Село Мишкино, священная роща

Мишкино (башк. Мишкә) — село, административный центр Мишкинского сельсовета и Мишкинского района Республики Башкортостан.
Национальный состав
Согласно переписи 2002 года, преобладающая национальность — марийцы (57 %).
По переписи населения 2010 года, население составляет 6021 человек, из них 2869 мужчин (47,6%) и 3152 женщин (52,4%).
   

 

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИЙЦЕВ - ТУТ!

СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

КЮСО КУМАЛТЫШ, СЕЛО ЧУРАЕВО - ТУТ!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

 

Численность населения
2002          2009             2010
5797        ↗6046           ↘6021

                                        Село Мишкино, священная роща

Село Мишкино, священная роща

История села Мишкино

     Как удалось выяснить, название села Мишкино исходит от имени основателя Мишки (Мишка). Документ гласит, что башкиры дали запись от 24-го февраля 1709 года Михаилу Исенбаеву с товарищами на владение вотчиной. Вот его товарищи – Албай Алтыбаев и Урускай Асильдин. Далее перечисляется словесная граница вотчины. 
В документе так: «…вотчина от Чепыкова и до Сасьва урочища вверх по речке, по левой стороне той речки до вершины, через лес до вершины речки Аллагуш до речки Кыгазу до устья, а с устья до вершин по речке Сухояз по левую сторону, с вершин той речки к вершине речки Чюкудо на низ по той речке Чюкуду по левую сторону до озера, а с того озера по оврагу до болота Мохового, с болота по оврагу до речки Иняку и по той речке Иняку вверх по той речке по левую сторону до устья к Балтак-Илги и вверх по той речке Колки через дубраву до вершины речки Сатбая. С той вотчины Михайлу не изгонять. А кто другой будет, станут в ту вотчину, то вам стоять за той вотчиной вместе». 
     Таким образом, название деревни Мишкино происходит от имени основателя Мишки. 
     По документу, в самом деле, тот самый Мишка - Михаил – основатель село Мишкино или другой? Для утверждения мыслей необходимо подтвердить типографические названия, указанные в документе. Если они полностью совпадают, то можно с полной уверенностью утверждать, что Михаил Исенбаев действительно основатель села Мишкино и село основано в 1709 году. 
     Вот что рассказал в своих воспоминаниях об истории села Мишкино Мандиев Ялет, 1875 года рождения. Несмотря на свой преклонный возраст, он еще был бодрым, у него была неплохая память, ходил без палки. По национальности мари. Он помнил рассказы своего деда об истории села Мишкино. Мишкино возникло в конце XVI - начале XVII веков. Даты летописей и рассказ деда примерно совпадают. 
     Таким образом, селу около 300 лет. Существует такая легенда, якобы в эти края по рекам подплыли три брата: Орсай, Митряй и Мишка. Остановились, ознакомились окружающей природой, и она им очень понравилась. Кругом был дремучий лес, водились разные звери, медведи, трое братьев стали сжигать леса, выкорчевывать пни, чтобы иметь участок для посева. Отсюда и происходят названия деревень Ирсаево, Митряево и Мишкино. 
     Поселились эти братья отдельно. А Мишка поселился в районе бывшего колхозного конного двора, на берегу реки Иняк. С этого, надо полагать, начинается история села Мишкино. Дом Мишки был маленький, пола и потолка не было, не было и печи. Пищу приходилось готовить на костре. Затем была сложена печь из камней. 

Село Мишкино, священная роща

Постепенно семья и род увеличивались. Главным занятием населения было земледелие, кроме того, занимались разведением скота, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел. Как было описано выше, кругом был дремучий лес, также и гора была покрыта лесом. Примерно 150-170 лет тому назад было в деревне до сорока дворов. Орудия труда были самые примитивные; деревянные. Шли годы, утекло много воды. По рассказу, открылась первая школа в 1887 году, в ней училось 17 ребят, к этому времени появилось неравенство. Поэтому в школе могли учиться дети лишь богатых. 
     Учителем был Андрей Байранов из деревни Шукшана нынешнего Шаранского района. Неподалеку от школы волостное здание, на нынешней Красноармейской улице. По волостному суду обвиняемого наказывали палкой до 25 ударов. Наказывали главным образом за кражу. Основным занятием оставалось земледелие, скотоводство и варка дегтя. Эти факты показывают, что каждая семья жила только для себя, единолично. 
     Переселенцы-мари покупали участки земли у башкир на определенный срок, на 12 лет. Переселенцы-марийцы, скрываясь от крещения христианской веры, сохраняли языческую веру. Они обычно в июле месяце ходили молиться в моленью. Одевались все в белое, в домотканных шовыр, брюки, лапти и шляпу. Молельня была издавна в районе больничного леса. Молиться марийцы приходили из 18 деревень, а к этому времени население росло, увеличивалось и количество деревень. 
     Он рассказывал один интересный случай. Однажды марийцы пришли в лес, чтобы корчевать пни, там они нашли толстую липу, в ней оказалось дупло с пчелами. Срубили липу и там обнаружили много меду. Из того же дупла вырубили корыто и переложили мед. Наелись, а сами отправились домой. Про мед забыли. 
Прошло добрых два года, опять мужики случайно наткнулись на это. Но мед уже превратился в сладкую воду. Попробовали - понравилось. Напились и тут же уснули, проспали целых три дня. Этот пример показывает, что люди в то время занимались бортничеством - сбором меда диких пчел. А постепенно и сами стали заниматься пчеловодством. Об истории села Мишкино в начале XX века поведал старожил с. Мишкино Саляев Паляй, 1896 года рождения - мари. 
     Каждая семья села Мишкино имела свой скот, свой надел земли. Надел земли по ревизии получали только мужчины, а затем подушно. Деревня была от моста со стороны Елышево до Мошкиных. В деревне был староста, в виде председателя сельсовета. 
Староста был выборным, был писарь. Была также начальная школа на Тракторной улице, в арендованном доме Шамукаева Шамидана. В ней училось 30 юношей и девушек. Обучали на марийском и русском языках. Учили писать, считать и богослужению. Учителем был Юрий Гаврилович Кармазин. На все деревни - Камеево, Сухоязово, Ново-Ключево, Елышево, Арзаматово и Мишкино - был фельдшер Сергей Гаврилович. Село Мишкино - административный центр сельсовета. В состав Мишкинского сельского поселения входят 8 населенных пунктов: село Мишкино, деревня Восход, деревня Кигазытамаково, село Ленинское, деревня Нововаськино, деревня Новоключево, деревня Староваськино, деревня Унур. 
                                                        Село Мишкино, священная роща
Село Мишкино, священная роща

Но нельзя отделить Мишкино от жизни волости, Бирского кантона (уезда), Уфимской губернии, и в целом жизни царской и советской России. Все было взаимосвязано.

В первую мировую войну мужчины из Мишкино уходили на фронт. В последующем военнопленные возвращались из Германии, многие были в плену.

В гражданскую войну фронт проходил через Мишкино. Из пушек стреляли в сторону Ошкупа. В 1918 году в течение одной недели в Мишкино стояли чешские солдаты (белочехи). Они отбирали у населения продукты и лошадей. Через Мишкино проходили войска командарма Фрунзе.

Очевидцы рассказывали, как в канаве по центральной улице лежал раненый молодой парень. Но никто к нему так и не подошел, он умер от ран.

В Башкирии в 1921 году была сильная засуха, не было урожая. Все, что было, люди съели за зиму, к началу 1922 года начали вымирать. В феврале кто-то предложил идти в Америку. И многие пешком пошли в сторону Камеево-Байтурово. Начался сильнейший буран, на расстоянии полуметра ничего не было видно. Мужчины пошли искать дорогу, заблудились и потерялись. Весной находили множество трупов в лесу. Начался тиф, многие умерли от этой болезни.

В Мишкино люди выжили, благодаря помощи Центральной России. На следующий год уродился небывалый урожай.

В 1921 году волостное правление (ВИК) находилось в здании на углу улиц Колхозная и Революционная. Затем там размещалось правление колхоза имени Крупской. В 20-е годы ВИК перевели в здание бывшего нарсуда по улице Ленина. Недалеко от милиции рядом стояло здание магазина. Напротив — НКВД с каталажкой. Базарная площадь находилась между домами Саликаева и Аллаярова (где широкий проулок). За огородом Аллаярова (улица Пионерская) находилась начальная школа.

За нарсудом (здание ВИК) стоял пожарный сарай. На месте дома Алексеева — ветеринарный пункт (Карякин), рядом — медпункт (Морозов).

По улицам Кооперативная стояли 10 дворов, Красноармейская — 18, Революционная — 7.

В 1930 году райисполком находился в здании ВИК (бывшее здание нарсуда). Библиотека и клуб располагались в здании правления колхоза.
 

                                                                 ГЕРОИ СЕЛА МИШКИНО                                                          

Село Мишкино, священная роща

Новейшая история села Мишкино
Из статьи Трапезникова в газете «За коммунизм» от 8 марта 1959 года:
1. Первое сообщение о февральской революции поступило 3 марта 1917 года в 12 часов.

2. I волостной народный съезд был созван в районе (волости) 10 марта 1917 года, где делегатами были люди из зажиточных семей, они создали «народный комитет». Беднота была на фронте.

3. Солдаты возвращались с фронта. Агитатором в Мишкино был учитель Кидалашев. Была создана революционная солдатская организация.

4. В конце 1917 года в Мишкино прибыл петроградский рабочий, большевик товарищ Лебедев. Под его руководством был создан Мишкинский волостной Совет крестьянских и солдатских депутатов.

5. Организаторами советской власти в Мишкинской волости были красногвардейцы Байболдо Баймурзин, Саша Сайтиев, Шаяхмет Шамиданов, рабочий Лебедев, Кадетов. Они создали Мишкинский волостной Совет.

6. Совет занимался снабжением бедноты хлебом, лесом, промышленными товарами. Тысячи повозок с хлебом были направлены в Бирск и Уфу.

7. В марте 1918 года в Мишкино состоялся волостной съезд Советов по вопросам конфискации земель у помещиков, кулаков и попов. Произвели уравнение земли по количеству едоков.

8. Во время Новотроицкого кулацкого восстания в Мишкино были избиты советские работники Б. Баймурзин, А. Мадияров, Ахмадеев и другие.

9. В рядах Красной Армии храбро сражались А. Алексашев, В. Алтынбаев. Добровольно ушел на фронт И. Астраханцев. В. Алтынбаев награжден орденом Красного Знамени, а в I мировую войну он получил два Георгиевских креста.

10. В 1920–1922 годах в селе Мишкино создана потребительская кооперация.

11. В 1926–1927 годах в Мишкино были организованы коммуна и товарищество по совместной обработке земли. Активными организаторами были С. Сайранов, С. Яныбин (д. Марий олык). Коллективизацией руководили Волком партии и волостной исполнительный комитет.

12. В 1930 году были образованы колхозы.

13. В августе-сентябре 1930 года создан Мишкинский район БАССР. Первым председателем Райисполкома (РИК) был избран Петр Иванович Вавилов (Монарн) (1883 года рождения, по роду деятельности — учитель).

14. На районной партийной конференции в январе 1932 года в состав бюро райкома партии были избраны: В. Юзеев, Самихов, Тойкчев, Масаев, Сотников, Галин и Искандр Сергеевич Секретарев 1899 года рождения. 26 октября 1937 года И. Секретарев был арестован, а 15 июля 1938 года — расстрелян.

И. Асмаев, А. Ионин, Шаяхметов, С. Саликаев (1903 года рождения, член ВКП(б), 4 класса образования, агент УНКВ) проводили большую работу по раскулачиванию и выселению зажиточного населения за пределы района. В 1933 году была завершена коллективизация. Первым председателем колхоза имени Крупской в Мишкино стал Ибай Иванович Иванов, первым председателем сельсовета в Мишкино — Салыш Сайранов, первым директором МТС — Георгий Иванович Михайлов.

15. Яметов создал комсомольскую организацию в Мишкино. Комсомольцы-активисты того времени — Аймас Яниев, Байгаз Асмаев 1916 года рождения. Комсомольцы П. Л. Новиков, А. Н. Изергина (библитекарь), И. Иргубаев, И. Минилбаев, Ш. Шамшиев сыграли огромную роль в создании колхозов.

16. П. Королев и А. Сытин по комсомольской путевке ездили на строительство Мурманского судостроительного завода.

17. А. Бикбулатов, Б. Байдуганов, Б. Бикбулатов, И. Акбулдин, М. Абдракипов, С. Зайнуллин участвовали в строительстве железной дороги.

18. Большую помощь местным организациям оказали посланные партией 25-ти тысячники. В Мишкино прибыл Купцов, в Накаряково — Попов, в Новотроицк — Щергин, Чураево — Белобородов.

19. Миллионы рублей собрали в районе (займы и налоги) за штурмовую неделю по мобилизации средств в марте 1932 года.

20. В 1932–1937 годах район соревновался с Калтасинским районом.

21. В 1932 году Мишкинский район был выставлен на «Черную доску» из-за невыполнения плана сдачи хлеба государству. Это постановление предусматривало экономическую блокаду району со стороны государства по доставке продуктов питания. Но уже через 20 дней 19 декабря 1931 года пришло постановление о снятии санкций. К декабрю 1932 года план сдачи хлеба был перевыполнен. Эти данные взяты из протоколов сессий Мишкинского райисполкома.

24. В Мишкино 22 июля 1942 года провели заседание райисполкома по вопросу организации встречи эвакуированных ленинградцев, их доставки и размещении.

25. А до этого 19 марта этого же года состоялось заседание по вопросу мобилизации рабочих для предприятий Главторга и наркомэлектростанций СССР на срок с 1/IV по 15/XI. Отправку закончили 1 апреля. 99-ти хозяйствам (колхозам) был дан план направить 595 рабочих в возрасте от 16 до 55 лет (184 мужчин и 411 женщин).
                                                   Село Мишкино, священная роща

     История лицея №1 и школы №2 села Мишкино

     Сегодня лицею 134 года. Вернемся в далекий 1877 год. «Приговор» жителей деревни постановил открыть Земскую школу и арендовать дом у местного богатея Шамрата. Учителем назначен Андрей Аристархов (Байрамов). Уже через 2 года, инспектируя школу, инспектора были приятно тронуты. Ученики уже умели грамотно отвечать на поставленные вопросы, прекрасно пели «Отче наш», народный гимн «боже, царя храни». 
     В 1935 году школа переехала в новое здание (в котором дети учились до 2006 г.) и была преобразована в среднюю школу. А в 2006 году произошло знаменовательное событие: открытие современного здания. 
     На сегодняшний день МБОУ Лицей №1 села Мишкино имеет 29 классов, насчитывает 546 обучащихся. Педагогический коллектив состоит из 50 учителей - профессионалов своего дела. 
     За годы существования школы 15 учителей были удостоены высокого звания «Заслуженный учитель», двое являются «Почетными работниками общего образования РФ», пятеро - орденоносцами, 30 учителей награждены знаком «Отличник образования». 
     Учебный процесс ориентирован на дифференцированный подход к обучению. Созданы классы с углубленным изучением предметов: математики, физики, русского языка и литературы, химии. В начальных классах введена программа развивающего обучения «Школа 2100», Эльконина-Давыдова. 
     Более 9 лет в школе работает заочная физико-математическая школа при МФТИ под руководством учителя физики Бикбулатова Ф.Ш. 
     Высокий уровень преподавания в школе обеспечивает выпускникам прочные знания. За всю историю школы подготовлено более 100 медалиста. Из них 19 золотых. 
     За годы учебы выпущено более 5 420 выпускников. Из них 10 кандидатов наук, 1 драматург, 28 имеют звание «заслуженный» из них 15 - «Заслуженный учитель РФ и РБ», 2 мастера спорта, 4 – орденоносца, 14 отличников просвещения РФ и РБ. 
     Грант "Лучшие учителя" по национальному проекту "Образование" получили Бикбулатов Ф.Ш. (физика), Аликаева Е.Л.(математика), Александрова Н.Я. (химия), Саитзянова Г.Т. (русский язык). В 2007 году школа победила в номинации "Лучшие школы" по этому проекту и получила 1 миллион рублей для оснащения школы. 
     Среди выпускников школы есть свои академики, доктора наук, научные работники, мастера спорта. Это кандидат философских наук Иванов Михаил Иванович; проректор, кандидат экономических наук, доцент Марийского педагогического института Сайранов Владимир Андреевич, кандидат медицинских наук Кильдияров Александр Кильдиярович; доцент кафедры математики Башкирского аграрного университета Костенко Наталья Александровна; проректор Марийского Государственного университета Тоймурзин Владислав Викторович; кандидат технических наук Попова Алла Алексеевна, ныне работает инженером-консультантом в фирме «Филипп Морис» в г.Женеве; драматург, лауреат Государственной премии РФ, лауреат Государственной премии РБ им. С.Юлаева, заслуженный деятель искусств Буляков Флорид Миннимуллинович; заслуженный артист РБ Байгазов Алексей Изилянович; чемпион РФСФР по лыжам Хаиров Альберт и чемпионка Башкортостана Хаирова Альфира. 
     Большую помощь школе оказывают Главный государственный инспектор ГИБДД Республики Башкортостан Гильмутдинов Динар Загитович, предприниматели братья Галиевы Динар Фавзиевич и Ринат Фавзиевич. 
  


     Средняя общеобразовательная школа №2 
     Была открыта 1 сентября 1988 года. 
     Директора школы: 
     Андерзянов Салават Каримзянович, заслуженный учитель Республики Башкортостан - с июня 1988 г. по январь 2001 г. 
     Малмыгин Евгений Валентинович, почетный работник общего образования Российской Федерации - с января 2001 г. по ноябрь 2005 г. 
     Исаев Анатолий Исаевич, почетный работник общего образования Российской Федерации - с ноября 2005 г. по 22 августа 2011 года. 
     Александров Сергей Андреевич - с 23 августа 2011 года по 30 апреля 2013 года. 
     Кичук Рамзия Фарвазитдиновна - с 1 сентября 2013 года по настоящее время. 
     Обладатели гранта в рамках национального проекта «Образование»: 
     2006 год - учитель химии и биологии высшей категории Алимова Л.С., 
     2007 год - учитель истории высшей категории Япаева Л.В. 
     2008 год - учитель начальных классов высшей категории, заместитель директора школы Фаисханова Ф.Ф. 
     2009 год – учителя высшей квалификационной категории: математики Дигитаева Л.В., русского языка и литературы Закирзянова М.М., начальных классов Мурзанаева А.С. 
     2013 год - учитель информатики высшей квалификационной категории Ишпахтина Т.Д.
                                                               Село Мишкино, священная роща

СВЯЩЕННАЯ РОЩА

В Священной роще села Мишкино «Шукын кумалтыш» («Молебнище многих родов») прошло осеннее моление
Когда именно в последний раз на этой роще проходили моления, не помнят даже старожилы. С тех пор прошло не менее полувека. По словам нескольких женщин, на молебнище в последний раз выходили, с благодарственной молитвой богу Юмо, вернувшиеся живыми с войны их отцы. После этого тропы к священным рощам стали зарастать.
Но пламя веры в богов предков в сердцах мари до конца не погасло. То тут, то там, но в разных марийских деревнях всё ещё поднимается дым от жертвенного костра. Возрождаются древние традиции и в селе Мишкино — на осеннее моление пришло более сорока человек.
Мы уже писали: сейчас идет сбор на благоустройство этой священной рощи. Уже собрано немало денег. В ближайшее время планируется провести субботники. Мы надеемся, что в этом году большая часть священной рощи будет огорожена.
Хочется также верить, что следующей огороженной и облагороженной священной рощей станет Мировое мольбище («Мер кумалтыш»). Многие, оказывается, в этот день сначала пришли именно к этому месту. Пришедшие в рощу помнят и другие священные места: на горе за Иняком раньше мари молились Матери земли (Мланде Ава). Есть такие места и возле других деревень. Признаться, я долго не понимал, как молились Матери земли, что ей жертвовали и почему одно из озер посвящено ей. Прояснить всё помогли пришедшие на моление старожилы. По их словам, Матери земли жертвовали гусей… 
После этих слов, я как будто на время прикоснулся к волшебной сказке и всё прояснилось. Не зря одно из озер на Ирсаевской земле называется «Мландылан пуымо ер» («Озеро жертвования земле»). В памяти сразу промелькнули строки из Калевалы о сотворении мира, вспомнилась сказка о царе Салтане и «Лебединое озеро». По финно-угорским мифам водоплавающая птица прилетела на землю, вернее океан, из созвездия Плеяды (у русских и мари одно из названий — «Утиное гнездо», «Лудо пыжаш») и, достав ил со дна, свила гнездо… Эта птица впоследствии и стала Матерью земли, а все девушки и женщины считались её дочерями. Кстати, эта птица — Мать земли не такой уж и мифический персонаж. Она часто видна, по утрам или вечерам, на небе, как самая яркая звезда. Ведь это — Венера, планета, считающаяся богиней любви и плодородия.
  
  


В Мишкинском районе прошла встреча марийских картов с проведением моления «Кюсо кумалтыш»
5–6 июля в селе Мишкино прошла встреча марийских священнослужителей — картов и энтузиастов — исследователей марийской традиционной религии.
Главными участниками встречи были карты из Янаульского района Геннадий Пастиев, Павел Ямиев и местный карт Вячеслав Шакмаев. Во время встречи были затронуты вопросы, связанные с возрождением веры предков. Один из них — восстановление святых рощ районного значения — Мишкинского «Мер кюсо» (Мировое молебнище близлежащих к Мишкино деревень) и «Тюня кумалтыш» (Всемирное молебнище республиканского значения). В разное время они были разрушены. Их восстановление — дело непростое, но необходимое.
Второй вопрос касался обрядовой стороны. Как известно, марийцы живут в разных областях и республиках России, поэтому и обряды часто отличаются между собой. На этот счет было принято простое и мудрое решение — обрядовая сторона будет зависеть от главного карта, проводящего моление, а небольшое разнообразие обычаев и обрядов только украсит марийскую культуру.

                                                          Село Мишкино, священная роща


Третий вопрос касался народных праздников. Каждый год выходит немало марийских календарей, но праздничные дни в них не совпадают. В этой ситуации было решено найти выход в истоках языческой религии — в астрологии. Как известно, раньше языческий жрец, умел читать звезды — определять по ним дни солнцестояний, равноденствий, просчитывать наперед фазы луны… Многие праздники, например Кюсо, до сих пор определяются по календарю астрономическому. Для уточнения нового, вернее древнего, астрономического календаря решено было собраться снова и провести отдельный семинар.
Встреча марийских картов состояла не только из дискуссий за круглым столом. Ее участники посетили священное место всех мари района «Султан керемет» (керемет — родовой дух-хранитель, роща посвящена легендарному вождю местных мари — Султану), «Мер кумалтыш» (мирское молебнище) и побывали у святилища не только районного, но и республиканского масштаба — «Тюня кумалтыш» (Всемирное молебнище). К сожалению, последнее святилище к нашему времени не сохранилось.

7 июля в священной роще деревни Ирсаево «Кугу Юмо кумалтыш» (молебнище Великого Юмо) с участием всех картов прошло молебнище «Кюсо кумалтыш». Это моление и праздник в честь летнего солнцестояния, сходное со славянским праздником Ивана Купала. Но мари при проведении праздников учитывают не только положение солнца, но и фазы луны и дни недели. Поэтому после самой короткой ночи ждут новолуния, а затем — ближайшего четверга, как самого благоприятного дня для моления. Хотя моление официально было не районного масштаба (уже было отмечено, что для проведения такого моления, в районе священных рощ не сохранилось), туда были приглашены все желающие.
Нужно отметить, моление отличалось от предыдущих — спустя немало десятилетий, возможно и столетий, в марийской священной роще вновь зазвенел звон волшебных гуслей. На них играл директор марийского историко-культурного центра Алексей Ибулаев. Он же изготовил обрядовый для этого праздника «сюрем пуч» и протрубил на нем о начале праздника. Дальше карты начали читать молитвы богам, время от времени раздавался звон ритуального удара ножа об топор… В общем, в этот день были возрождены многие древние обряды и мы надеемся, что впредь народ их не забудет и марийская традиционная религия будет только крепнуть.

  

ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПО ДАННОЙ ТЕМАТИКЕ:

СТАТЬЯ ПРО ВОСТОЧНЫХ МАРИ - ТУТ!

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО МАРИЙСКИЙ НАРОД - ТУТ!

 Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

 

________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
https://mishred.ru/society/4212-v-svyaschennoy-rosche-sela-mishkino-shukyn-kumaltysh-molebnische-mnogih-rodov-proshlo-osennee-molenie.html
газета «Дружба» Мишкинского района РБ,
mishkino.ucoz.net
Памятники природы Башкирии
П. Ерусланов  очерк «Быт и предания восточных черемисов» (Оренбург, 1899 г.)
Единый электронный справочник муниципальных районов Республики Башкортостан ВПН-2002 и 2009
Совет муниципальных образований Республики Башкортостан
Восточные мари.

 

ВложениеРазмер
Село Мишкино, священная роща110.21 КБ
Село Мишкино, священная роща98.83 КБ
Село Мишкино, священная роща179.56 КБ
Село Мишкино, священная роща101.33 КБ
Село Мишкино, священная роща175.65 КБ
Село Мишкино, священная роща221.91 КБ
Mishkino (7).jpg58.32 КБ
Mishkino (8).jpg86.77 КБ
Mishkino.jpeg163.22 КБ
6hqz8FjbD0U.jpg377.7 КБ

Комментарии

Отправить комментарий