Сказание о Ратной тропе (Ратник) и о граде Санчурске - Продолжение
Продолжение рассказа о Ратной тропе –
Как мы уже писали: в статьях про Ратную тропу и про историю Казанского (Галицкого) тракта имелись предания, что Царь Иван Грозный при походах на Казань один из крупных отрядов послал через глухие марийские леса вдоль левого берега Волги. Этот отряд должен был зайти казанцам в тыл, уничтожить их опорные пункты на берегу Волги (в устьях рек Кокшаги и Илети), чтобы обеспечить беспрепятственное движение основных войск по Волге, и перерезать Алатскую и Арскую дороги, чтобы начать планомерное окружение Казани. Этот царский полк, ведомый опытными проводниками (проводниками были и сами марийцы), двигался со стороны нынешнего Козьмодемьянска, где они перебрались через Волгу. Отряд прорубал просеки в тайге, стелил гати, возможно, где-то использовал местные тропы, а потом скрытно вышел к Казани, чтобы поддержать осаду города русскими войсками. При этом, начиная с Озерок, царский полк держал путь, якобы, по Казанскому (Галицкому) тракту. Конечно, прохождение такого многочисленного войска не могло остаться незамеченным и бесследным, поэтому местные жители хранили память про это событие, а потом стали использовать проторенную дорогу и гати для своих хозяйственных нужд.
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
СТАТЬИ И ССЫЛКИ ПРО КИРОВСКУЮ ОБЛАСТЬ - ТУТ!
КЛАДЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!
Немного повторимся, указав, что Ратная тропа начиналась в далёком Ветлужскм краю, где до нашего времени сохранилось множество легенд про Ратник. Особенно она упоминается в Шарангском и Воскресенском районах Нижегородской области! Ратная тропа, или как называют ее шарангцы, Ратник, одна из достопримечательностей района. Проходит она по территории Килемарского комплексного лесного заказника. В частности урочище Юронга примечательна тем, что через неё проходила историческая дорога – Ратная тропа (Ратник), по которой, якобы, двигался один из полков Ивана Грозного во время Казанской войны. У краеведа Н.Морохина в его книжке "Прибытие поезда" пишется, что многочисленные рати Грозного шли на Казань этим путём.
Народное предание Шарангского района также помнит сосну Ивана Грозного на Ратной тропе возле Киллимар, под ней он, по преданию, отдыхал во время похода против общих врагов мари и русских (вероятно, этим лицом был воевода Дерябин). Но это дерево уже давно погибло от дряхлости. Однако старожилы до сих пор могут показать это место, где стояла та легендарная сосна!
Ещё один интересный исторический факт:
Именно у деревни Большие Киллимары на Ратной тропе археологической экспедицией была найдена секира железная:
(смотри ссылку - https://www.ksu.ru/amku/db/app/public/collections.phtml?uniq_c=26)
Она хранится в Археологическом музее КГУ (Казанский Государственный Университет) в коллекции под номером АКУ-24 (дата приема 25.02.1956, место: Ратная тропа у Б.-Килимар Яранского уезда Вятской губ.).
Также по свидетельствам местных жителей у Ратной тропы часто находили старинные пуговицы, подковы, древние замки, элементы военного снаряжения.
Вот некоторые рассказы о "ратной тропе" и об исторических фактах, записанные фондом им. проф. В.Н.Морохина в Шарангском районе Нижегородской области (остальные рассказы про Ратник можно прочитать в предыдущей статье):
БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ ПРИСТАНЬ
До Петра Первого наша большая Пристань была совсем маленькой — народ тут в лесной глуши не больно-то жил Староверы сюда бежали все больше Вот мой дед говорил про своего деда Гаврилу — тот сюда с Соловецких островов бежал — по онежским лесам, по Шексне, по Волге, по Ветлуге. Мучали его — унижали за веру, за бороду, он царский налог платил — пять рублев в месяц. И он был сослан на исправление в Соловецкий монастырь, оттуда сбежал в марийские леса.
Пристань — значит, пристанище староверов. А еще деревню Гаврово звали — Гаврила этот ее и основал. А место, где деревню построили, необычное. Как раз тут Иван Грозный шел со своим войском на Казань. Шла дорога через Варнавин, тут был Перевоз через Ваю, дальше — Старые Краи, Шабаши, Ерши, Падерино, Санчурск, Царевококшайск, а уж там до Казани прямиком не-далеко. Вот какая дорога. Об этом у нас в деревне от отца к сыну рассказывали.
По этой дороге Иван Грозный двигался через Кострому на Казань. Дорога была спокойная — тут марийцы жили, а они были против татар, царю помогали. Вез царь оружие, продукты, золото. И вот тут на перевозе ухари нашлись — бочонок с золотом в Ваю упустили. Иван Грозный осердился — приказал поймать бочонок тут же. Да где там. Очень глубоко.
Потом несколько веков мужики за бочонком донырнуть хотели — до дна несколько метров, ила — метра на три — вот и найди. Когда Иван Грозный Казань взял, назад он тоже по Ратной тропе шел и пленных гнал. Здесь у него остановка долгая была. У Большой Пристани до сих пор видны бугры. Говорят, татары пленные у него умирали, а он их в сторонке от переправы приказывал хоронить, Малая Пристань потом уж из Большой выселилась, а Большая вся нарушилась уже сейчас.
ПРО РАТНУЮ ТРОПУ
Я на лесозаготовках шофером работал и лесорубом. И там, в Шарангском районе интересную такую вещь увидел. Едешь-едешь лесом, поворот и — дорога, заросшая уже, но видно,— широкая была, большая, прямая. Как стрела Мы по ней даже участками хлысты из леса вывозили, чтобы путь срезать Я, бывало, у стариков спрашивал, что за дорога.
— Это,— говорят,— Ратник, Ратная тропа. По этой Ратной тропе Иван Грозный шел из Нижнего Новгорода на Казань. Войско у него было огромное. Так оно шло — его марийцы вели — и ратники на пути своем деревья валили, разгребали, кусты рубили и двигались. А как до болота дойдут, остановятся, шлемами землю таскают — насыпь насыпают. Вот какое войско было огромное. И что интересно — так дорогу расчистили, до сих пор она не зарастет полностью. А прямая—до самой Казани, хоть и без компаса прокладывали. Проходит она через Боровское, Красную Горку, Устинское, Роженцово, а начинается где-то с Ветлуги.
«ЗОЛОТОЕ ИМЯ» ИВАНА ГРОЗНОГО
Что мимо нашего Черномужа царь Иван Грозный проходил, то правда. Есть и Ратная тропа, где его войско шло. И там, на этой тропе, царь приказал свое имя золотыми буквами написать на одном дереве. На сосне. Я маленькой была, бабушка в лес меня водила — буковки золотые показывала. Позолота - то стерлась уж, но буквы остались — заметны.
Таким образом, многие исторические факты и предания Ветлужского края говорят о том, что Ратная тропа и движение по ней царских полков имели место. Конечно, исторически известно, что царя Ивана Грозного в том краю не было, однако вполне возможно, что за царя местное население приняло кого-нибудь из воевод или бояр, которые руководили этим войском.
Сама народная молва по-разному указывает местонахождение Ратника. Вероятно, Ратная тропа шла от Ветлуги (Большая Пристань) на урочище Юронга (где пересекала речку Юронгу, как это указано на картах). Потом Ратник вел в деревню Б.Киллимары, откуда направлялся в сторону Красной горки (М.Киллимары).
Далее свидетельства о движении Ратной тропы раздваиваются: по одним преданиям Ратник уходит из этих мест на юг, вдоль русла реки Рутка (примерно, по недействующей ныне Пиштанской железной дороге) и приводит к реке Рутка в районе села Кумья (Памъялы), где потом возник монастырь. Про этот вариант движения тропы мы писали в прошлой статье!
Санчурск, Царевосанчурск
По другим преданиям – Ратник идет к деревне Посташ (и Роженцово), а потом вел к Царевосанчурску, где в те времена была укрепленная марийская крепость, князем которой был легендарный Болтуш (Полтыш) – союзник казанских татар. Якобы царский полк штурмовал эту крепость, а потом пошёл на Казань уже по Галицкому тракту.
В этой статье мы хотим рассказать про были и легенды Яранского края о событиях времен Ивана Грозного, про Ратную тропу в тех краях и про движение царских полков на Санчурск и на Казань!
Уже многие годы живет в народе легенда о том, что своим возникновением город Санчурск обязан царю Ивану Грозному, который шёл по этим местам завоёвывать Казань.
Путь русского войска лежал - по современным меркам - от села Воздвиженского Нижегородской области мимо Киллимар, починка (поселка) Зверево, деревни Поломки и села Кувшинское на Санчурск, а оттуда через Йошкар-Ола на Казань, то есть фактически по Галицкому тракту.
Троицкая церковь, Санчурск
Есть даже литературный вариант предания о граде Шаншуре:
ПРЕДАНИЕ О ГРАДЕ ШАНШУРЕ
Дойдя до Большой Кокшаги, до места, где теперь стоит Санчурск, русские натолкнулись на отчаянное сопротивление черемис (марийцев) и татар. Луговые марийцы, которые проживали в этих краях, были сторонниками казанского хана. И в этих краях княжили казанские татары, которые настроили мари против русских. Состоялась большая битва, в результате которой татары и черемисы были разбиты.
Об этом эпизоде повествует предание о крепости Шаншуре. Интересно отметить, что в Санчурске это повествование не известно и записано было в Яранском районе.
******
У татар стольный город Казань воевать.
Проходил болотами топучими,
Да лесами дремучими,
Где луговая черемиса живет,
Русских сторонится,
Казани ясак платит.
Не захотел Балтауш,
Пропустить рать Грозного царя.
Построил он большое укрепление — Шаншуру
На дороге к татарской столице.
Загородил путь–дороженьку накрепко.
Захотели воеводы царя обойти городок,
Да не пропустил их Балтауш–князь.
И пришлось Ивану Грозному воевать на пути.
Приказал он своему воеводе Дерябину
Взять Шаншуру приступом.
Вышел Дерябин с двумя тысячами ратников
На приступ Шаншуру брать,
Да отбил его Балтауш–князь.
Разгневался Грозный царь,
Чуть не казнил лютой казнью Дерябина,
Да помиловал…
Велел ему вторицею на приступ идти,
Черемисский город Шаншуру брать.
Не ослушался, вышел в поле Дерябин вновь...
Только изменил, предался Балтаушу.
Испугался явиться с неудачею на очи грозные.
Еще больше разгневался Грозный царь
На эту измену Дерябина.
Повелел строить укрепления на другой стороне,
Ставить на валах пушки.
И забили пушки жестоким боем,
Засыпали ядрами Шаншуру-крепость.
И велел Иван Васильевич, Грозный царь,
Поставить на место той крепости,
Откуда пушки били,
Город–крепость Царево–Шаншуру-град,
Что стоит доселе при Кокшаге–реке.
И валы те сохранились досолева.
И велел Иван Васильевич, Грозный царь,
Разрушить ту крепость Шаншуру
И собрать всех убитых ратников
И черемисских воинов,
И похоронить их место той крепости.
А когда ушла рать Грозного царя,
Собралась черемиса луговая
И схоронила она своего Балтауша–князя
Тут же, где было укрепление его крепкое,
Под валами Шаншуры–крепости,
Где схоронены все ратники убитые.
И с той поры выходит темной ночью
Из погоста Балтауш–князь.
Ходит белою полосою по валам,
Где лежат схороненные ратники убитые,
Под стенами Шаншуры–крепости
И плачет Балтауш совиным голосом.
А кто услышит в пути плач Балтауша
На валах Шаншуры - города,
Тот спешит скорее от места долой,
На огонь бежит, к людскому жилью.
А также есть интересный материал из истории Вятского края (Яранского уезда) про походы Ивана Грозного и Ратную тропу:
Основной причиной колонизации Яранского уезда русскими людьми послужило наличие охотничьих угодий и обширная незаселенная территория. Значительную роль в расселении играло и плодородие почвы, а может быть, и близость городов.
Временем активного заселения Яранского уезда русскими людьми можно считать вторую половину XVI в. Одной из причин масштабной колонизации явились походы Ивана Грозного на Казань и, как следствие, ослабление влияния казанских татар в Южной Вятке.
Однако в Царёвосанчурске существуют предания, указывающие на то, что первые русские жили здесь задолго до покорения Казани и жили по-военному, «как казаки».
Эти русские умели обороняться от татар, мирно уживались с марийцами, и, живя среди автохтонных финно-угров, могли совершать грабительские рейды на Русь.
Тем не менее, массовое заселение Яранского уезда русскими, как уже отмечалось, начинается вместе с первыми походами Ивана Грозного на Казань. Русские поселенцы получают легальную опору и поддержку власти: мимо Санчурска пролегла в Казань дорога – т. н. «Ратная тропа». Вопрос о времени возникновения этой дороги дискуссионен.
Есть точка зрения, что возникновение Ратной тропы нужно связывать с походами Ивана Грозного на Казань 1547–1552 гг. Легенды рассказывают, что при царе Иване Грозном по этой Тропе проходили из Москвы через Кострому на Казань войска, от чего она и получила такое название.
Есть основания полагать, что данная Дорога действительно имела место быть. В местах еще заросших лесом дорога сохранилась до сих пор – хорошо заметны выбоины от колес телеги или пушки на поворотах. На речках были настланы мосты, дубовые колоды которых до сих пор сохраняют следы конских подков. На этой дороге были найдены различные предметы старины – серебряная подкова, металлические пуговицы, старый замок и т. п. Недалеко от деревни Большая Килимарь (Б.Киллимары) в XIX в. была обнаружена огромная сосна с винтообразно перекрученным стволом, которую местные жители называли царской, так как под ней якобы отдыхал сам Иван Грозный. На ней, по легендам, было выцарапано изображение сабли, и надпись о времени прохода здесь войск. Походу Ивана Грозного приписывают также происхождение нескольких естественных холмов вдоль дороги, в частности т. н. «Галицкого кургана». Легенды имеют определенное рациональное зерно – по Ратной тропе вполне мог проходить один из русских отрядов идущих на Казань. С другой точки зрения, образование этой дороги можно отнести к временам подавления марийских бунтов в 1582–1584 гг. при сыне Грозного Федоре (в период Черемисских войн).
Так или иначе, но во второй половине XVI в. через территории Яранского уезда действительно начали проходить военные отряды, попутно ликвидируя банды местных разбойников. Все это облегчило жизнь русского населения и способствовало активизации колонизации.
Как отмечал историк С.Ф. Платонов:
«Завоевание Казани имело громадное значение для народной жизни. Казанская татарская орда связала под своей властью в одно сильное целое сложный инородческий мир: мордву, черемису, чувашей, вотяков, башкир. Черемисы за Волгой, на р. Унже и Ветлуге, и мордва за Окой задерживали колонизационное движение Руси на восток…. После взятия Казани, … в разных пунктах инородческого Поволжья были поставлены укреплённые города как опора русской власти и русского поселения. Народная масса потянулась, не медля, на богатые земли Поволжья и в лесные районы среднего Урала. Громадные пространства ценных земель были замирены московской властью и освоены народным трудом».
Однако после смерти Ивана Грозного в 1584 г. марийские и татарские феодалы воспряли духом и вновь поднялись против русского правительства. Началась так называемая «Черемисская война» шедшая до 1591 г. и несколько замедлившая колонизацию. Это было сложное движение, так как наряду с мятежными феодалами-сепаратистами поднялись недовольные политикой властей крестьяне.
Было очевидно, что обширный край, каковым была Южная Вятка, удалённый от ближайших русских областей лесами и реками, требовал самостоятельной администрации. После подавления бунтов, правительство решило основать на территории Яранского уезда города, и вокруг них вскоре выросли многочисленные поселения крестьян, принадлежавших помещикам, и крестьян, записывавшихся за царем (удельные). 48 известных поселений этой эпохи по волостям располагались неравномерно. Волости с наибольшим количеством старинных поселений расположены вокруг городов Яранска, Санчурска и Кукарки.
История возникновения крупнейших колонизационных центров Яранского уезда связана с продвижением границ Российского государства на восток вследствие взятия Казани. Для закрепления достигнутых успехов и защиты новых северо-восточных границ России в последней трети XVI в. здесь был выстроен ряд небольших городков-крепостей. Подчеркивая особый статус таких городов, археолог А.А. Спицын отмечает: «В продолжение почти всего XVII в. в эти города были назначаемы особые воеводы с военной силою, тогда как в других вятских городах небыло ни одного стрельца, и несколько городов подчинялись одному воеводе». Именно в это время и возник в западной части Южной Вятки город Санчурск. Царёвосанчурск, Шаньчурск вероятно играл важную роль в истории марийцев еще до прибытия русских, до памятной им эпохи похода на Казань Ивана Грозного: недаром вся западная половина коренного населения уезда звала себя «шанцара-морэ».
Шанцара, по преданию, была царица местного народа и жила в Санчурске.
Это и многие другие предания показывают, что Санчурск издревле был центральным пунктом той местности. Возможно, что здесь был татаро-черемисский укрепленный городок. Само русское название наводит на эту мысль. Известно два города Кокшайск и Царёвококшайск (ныне Йошкар-Ола). Последний противопоставляется первому – тот ранний, этот более поздний, поставленный в одно время с Санчурском. Первому и второму добавлено в название «Царёв», вероятно, чтобы составить представление о новом городе – царском, русском, не финно-угорском.
Вокруг Санчурска при земляных работах зачастую находят марийские предметы, например в селе Сметанине. Важно отметить, что, наряду с марийцами, вокруг Санчурска жило множество татар. Об этом так же свидетельствует много преданий и географических топонимов. Судя по топонимам, татары жили, например, в д. Городище Успенской волости.
Таким образом, если татары составляли значительную часть населения около Санчурска, то вполне вероятно и подчинение им окрестных марийцев. Тогда предания о Санчурске как о центральном городе ясно объясняются, без учёта марийских «князей» и «царей». Возможно, в Санчурске жили подвластные им, дружественные Казани мурзы или князья, владевшие покорёнными местными марийцами. Вместе с князьями селились здесь и простые татары. Это подтверждают предания в деревнях Малощегловской волости. Но, видимо, власть татар не простиралась на середину (центр) уезда, кроме части Малошалайской волости, так как в остальных местностях преданий о татарах неизвестно. И даже наоборот, предания говорят о том, что марийцы были вытеснены из-под Казани пришельцами «турками, кем ли…» (т. е. видимо татарами) в Яранский уезд, но «здесь зажили спокойно», о подчинении татарам не упоминается.
Русский город-крепость Царевосанчурск возник здесь в 1584 г. по указу Бориса Годунова. Об основании Санчурска есть и документальное свидетельство. В так называемой «Разрядной книге 1475–1598 годов» есть упоминание этого города. В этом же источнике упоминается князь Григорий Осипович Засекин, воевода большого полка крепости, руководивший постройкой Санчурска. Солдаты и привлеченное к работам местное население за короткое время возвели мощные земляные укрепления. На берегу р. Большой Кокшаги был построен из дубового и соснового леса деревянный кремль. По углам стен находились башни с бойницами. Вокруг крепости, в глубине лесов и по берегам Большой Кокшаги были построены сторожевые вышки и поставлены заставы. Соседние с крепостью территории передавались русским помещикам, воеводам, купцам и заселялись крепостными крестьянами из соседних районов и центральных губерний России.
Основание города Яранска связывается профессором А.В. Эммаусским также с татаро-марийским восстанием 1584–1591 гг. Тогда, по словам шведского посла в Москве Петра Петрея, несколько раз приезжавшего в Россию в начале XVII в. и оставившего свои записки:
«Соседями вятчан были марийцы, «которые часто нападают на них с огнем и мечом и приносят домой много добычи».
Поэтому русское правительство решило закрепить за собой марийские земли путем строительства новых городов. С этой целью около 1591 г. и был построен город Яранск. Местом для закладки крепости русская военная дружина избрала высокий холм на правобережье р. Ярани (отсюда и название города), окруженный с севера и запада водой, с юга – оврагом и с востока – бором. Согласно марийским легендам до постройки г. Яранска здесь находилось некое марийское поселение, на месте которого и возник русский город.
Отношения русских крестьян с марийцами не всегда были мирными. Под Кукаркой русские поселенцы застали марийцев, не желавших уступать им свои земли без боя. Например, когда жители д. Завертной поселились на избранном месте, жившие рядом марийцы однажды напали на них, и произошла битва. Согласно легендам, русские победили благодаря помощи св. Николая.
Согласно другому преданию, из д. Водозерье марийцы уехали куда-то добровольно, после того как там стали селиться русские. Преданий о черемисах (марийцах) вообще много в этих ныне русских волостях.
Но не все марийцы так недоверчиво и враждебно относились к русским. Например, жившие в д. Богородская Поляна черемисы крестились и мирно жили рядом с русскими. Таких преданий особенно много было в Ильинской волости. Существуют так же легенды об участии марийских отрядов во взятии Казани совместно с войском Ивана Грозного.
Отметим, что и русские не всегда действовали силой, напротив, гораздо чаще их продвижение вперед носило сугубо мирный характер. Марийцы вообще оказались народом сравнительно уступчивым в этом отношении, достаточно легко они покидали свои места и уходили в леса к своим соплеменникам. По данным XVII в. можно судить, что марийцы жили так же в волостях: Водозёрской, Кукарской, Петропавловской, Пижанской. Вообще, вся местность между реками Ижем, Пижмой и Вяткой была ранее заселена марийцами – уже в XIX в. их там нет.
Кроме марийцев, русские поселенцы застали ещё удмуртов в двух пунктах: с. Колянур и на Вотском городище. Про первое преданий нет, о втором говорится, что вотяки ушли сами при появлении русских.
Таким образом, предания и исторические факты о Яранской земле очень тесно связывают Ратную тропу, которая вела сюда из Нижегородской земли, с древней Галицкой (Казанской) дорогой. Не зря с именем Ивана Грозного поминается «Галицкий курган» у Ратной тропы.
В этом случае можно сделать такие выводы:
1. Царские полки по Ратной тропе вышли к месту будущего Санчурска, завоевали крепость, а потом двинулись на Казань по Галицкому тракту для осады города.
2. Царские полки по Ратной тропе вышли к месту будущего Кокшайска, а потом двинулись на Казань по Заволжскому Кокшайскому тракту (или по тем местам, где он появится в будущем). А через Яранский край по Галицкому тракту двигались на Казань полки из Костромы, что и осталось в народных преданиях.
3. Движение царских войск по Ратной тропе и по Галицкому тракту в сторону Санчурска и обратно к Казани – относится не к периоду Казанских походов Ивана Грозного, а к периоду Черемисских войн (1584-1991гг.), тогда же и основали города: Царевосанчурск (1584г.) и Яранск (1591г.). Тогда появляется смысл пробиваться через непроходимые леса к верховьям Большой Кокшаги, когда Казань находится совсем в другой стороне, и до Казани проще всего идти водным путём.
4. Вероятно, что имело место: движение царских войск по Ратнику на левобережье Волги и одновременное движение полков из Костромы по Галицкому тракту в период Казанских походов, и боевые действия и перемещения войск в более поздний период Черемисских войн (после смерти Ивана Грозного).
Поскольку этот цикл статей про Ратную тропу мы начинали с рассказа про деревню Озёрки, то и закончим нашей малой родиной: как видим из выше сделанных выводов, что предания мушмаринских мари о прохождении по Галицкому тракту, по Озёркам и через Устье Юшута большого войска – это реальный исторический факт времен Казанских походов Ивана Грозного. Существуют факты, что Галицкий тракт имеет очень древнюю историю, и существовал ещё во времена расцвета Казанского ханства, то есть в 14-15 веках. Поэтому Ратная тропа была проложена, скорее всего, именно к Галицкой дороге, поскольку сам Галицкий тракт уже можно было легко использовать для движения войска и обозов.
Также очень вероятно, что именно Ратная тропа в те времена соединила устье Кокшаги и Озёрки (Мушмари), где проходил Галицкий тракт, дав начало торговой дороге: Озёрки-Кужмара-Кокшайск, по которой потом отступал отряд Пугачева после разгрома под Казанью. В пользу этого свидетельствует тот факт, что все деревни на этой дороге появились уже позднее описываемых событий, то есть на проторенной дороге (Кожла-Сола, Ташнур, Кожвожи и т.д.). Именно нахождение на перекрёстке торговых дорог в сторону Царевокошайска, Волги и Казани – сделали Озёрки крупной и богатой деревней на Тракте, где было несколько постоялых дворов, имелись кузница, мельница, торговые лавки. А Лушморский мост на Устье Юшута имел важное стратегическое значение для связи Марийского края со столицей губернии – Казанью.
Как известно, народное сознание имеет свойство приписывать имевшие место события в их родном краю – к более легендарным и известным событиям, завышать важность исторических событий, имевших место на их родине, менять историческое видение и сроки данных событий, мифологизировать события, добавлять (или умалчивать) определенные факты из содержания данных событий и т.д.
Поэтому, всё, что написано в наших статьях про Ратную тропу основывается на многочисленных преданиях, умозрительных заключениях, легендах, и, следовательно, не имеет строгой научной основы, и не претендует на полную историческую истину. Однако – это не главная цель краеведенья, наукой пусть занимаются историки, а для нас важно собрать и сохранить редкие народные предания, легенды и сказания о Ратных дорогах, проторенных пол тысячи лет назад в Марийском краю.
Поэтому мы очень будем рады любым материалам и фото, который нам предоставят по этой теме!
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
https://about.sanchursk.ru/
https://www.moscowia.su/
https://www.unn.ru/
https://www.12rus.ru/
АВТОРЫ ФОТО:
Иван Ожиганов
Михаил Надежкин
Вложение | Размер |
---|---|
Санчурск | 126.83 КБ |
Ратная тропа, Санчурск | 106.92 КБ |
Ратная дорога | 112.19 КБ |
Ратник | 112.74 КБ |
Ратная тропа, Санчурск | 113.35 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 14475 просмотров
Комментарии
возле дер. аргамач есть
Возле дер. аргамач есть дорога которую старики называли ратская дорога.
Она и сейчас есть
???
а где расположена эта деревня?
Это заповедник большая
Это заповедник большая кокшага. Нас туда пускают по пропуску 12 июля чтоб съездить на кладбище.
что-нибудь
что-нибудь нам можете рассказать про эту дорогу?
почему её так назвали, предания, может фото?
куда она вела?
когда появилась?
Эта дорога используется до
Эта дорога используется до сих пор как лесовозная. В деревне осталась одна жительница, бабушка за 90 лет. Деревня, которая находится рядом, полностью заброшена. Могу взять летом на экскурсию. puanson_63@mail.ru
Сейчас в деревне живет одна
Сейчас в деревне живет одна только бабушка ей за 90 лет.А дорогой той пользовались, как лесовозной.Она и сейчас сохранилась. Так же есть предание про Кортиковский клад, когда в Й-Оле был белогвардейский переворот и забрали золото в банке города. На обратном пути отряд Кортикова был выловлен красногвардейцами и расстрелян.
Деревня находится на Большой Кокшаге. Если будет желание , могу взять вас с собой летом туда. puanson_63@mail.ru
очень интересно!
Для нас эта информация очень интересна!
может у вас есть фото деревни, окрестностей, этой дороги?
может поподробнее раскажите о легендах и преданиях этого края!?!
съездить туда тоже хочется, но всё будем планировать только ближе к лету...
пока такие дальние планы еще не делаем...
также рассказ про клад интересен -
неужели красные не нашли золото Кортикова?
или белые успели его спрятать?
Поищу фото, только куда его
Поищу фото, только куда его выложить?
адрес
можно послать сюда -
Hafizof@rambler.ru
если и-нет медленный то фото можно сжать до 600 на 800...
Расскажите подробнее про
Расскажите подробнее про Кортикова, очень интересно.
Подобная легенда в Шахунском районе.
Подобная легенда существует в Шахунском районе Цитата П.Березин "Наш край": Среди Тоншаевских марийцев сохранилось предание о походе рати со стороны Ветлуги через наш край. «Когда Иван Грозный воевал с Казанью - рассказывали старики, - при переходе через реку Вахтан рать использовала поваленные дубы». В представлении марийцев рать была настолько велика, что когда она переправлялась через реку, то кора деревьев была стоптана до древесины. А дубы еще долго после этого продолжали служить переправой населению.
Это предание подтверждается названием местечка Перелазы на реке Вахтан, в трех километрах от поселка Вахтан. Перелазами в старину называли переправы через реки на больших дорогах.
Ратник
спасибо за предание, а полный текст его сохранился?
у д.Алатайкино марий эл есть
у д.Алатайкино марий эл есть дорога по названием"Царь ванчак корны"где проходило войско Ивана Грозного.недалеко от р.Парат
есть предположение...
есть предположение, что эта дорога была остроена не при взятии Казани Иваном Грозным,
а немного позже, при его сыне Феодоре в период Черемисских войн,
Царская тропа была указана на картах до 70-х годов прошлого века,
вела она от Ветлуги в марийские леса...
Отправить комментарий