Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах - Ратник

 

Команада Кочующие - Ратная тропа

Предисловие:

В своей счастливой пионерской юности я состоял  в активе нашей школьной пионерской дружины, в Красногорской школе № 2. Заодно я был политинформатором в нашем классе (кстати, из этого же класса произошёл и Костровой Кочующих – Петров Сергей), и меня, как активного политинформатора и агитатора,  привлекали к различным выступлениям и лекциям, в том числе и в марийских деревнях Кожласолинского сельсовета. Так я попал в состав делегации, которую направили от Красногорской школы в начальную  школу в деревню Озёрки (в средней школе они учились уже в Красногорске), чтобы там принять в октябрята учеников первого класса. Дело было в апреле 1981 года, вероятно, в День рождения товарища Ленина, или около того. Деревня в те годы была многолюдной, ещё не развалили совхоз «Кожласолинский», много в Озерках было и детей! Это сейчас деревни повымирали и опустели, а поля стали заброшенными, в советские  же времена на деревенских улицах было полно ребятни, и было, кому учиться в сельских школах!

Озеркинская школа была одноэтажной и деревянной, она стояла на другом краю деревни –  откуда вела дорога в сторону Ошутьял. Сейчас мне уже не известно – что стало с этой школой, и где учителя, что в ней работали…

 

САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!

  

                           (участок  Галицкого (Старого Казанского)  тракта  в деревне  Озерки)             

Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах - Ратник

Приняв в октябрята учеников озеркинской школы,  подарив им значки с улыбающимся Володькой, и рассказав детям про пионеров-героев, мы все сели в небольшой столовой школы. Нас угощали вкусным клюквенным киселем, чаем и выпечкой, и заодно рассказывали про историю этого края. Именно тогда от местных учителей мы услыхали  легенды и были про происхождение этой деревни, откуда пошёл род мушмаринских мари, про Старый Казанский (Галицкий) тракт, который проходил через Озерки, про восстание Пугачева, про его отступление через Озерки в сторону Кокшайска, и про то, что через их родную деревню проходило большое войско, посланное царем Грозным, чтобы воевать Казань!

В тот день я уже осознано прошёлся по Старому Казанскому (Галицкому) тракту, который проходил по центральной улице Озерок, уважительно наступая на землю, над которой пронеслось столько легендарных событий, а также посмотрел на старую часовеньку, что стояла на этой улице, как раз в том месте, где от Галицкого тракта когда-то отходила боковая дорога в сторону Кожла-Солы, Кужмары и Кокшайска.

Потом нам удалось подробнее узнать про эти стародавние предания: якобы,  через Озерки (Мушмари) проходил крупный царский отряд, причем двигался он со стороны Волги, то есть с той стороны, где возникнет будущий Кокшайск. Мол, тогда в тех краях был глухой и труднопроходимый лес – эти места почти не были заселены человеком, и именно после прохождения царских войск и строительства дороги -  там стали появляться первые селения, а на Казань царский полк ушёл уже по Галицкому тракту.

Косвенное подтверждение таким легендам мы приводили в статье про Заволжский Кокшайский тракт, вдоль которого возникали селения от беглых ратников из войска Ивана Грозного, также по тем деревням Звениговского района сохранялись предания про движения войск в стародавние времена и строительство гатей и укрепленных посадов.

Эти предания были такие отрывочные и смутные, что внимания им особенно не предавалось. Они где-то хранились в глубине памяти, и на фоне исторических событий про восстание Пугачева теряли своё значение. Тем более, что как-то это подтвердить или узнать подробнее – в те годы не получалось.

 

Из обрывочных рассказов про историю Казанского (Галицкого) тракта можно было сложить примерную картину тех вероятных событий:

По преданию Иван Грозный при походах на Казань один из крупных отрядов послал через глухие марийские леса вдоль левого берега Волги. Этот отряд должен был зайти казанцам в тыл, уничтожить их опорные пункты на берегу Волги (в устьях рек  Кокшаги и Илети), чтобы обеспечить беспрепятственное движение основных войск по Волге,  и перерезать Алатскую и Арскую дороги, чтобы начать планомерное окружение Казани. Этот царский полк, ведомый опытными проводниками (проводниками были и сами марийцы, но горные), двигался со стороны нынешнего Козьмодемьянска, где они, вероятно, перебрались через Волгу. Отряд прорубал просеки в тайге, стелил гати, возможно,  где-то использовал местные тропы, а потом скрытно вышел к Казани, чтобы поддержать осаду города русскими войсками. При этом, начиная с Озерок, царский полк держал путь, якобы, по Казанскому (Галицкому) тракту. Конечно, прохождение такого многочисленного войска не могло остаться незамеченным и бесследным, поэтому местные жители хранили память про это событие, а потом стали использовать проторенную дорогу и гати  для своих хозяйственных нужд. И уже после взятия Казани и основания Царевококшайска – эту часть дороги использовали уже для строительства Царевококшайского тракта (хотя, очень вероятно, что тракт существовал задолго до этих событий, либо эти события  не были связаны между собой). Именно с этой истории возникли предания про Царскую тропу, или, как её ещё называют – Ратную тропу (Ратник), которая была проложена в марийской глухомани для движения войска. Эта тропа либо каким-то образом выходила на Галицкий тракт, либо была основой для будущего тракта, либо сама была проложена по этому тракту???

Загадок в этих событиях было очень много!

 

Конечно, можно  было усомниться в существовании самого Царского отряда, который двигался таким сложным путем. А также в существовании Ратной (Царской) тропы, так как очень сложно было в глухих лесах и без использования техники создать такую протяженную дорогу. Однако, был же построен град Свияжск в далеких угличских лесах, который весной сплавили по реке Свияге, и потом за несколько недель установили на острове Свияжске – это было настоящее чудо для тех времен, и в это тоже очень сложно поверить!

Может, Ратная тропа существовала на самом деле?

                                                 Богородичный монастырь        

Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах - Ратник

И вот, недавно мы получили неожиданное подтверждение этому историческому событию, когда сплавлялись по Рутке в мае 2009 года. Это и дало толчок, чтобы всерьёз заняться этой Легендой, поподробнее посмотреть в карты, покопаться в историях сёл и деревень Марийского края, почитать источники о тех далеких временах и событиях!  Однако начнем с интересной экскурсии, которую организовали для нас на руткинской обители!

В ходе сплава  мы посетили Богородице-Сергиеву Пустынь на Рутке. Настоятель монастыря (архимандрит Давид) рассказал нам (кстати, снято на видео Команды Кочующих, и было показано на к/ф «Юшут» Артуром Стасевичем), что, на самом деле, один из царских отрядов двигался по марийским лесам к Казани, побывав и на реке Рутка. Действительно, в Килемарских лесах была настоящая «Царская-Ратная тропа», которая осталась после прохождения войска. Мало того, эта тропа, по словам Архимандрита, сохранялась, аж, до 60-х годов прошлого века, по крайней мере, отдельные её участки, так как местные жители пользовались ей.

Я потом по советской карте 70-х годов, на самом деле, нашел упоминание «Ратной тропы»  - в  ней как раз приведен участок в междуречье  Ветлуги и Рутки, где указана Ратная тропа!

Самое интересное, что  настоятель монастыря архимандрит Давид связывал историю своей обители на Рутки с движением царских отрядов по левобережью Волги. История эта тесно переплетена с историей народа мари, и будет нами рассказана чуть позднее.

 

А начнем рассказ про  Ратную тропу(на картах она называется именно так) с далёкого Ветлужского края, где до нашего времени сохранилось множество легенд  про Ратник. Особенно она упоминается в Шарангском  и Воскресенском районах Нижегородской области!

Ратная тропа, или как называют ее шарангцы, Ратник,  одна из достопримечательностей района. Проходит она по территории Килемарского комплексного лесного заказника, который, кстати, сам по себе представляет огромный интерес. Это типичный и нетронутый участок южной тайги с пихто-еловыми лесами и дубравами, с множеством редких растений, занесенных в Красную книгу.

Здесь объединились в удивительно гармоничный союз элементы природы Сибири и Запада. Не менее интересны и животные, обитающие здесь. Так вот, среди жителей окрестных деревень и сегодня жива легенда о том, что через эти места проходил Иван Грозный со своим войском. В частности кордон-урочище Юронга примечательна  тем, что через неё проходила историческая дорога – Ратная тропа (Ратник), по которой, якобы, двигался один из полков Ивана Грозного во время Казанской войны. Эта Ратная тропа пересекала реку Юронгу и выходила на местные Киллимары (не путать с марийскими Килемарами).

У краеведа Н.Морохина в его книжке "Прибытие поезда" пишется, что многочисленные рати Грозного шли на Казань этим путём. Легенды про Ратную тропу сохранились также в сёлах Воскресенском и Воздвиженском (берега Ветлуги).

Эта дорога и сейчас  используется туристами-сплавщиками, чтобы добраться до реки Юронга в мае месяце, так как она проходит по насыпи, которая не затапливается полыми водами.

 

 (участок  Ратника  между  Юронгой  и Пиштанью)   Ратная тропа              

Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах - Ратник

Интересный факт, что по данным сайта Шарангского района -

19 февраля 2009 года в Шаранге побывали доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета им. Н. Лобачевского Николай Владимирович Морохин и кандидат филологических наук Дмитрий Геннадьевич Павлов. Лет двадцать назад состоялся их первый приезд в Шарангу. Тогда они вместе со студентами объехали священные марийские рощи, участвовали в их описании и паспортизации. Именно с подачи Н.В. Морохина и его сподвижников-экологов, кстати, впервые в России, областное правительство приняло решение объявить рощи памятниками природы, с тех пор они под охраной: на территории рощ запрещается любая хозяйственная деятельность. Николай Владимирович Морохин собирал предания и легенды в нашем районе, исследовал Ратную тропу. Сфера его интересов – фольклористика, экология и этнография народов Поволжья.

А в этот раз профессор приехал к нам с презентацией своих книг: «Светлояр: око земли», «Путешественники». Состоялись встречи с библиотекарями района, учащимися Шарангской средней школы и самодеятельными поэтами в клубе «Созвучие» при Шарангской центральной библиотеке.

                                        профессор Морохин            

Народное предание Шарангского района также помнит сосну Ивана Грозного на Ратной тропе возле Киллимар, под ней он, по преданию, отдыхал во время похода против общих врагов мари и русских (вероятно, этим лицом был воевода Дерябин).  Но это  дерево уже давно погибло от дряхлости. Однако старожилы до сих пор могут показать это место, где стояла та легендарная сосна!

 

Ещё один интересный исторический факт:

Именно у деревни Большие Киллимары на Ратной тропе археологической экспедицией была найдена секира железная:

(смотри ссылку - http://www.ksu.ru/amku/db/app/public/collections.phtml?uniq_c=26)

Она хранится в Археологическом музее КГУ (Казанский Государственный Университет) в коллекции  под номером АКУ-24 (дата приема 25.02.1956,  место:  Ратная тропа у  Б.-Килимар  Яранского уезда Вятской губ.).

Также по свидетельствам местных жителей у Ратной тропы часто находили старинные пуговицы, подковы, древние замки, элементы военного снаряжения.

                                                       (река  Юронга)           

Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах - Ратник

 

Вот  рассказы о  "ратной тропе" и об исторических фактах,  записанные  фондом им. проф. В.Н.Морохина  в Шарангском районе Нижегородской области:

ПРО РАТНУЮ ТРОПУ

1. Через наши места идет старая дорога, Ратная тропа ее называют. Так это, говорят, Иван Грозный шел из Москвы на Казань войной. Тропа эта шла будто через Нестерино, через Илемшу, куда-то на Сосновку, на Красную Горку.  У Ивана Грозного были проводники марийцы. Они шли вместе с лесорубами и показывали, куда надо двигаться. А лес - то рубили широко, чтобы войско прошло.  Вот на Пиштани нашли секиру с тех еще времен.

 

(участок  Ратной  тропы  через  ручей  Шушкан)  

Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах - Ратник

2. Говорят, Иван Грозный шел через наши места на Казань. Двигался он через Шахунские леса, через Малую и Большую Пристань, дальше на Тонкино, Шарангу, Роженцово, потом пересек Посташ. И тут глубился в тайгу, шел мимо Юронги, сплавился по ней вниз до Ветлуги, а там в Волгу.

  Мой отец был лесник.  И вот он один раз нашел на своем, обходе подкову — то ли медную, то ли бронзовую. Того времени, видимо, древнюю. Она без пользы была, поэтому он повесил в избе над дверью. Так она и висела. Но потом какие-то гости выпросили — увезли.  Говорят, в Роженцове церковь стоит как раз на том месте, где Ратная тропа поворачивала. А в лесу ее поддерживали, ухаживали за ней, чтобы пожаров не было.

 

(Ратная  тропа  мост  через  р.  Шклея  -  по одной из версий  сперва  Сергиеву пустынь поставили здесь)      

3.  Я на лесозаготовках шофером работал и лесорубом. И там, в Шарангском районе интересную такую вещь увидел. Едешь-едешь лесом, поворот и — дорога, заросшая уже, но видно,— широкая была, большая, прямая. Как стрела Мы по ней даже участками хлысты из леса вывозили, чтобы путь срезать Я, бывало, у стариков спрашивал, что за дорога.

— Это,— говорят,— Ратник, Ратная тропа. По этой Ратной тропе Иван Грозный шел из Нижнего Новгорода на Казань. Войско у него было огромное. Так оно шло — его марийцы вели — и ратники на пути своем деревья валили, разгребали, кусты рубили и двигались. А как до болота дойдут, остановятся, шлемами землю таскают — насыпь насыпают. Вот какое войско было огромное.  И что интересно — так дорогу расчистили, до сих пор она не зарастет полностью. А прямая—до самой Казани, хоть и без компаса прокладывали. Проходит она через Боровское, Красную Горку, Устинское, Роженцово, а начинается где-то с Ветлуги.

 

 (участок  Ратной  тропы   между  Юронгой  и  Пиштанью)           

4. «ЗОЛОТОЕ ИМЯ» ИВАНА ГРОЗНОГО

  Что мимо нашего Черномужа царь Иван Грозный проходил, то правда. Есть и Ратная тропа, где его войско шло. И там, на этой тропе, царь приказал свое имя золотыми буквами написать на одном дереве. На сосне.   Я маленькой была, бабушка в лес меня водила — буковки золотые показывала. Позолота - то стерлась уж, но буквы остались — заметны.

                                        река Рутка,  Марий Эл

Также в летописях Нижегородского края об этих местах, где расположены старые селения, народ сохраняет много легенд и преданий. Вот некоторые из них. В районе деревень Шоля и Могили был когда-то татарский стан князя Шоля, а в холмах, у деревни Могили, татары хоронили своих воинов, погибавших в боях с русскими. Русское селение Шоля возникло здесь около 200 лет тому назад из переселенцев Заводи и дер.Теплухино.

Упорно сохраняется у местного населения легенда о прохождении через этот район отрядов Ивана Грозного во время похода на Казань/1552г./ Жители рассказывает о существовании здесь «Ратной тропы», по которой шли войска Ивана Грозного. Одна местность в Носовском лесничестве носит название «Кладовый враг» (Кладовый овраг). Судя по легенде, Иван Грозный во время похода по "Ратной тропе" делал на ней склады из вещей, оружия, продовольствия, чтобы на случай неудачи похода иметь базы на пути отступления. Но, как мы знаем, поход закончился удачно, и Иван Грозный возвратился из Казани по Волге через Н-Новгород. Сделанные склады на "Ратной тропе" остались неиспользованными, и некоторые воины решили ими воспользоваться. Поселились эти беглые воины вдоль «Ратной тропы», разыскивая оставленные запасы-клады, а отсюда и название – «Кладовый враг» - /овраг/.

Хочется отметить, что эта легенда подтверждается и некоторыми документами. Так, Иван Грозный дарит Варнавинскому монастырю Грамоту на владения землями по реке Ветлуге/25.VII-1551 г./. А ведь это год подготовки похода на Казань. Думается, что это не случайное совпадение дат. Вероятно, Иван Грозный получал от монастыря ценные сведения и помощь для организации похода, и в знак благодарности за эти услуги он и дарит монастырю обширные территории по реке Ветлуге.

Таким образом, многие исторические факты и предания Ветлужского края говорят о том, что Ратная тропа и движение по ней царских полков имели место. Конечно, исторически известно, что царя Ивана Грозного в том краю не было, однако вполне возможно, что за царя местное население приняло кого-нибудь из воевод или бояр, которые руководили этим войском (вероятно, этим лицом был воевода Дерябин, отмеченный в летописях).

 

                          (участок  Ратника  между  Юронгой  и Пиштанью)             

Сама  народная молва по-разному указывает местонахождение Ратника.  Вероятно, Ратная тропа шла от Ветлуги (Большая Пристань) на  урочище Юронга (где пересекала речку Юронгу, как это указано на картах). Потом Ратник вел в деревню Б.Киллимары, откуда направлялся в сторону Красной горки (М.Киллимары).

Далее свидетельства о движении Ратной тропы раздваиваются: по одним преданиям Ратник уходит из этих мест на юг, вдоль русла реки Рутка (примерно, по недействующей ныне Пиштанской железной дороге) и приводит  к реке Рутка в районе села Кумья (Памъялы), где потом возник монастырь.

По другим преданиям – Ратник идет к деревне Посташ (и Роженцово), а потом вел к Царевосанчурску, где в те времена была укрепленная марийская крепость, князем которой  был легендарный Болтуш (Полтыш) – союзник казанских татар. Якобы царский полк штурмовал эту крепость, а потом пошёл на Казань уже по Галицкому тракту.

Сложно в одной статье рассказать про вторую версию движения Ратной тропы, про эту легенду будет рассказ в отдельной статье, но сейчас отдельно остановимся на первой версии движения царских полков в сторону Кумьи (Памьял).

(По указанным преданиям была ещё версия движения царских полков: до реки Юронга, по которой они сплавились в Ветлугу, а затем в Волгу, но эта версия отпадает, так как нет смысла идти глухими лесами от Ветлуги, и снова приходить к Ветлуге же, когда этот же путь много проще проделать по воде).

Следует отметить, что дороги в лесном непроходимом краю ценятся местным населением на вес золота. Дороги эти расчищали, укрепляли, ремонтировали мосты и гати, ибо от дорог зависела торговая и хозяйственная жизнь народа в глухомани, мало того, некоторые подати и повинности местному населению заменяли работами по содержанию дорог и мостов!  Поэтому предания о торной лесной тропе сохранились до нашего времени!

Вероятно,  Пиштанская ж/д ветка была  проведена по Ратной тропе полностью или частично, ибо ещё до проведения в этом краю железной дороги, народ активно занимался лесозаготовками и сплавом леса по Рутке. А эта дорога была очевидным подспорьем в этой деятельности, так как в те времена не было техники, чтобы вывозить брёвна из леса к реке.

Именно про это направление Ратной тропы нам рассказал в мае 2009 года настоятель Богородице-Сергиевой пустыни отец Давид. Он провел нам экскурсию по Монастырю и также прочитал лекцию на целый час про историю монастыря, про распространение христианства в этом крае, и, конечно, про Ратную тропу.

По его рассказу одной из первой среди известных марийцев христианство приняла жена легендарного марийского князя Акпарса – Эрвий. Сам князь Акпарс был известен тем, что организовал первое марийское посольство для просьбы у московского царя – о присоединении края горных мари к Руси. По легенде причиной этого была его невеста – Эрвий, которая была очень красива, и которую силой захватил один татарский мурза, пользуясь правом «трёх ночей», якобы прямо на свадьбе молодой четы!

(Примерно такую  же историю, когда Казанский хан силой взял «на три ночи» невесту марийского князя Йыланды  рассказал в своей повести «Йыланда» марийский классик Сергей Чавайн).

Чтобы освободить свою красавицу-невесту, Акпарс с друзьями стал искать помощи у русских, и поддержал походы Ивана Грозного против Казани, в том числе выделял из местных мари опытных проводников для царских войск, которые двигались и по левобережью Волги.

Про ратные подвиги князя Акпарса существует много легенд и преданий, написано много книг, театральных постановок и т.д. В одной статье будет сложно рассказать про все события, связанные с историей казанских войн. Однако в результате походов Акпарсу удалось освободить свою невесту Эрвий, и законно взять её в жёны.

 

Впоследствии, как мы указывали, Эрвий крестилась в православие - в крещении её назвали Ирина. По преданию она крестилась вместе с братом. Настоятель монастыря в своём рассказе сравнивал её роль в истории марийского народа – с равноапостольной княгиней Ольгой, которая при муже-язычнике, приняла крещение и много сделала для распространения христианства среди своего народа. Именно после этого стали массово креститься марийцы  горной стороны и стали возводиться храмы на правом берегу Волги.

Брат Ирины (по преданию в крещении Сергей) основал обитель в глухих лесах левобережья Волги. Это место было рядом с Ратной тропой, на левом берегу реки Рутка, примерно около устье речушки Шемышейка (то есть Черная, Чернушка).

При этом слово «Килемары», по другой версии,   происходит   от слов «келья» и от «мары» — мужчина. Тут была мужская  обитель. В честь своего небесного покровителя – пустынь была названа Сергиевой.

(По легендам именно преподобный Сергий несколько раз появлялся в виде видения на  острове Свияжске, как бы пророча будущую христианизацию этого края).

Монастырь стал мужским и быстро рос, монахи и окрестные жители пользовались Ратной тропой для своих целей. Рядом с обителью появились деревни Рутка, Кумья, Памъялы, Музывален. Удаленность этих мест привлекала сюда многих простых людей, которые бежали в Заволжье от войн, гнета помещиков и непомерных налогов. Впоследствии через эти села прошел Екатерининский тракт от Козьмодемьянска в  Килемары и Царевосанчурск.

Монастырь стоял на левом берегу Рутки – чуть ниже этих сёл. По рассказам Архимандрита Давида – эту обитель не пощадило революционное лихолетье, оно было дотла сожжено безбожниками,  монахов разогнали по глухим лесам, а наместников арестовали. После этого на месте уничтоженной обители долго сохранялась выжженная поляна. И лишь недавно на ней установили большой деревянный Крест, который видно с воды, как память о погибшем монастыре. Настоятель указал нам, что Крест стоит по левому берегу, что ниже Кумьи. Мы потом сплавились до этого места и сфотографировали памятный Крест.

Примерно в этих местах и проходила Ратная тропа, скорее всего вдоль насыпи бывшей ж/д узкоколейки, которая проходила через д. Рутка.

Также, по словам настоятеля Монастыря,  – отдельные участки Ратной тропы сохранялись в этих краях до 60-х годов прошлого века, и сам Ратник  вел от Рутки к устью Большой Кокшаги – к нынешнему Кокшайску. Мол, одной из задач этого полка было установить контроль над устьями Большой и Малой  Кокшаг.

В наше время Богородице-Сергиеву Пустынь построили в новом пустынном месте – в глухом лесу, чтобы монахам жить подальше от населенных пунктов и дорог, и вообще подальше от этого суетного мира!

Также настоятель Монастыря поведал нам местные легенды о том, что царский полк имел с собой большую казну. Мол, на эти деньги русские нанимали проводников-мари из местного населения, также закупались продукты, ибо во время Казанской войны строго запрещалось обижать марийцев, чтобы лишний раз не провоцировать их на военные действия против царских отрядов. А поскольку отряд шел через марийские земли, то данная предосторожность имела большое значение. Также были попытки задарить и переманить на свою сторону местных князьков и старейшин, так как от них зависело и поведение марийских общин по отношению к чужому войску. Такая политика была достаточно удачно проведена на горно-марийской стороне, но успешны ли были эти попытки на луговой стороне – этого сейчас неизвестно.

Однако сохранились легенды, где рассказывается, что на случай отступления от Казани, в глухих лесных урочищах, около Ратника, делались тайники с оружием, припасами и деньгами, чтобы воспользоваться ими в случае необходимости. Нахождение этих тайников было известно немногим, при этом часть этих ратников могла погибнуть при штурме Казани, а другие после победы уже вернулись домой с богатыми трофеями  другим - водным путем! Поэтому часть спрятанных припасов, якобы, сохранилась в марийских лесах до настоящего времени, при этом кто-нибудь из местных жителей периодически находил в лесных ямах и оврагах около Ратной тропы то старинную монету, то остатки оружия, то обычную подкову – всё это обрастало легендами и слухами.

По другим рассказам – из войска бежали некоторые ратники, которые осели в самых глухих местах, основали новые деревни или перемешались с марийцами. Именно они могли воспользоваться вышеуказанными тайниками и «кладами», чтобы прочно обосноваться на новом месте – такие предания до сих пор живы в Звениговском, Шарангском и в Килемарском районах.

 

Например, упоминание  о  Ратной тропе есть в истории деревни Мари-Килемары (РМЭ), что рядом с районным центром Килемары (на Большом Кундыше).  Среди старожилов существует предание о том, как в далекие времена с юго-запада, из сегодняшнего Горномарийского края, в поисках местожительства, скрываясь от притеснения татаро-монголов, а также и русских, в эти края пришла группа людей. В пути умер их предводитель, его похоронили и здесь же решили остановиться и обосноваться. Возле деревни сохранилось место старого кладбища. Предполагают, что предводитель умер от ущемления грыжи (по-марийски — "киляк"), по всей вероятности, тот человек имел прозвище Килякмары, со временем слово трансформировалось в Килемары.  Существует устное предание и о том, что во времена похода Ивана Грозного на Казань войска продвигались не только по правому берегу Волги, но также и по левобережью. По пути движения рати воздвигались посады. Видимо, часть жителей ушла с дорог войны (Ратной тропы), и подалась в Килемарские леса. Возможно, что первыми жителями деревни были выходцы из Больших Килемар Шарангского района (про которые мы писали выше). Первые жители деревни занимались охотой, бортничеством, рыбной ловлей, а позднее — земледелием. Расчищали леса под пашню, луга п пастбища. По данным экономических примечаний, в 1804 году в деревне Килемары числилось 13 дворов. Деревня относилась к приходу Свято-Илыинской церкви села Килемары.

 

 

По местным преданиям: далее Ратная тропа выходила в район нынешнего Кокшайска, а потом вела вдоль левого берега Волги – по тем местам, где потом появился Заволжский Кокшайский тракт, скорее всего, через Кужмару -  в сторону нынешних деревень Мари-Луговая и Березники.

В деревнях вдоль указанного тракта очень много легенд и упоминаний времен  Казанских походов Ивана Грозного, например:

1. В книге "Приволжские города и селения в Казанской губернии" описывается предание о марийском князе Мелекше. Около городища (ныне Мари-Луговая) жил во времена похода царя  Иоанна Васильевича Грозного под Казань предводитель Мелекш, который вместе с двумя другими князьками хотел воспрепятствовать этому походу. Русские Войска шли по Заволжскому тракту на Казань. Произошла битва, и Мелекш был убит, так как его дружина была невелика.

Упоминания о походах Ивана Грозного на Казань сохранились и в других деревнях, расположенных вдоль Заволжского тракта:

2. В деревне Большое Иркино (несколько веков назад она называлась Потла) есть предания, которые относятся к тем временам, когда их жители вынуждены были прятаться от незваных гостей, чтобы избежать всевозможных несчастий. Жители деревни Потла, якобы, прятались от  врагов  в подпол — портйымалан (с марийского: место под домом), что и дало название их селению. Старожилы рассказывали, что левее лодочной станции находился Сар вончак (мост войны), по которому в свое время проходили войска Ивана Грозного. А поле возле моста и в конце XX века называли Сарданур.

3. Так, в селе Красный Яр (Чакмари) сохранилось предание, где говорится, что  во времена похода Ивана Грозного на Казань  в дремучих лесах, шумевших на месте нынешних населенных пунктов сельсовета, спрятались 7 воинов из русской армии.  Сохранились даже их имена: Акошкин, Арзекей, Тайчдан, Сапкын, Тавнек, Салдуган, Тайгечын. Несмотря на нерусские (за исключением первого) имена, эти люди не были марийцами. Вероятно, они были из мордвы или из татар, и по какой-то причине не хотели воевать. По-марийски они научились говорить лишь через какое-то время, когда, освоившись на новом месте, женились на памъяльских девушках. Беглые солдаты занимались охотой, рыболовством, растили хлеб. У каждого имелось немало скотины. От них и пошло начало этому большому селу!

4. В деревне Кожласола (Обшиярское поселение) есть следующая легенда, что восточнее деревни - на равнинной местности возвышается гора с названием Олагурык, что в переводе с марийского языка означает "гора, где должен быть город". О горе существует такое предание. Проходило по берегу реки войско. Каждый солдат нес в подоле шинели глину на строительство крепости. Крепость не получилась, но гора эта стала считаться священным местом. Во многих селениях этих мест до сих пор живы предания о прохождении в давние времена этим краем большого войска.

Множество таких легенд в деревнях Марийского Заволжья позволяет говорить о том, что Ратная тропа вполне могла проходить этим путём!

                   (часовня  в деревне  Озерке на  Галицком  тракте)           

часовня в Озерках

 

Теперь снова вернемся к вопросу – могли ли царские полки двинуться от устья Кокшаги к Озёркам?

Никаких особенных доказательств того, что царские полки от древней Кужмары (Помьялы) двинулись к Озёркам (к Галицкому тракту) на данный момент нет. Есть только устные предания местных мари, что тут проходили ратники, которые проторили дорогу в этих лесах. А также есть легенды в Яранском краю о том, что после взятия крепости (на месте которой будет Царевосанчурск) царский полк двинулся по Галицкому тракту в сторону будущего Царевокошайска, а потом на Казань – эти предания сохранились и были описаны в Санчурских и Яранских летописях.

Но либо через Кокшайск - Кужмару, либо через Царевосанчурск – Царевококшайск (тогда этих городов ещё не было), царские отряды должны были попасть на Казанский (Галицкий) тракт в районе деревни Озерки (Мушмари) и Устья Юшута, не так много было дорог в глухом лесном краю, чтобы пройти мимо и незаметно.

Следовательно, данным преданиям можно доверять, хотя есть исторические версии, что правительственные войска проходили в этих местах позже: во время череды Черемисских войн, которые  периодически возникали и гасли до 1591 года (например, во время правления сына Ивана Грозного –  Фёдора, при подавлении марийских бунтов в 1582–1584 гг.).

Вероятно и следующее развитие исторических событий: мушмаринские мари переселились в сторону Устья Юшута именно со стороны сёл Красный Яр и Кужмара, мушмаринский род произошёл от  общего предка, многочисленное потомство которого расселилось по всей территории нынешнего Звениговского района. Поэтому у местных мари (в Озёрках)  могли сохраниться легенды со времен взятия Казани Иваном Грозным, когда они ещё жили в тех краях, где проходила настоящая Ратная тропа. Поскольку прохождение большого войска в малонаселенных и глухих краях не могло не сохраниться в народной памяти, то эти предания сохранились у мушмаринских мари и при переселении их на новые земли. Более того, прохождения войск в тех краях, боевые действия и прочие причины могли  явиться причиной переселения мушмаринцев в глухие и отдаленные места – в сторону рек Илети и Юшута.

В районе деревни Озёрки (Мушмари) проходил известный и древний Казанский (Галицкий) тракт, который вёл на Казань, следовательно, народная молва могла приписать сохранившиеся предания о походе войска Ивана Грозного (и о Царской тропе, как её называли тут)  – именно Казанскому (Галицкому) тракту, поскольку иных путей на Казань в этих краях не было.

Спустя пол тысячи лет очень сложно судить об исторической правдоподобности данных легенд и преданий, сразу возникает множество вопросов о направлении движения отряда, действительно ли он шёл на Казань, было это во времена Грозного или позже??? Был это один отряд, или же часть войск двигалась вдоль левого берега Волги, а часть войск вышла через леса на Галицкий тракт?

Однако одно можно сказать с большой достоверностью, что один из царских отрядов в стародавние времена всё-таки двигался вдоль левого берега Волги, так как, в противном случае,  было бы невозможно представить, чтобы предания об одном и том же историческом событии существовали в устной форме на такой огромной территории: от Ветлуги до Рутки, и от Кокшаги до Илети!

И, как мы уже приводили ссылку, имели место археологические находки на Ратной тропе, которые относились к военному снаряжению.

В данной статье освещена лишь часть материалов и преданий о Ратной (Царской) тропе, и в следующих наших рассказах мы продолжим эту тему, которая тесно связана с историей Казанской земли и Марийского края. Хочется также попросить наших читателей, чтобы вы также помогли нам в сборе информации о Ратной тропе –  можно присылать нам фото описываемых мет, предания про эти события, ссылки на исторические источники и книги о казанских походах Ивана Грозного и т.д.

 

 

Продолжение рассказа про Ратную тропу - Санчурск - тут!

Предания о  кладах и сокровищах  Марийского края - тут!

 Статья про Казанские и Черемисские войны Ивана Грозного - тут!

 

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ:

http://www.st-rudka.ru/

http://www.moscowia.su/

http://letopisi.ru/

http://www.unn.ru/

http://www.12rus.ru/

http://about.sanchursk.ru/

АВТОРЫ  ФОТО:

Кочующие

Иван Ожиганов

Михаил Надежкин

ВложениеРазмер
поклонный Крест213.78 КБ
Ветлуга55.78 КБ
Рутка140.65 КБ
Пустынь213.44 КБ
Богородичная пустынь177.35 КБ
Ратник246.46 КБ
монастырь138.83 КБ
Рутка152.53 КБ
Ратная дорога168.67 КБ
Нижегородская область136.65 КБ
Ратная тропа (Царская тропа) Ивана Грозного в Марийских лесах119.82 КБ
ратная дорога147.27 КБ

Комментарии

Ратник

 Интересная подборка!

А вы сами катались по этой дороге?

Хоть на каком нибудь участке?

ответ

чисто по Ратнику мы не ездили...

пересекали его в нескольких местах, в частности, на Рутке, или в районе Галицкого тракта...

вроде Казанский оффроудклуб там ездил...

.....по ратнику езжу практически каждую неделю........

http://finugor.ru/7wonders/offers/Cheremiss-wars  
Ратник, от Юронги, возможно был сделан с другой целью. К стати, в Шарангском районе как и в Марийской,  тоже есть малые и большие Килимары, но население преимущественно русское

да...

у этой статьи есть продолжение!

смотрите ссылки!

про Ратник

Интересная статья!  но скорее всго, эта тропа все же вела в сторону Санчурска, то есть на южный край современной Кировской области. Казань то была совсем в другой стороне, до Казани - что тоже указано в статье, продвигаться было удобнее по горной стороне Волги, где удобные дороги, нет сплошных массивов лесов, есть более лояльное население. А двигаться через настоящую тайгу и бездорожье, через болота завалы и буреломы, а ведь с собой надо везти оружие, припасы, аммуницию и ит.д. Просто так через вековой лес не проберешься. И скорость движения будет небольшой, так до Казани за наше короткое лето и не дойдншь. Так что скорее всего целью похода были Санчурск, Яранск и вобще окрестные места, нужен был стратегический контроль в левобережье Волги, там ведь были дикие края...

Ратная тропа

Добрый день!

Да, скорее всего, царские полки шли не на Казань, слишком большой крюк получается,  про это тоже в самой статье указывается. Вероятнее всего, рать в этих местах шла уже после Казанских войн царя Ивана Грозного, примерно в период первой или второй Черемисской войны, тогда как раз театр боевых действий располагался в долинах рек Рутка, Большая и Малая Кокшага, и дальше - в сторону Вятки. Именно в тот период был смысл посылать рать в сторону Санчурска и Яранска, строить там опорные пункты и крепости, прокладывать в лесах дороги и гати,  то есть брать под контроль огромные лесные территории на левобережье Волги. Именно тут восставшие были очень активные, марийцы довольно долго сопротивлялись, прятались в лесной глуши и не хотели просто  так покоряться новой власти. Эти войны шли почти до конца 16-го века, то прекращаясь, то снова вспыхивая. Но в истории это отложилось как Казанские войны Ивана Грозного, поэтому и рать связали с его именем.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.