Самые удивительные деревья Татарстана

сосна-великан

Хоть Татарстан и не относится к лесным республикам, но и здесь есть интересные экземпляры деревьев, которые могут похвастаться своей высотой, древностью, историей и обхватом ствола. Около пяти деревьев республики уже включены в федеральный реестр уникальных деревьев России!
Про эти деревья, а также про самые почитаемые, известные и исторические деревья РТ мы расскажем в этой статье.
 

 

Самая знаменитая татарстанская елка растет в Тетюшском районе близ деревни Долгая Поляна, а точнее – в бывшей усадьбе предводителя уездного дворянства помещика Молоствова, рядом с его домом. Кстати, это один из немногих сохранившихся до наших дней барский особняк на территории республики, специалисты относят его к ценному памятнику жилой сельской архитектуры классического направления периода эклектики.
Очень интересен трехсотлетний дуб черешчатый на границе Тюлячинского и Сабинского районов.  Длина окружности его ствола – более четырех метров, а высота дерева – почти 35 метров. 
В Агрызском районе на территории природного заказника «Кичке-Тан» вот уже много десятилетий растет удивительная ель с верхушкой, похожей на большую шапку. Об этом дереве ходят легенды. Как-то инспектор заказника Амир Хасанов рассказывал, что более полувека назад, когда он был ребенком, непослушных детишек предупреждали: не ходите далеко в лес, опасно, под этой елью сидит медведь. 
  

 

СОСНА РАИФСКАЯ                                                                                                                
Порода дерева:   Сосна обыкновенная (Pinus silvestris L.)
Сосна обыкновенная (Pinus silvestris L.)
№ анкеты:   423
Дата занесения в реестр:   14.07.2015
Возраст (лет):   250-270 (по данным заявителя)
Высота (м):   39 (по данным заявителя)
Диаметр ствола на высоте 1,3 м (м):   1,22 (по данным заявителя)
Место произрастания:   Республика Татарстан, квартал 37 Раифского леса Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника.
Координаты GPS:   N55?57’05,9”; N55?52’18,2”; E48?42’06,7”; E48?51’55,6”
Описание дерева: 
Дерево расположено в 500 метрах от южной оконечности озера Раифское. Находится в окружении широколиственного леса, выделяясь в нем своими размерами. Хорошо доступно.
Легенда или обоснование: Дерево было свидетелем бегства Емельяна Пугачева и его соратников от Казани. По преданию, достигнув Раифского монастыря, он попытался его захватить, но и здесь потерпел неудачу, сделав недолгий привал за озером у опушки леса, в котором росла вышеозначенная сосна.
Дополнительная информация:
ФИО заявителя:   Томаева И. Ф., Горшков Ю. А.
  
СВЯЩЕННАЯ РОЩА В РАИФСКОМ ЛЕСУ
Священная роща на берегу Раифского озера расположена на западе современной Республики Татарстан, недалеко от границы с Республикой Марий Эл. В настоящее время эта территория находится в охранной зоне Волжско-Камского заповедника. Еще в начале XVII век роща была местом проведения священных праздников лесных черемисов.
Согласно преданию, в священной роще на берегу озера находилось шесть онапу. В этом высокоствольном бору с многовековыми соснами и елями запрещалось промышлять и делать заготовки. Множество языческих праздников, исчислявшихся на основе лунного календаря, напрямую связывалось с жизнью леса.
На берегу Раифского озера возле священных деревьев проводились главные языческие праздники местных народов: Агавайрем – праздник весеннего сева, который совершался сразу по окончании ярового сева, и Шыже Кусо – осенний праздник жертвоприношений. Праздниками руководили мужаны – знахари – провидцы, которые проводили религиозно-магические ритуалы и вступали в контакт с духами.
Праздники носили массовый характер, и к озеру стекались целые общины от мала до велика. Люди надевали белые праздничные одежды и совершали молитвы богам. Жители просили благополучия, богатого урожая и избавления от всяческих бед и напастей.

 
 ДУБ-ВЕЛИКАН ОКОЛО ПЕСТРЕЦОВ                                                                                                      
Недалеко от села Пестрецы, на окраине леса местным жителем был обнаружен очень старый дуб. 
Раньше он стоял отдельно, в поле, но постепенно, с годами лес расширился и принял его к себе. Точный возраст дерева пока уточнить не удалось, но судя по всему, он давно перевалил за триста лет и в обхвате ствола достиг 3 метра 40 см. 
По высоте он сейчас около 20 метров, и его можно было бы считать полностью здоровым, если бы не сгнившая нижняя ветка. Учитывая очень почтенный возраст дуба и его хорошую сохранность, возникло предположение, что в этом месте, когда-то очень давно могло быть марийское или удмуртское капище.
   
 ДРЕВНЯЯ ИВА (ВЕТЛА)
Порода дерева:   Ива (Salix sp.)
Ива (Salix sp.)
№ анкеты:   265
Дата занесения в реестр:   02.10.2013
Возраст (лет):   >500 (по данным заявителя)
Высота (м):   8 (по данным заявителя)
Диаметр ствола на высоте 1,3 м (м):   2.56 (по данным заявителя)
Место произрастания:   
Республика Татарстан, Зеленодольский район, деревня Малые Ширданы.                                              
Описание дерева: 
Ива растет над родником на окраине деревни. Рассказы об этом дереве передаются из поколения в поколение.
Легенда или обоснование: Очень старое дерево.
Дополнительная информация:
ФИО заявителя:   Марданов Альберт Галиахметович.
  

 

 САМОЕ ВЫСОКОЕ ДЕРЕВО КАЗАНИ                                                                                              
В 2005 году в парке Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в Казани биологи обнаружили самое старое дерево города. 
Это веймутова сосна в три обхвата высотой 29 метров, была посажена в 1767 году, в год визита Екатерины II в Казань. Родина этого дерева - восточное побережье Северной Америки. Растет она на пространстве от канадского Ньюфаундленда до штата Джорджия в США. 
Обычно достигает высоты 30 - 67 м и толщины 100 - 180 см. 
СТАТЬЯ ПРО УНИКАЛЬНУЮ СОСНУ
В Казани существует уникальная сосна, которая вполне может стать новым памятником живой природы.
Если подниматься со стороны Оренбургского тракта в сторону РКБ, то справа по ходу движения тянется старинный забор. За ним — вековые деревья и кладбище.
Для коренных казанцев это место — Архиерейская дача. Произносят, не задумываясь над смыслом. Что там, за красно-каменной стеной?

История
На вершине одного из холмов у озера Средний Кабан ровно 350 лет тому назад митрополит Лаврентий, современник и сподвижник патриарха Никона, основал Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Времена были непростые — в русской православной церкви произошел раскол. Укоренявший веру Никон начал строить монастыри на Руси, и его соратники не отставали. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Казани должен был стать точной копией истринского Новоиерусалимского монастыря, будущего центра православия всего мира, как задумал патриарх Никон.
— Место для него выбрали не случайно, — рассказал настоятель архиерейского подворья иерей Андрей Лосык. — Эта территория была известна как Кабанское городище. Здесь была резиденция булгаро-татарских правителей, в средние века было мусульманское кладбище. Даже сохранились две надгробные плиты. Словом, место священное как для мусульман, так и для православных.
Первые храмы и надворные постройки были деревянными. Когда спустя почти 130 лет, в 1774 году, многие храмы и монастыри в Поволжье пожгли казаки войска Емельяна Пугачева, Екатерина II, поверив ложному доносу, едва не распустила монастырь. Завистники обвинили тогдашнего владыку Венниамина в симпатиях «самозванцу Петру III». Гнев императрицы был велик, но, разобравшись в деле, она попросила прощения у Венниамина, выдав ему крупную сумму в счет погашения притеснений, выпустив старца из казематов, и лично посетила Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. По легенде, владыка Венниамин повел гулять самодержицу Всея Руси по уникальному монастырскому парку и показал ей 100-летние веймуторские сосны, высаженные еще при закладке монастыря. Их использовали для строительства кораблей.
— Да что ж, владыко, аллеи-то у тебя в парке кривые? — усмехнулась императрица.
— Не кривые, матушка, а читается по ним «ИХ — Иисус Христос», — назидательно поправил ее Венниамин. — Когда парк закладывали, специально заложили эти аллеи, чтобы восславить создателя нашего.
После визита Екатерина II начался новый расцвет Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Отец Венниамин деньги, полученные как моральную компенсацию за «причиненные обиды», потратил на его реконструкцию. Построили каменный храм, обнесли мощной стеной. Появились надворные постройки, и постепенно монастырь, удаленный от города на 7 километров, превратился в летнюю резиденцию архиереев Казанской губернии.
  
А что же монастырский парк с аллеями, разбитыми в виде букв «ИХ»? Парк — на балансе городской администрации Казани. И сами понимаете, руки чиновников до него все еще не дошли.
— Искренне надеемся сохранить этот уникальный парк, уголок природы в этом большом городе, — говорит отец Андрей. — Здесь гнездятся дятлы, соловьи, появился даже филин. А какие здесь деревья!
Те самые веймутовские сосны растут уже 350 лет в монастырском парке. На них приходили полюбоваться и Илья Толстой, губернатор Казанский и, по совместительству, дед будущего классика русской литературы Льва Толстого, и сам писатель, в те годы еще не отлученный от церкви и посещавший резиденцию вместе со своей теткой-опекуном Пелагеей Юшковой. Бродил по аллеям и проповедник Иоанн Кронштадтский — знаковая фигура для Русской православной церкви.
— Вот она, — продираясь сквозь молодую поросль клёнов, отец Андрей подвел к сосне. Мощный ствол охватить в состоянии только трое мужчин. — Веймутовы сосны растут в США и Канаде. Британский флот был построен именно из этого леса. Скорее всего англичане в свое время пытались высадить их и на территории России, чтобы потом закупать у нас лес для своего флота. Но как бы то ни было, в нашем парке растет сосна высотой более 50 метров, прожившая на свете более 350 лет... Подумайте только, сколько веков она прожила и кто касался ее — Емельян Пугачев, Екатерина Великая, Лев Толстой, Иоанн Кронштадский...
   
МАССИВ ДУБКИ, ЕКАТЕРИНИНСКАЯ АЛЛЕЯ
Екатерининская аллея
В Кировском районе Казани сохранились остатки естественных дубрав, возраст которых перевалил за две сотни лет. 
Находятся эти уцелевшие островки природы в городском лесопарке Лебяжье, неподалеку от станции Лагерная. 
В народе это место зовется «Дубки». 
Самое удивительное, что до сих пор здесь сохранилась так называемая Екатерининская аллея — более восьмидесяти дубов. 
Аллея была названа в честь приезда в столицу Татарстана Екатерины II.
  
 
МЕНЗЕЛИНСКИЙ ДУБ                                                                                                                         
Порода дерева:   Дуб черешчатый (Quercus robur L.)
Дуб черешчатый (Quercus robur L.)
№ анкеты:   251
Дата занесения в реестр:   13.06.2013
Возраст (лет):   200 (по данным заявителя)
Высота (м):   20 (по данным заявителя)
Диаметр ствола на высоте 1,3 м (м):   0.38 (по данным заявителя)
Место произрастания:   
Республика Татарстан, Мензелинский район, территория лесного фонда ГКУ "Мензелинское лесничество", квартал 178, выдел 5.
Описание дерева: 
Здоровое живое дерево, аналогов в данной местности по возрасту, высоте и ширине обхвата нет.
Легенда или обоснование: Дерево уникальное для данной местности. Возможно оно является последним представителем коренной породы. Оно выжило после морозов 1978-1979 годов, а также поражения непарным шелкопрядом в 1980 году.
Дополнительная информация:
ФИО заявителя:   Мирзанур Миргалямович Мингазов.
 

ДУБ-ВЕЛИКАН БЫЛЫХ ВРЕМЕН

По рассказам лесников - самое большое дерево в Татарстане (ТАССР) - ранее произрастало в Тархановских дубравах на правом берегу Волги - Тетюшский район.

На уровне груди человека его охват составлял около 5 метров, а высота была более 40 метров!

Это был самый настоящий великан леса!

Дуб могли охватить 4 взрослых человека, а его возраст был более 500 лет. В древности все правобережье Волги было в таких дубравах. К сожалению, дуб не дожил до наших дней, пострадав от морозов, он заболел и засох в 60-х годах прошлого века. Сейчас Тархановские дубравы - памятник природы.                                             

 
ЕЛЬ В ДОЛГОЙ ПОЛЯНЕ
Порода дерева:   Ель сибирская (Picea obovata Ledeb. )
Ель сибирская (Picea obovata  Ledeb. )
№ анкеты:   9
Дата занесения в реестр:   14.03.2011
Возраст (лет):   125 (по данным ЦДЭ на 2012 год)
Высота (м):   30 (по данным ЦДЭ на 2012 год)
Диаметр ствола на высоте 1,3 м (м):   0.76 (по данным ЦДЭ на 2012 год)
Место произрастания:   
Республика Татарстан, Государственный природный заказник регионального значения комплексного профиля «Долгая Поляна» Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан.
Описание дерева: 
Ель сибирская или горно-алтайская, дерево находится в хорошем состоянии. Ее ветви растут до земли и раскинуты в стороны на расстояние до 6-8 м, растет на открытом месте, около особняка дворян Молоствовых.
Дерево обследовано специалистами Центра древесных экспертиз НПСА "Здоровый лес" (г. Москва) 24 апреля 2012 года.
Легенда или обоснование: 
Ель растет одна, на высоком месте. От нее открывается красивый вид на р. Волга и стариный город Булгары. В настоящее время особняк Молоствовых является филиалом Тетюшского краеведческого музея и образцом сельской дворянской усадьбы начала 20 века. Это место активно посещается туристами. Ель находится на территории заказника.
Дополнительная информация:
ФИО заявителя:   Магдеев Наиль Гамбарович.
Хранительница дома Молоствовых  - СТАТЬЯ ПРО ЕЛЬ                                                                      
Самая знаменитая татарстанская елка растет в Тетюшском районе близ деревни Долгая Поляна, а точнее – в бывшей усадьбе предводителя уездного дворянства помещика Молоствова, рядом с его домом. Кстати, это один из немногих сохранившихся до наших дней барский особняк на территории республики, специалисты относят его к ценному памятнику жилой сельской архитектуры классического направления периода эклектики. После реставрации особняк, который часто посещают туристы, стал филиалом Тетюшского краеведческого музея. Но вернемся к елке (извините, к ели, как-то   негоже к именитой великовозрастной красавице обращаться панибратски), ради которой затеяна эта публикация. 
Недавно пушистая и душистая стала обладательницей сертификата и переходящего кубка. Эти награды выдаются деревьям (!) за, так сказать, особые заслуги перед Отечеством в рамках всероссийской программы «Деревья – памятники живой природы». Организаторами акции выступили Совет по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации РФ, некоммерческое партнерство «Здоровый лес», Московский государственный университет леса при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства. 
Чтобы стать признанным памятником природы, дерево должно быть старовозрастным, с его именем должны быть связаны реальные исторические события, предания и легенды. Дерево также может иметь отношение к конкретному историческому лицу или просто произрастать в знаковом месте, являясь его украшением. Наверное, именно в долгожительстве деревьев кроется их удивительная притягательная сила. 
За внушительным возрастом стоят порой яркие исторические события. Во многих странах старовозрастные деревья берутся под охрану, за ними тщательно ухаживают, стараясь максимально продлить жизнь, объявляют их охраняемыми памятниками природы. 
Сосна Байкушева в Болгарии, дуб Кайзера в Берлине, литовский Стелмужский дуб – самый старый в Европе… 
Такие деревья становятся достопримечательностью стран. Есть «зеленые» знаменитости и в России: лиственница Петра Первого в Ботаническом саду МГУ, тополь, посаженный поэтом Сергеем Есениным в селе Константинове, четырехсотлетний дуб в Ростовской области, обхватить который можно лишь взявшись за руки вшестером, старая липа (говорят, ей от 300 до 600 лет) в городе Светлогорске Калининградской области… 
Вот теперь и горно-алтайская ель из Тетюшского района попала в почетный список, и он продолжает пополняться новыми уникальными деревьями. 
Почему бы, например, не внести в него трехсотлетний дуб черешчатый на границе Тюлячинского и Сабинского районов? Длина окружности его ствола – более четырех метров, а высота дерева – почти 35 метров. 
В Агрызском районе на территории природного заказника «Кичке-Тан» вот уже много десятилетий растет удивительная ель с верхушкой, похожей на большую шапку. Об этом дереве ходят легенды. Как-то инспектор заказника Амир Хасанов рассказывал, что более полувека назад, когда он был ребенком, непослушных детишек предупреждали: не ходите далеко в лес, опасно, под этой елью сидит медведь. 
Горно-алтайская ель из Тетюшского района первой в Татарстане вошла в федеральную программу «Деревья – памятники живой природы». Из фонда природных заказников Минлесхоза РТ выделены средства – 69 тысяч рублей – на установку настила под елью, чтобы не портить корневую систему – Когда работники Министерства лесного хозяйства республики узнали о федеральной программе, посвященной старовозрастным деревьям России, тут же составили заявку для участия, – рассказывает директор ГПКЗ «Долгая Поляна» Василий Никитин. 
– Кстати, в составе сертификационной комиссии, которая принимает решения о праве того или иного дерева войти в программу, значатся директор Департамента государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды России Юрий Гагарин, главный редактор журнала «Живой лес» Людмила Дмитриева, ученый и телеведущий Николай Дроздов и многие другие известные люди. 
Вскоре к нам приехали из Москвы представители комиссии, которые обследовали ель, определили ее возраст – 125 лет. А в июле прошлого года состоялось торжественное чествование зеленой красавицы, первого в Татарстане дерева, получившего статус памятника живой природы. На праздник приехали московские гости, первый заместитель министра лесного хозяйства Татарстана Харис Мусин, представители администрации Тетюшского муниципального района. Около ели установили табличку с описанием и точным возрастом дерева. Нам вручили сертификат, переходящий кубок, а также список рекомендательных оздоровительных процедур, ведь коль дерево попало в программу, то место его произрастания обретает статус особо охраняемой природной территории. Специалисты посоветовали сделать под елью настил, чтобы не травмировать корневую систему. 
Место ведь бойкое, рядом музей, народа много возле ели ходит. А уж после того как дерево прославилось, поток туристов и вовсе увеличился. Пришлось и нам голову поломать над тем, какие им предложить интересные развлечения. Например, все теперь стремятся не просто посидеть на лавочке под елью, но и загадать заветное желание, которое должно исполниться. А молодожены со всей округи повадились под нашим деревом клясться друг другу в вечной верности. 
…Ель в Долгой Поляне сразу же притягивает к себе, словно гипнотизирует – величием, красотой, удивительной живительной силой. Вот и я, впервые увидев это дерево несколько лет назад, тут же пошла к нему: почудилось, что оно позвало, хотело что-то   рассказать.

Мохнатые темно-зеленые ветви доверчиво свесились вниз, словно пытались обнять. Я села на лавочку под деревом, задумалась, прислушиваясь к звукам леса и вглядываясь в стальную ленту Волги вдали. Интересно, когда эта ель еще была молоденькой елочкой, что она видела и слышала, свидетельницей каких историй могла быть? 
Как жаль, что деревья не умеют разговаривать!

И тут возле меня присела женщина, заговорила стихами. 
Уголок России живописный  есть. 
Загляденье просто, глаз нельзя отвесть. 
Воздух – наслажденье, Листьев – аромат… 
Царственно спокойно там деревья спят. 
Уголок России живописный тот 
Долгою Поляной окрестил народ. 
Улыбнувшись, женщина представилась: Татьяна Владимировна Железнова, жительница деревни Долгая Поляна, специалист природного заказника, по совместительству экскурсовод музея особняка Молоствовых. 
Она сообщила, что автор только что прочитанных ею стихов – Елизавета Владимировна Молоствова (дочь действительного статского советника, члена Казанской судебной палаты В.Б.Бера), супруга предводителя Тетюшского уездного дворянства и владельца особняка в Долгой Поляне Владимира Германовича Молоствова. 
Сам он трагически погиб в 1918 году, а его жена прожила в поместье до августа 1936 года, когда ушла в мир иной. – Могила супругов, которые были очень привязаны друг к другу, находится внизу, в их некогда любимом фруктовом саду, тянувшемся до самой Волги, – пояснила Татьяна Владимировна. 
Вид с того места, где мы находились, открывался очень красивый. Справа прямоугольным лысым пятном на фоне густых деревьев просматривалась так называемая Кроличья поляна. Свое название она получила в годы Великой Отечественной войны – здесь располагалась ферма по разведению кроликов. Еще одна поляна, Деревушенская, выходит прямо на обрывистый берег Волги. Чуть поодаль примостилась Каменная поляна – плато площадью десять гектаров… 
Под слоем его почвы на глубине 20–30 сантиметров находится сплошной каменный бут. Эту поляну облюбовали занесенные в Красную книгу РТ жуки-олени, названные так за свои ветвистые наросты, напоминающие формой оленьи рога. 
Летом шагу по поляне не ступишь – кругом жужжат «олени». Кстати, название поселения Долгая Поляна произошло от этих самых полян, которых тут много.

 
САМОЕ СТАРОЕ ИСКОПАЕМОЕ ДЕРЕВО ТАТАРСТАНА (археология)
В Татарстане нашли дерево, росшее 270 миллионов лет назад.
В национальном парке «Нижняя Кама» в июле 2011 года сделали уникальную находку –  нашли фрагмент ствола хвойного дерева, которое произрастало 270 млн. лет назад.
Это представитель одного из вымерших семейств голосеменных растений. 
Его нашла палеонтологическая экспедиция сотрудников нацпарка. По словам специалистов, подобные уникальные находки редко находятся в Прикамской зоне, даже несмотря на то, что периодически находятся маленькие куски таких деревьев. 
  

САМЫЙ ВЫСОКИЙ ДУБ ТАТАРСТАНА                                                                                                  
Дуб черешчатый
Где: Сабинский район
Возраст – 350-400 лет
Высота - 54,5 метра
Диаметр ствола - 129 см
История
У этого дуба есть официальное имя - «Дуб-великан», так и написано на табличке установленной рядом. 
Дуб стоит на Сибирском тракте - старинном сухопутном маршруте, соединявшим Москву с Сибирью. Сейчас путь зарос травой и лесом, а раньше тут кипела жизнь. 
Путешествуя по России, тут проезжала Екатерина II, войска Пугачева останавливались на отдых, перед тем как брать Казань, по тракту перегоняли каторжников. 
По приказу Петра I дубовую рощу в Сабинском районе поставили на военный учет. Вековые деревья шли на строительства флота. 
Дуб-великан успел возмужать как раз к XIX веку, когда корабли начали делать из металла и потребность в древесине отпала. 
Это и сохранило ему жизнь.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Кстати, здесь же в Сабинском районе когда-то были обширные корабельные рощи, где росли великаны-дубы – по указу Петра I их какое-то время использовали для судостроительства. В 1846 году в Казанской губернии насчитывалось 198 корабельных рощ. В Сабинском районе и сейчас сохранилось несколько дубрав, правда, дубы там почти вытеснили осина и ельник. Часть деревьев померзла в сильные морозы. Правда, один дуб-долгожитель сохранился. Его обнаружили лет десять назад. Из Казани приезжали специалисты Лесной опытной станции и выяснили, что дуб – ровесник Петра 1 – ему более трехсот лет. Кстати, растет он как раз вдоль Екатерининского тракта. Вот вам и первая достопримечательность.
 
 ПОЧИТАЕМАЯ УДМУРТАМИ БЕРЕЗА
Около деревни Варклед-Бодья Агрызского района (Татарстан) растет почитаемая удмуртами береза, в древние времена недалеко располагалась удмуртская священная роща. В настоящее время моления в ней прекращены, но до сих пор многие праздники (даже Пасха) в этой деревне отмечается с элементами язычества.
 В древности удмурты жили в зоне преимущественно северных хвойных, тогда еще труднопроходимых лесов с суровыми зимами, резкими перепадами температуры, бедными малоплодородными землями. Деревни располагались в глухих лесах. Чуваши до сих пор называют удмуртов арсури – лесные люди. Почитание деревьев здесь давно получило большое распространение. Удмурты в большей или меньшей степени почитали сосну, березу, ольху, вяз, пихту, но наибольшее почитание получили только ель, сосна и береза. Именно они ассоциировались с триадой верховных божеств (причем у каждого из них было «свое» дерево: у Инмара – сосна, у Куазя – ель, у Кылдысина – береза). Объектами культа становились деревья, поражавшие своими размерами, необычной формой. Почитаемые деревья строго охранялись посредством табу. С них не разрешалось взять ни листочка, сломать веточку. Ослушавшихся ждала, по народным поверьям, неминуемая кара. Обряды жертвоприношений также были связаны с общим культом растительности, деревьев: моления проводили в рощах или под деревьями. Ритуальную посуду и в целом жилище или святилища убирали березовыми или еловыми ветками. По периметру Быдзым куала (молельни) садили березы. Даже если куала не сохранились, эти деревья трогать нельзя, в тех местах нельзя прокладывать тропинки и дороги.
Удмурты с древности жили наедине с природой. Тысячелетиями выработанная система язычества среди южных удмуртов еще не исчезла.
Большим событием в деревне всегда было начало весенних полевых работ (гырыны потон, акашка), которое сопровождалось различными обрядами и народным весельем.
С внедрением православия важный сельскохозяйственный праздник акашка приурочился к Пасхе. Поэтому в ряде мест у южных удмуртов Пасха именуется акашкой (праздник плуга) или акашка входит как составной элемент в празднование Пасхи. В некоторых местах Пасха именуется Быдзым нунал (дословно с удм. – Великий день).
Обязательным было жертвоприношение божеству земли: в борозду опускали горбушку хлеба или блин, яйцо, кусочки от всех принесенных видов пищи и лили напитки, прося у него содействия в проведении посевной и обеспечения хорошего урожая. Засевая вспаханный участок, вместе с зерном бросали крашеные яйца, «чтобы зерно уродилось с яйцо». Дети и молодежь наперегонки собирали их.
    
ЕЛЬ С ШАПКОЙ
Любуясь лесом, невольно обращаешь внимание на возвышающуюся над другими деревьями крупную ель с куполообразной вершиной на стволе-шпиле. О ней в этих местах ходят легенды. Вот что рассказал про эту ель госинспектор заказника Амир Хасанов (на снимке): — Полвека назад, когда мне было лет шесть или семь, эта удивительная елка уже росла здесь. Нас, детей, пугали: «Там медведь сидит, не ходите туда». Мне это место (его в народе называют Кленовая роща) очень дорого — все детство здесь прошло. Тут праздник такой отмечали весной — вороне кашу варили…. 


Кроме водной акватории Ижа, в заказник «КичкеТан» входит суша, занятая богатыми хвойными и смешанными лесами. Когда-то эти массивы были преимущественно еловыми, с вкраплениями лип, и покрывали всю нынешнюю территорию Агрызского района. Но сейчас такие леса сохранились лишь фрагментами. 
Один из них — массив коренного берега реки Иж к юго-западу от деревни Шаршада. Этот лес, по мнению специалистов, хотя и был изуродован рубками, но продолжает сохранять типичные зональные черты. Помимо ели и липы здесь растут пихта, дуб, ильм, а в подлеске — черемуха и бересклет. Изредка встречается сосна, но она, как правило, имеет искусственное происхождение, то есть посажена человеком. 
Со смотровой площадки № 1, которую сотрудники заказника оборудовали специально для туристов, хорошо любоваться пейзажами «КичкеТана»: вдали виднеются разлившаяся река Иж со своими притоками — это водная акватория заказника, крупные пятна разных оттенков зеленого цвета — это лесные массивы. 
Одно из таких «пятен» — памятник природы Сложный Бор, который примечателен одной из самых больших в республике колонией серой цапли. 
А со смотровой площадки № 2 взору открывается другой чудесный лесной массив, все деревья в котором, словно на подбор, стройные, зеленые, с густой кроной. По рассказам местных жителей, этот лес должен был во время строительства Нижнекамского водохранилища (сорок лет тому назад) уйти под воду, и потому его почти под корень вырубили. Но по каким-то причинам затопления не случилось. 
И лес вырос заново — еще лучше прежнего. На территории заказника много родников — в общей сложности около 30. Говорят, было больше, но часть ключей ушла под воду после образования Нижнекамского водохранилища. Один из самых примечательных родников — «Аулия-чишмэсэ». Этот источник благоустроили совместными усилиями нефтяники НГДУ «Прикамнефть», жители деревни Кичкетан и сотрудники заказника в 2005 году. Деревянная ограда сделана по старинной технологии, без единого гвоздя. Вода в роднике очень чистая, холодная и вкусная. Есть необычная и красивая легенда. Якобы в давние времена один уважаемый человек из здешних мест, которого звали Прорицателем, как-то сказал пастухам, что пришло ему время проститься с белым светом, завтра он уйдет в мир иной. И попросил человек похоронить его в лесу, в укромном месте, которое сам выбрал. Пастухи выполнили просьбу. А вскоре забил в этом месте чудесный родник. Так оно было или не так — теперь уж трудно сказать. Но родник живет, дарит людям радость.

 

«Одинокая сосна» - КУКМОРСКИЙ РАЙОН

Однажды в горах Калифорнии в США спилили сосну и, пересчитав годичные кольца, определили ее возраст в 4844 года. Это была сосна долговечная. Сосны по продолжительности жизни обходят все другие деревья.   

Век нашей обыкновенной лесной сосны много короче - 300-500 лет. У сосны мощная корневая система. Основа ее - стержневой корень, глубоко уходящий в почву.

Он прочно заякоривает дерево и удерживает его даже в штормовой ветер. Сосны не ломаются в бурю и тем более не падают, как ели, выворачивая корни. Эта сосна стоит на середине от деревни до «кладбища святых» на возвышенном месте. Раньше вокруг нее видимо были деревья. А сейчас она осталась одна. Она очень высокая, толстый ствол. Сколько ей лет, не знает никто.

Еще отец и мама рассказывали, что когда они были маленькими, эта сосна уже была. То же самое им рассказывали их родители. С какой бы стороны ни подъезжаешь к деревне, ее видно со всех сторон. И, пожалуй, каждый, увидев ее, испытывает теплые чувства. И каждый, кто долго отсутствует, всегда идет к ней на «поклон». Это уже стало каким-то священным образом.

По моим наблюдениям, ей не меньше 300 лет, а, может, и больше.

 

ДУБ ПЕТРА ВЕЛИКОГО - КУКМОРСКИЙ РАЙОН

Как свидетельствуют историки, когда-то по указу Петра I между селами Туркаш и Ятмас Дусай была выращена корабельная дубовая роща. Отборную древесину поставляли во Францию для изготовления бочек, а во время различных войн ее использовали на нужды артиллерии. А наиболее качественную древесину, естественно, отправляли на строительство кораблей. Однако со временем роща была забыта и заброшена. И только одному дубу суждено было уцелеть до наших дней.

Дуб-исполин расположился на дороге у опушки леса и, будто былинный богатырь, охраняет свои владения. В обхвате он почти пять метров и около двадцати трех с половиной метров высотой. По мнению специалистов, дереву более трехсот лет. А местные лесники утверждают - не менее пятисот.

Каждый уроженец этих мест, кто долго отсутствует на малой родине, всегда идет к дереву-великану «на поклон». Это уже стало своеобразной традицией.

                                                В СЕЛЕ  ЯТМАС  ДУСАЙ                                                 

Человек, впервые видящий этот дуб-исполин, воспринимает его как воплощение мощи: возле него вдруг отчетливо осознаешь сиюминутность человеческого существования по сравнению с отпущенными дереву веками. Путник испытывает благоговейный трепет перед этим великаном, который намного старше его. И в то же время чувствуешь себя полностью защищенным, испытываешь умиротворенность и спокойствие под его раскидистой кроной.

Сегодня ствол дуба напоминает изможденный и испещренный глубокими морщинами лик седовласого старца, его кора вся в трещинах и ранах. В одном месте кто-то вырезал в дереве целый улей для пчел. Вниз от разреза тянется широкая трещина - как утверждают лесники, след, оставленный трескучей зимой 1941 года. А чуть в стороне видишь залепленное пластилином отверстие от бурава. Именно с его помощью специалисты опытной станции определили приблизительный возраст дуба.

 

 

Несколько лет назад живой памятник обнесли оградой, а внутри установили стенд со стихами Мусы Джалиля:

При дороге одиноко

Дуб растет тысячелетний,

На траве зеленой стоя,

До земли склоняя ветви.

Стоит жить, чтоб в землю врезать

След поглубже, позаметней,

Чтоб твое осталось дело,

Словно дуб тысячелетний.

 

СВЯЩЕННАЯ МАРИЙСКАЯ РОЩА - СЕЛО ИЛЬНЕТЬ - Менделеевский район

В километре от деревни в землю вбит камень с надписью: "Рядом течет Илеть - чистая, прозрачная, стремительная. Ее правый берег порос вековыми корабельными соснами. Тут мари жили испокон веку - охотники, рыболовы, землепашцы."
Черемисы, предки мари, как рассказывает история, приняли удар войск Ивана Грозного. Но побежденный языческий народ не пожелал расставаться со своим белым богом добра и злым, страшным Кереметом. Не захотел отказываться от языческих богов. 
Тогда-то три самых сильных брата и увели свои роды на восток. Они шли долго, скрываясь от войск Ивана Грозного, где отбиваясь, где прячась. Они знали, что найдут землю, где будет чистое небо, река, где будет простор и лес для их охотников.
 Так вот и возникли три населенных пункта - Большая Ерыкса, Мари Возжай и Ильнеть. 
Coordinates:   56°0'57"N   52°14'25"E

Недалеко от села есть молельная роща, где народ мари проводит свои моления.

                                                      в священной марийской роще                                                Село Ильнеть, история татарских мари

 Село Ильнеть, история татарских мари

 

САМЫЕ ВЫСОКИЕ ДЕРЕВЬЯ ТАТАРСТАНА НАД УРОВНЕМ МОРЯ - 

ГОРА КОЧУЮЩИХ.

Как известно, самые высокие деревья Татарстана растут на самой высокой точке республике.

А место это находится в Лениногорском районе - чуть южнее Лениногорска.

Самая высокая точка ТатарстанаВысота горы Кочующих - 375 метров над уровнем моря, следовательно, все деревья на её вершине самые высокие в Татарстане!  Хотя сами по себе - эти деревья совсем не высокие.

Самая высокая точка ТатарстанаВероятно, что есть в РТ и большие высоты, если мы их обнаружим, то непременно укажем про это в отдельной статье!

Как проехать, где находится:
Гора расположена в Лениногорском районе РТ, немного южнее Лениногорска, на территории заказника «Степной».
Следует ехать по объездной дороге около Лениногорска (та, что с южной стороны) и повернуть на Ивановку – на юг. По этой дороге следует проехать примерно 2 км. – данная возвышенность будет на востоке от дороги, примерно 100-200 метров, на полноприводе подъехать можно без проблем (в летнее время).
Что интересно, эта локальная высота на многих картах РТ не обозначена, хотя в окрестностях полно гор и высот более 300 метров, например, 316, 331, 338, 343 и т.д. А высота этой горы – 375 метров.

Ещё один интересный факт – что вся эта местность расположена на Шугуровской возвышенности, которая является частью Бугульминско-Белебеевского нагорья, по этой причине данная локальная высота особо сильно не выделяется среди окрестных территорий, как, например, Чатыр-тау. 

 

ГИГАНТСКИЕ ДЕРЕВЬЯ СЕМИОЗЕРНОГО ЛЕСА

история говорит о том, что в семиозерном лесу располагалась марийская молельная роща, где стояли огромные дубы и сосны, на которые марийцы вешали шкуры животных, принесенных в жертву своим богам.

Вот одна из огромных сосен Семиозерки - в два с половиной охвата                                                        

В глубине леса есть деревья и большего размера и высоты  - не зря эти места включены в памятник природы - Семиозерный лес!

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России.

В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы (там было их мольбище), поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь.

 Монастырь известен Семиозерным образом Богородицы, которая спасла Казань от чумы 1654 году (Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери).
  С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Смоленско-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославило монастырь, куда ежегодно приходили тысячи паломников. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани.

 

САМЫЕ УНИКАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ РТ РАСТУТ В РАИФСКОМ ДЕНДРАРИИ

Примечательным местом заповедника является дендрологический сад Раифского лесничества (Раифский дендрарий).

Расположен в Волжско-Камском заповеднике.

Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник образован 13 апреля 1960 года Постановлением Совета Министров РСФСР № 510 с целью охраны сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Поволжья.

Дендрарий  расположен в Раифской части заповедника.

Дендросад находится в 50 км к югу от Казани.                                                                                       

 

Кроме дендрария в заповеднике с 1975 г. действует музей природы и метеостанция.

На двух стационарах заповедника ежегодно проходят практику студенты Казанского, Московского, Донецкого, Удмуртского, Харьковского университетов, Казанского педагогического института.

При заповеднике работает школьное лесничество. Ежегодно дендрологический сад и Музей природы заповедника посещают более 10 тыс. экскурсантов.

 

Цель создания

Охрана сохранившихся ненарушенных лесных и лесостепных экосистем среднего Поволжья.

Экологическое воспитание школьников и студентов.

Дендрологический сад Раифского лесничества  заложен  в 1921 г. Казанским университетом по инициативе профессоров К.В. Войта, Н.К. Вехова и В.М. Боткевича на площади 0,46 га.

Основная территория современного дендрария (старый дендросад) площадью 4,1 га разделена на отделы: Европы (65 видов деревьев и кустарников), Азии (60 видов) и Северной Америки (47 видов).

Из питомника дендрария для озеленения ежегодно выделяется более 10 тыс. саженцев. По всему Раифскому лесничеству до образования заповедника были интродуцированы деревья и кустарники. В настоящее время на 300 участках (218,8 га) произрастают 43 вида интродуцентов, представляющих интерес для лесного хозяйства.

 

 

Территория сада разделена на три отдела:

1) европейский включает ель сибирскую, сосну горную, сосну румелийскую, лиственницу европейскую, ель восточную, клен полевой, тополь серебристый, сирень венгерскую, гордовину, клен татарский, жимолость татарскую и обыкновенную, бересклет европейский, кизильник черноплодный, облепиху крушиновую, барбарис обыкновенный;

2) азиатском отдел - лиственницу сибирскую и даурскую, пихту сибирскую и белокорую охотскую, береза желтую, каменную и даурскую, орех маньчжурский, бархат амурский, черемуху Маака, клен приречный, жимолость синюю, золотистую и Рупрехта, шиповник даурский и японский, барбарис монгольский и черный, лимонник китайский;

3) американскоий отдел - ель колючую черную и ель Энгельмана, сосну Веймутова, тую западную, можжевельник виргинский, тополь канадский, тополь бальзамический, орех черный, орех серый, акация белая, ясень белый, клен ясенелистный, лох серебристый, аморфу кустарниковую, боярышник круглолистный, железистый и ручейный, клен колосистый, сахарный и калифорнийский, вишню пенсильванскую, черемуху виргинскую.

 

 
_______________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО:
Команда Кочующие
Сайт Раифского заповедника
http://rosdrevo.ru/
http://tetushi.tatarstan.ru/
сайт Минлесхоза РТ
Реестр ООПТ республики Татарстан.
Сайт парка «Нижняя Кама»
http://www.tatarstan-mitropolia.ru/
 Газета Республика Татарстан

ВложениеРазмер
6767012 (1).jpg493.92 КБ
6767012 (2).jpg435.57 КБ
6767012 (3).jpg11.94 КБ
6767012 (4).JPG243.05 КБ
6767012 (5).jpg145.43 КБ
6767012 (6).JPG252.44 КБ
6767012 (7).jpg632.92 КБ
6767012 (8).jpg209.11 КБ
6767012 (9).jpg673.61 КБ
аватар: Кэп

священные деревья

продолжаем тему про священные и почитаемые деревья РТ.

Еще одно такое дерево - береза стоит в священной роще около села Бима Агрызского района.

это Онапу - центральное молельное дерево.

Основанием села Бима (Буймо) местные исследователи относят к XV веку, то есть ко времени правления Ивана III. В XV в. несколько марийских семей вместе с русскими поднялись по реке Кама и обосновались на её правом берегу. Русские основали на гористой местности своё поселение - Пьяный Бор (нынче с. Красный Бор). Но марийцы не ужились с русскими. Найдя ручеёк, текущий на север, решили отправиться по нему в поисках места для своего жительства. На прощание они «обменялись речами», поклялись жить друг с другом в согласии. Ими руководил старик по имени Янай.

Дойдя до крупного притока, решили обосноваться на этом месте, так как природные условия показались благоприятными для развития земледелия. И на этом месте основали они марийское селение Буймо. Название деревни произошло от образного выражения «Вуй шуо» («Голова нашла»). Обоснование марийцев в этих краях именно в XV в. доказывается находками в огородах этой деревни медных монет с гербами двуглавого орла, которые были в обращении в тот далёкий период.

В настоящее время в роще проводится годовой цикл общественных и семейных молений.

По возможности расскажем про это в отдельной статье.

 

аватар: Кэп

было ли дерево священным???

Настоятель Раифского монастыря игумен Гавриил заявил, что старое дерево, которое было недавно снесено, не являлось священным.

На днях в Интернете появилась информация о том, что по приказу настоятеля Раифского монастыря была уничтожена старая ива, которая росла на берегу Раифского озера. Пользователи Сети сообщили, что дерево считалось священным у мари-язычников и они привязывали к его ветвям ленточки в качестве приношения.

Настоятель монастыря игумен Гавриил подтвердил информацию о том, что дерево было срублено, но при этом уточнил, что оно не считалось священным.

«Это не старое священное дерево, а обычное. Дело в том, что в начале 2000-х годов снимался фильм о монастыре, и чтобы показать какие-то исторические моменты, к дереву привязали ленточки. В фильме хотели показать, что здесь когда-то росло священное марийское дерево. После этого так повелось, что люди стали приходить и тоже привязывать ленточки», – рассказал отец Гавриил.

Старая трухлявая ива росла рядом с дорожкой и в любой момент могла рухнуть, поэтому было принято решение снести ее. Для этого монахи даже взяли специальное разрешение у заповедника, отметил игумен.

«По преданию, когда основатель монастыря Филарет пришел сюда, на территории росло семь священных деревьев – онапу. Обычно священными признавали старые деревья, и так как это было порядка четырех столетий назад, они не могли сохраниться до наших дней», – уточнил игумен.

 

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru


Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru