенности превосходили Лондон, Париж, Киев, Новгород, Владимир того времени.
 Волжская Булгария торговала со Средней Азией, Китаем, Византией, Русью мехом, лесом, кожей, обувью, оружием и другими ремесленными изделиями. Столица Волжской Булгарии город Булгар в X-XIV веках застраивался каменными и кирпичными зданиями; в городе был водопровод. До наших дней сохранились развалины "Черной палаты", Малого минарета, Северного мавзолея, Ханской усыпальницы, Соборной мечети.

 

                                      МАЛЫЙ МИНАРЕТ И ХАНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА В БУЛГАРЕ

Булгары были язычниками. В 922 году в Булгарию приезжает посольство из Багдада, и с'езд всех булгарских племен принимает государственную религию - ислам. С принятием ислама древняя тюркская письменность заменяется арабской (в 1928 году, уже после образования ТАССР, арабская графика заменяется латинским алфавитом, а в 1938 г. вводится современный татарский алфавит, составленный на базе кириллицы).

С начала Х века в булгарских селениях уже имелись школы.
 У булгар были свои ученые и поэты. В первой половине ХII в. жил Якуб ибн-Ногман, составивший "Историю Булгарии". 
Ученый Бурхан ибн-Булгари написал книги по риторике и о лекарствах. Поэма Кул Гали "Сказание о Юсуфе" (ХIII в.) была известна далеко за пределами Булгарии и оказала заметное влияние на все последующее развитие литературы булгарского и татарского народов.     
 Характерными элементами Булгарской бытовой культуры являлись ювелирные изделия из золота, серебра, бронзы, меди; гончарная посуда с резным орнаментом; металлические ажурные украшения; бронзовые замки в виде животных; изделия из кожи; одежда, расшитая бисером и серебром.

 

                                       АК ПУЛАТ - БЕЛЫЕ ПАЛАТЫ

                                                   ГОРОД БОЛГАР

Великие Булгары – древняя история

Империя гуннов, которая заставила дрожать почти всю Европу более 1600 лет тому назад, рухнула в 453 году, после смерти ее могущественного вождя Атилы. Начали  образовываться новые союзы племен и государств, среди которых объединение древних болгар, протоболгар, прибывших в Восточную Европу из Центральной Азии в составе гуннов и кочевавших уже на новой земле — в приазовских и северокавказских степях. Союз болгарских племен во главе с Органой (известного также как Моходу-хан) в начале 30-х годов VII века превратился в полуфеодальное государство под названием "Великая Болгария", правителем которого стал племянник Органы Кубрат-хан.
Великая Болгария распалась в 650-х годах после смерти Кубрата, часть булгарских племен ушла в другие места, часть осталась на своей земле. Центральное племя во главе с Испериком (Аспарух), младшим сыном хана, направилась к берегам Дуная и, образовав там союз с южнославянскими племенами, создало новое болгарское царство на западе — Дунайскую Болгарию. Болгарские ханы правили этой страной около 200 лет, но с середины IX века там  усилилась славянизация и началась христианизация всего населения. Бывшие тюркоязычные болгары были постепенно ассимилированы славянами, но оставили свое имя "болгары".
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях, подчинившись усилившимся на востоке хазарам. С этими болгарами, известными в истории под названием "черные болгары", язык которых со временем был ассимилирован кипчакским, связывают современных балкар и карачаевцев (карачалы, т.е. черноликие). Третья часть болгар и родственных им племен переселилась в Среднее Поволжье. Однако, это событие произошло не сразу после смерти Кубрата, как ошибочно думают некоторые, а позднее, в конце VIII в. Там, на юге они подчинились хазарам и вместе с ними, а также с северными, тюркизированными аланами составили знаменитый каганат, и только потом, спустя более ста лет, пошли на север, в наши края.

                                              ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА БОЛГАР

Войдя здесь в тесный политический и этнокультурный контакт с местными финно-угорскими и, особенно с доболгарскими тюркоязычными племенами (последние появились на Волге в период Великого переселения народов в IV в веке),  на рубеже IХ-X вв. болгары создали новое, уже третье государство – Волжскую Болгарию. 
Необходимо сказать, что с целью отличия от южных и дунайских болгар, волжских принято писать через «у» в форме «булгары».
Волжская Булгария была раннефеодальным государством. С 20-30 годов X века ее население постепенно переходит к оседлости, начинает заниматься земледелием. Появляются первые города – Булгар и Сувар, в которых налаживается чеканка собственных монет. Чуть позднее возникают и новые города: Буляр (современному читателю больше известен как «Биляр» в поздней русской транскрипции), Ошель, Кашан, Джуиетау, Нухрат, Торцк (Торческ), Тухчин и другие большие и малые города, исторические названия которых не дошли  до нас.

Появление городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием там Ислама, что произошло в 922 году.  Тогда, по просьбе правителя булгар Алмаса, из Багдада пришло посольство халифа, главной миссией которого являлось  распространение исламской религии в этом северном мусульманском государстве.  Булгария входит в довольно широкий контакт с мусульманским миром, о ней появляется  географическая и историческая литература арабо-персидского Средневековья. До наших дней дошли некоторые весьма ценные сочинения или отрывки из трудов восточных географов, среди них особый интерес представляют сочинения двух людей, лично посетивших Волжскую Булгарию и видевших булгар своими глазами. Это знаменитое «Рисаля» («Записка») Ибн-Фадлана, секретаря упомянутого выше посольства из Багдада, и две книги испано-арабского путешественника ал-Гарнати, побывавшего у булгар в середине XII века. Имеются также ценные сочинения представителей классической школы арабской географии Х века, например, ал-Балхи, ал-Масуди, ал-Истах-ри, Ибн-Хаукаля, ал-Мукадасси, широко известное персидское сочинение «Границы мира» того же Х в., работа арабского естествоведа и историка XI в. ал-Марвази, в которые включены интересные сведения о Волжской Булгарии и булгарах, об их городах, образе жизни, обрядах и обычаях, внешних связях с целым рядом стран и народов Евразии. Много ценного и поучительного по истории Волжской Булгарии содержат русские летописи, в которых можно черпать интересный материал по вопросам хронологии и хода исторических событий, связей Булгарии с древнерусским государством.

К сожалению, не сохранились исторические источники, созданные самими булгарами, но этот вакуум в значительной степени восполняется результатами археологических исследований, интенсивно проводимых в течение уже целого ряда десятилетий. Совокупность накопленных к настоящему времени всех письменных и археологических источников дает право иметь хорошее представление почти по всем сторонам жизни булгарского общества и его внешних связей.

 

                                             КАРА ПУЛАТ  -  ЧЕРНАЯ ПАЛАТА

 

Основу хозяйства Волжской Булгарии составляло земледелие при подсобном скотоводстве, были развиты строительное дело и ремесла – металлообработка, изготовление ювелирных изделий, гончарное производство, костяной промысел и т.д. Особое внимание уделялось строительству городов, а также феодальных замков, военных крепостей и фортификационных сооружений на пограничных зонах, военных и торговых путях. География экономических, торговых связей Волжской Булгарии была достаточно обширной, а ее столица со своим Ага-Базаром на Волге являлась заметным центром транзитной торговли между восточными и западными странами и народами.

Внешнеполитические связи Волжской Булгарии наиболее ярко выражены во взаимоотношениях с Русью, вначале с Киевской, а затем с Северо - Восточной с центром на Верхней Волге. Если отношения с первой из  них были, в основном, добрососедские, то с другой — довольно натянутые, когда участились походы русских князей (Андрея Боголюбского, Мстислава, Святослава) на булгар, хотя стороны временами приходили и к мирным соглашениям. Однако с монгольским завоеванием Восточной Европы, начавшимся в 1236 году, картина политической жизни сильно меняется. В том же году была порабощена Волжская Булгария, а в 1238-1240-х годах - Русь, подчинившаяся Золотой Орде, образованной в 1243 году. Булгария непосредственно вошла в состав Орды в качестве ее северного улуса, прекратив свое существование как самостоятельное государство.
Начинается совершенно новая жизнь города Булгара. Залечив свои раны, полученные в результате завоеваний армии Батухана (Батыя), он отстраивается почти заново, становится первым центром чеканки монет монгольских ханов, когда у Золотой Орды еще не было собственных городов. Сохранились сведения о том, что первые золотоордынские ханы Бату и Берке правили и в Булгаре. В средневековой арабо-персидской исторической и географической литературе Булгар фигурирует как один из известнейших городов Улуса Джучи — Золотой Орды.

                                                      ХАНСКАЯ УСЫПАЛЬНИЦА

В жизни города Булгара и на бывшей булгарской земле происходят коренные изменения: появляется совершенно новый для булгар обычай установления намогильных камней с надписями — подобного обычая не было в домонгольской Булгарии, ее принесли из Центральной Азии тюркоязычные татары, которых было несравнимо больше, чем монголов в Золотой Орде; начинается применение огнестрельного оружия — сообщения об этом сохранились в русских летописях при описании похода князей на Булгар в 1370-х годах; появляется совершенно новый — золото-ордынский тип изразцовой художественной керамики с подглазурными тонкими узорами; крупнейшим достижением золотоордынской, в том числе и булгарской монументальной архитектуры, является применение полихромной мозаики и майолики. Появляется целый ряд других нововведений в материальной культуре города Булгара. В период могущества Золотой Орды и расцвета золотоордынской культуры в XIV веке, особенно к концу этого столетия, становится другим этнический облик города и всей бывшей булгарской земли. Булгарский язык, как и языки других домонгольских племен и народностей ассимилируется кипчако-татарским.

 

                                      МАЛОЕ  ГОРОДИЩЕ - БУЛГАРЫ

Этот этнос к концу XIV века в исторических источниках фигурирует уже как татарский, да и сама булгарская земля начинает называться татарской. В тоже время надо отдать должное тому, что Булгар, в свою очередь, внес значительный вклад в исламизацию Золотой Орды как бывший мусульманский центр Поволжья. Булгар наряду с некоторыми другими домомгольскими земледельческими районами и очагами городской культуры играл определенную роль в развитии земледельческого уклада жизни и городской цивилизации Улуса Джучи.
Последний удар по городу Булгару был сделан в 1431 году Федором Пестрым, воеводой великого русского князя Василия II, после чего город сошел с исторической арены. Все, что осталось от того золотоордынского Булгара к сегодняшнему дню (от домонгольской эпохи, помимо нижнего культурного слоя, местами, к сожалению, не осталось каких-либо наземных сооружений), насчитывает всего семь – восемь исторических памятников. Прошедшие консервацию и отреставрированные развалины Соборной мечети, овеянная легендами Черная палата, «потерявший» свою мечеть одинокий минарет, три дюрьбе-мавзолея, нижняя часть Белой палаты, бывшей когда-то общественной баней, едва уцелевшие основания Малого городка на отшибе – все что осталось от былого величия одного из центров городской культуры Улуса Джучи. К этой же эпохе относятся несколько десятков каменных стел с надписями и их обломки, семиверстные земляные валы – жалкие остатки некогда мощных оборонительных укреплений с воротами и боевыми башнями, окружавших Великий Булгар.

 

                                           ПРИНЯТИЕ  ИСЛАМА В ДРЕВНЕМ БУЛГАРЕ

СТАТЬЯ:  Как возник город Болгар
(автор: Джамиль МУХАМЕТШИН,  научный сотрудник БГИАМЗ,
кандидат исторических наук)
Большинство археологов и нумизматов скептически относятся к существованию городов в Волжской Булгарии ранее времён Ибн-Фадлана, то есть 20-х годов X века. Разумеется, здесь под городами подразумеваются не только административные, но и крупные торговые и ремесленные центры.
О начальном периоде развития Болгара имеются многочисленные сведения различного характера: письменные источники, археологические, нумизматические и устные народные предания. В первую очередь обратимся к письменным источникам. Наиболее раннее упоминание о нём имеется у Ал-Балхи (920-921 гг.). Булгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой –  Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник считал, что число жителей обоих городов достигает 10 тысяч. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же люди расходятся по войлочным юртам.

 

                                         ДРЕВНИЙ ВАЛ И РОВ БУЛГАРСКОГО ГОРОДИЩА

Одновременно с Ал-Балхи сведения о булгарских городах даёт Ал-Джайхани. «У них (булгар) два города, один из них называется Сувар, а другой Булгар; между двумя городами пространство пути в два дня по берегу реки в очень густых зарослях, в которых они укрепляются против врагов». Учёные считают, что Ал-Джайхани составил своё сочинение до 922 года и независимо от Ал-Балхи.
Через десять лет, в 930-933 годах, о городе пишет Ал-Истахри.
В дальнейшем город часто упоминается в восточных и русских летописях. Однако о булгарских поселениях мы имеем и более   ранние   известия.
Так, Ибн-Русте, писавший своё сочинение не позднее 903-912 гг., говорит, что «большая часть их (булгар) исповедуют ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». Это известие, прежде всего, касается Болгара. Хотя собственно о городе говорится только у Ал-Балхи, можно с уверенностью утверждать, что десятилетием раньше, т.е. до 913 года, в Болгаре жили мусульмане и там имелись соборная мечеть и медресе.

Образование булгарских городов как административных центров определённой территории нужно увязывать с деятельностью Алмуш-хана (мусульманское имя -  Джаффар бин Абдаллах). По археологическим материалам видно, что территория Болгара издревле была заселена людьми. Это подтверждается наличием здесь поселений эпохи неолита, бронзы и раннего железа. Они занимали удобную в географическом отношении береговую полосу Волги (коренную и луговую террасы). В пределах границ золотоордынского Болгара XIV века - от устья Малого Иерусалимского оврага до Ага-Базара - выявлено более 30 разновременных археологических памятников. Появление укреплённого поселения на территории современного Болгара связано с именьковской культурой (IV—VII вв. н.э.). Оно занимало мысовую часть «Коптелова бугра». Площадь его была небольшой. В дальнейшем посёлок был занят булгарами и служил цитаделью города. В то же время у булгар появляются как сезонные, так и постоянные поселения. По мнению академика В.Л.Янина, «на всём протяжении восточной торговли с конца VIII до начала XI века единственными воротами, через которые шла торговля Руси с Востоком, фактически был Булгар». Об этом же говорит член-корреспондент АНТ Ф.Ш. Хузин: «ранние торговые пункты возникали и ... на Средней Волге. Один из крупнейших пунктов располагался в районе Булгара».

                                        СЕВЕРНЫЙ МАВЗОЛЕЙ

Археологически изученные постоянные поселения относятся к концу IX - началу X вв. Создание укреплённого поселения на высоком берегу Волги у слияния её с Камой было обусловлено рядом объективных предпосылок. В первую очередь, это удобное расположение, которое позволяло контролировать значительную территорию. Возникновение торжища -  Ага-Базара послужило еще одним толчком к созданию здесь поселений. Наиболее удобным местом могли служить устье Малого Иерусалимского оврага из-за его близости к Волге, а также центральное плато городища, где впоследствии были сооружены самые ранние укрепления X в., и затем оформился центр города.

                                       МИНАРЕТ ГЛАВНОЙ МЕЧЕТИ - БУЛГАР

Такое поселение было найдено на раскопе П.Н.Старостина на правом берегу Малого Иерусалимского оврага. Основная его часть была разрушена при добыче песка. В нижнем горизонте останца культурного слоя зафиксирована часть основания жилища с очагами и столбовыми ямами. Очаги имели чашевидную форму и были построены из известняковых камней, скреплённых глиняным раствором. В заполнении очагов и на дне жилища встречены фрагменты лепных горшковидных сосудов, украшенных рифлением по тулову. Аналогичная посуда обнаружена и на Билярском городище.
Второе поселение домонгольского периода на северо-восточной окраине Болгара зафиксировано на левом берегу Малого Иерусалимского оврага. Оно было открыто в 1996 г. и исследовалось позднее. Выявлены остатки шести жилищ, хозяйственных ям-кладовок. В некоторых жилищах были устроены каменные и глинобитные очаги.
О раннем появлении булгар в этих местах могут свидетельствовать остатки юрты, открытой в районе гончарной слободы близ Голландского озера. Верхний слой поселения дал посуду, обычную для гончарных мастерских. Ниже шла посуда архаичного облика, коричневая с серой прослойкой, жёлтая, серая с примесью ракушечника. Там же много лепной посуды. Ранние поселения были выявлены и по улице Братьев Назаровых во время прокладки газопровода в 2002 году, однако они археологически не зафиксированы. Таким образом, можно утверждать, что наиболее ранние булгарские поселения на территории современного Болгара возникли на рубеже IX - X столетий.

 

                                    ВНУТРИ КАРА ПУЛАТ -  БУЛГАР

Нумизматические материалы показывают, что с приходом булгар на Среднюю Волгу они попадают в хазарский круг обращения монет. В этот период в Среднее Поволжье поступает значительное количество восточных монет. Считается, что до появления собственной чеканки булгары чеканили подражания саманидским дирхемам. Эти монеты-подражания обнаружены в многочисленных кладах. Начало булгарской чеканки нумизматы связывают с эмиром Волжской Булгарии Алмуш-ханом. Отдельные нумизматы выделяют ещё монету отца Алмуш хана –  Абдаллаха бин Текина.
Эти и другие материалы свидетельствуют, что в середине первого десятилетия X века булгарский монетный двор, в том числе за счёт включения в денежное обращение подражаний, переходит на качественно новый уровень чеканки монет. Имя Болгара упоминается и на эпиграфических памятниках золотоордынского времени. На 19 из них (14 – с Болгарского городища) выявлена нисба «Болгари».

 

                                          ОБРЯД ПОХОРОН У ДРЕВНИХ БУЛГАР

Татарские исторические предания основание города Болгара относят ко времени пророка Ноя. По легендам, у Яфета, одного из сыновей Ноя, было три сына - Гази, Турк и Алп. Алп покинул родные земли и обосновался на берегу большой реки, где проживали люди, говорящие с ним на одном языке. Там он встретил девушку по душе и женился на ней. Вскоре у супругов родились мальчики-двойняшки. Однажды, когда испортилась погода, один из братьев начал громко плакать. Отец подумал, что ребёнок   плачет потому, что у него нет имени. Посоветовавшись с женой, решили назвать дитя Болгаром: когда тот плакал, махал руками (глагол «болгар» с татарского переводится как «махать»). А второго ребёнка назвали Буртасом. Дети выросли и в разных местах основали два города. Болгар основал город на берегу большой реки. Город разросся и стал широко известным, в нём стали править великие ханы. Эта легенда, в какой-то мере объясняющая и происхождение названия города, дошла до наших дней благодаря Абу Хамиду ал-Гарнати. Испанский араб побывал в Болгаре дважды, в 1135 и 1154 годах. Легенду он прочитал в сочинении верховного судьи города Якуба ибн Ногмана. В ней мы видим стремление булгар связывать своё происхождение с первыми пророками. Такая традиция удревнения своей истории наблюдается и у других тюркских народов. Есть предания, связывающие основание Болгара с Александром Македонским. Александр в татарских легендах — Искандер Зулкарнайн (двурогий).

 

                                                     ВОСТОЧНЫЙ  МАВЗОЛЕЙ

Вышеприведённые данные позволяют видеть в Болгаре крупный политико-административный, торгово-ремесленный и культурный центр Среднего Поволжья. Он играл значительную роль в округе начиная с VII века. Дальнейшее развитие этот район получает с приходом булгар, особенно на рубеже IX-X веков.
...С 1991 года, как известно, бывший Куйбышев (до 1935 года - Спасск) носит новое название - Болгар. Тем самым восстановлена историческая связь между средневековым и современным городом. Может быть, настала пора считать его возраст не со времени появления известного указа Екатерины Второй, а с четвёртого века?

 

ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО ТАТАРСТАН И ТАТАРСКИЙ НАРОД:

Общая статья про татарский народ - тут!

Общая статья про город Казань - тут!

Про районы и населенные пункты Татарстана - тут!

Статья про республику  Татарстана- тут!

Статья про татарскую кухню - тут!

Статья про татарский праздник Нардуган - тут!

Статья про татарскую одежду - тут!

Статья про мечети Татарстана - тут!

Статья про самых красивых девушек татарок - тут!!!

Статья про татарские сказки - тут!

Статья про приметы и поверья татар - тут!

Статья про тенгрианство - древняя религия тюрков - тут!

Статья про татарский праздник Сабантуй - тут!

Статья про татарские священные рощи - тут!

Статья про природу  Татарстана - тут!

Статья про историю ислама у татар - тут!

Статья про географию Республики Татарстан - тут!

Статья про историю Татарстана - тут!

Статья про древние дороги Казанской губернии - тут!

Статья про исторические мусульманские святыни города Казани - тут!

Статья про ханские сокровища и легенды - тут!

Статья про Казанский кремль - тут!

Легенды, предания и тайны Казани - тут!

Болгарский музей-заповедник - тут!

Булгарское городище Кашан - тут!

Статья про ханское кладбище - тут!

Статья про Кирменское городище - тут!

Статья про булгарское городище Ошель - тут!

Про древние города Булгарского и Казанского царств - тут!

Джукетау - булгарский город на берегу Камы - тут!

Древнее городище Сувар - тут!

Иске-казанский музей-заповедник - тут!

Древний булгарский город - Биляр - тут!

Тукай-Кырлай - родина Г.Тукая - тут!

 

_____________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие.
http://www.bolgar.info/
http://www.bolgar-hram.info/
http://www.bulgarizdat.ru/

ВложениеРазмер
belPalat.jpg147.52 КБ
belPalat2.jpg92.9 КБ
bulgar11.jpg76.73 КБ
bulgar11 (1).jpg113.07 КБ
bulgar11 (2).jpg61.58 КБ
bulgar11 (3).jpg63.92 КБ
bulgar11 (4).jpg81.53 КБ
bulgar-pohorony.jpg146.82 КБ
cherPalat3.jpg64.58 КБ
hanUsypal2.jpg73.82 КБ
malGorodok.jpg163.43 КБ
malGorodok2.jpg268.78 КБ
malMinaret3.jpg128.66 КБ
s_mechey_and_minaret7.jpg83.98 КБ
severnyj_mavzolej4.jpg153.01 КБ
vostochnyj_mavzolej4.jpg62.95 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

жаркие споры!

в научных кругах  сейчас ведутся жаркие споры о том -

кто такие булгары?

куда булгары подевались?

татары - это булгары или кто?

может булгары - это чуваши?

вообще - откуда взялись татары?

хотим всех успокоить - БУЛГАРЫ ВХОДЯТ В ЧИСЛО НАШИХ ПРЕДКОВ!!!

аватар: Гость

Город спасск, затем город

Город спасск, затем город Куйбышев тасср был затоплен в 1957 при наполнении куйбышевского водохранилища и находился в десятке километров от деревеньки болгар куда после затопления и перенесли должность районного центра

аватар: Кэп

указано...

да, про это указано в основной статье про Спасский район РТ.

самое главное, что территория древнего Булгара не была затоплена, 

раскопки ведутся по сей день!

может что-то найдется интересное!

аватар: Кэп

новый музей в Болгаре

В 2018 году в Болгаре откроется новый музей-лапидарий, в котором будут представлены образцы старинной письменности, сообщает пресс-служба КФУ.

Старинная письменность выполнена на каменных плитах, кроме того, в музее будут представлены остатки древних каменных сооружений, обнаруженные в ходе проведения раскопок на территории Болгарского историко-археологического комплекса.

Всего памятников такого рода в Татарстане насчитывается около 400 экземпляров, порядка 200 из них найдены на территории древнего Болгара.

Уже определено и место будущего музея. Здание, в котором будут храниться ценные экспонаты, сейчас отведено под бытовые нужды.

Как отметил директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов, исследование будущих экспонатов музея позволит открыть новые страницы в истории Татарстана.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru