Сибирский тракт в Кировской области

 Отдельная статья на нашем сайте посвящена Большому Сибирскому тракту, точнее южной ветке Сибирского тракта. Он также назывался Московский торговый тракт или Московско-Казанский тракт. А по Кировской области проходила северная ветка Большого Сибирского тракта, ведущая из Санкт-Петербурга в Вологду, потом в Вятку – Слободской – Глазов – Пермь. 

 

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО БОЛЬШОЙ СИБИРСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!

КЛАДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

   

                                  участок Сибирского тракта у деревни Пишнур - Арбажский р-н                   Сибирский тракт в Кировской области
Тракт в виде отдельных дорог начал свое существование в самом начале 17-го века, это была практически единственная дорога, которая соединяла европейскую и азиатскую часть России. Уже в 18-м веке была построена еще одна дорога, она шла из Москвы на Нижний Новгород, потом Санчурск – Яранск – Котельнич – Вятка – Слободской, и далее по уже указанному старому маршруту.


Если южная ветка Сибирского тракта, которая проходила через Казань и шла на Вятку (село Гоньба около Малмыжа) активно развивалась и действует до сих пор. То от северной ветки остались только отдельные участки локальных дорог, которые разрозненно лежат в Кировской области в разных районах. 
Для нас интерес представляет ветка Сибирского тракта, которая шла от Нижнего Новгорода, сперва дорога шла вдоль правого берега Волги, а потом пересекала Волгу около города Козьмодемьянска. Далее проходила по территории нынешней республики Марий Эл до селения Килемары (Большой Кундыш). Тут она более известна как Екатерининская дорога, которая дальше шла по Вяткой земле до города Санчурск (Большая Кокшага). 

                                 участок Сибирского тракта у речки Большой Яман - Арбажский р-н            Сибирский тракт в Кировской области
От Санчурска тракт шел в сторону Яранска, далее Тужа (нынешняя Р-176) – Шембеть – город Котельнич (река Вятка) – Юрьево – Орлов. Тут Сибирский тракт шел вдоль правого берега Вятки до города Вятка. Потом город Слободской – тракт переходил на левую сторону Вятки. Далее тракт двигался вдоль долины реки Чепца:  Спасо-Заозерницкое – Николаевское – Глазов. Эта территория современного Фаленского района (дорога пролегала примерно в 10 верстах севернее Фалёнок), там располагался известный в то время Верхочепецкий монастырь.

                                  участок Сибирского тракта  со старыми березами (недалеко от реки Чепца)Сибирский тракт в Кировской области
Далее Сибирский тракт уходил на территорию современной Удмуртии – город Глазов, потом Балезино и Дебёсы. Именно в Дебесах в те стародавние времена соединялись северная и южная ветка Сибирского тракта.
С точки зрения Кировской области – нужно упомянуть и часть южной ветки легендарной дороги, так как она проходит и по её территории тоже. Из города Казань до сих пор выходит улица Сибирский тракт (где шел исторический тракт), потом переходит в современную Арскую дорогу. Здесь Сибирский тракт проходил по северу современного Татарстана (Арский, Балтасинский и Кукморский районы), а потом приводил к Вятке в районе города Малмыжа – село Гоньба. Именно тут была переправа на Сибирском тракте через реку Вятка (сейчас тут действует паром).  Надо отметить, что в те времена часть Балтасинского и Кукморского районов относились к Вятской губернии.  

              южная ветка Сибирского тракта - Малмыж - Гоньба - река Вятка                                     Большой Сибирский тракт
Далее тракт шел по Кильмезскому району (Кильмезь – Вихарево), а дальше уходил в современную Удмуртию (Сюмси – Игра - Дебёсы).
В Дебёсах тракт становился одной большой дорогой на Урал и в Сибирь. Много названий было у него: Государева дорога, Великий кандальный тракт, Екатерининская дорога, Московско-Сибирский торговый тракт и т.д.
Много и легенд было вокруг него, часть историй, как обычно, связана с лихими разбойниками, промышлявшими на обеих ветках этой легендарной дороги. Якобы множество кладов и сокровищ зарыто в местных лесах и урочищах, много заклятий нужно снять, чтобы добыть сокровенное золото и серебро.
В селе Дебёсы республики Удмуртия в наше время есть даже музей Сибирского тракта, где могут рассказать про саму Государеву дорогу и про множество легенд вокруг неё.
Уже из села Дебёсы тракт шел дальше на реку Кама и в город Пермь. 
 

                                                   село Дебёсы - слияние двух веток Сибирского тракта                 Большой Сибирский тракт
Многие участки тракта в Кировской области в настоящее время почти ничем не выделяются от обычных местных и проселочных дорог. Например, часть дороги шла по Фаленскому району – тут располагался (деревня Николаево) в 17-18-м веке (до 1761года) мужской Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, который при большом пожаре полностью выгорел, а потом на его месте была поставлена часовня. Место это до сих пор называется местными жителями - Часовня. Фаленские краеведы и местные археологи провели поиски и раскопки, и все же обнаружили в земле остатки фундаментов – то есть монастырь там точно был. В архивных данных удалось узнать, что дата основания – 1602 год, а имя основателя - иеромонах Нафанаил.     

                              Богатырский бугор в Кильмезском р-не - рядом проходил Сибирский тракт            Курган Богатырский бугор
Вокруг фаленского «кусочка» Сибирского тракта немало легенд. Как и во многих местах – тут скрыты настоящие клады. Будто бы здесь во времена пугачевского бунта бывал сам «народный царь» Емельян Пугачев, а потом спрятал награбленное злато-серебро где-то в районе д. Макаровщина. Многие пытались найти клад, но пока безуспешно (а если кто и нашел что-то – то вряд ли он огласит свои находки).

                                            город Яранск - на почтовом Московском тракте                         Яранск
Отрезок Сибирского тракта от Нижнего Новгорода до Вятки – был самым «молодым» из всех участков этого пути. Строился он примерно во второй половине 18-го века, и назывался Екатерининским (на что был указ Екатерины Великой от 1775 года). В окрестных селах до сих пор сохранились легенды, что якобы сама императрица Екатерина приказала по всей дороги посадить березы. А потом сама ехала по тракту и все тщательно проверяла. Остатки этих реликтовых берез (а может и их потомки) до сих пор встречаются как в Марий Эл, так и в Кировской области.

                            музей Сибирского тракта - ныне Кукморский р-н РТ - раньше Вятская губерния             
Кроме берез тракт обязательно помечался верстовыми столбами, делались гати в болотистых местах, устанавливались мосты, организовывались переправы через реки и ручьи. В отдельных местах по указанию начальства тракт мостился булыжником. Посадка деревьев вдоль тракта была не пустым занятием – березы сажались на расстоянии 4 аршина (почти три метра), чтобы зимой на заметенной дороги было видно главное направление. Тогда в пургу или сильную метель пешие и конные двигались по ориентиру и не сбивались бы с тракта даже в ночное время.
Этот тракт играл функцию почтового и торгового пути вплоть до конца 19-го века, и потерял свое стратегическое значение уже после строительства железной дороги в Сибирь.
По этой дороге через Вятский край проехали многие царственные особы (Александр I) и известные личности (например, писатели, путешественники, декабристы), а также прошли тысячи торговцев, переселенцев и арестантов.

                                                        музей Сибирского тракта в селе Дебёсы                                             Большой Сибирский тракт
В первой половине 19-го века дорога благоустраивалась: была утверждена нормативная ширина тракта, делались придорожные канавы, стелились гати. В качестве повинности крестьяне окрестных деревень должны были поддерживать дорогу и мосты в надлежащем состоянии, сажать деревья, устанавливать столбы, содержать почтовые станции, трактиры и пересыльные пункты. 
Из архивов известно, что в 1708 году Вятский уезд включили в состав Сибирской губернии с центром в Тобольске. Поездки по маршруту «Вятка – Тюмень» многократно участились.  С 1763 года этот тракт становится главным на Урал и в Сибирь.  Из далекой Сибири по дороге везли  подати пушниной и серебром, редкую рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо (потом стали возить руду). На первых порах, пока осваивали земли Сибири, туда везли муку, крупу, толокно. Одним из поставщиков хлебных продуктов в 17-м веке был Вятский уезд, плативший обязательную повинность - «сибирский хлеб».  В Сибирь также везли ткани, оружие, боеприпасы. Свои товары в Китай по тракту транспортировали Россия, и другие страны - Франция, Англия, Голландия.       

                             МОСКОВСКАЯ  ВЕТКА  СИБИРСКОГО ТРАКТА  - ЦАРЕВОСАНЧУРСК                  

 

                 

ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО ДРЕВНИЕ ТРАКТЫ И ДОРОГИ:              

  ПРОДОЛЖЕНИЕ  РАССКАЗА ПРО  КАЗАНСКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

РАТНИК -  ЦАРЕВОСАНЧУРСК - ГАЛИЦКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

РАТНИК - СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ -  ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ - ТУТ!

ЗАВОЛЖСКИЙ КОКШАЙСКИЙ  ТРАКТ - ТУТ!

ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ПРО КЛАДЫ НА КАЗАНСКОМ ТРАКТЕ - ТУТ!

 

      
____________________________________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Газета "Голос Вятки" за 1910 г.
История сел и деревень Вятской губернии.
Официальный сайт Арбажского района.

Фото: Андрей Кожанов, Дядя Тёма.  
Музей Сибирского тракта в селе Дебёсы.
Достопримечательности Кировской области.

 

ВложениеРазмер
Сибирский тракт в Кировской области104.05 КБ
Сибирский тракт в Кировской области223.71 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

Сибирский тракт

Таким образом, разные ветки Большого Сибирского тракта (БСТ) как бы "сшивали" между собой Нижегородскую область, Марий Эл, Татарстан, Кировскую область и Удмуртию (в современном понятии территорий).

Между этими ветками БСТ было множество региональных и второстепенных дорог - о которых мы уже писали на сайте. Эта тема, конечно, будет продолжена в будущем.

В частности будет продолжение легенд о кладах и сокровищах, скрытых по обоим сторонам этих трактов, о деревнях и селах, которые стояли на древних дорогах, и о примечательных и красивых природным местах в этом краю.

Кому интересен этот проект - можете присылать свои материалы и фото - адрес внизу странички.

Авторство обязательно укажем.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru