Аномальные и загадочные места Костромской области

Аномальные и загадочные места Костромской области

Многие знают, что Костромской край – место рождения Снегурочки, а родилась она в Берендеевском царстве.
Также из сказки все знают, что Снегурочка прыгнула через костер и испарилась. Но мало кто знает, что в этой сказке скрыты древние языческие обряды поклонения богу солнца Яриле, и его аналогам среди мерянского и чудского населения верхнего Поволжья.
А прыжки через огонь – обряд добровольного жертвоприношения богам среди славянского населения (точнее меря-славянского). Дело в том, жертву выбирал себе сам бог – юноши и девушки прыгали через огромный костер до тех пор, пока кто-то сам не упадёт в огонь – тогда считали, что Ярила принял жертву. И всё это не случайно, ведь Костромской край был населен язычниками несколько веков после крещения Руси.

 

                                                        Аномальные и загадочные места Костромской областиВолга в Костромской области
 

Древними капищами, святилищами, священными камнями, загадочными рощами, источниками богата Кострома, именно эти места и являются местами силы или, наоборот, аномальными зонами.

Области на Земле, где часто наблюдаются аномальные явления, называют аномальными зонами.
Аномальная зона — область, где долгое время с некоторой регулярностью наблюдаются аномальные явления, не согласующиеся с официальной наукой или нехарактерные для данной местности. Другие названия — проклятое место, чертово место.
Давно известно, что есть на нашей планете места, где люди никогда не селились. Наши далекие предки, например, в местах предполагаемого строительства обычно привязывали к деревьям куски сырого мяса. Если через несколько дней мясо почти не портилось, на этом месте принимались возводить жилище, если же оно сгнивало быстрее обычного - оттуда поскорее уносили ноги.
Современные исследователи паранормальных явлений называют такие зоны аномальными, а в народе их зовут гиблыми местами. Зоны могут возникать в самых разных местах, и причины их возникновения связывают как с деятельностью человека или влиянием неопознанных летающих объектов, так и с проявлением параллельных миров. По большому счету, до сих пор никто не знает - как, где и почему возникают аномальные зоны. Известно лишь одно: в пределах таких зон постоянно или время от времени проявляются неизвестные пока что науке закономерности. Во всяком случае, здесь всегда есть шанс встретиться с неизведанным.

 

                                               древнее капище под Костромой                                           Аномальные и загадочные места Костромской области

РАССКАЗ ПРО КОСТРОМСКИЕ ЗАГАДОЧНЫЕ МЕСТА
Владимир работает инженером в одной из костромских компаний. Параллельно вместе с женой Кларой исследует и познаёт тайны мистического мира: обследует стоянки древних племён, городища, ищет знаки, указывающие на то, что поблизости расположен интересный объект.

- Костромичи порой и не догадываются, что живут в сказочных местах, в удивительном и таинственном мире. Некоторые кое-что слышали о Синем Камне на Плещеевом озере, что в Ярославской области, о «Голубом ключике» в Щелыково. Но таких таинственных и чудесных мест на территории нашей области немало, - говорит Владимир Шамов.

«Голубой ключик». 
Островский район
Самым известным сакральным местом, о котором знают, пожалуй, все, является «Голубой ключик», расположенный в Щелыково Островского района.
По легенде, в этом месте растаяла Снегурочка. Вода в источнике действительно голубого цвета. Люди приходят к нему умыться и, загадав желание, повесить на деревья ленточки. Идут, прежде всего, молодые пары, чтобы попросить счастья у той, которая его не получила.

Существует даже очень жуткая гипотеза. Якобы в древности люди очень зависели от холода, и чтобы умилостивить демона холода приносили жертву. Молодую, не побывавшую замужем, девушку привязывали к дереву и оставляли замерзать. Весной синее тело девушки сжигали на костре. В лесу рядом с голубым ключиком иногда до сих пор видят девичий силуэт.
- Это лишь одна из версий. Таинственный природный объект служил объектом поклонения и был посвящен женскому божеству. Замечательно, что он до сих пор дарит людям надежду на счастье, - поясняет Владимир Шамов.

Камень-перстовик. 
Островский район
Складывается впечатление, что Островский район полон чудес и тайн. Вероятно, если бы в нашем мире всё-таки жили ведьмы и колдуны, место бы им приглянулось. Так, по словам Владимира Шамова, там можно найти остатки древнего языческого святилища. Один из камней лежит в урочище за посёлком Островское.

                                               Аномальные и загадочные места Костромской областиАномальные и загадочные места Костромской области

- Судя по тому, что в этом овраге потрясающая энергетика, там и находилось само святилище. Мы искали его с утра до вечера, дважды проходили через овраг и оба раза ощущали вибрации. Но нам и в голову не пришло, что камень именно там. Объект увидел один наш друг совершенно случайно, - рассказывает Владимир.

Остальные камни языческого святилища со средневековым граффити на христианскую тему (уникальный памятник археологии) лежат во дворе у одного из местных жителей. Их перетащили во двор церкви, расположенной рядом с домом мужчины по распоряжению его прадеда - церковного настоятеля, ещё летом 1888 года. На огромном валуне выбит лик и надписи. Особенно хорошо они просматриваются зимой, когда с камня счищают снег.

Аномальные и загадочные места Костромской области
«Ведьмин стул». 
Красносельский район.
Полон мистики и Красносельский район. В местных лесах найден большой камень, так называемый «ведьмин стул». Считается, что на них сидят ведьмы, оборотни и прочие таинственные личности и подпитываются энергией. Красносельский камень именуют ещё «башмаком» или «медведем». К камню от деревни проходила «марфина тропка», названная по имени жительницы крайнего дома, от которого она и начинается.

По рассказам местных жителей, камень был положен на слеги, а под ним вырыта яма – опять искали клад, но ничего не обнаружив, бросили его. Считается, что камень сохранил своё первоначальное положение и напоминает стул.

Легенда. 
Пошёл Петр Клинов в лес за грибами по «марфиной тропке» мимо камня. Вдруг видит, что на нём сидит старичок в лапоточках и с длинной седой бородой ниже колен. Сидит он и курит «козью ножку». Захотелось вдруг Петру страшно закурить. Он и попросил у старика. Тот полез в карман за кисетом да вдруг исчез. Когда возвращался Клинов из лесу, проходил опять мимо камня и увидел, что сидит на нём огромный медведь, а шкура у него будто сединой отливает. Это был хозяин леса.

- Деревенские бабушки вспоминают, что во времена их детства возле камня ещё устраивались игрища. Самым главным считался Ильин день, - рассказывает Владимир Шамов. - По нашим наблюдениям на камне улучшается самочувствие. Это отмечают многие друзья, которых мы отвели к «ведьминому стулу».

Святой Бочаг. 
Красносельский район
Святой Бочаг – ещё одно сакральное место, расположенное между селом Захарово и деревней Малиновая Красносельского района. Он состоит из озерца с «мёртвой» водой, в котором лежит валун, и озерца с «живой» водой. Считается, что, искупавшись в этих водах: сначала в «мёртвой», потом в «живой», затем снять с себя что-то из одежды и оставить на ветках деревьев, растущих поблизости, можно излечиться от болезни.

                                     Аномальные и загадочные места Костромской областиАномальные и загадочные места Костромской области

Легенда. 
В народе говорят, что на этом месте несколько столетий назад стояла церковь, вокруг деревня и кладбище. Потом церковь затонула, остался лишь большой валун. Назвали его святым камнем, а в послеперестроечное время – бочагом. Рассказывают, что зарыт под этим валуном клад. Однажды местные жители решили сдвинуть камень с места, да только сразу услышали крики и увидели зарево – будто пожар. 

Однако все дома в деревне стояли невредимы, и, разумеется, никакой беды не было. Видения случались каждый раз, когда кто-то пытался сдвинуть бочаг в места. Вода же в озерцах считается лечебной: сколько не стоит, ничего с ней не делается.

По слухам, под камнем, когда он лежал посреди озера, зарыл свой клад то ли Стенька Разин, то ли какой другой борец за народное счастье. Якобы лет 30 тому назад местный тракторист решил пополнить свой бюджет содержимым предполагаемого клада. Пригнал трактор, зацепил камень и поволок... Да только услышал жуткий вой. Оглянулся и увидел стадо разъярённых огненно-красных быков, выскочивших из леса...
Владимир Шамов считает, что данный камень – культовый валун: «Нет намёка на то, что на этом месте была церковь. Возможно, здесь располагалось древнее языческое святилище племени меря».
Место освятил иерей Георгий, а один из предпринимателей облагородил: поставил навес для икон и зачем-то соединил озерца с мертвой и живой водой пластиковой трубой. Однако и до этого времени люди ходили к бочагу, чтобы искупаться.

 

Горячий камень. 
Солигаличский район

Хватает мистики и в Солигаличском районе. Горячий камень появился несколько лет назад в одной из деревень на месте разрушенной деревянной церкви. Считается, что это осколок древнего чудского святилища. Поначалу никто на него не обратил внимания: камень как камень, ничего особенного. Однако странная сила объекта показала себя зимой: снег на камне и вокруг него тает. Почему? Теплотрасса под ним не проходит.

Аномальные и загадочные места Костромской области
Говорят, первыми странность заметили служители церкви. Они стали искать под камнем мощи святого. В принципе это хоть какое-то объяснение происходящему. Однако ни мощей, ни клада, ничего бы то ещё под камнем не оказалось.

- Это древний артефакт с поклонного места Чуди, на которое много веков назад водрузили церковь. Поездку на чудо-камень мы планировали около полугода - дожидались зимы. Сведения подтвердились. На ярко-красном камне снег действительно тает. Более того, мы обнаружили на камне стёршиеся петроглифы – косой крест, изображение шамана и еще какие-то знаки. – Владимир показывает подтверждающую видеозапись: среди снега лежит обычный плоский камень, к нему не ведут следы, однако на объекте ни снежинки. - Что касается церкви, то она действительно стояла на древнем Чудском святилище. Если встать на горячий камень, в ногах ощущается сильное тепло, однако на ощупь он холодный.

«Почему нам открылось это явление? Мои знакомые ученые уже пытаются объяснить, пока несколько невнятно. Я считаю, это знак того, что возвращается память об исчезнувших народах, племенах меря, мурома, вятичи, мещёра, кривичи, чудь, голядь, весь. Их святыни дают о себе знать все отчетливей, все громче».

 

Камень-следовик. 
Сусанинский район

Следовик – это камень, на котором отпечатался след. Считается, что его оставил хозяин леса великий Бог-оборотень. Вот и в Сусанинском районе лежит такой камень, на котором отпечатались следы человека, копытца, заячьей лапы и другие. На камне видны стоки. Говорят, что спустившаяся по ним вода становится целебной.

Аномальные и загадочные места Костромской области

- Сделать след искусственно невозможно, порода твердая и выскоблить отпечаток лапки примитивным инструментом просто не получится. Имея долото и молоток можно лишь накарябать что-то в стиле «Здесь был Вася». Собственно, подобная надпись советского времени тоже есть на камне, - рассказывает Владимир Шамов. - Сам же камень является культовым объектом поклонения племени меря, а позднее и славян. Скорее всего, ещё не так давно к нему из деревни ходили молиться бабушки. Ведь камень настолько намолен, что если на него встать, по всему телу идут мурашки. Конечно, под камнем есть яма: видимо, искали клад, но ничего не нашли.

                                                    Аномальные и загадочные места Костромской областиАномальные и загадочные места Костромской области

СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Кологривский лес (Костромская область);
Судиславские леса (Костромская область);

МЕСТА ПОЯВЛЕНИЯ НЛО
Емельяновка (Костромская область, 
Мантурово (места появлений НЛО, Костромская область,

                                              деревня Емельяновка - НЛО                                                              Аномальные и загадочные места Костромской области

БЛУДНЫЕ МЕСТА
А аномалий по области хватает. Самая близкая наверное в Рыбном - там участок с футбольное поле, а плутаю все очень долго.
В Солигалическом районе р. Борисовка похожее место - сравнительно небольшой участок - ходиш - бродиш все места разные, а чуть в сторону шагнул и вот уже "вышел". Буквально вчера разговаривал с местным об этом месте.
Галический район, на север сравнительно не далеко от Лодыгино: чуть заплутал (потерял ориентир по карте, ни тогда да и теперь без жипиэса я) шол на "выход на дорогу". Просто ни откуда началась брусчатка, посеред леса (дорожка валуном выложена) чуть шире одной машине проехать и в очень хорошем состоянии. 
Вышел к деревне, от домов одни стены - ни пола не крыши, дело к вечеру было думал переночевать там. Вот именно в этом месте я испытал очень сильное чуство паники - рюкзак хвать и бегом по этой же брусчатке. Первое, что интересно каменная дорожка как началась просто в лесу так и кончилась - дорога ни от куда в ни куда.  
На следующий день вышел к людю - в нескольких км от Лодыгино (в то время 1999-2001 гг) жил мужичек. Посидели поговорили, начал по карте с ним разбиратся где я бродил - короче деревушка где я сильно напужался Чертово...                                       Аномальные и загадочные места Костромской областиАномальные и загадочные места Костромской области

Костромская Аномальная Зона - СУМАРОКОВО
Уже 3 года выезжаю в одну из известных мне "активных" Аномальных Зон. Находится она в 30 км от города Костромы. На площади в 8 км (поля, пролески, глухой лес) "творится" весьма забавное и не объяснимое с точки зрения официальной науки. Но всё по порядку. Будет много фото, прошу не ломать. как закончу - просигналю. 

пройдя по такому "лесному тунелю", попадаешь на первое Место Силы (так называются места, с явно выраженными аномальными отклонениями в поле магнитного излучения местности и т.п.) 
После 5 минут отдыха на нём - выходишь, как будто накаченный энергетиком. Чувство не передаваемое. И заметил кстати - мелкие царапины и ссадины после посещения его проходят раза в 3 быстрее. 
Рядом - 
То же место силы, но уже с противоположным "эффектом". Находясь в этой "ямке", через 2-3 минуты наваливается ужасная слабость, при подходе к ней - обостряется чувство тревоги и начинаешь беспречинно впадать в панику...брррр вобщем. Как вспомню - так и вздрогну. 

Аномальные и загадочные места Костромской области

Сама Зона изобилует деревьями (в основном молодняк) с таким вот странным изгибом в росте. 
А вот и сама Зона. В диаметре она примерно 3-4 км. Находясь в ней очень часто слышится звук (стальной гул) который явно не природного свойства. при этом до блежайшей трассы или населённого пункта киллометров 25-28. Звук всегда находился (по ощущениям) буквально в метрах 50-100. Перемещаясь по Зоне можно найти места (я обнаружил таких 34) где компас просто сходит с ума. Брал с собой и Теслометр и прибор для измерения внешних магнитных полей - шкалят безбожно. 

 А вот это ОЧЕНЬ "интересное" место. Я его назвал "Гнездо". При проходе через него ощущается будто плотность воздуха (особенно на лице) увеличивается. Магнитометр - шкалит больше чем в других местах. И (!!!) "пропадают" 45 секунд реального времени (ставил специально эксперементы с синхронизированными часами на мне, и вне "Гнезда"). Больше 14 проходок через него время "расхода" в реальном течении времени становится больше, но "выдыхаешься" физически. 
В 7 км от Зоны, в лесу так же мной была обнаружена случайно заброшенная церквушка (сразу скажу, что по приборным замерам, то же не "просто стоит себе и нечего не делает"). 

 

ЧЁРТОВА КЛАДЕЗЬ
Эта маленькая деревушка в Костромской области носит название Чертова Кладезь. Документы гласят, что сто лет назад здесь прокатилась волна массовых и, что самое главное, немотивированных самоубийств. После чего люди потихоньку начали покидать свою малую родину.

Пожар после грозы
Вскоре Чертова Кладезь вновь удивила жителей своими странностями. Лето 1932 года выдалось очень жарким. В поле сгорел весь урожай. Сельчане решили действовать. В одну из темных ночей они собрались на погосте с молитвенниками и крестами в руках и до рас­света молились, окропляя святой водой могилы усопших.

К утру случилось чудо: небо заволокло темными тучами и пошел дождь. Сначала мелкий, потом все сильнее и сильнее, пока наконец не обрушился ливень. Бушующие потоки холодной воды мешались с градом. Только под вечер это неистовство природы понемногу успокоилось.
И тут произошло самое невероятное: три дома, расположенные в разных концах деревушки, вспыхнули почти одновременно. Их промокшие крыши и стены полыхали, будто это была сухая солома.
Причину возникновения столь страшного пожара так и не удалось выяснить.

Аномальные и загадочные места Костромской области
«Привет» от пришельцев...
В 1988 году, когда в средствах массовой ин­формации стали появляться первые материа­лы о паранормальных явлениях, Чертова Кладезь вновь привлекла к себе внимание.
«Как-то я вместе с сыновьями отправилась на покос, - рассказывает изданию «Отражение» 78-летняя Алефтина Богожкинова. - Во время работы меня вдруг неожиданно охватила волна тошноты, закружилась голова, заныл желудок. Я присела отдохнуть, а за спиной голос слышу. Кричит старший Вася: „Мама, мама, смотри, в небе инопланетяне!"

Смотрю вверх. По небу медленно передвигается сигарообразный объект, вокруг него волны - красная и синяя. От ужаса у меня в горле сперло. Тем временем НЛО перелетел определенное расстояние и буквально рухнул в поле. Мы подумали - авария. Дети рванули бежать туда, но „сигара" взлетела снова. Покружившись с минуту над местом свое­го „падения", она развернулась и так же тихо улетела прочь, скрывшись от нас на горизонте. Подталкиваемые любопытством, мы подошли туда, где сидел НЛО. Вокруг все выгорело - в прямоугольной форме размером  2 на 3 метра лежали выго­ревшие стебли травы».'"

...И другие чудеса
Охотник Тихон Зайцев рассказывает, что в близлежащих березовых рощах водятся стаи странных пуленепробиваемых волков. «Однажды утром я вы­шел в сени и обомлел: на крыльце моего жилища, мирно посапывая, спали... два волка, - вспоминает Зайцев. - Я вынес ружье и из обоих стволов пальнул по зверям тридцатиграммовым свинцовым зарядом. Картечь ударила в оба тела, и, вскочив, волки убежали сквозь распахнутые ворота.
Но бежали они так, будто не чувствовали боли: потихоньку, пере­валиваясь с одного бока на другой, оглядываясь злобными глазами назад. Я посмотрел на место, на котором спали волки, и... не нашел ни единой капельки крови. Через семь дней после этого ужасного эпизода с волками у нас обокрали курятник. Тридцать наседок и четыре петуха исчезли бет следа: ни пуха, ни перьев, ни крови. Дверь сарая была плотно закрыта на амбарный замок, окна зарешечены. Сосед после рассказывал, что в тот вечер видел на моем огороде двух огромных волков. Но я так и не взял в толк, как они смогли пробраться в курятник».

А вот что рассказывает известный американский ученый и путешественник Джордж Табакерки: «Я вместе со своими коллегами приехал в Чертову Кладезь, чтобы лично убедиться в местных странностях. Сразу же при въезде в деревню я почувствовал, что у меня кружится голова, поднимается давление.
Ночью, когда мы поужинали и легли в машинах спать, меня буквально окатила волна мистического ужаса, по-видимому, беспричинного, так как вокруг все было тихо и спокойно. Мои друзья тоже взволновались. Мы встали, вышли из машины, сели около затухающего костра. Где-то со­всем рядом, на окраине березовой рощи, завыл волк и показалась резкая вспышка света. Я залез в автомобиль, достал видеокамеру, направил объектив в сторону леса и успел зафиксировать еще три вспышки.

Утром, с восходом солнца, мы зашли в рощу, намереваясь найти там какие-нибудь следы и доказательства произошедшего ночью. И нашли. Пять деревьев стояли обожженные с одной стороны».
Лозоходцы говорят, что биорамки в Чертовой Кладези вращаются с бешеной силой, а парапси­хологи утверждают, что деревня расположена в зоне отрицательной энергии, идущей из-под зем­ли. Отсюда и чудеса...

 

СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Места наблюдения СЧ в Костромской области. 

В конце 90-х годов охотник из деревни, расположенной на берегу Унжи, работал на лесозаготовках. Он с товарищем жил в небольшом домике. Вечером он увидел огромного волосатого человека, который стоял, скрестив руки на груди, метрах в 15 от домика и наблюдал за ним. Рост великана был не меньше 3,5 метров. Шерсти охотник не разглядел. Цвет кожи (или короткой шерсти) был “как у загорелого человека”. В панике он бросился в домик и запер дверь. Некоторое время этот “человек” топал по крыше, стучал по ней, спрыгивал на землю и колотил чем-то по стенам. Очевидно, он считал, что домик это его жилище и пытался прогнать непрошенных гостей. Подобные случаи не редко (рыбаки, охотники, туристы и др.), устраивавшиеся на ночлег в охотничьих избушках, стоящих в удалённых от людских селений местах.

Аномальные и загадочные места Костромской области

В 2001 году летом "волосатого человека" видели в Кологривском лесу, расположенном в восточной части Костромской области. Очевидец рассказал: “Я слышал о “снежном человеке”, но представлял его себе совсем по-другому: страшным, наподобие гориллы, и с чёрной лохматой шерстью. А тут нормальное, чуть монголоидное лицо, белая гладкая шерсть (очевидно, это был альбинос). Это было уже потом, а в тот момент я почувствовал холод и дрожь в ногах. ОH (или ОНА) постоял возле меня минут пять, потом повернулся ко мне спиной и ушёл".

В том же году в августе месяце два рыбака ночевали на берегу небольшой речки, притока Унжи, километрах в 20 от районного центра Кологрива. Проснувшись утром, они увидели стоящую на другом берегу речки фигуру волосатого “шишига” (так называют в этих местах лешего). Он был ростом примерно 2,5 метра (сначала им даже показалось, что его рост 3 метра). Он стоял, спокойно скрестив руки на груди, и наблюдал за ними. Потом, поняв, что его увидели, повернулся к ним спиной и, не спеша, удалился. Встреча продолжалась минуту или две. Рыбаки запомнили, что сначала, когда он стоял слегка вполоборота, голова у него казалась остроконечной, и с неё на спину точно грива спускались длинные прямые волосы. Когда же он повернулся лицом, то лицо у него выглядело овальным.

Расстояние было примерно 40-45 метров и деталей свидетели не разглядели. Они обратили внимание, что нос у этого существа был сильно приплюснутым. Цвет волос на теле и голове был разных оттенков серого.

В том же месяце группа охотников, ничего не знавшая о наблюдении рыбаков, примерно в двух километрах от места их встречи, обнаружила тушу убитой крупной медведицы, которая была разорвана (по хребту) от анального отверстия до шеи. Эта зверская расправа произошла совсем недавно, так как туша была ещё тёплая. Все внутренности вывалились из тела и валялись рядом. Отсутствовал только печёнка и кусок мяса вместе с лопаткой. Опытные охотники утверждали, что это не была жертва другого медведя. Медведи во время схватки между собой расправляются со своим противником совсем по-другому.

Аномальные и загадочные места Костромской области

Летом 2007 года в урочище Степановка (в 59 км от Кологрива) охотники видели в лесу труп медведицы, разорванный от крестца до шеи.
В том же районе И.Игнатов обнаружил следы с размерами отпечатков 46х20 см.

В середине декабря 1989 года появилось сообщение, что житель Костромы И.Ловачёв во время охоты видел “дикого человека”. В Кострому выехал М.С. Трахтенгерц, разыскал Ловачёва и записал его рассказ.
13 ноября М.Ловачёв с группой охотников из Костромы охотились неподалеку от г.Судиславля, в восточной части области. Они застрелили лося. Забрав часть добычи, охотники поехали домой, решив на другой день попытать счастья еще раз.

Приехав на другой день, часть охотников ушла в загон, а Ловачёв и ещё несколько человек притаились в кустах по краю небольшой просеки. Неожиданно Ловачёв заметил стоящую за кустом фигуру человека, всё тело которого было покрыто волосами. 

"Волосатый человек", очевидно, давно уже наблюдал за охотником, так как заметив, что его увидели, он вышел из своего укрытия, пересёк просеку и удалился в лес, причём в том направлении, в котором слышались крики загонщиков. Рост его был примерно два метра, оставленные им следы были около 40 сантиметров длиной.
Через некоторое время он пересёк просеку в обратном направлении. На этот раз его, кроме Ловачева, увидели ещё несколько охотников.
Позднее при довольно беглом опросе охотников и местных жителей удалось установить, что подобного (или того же самого) "волосатого человека" видел один местный художник, примерно в том же районе.

КОЛОГРИВСКИЙ ЛЕС – 
место обитания снежного человека на севере Костромской области. Кологривье – заповедный лес площадью 1500 гектаров, в котором встречаются и непроходимые болота, и вековые 50-метровые ели. Здесь на берегу Унжи (приток Волги) не раз находили следы, по меньшей мере, 65 размера. Видят «лешего» в этих местах не так уж и редко, в среднем примерно 1 раз в год появляются слухи о том, что «леший» опять появился. Один из свежих случаев – встреча со снежным человеком, которого видел охотник Геннадий Павлович ОСИПОВ. 
Осенью 2000 года о новых встречах писала местная костромская экологическая газета «Эко-вестник» (Кострома), в начале 2001 года о необходимости проводить поиски заговорил главный охотовед Костромского охотообщества. В январе 2001 года огромное волосатое существо вновь было замечено на границе с Судиславским районом. Комплексных поисков пока не проводилось. 

МАНТУРОВО – город в Костромской области, рядом с которым находится аномальная зона. Здесь, по словам очевидцев, очень часто вблизи реки Унжа появляются НЛО. Чаще всего они видны на горизонте, примерно в 20-100 км от Мантурово.

СУДИСЛАВСКИЕ ЛЕСА – возможное место обитания популяции снежных людей на юго-западе Костромской области. Основной ареал распространения следов этого загадочного существа приходится на массив леса примерно в 40 км к востоку от г.Судиславль. В 1980-х годах исследования в этом районе проводил ученый секретарь Криптозоологического общества Михаил Самойлович ТРАХТЕНГЕРЦ, который оценил рассказы местных жителей о наблюдениях гоминоида как заслуживающие доверия.

Повествования о волосатых людях в кологривских краях имеют давнюю традицию. Еще когда тамошние лесопромышленники только собирали деньги, дабы откупиться от грязной вонючей чугунки, поблизости от Кологрива были обнаружены люди, от макушки до пят обросшие шерстью. Некоторые из них позднее покинули историческую родину, появились в столицах, где их изучали медики, лицезрела публика. Известны их имена: Андриан Евтихиев и Федор Попов.

 

Нашествию уфологов и парапсихологов подвергся в последнее время затерянный в костромских лесах Кологривский район, граничащий с Вологодской областью. Здесь объявилось лохматое чудище, которое местные жители кличут лесовиком, верующие называют бесовским наваждением, а приезжая уфологическая публика именует снежным человеком. 
         Первые свидетельства о том, что в бескрайних лесных массивах в верховьях реки Унжи завелись "волосатые оборотни", стали появляться еще с конца XIX века. Какое-то время все эти явления списывались на религиозные предрассудки. Потом были революция, коллективизация, война, и народу стало не до чудовищ. Рукотворные чудеса новой эпохи полностью затмили природные "непонятки". Снова о кологривском феномене вспомнили лет 15 назад, когда на постперестроечной волне у населения проснулся жуткий интерес к всевозможному оккультизму, а психиатрические клиники страдали от наплыва пациенток, утверждавших, что они беременны от инопланетных пришельцев. Со временем бум прошел, инопланетные беременности как-то сами собой рассосались, но свидетельства о встречах на Унже с непонятными существами не прекратились. Наоборот, этих свидетельств стало гораздо больше. 
         Чуть ли не каждый второй из местных охотников и рыболовов, выбиравшихся на отдаленные притоки Унжи, теперь заявляет о том, что самолично видел йети. Любопытно, что рассказы многих свидетелей совпадают почти до деталей. "Шел по лесу, ощутил спиной ледяной пронизывающий взгляд. Медленно обернулся. Под сосной (березой, осиной, елкой) примерно в 30-40 метрах от меня стоял и не мигая смотрел волосатый великан. На медведя и обезьяну не похож. Общее - только густая шерсть". Судя по свидетельским показаниям, загадочное существо не агрессивно. Оно просто стоит и смотрит. Но многие люди чувствуют безотчетный страх - "как будто заглянули в глаза дьяволу". А особо впечатлительные тут же падают в обморок.

         Словно сговорившись (а это исключено), свидетели рисуют практически идентичный портрет лесного незнакомца. Ростом около 3 метров. Стоит прямо, не сутулясь. Здоровенные мускулы, широкие плечи, шеи почти нет. Морда волосатая, огромный рот, маленький приплюснутый нос, угрюмые глаза. 
         Костромской йети скорее всего не одинок. Его близкие родственники были неоднократно замечены в Архангельской и Вологодской областях. Вот только в отличие от миролюбивых костромских коллег архангельские "шерстистые товарищи" имеют более агрессивный норов. 
         Большинство встреч с кологривским йети происходит в августе и сентябре. И это вполне логично. Именно в эти месяцы леса наиболее часто посещаются охотниками, грибниками и ягодниками. У последних даже появилась особая примета. Если увидел йети, можно разворачиваться и с пустой корзинкой идти домой. Клюквенно-брусничного улова все равно в этот день не будет. 
         Пока все свидетельства о существовании трехметрового лесовика носят исключительно описательный характер, а поэтому достаточно субъективны. Материалистических подтверждений проживания йети в кологривских лесах - шкур, слепков гигантских следов, клочков шерсти и т.д. - до сих пор не обнаружено. Неудивительно, что в самом Кологриве имеется немало скептиков. Редактор местной газеты Елена Филиппова, хотя и публикует свидетельства очевидцев, честно говорит, что в существование йети не верит. Еще более категоричную позицию занимает госинспектор рыбоохраны В. Комиссаров: "Считаю, что все эти рассказы о волосатом человеке - полная ерунда. Просто в лесу и на реке пить надо меньше..." 
         С другой стороны, среди видевших лохматого незнакомца также много уважаемых и известных в Кологриве людей. В том числе бывший председатель райисполкома Павел Кудельников и местный судья. И заподозрить этих людей в мистификации или в откровенном вранье просто не поворачивается язык. 
         Происходящему может быть только два объяснения. Либо имеет место феномен массового самовнушения - и некоторые люди становятся заложниками собственной впечатлительности (психологам, к примеру, хорошо известен такой феномен: ряд очевидцев, наблюдавших за сильным пожаром со стороны, через три-пять лет начинают истово верить, что они были внутри, а не снаружи горящего здания, и готовы во всех подробностях рассказать о своих метаниях по горящим комнатам), либо в дремучих лесах под Кологривом действительно происходят странные вещи. 

Аномальные и загадочные места Костромской области
         Известный костромской уфолог В. Дьяченко недавно выдвинул версию, якобы объясняющую, почему здешний йети не оставляет никаких материальных следов: "Снежный человек не является жителем Земли. Маловероятно и то, что он представитель инопланетной цивилизации в любой ее форме. Скорее всего снежный человек попадает к нам из параллельного мира. И вскоре туда же возвращается. Возможно, эти перемещения неожиданны для самого снежного человека, так как происходит локальная дематерилизация". 
         Что это такое, толком никто не знает. Но сторонников существования кологривского йети отсутствие научного фундамента не смущает. Тем более что некоторые уже сейчас наловчились извлекать из "потустороннего" лесовика вполне земные дивиденды. Другой костромской уфолог, Д. Борисов, опубликовал как-то большую статью (на целую страницу), в которой утверждал, что ему первому посчастливилось сфотографировать таинственное существо. Потом, правда, выяснилось, что на пленке ничего нет. Вообще. Но это не помешало Д. Борисову опубликовать новую статью. Уже на две страницы. В ней автор "доказывал", что пленку засветили таинственные силы из потустороннего мира, а это, мол, и есть лучшее подтверждение того, что йети действительно существует! Сделав такой логический вывод, уфолог смело пошел в кассу за гонораром. Между прочим, в земную, а не в потустороннюю... 
         Кстати, заняться "коммерциализацией" йети хотят и некоторые представители кологривских властей. Мол, если Великий Устюг в туристических целях раскручивает Деда Мороза, а Островское - Снегурочку, то почему бы и Кологриву не раскрутить своего снежного человека? 
         Правда, если такое существо действительно имеется, то с его территориальной "пропиской" надо разбираться и разбираться. Большинство встреч с лесовиком происходит на самой границе костромских и вологодских земель. Поэтому хижина (гнездо, нора, бунгало) мифического волосатика вполне может находиться и на Вологодчине. 
         А тут еще кологривский йети скорее всего не одинок. Его близкие родственнички были неоднократно замечены в Каргопольском районе (это уже Архангельская область). Причем замечены на северной оконечности озера Воже, часть которого также находится на территории Вологодчины. Вот только в отличие от миролюбивых костромских коллег каргопольские "шерстистые товарищи", видимо, имеют более агрессивный норов. 
         В 1991 году в ряде архангельских изданий появились сообщения, что на берегу Воже двое волосатых лесовиков прямо на глазах изумленного пастуха увели корову. А еще через год "Комсомольская правда" опубликовала новый сенсационный материал - каргопольский охотник по фамилии Брянцев покончил жизнь самоубийством, опасаясь мести самца снежного человека, у которого он застрелил подругу (!). Правда, на поверку вся эта история оказалась обычной мистификацией, но зато стало доподлинно известно, что и вологодские охотники в глухих углах под Семигородней, Бекетовской, Вытегрой якобы тоже видели странных лесных существ.

МЕСТА СИЛЫ
Корреспонденты «Костромской народной газеты» составили список «мест силы» в нашей области. Об этом идет речь в материале, который публикует издание.
Как выяснилось, надо отличать место силы от просто аномальных зон, которые в народе слывут проклятыми территориями. Даже кратковременное нахождение в последних приводит к страху, плохому самочувствию и сулит дальнейшие неприятности любому человеку.
Исследователь Олег Давыдов, в свое время по мифам и легендам описавший 111 мест силы Русской равнины, на территории Костромской области выделил шесть таких территорий: Чистое болото (Сусанинский район), Ферапонт (Буйский район), Овинова слобода (Галич), Умиление (Галичский район), Макарьев, Княжая Пустынь (Кологривский район).
Например, о Княжей Пустыни знают многие православные с давних времен. Об этом месте сложены легенды. В гору, которая называется Святой, нужно подняться пешком с тяжелым камнем в руках – тогда прощаются самые тяжкие грехи. Оказывается, идти туда надо, освободившись от всех мирских дел. Иначе путь будет закрыт.

Город Кострома

ПОЛТЕРГЕЙСТ В КОСТРОМЕ
Охотник за привидениями
         Пенсионер-геолог занялся изучением паранормальных явлений. За три года ему удалось зафиксировать в Костроме и Костромском районе несколько десятков случаев проявления полтергейста, НЛО и даже (как он полагает) самовозгорания. 
         Оказывается, всяких странностей в нашем городе и окрестностях происходит немало. Просто чаще всего, столкнувшись со сверхъестественным, люди предпочитают об этом слишком широко не распространяться: кому охота, чтобы его сочли сумасшедшим. Максимум - рассказывают близким друзьям и родственникам. 
         Пенсионер Михаил Георгиевич Просвирин, видимо, обладает какой-то уникальной обаятельностью: ему удается уговорить иногда совершенно незнакомых людей рассказать о самом сокровенном.

* * *

Ночной кошмар

         Паранормальными явлениями Михаил Просвирин заинтересовался лет двадцать назад: впервые столкнувшись со сверхъестественным лицом к лицу. В то время он работал геологом в Таджикистане (в Кострому Михаил Георгиевич приехал всего пять лет назад): по полгода проводил в экспедициях в горах. 
         Как-то они с рабочими раскинули лагерь неподалеку от Джиликуля, на границе с Афганистаном. Спали они в палатках в спальных мешках. И вот как-то ночью он проснулся и почувствовал, что кто-то сидит у него на ногах и держит его за руки. 
         Темнота в тех краях не такая, как здесь: иногда бывает так, что даже поднеся руку к лицу, не можешь ее разглядеть. Поэтому Михаил Георгиевич ничего не видел в темноте палатки. 
         Зная, что неподалеку граница, в первый момент он подумал, что на них могли напасть какие-нибудь контрабандисты (перевозчики наркотиков). Он попытался вырвать руки или сбросить нападавшего. Однако всех сил этого здорового 45-летнего мужика (который для разминки мог легко раз двадцать-тридцать выжать мешок с цементом) не хватило даже на то, чтобы пошевелиться. 
         По-настоящему же он испугался после того, как, открыв рот, чтобы позвать на помощь, почувствовал, что не может закричать. В тот же момент державшая его сила вдруг мгновенно исчезла. 
         Михаил Георгиевич выскочил из палатки (он спал там один) и разбудил рабочих, но никто из них не заметил ничего необычного. 
         Сам геолог был абсолютно трезв (он вообще не разрешал привозить в лагерь спиртное, пока изыскания не закончены). И принять это за белую горячку никак не мог. 
         Но самое удивительное, что через несколько дней ночной кошмар повторился. Закончился, правда, также мгновенно и без какого-либо ущерба для здоровья. 
         Единственный, кому геолог решился об этом рассказать, был священник, к которому Михаил Георгиевич сходил после возвращения из экспедиции. 
         Больше ничего подобного с ним не случалось, но именно с тех пор геолог Просвирин очень заинтересовался всякими паранормальными явлениями. 
         Он до сих пор не знает, что случилось с ним в горах Припамирья.

Держитесь подальше от кладбищ
         Большую часть своих исследований в области аномальных явлений Михаил Просвирин провел в Таджикистане. Там ему удалось собрать несколько сотен свидетельств о столкновениях с миром сверхъестественного. В его архиве и письменные документы, и фотографии, и результаты собственноручных биолокационных исследований, которые он проводил совместно со своими единомышленниками (учеными из Таджикского университета). 
         В Костроме он пока такого архива собрать не успел: и помощников нет, и возраст уже не тот. Однако некоторые наблюдения сделал. 
         Как считает Михаил Георгиевич, в нашем городе есть несколько ярко выраженных аномальных зон. Внутри этих территорий с людьми часто происходят необъяснимые вещи. 
         Это и классические явления полтергейста (когда какая-то сила передвигает мебель в отсутствие хозяев, неожиданно пропадают предметы, секунду назад лежавшие в каком-то определенном месте, и т.д.), и мощные проявления спиритических сил (столоверчение, разговор с духами и прочее), и вещи, гораздо менее безопасные (беспричинные самоубийства, внезапные и не совсем понятные смерти, тяжелые и быстро заканчивающиеся летальным исходом болезни крепких молодых людей). 
         В основном, как полагает Просвирин, аномальные зоны расположены в центральной части города и за Костромкой. По этому поводу у него есть предположение, что эти зоны привязаны к тем местам, где когда-то происходили какие-то масштабные неприятности. Например, в районе монастыря, где было захоронение после одной из крупных эпидемий. 
         Территории бывших кладбищ и пространство вокруг них вообще часто отличаются высокой концентрацией отрицательной энергетики. Поэтому Михаил Просвирин считает, что строительство жилых домов на площади Конституции, в районе Березовой рощи, - на месте бывшего кладбища, - не самая удачная идея. Итак, этот район попадает в число аномальных зон. Отрицательная энергетика здесь просто бьет ключом. По количеству преступлений и происшествий на душу населения он, вероятно, может переплюнуть даже криминогенные Рабочие улицы. 
         Кстати, именно в районе Березовой рощи удалось зафиксировать всего за полтора года три случая полтергейста - одного из самых загадочных и зрелищных сверхъестественных явлений.

Полтергейст в березовой роще
         После столкновения с "шумным духом" костромичка попала в больницу. квартире Екатерины Михайловны Семеновой (фамилия изменена. - А.К.) все началось с очень невинной вещи - с неожиданного стука в дверь. Если бы, поворачивая ключ в замке, Екатерина Михайловна могла предугадать дальнейшую цепь событий, вполне возможно, что она предпочла бы сгрести в охапку ценные вещи и деньги и скрыться куда подальше на месяц-другой. 
         Однако в тот момент ничего плохого она не ожидала. За дверью никого не оказалось. "Детишки балуются", - подумала Екатерина Михайловна. 
         Поначалу "детишки" баловались редко. Потом стук в дверь стал раздаваться раз по пятнадцать на день. Ежедневно, примерно в одно и то же время.
         Чего только ни делали Екатерина Михайловна и ее муж, чтобы поймать таинственных "шутников": даже дежурили за дверью, ожидая момент, когда раздастся стук. Но ни разу им не удалось не то что увидеть "детишек", но даже услышать, как они убегают по лестнице. 
         Продолжалось это дней десять, потом вдруг как отрезало. Екатерина Михайловна начала уже было успокаиваться, но тут начались телефонные звонки. Поднимая трубку, костромичка слышала только молчание: не раздавалось ни шороха, ни шуршания - вообще никаких звуков. 
         А дальше все как в случае со стуком - звонки стали раздаваться чуть ли не каждые пять минут. Екатерина Михайловна даже на ГТС обращалась, но техники никаких неполадок не нашли. 
         Затем снова наступило затишье. Но на этот раз женщина уже подсознательно ожидала каких-то неприятностей. И они не замедлили наступить. 
         Как-то, возвратившись с работы, она увидела, что шкаф с одеждой, стоявший в углу спальни, придвинут вплотную к кровати. 
         Муж с негодованием отверг предположение, что это дело его рук. Впрочем, он и не мог оказаться дома: в это время отправился в рейс. 
         Следующей жертвой стал телевизор. Выбежав в магазин за продуктами всего минут на пятнадцать, Екатерина Михайловна обнаружила свой Panasonic лежащим в ванной. Дома в этот момент тоже никого не было. 
         С перепугу она тут же позвонила в милицию. Однако дежурный только удивился: "У вас же ничего не пропало". И в самом деле - ничего. 
         Верхом безумия стал холодильник, перевернутый кверху ножками в отсутствие домашних. При этом все продукты аккуратно лежали на полках. Только с обратной стороны. 
         На этом невинные развлечения неведомого шутника закончились, и началась уже откровенная чертовщина. 
         Как-то вечером в зале на Екатерину Михайловну упала люстра. К счастью, не на голову. Задела только по касательной плечо и разодрала руку. 
         Но самое страшное случилось через несколько дней на кухне. Женщина разрубала небольшим топориком мясо. Положив инструмент на стол, она отошла к шкафу за тарелкой. Вдруг за ее спиной раздался свист и в следующий момент лезвие топора вонзилось в дверцу навесного шкафа. 
         После этого Екатерина Михайловна на несколько недель попала в больницу с нервным срывом. С ее исчезновением затих и полтергейст. Только в спальне на стене возле кровати неожиданно появилось мокрое пятно с неприятным резким запахом. 
         Вызванные сантехники с недоумением пожали плечами. Никаких труб в этом месте ни внутри стены, ни с другой ее стороны (там вообще была лестничная площадка) не было. 
         Как раз в этот период в квартиру Семеновых и попал Михаил Просвирин. Слухи о происшедшем дошли до него через знакомых. 
         Он переговорил с домочадцами, осмотрел стену, дверцу шкафа (топор оттуда вынули с огромным трудом). А потом настоятельно порекомендовал обратиться к священнику. 
         Верующих в семье Семеновых не было, и муж Екатерины Михайловны воспринял эту идею без особого восторга. Однако Просвирину удалось его уговорить. 
         Единственное, хозяин квартиры просил, чтобы все было исключительно конфиденциально. И так среди соседей уже поползли слухи, что это он швырнул топором в жену. 
         Когда священник, приведенный Михаилом Геннадьевичем, начал освящать квартиру, в зале внезапно раздался звон разбитого стекла. Войдя внутрь, люди обнаружили, что на полу лежит камень. Однако разбито оказалось внутреннее стекло, наружное только треснуло - как будто камень швырнули изнутри квартиры. 
         На этом проделки полтергейста и закончились.

 

АНОМАЛЬНАЯ ЗОНА КОСТРОМСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Гениальный пейзаж древнейшей аномальной зоны России
Между Ярославлем и Костромой...

   Если попросить вас, уважаемые читатели, не задумываясь назвать какую-либо аномальную зону, большинство обязательно вспомнит Бермудский треугольник. Несколько меньшей известностью пользуются аномальные зоны в противоположной точке Земли – море Дьявола, а также Сиамский залив, где мореплаватели регулярно встречаются с необъяснимым феноменом, громадными (до нескольких миль в диаметре!) светящимися и вращающимися колесами на поверхности и в толще воды. Это своего рода глобальные аномалии. Но нет, наверное, ни одной страны, кроме карликовых Монако и Лихтенштейна, где бы не имелось своих собственных аномальных зон, в которых происходят весьма странные явления.

Свидетельствуют очевидцы
   Это невероятное событие произошло осенью 1997 г. близ деревни Худково Ярославского р-на Ярославской области (примерно 10 км к юго-юго-востоку от Ярославля. Прим.М.Т.) – наблюдении посадки НЛО и попытке местных жителей и дачников при помощи шеста унести его в деревню.

   Вот что писал ведущий уфолог г. Костромы Виталий Петрович Дьячков: 
   "Дело в том, что шары подобного размера в уфологии не известны. Они или большие (диаметром от 3 до десятка метров) или маленькие, размером с апельсин или теннисный мяч. Последние обычно не наблюдаются визуально, а спонтанно проявляются при бытовой фотосъемке (выглядят как светлые или черные энергетические сгустки). Самый знаменитый случай был в свое время описан в статье Сергея Буланцева "Где же ты был, Франк?" ("Советская Россия", март, 1983 г.). 
   Вскоре состоялся телефонный разговор с Е.П. Буровой, которая вместе с Абросимовой и своей сестрой Давыдовой Л.П. находилась возле шара и пыталась шестом (длинной палкой) подцепить предмет за кольцо диаметром 5 сантиметров, находящееся в нижней части объекта. По сообщению Буровой за происходящим в тревожном ожидании наблюдали практически все жители деревни из 17 домов с расстояния 300 метров. Е.П. Буровой запомнилось яркое свечение, исходившее от опустившегося на землю шара. После внезапного отлета загадочного предмета, вызвавшего облом просунутого в кольцо шеста, долгое время в деревне и в дачном поселке ходили слухи и различного рода догадки о природе происхождения непонятного явления. В конце концов очевидцы сошлись на мнении, что увиденное ими явление принадлежит к шпионской деятельности американского зонда или к испытанию какой-либо новой невероятной техники нашими военными. По этой-то причине люди и боялись сразу сообщить об увиденном местным уфологам и ученым. 
   Никто из опрошенных очевидцев не упоминал о каких-либо странных звуках, исходящих от шара при взлете, а также о наличии странных запахов и материальных следов на месте посадки. Дотронувшаяся до шара Абросимова не ощущала теплового и электрического воздействия, а лишь как-то для себя поняла, что этого делать не следует. Потом металлический шар, как уверяют очевидцы, взлетел и, что самое странное, при отсутствии ощутимого ветра, быстро стал набирать высоту и вскоре скрылся в небесной синеве.

   ...А вот портрет снежного человека Дьячкову заполучить не удалось. Хотя следы его видеть приходилось, когда Дьячков с опергруппой выезжал на убийство. Убийство случилось в лесу и группа пошла пешком на место происшествия. Один из егерей, который пошел с сотрудниками милиции в качестве проводника, обратил внимание на следы, которые начинались за поляной, где лежал труп. Дьячков с криминалистом пошли по этим следам, хотя собственно следами их назвать было трудно – такое впечатление, что по снегу шли два столба, диаметром около метра. Проваливаясь почти по пояс в снег, они шли по следам, которые неожиданно оборвались, точно тот, кого они преследовали, растворился в воздухе. 
   – От тех же местных егерей я слышал много рассказов о снежном человеке, – рассказывает Дьячков, – проанализировав эти истории, а также опубликованные в прессе рассказы о встречах со снежным человеком, я пришел к выводу, что он – ничто иное, как пришелец из параллельного мира. Ведь если бы это было нечто вроде животного, оставались бы продукты жизнедеятельности – экскременты, лежбища, остатки пищи. Но этого никто не видел. Второй нюанс – криптозоологи, изучающие йети, отмечают его способность внезапно становиться невидимым, объясняя, что он достигает этого путем аутотренинга. Видимо, он является существом, которое на короткое время попадает на Землю, а потом уходит обратно в свое измерение. 
   Теорию Дьячкова о происхождении снежного человека совсем недавно опубликовал журнал "Невероятный мир", а всего у него вышло три книги в различных столичных издательствах. Применение практики следственной работы к исследованию параллельных миров было оценено многими профессиональными уфологами, имеющими мировую известность. 
   Хотелось бы напомнить читателям, что дело происходило даже не в М-ском треугольнике, а в самом сердце России, между Ярославлем и Костромой, которые до сих пор пребывают в великом споре о том, какой же древний город более аномальный. Да и герои дальнейшего повествования выбраны самые обычные. Великий русский художник-пейзажист Саврасов, простой крестьянин Сусанин и отставной полковник костромской милиции... 
   Судьба Виталия Петровича Дьячкова, на первый взгляд, самая обычная. Работал в милиции, занимался расследованием особо важных дел, дослужился до полковника юстиции, получил должность начальника управления по расследованию организованной преступности, через 35 лет службы вышел на пенсию. Но есть у полковника Дьячкова и другая жизнь, которая далека от обыденности и рутины. Это жизнь параллельных миров, пришельцев, снежных людей и полтергейстов. Свое пристрастие к необычному Дьячков никогда особо не скрывал и иногда даже пользовался служебным положением, чтобы сделать анализ следов астральных существ в криминалистической лаборатории. 

Достопримечательности Костромы

   На вопрос – существуют ли места, где НЛО наблюдаются наиболее часто? – В. П. Дьячков отвечает так: 
   – У нас такими зонами были Кострома и Костромской район, Красносельский, Судиславский, Макарьевский, Островский, Пыщугский. В Костроме, пожалуй, можно выделить три места, где они чаще всего наблюдались. Это Ребровка, Октябрьский поселок у ТЭЦ-2 и автопешеходный мост через Волгу, с направлением на Ипатьевский монастырь.

 

Свидетельствует история
   Администрации Костромской области и Сусанинского района обратились в Патриархию с предложением о канонизации Ивана Сусанина. Герой мученически погиб не за свои интересы, а за царя и Отечество. Он совершил подвиг. Святейший Патриарх, побывавший недавно в этих местах, сказал, что канонизация Сусанина возможна после дополнительного изучения всех исторических фактов. 
   Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613 г., спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И. Глинка посвятил оперу "Жизнь за царя".

   Расположено в 65 км от Костромы. Здесь интересны места, связанные с Иваном Сусаниным. Это музей подвига Ивана Сусанина, часовня, деревня Деревеньки, где жил Сусанин, Юсуповское болото – памятный камень на месте его гибели. Кроме того, можно посетить церковь Успения Божией Матери, выставочный зал предметов этнографического быта (в Воскресенской церкви, которая изображена на картине Саврасова "Грачи прилетели"), Железноборовский монастырь и приходской храм. 
   Иван Сусанин, как известно из истории, завел польский отряд не просто на Юсуповское болото, а в самый цент аномальной зоны, из которой и сам мог не выбраться, о чем знал не понаслышке. Ведь и энергетические шары там той же природы, что и в М-ском треугольнике, но ко всему есть там особенность, которая давно превращена народом в страшилочку:
   Куда ты завел нас, Сусанин-герой?
   Не знаю, ребята, я сам здесь впервой!

Город Кострома
Мерянская Русь – Костромской край
– Идите во-о-она туда, идите, – напутствовала нас, заезжих туристов, бывшая учительница сельской школы, объясняя дорогу к озеру. – Там за лесом-болотом церковь стояла на острове у озера. Там Богу помолитесь – и в черта поверуете, – неожиданно добавила бабушка. Литературная формула показалась знакомой. Так закончился мой мерянский «детектив» с поисками последнего «этнического острова», известного по древнерусским летописям племени меря.
В советское время господствовавшая историческая концепция относила мерю к народам, вымершим или полностью ассимилировавшимся древнерусским этносом в раннее Средневековье.
Действительно, с какого-то момента меря как отдельное племя, участвовавшее вместе со скандинавами и славянами в походах на Византию и перечисленное среди изначальных народностей Древней Руси, сходит с общероссийской исторической арены.
На территории, где располагались земли этого древнего финно-угорского народа, ныне находятся Ярославская, Владимирская, Костромская, Ивановская, север Московской, юг Вологодской и запад Тверской областей. Там отмечены сотни мерянских топонимов и гидронимов, свидетельствующих о плотной колонизации территорий. Так, средневековый город Клещин на Плещеевом озере (Ярославская область) прямо назван в летописях мерянским, костромской Галич также носил название мерянского города. На реке Сара на той же Ярославщине находится Сарское городище – огромный мерянский протогород, предшествовавший всем древнерусским городам в ростово-суздальских землях. Первый епископ Ростовский Леонтий учил мерянский язык, чтобы нести христианство местному населению. Есть еще много фактов, говорящих нам о богатой истории мерян.

Народ меря, меряне
Исчезнуть в одночасье такой большой народ не мог. И действительно, до середины XVIII века на бывшей его этнической территории фиксировались так называемые «мерские» (мерьские) станы – небольшие административно-территориальные единицы. Вероятно, по мере интеграции мери в большой этнически сложный древнерусский народ выделялись окраинные островки, не подвергнувшиеся сильной ассимиляции.
Русско-мерянские сказки
А теперь вернемся к бабушкиной присказке, которую услышал автор этих строк в Парфеньевском районе Костромской области. Район этот северный, лесной, расположен у южных границ европейской тайги, неподалеку находятся Галич Мерский и старинный город с прибалто-финским названием Чухлома, южнее – территория одного из мерских станов.
Один из крупнейших ученых-мерянистов нашего времени профессор Орест Ткаченко, автор монографии «Мерянский язык», указывает на прием смежных синонимичных повторов в русском фольклоре как характерную мерянскую черту. И приводит очень похожий пример – «черт меня бросил, а водяной кинул» – из русской сказки.
Мерянский язык повлиял на русский на всех уровнях. В фонетике северных великорусских говоров на территории бывшей «Мерянии» сплошь и рядом встречаются такие языковые явления, как неразличение звонких и глухих согласных, редукция одного из согласных в начале слова, если они следуют друг за другом, и другие характерные финно-угорские черты. Первые этнографы Пошехонья и костромских земель, как писал Орест Ткаченко, сообщали о местном произношении слов «брат» как «бат», «ветка» как «ведка».
Что до лексики, то никакой статьи не хватит перечислять мерянские слова на названных территориях. Профессор Ткаченко указывает и глагол ковылять (родственное финск. кavalla – «ходить, слоняться»), северорусское урма – «белка» (родственное вепсск. оrau и коми ур – «белка»), костромское сика – «свинья» (ср. финск. sika – «свинья»), лейма – «корова» (на эрзянском – лишме), ярославское тульяс – «огонь» (родственное финск. tulli и марийское тул – «огонь»), северорусское вёкса – «протока из озера», ярославское бяни – «вилы», общерусское кока – «крёстная мать» и еще десятки других. Более обстоятельно данная тема раскрыта в классической монографии ученого «Мерянский язык».
Вошедшей в литературный русский язык особенностью склонения существительных мужского рода стало наличие в родительном падеже формы на -а, -я («купить чая») наряду с формой на -у, -ю («купить чаю»). Типологическая параллель существует только в прибалто-финских языках. Ни в одном из славянских языков такого нет.
В славянских языках нет и особой притяжательной конструкции «у меня есть». Украинец всегда скажет «маю» (имею), поляк и чех – «мам», и только русский – «у меня есть».
Между тем во всех финно-угорских языках эта формула воспроизводится дословно, как и в русском.
В словообразовании мерянский субстрат выражен наличием сложных взаимоусиливающих слов: руки-ноги, пить-есть, жив-здоров, нежданно-негаданно, такой-сякой – очень типичных для финно-угорских языков. Даже старинный сказочный зачин «жили-были» изначально был распространен на бывшей мерянской территории и в финно-угорских языках. В славянских ему соответствует «был», «жил один» и пр. Сказки же представляют собой древнейший и довольно консервативный в смысле формы слой фольклора. Они являются этногенетическими характеристиками народа – такие вещи плохо заимствуются. И это крайне любопытный факт: мерянская языковая формула начинает русские сказки.
Быть внутри леса
Мерянское культурное наследие живет в костромском селе Парьфеньево не только в языке его обитателей. В культуре небольших деревень, окруженных со всех сторон «лесом-кормильцем» (эту архаичную формулу услышал автор этих строк уже в самом Парфеньево), отчетливо читается типичный для прибалто-финнов хуторской способ ведения хозяйства в лесах. Здесь не увидишь кустов больших деревень, только малодворные селения по берегам небольших рек или на возвышенностях. Крестьянские занятия тут находятся в состоянии некоторого баланса с лесными – ничто не доминирует. В 1871 году парфеньевский бытописатель Максимов в качестве главного достоинства посада Парфеньево опять же приводит его «окруженность лесами». Такое «внутрилесное» положение человека и его дома характерно мироощущению финно-угров.
Менталитет и духовные воззрения современных парфеньевцев тоже близки к финно-угорским, которые характеризуются мягкостью и терпимостью по отношению к другому человеку. Одна из возможных причин парфеньевской толерантности может быть связана с древними дуалистическими воззрениями местного населения. Петербургский историк Игорь Фроянов проанализировал сообщение «Повести временных лет» от 1071 года о походе на Белоозеро киевского боярина Яна Вышатича. Там случилось событие, в историографии трактуемое как восстание местных жителей под руководством двух волхвов. Боярин прежде, чем казнить волхвов, выяснил у них религиозную суть их мировоззрения, оказавшуюся верой в двуединое, божественное и дьявольское происхождение человека. Выступление волхвов было не антифеодальным восстанием, а исполнением жестокого языческого обряда в адрес женщин, обвиненных в колдовстве.
По нашему мнению, отраженное в летописи мироощущение древних мерян наиболее близко картине мира приверженцев современной марийской традиционной религии. «И богу помолимся, и в черта поверуем» – отголосок той же дуалистической традиции.

 

 

ГАЛИЧСКОЕ ОЗЕРО

Га́личское озеро — озеро в Костромской области России. 
На берегу озера расположен легендарный город Галич!

В древности озеро населял мерянский народ (меря).

                                                   первый лед на Галичском озере                                          Галичское озеро

 

Легенда озера    
Местные жители рассказывают, что на дне Галичского озера лежит клад. На клад этот наложено страшное заклятие: чтобы достать его, нужно закопать первенца-сына в землю, и тогда на водах появятся 12 кораблей, нагруженных несметными драгоценностями. 
Говорят, что много веков назад алчный до золота князь Шемяка задумал добыть клад. Когда он закапывал сына, корабли стали уже показываться из воды, но помешала мать ребенка, и корабли вновь погрузились в озеро.  
Однако, все-таки не так призрачна легенда о кладе. 
Один клад с личными и сакральными вещами был найден. Предполагают, что они принадлежали жрецу, который жил в середине II тысячелетия до нашей эры! Отсюда появляется ощущение вечности города.

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Энциклопедия аномальных мест РФ.
http://kosmopoisk.org
http://vk.com/kostroma_kosmopoisk
http://paranormal-news.ru/news/sakralnye_mesta_kostromskoj_zemli/
http://funfix.ru/post/13575/
http://postomania.ru/
http://ufostalk3r.narod.ru/
http://4stor.ru/prirodnie-anomalnie-yavlenia/12581-anomalnye-zony-rossii-i-mira-chast-2.html
http://www.44wd.ru/forum/kurilka/aomaa-oa-o-kotomo/
http://ufo-online.ru/
http://www.x-libri.ru/
http://k1news.ru/news/society/v-kostromskoy-oblasti-sostavili-spisok-mest-sily/

 

ВложениеРазмер
_p_CZgihctY.jpg522.15 КБ
аватар: Кэп

священные камни

отдельно будет статья о священных и "сакральных" камнях Костромской и Ярославской области - 

да и всего русского Севера!

Загадочных и почитамых мегалитов тут очень много!

Часть камней были известны как алтари языческих капищ чуди и мери, 

часть камней позже стали почитаться христианами.

история разная, но интересная!!!

аватар: Гость

Молодцы.

Огромная благодарность за информацию о загадочной Костромской земле!

аватар: Гость

Да и это есть знаю не

Да и это есть знаю не понаслышке!

аватар: Гость

Аномальная зона Сумароково

Здравствуйте! Я бы хотел несколько глубже заглянуть в статью автора об аномальной зоне Сумароково. Автор явно преувеличивает с цифрами в расстоянии до ближайшей трассы или населенном пункте, говоря о стальном гуле (от авт."в диаметре она примерно 3-4 км. Находясь в ней очень часто слышится звук (стальной гул) который явно не природного свойства. при этом до блежайшей трассы или населённого пункта киллометров 25-28."), трасса проходит в 7 километрах от этой территории, к тому же, на таком же расстоянии есть крупный ПГТ Сусанино. Я сам родом из Костромы, моя бабушка родом из Сусанинского района - территория на которой находится аномальная зона. У нас остался дом в деревне Степурино - это на юге так называемой аномальной зоны. Скажу прямо лес обычный, не молодняк, опять же, подмечу (от авт. "Сама Зона изобилует деревьями (в основном молодняк) с таким вот странным изгибом в росте."). Это самое часто посещаемое место нами по сбору грибов и черники. Места красивые, множество заброшенный деревень - несколько угнетающе смотрится иной раз, но никакой аномальной зоны там нет, заброшенных церквей тоже нет. Информация дана мной, дабы не было заблуждения со стороны посетителей сайта. Опять же готов поделиться информацией касательно Костромских глубинок, веду картографичечские отметки на народной карте яндекс и свой дневник по исследованиям. Спасибо. С уважением, Павел

аватар: Кэп

Сумароково...

почти вся инфа взята с сайта Космопоиска - 

они в принципе достаточно объективны - 

ездят по разным АЗ и проверяют: есть аномалии или нет, 

если нет, то они так и указывают что нет, то есть не делают дешевых сенсаций.

К сожалению пока подробно разузнать про эту АЗ нет времени, 

но любой интересный материал по Костромскому краю можете присылать на мой эл. адрес - 

он внизу странички!

аватар: Гость

Павел, приветствую. Поделимся

Павел, приветствую. Поделимся наработками?

аватар: Гость

Ищу настоящее расположение аномальной зоны

Комментарий от гостя по крайней мере не корректен, не смотря что бабушка из Степурина )))... Сусанино и Сумароково это два лаптя по карте Костромского района - совершенно другой район.

аватар: Кэп

предания Костромского края...

В повествовании из Костромской губернии ямщик указывает седоку на небольшой вихрь, который, «играя, бежит по дороге»: «„Вишь ты, проклятый, как!“ — глубокомысленно заметил ямщик. „Кого ты бранишь, братец?“ — спросил я его.
„А вон голова-то победная погуливает“. 
— „Да укажи, пожалуйста, где? Я никого не вижу. 
Там, куда ты указываешь, один вихрь встает“. 
— „Какое вихрь, это он-то и есть леший! Он это пляшет“. 
— „Да разве он любит плясать?“ 
— „А то как же: вестимо, что так. Мне батюшка-покойник, 
— дай ему, Господи, царство небесное! — сказывал, что коли какая девка оченно, бывало, распляшется, то, говорил, это ее леший ломает да носит. Да и как же ему теперь не плясать? 
Ведь вы, господа, по свадьбам-то своим пляшете, или… как по-вашему… танцуете, что ли? Ну, так и он тоже“. 
„И ты этому веришь?“ 
— „Знамо дело, верую; неужто не верить, ведь я не немец“»

<Андроников, 1856>.

аватар: Гость

Евгения

Мне расказывали как дедушка пропал с рыбалки на озере Галичского. На поиски включились все мужчины деревни,их не так много. Кто ружьём,кто вилой,кто ножом..но без результатно..на место где дед рыбачил нашли удочку,складного стульчика , и сетку алюминевую с двумя маленькими рыбками..и безрукавку деда.

Бабушка оплакивала деда и чуть сама не умерла от горя..

Через неделю дед явился дед , да расказывал о своём приключением.. Якобы он рыбачил себе,как вдруг увидел тарелку в небе,которая летела прямо на него.Села неподалёку от места где он рыбачил и из тарелки вышли 2 человека одетые как скафандры.. серебристого цвета..

Предложили прокатиться с ними.Дед сразу не согласился,побоялся.. Но в конце концов согласился.Разговаривали они не как мы земляни,а телепатически.Оставив свои вещи он сел в их тарелку. Почти незаметно взлетели.Сколько летели дед не мог определить.. В пути все молчали,только множество лампочек внутри тарелки тихо мигали ..

Прилетев , люк открылся и жестом показали деду,что приехали. Выходя в наружу дед увидел людей таких-же как пилоты в серебристых костюмах,но были там люди с земли..Каждый был занят своим делом.Никто не обращал внимание на то,что деда привезли..Показали войти внутри помещении похожи на юрту с наружи..Внутри помещения блестела плитка как керамическая белого цвета.На потолке горели множество лампочек маленьких.. Спрашивали у деда какие проблемы со здоровьем у него?

Он показал правую ногу,где во время войны было ранение и расказывал что часто беспокоит..Они предложили деду помощь,вылечить ногу. Дед с опасением , но согласился..Сколько он лежал,не помнит, но когда встал ему предложили оставаться у них.Дед отказал,переживая за бабку больную дома. Просил отвести его обратно,откуда взяли.

Не сразу,но привезли,на том месте,откуда взяли , у озера. Удочку и остальных вещей он не нашёл и пошёл домой.

Дома бабка больная лежала,дочка её успокаивала.. Дед расказывал о своих приключениях,но дочка посоветовала не говорить больше никому,а то сочтут его за сумашедшего..

Но в конце концов расказывал,да в больницу пошёл,показать ногу,которая уже не болела и небыло никаких следов от операции.Только ренгеновскими снимками поверили деду,что он не выдумщик..

На место где приземлялась тарелкм,деревья были палённые,трава тоже.. Деда не испугало встреча с инопланетянами и продолжал рыбачить на озере..

Хоть и страшно,но иногда я была-бы согласна поехать с инопланетянами к ним лечиться,когда в нашей медицине решение вопроса найти не могу.....

аватар: Гость

Мантуровский район деревня

Мантуровский район деревня Попово легенда о кладе казанских татар.Книга С.Н.Торопов Ухтубуж

аватар: Кэп

Черемошный овраг 

Черемошный враг 
Место со странными ощущениями, были истории про звуковые галлюцинации и видения.  

Место, привязанное к культу Хранителя животных с легендой о невесте, которая покончила собой оттого, что ее выдавали за старика.

Овраг поросший черемухой, где раньше находились молельные валуны древнего народа мери.

Мерьский стан - д. Иголкино Костромская область Нерехтский район.

Отправить комментарий

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru