Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 
В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

(СТАТЬЯ ПРО ГОРОД КОСТРОМУ - ТУТ!)

 МЕСТА СИЛЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

РОДНИКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

ПОЧИТАЕМЫЕ КАМНИ И МЕГАЛИТЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

КЛАДЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ - ТУТ!

 

                                                                             Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".

 

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы. 
Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ. 
Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Преосвященнейший Ферапонт, епископ Костромской и Галичский, а его Наместником - игумен Петр (Ерышалов). 

 
Святыни монастыря:
 - Чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери.
 - Частица Ризы Господней. 
 - Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе). 
 - Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого. 
 - Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.                   Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

Праздники:
День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.
 

Ипатьевский монастырь

Ипатьевская икона Божией Матери
Ипатьевская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Ипатьевская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.
В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

                                                                    Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРО МОНАСТЫРЬ

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.
Впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Территория монастыря состоит из двух частей: Старого и Нового города. Оба участка обнесены высокими каменными стенами. Старый город имеет форму неправильного пятиугольника. Композиционный центр монастыря — монументальный пятиглавый Троицкий собор; рядом стоит звонница.
В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества и создан музей под открытым небом. За ним раскинулась Ипатьевская слобода, в старину принадлежавшая монастырю; там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век).

                                                     устье реки Кострома,  Ипатьевский монастырь                      

Город Кострома

Основание монастыря
Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.
Согласно менее известной версии, монастырь основал в 1275 году князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Так же деяния Василия Ярославича приписываются легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становятся ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 г. монастырь получил от Годуновых 1 тысячу рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 г. обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельце, владея более, чем 400 селами.

На средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах возводится храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова. Возводятся каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновыми были сделаны многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.
Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчеркивало особую церковную и государственную значимость обители.

 

Смутное время
Призвание на царство Михаила Фёдоровича / Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Неизвестный автор                                       Ипатьевский монастырь    

Ипатьевский монастырь

В годы Смуты монастырь переживает период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находится в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года пан Лисовский, сняв часть войска из-под Троицы, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

 

Колыбель династии Романовых
При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.
По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.
В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».
В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

 

Выход Николая II с семьёй и свитой из Троицкого собора                                                       

Ипатьевский монастырь

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.
В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

 

                           Годуновские палаты                         Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

Советский период
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.
Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса
В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.                                                     Ипатьевский монастырь                 

Ипатьевский монастырь

Современная жизнь монастыря
23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, несмотря на протесты со стороны музея-заповедника и общественности, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города.

В сентябре 2002 года в результате халатности насельников полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи.
В 2004 году монастырь со скандалом был передан в пользование Русской православной церкви, а музей-заповедник фактически оказался на улице.

Монастырь посещался всеми Президентами Российской Федерации в период исполнения ими полномочий:
19 июня 1998 года монастырь посетил Президент Борис Ельцин.
24 марта 2005 года монастырь посетил Президент Владимир Путин.
15 мая 2008 года (на 8-й день после вступления в должность) монастырь посетил Президент Дмитрий Медведев;

Вxод на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея: взрослым 100 руб., иностранным гражданам 130 руб., плата за фотосъёмку составляет 100 руб., есть скидки для студентов, школьников и пенсионеров (на 9 марта 2013 г).

 

                                        Свято-Троицкий собор и архиерейские палаты                    

Ипатьевский монастырь

Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря
Троицкий соборный храм (1650—1652).
Звонница (1603—1605)
Архиерейский корпус (XVIII в.) со Святыми воротами и надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (сер. XIX в.)
Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.)
Наместничий корпус (XVI в., реконстр. сер. XIX в.)
Братский корпус (XVIII в.)
Кельи над погребами (XVI—XVIII вв.)
Трапезный корпус (XVI—XVII вв.)
Свечной корпус (XIX в.)
Стены и башни Старого города (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Воскобойная, Квасная) (XVI—XVII вв.)
Стены и башни Нового города (XVII в.)

 

Исторические совпадения
Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).

 

Настоятели
Феогност, игумен (1511)
Паисий, игумен (1537)
Вассиан, игумен (1558—1566)
Никандр, игумен (1572—1574)
Порфирий, игумен (?-1582)
Варлаам, игумен (1582—1584)
Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
Иаков, архимандрит (1597—1606) Соловецкий архимандрит
Феодосий, архимандрит (1608)
Кирилл, архимандрит (1613—1616)
Иосиф, архимандрит (1617—1622)
Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
Тихон, архимандрит (1631—1640)
Иосиф, архимандрит (1640—1641)
Авраамий, архимандрит (1642—1646)
Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
Гермоген, архимандрит (1649—1653)
Тихон, архимандрит (1653—1663)
Мисаил, архимандрит (1663—1666)
Кирилл, архимандрит (1666—1670)
Феодосий, архимандрит (1670—1674)
Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
Пахомий, архимандрит (1683—1684)
Феодосий, архимандрит (1684—1692)
Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
Тихон, архимандрит (1711—1720)
Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
Серапион, архимандрит (1722—1730)
Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
Павел (Фокин), архимандрит (31 октября 1996—2002)
Иоанн (Павлихин), архимандрит (13 мая 2004—2011)
Алексий (Фролов), архиепископ (2011 — по наст. вр.)

 

ИПАТЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
Ипа́тьевская ле́топись — один из древнейших русских летописных сводов и важнейших документальных источников по истории древней Руси.

Сохранилось два основных и четыре восходящих к Хлебниковскому списка летописи:
Ипатьевский (Академический) список. На 307 листах (один из вариантов её цитирования — по данному делению). Датируется концом 1420-х гг.. В XVII веке этот список находился в Ипатьевском монастыре под Костромой, откуда летопись и получила название. В 1809 г. она была найдена в Библиотеке Академии Наук историографом Карамзиным. Список написан пятью почерками, но к единому мнению, где была написана летопись, исследователи так и не пришли. В настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук.
Хлебниковский список (Несторовский список). Датируется примерно 1560 годом, создан, вероятно, в Киево-Печерском монастыре. Ряд листов в нем перепутаны, другие утрачены и восстановлены по более древнему списку. Обнаружен среди рукописей купца П. К. Хлебникова в 1809 году Н. М. Карамзиным и введен в научный оборот.

Погодинский список. Датируется примерно 1620 годом.
Список Яроцкого. Датируется 1651 годом.
Ермолаевский список. Датируется 1710-ми годами, предположительно изготовлен в Киеве для князя Д. М. Голицына. Этот список в текстологическом отношении восходит к Хлебниковскому, но имеет более яркие лексические признаки украинского происхождения и множество разночтений, напечатанных в издании 1908 года отдельно, в особом Приложении (ПСРЛ, т. II, 1908, с. 1—84 отдельной пагинации). Сопоставление с Хлебниковским списком показывает, что большинство разночтений Ермолаевского списка появились в результате банальных ошибок переписчика, который был очень невнимателен и к тому же плохо понимал древнерусский текст.
Краковский список. Был изготовлен для польского историка Нарушевича около 1795-1796 гг. Это копия Погодинского списка, который для удобства заказчика переписан был латинскими буквами. Представляет ценность как источник реконструкции нескольких фрагментов Погодинского списка, утраченных после 1796 г.
В ПСРЛ летопись напечатана по Ипатьевскому списку с вариантами по Хлебниковскому и Погодинскому.

Общепризнанным в науке является разделение свода на три основных части (в свою очередь, каждая из этих частей имеет весьма сложную структуру):
Предшествует тексту Перечень киевских князей от Аскольда и Дира до взятия Киева Батыем. Лист 2 (стб.1-2).
«Повесть временных лет» с продолжением до 1117 г. (Листы 3-106 об. — по изданию в ПСРЛ: т. II, стб. 2-285)
Киевская летопись XII века — летописание событий 1118—1198 гг. (Листы 106об.-245 — стб. 285—715). Особенно подробно изложены события 1146—1152 годов (Листы 118—167 — стб. 319—465).
Галицко-Волынская летопись (о событиях до 1292 г.). Листы 245—307 (стб. 715—938)
Согласно концепции Б. А. Рыбакова, необычайно подробное описание событий 1146—1154 года заимствованы из особой «Летописи Петра Бориславича». Они изложены в среднем в двадцать раз подробнее, нежели события предшествующих тридцати лет.
Подробно описан поход Игоря Святославича на половцев в 1185 году, это описание считают особой повестью.
По мнению А. А. Шахматова, в летописи использован общерусский свод начала XIV в. Современные ученые не считают это обязательным. Таким образом, вероятно, летопись составлена в конце XIII в.

По мнению известного современного филолога А.Н. Ужанкова, первая часть Галицко-Волынской летописи создавалась как совершенно самостоятельное литературное произведение - жизнеописание князя Даниила Романовича Галицкого. Согласно концепции А.В. Горовенко, являющейся развитием построений Ужанкова, «Жизнеописание Даниила Галицкого» было присоединено к Киевской летописи вскоре после 1268 г. во Владимире Волынском по заказу князя Владимира Васильковича. Другими словами, «галицкая» часть будущей Галицко-Волынской летописи присоединена была к Киевской летописи прежде, чем появилась «волынская» часть - продолжение с описанием позднейших событий. Это продолжение составлено было другим книжником во Владимире Волынском много позже, в 1288-1290 гг.

А.В. Шеков предположил, что некоторые сведения Ипатьевской летописи восходят к черниговскому летописанию.

 

МУЗЕЙ В МОНАСТЫРЕ
История музея на территории Ипатьевского монастыря 
История музея на территории Ипатьевского монастыря начинается ещё в XIX веке.
В 1830-е годы в комнатах второго этажа или «Дворца Михаила Романова» были размещены 24 портрета представителей императорской фамилии «писанные живописцем Беннером, гравированные и печатанные в Париже».

С 1863 по 1912 годы Ипатьевская обитель принимала многочисленных посетителей в Музее Дома Романовых в «Царских чертогах» (Палатах бояр Романовых). Музей напрямую финансировался из государственных средств. В его экспозиции были представлены предметы, связанные с пребыванием в Ипатьевском монастыре царствующих особ, в том числе, реликвии основателя романовской династии – серебряный ковш и посох, присланные в обитель императором Николаем I.
В 1912 году, в связи с приближавшимся 300-летием царствования Дома Романовых, было создано Костромское Церковно-Историческое общество. В Ипатьевском монастыре открылось Древнехранилище, основу которого составили святыни Ипатьевской ризницы – удивительные по своей исторической и художественной значимости памятники искусства. Кроме того, благодаря просвещенному содействию Высокопреосвященнейшего Тихона, в Древнехранилище из костромских храмов и монастырей были привезены старинные иконы, богослужебные предметы, памятники древнерусского шитья, письменности, – большая коллекция памятников церковной старины.
В 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря создан Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви, как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища). Это пример возрождающегося «живого музея», о котором, в свое время, писали отец Павел Флоренский и профессор Покровский.

В наше неспокойное время, характерное нравственными и духовными потерями, поисками и обретениями, ЦИАМ, действующий под эгидой церкви, с экспозициями и выставками духовно-исторического содержания, является культурным, духовным центром не только для Костромы и Костромского края, но и всего российского Отечества.
Впервые в России Государство доверило ЦИАМ, зарекомендовавшему себя, как серьезное религиозное культурно-просветительское учреждение, более трех тысяч уникальных экспонатов, являющихся частью Государственного музейного фонда.
Основу этой коллекции составляют святыни Ипатьевского монастыря – вклады царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, пелены, облачения.

ЦИАМ является музеем в полном смысле этого слова, занимаясь хранением, исследованием, экспозиционной и образовательной работой.
Одной из основных задач ЦИАМ является изучение церковно-религиозной жизни Костромской епархии в её прошлом и настоящем, исследование, собирание и сохранение памятников местной церковной древности и истории. ЦИАМ хранит музейные предметы, поступившие в результате вкладов, дарений и пожертвований от добровольных вкладчиков, даже целых учреждений, организаций.

В состав музейного фонда ЦИАМ входят предметы – памятники церковной древности, а также их копии, в том числе:
- Письменные и печатные: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, книги религиозно-нравственного и церковно-исторического содержания, старые акты и документы, метрические книги, дарственные грамоты, планы; 
- Памятники церковной архитектуры в рисунках, фотографиях, гравюрах, моделях, образцах;
- Памятники, выявленные в ходе археологических раскопок и представляющие интерес для церковно-исторической науки;
- Памятники церковной живописи и скульптуры, а также памятные знаки, юбилейные медали, монеты;
- Предметы богослужебного предназначения: Святые Антиминсы, Священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь иного рода;
- Предметы, исторически происходящие из Ипатьевского монастыря;
- Предметы (книги, иконы и прочее) Романовского фонда, связанные с царствовавшей в России династией Романовых, пребыванием её представителей на Костромской земле;
- Предметы личного фонда церковных деятелей, связанных с Костромским краем;
- Предметы с дарственными надписями, автографами, экслибрисами церковных деятелей, связанных с Костромским краем. 
Фондохранилища и экспозиционные помещения ЦИАМ обеспечены новейшими системами технических средств охраны и автоматической пожарной сигнализации. Музейные предметы хранятся в новом, качественном, удобном в эксплуатации современном фондовом и экспозиционном оборудовании, выполненном по специальному заказу.

Важным направлением работы ЦИАМ является сохранение памятников церковной древности и истории. Кроме масштабных реставрационных работ архитектурных памятников ансамбля Ипатьевского монастыря, проводится реставрация произведений иконописного искусства. В этом вопросе большую помощь Церковному музею оказывает Костромской филиал ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
Работы по исследованию, научному комплектованию, учету и хранению музейных коллекций и музейных предметов осуществляют научные сотрудники ЦИАМ.
Церковный историко-археологический музей активный участник Научных конференций и чтений. Москва и Ярославль, Кострома и Калуга, Санкт-Петербург и Загорск – такова география участия сотрудников ЦИАМ в Межрегиональных и Международных научно-практических форумах.
ЦИАМ сотрудничает с ведущими российскими музеями – Государственным Историческим музеем, Государственным историко-культурным музеем-заповедником «Московский Кремль», Центральным музеем древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Церковный музей активно участвует в культурной жизни страны, в выставках в нашей стране и за рубежом.
 

Выставка «Искусство костромских ювелиров XVI-XVIII вв.»
В ноябре 2004 года к празднованию 260-летия Костромской епархии ЦИАМ совместно с Государственным Историческим музеем и Оружейной палатой музея-заповедника «Московский Кремль» организовал выставку «Искусство костромских ювелиров XVI-XVIII вв.», на которой были представлены уникальные экспонаты: иллюстрированное Галичское Евангелие 1357 года с многочисленными красочными заставками и инициалами; серебряный позолоченный восьмиконечный напрестольный Крест 1627 года, сделанный при архимандрите Ипатьевского монастыря Пафнутии; часть киота от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери работы костромского серебряника XVIII века Григория Раткова и многие другие.

Выставка «Россия. От царя до императора»
С 10 октября 2005 г. по 22 января 2006 г. ЦИАМ принимал участие в фестивале «Европалия – Россия – 2005», который проходил в Бельгии. В брюссельском Дворце изящных искусств (Palais des Beaux-Arts de Bruxelles) было выставлено 14 музейных шедевров ЦИАМ: икона «Святитель Николай Великорецкий, с житием» (в серебряном окладе) (Москва, середина XVI века); икона «Преподобный Сергий Радонежский, с житием» (в серебряном окладе) (Москва, вторая половина XVI века); икона. «Богоматерь Умиление (в киоте и окладе) (Москва, XV - середина XVII вв.); плащаница «Положение во гроб» (Москва, конец XVI века); икона Гурия Никитина (?) «Богоматерь Феодоровская, со сказанием» (Кострома, 1680-е годы) и другие.

Выставка-форум «Православная Русь – к Дню народного единства»
1-4 ноября 2006 года ЦИАМ участвовал в первой Церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь – к Дню народного единства» под девизом «Творите добро!», которая прошла в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» г. Москвы.
В рамках форума в Москву из кафедрального Богоявленского собора Костромской епархии будет принесен чудотворный образ Феодоровской Божией Матери. Пред этой главной святыней Костромской земли в стенах Ипатьевского монастыря в марте 1613 года произошло призвание на царство Михаила Федоровича Романова. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго «Судьбы Отечества неотделимы от истории Церкви и ее святынь. Весь путь, пройденный Костромой за ушедшие века, связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворной иконы Божией Матери духовно укрепляло многие поколения Боголюбивых костромичей; преклоняя свои колена и сердца перед образом Той, посредством Которой «Слово стало плотию» (Ин. 1, 14), наши предки обретали силы на труд и на ратный подвиг. Милостью Божией эта всероссийская святыня в скорбную годину «огненного искушения» (I Пе. 4, 12) XX столетия сохранилась от поругания; и ныне мы вновь, как и в прежние времена, совершаем перед ней молитвенное пение».

ЦИАМ представил на выставку десять уникальных экспонатов, история которых связана с призванием Михаила Романова на русский престол в Ипатьевском монастыре, его паломническим визитом в костромской Макариевский Унженский монастырь в 1619 году, и покровительством монастырям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича: Казанскую икону Божией Матери (в киоте-кузове) (Москва. XVII век) и пелену двустороннюю «Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский. Троица Ветхозаветная» - вклады царя Михаила Федоровича и его матери – старицы Марфы (Ксении Ивановны Романовой) в Макариевский Унженский монастырь; фонарь выносной, принесенный в Ипатьевский монастырь Московским посольством Земского собора 14 марта 1613 года; икону «Корсунской Божией Матери» (Москва, вторая половина XVII века) – вклад царя Алексея Михайловича Романова в Ипатьевский монастырь.
За участие в Церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь – к Дню народного единства» ЦИАМ был награжден Благодарственной Грамотой
 

Выставка «История Российского государства в памятниках Костромы»
27 марта 2007 года, в день празднования чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, на территории Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря ЦИАМ совместно с Фондом «400-летия Дома Романовых» открыл выставку «История Российского государства в памятниках Костромы», посвященную истории создания, разрушения и восстановления памятника царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину, памятника истории государства Российского и подвига народного героя во славу Отечества.
На выставке представлено около 40 предметов – копии фотографий видов Сусанинской площади в период с начала XX столетия по настоящее время, копии фотографий памятника 300-летию царствования Дома Романовых (архитектор Адамсон), подлинные эскизы реконструкции и макет памятника В.И. Демут-Малиновского, образцы скульптур для памятника, картина «Быль» самодеятельного художника К.А. Понаморева – очевидца взрыва в 1933 году Костромского кафедрального Успенского собора, репродукции картин и графических листов с изображением портретов царя М.Ф. Романова.
 

Фотовыставка «От милосердия к святости»
Выставка была представлена Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центром Национальной Славы совместно с Марфо-Мариинской обителью милосердия. Она рассказывает о жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, которую в народе называли Великой Матушкой, основательницы Московской Марфо-Мариинской обители милосердия. На выставке были представлены архивные фотографии разных периодов жизни Елизаветы Федоровны; письма и открытки, написанные рукой Елизаветы Федоровны; телеграммы и обращения, написанные от имени организации, находившейся под покровительством Великой Княгини; фотографии, отражающие современную жизнь Марфо-Мариинской обители милосердия.

 
Выставочный проект «Иконография образа Богоматери XII-XIX вв.»
в Музее зарубежного искусства Латвии города Риги ЦИАМ совместно с КГИАХМЗ (июль – декабрь 2008 г.). В составе 28 произведений представленной выставочной коллекции из музейного собрания ЦИАМ можно выделить образ «Богоматери Одигитрия» XVI в.; высокий уровень исполнения икон «Собор Пресвятой Богородицы» сер. XVII в. и «Жены-мироносицы у гроба Господня» нач. XVIII в.; икону «Рождество Христово» 1687 г., по стилю письма относящуюся к работам мастеров круга прославленного костромского иконописца и изографа Гурия Никитина.

Выставочный проект «Наш Афон»
осуществленный с 5 по 25 февраля 2009 года, по предложению губернатора Костромской области И.Н. Слюняева. Фотовыставка известного греческого фотохудожника Костоса Асимиса рассказывала о православных монастырях Святой горы Афон, в основном о русском Свято-Пантелеймоновом монастыре. Она включала работы самого автора – 60 цветных фото и 20 черно-белых, сделанных с дагерротипов конца XIX-начала XX вв. На них запечатлены как моменты повседневной жизни русского Афона того времени, так и важнейшие события из современной истории монастыря. Костромичи и гости нашего города смогли познакомиться с произведениями  Костаса Асимиса после прошедшей в Москве международной выставки православного искусства «Свет миру».

Выставочный проект «Русская иконопись XV – XIX веков»
Церковный историко-археологический музей участвовал в двух зарубежных выставках «Русская икона XV – XX веков» в Словакии и Хорватии общим сроком с 05 марта по 30 августа 2010 года. В Словакии выставка проходила в Словацкой национальной галерее города Братислава, в Хорватской республике – в галерее «The Klovicevi Dvori Gallery» города Загреба. По отзывам словацких и хорватских сотрудников музеев, выставка костромских святынь вызвала большое внимание и интерес посетителей. Обе выставки посетили большое число любителей русского искусства не только из этих стран, но и соседних европейских государств. Были отмечены высокая художественная и духовная ценность произведений иконописи, а также наличие аннотаций с подробной исторической информацией.

 

 

ОБЩИЙ ПЛАН МОНАСТЫРЯ  (смотри ниже)
I.         Старый город 
Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.
Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

 

II.        Новый город. 
Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.
Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.

 

III.    Архиерейский сад. 
Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.                Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

1.      Троицкий собор. 1650-1652 гг. 
Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха - «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса. На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.

 

2.      Звонница. Колокольня. XVII-XIX вв. 
Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.
В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.
К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.
В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.

 

3.      Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»). XVI-XIX вв. 
Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.
Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.

4.      Архиерейский корпус. XVI-XIX вв. 
Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.
Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.). 

5.      Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в. 
Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.
Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).
В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.

6.      Архимандричий (наместнический) корпус.XVI-XIX вв. 
Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.
Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. В XVII веке должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась, как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл (был архимандритом с 1610 по 1616 гг.), принимавший участие, как в избрании царя на Земском соборе 1613 года, так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619 гг.), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг.известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648 гг.) – известный писатель и книжник XVII века. который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 года на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 года по вопросу церковных исправлений.

7.      Братский корпус. XVI, XVIII вв. 
Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные.
Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен, и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.

8.      Кельи над погребами. XVI XVIII вв. 
Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими  погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году.
Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем.
В 1623 году по Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Ипатьевский монастырь получил право покупки и беспошлинного провоза «про монастырской, на церковной годовой обиход» «рыбы 500 пудов осетров и белуг, 50 пуд семги, 50 пуд икры черные, да бочечные всякие рыбы 50 бочек да соли 20 рогож, да меду преснаго 200 пуд, да хмелю 200 чети, да свежие всякие рыбы 10 возов».
Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.

9.      Свечной корпус. XIXв.
Трапезный корпус. XVI в.
Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:
поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость.
Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города
Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.

10.    Северные (Екатерининские ворота). XVIII в. 
Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.
Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане. 

11.    Кузнечная башня. XVI- XVII вв. 
Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице. 

12.    Пороховая башня. XVI- XVII вв. 
Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний – для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний – бойницы подошвенного боя. 

Ипатьевский монастырь

13.    Водяная башня. XVI-XVII вв. 
Юго-восточная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды. 

14.    Воскобойная башня. XVI -XVII вв. 
Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом. 

15.    Квасная башня. XVI-XVII вв. 
Юго-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате.

16.    Вотчинная контора. XVIII в. 
динственная постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуществовавшей до 1808 года и разобранной «за ветхостью». В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких.

17.    Зеленая башня. XVII в. 
Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением.  Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.

18.    Юго-западная башня. XVII в.
Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.

19.    Северо-западная башня. XVII в. 
Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города. 

20.    Западные ворота. XVII в. 
Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII века соединяют территории Старого и Нового города. 

21.    Мемориальная колонна. Вторая половина XIX века. 
Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.

 

22.    Обруб. XIX в. 
Возведен около 1837 года во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 года с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.

23.    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. XVI-XIX вв. 
Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.
В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.

24.    Усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв. 
Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова - Асанова.
Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.
Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.
В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.

25.    Засенье. XVI-XVII вв. 
Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим.

В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.

________________________________________________________________________________________

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://kostroma.ru/index.aspx
http://ipatievsky-monastery.ru
Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 2-х томах / Авт.-сост. О. С. Куколевская (при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна). — М.: Северный паломник, 2008. — 288 стр. + 432 стр. ISBN 978-5-94431-258-7 (Т. 1), ISBN 978-5-94431-259-4 (Т. 2)
Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь: Памятники архитектуры и искусства: Очерк / Художник Е. Радченко. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. — 104 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1982. — 208 с. — 30 000 экз. (в пер.)
Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913.
Разумовская И. М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 208 с. — (Памятники городов России). — 50 000 экз. — ISBN 5-7370-0037-0. (в пер.)
Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. — М., 2003.
Бусева-Давыдова И. Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Стройиздат, 1995.
Чернецов А. В. Золоченые двери XVI века: (Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме) / А. В. Чернецов. — М.: Наука, 1992. — 216 с. — 1 550 экз. — ISBN 5-02-010086-2. (обл.)
http://www.photosight.ru/
Шиховцев Е. Б.  Костромская библиография. — Кострома.
Студитский И., Черницын А., Баженов И.  Костромской Ипатиевский монастырь. — Кострома: Изд. Редакции Костромских Епархиальных Ведомостей, 1913. — 113 с.
Историческая справка по Костроме и Костромской 
Электронная энциклопедия «Памятники истории и культуры Костромы» 
Сайт Википедия.

 

Комментарии

Узурпация власти?

Ничего подобного не слышал)))

Я думал тебе преподавали это как революцию, а оказывается вон оно что.

 

За державу обидно (с)
 

вопреки общему мнению...

вопреки общему мнению (что конечно идет с советских времен) - руководство большевиков не было единогласно в вопросе ликвидации царской семьи, 

многие биографы подчеркивают, что сам Сталин лично клялся матери, что не давал приказа (и не поддерживал приказа) на убийство царской семьи!

Давление на руководство РКПб  было от еврейского лобби в партии большевиков, и более всего от  Троцкого - именно он во исполнении многовековых жидо-масонских планов требовал расстрела царской семьи, причем с изуверским сокрытием останков. В подвале Дома Ипатьевых остались каббалистические символы, а сообщение о гибели последнего русского императора - массонами было воспринято как гибель России!

Троцкий и его крыло продавило Ленина в этом вопросе - под предлогом того, что Император станет объединяющей силой для белого движения, и Ленин дал добро на расстрел.

Распад и гибель России были неизбежны, но суждено было быть тому, что на смену белому императору пришёл красный император - державу удалось сохранить...

Ипатьевский монастырь в 2017 году

Спасибо за прекрасную информацию. Очень пригодилось.
В 2017 году вход в монастырь стал платный - для студентов и пенсионеров 100 рублей. Однако теперь все экспозиции для кочующих туристов стали бесплатными. Если пять лет тому назад смотрительницы разрешали фотографировать экспонаты фотоаппаратом без вспышки - теперь только за отдельную плату, соответственно подтвержденную билетом.Жаль,что в погоне за прибылью прекрасное помещение на территории монастыря, где можно было бы разместить хорошую экспозицию, используется как кафе; хотя рядом с монастырем достаточно много мест, где можно подкрепиться.
Вопрос- церковь Спаса Преображения сгорела на территории монастыря? И когда были перевезены избы, мельница и другие памятники деревянного зодчества? Вот церковь Всемилостивого Спаса 1712 года изначально была привезена в музей деревянной архитектуры?

Отправить комментарий