История ислама у булгар (татар)

 Команда Кочующие - ислам

 

Булгарско-татарская теория считает основой татарского народа булгарский этнос. Булгарские племена, создали в 7 в. на берегах Азовского моря и нижнем течении Дона мощное государственное объединение Великую Булгарию, которое оказалось весьма недолговечным и пало под натиском хазар. Большая часть булгар была вынуждена в конце 7-го века откочевать в Поволжье, где они ассимилировали отчасти угро-финские и уже проживавшие здесь немногочисленные тюркские племенные группы.

В 9 в. булгары перешли на оседлый образ жизни и вновь, теперь уже на несколько другой основе воссоздали свою государственность – появилась так называемая Волжско-Камская Булгария.

Начиная с 10 века, происходит ассимиляция булгар с кыпчакскими и огузо-печенежскими племенами, а также с народами мадьяр и буртасов. Кроме собственно булгар, в состав Волжской Булгарии входили башкиры и буртасы. На этой основе и образовался татарский этнос. Одним из наиболее известных сторонников булгарского появления татарской нации был С.Х.Алишев.

     

 

Принятие ислама булгарами

О начале проникновения ислама в булгарскую среду имеется немало сведений. Возможно, что некоторые из них соответствуют истине. А некоторые заслуживают обоснованной критики. Нет оснований для сомнения в том, что в Булгарию проникали исламские проповедники.

Автор XII столетия Абу-Абдалах Гарнати писал, что в 9 г. хиджры пророк Мухаммед послал в Булгар трех своих сподвижников, которые будто бы чудесным образом исцелили больную дочь хана и оставались в Булгаре три года, строили там мечети и распространяли ислам. Один из этих сподвижников остался в Булгаре и женился на исцеленной дочери хана Туй-бике.

 

                                       РАСПРОСТРАНЕНИЕ  БУЛГАР  В ЕВРОПЕ                                                    

Однако сомнительно, чтобы один из них доставил письмо пророка Мухаммеда, написанное на тюркском языке, как сообщают некоторые арабские авторы. Хотя Шигабутдин Марджани склонен верить этому утверждению, тем не менее он не приводит сколь-либо убедительных доводов в его пользу. Возможно, в данном изложении не столь важна достоверность какого-то отдельного факта. Важно установление тенденции проникновения ислама в Поволжье с момента его зарождения как мировой религии. В этом отношении важны данные, содержащиеся в сочинении Абу Али Ахмед ибн-Омар Ибн-Русте «Ал-Алак ан-нафиса», написанном в 903—913 гг., т.е. до официального принятия ислама в Волжской Булгарии в качестве государственной религии. Он писал: «Болгары — народ земледельческий и возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие. Большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».

По вполне установленным данным, булгары приняли ислам при халифе Ал-Муктадире. Ссылаясь на Шамсутдина ад-Димашки, Риза Фахретдинов написал следующие строки: «Булгары жили в едином государстве. Они все мусульмане, стали ими при Муктадире. Их царь послал к Муктадиру просьбу прислать ученых для обучения правилам ислама. Халиф удовлетворил его просьбу. После этого из Булгарии приезжает группа людей для совершения хаджа. Им оказывается помощь животными и жильем». 
Впрочем, как бы там ни было, именно при Айдаре (Алмыше) Волжская Булгария приняла ислам. И вот как это происходило.

Айдар хан переписывался с предводителем сакалибов при дворе багдадского халифа — Назиром, или Навиром, который, предположительно, был выходцем из Булгара. Письмо Айдара, принявшего окончательное решение о принятии ислама в качестве государственной религии, Ал-Муктадиру было передано именно им. Получив его, багдадский халиф направил в Волжскую Булгарию посольство. В составе посольства были Саусан ал-Раси, Текин ал-Турки и Парс ал-Сакалиби и секретарь посольства Ахмед ибн Фадлан. Халиф ал-Муктадир в вопросах войны и безопасности полностью полагался на сакалибов и тюрков. Особенностью делегации было то, что трое из высокопоставленных сановников в его составе сами были выходцами из Волжского региона или же имели к нему непосредственное отношение. Посол Саусан ал-Раси в свое время участвовал в заговоре против халифа и его от трона отделял только один день. Его корни были связаны с берегами Волги. Текин ал-Турки был купцом и торговал железом. Он был заинтересован в связях между халифатом и Булгарией, где производилось много оружия. Приводя эти факты, современный арабский историк Адель Совелам Мохаммед Гамаледдин ссылается на Абу ал-Райхан Бируни, писавшего о нововведениях сакалибов в производстве мечей, и персидского автора Ал-Гардизи, указывавшего на количество оружия во владениях булгар и фактах их участия во многих войнах и сражениях.

                                       ОСНОВАНИЕ  ГОРОДА БИЛЯР                                                           

Короче, волжский регион для членов посольства был известной землей. Как отмечает профессор Анас Халидов, разнообразные контакты, установившиеся между Булгаром и Багдадом в конце IX — начале X вв., не могли возникнуть на пустом месте. Халифат в это время, по мнению ученого, находился в значительной мере под властью тюрков. Тюрки интегрировались в исламском обществе в качестве его интеллектуалов в религиозно-правовой мысли, науке, литературе, как чиновники, простые горожане, торговцы и воины. Тюркские отряды впервые пришли в Ирак в составе аббасидского войска из Хорасана в середине VIII в., а при халифе Мутасиме (833—842) составили костяк халифской гвардии. «Тюрки стали опорой для ислама и защитой для халифов», «тюрки стали обладателями власти и всего мира», — цитирует арабских авторов Халидов. 

                                                      ВСТРЕЧА  ПОСОЛЬСТВА ИЗ БАГДАДА                                        

 

Исследователь допускает возможность поэтических преувеличений арабских авторов. Однако факт тесных связей между Багдадом и Булгаром вполне очевиден. 
«В числе наиболее важных целей обращения царя булгар к Аббасидскому халифату было усиление его военно-политической власти в регионе. Но он знал, что халиф не сможет напрямую помочь ему в этом деле, что армия халифа не сможет дойти до его страны «из-за большого расстояния и обширных территорий, отделяющих его от халифа», как указал Ибн-Фадлан. Булгарский царь понимал, что политическая власть не всесильна без поддержки определенными средствами безопасности и в результате написал халифу письмо, «прося его построить крепость, где он сможет найти укрытие от инакомыслящих царей, своих противников». Так написано современными арабскими авторами, базировавшимися на многочисленных данных, доселе неизвестных нашим исследователям.

Посольство отправилось из Багдада 21 июня 921 г. через Среднюю Азию и прибыло в Великий Булгар 12 мая 922 г. Сочинение Ибн-Фадлана об этом путешествии стало бесценным источником по изучению истории Волжской Булгарии и народов, населявших весь путь прохождения посольства.

В данном случае интерес для нас представляет история пребывания посольства в Волжской Булгарии. За сутки до прибытия посольства в город хан послал навстречу ему четырех князей, а также своих братьев и сыновей. Они встретили гостей, держа в руках хлеб, соль, мясо и просо.

Недалеко от города посольство было встречено самим ханом. Вот как описывает эту сцену Ибн-Фадлан: «Увидев нас, он сошел с лошади и пал ниц, поклоняясь и благодаря великого и могучего Аллаха. В руке у него были дирхемы, и он рассыпал их на нас. Он повелел поставить юрты, и мы поселились в них». 

Церемония оглашения письма халифа была торжественной. Было развернуто два знамени, привезенных посольством, оседлана лошадь, присланная Айдару халифом. Эльтабара (правителя булгар) одели в черную одежду высших сановников халифа и надели на его голову черный тюрбан. Затем все присутствовавшие заслушали письмо халифа, прочитанное Ибн-Фадланом. После завершения чтения все так дружно воскликнули: «Аллах акбар!», что, говоря словами самого Ибн-Фадлана, «задрожала земля». После этого окружающие эльтабара люди рассыпали на него дирхемы. Потом Ибн-Фадлан представил царю и царице подарки: благовония, одежды, жемчуга. Затем накинул на царицу почетный халат, после чего женщины рассыпали на нее дирхемы. На этом церемония завершилась. После нее состоялся торжественный прием в честь знаменательного события. Сам эльтабар сидел в центре на троне, покрытом византийской парчой. Рядом сидела жена. Приближенные князья устроились справа, гостей усадили слева. Сыновья расположились перед ним. После трапезы все присутствовавшие выпили из бокалов медовый напиток — суджу и разошлись. Последующие дни были посвящены обучению жителей Великого Булгара основам ислама. Преемники Айдара (Альмуша), принявшего имя Габдуллы, продолжили им заложенные традиции.

                                      МОЛЕНИЕ В ВЕЛИКОМ БУЛГАРЕ                                                 

 

Скоро Ислам распространяется на всю Булгарию. Однако булгары не сразу забыли религию своих предков – тенгрианство: поклонение Тенгри. Нередко Аллаха одновременно называли и Тенгри. Принятие Ислама оказало значительную роль в духовной консолидации булгар, поэтому скоро они объединились и территориально. Хан Алмыш объявил себя посланником Аллаха на поволжской земле. Племенам, которые не подчинялись ему, он грозил: «Аллах подарил мне Ислам и мусульманское государство, я его раб, но кто противиться мне, к тому пойду с мечом».

Кроме укрепления в Булгарии государственности, Ислам достаточно быстро оказал содействие булгарам в развитии городов, торговли и ремесел. Волжская Булгария устанавливает дипломатические и другие отношения с исламскими странами, которые в то время являлись одними из наиболее развитых в мире. Таким образом, были созданы определенные предпосылки для проникновения научных и культурных достижений этих стран в Булгарию. В 1989-ом году мусульмане Поволжья и Приуралья провели празднование 1100-летия по мусульманскому календарю приезда багдадского посольства ибн Фадлана в Волжскую Булгарию. Они посетили руины древнего города Булгар и совершили намаз в честь булгар – предков татар и первых мусульман в крае.

 

                                           ПРИНЯТИЕ  ИСЛАМА  БУЛГАРАМИ                                                           

 

Основные вехи принятия ислама булгарами

1. 30-е годы, VIII в. - первые попытки распространить Ислам среди бурджан, т.е. дагестанских Булгар. Эти попытки были предприняты под руководством потомка пророка Мухаммеда шейха Юнуса.

2. 819 год - впервые правитель Булгарского государства принимает Ислам. Им оказался правитель Кара Булгара, т.е. Западной Булгарии Айдар. Ислам он принял от “муллы Шамса, позже принявшего прозвище Башту и известного в Мусульманском мире как Шамс Тебир или Шамс Башту.

3. 855 год - впервые в истории Булгар высшая власть в государстве перешла от Мусульманина к Мусульманину; впервые правитель Булгар прежде чем сесть на трон, помолился в мечети. Таким правителем оказался старший сын Айдара Джилки.

4. 865 год - прежнее Булгарское княжество было объявлено царством. Булгарское царство было провозглашено Исламским государством. Его первым правителем был Джилки, прежний правитель Кара Булгара.

5. 922 год - год признания багдадским халифом как главой всех Мусульман того времени Волжской Булгарии Исламским государством.

 

                                    БУЛГАРСКИЙ  ПИР В ЧЕСТЬ ЗНАТНЫХ ГОСТЕЙ                                      

 

Основные причины того, почему в течение 57 лет Волжская Булгария не была признана со стороны халифа Исламским государством.

1. С 865 г. по 882 г. Волжской Булгарией правил Джилки. Свое царство он провозгласил Исламским государством, однако не предпринял шагов, направленных на то, чтобы багдадский халиф признал его Исламским государством. Халиф и не знал о действиях и намерениях Джилки.

2. С 882 г. по 895 г. -  время правления сына Джилки Бат-Угыра. Государство, созданное Джилки, стало фактически распадаться.

3. С 895г. по 925 г. -  время правления царя Алмыша. Царь Алмыш и предпринял реальные шаги, чтобы добиться признания Волжской Булгарии Исламским государством. Шаги в этом направлении:

4. С 901 г. по 903 г. посольство Алмыша побывало в Багдаде.

5. В 906 г. царь Алмыш послал халифу через купца Мусу дорогие подарки. По дороге в Багдад купца разграбили и убили, а халифу доложили, что Булгарский царь Алмыш и его подданные отреклись от истинной веры.

6. В 911 году мулле Абдаллаху удалось рассказать халифу об истинном положении дел.

7. В 912 году халиф вернул обратно в Багдад Великое посольство, посланное им 911 году в Волжскую Булгарию. Причина: халифу стало известно о том, что сын киевского князя разграбил Мусульманские города на берегу Каспийского моря. Халифу доложили, что его пропустил через свою территорию правитель Волжской Булгарий царь Алмыш.

8. В 921 году царь Алмыш третий раз послал посольство к багдадскому халифу. В том же году халиф Джафар аль-Муктадир второй раз послал в Волжскую Булгарию Великое посольство, которое в мае 922 г. и прибыло в районы Среднего Поволжья.

                                        ВОСТОЧНЫЙ  МАВЗОЛЕЙ В ВЕЛИКОМ БУЛГАРЕ                                        

Ислам в Золотой Орде

 Булгары долго доминировали на нынешней территории татарского народа. Основанное ими государство, Волжская Булгария, основанное в 865г. просуществовало до 1236г.

С начала 13 в. началось усиление монгольских племен, имевших сильное войско. В 1206г. нойоны (вожди) монголов собрались на курултае и провозгласили предводителя войска Темучина Великим ханом (Чингисханом). В начале 13в. монголы прошли через многие страны, такие, как Китай, Хорезм, Бухару, Самарканд, Мерв, Иран, Грузию, Армению и Азербайджан, причинив им немалые разрушения. В 1223г., выйдя в степи Восточной Европы, монголы подвергают разгрому войска русских и кипчаков на реке Калке. В 1229г. монголы победили булгар на реке Яик (Урал), но не рискнули подняться до Волги; в 1232г. уже булгары нанесли поражение монголам.

В 1235г. в столице Монголии Каракоруме на курултае принимается решение о завоевании Руси и Булгарии. Предводителем монгольских войск стал внук Чингисхана Батый хан. 770 лет назад, осенью 1236г. 300-тысячное войско монгол победило 50-тысячное булгарское войско в их столице Биляре.

С 1237г. монголы вторгаются в Русь, захватывают Рязань, Коломну, Москву, Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль, Углич и др. города. В 1240г. взят Киев. После этого монголы попытались захватить народы Восточной Европы – венгров, поляков, чехов. Но, ослабленные захватом Руси, они остановились на достигнутом.

                                     РАЗОРЕНИЕ  МОНГОЛАМИ  ГОРОДА БИЛЯРЫ                                             

 

На завоеванных землях монголы создали государство «Улус Джучи» - по имени старшего сына Чингисхана. После смерти Джучи принадлежавшие ему земли захватывает сын Джучи Батый хан и в 1242г. создает государство Золотую Орду. Ее границы протянулись от реки Иртыш на востоке до Днестра и Дуная на западе. На севере Орда включала русские, булгарские, марийские, мордовские, удмуртские земли и доходили на юге до Аральского, Каспийского, Азовского и Черного морей. Столицей Орды был город Сарай, основанный по личному указанию хана Батыя. По описанию путешественника Ибн-Баттута, чтобы объехать верхом на лошади город, требовался весь день. Один из больших и красивых городов мира насчитывал 75000 человек. На прежних булгарских землях возникли Булгарские и Джукетауские княжества, вошедшие в состав Золотой Орды. Часть татар переселяется за Каму, где начинается образование Казанского княжества.

                                      мечеть в деревне Алашайка,  Марий Эл                       Деревня Алашайка

До начала 14 века монголы исповедовали традиционную для своих предков религию – язычество. Молельные обряды выражались в поклонении духам умерших предков как идолам; вырезались их фигуры из бронзовых пластин. Золотая Орда расцветала как в торгово-экономическом, так и в политико-идеологическом отношении. Для дальнейшего расцвета государству было необходимо воспринять сильную религию своих соседей. С этой целью в Орду последовательно приглашаются православные миссионеры из Византии и Руси, католики из Италии, буддийские монахи из Азии. Взвесив преимущества всех религий, Орда выбирает ислам, поскольку в его составе к тому времени уже находились такие мусульманские центры высокоразвитой культуры, как Булгар, Крым, Кавказ, Хорезм и др.

С 1257г. по 1266г. Золотой Ордой правил Берке хан, именно в этот период его государство принимает ислам. Тогда центром мусульманства был Каир в Египте. В нем из привезенных с Поволжья тюркских рабов, в первую очередь, из булгар и кипчаков, формируются войска, называвшиеся «мамлюками» (рабами). Однажды мамлюк Бейбарс смог стать султаном в Египте. Именно к нему в 1262г. Берке хан посылает посольство, сообщая о принятии Ордой ислама.

                                           МАЛЫЙ  МИНАРЕТ В БУЛГАРЕ                                         

 

Во время правления хана Узбека – с 1312г. по 1342г. – мусульманская религия укрепляется. В этот период в Золотой Орде строятся мечети и медресе, государство начинает занимать достойное место в мусульманском мире. Примечательный путешественник и историк того времени Ибн Арабшах писал: «Сарай сделался средоточием науки и родником благодетелей, и в короткое время в нем набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и искусников, до всяких людей заслуженных, какой подобная не набиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его». С развитием религии в стране начинают развиваться и другие отрасли жизни – математика и астрономия, история и география, медицина и философия. Особенно быстрыми темпами стало развиваться языкознание.

В стране кипчаков и булгар первое время писали уйгурскими буквами, в алфавите которого писали столбиками сверху вниз слева направо. С распространением же ислама в крае все больше начинает практиковаться арабское письмо. На куполах, воротах, дверях важнейших общественных зданий писали изречения из Корана, отрывки из восточной классической литературы. Арабское письмо наносилось даже на бытовые предметы, вплоть до посуды. Книги писались от руки с помощью тростниковых и птичьих перьев. Постепенно в Поволжье для письма, в том числе Корана, стали использовать металлические перья.

Еще булгары ввели обычай ставить на могилах каменные надгробные памятники. На них арабским шрифтом писались изречения из Корана, а также имя покойного, время его смерти и пожелания. На надгробных камнях писали вырезанными и выпуклыми буквами. В Золотой Орде среди тюркских народов большинство составляли булгары и кипчаки. Достаточно скоро кипчакский язык официально становится литературным и государственным языком. С тех пор языки тюркских народов становятся близкими и часто  понимаются без перевода.

В Золотой Орде в религиозной сфере ситуация своей политизированностью в определенной степени была схожа с периодом Булгарии. С целью достижения порядка и благополучия в стране в Орде даже в 12-13 века, во время доминирования шаманизма в религиозной сфере, соблюдалась относительная терпимость ислама. В период же правления хана Узбека произошла настоящая исламизация страны. При этом в полной мере не было изжито и влияние старых верований, в том числе и в среде высшей аристократии и самих Джучидов.

В столице Золотой Орды г. Сарае мирно уживались ученые-богословы различных масхабов, таких, как маликиты и шафииты, а также разные суфийские общины. Этот религиозный плюрализм при первенстве ислама примечателен в нескольких отношениях. Во-первых, эта свобода вероисповеданий являлась следствием этнического многообразия. Ведь кроме уже упоминавшихся булгар и кипчаков, в Орде долгое время проживали башкиры, огузы, хорезмийцы, каракалпаки и другие народности. Во-вторых, это многообразие было средством осуществления политического укрепления молодого государства: Золотая Орда стала суверенным государством в 1242г. и уже через 2-3 десятилетия приняла ислам. Поэтому сохранилась преемственность ислама, переданная Волжской Булгарией Золотой Орде. Таким образом, с 10в. по 16в. ислам оставался государственной религией наших предков.

В-третьих, распространение ислама по северной части Евразии не сопровождалось гонениями на православную церковь. Русским князьям даже была предоставлена возможность образовать православную епархию в столице Орды – Сарае в 1263 году. И архиерей этой церкви, - носящей, правда, другое название, - до сегодняшнего дня является вторым по значимости лицом в иерархии Русской православной церкви.

                                      ПРАЗДНОВАНИЕ  В ЧЕСТЬ  ПРИНЯТИЯ  ИСЛАМА В БУЛГАРАХ        

Ислам в Казанском ханстве

 Распад Золотой Орды повлиял на развитие булгарских княжеств. Это было связано тем, что, когда они входили в состав единого централизованного государства, они испытывали давление ханской власти, но при этом были защищены от внешних врагов. Наибольшей опасностью отличались набеги новгородских военных дружин, ушкуйников (ушкуй - большое палубное судно: пираты), а также Московского княжества. В 1399г. русские вторглись в Булгарию и всю зиму разоряли ее земли, особенно г. Казань.

В конце 1420-х гг. войска московского воеводы Федора Палецкого-Пестрого захватили и разорили Булгар. После этого знаменитый город перестал быть торгово-экономической и культурно-религиозной столицей региона. Известный историк-просветитель Шигабутдин Марджани описал событие смены столиц: «Из-за многочисленных смут и бед, обрушившихся на Булгарию, ее прежнее благополучие пошло на убыль, постепенно все это перешло на Казань, которая и стала наследницей всего этого былого величия».

Изгнанный из Золотой Орды бывший хан Улу-Мухаммед с остатками армии в 1438г. пришел на восточные русские земли, обосновавшись в заброшенной части Нижнего Новгорода. В одном из сражений с войсками великого князя московского Василия 2 он попал в плен, но был освобожден в Курмыше (нынешняя территория Чувашии), куда прибыл в 1445г. Оттуда его армия отправилась на Казань, а в пути хан убит своим старшим сыном Махмутеком. Он убил и правившего в Казани князя Али-бея из династии Алим-бека и Алтын-бека, основателей Старой Казани, и сам захватил власть. Таким образом, в середине 15в. в определенной части территории Золотой Орды родилось Казанское ханство.

Главная территория ханства протянулась на северных (Заказанье) и западных (Горная сторона) районах Среднего Поволжья. В подчинении нового государства оказались соседние финно-угорские и тюркские племена и народности: марийцы, дмурты, башкиры, чуваши и восточная мордва. Ислам в Казанском ханстве был господствующей религией. Он имел особенно благоприятные условия для распространения по всему ханству при ханах Сахиб-Герее и его племяннике Сафа-Герее, правивших в первой половине 16в. Тогда летописцами отмечено строительство мечетей, медресе, распространение исламской литературы и пр.

Широкое распространение в Казанском ханстве получила письменность, основанная на арабском алфавите, появившемся еще в Волжской Булгарии в 10в. Абсолютное большинство детей получали образование в мектебе и медресе - начальных и средних школах. Кроме того, существовали медресе типа высшей школы, к такому, к примеру, относилось медресе сеида Кул-Шарифа. Грамота предназначалась, главным образом, представителям администрации и духовенства. Но и среди других горожан и сельчан, в первую очередь среди ремесленников и торговцев с купцами, она так же имела немалое распространение. Писались официальные внутри- и внешнеполитические документы, ярлыки и книги, деловые бумаги, эпитафии - надписи на надгробных камнях, большинство из которых имело сакральный характер, переписывались религиозные книги, в первую очередь Коран.                                

 

Величие Казани придавала окруженная стенами цитадель города – «царский двор». Здесь находились ханский дворец, главные мечети государства и подобие мавзолеев правителей.

Князь Андрей Курбский так описывал центр города: «От Казани реки гора так высока, что даже смотреть неудобно: на ней же град стоит и палаты царские и мечети, очень высокие, белокаменные, где умершие цари клались». Главной мечетью города считалась упомянутая мечеть Кул-Шарифа. После взятия Казани русским войском Ивана Грозного в 1552г. на этом месте, вероятно, частично с использованием старых стен, была построена церковь Киприана и Устиньи.

Центральная мечеть города была очень богата украшена, имела 8 минаретов и была аналогична нынешней одноименной мечети. При мечети функционировало знаменитое медресе. На центральном холме города находились также высокие дома знати и другие мечети. Рядом с ханским двором на берегу реки Казанки стояла мечеть под названием Нур-Али (Муралеева). Непосредственно за стенами города начинались обширные слободы. За Булаком находилась большая Кураишева слобода с известной Отучевой мечетью и прилегающим к нему кладбищем. Пышное убранство зданий, изразцовые купола мечетей и вытянутые к небу каменные минареты придавали столице ханства неповторимый облик. Этот восточный колорит Казани стал ее отличительной чертой для всего региона, своеобразной «визитной карточкой».

Казанское ханство было феодальным государством. Правителем в нем был хан, но его власть ограничивал государственный совет - диван, состоявший из четырех эмиров самых знатных родов ханства - Карачи. Они следили за поступлением налогов в казну и их расходованием, руководили местной администрацией, военными делами. Одной из основных функций эмиров являлась дипломатия, в первую очередь религиозные взаимоотношениями с соседними исламскими государствами, которая определяла все другие их отношения - политико-административные, торгово-экономические, культурно-образовательные т.д. В этом случае казанцы называли себя «татарами» или «мусульманами».

Высший слой знати составляли богатейшие эмиры и беки, главными землевладельцами были мурзы и уланы. За все привилегии они были обязаны служить в войске эмиров.

Казанское ханство переживало свой расцвет на протяжении целого века - с середины 15 по середину 16 в. Но после этого в 1552г. произошло событие, предопределившее развитие татарского этноса и религии Ислам практически на полтысячелетия. Осенью этого года войска Ивана 4 Грозного захватили Казань и все ханство в целом.     

 

 

СТАТЬИ ПРО ДРЕВНЮЮ БУЛГАРИЮ, А ТАКЖЕ  ТАТАРСКИЕ ЛЕГЕНДЫ, ПРЕДАНИЯ И  ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН:   

 

Казань мусульманская - мечети и исторические места Казани!

 

История Татарстана (Волжская Булгария, Казанское ханство)

 

Озеро Кара-Куль - легенда про древнего Змея

 

Статья про легендарный Заволжский вал!

     

 Рассказ про Древний Булгар

 

 Про легендарное булгарское городище Джукетау.

 

  Про древний  Сувар.

 

Древние истории и предания про Иске-Казанское городище - Камаево.

 

 Предания и легенды древнего города Биляры.

 

 Легенды и истории о  Казани

  

СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСКИЙ  НАРОД - ТУТ! 

 

 ПРО СТАРУЮ КАЗАНСКУЮ ДОРОГУ - ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ!

 

 История завоевания Казани Царем Иваном Грозным и период Черемисских войн

 

Параньгинские татары, традиции ислама, мечети - тут!

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:                 

Рустем Хузин.             

Из книги Индуса Тагирова "История национальной государственности татарского народа и Татарстана".

Ринат Хабибуллин

З.З. Мифтахов.

Олег Леонтьев.

http://www.tatar-islam.ru/

http://huzur.ru/tarix/prinyatie-islama-bulgarami-kotoryie-yavlyayutsya-odnimi-iz-predkov-sovremennyix-tatar.html

http://www.rtkorr.com/imgs-news/author/

http://huzinrustem.ru/data/media/

http://bulgar-portal.ru/storage/history/

http://www.bolgar.info/news_132.php

http://rusdora03.h1.ru/Bulgo-Lector/Miftakhov-Bulga-09.htm

http://arts.in.ua/artists/Veld1349/

 _

 

Комментарии

аватар: Кэп

надо бы отметить...

несмотря на всю трагичность отношений ислама и христианства,  

христианские богословы отмечают, что именно ислам -

наиболее близкая религия к христианству по своему осмыслению Бога!

аватар: Кэп

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ!!!

ПОЗДРАВЛЯЕМ С ПРАЗДНИКОМ КУРБАН-БАЙРАМ!!!

ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Администрирование и продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru