Старый Казанский (Галицкий, Царевококшайский) тракт – Александровская поляна
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ОЗЕРА МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СТАТЬЯ ПРО МУЗЕИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
СВЯЩЕННЫЕ КАМНИ МАРИЙ ЭЛ - ТУТ!
Продолжим наше повествование про Старый Казанский тракт.
Как мы уже писали – тракт этот вел не просто из Царевококшайска в Казань, он соединял Казань с Галицкими землями, и соединял Царевококшайск с Большим Сибирским трактом, который проходил через Казань, а потом от Казани уходил на Восток по бывшей Арской дороге.
В память об этом в Казани до сих пор есть крупные улицы с такими названиями: Сибирский тракт и Краснококшайская (до революции - Царевококшайская).
(участок Тракта между Устьем Юшута и Кленовой горой)
Кроме торговых и почтовых нужд тракт служил путем для отправки арестантов и ссыльных в Сибирь, а путь этот был неблизкий. Поездов и машин в стародавние времена не было, и всё это огромное расстояние приходилось проходить пешком, причем арестантов вели в кандалах и колодках, чтобы они не сбежали.
В Царевококшайске, как в уездном городе, имелся большой острог, где содержали арестантов и ссыльных, по мере накопления большого отряда, их по Старому Казанскому тракту вели в Сибирь. Переход этот был многодневный, вот примерный путь по книге Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья»:
- 1 день пути: Царевококшайск – Куяр – Студенка – Кундыш (там был ночлежный дом, где они ночевали и баня для арестантов);
- 2 день пути: Кундыш – казенный дом Половинка (около озера Сайвер) – заезжий дом Бабье болото – Памаштур – Яктер-Любал – Большое Шигаково (сторожка, ночлежный дом и баня);
(Устье Юшута - место бывшего Лушморского моста)
- 3 день пути: Большое Шигаково – Озёрки (Памьялы) – Лушмарский мост (Устье Юшута, рядом Голубая старица) – езжалый двор Кленовая гора (поляна Александрова, рядом Дуб Пугачёва) – Сушинский казенный дом (у озера Долгое) – Люйская мельница (у впадении речки Люйки в реку Пётку) – Кожла-Сола – Петьялы (Никольское – там ночевали 3-й раз);
- 4 день пути: Петьялы – Кургузи – Сухая речка – Казань.
Дорога для заключенных была очень тяжела и изнурительна, в день они проходили не более 40 вёрст, кандалы, непогодье, холод, жажда, скудное питание – до пункта назначения доходил не каждый арестант.
Казань в те времена была хоть и огромным губернским городом, но по столичным меркам - считалась глухой провинцией Российской Империи. По этой причине считалось, что если арестант дошёл до Казани, то уже оторвался на приличное расстояние от центральной России – и не будет делать попыток убежать, а поэтому в Казани заключенных расковывали, и дальше они по Большому Сибирскому тракту шли «налегке». Но даже и с таким условием, путь до Сибирских гор длился порой целый год.
Расковывали заключенных не в самой Казани, а на Арском поле, по преданию кузница стояла сразу за Варваринской церковью (ныне церковь св. вмч. Варвары, что у Парка Горького), где город кончался и начинался бесконечный Сибирский тракт.
(историческая справка: Церковь Святой Варвары возведена в 1780 г. на месте, где начинался Сибирский тракт (путь осужденных на ссылку и каторгу). Арские поля отделялись от города оврагом, через который был перекинут мост, за мостом была Сибирская застава. Здесь прошли декабристы, А.Н.Радищев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и другие известные люди российской истории. Церковь известна и тем, что в её хоре пел молодой Шаляпин).
(церковь св. вмч. Варвары в Казани)
Мы же опять вернемся в Марийский край! В стародавние времена часть государственных налогов заменялась разными повинностями и работами, так, местное население привлекалось к работам по содержанию казённых дорог и мостов, которые соединяли города, деревни и сёла. Казанский тракт также не был исключением в этом правиле – крестьяне Большешигаковской волости ремонтировали эту дорогу, настилали гати в болотистых местах, убирали перед половодьем Лушмарский мост.
Местное население само было заинтересовано в хорошем состоянии Тракта, ибо от него зависела и их хозяйственная жизнь. По этому тракту возили они на продажу в Казань зерно, грибы, ягоды, пеньку, древесный уголь, мед, живицу и прочий продукт нехитрого лесного хозяйства. Обратно же доставлялись одежда, инвентарь, руда и различные припасы.
(участок Казанского тракта около Лещиновой Дубравы)
Для ремонта и укрепления дороги были свои каменоломни и карьеры. Например, один карьер с давних пор располагался у Устья Юшута, рядом с Лушмарским мостом. Также была каменоломня недалеко от Зеленого ключа – на склоне Кленовой горы, сейчас она практически заросла. Камнем мостили Тракт на крутых подъёмах Кленовогорья, до сих пор щебёночная дорога ведёт от подъёма в гору у озера Конан-ер до Александровской поляны и дальше к повороту на Санаторий. Также камнем укладывали подъем со стороны Устья Юшута, сейчас тут асфальтовая дорога от Санатория к Зелёному ключу. Мостили болотистые и сырые участки каждый год после того, как уходила весенняя распутица и половодье. На время половодья разбирали Лушмарский мост, на это время прекращалось сообщение по Тракту до середины мая.
(Устье Юшута - место бывшего Лушморского моста)
Бывали случаи, когда резкое таянье снегов и подъём воды в Илети сносил мост, поэтому тут весной в Лушмаре, в домике лесничего, дежурил специальный человек, который должен был оповещать местных жителей при резком паводке.
В любом случае на Николу вешнего (22 мая по новому стилю) движение по Тракту должно быть восстановлено. К этому дню было оживленное торговое движение по Казанской дороге: съезжались купцы, прочие торговые люди, крестьяне из окрестных и глухих деревень – обычно на Николу проводили ярмарки. Хорошо продавался сельхозинвентарь, ибо впереди была трудовая летняя пора, когда даже обычный серп ценился на вес золота!
Далее хочу Вам рассказать и про Александровскую поляну, что расположена на самом гребне Кленовой горы у Тракта.
Раньше тут был езжалый двор Кленовая гора, домик лесника с надворными постройками, а также пасека. Как мы рассказывали ранее: с 1922 по 1939 год на этом месте жил с дочерьми первооткрыватель кленовогорских грязей и источников – Александров Андрей Александрович, о чём говорит памятная доска, которая венчает данную Поляну!
Про это место также существуют свои предания и легенды!
Одна из легенд связывает это место с загадочным карстовым озером Конан-ер, якобы именно тут остановился татарский купец, который вёз свою прекрасную дочь Фатиму в Царевококшайск, чтобы отдать замуж за местного воеводу. Легенду эту мы оставим для следующего рассказа про озеро Конан-ер, а сейчас расскажу такую историю по эту Поляну, что услышал от библиотекаря Санатория Кленовая гора – Сушенцовой Г.И.
Надо отметить, что постоялый двор на Поляне просуществовал до 30-х годов прошлого века, после открытия ж/д и автодороги, соединившей Й-Олу с Казанью (через Волжск и З.Дол), надобность в Тракте отпала. Однако до 70-х годов тут располагался кордон лесной охраны, который по Тракту был соединен телефонной линией с Лушмарским кордоном и с Сушинским домом лесной охраны.
В этом домике отдыхали лесные обходчики, также тут ночевали или пережидали непогоду охотники и грибники.
И вот с одним охотником приключился в этом месте такой случай. Решил он как-то осенью переночевать в домике. Перекусил, погасил свет и лёг спать. Однако, ему сразу показалось, что в доме ещё кто-то есть. Как будто кто-то скрипит половицами, тяжко вздыхает и что-то шепчет в темноте.
Охотнику стало не по себе, он зажег светильник – но никого в избушке не было. «Наверно, осенний ветер за окном шумит» - подумал он, и снова погасил свет.
И только было, хотел уснуть, уже впал в дрёму, как кто-то невидимый подошёл к его кровати и стал щекотать пятки. Он вскочил, снова зажёг светильник – в избе ни души!
Так повторялось несколько раз, и, не смотря на усталость, охотник смог немного поспать только под самое утро.
(поляна Александрова - бывший заезжий двор на Кленовой горе)
Случай этот охотник рассказал одному местному старожилу, тот сразу смекнул - в чём дело и научил того мужика, как быть в этих ситуациях. А подсказал ему он вот что: как придёшь снова в ту избушку, то налей маленькую стопку водки и поставь её на столе, а если сам ужинаешь, то можешь оставить ещё и кусочек простой еды, а после этого ложись спокойно спать – никто тебя ночью не тронет!
Охотник так и сделал, как снова побывал в том домике, то за ужином налил стопку водки и в придачу положил рядом ломоть ржаного хлеба. Сам также перекусил и лёг спать. И, действительно, этой ночью его никто не тревожил. А когда он встал утром, то заметил, что кусочек хлеба цел, а вот водки не осталось! Будто испарилась?
С тех пор так он и поступал, а хозяин той избушки больше никогда не досаждал ему.
ПЕРВЫЙ РАССКАЗ ПРО СТАРЫЙ КАЗАНСКИЙ ТРАКТ - ТУТ!
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАРОМУ КАЗАНСКОМУ ТРАКТУ - ТУТ!
ДЕРЕВНЯ ОЗЕРКИ - ГАЛИЦКИЙ ТРАКТ - ТУТ!
ПРЕДАНИЯ ЛУШМОРСКОЙ СТОРОНЫ - ПУГАЧЕВ-КОРЕМ - ТУТ!
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
ФОТО КОЧУЮЩИХ,
Фото Варваринской церкви с сайта:
Часть материала взята из книги Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья».
Вложение | Размер |
---|---|
Храм св. вмч. Варвары | 108.1 КБ |
Казанский тракт | 270.69 КБ |
Лушморский мост | 227.38 КБ |
Старый Казанский (Галицкий, Царевококшайский) тракт – Александровская поляна | 254.78 КБ |
Тракт на пойменном лугу | 196.39 КБ |
- Республика Марий Эл:
- Тэги:
- 19567 просмотров
Комментарии
продолжение
продолжение рассказа про Казанский тракт!
вроде мета-ярлыки поставил...
А компот? (с)
фотографии, как проехать, где находится...
правим
понемногу ставим...
Добрый день. Не плохо было бы
Добрый день.
Не плохо было бы выложить карту через какие места проходил Старый Казанский тракт.
И ещё.... как это железная дорога из й-Олы до Казани проходит через Волжск?))) Красногорский, Илеть да. Но не через Волжск. Так что не вводите в заблуждение читателей.
Спасибо.
карта
Добрый день!
карта Тракта есть тут - /node/986/ - от Стрельбицкого!
как она была в прошлых веках...
Насчет ж/д - уважаемый Андрей, прочитайте ещё раз текст статьи - Внимательнее!!!
Там такого не написано!!!
В заблуждение мы никого не вводим - указано про ж/д и про автодорогу!
где можно приобрести книгу
где можно приобрести книгу Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья»,может быть есть в электронном виде?
я сам бы купил...
дело в том что это раритет, тиражи были в 200-300 экземпляров,
Олег Чубарев буквально раздавал их посетителям санатория КГ,
три книжки его были в библиотеке санатория -
я там отдыхал в 2010 году, но ксерокса не было...
тогда я по старинке просто законспектировал эти книжки -
вторая - "Зори над Шунгалданом", и ещё книжка - про историю лесосплава на Илети...
Очень интересные книжки, можно сказать брошюрки -
по ним написано множество статей на нашем сайте!
(тогда библиотекарем работала Галина Сушенцова)
Вероятно книжки есть у кого-то из красногорцев,
мне Володя Анисимов сказал, что у него есть экземпляр с подписью Чубарева!
в электронном виде их конечно нигде нет...
У меня тоже есть)))
И даже с подписью)))
И купил лично у него в санатории)))
[Важно прохаживается]
Добрый вечер. А вы знаете,
Добрый вечер. А вы знаете, что помимо этого тракта существовала ещё одна дорога в Казань. Она проходила по нынешнему Моркинском у району. Через деревни Янситово, Кинер ( этой деревни сейчас нет ) по этой дороге можно и сейчас проехать.
да, про это знаем...
не только мы про это знаем,
но про это у нас указано в статье -
http://komanda-k.ru/2010/mariiel/старая-казанская-дорога-царевококшайский-галицкий-тракт
дорога эта шла через Морки и Ронгу на Царевококшайск и соединялась с Алатской дорогой,
это переходило в Уржумский тракт.
у мари она называлась Озанг корно - дорога на Казань,
именно по ней ездил на учебу молодой Чавайн в пед. училище в Казани,
про эту дорогу тоже есть легенды...
Отправить комментарий