Памятник археологии Красногорский могильник

памятник археологии

 Если бы кто-нибудь сказал одному из жителей поселка Красногорского в Звениговском районе Владимиру Ирягину, что с его легкой руки свершится открытие, он бы не поверил.

Все начиналось буднично. Красногорец копал яму неподалеку от дома, чтобы добыть песок, и извлек на поверхность... человеческие останки, а вместе с ними — очень древние окислившиеся женские украшения. 

 СТАТЬЯ ПРО ПОСЕЛОК КРАСНОГОРСКИЙ - ТУТ!

Наш герой был законопослушен, а потому сообщил о находке в полицию. Оттуда ее переадресовали в Следственное управление Следственного комитета России по Марий Эл. Следователи, в свою очередь, поставили в известность археологов из Марийского НИИ языка, литературы и истории (МарНИИЯЛИ). Те выехали, заложили рядом с ямой траншею и... выявили другое захоронение, на сей раз мужское. Так самая обычная точка на карте республики превратилась в памятник культуры «Красногорский могильник». Да не простой, а поистине уникальный!
 
Алексей Михеев, руководитель направления «Археология» МарНИИЯЛИ:
- Находка представляет значительный интерес для изучения древнемарийской культуры. Судя по обнаруженным предметам, захоронение относится к X веку. Это поистине редкое везение, ведь до сих пор на территории Марий Эл ученым были известны лишь три погребальных памятника столь давней эпохи — в Юринском и Килемарском районах. Добавлю, что могильник грунтовый, и обнаружить такой намного труднее, чем курганного типа, поскольку на современной поверхности он не имеет никаких видимых следов. Показательно, что оперативно сработало Министерство культуры республики, сделав все от него зависящее для постановки выявленного объекта под государственную охрану.
 
СВИДЕТЕЛЬСТВА РАСЦВЕТА
Как установили археологи, погребенный мужчина имел довольно высокий социальный статус. Об этом говорят, например, богатый пояс с бронзовыми накладками в виде квадратиков и сердечек, а также бронзовый котел, установленный прямо на перевязанные ремнем ноги. Содержимое котла еще предстоит определить - оно сильно перемешано с песком, и тут нужна кропотливая работа.                                                                  
 
Однако два десятка предметов на сегодня идентифицированы. Это, в частности, уже упомянутые котел и пояс, железный втульчатый топор, шесть браслетов, три перстня, серьга, шейное украшение — гривна. На поясе висел кошелек, изготовленный из хвоста бобра, а в нем обнаружилось железное кресало — приспособление для высекания огня.
 
- Найденные вещи говорят о высоком уровне обработки металлов, а также о широких торговых связях с соседними народами, - высказала свою оценку доктор исторических наук, главный научный сотрудник МарНИИЯЛИ Татьяна Никитина. - Например, накладки на поясе явно родом из Волжской Булгарии. В целом же этот памятник принадлежит эпохе, когда начался расцвет древнемарийской культуры.
Как выяснилось, работа на объекте пока не завершена. На сегодня заложены три траншеи, а чтобы выявить границы грунтового могильника, необходимы как минимум еще две. Уже найденные предметы по закону могут оставаться в распоряжении археологов до трех лет, а затем, скорее всего, найдут пристанище в музее («Хорошо бы в Звениговском!» - пожелала Татьяна Никитина).
Остается порадоваться тому, что в руки ученых попал столь богатый материал. Будем надеяться, что впереди их ждут еще более впечатляющие открытия.

 
КЛАД В ПОСЕЛКЕ КРАСНОГОРСКОМ
Редко кому удавалось подержать в руках вещь, которой тысяча лет. Топор, в буквальном смысле покрытый налетом веков, оказавшись в моей руке, сразу сказал о своем древнем владельце многое. Это был сильный мужчина, потому что предмет весьма и весьма увесист, и мог он орудовать топором не только в хозяйстве, но и в бою. А сколько эти древности расскажут настоящим специалистам – археологам?
 
Красногорский марийский могильник X века, найденный в прошлом году, после недавно организованной МарНИИЯЛИ экспедиции начал раскрывать свои тайны. Самые первые данные поистине уникальны, а ведь еще идет черновая работа, научный анализ впереди.
 
ЖУТКОВАТАЯ НАХОДКА
Удивительна и предыстория археологической находки. «Марийская правда» уже писала об этом в октябре 2018 года. Напомним, что практически в центре поселка Красногорский при строительстве дома местный житель и помогавшие ему рабочие наткнулись на череп. Такая находка, естественно, не на шутку встревожила, и череп оказался в местном отделении милиции. Новость сразу попала в разряд криминальных, а в прессе появилось жутковатое фото найденного. Но именно так на криминальной истории и была поставлена точка и появилась история археологическая – специалисты разглядели в газете «свою» древность.
- Наши сотрудники тут же выехали на место, - рассказывает главный научный сотрудник направления археология МарНИИЯЛИ, доктор исторических наук Татьяна Никитина, - в результате подтвердилось, что в Красногорском располагался марийский могильник X века. Министерство культуры республики сработало оперативно, в начале этого года могильник взят под охрану государства как объект археологического историко-культурного наследия.
 
Местный научный мир был взбудоражен этой находкой. И было от чего. Татьяна Никитина, руководившая экспедицией в июле этого года, говорит:
- Для нас это очень интересно, потому что X-XI век – это расцвет марийской культуры. Это период развитых культурных и торговых контактов с Волжской Болгарией и Русью, а также с соседними финно-угорскими народами. Находки этого периода дают огромную информацию для изучения как материальной, так и духовной культуры. Но, знаете, какая была ситуация до нынешнего года? Такие памятники обнаружены и изучались в Нижегородской и Костромской областях, то есть в смежных районах с Марий Эл, а также в Юринском районе на западной окраине расселения мари. А в центре марийской территории мы не имели ни одного вещдока, чтобы говорить о марийской культуре этого периода. Памятники на окраинных территориях проживания марийцев находятся в контактной зоне с другими народами, и культура подвержена воздействию соседей. Очень хотелось посмотреть, какая она в более чистом виде. Потому Красногорский могильник нас очень заинтересовал.
 
ПОДАРОК К 100-ЛЕТИЮ
Археологи искали доказательства и раньше, проводили разведки, но это же не курганы, а грунтовые могильники, а в их обнаружении элемент случайности и везения всегда превалирует. Но не только это заставило ученых и их помощников работать в экспедиции без обедов и выходных по 12 часов. Впервые им пришлось проводить раскопки в самом центре оживленного населенного пункта, у публики на виду. Оставлять раскопки открытыми было небезопасно. Археологи не столько опасались, что кто-то что-то возьмет из могильника, а скорее того, что любопытствующие просто потопчут, сломают по неведению, много ли надо вещи, которая пролежала в земле тысячу лет?
- Местное население отнеслось очень хорошо, - продолжает Татьяна Багишевна, - особо никто не вмешивался. Может, останавливал страх перед погребенными. Мы работали около двух недель. К нам присоединилась группа из семи волонтеров из Костромской области, с которыми мы работали на Шарьинском марийском могильнике. Люди приехали за свой счет за 400 километров, и спасибо им, потому что пройти верхний современный слой оказалось не просто. Он небольшой, сантиметров 50, но дался тяжело: там оказались и кирпичи, и старый разбитый асфальт, и всякая выброшенная рухлядь, которую со временем затянуло в землю. Зато потом открылся древний слой – марийское захоронение, которое для ученых отличается удивительным богатством. 
 
 - Сама экспедиция проводилась за счет программы «Культурное наследие Марий Эл». И хотя финансирование было небольшим, ведь обнаружен памятник неожиданно, результаты, несомненно, обогатят историю нашего края. Это бесценный дар к юбилею республики. Наша республика уверенными шагами движется к историческому рубежу – 100-летию со дня основания, - говорит директор МарНИИЯЛИ, кандидат исторических наук Евгений Кузьмин, - и научное сообщество вносит свою лепту для достойной встречи этого знаменательного события. Так, готовится фундаментальная многотомная История Республики Марий Эл. На каждом хронологическом отрезке будут представлены новые факты и интерпретации. Последние достижения наших археологов крайне важны для более четкого понимания истории республики и этнической истории народа мари.
 
СТАТУСНОЕ ПОГРЕБЕНИЕ
В июльской экспедиции археологи вскрыли восемь доступных погребений, дальше пока не позволяют работать строения поселка. 
- Не терпится услышать, что вы нашли? - спрашиваю Татьяну Багишевну.
- В настоящее время изучено четыре ингумации, то есть трупоположения, и четыре кремации, то есть покойные были сожжены. Все могилы с трупосожжением мужские, причем сожжены мужчины очень статусные. Об этом говорят наборные пояса с металлическими накладками, культовые вещи, такие знаковые украшения, как подвески из птиц, оружие. В каждом погребении обязательно есть втульчатый топор, в двух обнаружены копья. И еще о высоком социальном статусе говорит то, что в головах у всех кремированных мужчин был женский дар, свертки с подношениями – завернутые в одежду украшения. То есть женщина так символически уходила со своим мужчиной.
 - Почему на одном могильнике люди захоронены по-разному?
- Пока сказать трудно. Причины могут быть в традициях, разном социальном положении, статусе. Возможно, для воинов существовал один обряд, для ремесленников – другой. Мы данные накапливаем. Что объединяет все погребения – они очень богатые, рядом всегда находим какие-то дорогие по тем временам вещи. А в прошлом году на этом же могильнике мы нашли одно очень странное мужское трупоположение, у мужчины ноги были связаны нарядным наборным поясом. Это говорит не только об особом положении человека, уважении к нему, но и о том, что его побаивались. Кто это мог быть – вождь, кузнец или исполнитель обрядов? Мы еще все эти материалы не анализировали.
- Что дает вам информацию?
- Мы берем все! Покрытия, чтобы определить, во что были одеты люди, это, как правило, мех и войлок. Берем весь антропологический материал, даже жженые кости килограммами, потому что по ним можно получить информацию о половой принадлежности, возрасте, заболеваниях, особенностях обряда погребения. Кремация существовала у многих народов, но у славян и финно-угров она проходила по-разному, и мы всегда из этих деталей вытягиваем максимальную информацию. Например, славяне в определенный период помещали жженные кости в сосуды. Предки коми небольшое количество косточек вместе с разрозненными вещам помещали в засыпь могильной ямы. Если обнаружена кремация марийского населения, то кости лежат скоплением в сопровождении украшений и орудий труда или оружия. И это не случайность, а погребальный обряд, по которому с большой вероятностью можно сказать, чье это захоронение. Вот из совокупности таких данных получается научный этнический портрет.
- В чем особенности древних захоронений?
- В отличие от современных православных, захоронения делались глубиной 70-75 см, не больше. Раньше так мелко хоронили по языческим традициям. Видимо, поближе к небу и солнцу, как и в молитвах.
- Я вижу много изделий и украшений из металла, откуда они?
- Как женщины, так и мужчины носили металлические украшения. Как раз украшения и обереги позволяют нам с высокой точностью определить хронологический период. Что касается металла, это любопытная тема, ведь марийцы жили не в зоне его добычи. Они привозили украшения, но не носили чужие, а делали из них собственные. Ювелиры переплавляли их в соответствии с местными традициями, вносили свой орнамент. А орнамент – это символический ряд, который предназначался не только создавать красивость, но в первую очередь выполнять оберегающую функцию. В древности вышивка выполнялась металлической нитью, изготовленной из оловянисто-бронзового сплава. К сожалению, мы не можем взять вышивку целиком, олово плохо сохраняется. Только на фотоаппарат фиксировали орнамент, и он на глазах у нас рассыпался. И как-то мы с металловедом Сергеем Якуповичем Алибековым попробовали провести эксперимент, чтобы узнать, сколько металла нужно на вышивку. Так вот, массивного браслета достаточно, чтобы расплавить, растянуть в тоненькую нить и расшить целое платье! Это к вопросу, что, несмотря на отсутствие металла в регионе, наши предки научились решать проблему с украшением одежды. Я думаю, что и вышивка нитью в тот период существовала тоже, но, к сожалению, она не дошла до нас из-за плохой сохранности органики.
- А есть ли связь между древним могильником и современным поселком?
- Не думаю, что есть какая-то историческая связь. Древнее жилье у Красногорского могильника мы пока не обнаружили. Но в Красногорском мы и не начинали поиск поселения, так как научные изыскания только в начале пути. Думаю, что захоронения проводились не очень близко к месту проживания. Вероятнее всего, это была сакральная священная зона, связанная с потусторонним миром, которая находилась в некотором отдалении от жилой зоны.
В заключение можем утверждать, что это марийское захоронение X века. В отличие от изученных ранее аналогичных некрополей можно сказать, что в этом могильнике почти нет западных связей, зато наиболее выражены прикамские, даже уральские контакты. Все остальное покажет дальнейшее изучение. В любом случае мы находимся в черновой стадии работы. Для научных выводов может потребоваться не один год.

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________
Источник информации и фото:
Команда Кочующие
https://www.marpravda.ru/news/vsja-respyblika/tsennye-nakhodki-tysyacheletney-vyderzhki/
Памятники природы Марий Эл.
Родники и источники Марий Эл.
Газета Марийская правда.

 

 

ВложениеРазмер
f44900046 (1).jpg104.16 КБ
f44900046 (2).jpg193.48 КБ
f44900046 (3).jpg181.41 КБ
f44900046 (4).jpg269.65 КБ
f44900046 (5).jpg241.46 КБ

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru