Дивногорье, Дивногорский монастырь

Дивногорье

В живописной местности при слиянии рек Дона и Тихой Сосны возвышаются многочисленные известняковые горы, вершины которых увенчаны величественными пирамидальными меловыми столбами, за свой причудливый облик названными в народе дивами. От них получила свое название и вся окружающая местность. В глубине горы дерзновенная человеческая рука создала иную красоту - многочисленные пещеры. С давних времен в этих пещерах обитали православные подвижники, возжегшие здесь лампаду монашеской жизни. 

По преданию, монастырь в Дивногорье был основан в XII в. иноками Ксенофонтом и Иоасафом - греками, выходцами с о-ва Сицилия. Оттуда ими был привезен образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». Недавно здесь были найдены известняковые надгробные плиты с надписями на греческом языке, свидетельствующими, что под ними были погребены византийские монахи. 

СТАТЬЯ ПРО РЕКУ ДОН - ТУТ!

 

                                                   Дивногорье - столбы Большие Дивы                                                   

Какое-то время монастырь пребывал в запустении. В 1640 г. жизнь обители в Дивногорье возобновили малороссийские казаки, бежавшие от притеснений польских католиков. В 1786 г. монастырь был упразднен, а в 1828 г. был восстановлен с переводом в него братии упраздненного Вознесенского Коротоякского монастыря. С 1864 г. - 2-го класса необщежительный мужской монастырь. 

Дивногорье – место, изумляющее своей красотой, захватывающее неповторимым очарованием. Удивительный уголок природы, где рождаются легенды. Миллионы лет назад на этом месте простиралась водная гладь. В морских глубинах сформировался мел, обнажения которого почти непрерывной полосой тянутся вдоль крутых склонов реки Дон и неторопливой речушки с лирическим названием Тихая Сосна. Тысячелетиями приходили и уходили моря, поверхность покрывалась толщей древнего донского ледника, оставляя после себя, сложный уникальный рельеф и разнообразные ландшафты. Здесь в васильково-синее небо отвесно вонзаются меловые столбы-дивы самых разных, порой весьма причудливых форм, напоминающие сказочных животных, а по речным крутосклонам загадочно зияют темные входы рукотворных пещер. Много веков назад человек, потрясенный зрелищем ослепительно сверкающих меловых великанов, назвал это место «дивными горами» - «Дивногорьем». 

Известный русский географ В.П. Семенов-Тян-Шанский считал Дивногорье выдающимся российским памятником и еще в 1917 году предлагал создать здесь заповедник по типу американских национальных парков. Но воплотилась его мысль в жизнь лишь через семьдесят с лишним лет – в 1991 году был организован природный архитектурно-археологический музей-заповедник. 

В 20-х годах нашего столетия известный советский ботаник Б.М.Козо-Полянский, проводя исследования в Центральном Черноземье, обнаружил целый район реликтовых растений. Он назвал его «страной живых ископаемых». Дивногорье оказалось восточной окраиной этой удивительной страны, где в течение сотен тысяч и миллионов лет неоднократные изменения жизненных условий меняли состав и растительности, и животных форм. Все живые редкости Дивногорья — а их немало! — «памятники» различных эпох. 

Некоторые места и урочища Дивногорья можно смело назвать ботанической Меккой: на плато и косогорах, на обрывистых склонах балок приютились редкие растения, радующие глаз всеми цветами радуги, поражающие разнообразием изумительных запахов. Здесь можно встретить представителей флоры горных степных склонов России и переселенцев из стран Средиземноморья, попавших сюда в теплую межледниковую эпоху. Чрезвычайно разнообразен животный мир Дивногорья. Хотя здесь и нет крупных млекопитающих — например, кабанов или лосей, — но зато сообщество насекомых — пестрое и уникальное — поражает знатоков. 

Еще в 30-х годах 20 столетия учеными была высказана мысль о том, что в Центральном Черноземье, в районах, занятых редкой, реликтовой растительностью, будут обнаружены такие же редкие, реликтовые беспозвоночные животные. В отношении Дивногорья, прогноз ученых полностью подтвердился и сегодня оно вполне заслуженно может считаться не только ботанической, но и энтомологической Меккой. Более 25 видов редких насекомых, выявленных на территории заповедника, занесено в Красную книгу. 

Дивногорье расположено в местности, история которой уходит корнями в глубокое прошлое. Об этом свидетельствуют памятники различных археологических эпох и культур. Наиболее яркий и значимый среди них – «Маяцкое городище» - археологический комплекс салтово-маяцкой культуры сер. IX - X вв. Получил широкую известность благодаря археологическим раскопкам Советско - Болгаро-Венгерской международной экспедиции 1975-1982 гг. 

Уже в каменном веке пришли сюда издалека охотники. Их сменили племена эпохи бронзы, пораженные красотой белых великанов. В век VIII Дивногорье стало ареной передвижения и расселения многих кочевых племен, местом международных контактов, пограничной территорией различных этнических и политических образований. 

Стремительным потоком с Северного Кавказа на эти земли пришли аланы и болгары, входившие в состав Хазарского каганата, который на протяжении более двух столетий играл значительную роль в истории народов Восточной и Юго-восточной Европы, Кавказа. Эти племена осели на удобных, напоминающих родные горы, прибрежных холмах Верхнего и Среднего Дона. На высоких кручах, у места впадения реки Тихая Сосна в Дон, они, применив лучшие строительные традиции зодчих европейских и среднеазиатских государств, возвели из меловых блоков «Маяцкое городище». Белокаменная крепость к середине IX века стала надежным форпостом на границе со славянским миром. 

Окруженная глубоким рвом, ослепительно сверкала на солнце белизной своих массивных каменных стен, Маяцкая крепость. С шести метровой высоты, там, где зубчатый парапет образовывал окна для стрелков – бойницы, зорко всматривались, в донские дали воины, несшие караульную службу. А в цитадели, внутри «белокаменного замка» жил со своей семьей и челядью наместник Кагана. Немало таинственных следов прошлого хранят руины крепостных стен. На меловых блоках обнаружены уникальные рисунки и знаки. Это изображения животных, сцены из воинской и повседневной жизни, различные орнаменты. Но самыми загадочными являются рунические надписи. До сих пор ученые работают над их расшифровкой. 

Сотни жилищ поселенцев окружали крепость. В юртах и полуземлянках жили воины и ремесленники, земледельцы и пастухи. Они охраняли крепость, ковали оружие, сеяли и жали хлеб, пасли скот, охотились на мелкую степную живность и брали обильную рыбную дань с текущих внизу рек. Среди ремесленников особенно славились гончары. Изготавливая посуду на гончарном круге, обжигая ее в печи, они следовали традициям античных мастеров Нижнего Дона, Причерноморья, Византии. 

Жители Маяцкого городища придерживались язычества. Они приносили жертвы огню и воде, луне и всему, что в их глазах казалось удивительным. В честь главного божества - великого бога неба и света Тенгри-хана строились святилища. Здесь горел костер и приносились жертвы, дабы умилостивить грозного покровителя. 
Рождались и умирали люди. Покойников почитали, но боялись, хоронили в катакомбах, закрывая вход деревянными плахами. В могилы вместе с умершими или погибшими сородичами клали вещи, которые могли им «понадобиться» в загробной жизни, защитить от любой опасности. 

В середине X века падение Хазарии и набеги кочевников остановили жизнь на городище. Аланы и болгары уступили свое место на этой территории печенегам, половцам, крымским татарам и растворились среди восточноевропейских народов. 
  


Дивногорье!
 Меловые горы с поднимающимися в голубое небо белоснежными столпами, точно высеченными резцом какого-то великого скульптора. Край белых пещер, притягивающих к себе миром, наполненным тайной и беззвучием. То ли игра неведомых природных сил, то ли божественное провидение сотворили здесь чудо. Лицезревшие его, навсегда сохранят в памяти, открывшиеся им фантастические картины удивительных метаморфоз природы, и запечатленную в рукотворных творениях увлекательную историю освоения человеком божественно красивого края…

Сама природа подготовила здесь места, во многих отношениях благоприятные для пещеростроительства. Умелыми руками монахов, под тихое молитвенное пение созданы подземные обители Дивногорья. Ударами кирки высекались таинственные своды молчаливых пещер, замечательные по тонкости и прочности работы. 

До сих пор жива легенда о греческих иноках Ксенофонте и Иоасафе выходцах из Сицилии. Будто принесли они в Большие Дивы икону «Сицилийская Божия Матерь», вознесшуюся на меловой столб - Диву. В двадцатиметровой монолитной меловой скале греки положили начало пещерной церкви, прорезавшей нутро мирно спящих гор. Получив известность лишь в 1831 году, она была освящена во имя Иконы Сицилийской Божией Матери, остановившей по преданию холерную эпидемию. В настоящее время церковь отреставрирована и существует как экскурсионно-туристический объект музея-заповедника. 

По преданию, иноки Ксенофонт и Иоасаф являются также основателями пещерной церкви Иоанна Предтечи в Малых Дивах. Известность церковь получила в 1663 году. В настоящее время принадлежит Дивногорскому Свято-Успенскому мужскому монастырю. Реставрируется музеем-заповедником. 

Вниз по течению реки Тихая Сосна, в крутом меловом обрыве близ села Селявное, в 1851 году возникла еще одна подземная обитель - церковь «Дивногорская – 3». Малозаметная тропа ведет к пещере, получившей туристическое название «Ухо». В настоящее время находится в ведении музея-заповедника. Не отреставрирована. 
   


ДИВНОГОРСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Постоянное жительство в пещерах было почти невозможно. Это вынуждало монахов строить удобные наземные помещения. Так, согласно документам, в 1653 году, в Малых Дивах был возведен Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь. Удивительная красота живописной пустыни и необычность места покорили иноков с Украины. В нужде, подвергаясь частым набегам татар, пережидая лихие и бурные времена, у каменных див жила над Доном-рекою монашеская братия. Трудами монахов сложился тот облик обители, который сохранился до наших дней. В настоящее время монастырь возобновил свою деятельность. 

Дивногорский Успенский монастырь, 2 класса, в 18 верстах от города Острогожска, в 7 верстах от города Коротояка, при впадении реки Тихой Сосны в Дон, на меловой горе, на которой возвышаются меловые столбы. Некоторые столбы имеют причудливые формы, напоминающие то людей, то зверей в различных видах и положениях, и именуются в просторечии «Дивами», откуда получил свое название и сам монастырь. Основан он около 1640 года иеромонахами Ксенофонтом и Иоасафом. Упраздненный в 1886 году, монастырь в 1828 году был восстановлен и в него были переведены иноки и все имущество упраздненного в том году Вознесенского Коротоякского монастыря. В соборном Успенском храме находится главная святыня монастыря — Сицилийская или Дивногорская чудотворная икона Божией Матери, Которая изображена на этой иконе сидящею на троне с младенцем на Ее лоне. Явление этой святой иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии, где в то время было не мало православных христиан, отправлявших православное богослужение. 
Этим и объясняется то, что святая икона написана в греко-византийском, а не романском стиле и изображение на ней православное, вследствие чего и Богомладенец изображен благословляющим обеими руками именословно, чего не делается в Западной церкви. По преданию, эта святая икона из Сицилии уже после взятия Константинополя турками (когда многие греки переселились в Сицилию и Италию) была принесена в Россию, и Дивногорский монастырь получил ее от его основателей. В нем особым почитанием она пользуется с 1831 года, когда благодатною помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась холера, появившаяся в городе Коротояке. Кроме Успенского храма, в монастыре, на верхнем скате горы, в меловом столбе, находится пещерная церковь святого Иоанна Предтечи. Она высечена на высоте более 40 сажень над уровнем реки Дона. Алтарь возвышен над церковью на несколько ступеней, иссеченных в меловой горе; престол, горнее место и клиросы высечены из камня. 
Начало этой церкви, думают, положено еще здешними первопустынниками Ксенофонтом и Иоасафом; расширение же ее было делом последующих подвижников. На правой стороне, со входа в церковь, высечена внутри горы к северо-востоку пещера длиною в 23 сажени, а шириною аршина в один с половиною; начало ей положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и погребены у входа в пещеру; впоследствии она была продолжена другими; закончена она в позднейшее время. В противоположную сторону со входа начата пещера еще в прошлом столетии, а 1857 году проведена вниз к строениям монастырским и запирается здесь железною решеткой. В 2 верстах от монастыря на юг, по дороге в город Остроженск, в меловом столбе, над рекой Сосною, высотою на 40 сажень над уровнем воды, находятся остатки другой пещерной церкви. В церкви на стенах старинные изображения преподобного Феодосия Печерского, Ксенофонта и Иоасафа и др. По вместимости эта пещера-церковь была меньше церкви святого Иоанна Предтечи. Теперь вместо нее здесь часовня. Позади храма, вокруг, устроены пещеры в роде узкого коридора. Близ этих пещер совершаются проводы и встреча Сицилийской чудотворной иконы при отправлении ее из монастыря и возвращении. Икона носится с крестным ходом в города Остроженск (с 29 августа по 29 октября), Коротояк (с 1 по 14 августа), город Бобров и слободу Алексеевку (с 20 ноября по 20 февраля). ( Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»).


   
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ

Мы предлагаем посетителям обзорную экскурсию, а также гибкую программу тематических маршрутов и экскурсий, посвященных археологии, этнографии, орнитологии, редкой флоре и фауне. Летом 2015 года к уже существующим экскурсионным объектам добавится новая экспозиция под открытым небом - «Детство Земли». Этот проект стал победителем ХI грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.

Но музей-заповедник «Дивногорье» — это не только экскурсии. Каждый сезон у нас проходит множество разных событий: открываются выставки, проходят концерты, музейные акции, детские праздники. Следите за нашей афишей, чтобы быть в курсе, когда в Дивногорье вдвойне интересно. 

Мы постоянно придумываем что-то особенное для наших юных посетителей, чтобы им было интересно и весело в нашем музее-заповеднике. Мы умеем превращать образовательные занятия для школьников в захватывающее путешествие в мир заповедной природы. Если есть жук-усач, бывает ли жук-бородач? Чем занимался человек в каменном веке? Как жили наши предки в эпоху освоения Воронежского края? Мы знаем об этом все и предлагаем ребатам самим узнать секреты уникальных объектов — меловых Див, каньонов, «живых реликтов», заглянуть в геологическое и палеонтологическое прошлое Земли.
 
Экскурсии
Музейные объекты
Для детей
Афиша
 
  

ПРИРОДА
Визитная карточка Дивногорья - впечатляющие меловые ландшафты: причудливые останцы-дивы на крутых склонах, гребенчатые каньонообразные овраги. Поражают своей широтой и безмятежностью пойменные луга, уникальные для территории Европы и России степные участки и урочища, где с древнейших времен сохранились реликтовые флора и фауна. 
Дивногорье - дом для более чем 700 видов растений. 8 из них, например, ковыль красивейший, проломник Козо-Полянского и ирис карликовый включены в Красную книгу РФ. 
А еще здесь живут более 150 видов позвоночных и почти 7000 видов беспозвоночных животных, более 50 из них также в Красной книге.
Ландшафты
Флора
Насекомые
Животные
Птицы
Геология
Палеонтология.
  

                                    храм Сицилийской иконы Божьей Матери                                                        

АРХИТЕКТУРА

Среди многочисленных исторических и природных памятников Дивногорья особое место занимают искусственные пещерные комплексы. Именно они всегда привлекали большинство туристов и паломников. С середины XVIII века путешественники ехали в Дивногорье, чтобы увидеть не только меловые останцы-дивы, но и таинственные пещерные храмы. Всего в Дивногорье известно шесть культовых пещер и пещерных комплексов. Все они вырублены в меловом массиве правобережья рек Тихая Сосна и Дон на участке протяженностью около 8,5 км. Протяженность самой маленькой пещеры всего 27 метров, а самой крупной — 351 метр.
Большие Дивы
Малые Дивы
Селявнинский пещерный комплекс
Пещера Ульяны
Шатрище
  

АРХЕОЛОГИЯ
На сегодняшний день в музее-заповеднике обнаружено 48 памятников археологии от эпохи позднего палеолита до средневековья. 
В последнее десятилетие планомерно исследуется памятник «Дивногорье-9» - место гибели древней лошади и стоянка древнего человека 14-12 тысяч лет назад. В музее-заповеднике хранится собранная здесь крупнейшая в мире коллекция костей дикой лошади позднеледникового периода.
Широко известен и хорошо исследован памятник эпохи средневековья - Маяцкий археологический комплекс, северо-западный форпост Хазарского каганата IX-X веков. 
Также интересны для ученых стоянка древнего человека позднего палеолита «Дивногорье-1», многочисленные курганы эпохи бронзы.
Погрузиться в другую эпоху помогают тематические экспозиции, посвященные различным этапам истории Дивногорья. В «Палеолитических мастерских» воссоздана эпоха каменного века, проводятся мастер-классы по изготовлению каменных орудий труда. В археологическом парке «От кочевий к городам» реконструировано средневековое поселение салтово-маяцкой культуры. 
Палеолит
Эпоха бронзы
Средневековье

   
ЭТНОГРАФИЯ

Активное заселение южных окраин России началось в XVII веке во время сооружения Белгордской засечной черты. В это время были построены города Острогожск и Коротояк, соседствующие с нынешним Дивногорьем. Вокруг городов появлялись пригородные слободы, села и деревни. В эти края потянулись русские переселенцы из центральных губерний России, а также «черкасы» - украинские переселенцы из Черниговщины. Они начали мирно расселяться и осваивать территорию правобережья Дона в бассейне реки Тихой Сосны почти одновременно.
История заселения территории в XVII веке
Южнорусское население
Украинское население

  


ВРЕМЯ РАБОТЫ

Экскурсионно-туристический сезон в Дивногорье длится с 1 мая по 10 ноября. В это время проводятся экскурсии, вы можете посетить пещерный комплекс в Больших Дивах, Дивногорское подворье, археологический парк «От кочевий к городам» и другие выставки и экспозиции. Обратите внимание, что посещение церкви во имя иконы Сицилийской Божьей Матери возможно только во время экскурсии.

Если вы хотите приехать в Дивногорье не в экскурсионно-туристический сезон или не планируете заказывать экскурсию, вы СМОЖЕТЕ гулять по территории музея-заповедника, но при этом вы НЕ сможете попасть в пещерный храм, на подворье и в археологический парк.  

Время работы музея-заповедника:

Среда-пятница, воскресенье 9.30-18.00
Суббота 9.30-21.00
Выходные: понедельник, вторник

Экскурсии для индивидуальных посетителей:
Предварительная запись НЕ требуется
Среда, четверг, пятница, воскресенье: 10.00, 12.00, 14.00, 16.00
Суббота: 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00 (май-август)
Суббота: 10.00, 12.00, 14.00, 16.00 (сентябрь, октябрь)
Выходные: понедельник, вторник
  
Мультимедийная экскурсия «Лики меловых храмов»:

Июнь-октябрь
Среда-воскресенье 13-00 и 15.00
Выходные: понедельник, вторник

Обратите внимание! 
Экскурсии для организованных автобусных групп проводятся только по предварительной заявке по телефону +7 (473) 220-52-97 (дирекция в Воронеже) или +7 (47391) 59-201 (музей-заповедник)

Адрес  электронной почты:

divexcurs@mail.ru

   
Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье» - музей под открытым небом, располагающий значительными историко-культурными и природными ресурсами. Создан в 1991 году.

В 2013 году земли музея-заповедника получили статус объекта культурного наследия народов РФ регионального значения - Достопримечательного места «Природно-культурный комплекс «Дивногорье». Общая площадь с охранной зоной 17639 га. В

2015 году выдвинута инициатива по включению Дивногорья в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дивногорье - место для новых открытий и активного познавательного досуга, где можно побыть наедине с первозданной природой и познакомиться с древней историей Воронежского края.

Миссия музея-заповедника «Дивногорье»: сохранение, изучение, восстановление и популяризация музейных коллекций и объектов историко-культурного и природного наследия, находящихся в границах территории и охранных зон Природно-культурного комплекса «Дивногорье».

   


КАК ДОБРАТЬСЯ

На автомобиле:
Воронеж - хутор Дивногорье
150 км, время в пути 2 - 2,5 часа.

Москва - хутор Дивногорье
650 км, время в пути 6-8 часов.

На электричке:
Из Лисок в Дивногорье можно попасть на любой из электричек: 
«Лиски—Алексеевка»
«Лиски—Острогожск»
Обратите внимание: нужно выйти на станции «Остановочная платформа 143 км»
Время в пути: 30 минут.
Расписание движения поездов до Лисок рекомендуем уточнять в справочной ж/д вокзала или по адресу pass.rzd.ru.
 
На автобусе:

Через хутор Дивногорье проходит автобус «Лиски—Ковалево». Отправление от привокзальной площади города Лиски (перед ж/д вокзалом).
Время в пути: 1 час 30 минут.
Расписание движения автобуса рекомендуем уточнять в справочной автовокзала в Лисках.  
  
 

АНОМАЛЬНЫЕ ЧУДЕСА ДИВНОГОРЬЯ

«Домовой об углы чешется - не успеваю шерсть выметать»

В Дивногорье завораживает уже один вид местности. Дивы (необычные меловые останцы) сами по себе сказочное явление. А чего стоят еще пещерные церквушки и чудеса иконы Сицилийской Божьей Матери, исцеляющей от многих болезней!

- Края здесь действительно чудесные и чуднЫе. Когда мы готовили экспозицию местного музея, просили жителей принести старинные предметы обихода - крынки, ступки и все такое. И вот однажды старушка принесла какую-то странную рыжую шерсть, - рассказывает художник Сергей Горшков, часто работающий в Дивногорье на пленэре. - «Это собачья, что ли?» - недоуменно спрашиваем ее. «Разве вы не видите, что она не похожа ни на собачью, ни на овечью?» - отвечает бабуля. Это, говорит, домового! «Где ж вы ее берете?» - интересуемся. «Так этого добра хватает: ходит он по дому, да и чешется обо все углы - не успеваю выметать». Так что висит в музее истории Дивногорья такой вот странный экспонат.

 

Дивногорский клад Черного монаха

- А еще местные рассказывают о привидении, появляющемся в июле возле Малых Див. Зовут его Черным Монахом, движется он в сторону Белогорья, будто чего-то ищет, - рассказывает Владимир Елецких.

Молва говорит, что давным-давно молодой монах Павел отправился с кружкой по донским селениям собирать деньги на новый колокол для звонницы в диве у пещерного храма. За несколько лет так и не набрал монах нужную сумму, а забрел уже в такую глушь, где шалили разбойники Белогорья. Тогда спрятал он деньги под вербой на берегу Дона. Разбойники его пытали, но тайны не вызнали и бросили умирать под стенами Белогорского монастыря. Там монаха выходили, только он потерял память. Через много лет верной службы богу, став уже в столице епископом, поехал он с проверкой в родной Дивногорский монастырь. С собой взял инока Василия, спасшего его в Белогорье. И в родных местах стали тревожить священника странные ощущения - все чего-то силился он припомнить, да не выходило. Семь лет вспоминал, откуда ему знаком монастырь, и припомнил про котомку денег, спрятанных под вербой. И снова поехал в Дивногорье - искать клад, чтобы наконец отлить колокол. Да по приезду слег и умер. А перед смертью доверил тайну спутнику Василию. Похоронили Павла на местном кладбище, а через неделю нашли Василия у реки мертвым - перед кучей вырытой земли перед старой вербой. Видно, хотел Василий клад себе присвоить. Вот и встает в июле Черный монах - призрак Павла - из могилы, грозит пальцем в сторону могилы Василия и идет искать котомку с деньгами.

 

ИСТОРИЯ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА

Ещё в 1917 году известный русский географ В. П. Семенов-Тян-Шанский, считая Дивногорье выдающимся российским памятником, предложил создать здесь заповедник по типу американских национальных парков.

В ходе работ Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции в середине 1970-х годов ученые-археологи ставили вопрос о создании на базе Маяцкого археологического комплекса музея-заповедника. Затем потребовалось около десяти лет целенаправленных усилий С. А. Плетневой и А. З. Винникова, а затем и М. И. Лыловой, чтобы идея о создании музея-заповедника начала воплощаться в жизнь.

Именно в рамках этой деятельности в мае 1987 году сотрудники Воронежского областного краеведческого музея под руководством Марины Ивановны Лыловой обследовали Маяцкий могильник на предмет степени его сохранности и приняли решение о проведении охранных раскопок на тех участках памятника, которые особенно интенсивно разрушались оврагом. Во время проведения раскопок Дивногорье посетил корреспондент газеты «Правда» В. Степнов, и спустя пару месяцев в центральном органе партийной печати появилась его статья «Дивногорье». В ней автор восхищенно писал о красоте здешних мест и сетовал, что уникальные памятники Дивногорья никак не защищены от разрушения, территория до сих пор не получила статус заповедной зоны, а инициативы энтузиастов не получают поддержки у областных властей.

Статью нельзя было обойти молчанием, и в 1988 году было объявлено о создании на территории комплекса памятников «Дивногорье» филиала Воронежского областного краеведческого музея.

Идея образования музея-заповедника получила дальнейшее развитие, и с 1 августа 1991 года на базе филиала ВОКМ создается Природный, архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье», который с момента его возникновения возглавляет М. И. Лылова.

В 2013 году земли музея-заповедника получили статус объекта культурного наследия народов РФ регионального значения - Достопримечательного места «Природно-культурный комплекс «Дивногорье».

В 2014 году Дивногорье заняло 1 место в конкурсе «Семь чудес Воронежской области», организованном Департамент культуры и архивного дела Воронежской области.

В настоящее время ведется работа по включению музея-заповедника в список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дивногорье ежегодно притягивает десятки тысяч туристов. В экспозициях проводятся образовательные программы для школьников, в «Дивногорском подворье» - стилизованной усадьбе малороссов проходят фольклорные праздники, мастер-классы ремесленников.

Уже 9 сезонов подряд музей-заповедник устраивает масштабную культурную акцию «Ночь в Дивногорье», раз в два года - фестиваль любительских театральных коллективов «Театральные Дивы». Это место вдохновляет художников и любителей искусства: здесь зародились творческие симпозиумы «АрхиАрт», международная арт-резиденция, проходит конкурс творческой молодежи «Культпоход».

  ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРЬ
Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божией Матери) — уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря в Лискинском районе Воронежской области России, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Храм является одной из самых популярных достопримечательностей Воронежской области.
Вход в пещеру находится в основании мелового останца, расположенного на правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна, в непосредственной близости от северной окраины хутора Дивногорье. Пещера представляет собой небольшой храм, выдолбленный в податливой меловой породе, с подземным ходом, окружающим этот храм, а также второй этаж с небольшими помещениями — горницами, в которых когда-то обитали монахи. Поскольку церковь расположена в меловой толще внутри горы, температура внутри довольно стабильна на протяжении года, а летом даже в большую жару в помещениях прохладно, а зимой, когда в окружающей степи дуют ветры и приходят снежные бураны, относительно тепло (температура воздуха держится на уровне 12-15 градусов C).
Гора-останец в древности служила местом стоянки для разнообразных кочевых народов Дикого поля (половцев, печенегов). Современный храм внутри пещеры воздвигли русские монахи после 1831, когда на данном столбе (горе-останце) была обретена Сицилийская икона Божией Матери. В советское время пещера находилась в запустении, пока за её реставрацию не взялись сотрудники Воронежского краеведческого музея. Теперь пещерная церковь входит в состав Дивногорского музея.
По лестнице можно подняться на вершину 180-метровой горы, откуда открывается вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна. Находясь на вершине горы, можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм). Меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами — меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными. Также на горе и в её окрестностях обитает редкая птица — дрофа.
    

                                                               карта реки Дон                                                                 Река Дон
МОНАСТЫРЬ
Дивного́рский Успе́нский монасты́рь — пещерный мужской монастырь Воронежской епархии Русской православной церкви, расположенной в посёлке Дивногорье Лискинского района Воронежской области.
Основан около 1650 года монахами, пришедшими из Гетманщины вместе с полком черкасов (малороссийских казаков).
Документально Дивногорский монастырь известен с XVII века, но есть версия о существовании здесь обители и раньше. Аргументами служат пещерные стасидии (крупные ниши с полукруглым верхом, характерные для некоторых древних монастырей) и граффити на стенах подземелий, напоминающие изображения в римских катакомбах первых веков христианства.

Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божией Матери и обустроили пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Даже если предположить древнее происхождение монастыря, существование здесь действующей обители в XIV-XVI веках сомнительно: с конца XIV века до середины XVII века район среднего Дона был местом постоянного противостояния Русского государства и татар. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.
В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Территория была обнесена деревянной стеной, сооружены кельи и первая деревянная церковь Николая Чудотворца. 1653 год принято считать датой основания монастыря.
Первым настоятелем стал игумен Гурий, под началом которого находилось 15 монахов.

В 1658 году, после пожара, уничтожившего Никольскую церковь, на её месте выстроили новую в честь Успения Божией Матери. Кроме того, была освящена пещерная церковь в честь Иоанна Предтечи.

В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.

Город Острогожск, возле которого находился монастырь, был построен недавно и монахам трудно было раздобыть даже пропитание. Игумен Гурий и его преемник Андроник неоднократно обращались с просьбами о материальной помощи к Московскому правительству. Монастырю было пожаловано небольшое денежное жалованье, мельница и покос.
Находясь вблизи Кальмиусского шляха из Крымского ханства в центральную Россию, монастырь часто подвергался нападениям татар. Поэтому при третьем игумене (Тихоне) в 1671 году часть братии (иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Павма, старец Никодим) бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в местность близ Суджи и Мирополья, где над рекой Псёл основали новый монастырь в честь Николая Чудотворца (Белогорская Николаевская пустынь на территории нынешней Курской области).

Летом и осенью 1670 года возле обители разворачивались события крестьянской войны под предводительством Степана Разина. 26 сентября возле стен монастыря состоялось решающее сражение между силами разинцев и царскими войсками. Повстанцы потерпели поражение, которое вынудило их уйти с Дона. К ним примкнул и вкладчик монастыря — острогожский полковник Иван Дзиньковский.

В Дивах осталось 10 человек во главе с игуменом Тихоном. Постоянная опасность то от татар, то от «воровских людей» заставляла братию запасаться средствами обороны: на монастырской колокольне были установлены две железные и одна медная пушки, турецкая штурмовщина. В случае опасности монахи укрывались в пещерах, имевших несколько выходов.

В 1677 году около ста человек татар напали на Дивногорскую обитель и увели оттуда двух лошадей.

Невзирая на опасности, иноки восстанавливали разрушенное. В 1673 году царь Алексей Михайлович пожаловал Дивногорскому монастырю право безоброчно построить мельницу на реке Потудани, в 1686 году обитель получает без перекупки оброчную вотчину Богучарский Яр с речкой Толучеевкой, ведет торговлю солью с Царицыным. Кроме того, на помин души мужа вдова полковника Петра Булоротова — Анна — отдала мельницу на реке Мерине.

С 1686 года настоятель Дивногорского монастыря становится архимандритом. К этому времени обитель была не только крупным хозяйственным организмом, но и центром духовного просвещения, борьбы с расколом. В 1684 году инок монастыря Герман отправился в центр раскола — город Черкасск, проповедовал там два года и после испытанных там притеснений вернулся в обитель.

В монастыре существовала хорошая библиотека, он привлекал к себе людей как крупный духовный и хозяйственный центр. В 1692 году было разрешено селиться на монастырских землях вольным бобылям. Устремившийся сюда поток украинских поселенцев положил начало расположенной в двух километрах от обители слободе Селявной и привел к сложению специфической ситуации в этом районе, когда, сохраняя свой язык и традиции, рядом жили русские и украинцы. Эта ситуация сохраняется и поныне.

Опираясь на труд этих поселенцев, в 1693 году монахи расширили прежнюю малую пещерную церковь в Малых дивах, заброшенную с 1658 года, и освятили её алтарь во имя Иоанна Предтечи.

В 1696 году генерал Патрик Гордон, плывший с эскадрой из Воронежа в Азов, посетил Дивногорский монастырь и оставил в своем дневнике следующие записи: «Этот небольшой монастырь стоит у самой реки, вооружен несколькими пушками и пищалями и окружен рвом и деревянною стеною, воздвигнутой для защиты от татар».

В дневнике Гордона есть любопытная запись о том, что настоятель монастыря провел его в часовню, высеченную в меловой скале. А выше часовни виднелись развалины монастыря. Упоминание Гордона о развалинах монастыря может свидетельствовать в пользу гипотезы о возобновлении монастыря в 1653 году на месте существовавшего ранее.
Пётр I гостил в обители в мае 1699 года. К приезду царя число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей. Вице—адмирал Корнелий Крюйс описывает это так: «Сии люди живут зело благоговейно и не едят ничего кроме рыбы. Его величество изволил со всеми имеющимися господами так кушать; в которое время немалая пушечная пальба с кораблей была. Но каждый раз монахи удалялись и затыкали руками свои уши».

В административном отношении Дивногорский монастырь первоначально входил в Патриаршую область. С открытием Белоградской епархии в 1666 году, монастырь, как и весь Острогожский уезд, вошёл в её состав. Удаленная от епархиального управления, обитель жила почти самостоятельно.

В 1699 году Дивногорский монастырь был приписан к Воронежской епархии. При Митрофане, первом Воронежском епископе, обители были дарованы 900 четей пашенной земли, она достигла своего наивысшего экономического подъема. К 1714 году у монастыря отнимается часть земель и благосостояние падает, в ней проживает 12 иноков. Несмотря на ослабление, Дивногорский монастырь оставался крупным духовным центром на Дону. В нём строятся каменные храмы Успения Богородицы и Владимирской иконы Божией Матери. В 1762—1766 годах на монастырском подворье в Острогожске действует духовная школа.

Во 2-й половине XVIII века произошли крупные изменения в положении русских монастырей. Екатерина II лишила их земельных владений, крепостных крестьян. Дивногорская обитель некоторое время была оставлена на своем содержании, так как была причислена к малороссийским монастырям, но в 1788 году она лишается своей вотчины и закрывается. Братия, состоявшая из 7 человек, переводится в другие монастыри Воронежской епархии, а архимандрит Иов назначается настоятелем Коротоякского Вознесенского монастыря.

ГОРОДИЩЕ
Мая́цкое городи́ще — средневековое городище IX—X вв, расположенное на высоком мысе у хутора Дивногорье Воронежской области при впадении реки Тихая Сосна в Дон. Включает в себя белокаменную крепость, поселение с могильником и гончарные мастерские. Памятник салтово-маяцкой археологической культуры.
Первое упоминание о городище было сделано в 1648 г. в строительной книге города Коротояка под названием «Маяцкое старинное городище». Название не зафиксировано в преданиях местного населения, и его этимология не ясна. Выдвигалось предположение, что оно связано с маяком на этом мысе для речных судов, но после обследования места остатков маяка найдено не было.

Во 2-й половине XVII века на мысе был основан Успенский пещерный мужской монастырь, при строительстве которого была использована часть каменных блоков стен городища.
Находки с городища были введены в научный оборот в 1890 году, когда было найдено и опубликовано несколько вещей из катакомбного захоронения. Первые исследования велись силами краеведов, которых интересовали только захоронения.[3]
Полноценные раскопки проводили археологи А. И. Милютин в 1906 году и Н. Е. Макаренко в 1908—1909 годах.[4]. С 1975 по 1982 год исследованием памятника занималась советско-болгаро-венгерская экспедиция под руководством С. А. Плетнёвой[5]. В 2008 году раскопки возобновлены экспедицией Белгородского Гос. Университета.
Археологические находки показывают нам процесс проникновения и соединения культур, и это проявляется на всей территории Подонья и даже всего Хазарского каганата. Через эти территории проходили торговые пути. Найдены бусы, изготовленные в Византии, а также находки амфор и т. д. Такие же находки есть и на территории Маяцкого поселения. Найдены кухонная глиняная посуда с примесью морского песка, по виду изготовленная степняками-брахикранами. Другие категории предметов от оружия до украшений, также распространенных на всей территории Хазарии.[6] Отсутствие леса приводило к широкому освоению глины и камня, именно этот материал стал фундаментальным в строительстве Маяцкой крепости. Метод создания места для строения, «остров», идентичный с подобными постройками на нижнем Дону, Саркел, Семикаракоры, а также установка крепости на Тихой Сосне. Особенности Маяцкой крепости, не свойственные крепостям более западных районов лесостепного варианта, дают возможность предполагать, что строительство проводилось в традициях, принятых в центральном регионе каганата. Возможно, при участии пришлых архитекторов, хорошо знакомых со строительствами Закавказья, Крыма и Дунайской Болгарии.

Крепость представляла собой замок хазарского аристократа, тудуна, присланного каганом на приграничье государства. Таким образом, сырцовые крепости, к которым и относится Маяцкая, в какой-то мере были и замками феодалов.[7] После археологических работ учёные пришли к заключению, что в крепости, кроме семьи аристократа, жили пришедшие с ним воины, личная охрана, булгары[8][9] или хазары[10] Следы аланских воинов были найдены на поселении возле крепости, это, по всей вероятности, были несколько десятков воинов, жившие на поселении и выполнявшие пограничную службу под руководством тудуна и хазарских командиров.[11]
На стенах крепости найдены рунические надписи. Они выполнены т. н. «донским» письмом, который пока как и все восточноевропейские руны остаётся не дешифрованным. Автор данной классификации Кызласов считал эти надписи памятником алано-булгарского письма.[12][13] С. А. Плетнева предполагает, что им могли пользоваться хазары, так как такие же рунические надписи были найдены в поволжских курганах, то есть на земле, где предположительно локализуются хазары.
Ведущая гипотеза рассматривает Маяцкую крепость и всю линию из шести городищ с практически однотипными крепостями, построенными довольно плотно друг к другу, как опорные пункты на границе между хазарскими (кочевыми) и славянскими территориями (в археологическом смысле это боршевская культура, отождествляемая с летописными вятичами.[14]). С этой точки зрения, крепости являются пунктами сбора дани, которые также совмещали функции стоянок торговых караванов. Между собой они были связаны как водным путем, так и сухопутной дорогой, проходившей по правому берегу и местами сохранившейся до настоящего времени.[15].

Существует альтернативная точка зрения, согласно которой крепости были оборонительной линией, защищавшей северо-западную границу Хазарии от славянской экспансии. Однако этот взгляд пользуется меньшей популярностью, поскольку плохо согласуется с письменными источниками и игнорирует тот факт, что крепости слишком малы для защиты примыкающих к ним громадных поселений. Впрочем, не все шесть крепостей были укреплены достаточно для отражения любых профессиональных осад и нападений.[16] Таково, например, крайне западное из них — городище Красное, с высотой его стен, всего один метр и толщиной четыре метра.[14]
Прекращение жизни Маяцкого городища произошло в первой половине X в., и совпадает с упадком Хазарского каганата, в результате чего в степи начали доминировать печенеги. Они отрезали эту территорию от южных владений государства и превратили её в пастбища.
По свидетельствам значительных антропологических находок основным населением Маяцкого поселения были аланы (смешанного лесостепного варианта).[17] Из погребения могильников прослеживается примесь черепов с брахикранными чертами, в особенности у женщин Маяцкого могильника, и у мужчин, похороненных на поселении за территорией городища. Аланский тип с более выраженной долихокранностью у мужчин на могильнике и у женщин на поселении. Есть подтверждение присутствия степняков-брахикранов, подтверждающееся также системой погребений на территории Маяцкой крепости, общепринято связываемых с булгарами[18] или хазарами.[19] Найденные смешанные черепа антропологического типа — мезокранов — показывают на слияние двух главных этнических групп, проживающих в ту эпоху на донских просторах.[20] Несмотря на явную брахикральную «примесь», выявленую антропологами по материалам Маяцкого могильника и поселения, население на Тихой Сосне, как и в остальных регионах варианта, в основной массе было долихокранным, то есть этнически его следует связывать с аланами. Особенный интерес представляют некоторые изменения в погребальных ритуалах. Так, кажется, что обычай захоронения людей и животных в круглых ямах, не свойственный аланам, появился здесь под влиянием степного населения. Характерно, что на маяцком могильнике таких погребений нет совсем, а на поселении их довольно много. Аналогичный обряд, в более развитом варианте был типичен для строителей Саркела, где он датируется 30—50-ми гг. IX в.
  
Духовная культура
Вместе с проникновением чуждых обычаев в погребальную обрядность у алан Маяцкого поселения появились и «вавилонообразные» (квадрат в квадрате с очагом в центре) святилища. По мнению С. А. Плетневой, принципиальной разницы в религиозных представлениях у степняков (булгар и хазар) с аланами не было. Почитание огня, поклонение солнцу-небу были общими.[22] Существенно отметить, что в Хазарии IX в. сложилось оригинальное представление, основанное на биполярности мировоздания. Это убедительно прослеживается в исследовании амулетов.[23] Идея биполярности пронизывала, вероятно, общественную жизнь и государственную систему в каганате. Так, в Хазарии правили каган и бек, армия делились на два крыла — левое и правое, сами хазары делились на белых и черных. Не исключено, что и на Маяцком мысу можно предполагать существование, вернее, «воплощение» биполярности в противопоставлении крепости (фактически уже феодального замка), принадлежавшей хазарскому аристократу, с аланским, в основной массе, поселением

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.divnogor.ru/
http://www.geografia.ru/

ВложениеРазмер
Divnogor (1).jpg143.67 КБ
Divnogor (2).jpg480.04 КБ
Divnogor (3).jpg174.7 КБ
Divnogor (4).jpg131.38 КБ
Divnogor (5).jpg180.87 КБ
Divnogor (6).jpg133.99 КБ
Divnogor (7).jpg189.75 КБ
Divnogor (8).jpg304.31 КБ
Divnogor (9).jpg99.54 КБ
Divnogor (10).jpg62.91 КБ
Divnogor (11).jpg486 КБ

Комментарии

аватар: Кэп

клад Черного монаха

местные рассказывают о привидении, появляющемся в июле возле Малых Див. Зовут его Черным Монахом, движется он в сторону Белогорья, будто чего-то ищет, - рассказывает Владимир Елецких.

Молва говорит, что давным-давно молодой монах Павел отправился с кружкой по донским селениям собирать деньги на новый колокол для звонницы в диве у пещерного храма. За несколько лет так и не набрал монах нужную сумму, а забрел уже в такую глушь, где шалили разбойники Белогорья. Тогда спрятал он деньги под вербой на берегу Дона. Разбойники его пытали, но тайны не вызнали и бросили умирать под стенами Белогорского монастыря. Там монаха выходили, только он потерял память. Через много лет верной службы богу, став уже в столице епископом, поехал он с проверкой в родной Дивногорский монастырь. С собой взял инока Василия, спасшего его в Белогорье. И в родных местах стали тревожить священника странные ощущения - все чего-то силился он припомнить, да не выходило. Семь лет вспоминал, откуда ему знаком монастырь, и припомнил про котомку денег, спрятанных под вербой. И снова поехал в Дивногорье - искать клад, чтобы наконец отлить колокол. Да по приезду слег и умер. А перед смертью доверил тайну спутнику Василию. Похоронили Павла на местном кладбище, а через неделю нашли Василия у реки мертвым - перед кучей вырытой земли перед старой вербой. Видно, хотел Василий клад себе присвоить. Вот и встает в июле Черный монах - призрак Павла - из могилы, грозит пальцем в сторону могилы Василия и идет искать котомку с деньгами.

аватар: Кэп

предания Дивногорского монастыря

Дивногорский монастырь в силу своего географического положения часто страдал от нашествия крымских татар. Это привело к тому, что «в 1671 году часть братии не выдержала беспокойной жизни и бежала из монастыря. Они удалились к западу от Дона, в пределы нынешней Курской губернии, в местность, лежащую между новопостроенными тогда городами Суджею и Миропольем. Здесь над рекою Пслом, на старом городище, «что словет Девичий монастырь», они построили новый монастырь и церковь во имя Николая Чудотворца. Таких выходцев из «Див-монастыря» было пять: иеромонахи Феодосий, Лаврентий, Кесарий, Памва да старец Никодим. Но не вся братия ослабела в борьбе с опасностями, <…> оставшихся в «Див-монастыре» было 10 человек, кроме бельцов. Во главе оставшихся стоял игумен Тихон», сменивший второго игумена монастыря Андроника».Переселившиеся на новое место монахи основали здесь Белогорскую Николаевскую мужскую пустынь.

Но почему было выбрано именно это место для переселения? Может быть, сыграла роль ландшафтная схожесть нового участка, расположенного на высоком меловом водоразделе, с предыдущим пристанищем?

Скорее всего - это верно лишь отчасти, учитывая неизбежные трудности, возникающие при миграции в необжитое пространство. Первый игумен монастыря Феодосий и несколько монахов первое время жили продажей извести, вырабатываемой из мела монастырской горы. По-видимому, как и в других аналогичных случаях, связанных с основанием монастырей, учитывалась сакральность места. Само название места «городище Девичий монастырь» говорило за себя, вызывая ассоциации о существовании здесь древнего женского монастыря. В названии звучали родные слова, ведь, как можно заметить, и сами Дивьи горы Дивногорского монастыря в некоторых древних актах «назывались иногда Девичьеми, Девьеми», а протекающая неподалеку река и сегодня носит название Девица.

История православного Дивногорского монастыря вновь возвращает к православным преданиям. Вспоминается рассказ насельницы Костомаровской обители о том, что когда-то у них в древности, в кельях, вырубленных в основании див, подвизались столпники. Предание о столпниках, подвизающихся близ с. Селявное, поведала жительница с. Аношкино К.Ф. Рязанова. Примечательно, что дивы у Дивногорского монастыря местные жители еще в XIX веке называли не только дивы, но и «Столпищи». В одном из таких столпов у с. Костомарово подвизался уже фактически в наше время о. Андрей (Попов), который, уходя в затвор, оставил после себя следующую запись: «Дорогие братья и сестры, сегодня я ухожу от вас и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир и со врагом бороться в тяжелой борьбе <…>, а вас всех прошу, дорогие, не идите широким путем, ибо путь широкий для мира - есть погибель для души. Не забывайте слова мои, берите свой крест вы в руки и возлагайте на плечи свои. Просите у Бога терпенья<…>».

Надо заметить, что зародилась форма аскезы - столпничество в далекой Сирии. И если о. Андрей во время гонений в России на Церковь вынужден был подвизаться внутри столпа, то в Сирии в период рассвета христианства столпники, наоборот, подвизались у всех на виду: на вершине столпов-возвышенностей. Основоположником столпничества считается преподобный Симеон Столпник (356 — 459 гг.). Будучи уроженцем Киликии, он принял пострижение в одном из сирийских монастырей. В 423 г. Симеон избирает прославившую его форму подвижничества — уединяется на небольшой каменной площадке на вершине столба (башни) и проводит все свои дни в молитве и проповедях, которые произносит для многочисленных паломников. Преподобный прославился многочисленными чудесами.

Одним из последователей его подвига стал Симеон Дивногорец (!?), подвизавшийся в Сирии в VI в. Его житие (память 24 мая) повествует о видении, которое сподвигло его подвизаться на Дивной горе. Симеону «явился Господь в сопровождении многих ангелов, сшедший с неба в облаке светлом на гору ту. Господь сказал ему: «Потрудись, Симеон, взойти на эту Дивную гору, ибо с этого времени гора эта назовется сим именем; на ней Я явлю на удивление всем благодать Мою тебе». Гора эта находилась неподалеку от города Рос.

Как уже отмечалось, в русском языке слово диво означает «то, что вызывает удивление, чудо». Бог проявляется в чудесах. Подвиги Его святых достойны не меньшего удивления. «Дивен Бог во святых своих», - поется за православным Богослужением. Не случайно «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера говорит о родстве слова дива как чуда с однокоренными словами других языков, в которых корневая основа ассоциируется с понятием Бога и божественного. В этом случае Дивьи горы можно перевести и как Чудесные Божьи горы или Святые горы. Расположенные на одном из притоков Дона – Северском Донце - меловые скалы-дивы так и называются - Святые Горы. Здесь находится древний Святогорский монастырь.

Примечательны ассоциации, возникающие между Святыми Горами и русским былинным героем Святогором. Само имя позиционирует его со Святыми Горами. Митрополит Иоанн (Снычев) предложил интересную трактовку былины об Илье и Святогоре, которая называется еще «Смерть Святогора». «Содержание былины следующее: Святoгop и Илья находят гроб. Для Ильи гроб велик, а Святогору как раз. Он ложится в гроб, крышка закрывается, и открыть ее Илья не может, как ни старается. Святогор остается в гробу, а силу свою передает Илье.

Как только ни пытались объяснить появление этого сюжета! Его истоки искали в египетских мифах об Озирисе и даже в повествованиях Талмуда о Моисее и Аароне. В действительности, дело гораздо проще и «православнее».

В своем послании к Галатам апостол Павел говорит: «Я умер для закона (имеется в виду закон фарисейского иудейства), чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу...» (Гал. 2:19). И в другом месте: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6:14). Эта добровольная смерть, это распятие миру есть содержание и путь монашеского подвига. Такова и «смерть» Святогора <…>.

«Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называем страстями, – говорит великий наставник иноков преподобный Исаак Сирианин. – И скажу короче: мир есть плотское житие и мудрствование плоти.

По тому, что человек исхитил себя из этого, познается, что изшел он из мира». Образ и символ этой смерти для мира – монашеский постриг.

Не напрасно одежда схимников носит черты погребальных одеяний. "Гроб" Святогора – это постриг в великую схиму, отрешающий человека от мирской жизни в его стремлении к Богу<…>.

Пройдя успешно послушание богатырства, служения Богу и Церкви на поприще мятежной бранной жизни, Святогор заслужил освобождениеот суеты, упокоение от страстей в священном безмолвии – бесстрастном предстоянии Богу, ненарушимом заботами земной жизни. Дар своей богатырской силы вместе с обязанностями этого служения он передал Илье. Такова в действительности православная основа сюжетных построений былины о смерти Святогора».

Если следовать трактовке, предложенной митрополитом Иоанном, то можно предположить, что Святогор посвятил себя служению Богу не в простом монастыре, а пещерном. Как отмечал исследователь дивногорских подземелий И. Стратонов: «…если же монахи, по древнерусскому понятию, являлись не преданными земле мертвецами, то пещеры напоминают больше всего незамурованную могилу».

Освящаясь благодатью молитв пещерных подвижников, горы, в которых были изрыты подземелья, назывались Святыми, а сами монахи - Святогорцами. И до сегодняшнего дня так, например, называют подвижников Святой Горы Афон.

«Возвращаясь к образу Святогора в интересующем нас аспекте отметим, что ему присущи также некие особые отношения с землей – это и его попытка поднять переметную суму с тягой земной, и желание перевернуть землю, соединив ее вновь с небом». Если попытаться прочитать эти строки в духовном контексте, то Святогор стремился уподобиться Христу: поднять и понести все грехи мира, повернуть земную жизнь человечества в духовное русло, восстановить прерванное грехопадением Адама единство земного человеческого мира с миром небесным, духовным.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru