Сернурский район

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕРНУРСКОГО РАЙОНА:

 

Источник Марьян памаш                                                                                                        

 

 

Источник Йошкар памаш                                                                      []

 

Марисола – родина актера И.Кырля

 

Деревня Коклала – священная роща                                                                                              

 

Деревня Чендемерово

 

 

Деревня Нурсола  – священная Белая роща                                   

 

Склоны  Вятского вала (Волжско-Вятский увал)

 

Овдасола - проклятая деревня

 

Село Кукнур -  храм  Воздвижения Креста Господня                                                           

 

Кÿкшывал кÿсото – деревня Куприяново

 

Река Немда в Сернурском р-не  -  деревни Малая гора, Большая гора и Рушенер

 

 Водяная мельница в деревне Желонкино  (Сернурский район) 

 

Муниципальное образование «Сернурский муниципальный район» включает в свой состав 9 поселений:

•  городское поселение Сернур, административный центр — поселок городского типа Сернур;

•  Верхнекугенерское сельское поселение, административный центр — деревня Верхний Кугенер;

•  Дубниковской сельское поселение, административный центр — деревня Дубники;

•  Зашижемское сельское поселение, административный центр — село Зашижемье;

•  Казанское сельское поселение, административный центр — село Казанское;

•  Кукнурское сельское поселение, административный центр — село Кукнур;

•  Марисолинское сельское поселение, административный центр — село Марисола;

•  Сердежское сельское поселение, административный центр — деревня Большой Сердеж;

•  Чендемеровское сельское поселение, административный центр — деревня Чендемерово.

 

 

 

 

Сернурский район с центром в с. Сернур образован 15 января 1921 г. об образовании трех кантонов, в т.ч. и Сернурского.

Район расположен на северо-восточной возвышенной окраине Республики Марий Эл. Район граничит с Куженерским, Новоторъяльским, Параньгинским, Мари-Турекским районами Республики Марий Эл и на севере - с районами Кировской области.

В Сернурском районе имеется Памашьяльское месторождение строительного камня. Лесистость района составляет 11,3 %. Лиственничные леса, расположенные на его территории, отнесены к памятникам природы.

Первоначальное заселение территории современного Сернурского района осуществлялось преимущественно праудмуртскими племенами. Под давлением русской колонизации в XIV в. эти земли активно осваивались марийцами, которые стали вытеснять удмуртское население.

 

Свадебные поясные  подвески (к. XIX-н. XX вв.)                                                                      

 

Дальнейшее заселение территории северо-восточных районов марийского края происходило двумя потоками. Начало первому положило активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 г. г. Хлынова. Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернурского района составили выходцы из южных районов современной Кировской области.

В XVI-XVII вв. после присоединения Казанского ханства к Московскому государству Сернурская сторона стала осваиваться переселенцами со стороны р. Волги.

 

Косынки, одеваемые  поверх головного  убора (XIX в.)                                                                     

 

Дальнейший рост населения края происходил как за счет естественного прироста, так и за счет русских поселенцев из Казанской и Вятской стороны. В XVI-XVII вв. вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда.

Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимущественно при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной системе, в долинах которых велось земледельческое хозяйство. Основными занятиями населения края были земледелие и животноводство, однако широкое распространение имели охота, рыболовство, бортничество и др. Марийское население обычно засевало традиционные культуры: рожь, овес, горох, просо, коноплю и др. Русское население привносило в земледельческое хозяйство марийских крестьян различные новшества и новые сельскохозяйственные культуры - картофель, лен, пшеницу и др.

 

Луговые марийцы  Сернурского района в праздничной одежде. 1930-е гг.                                   

 

В XVII-XVIII вв. население Сернурского района принимало участие в крестьянских войнах под предводительством И. Болотникова, С. Разина и Е. Пугачева.

С 1719 по 1781 гг. Сернурская сторона входила в состав Казанского уезда Казанской губернии. Население края делилось на сотни и волости: Большая Сернурская, Малая Сернурская, Чукша, Ноли Кукморы тож, Лажмари, Руй, Она Морки и др. В ходе нового административного устройства и создания Вятского наместничества (1775-1780) и Вятской губернии (1796) Сернурская сторона оказалась в составе Царевосанчурского и Уржумского уездов. С ликвидацией в 1802 г. Царевосанчурского уезда территория современного Сернурского района полностью оказалась в составе Уржумского уезда Вятской губернии.

В XVIII в. значительно расширилась миссионерская деятельность Русской Православной Церкви. На территории современного Сернурского района, как и по всему краю, стали возводиться право-славные церкви и часовни. 9 мая 1749 г. Казанской Духовной консисторией был издан указ о строительстве деревянной церкви в д. Макарово. Церковь, построенная здесь в 1754 г., стала первой православной церковью на Сернурской земле. В XIX в. православные церкви и часовенки стали строиться в каждой волости. В с. Кукнур каменный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в 1816 г. В с. Марисола вместо деревянной церкви, построенной в 1837 г., в 1880-1888 гг. был построен каменный Покровский храм, в 1894 г. завершено строительство колокольни. Наибольший размах строительство храмов в крае получает во II пол. XIX - нач. ХХ вв. В 1861 г. была построена деревянная, а в 1876 г. каменная церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери в д.Токсубаево. В 1870-1873 гг. возведена церковь Рождества Богородицы в д. Зашижемье (Табашное). В 1877 г. при этой церкви открылась церковно-приходская школа. В 1896 г. была построена деревянная Косьмодамианская церковь в д. Кугушень. В 1901 г. в д. Куприяново началось строительство церкви в честь святителя Стефана Пермского. В 1904 г. в д. Большой Шокшем была построена и освящена в честь Николая Чудотворца деревянная церковь. Серафимовская церковь в д. Токтамыж начала свою службу после 1906 г., когда сюда из с. Сернур была перевезена деревянная церковь. Кроме православных храмов были построены деревянные часовенки близ селений: Сердежа (1875), Ведоснура (1902), Мурзанаевой (1887), Шабыково (1901), между д. Коростели и Руймучаш (1884), при поч. Шабе (1890), поч. Ершове (1904).

 

Девушка играет на  трубе (н. XX в.)

 

 

В сер.XIX в. основным занятием населения Сернурской, Косолаповской, Кукнурской, Кичминской, Кузнецовской и других окружающих волостей оставалось земледелие. Единственной системой земледелия к к. ХIХ в. оставалось трехполье. Травосеяние в волости из-за дороговизны травяных семян распространялось слабо. Обмолоченный хлеб крестьяне продавали как на местном рынке, так и увозили на винокуренные и железоделательные заводы Уржумского уезда, а также в г. Казань. Также каждое воскресенье в селах Сернур, Марисола и Кукнур проводились торжки и базары.

Еще в 70-е годы ХIХ в. современники отмечали, что крестьяне Сернурской волости из-за сокращения лесных площадей вынуждены были покупать дрова и лесоматериалы на стороне и даже в Царевококшайском уезде Казанской губернии.

 

п. Сернур.  Бюст Шабдара Осыпа (И.А. Шабдарова). 1968 г.                                                  

 

Усиливавшееся к концу 80-х гг. ХIХ в. малоземелье в условиях экстенсивного земледелия вызывало стремление крестьян к переселениям в Сибирь. Крестьяне деревень Ведоснур, При устье Сердежа, Верхнего Кугенера, Парсаева и ряда других деревень без разрешения властей переселялись в Томскую губернию.

Недоимки тяжелым грузом лежали на плечах крестьян. На истощенной земле земледелие едва давало крестьянам возможность прокормиться. Все чаще значительная часть надельной земли оставалась без обработки или же сдавалась в аренду только из платежа податей с этой земли. Даже в средний по урожайности год хлеба не хватало для нормального функционирования крестьянского хозяйства.

Эпидемии, болезни, голодные неурожайные годы, а также рекрутские наборы сдерживали прирост населения края. До сер. XIX в. на Сернурской земле не имелось ни одного лечебного учреждения. В 1868 г. в с. Сернур был открыт единственное в северо-восточной части нашей республики лечебное учреждение на десять коек.

 К нач. ХХ в. изменилась структура сельскохозяйственных угодий крестьян Сернурской и окружающих его волостей. Площадь пахотных земель увеличилась за счет сокращения сенокосных угодий, подушного леса, выгона и усадебной земли. Сокращение сенокосных угодий и выгона привело к снижению численности скота. Из-за недостатка удобрения постепенно истощались пахотные земли крестьян. Кроме крупного скота крестьяне держали также свиней, овец и коз.

Первые годы существования Марийской автономной области оказались нелегкими для жителей Сернурского края. Продразверстка, сокращение посевных площадей и голод 1921-1922 гг. привели к значительному ухудшению экономической ситуации. Голод унес жизни тысяч людей. Несмотря на трудности, в кантоне продолжали открываться новые школы и культурные учреждения, строились новые предприятия.

 В 1920-е гг. началось восстановление экономики. Крестьяне стали создавать различные объединения: кредитные сельскохозяйственные товарищества, сельскохозяйственные кооперативные товарищества по совместной обработке земли, артели и коммуны.

 

                            Церковь Покрова Богородицы - Марисола

Восстановление сельскохозяйственного производства в 1920-30-е гг. было невозможно без обновления материальной базы и создания промышленных предприятий. Еще в 1923 г. началось строительство Сернурской электростанции и мельницы на нефтяном двигателе. 1 мая 1923 г. Сернурская электростанция дала первый промышленный ток.

В 1943 г. изменилось административно-территориальное деление Сернурского района. Его северная часть отошла во вновь образованный район - Казанский. В послевоенное время главной задачей жителей Сернурского района стало восстановление и увеличение сельскохозяйственного производства, строительство перерабатывающих и ремонтно-строительных предприятий. Экономическая слабость послевоенных колхозов не позволяла быстро наращивать объемы сельскохозяйственного производства.

 

Марийское моление

в священной роще

(Сернурский район).

2005 г.

В 1940-е гг. были построены маслосырзавод, автотранспортная контора и автобаза с бензозаправкой. Машинно-тракторная станция обслуживала двадцать восемь сельхозартелей.

В 1960-е гг. началась промышленная добыча щебня в каменном карьере, построен хлебозавод, организована межрайонная строительная организация.

 

В 1966 г. с. Сернур приобрело статус рабочего поселка. Началась застройка п. Сернур современными благоустроенными домами.

Со временем укреплялась материальная база учреждений образования и культуры. В 1960 - 70-е гг. строились новые школы, клубы и детские сады, начал работать современный кинотеатр в районном центре.

На сегодняшний день из успешно функционирующих промышленных предприятий района вы-деляются ОАО «Сернурский сырзавод», автотранспортное предприятие, ОАО «Поланурское РТП», ДРСГУП, НПС «Дубники» и др.

Жители Сернурского района разговаривают на марийском, русском и татарском языках, почитают традиционные вероисповедания своих предков. Многие марийцы совершают моления в святых рощах - кюсото около д. Куприяново, Поланур, Чемеево, Пактаево и др. Некоторые выезжают в Кировскую область почтить святое место марийцев Чумбулат гору.

 

В последние годы началось богослужение в церквях Воздвижения Креста Господня (с. Кукнур), Покровской церкви (с. Марисола), Архангела Михаила (п. Сернур). В 2004 г. началось строительство новой церкви в п. Сернур.

 

Ежегодно в районе проводятся традиционные национальные праздники «Пеледыш пайрем», «Проводы зимы» и др.

 

Поселок Сернур - административный центр Сернурского района. Он расположен в 89 км северо-восточнее г. Йошкар-Олы.

Макаркино или Макарово - так называлось селение, расположенное ранее на месте современного п. Сернур. По одному из преданий, населенный пункт основал Макар, пришедший со стороны р. Волги. Выбрав удобное место для стоянки между двумя речками, семейство Макара обосновалось здесь на долгую жизнь. На южной, солнечной стороне ими был расчищен земельный участок для пашенного земледелия. Этот обработанный участок земли марийцы-макаровцы назвали словом «нур». Основным занятием населения было земледелие. Часть марийских крестьян занималась торговлей и рядом неземледельческих промыслов.

 

                           марийское  моление в сернурской роще                                  

 

В к. XVII в. д. Макарово-Макаркино входила в состав Большой Сернурской волости Казанского уезда Казанской губернии.

1749 г. считается годом основания п. Сернур, т.к. 9 мая 1749 г. Казанской Духовной консисторией был издан указ о строительстве деревянной церкви в д. Макарово, которая была построена в 1754 г. и стала первой православной церковью на Сернурской земле. С этого момента деревня приобрела статус села. В 1792 г. к церкви был пристроен придел в честь Михаила Архангела.

В к. XVIII в. в селе наблюдался уход крестьян на заработки на медеплавильные заводы Осокина в Уфимском наместничестве.

X ревизия, проведенная «…1858 года мая месяца шестого дня Вятской губерии Уржумского уезда Сернурской волости села Макарова Больше-Сернурского сельского общества», выделила в составе с. Макарова Больше-Сернурского сельского общества селения Нурбель, Низовка, Качанур, Пуланур, Чибыж. К этому году в селе и пяти названных поселениях проживали 360 человек мужского пола. В этих переписях в состав села включались близлежащие селения: «Низовка, Нурбель, Кучанур, Чибыж и Пуланур».

Весь ХIХ в. и до 1920-х гг. Сернурский край находился в составе Уржумского уезда Вятской губернии. Вероятно, с момента строительства в 1825 г. в с. Макарово Каменного Спасского храма с тремя престолами (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела и Рождества Иоанна Предтечи), сюда были переведены волостные правления из д. Большая Лужала и д. Малая Лужала. При этом единую волость стали тоже называть Сернурской. Если ранее для разрешения хозяйственных спорных вопросов крестьяне шли в д. Шернур-Сернур в Лужалу к лужавую, а для удовлетворения духовных потребностей - в д. Макарово, то теперь крестьяне шли в с.Макарово, но получали документы с подписью и печатью Сернурской волостной управы. Название села Макарово было постепенно забыто. Деревня же Шернур (Сернур) по первоначальному местонахождению волостного правления - лужа - управы стала называться Лужала.

 

                                      поселок  Сернур  - автостанция на  объездной дороге  

В к. XIX в. каждое воскресенье в с. Сернур проводились торжки и базары. По престольным праздникам здесь же проводились ярмарки: в Благовещенский (25 марта), Спасский (1 августа) и Михайловский (8 ноября) престолы. Иногда они затягивались на несколько дней или даже на неделю. На ярмарках и базарах местные крестьяне продавали хлеб, пряжу, лапти, валенки, изделия кузнецов, сапожников, портных, жерновые камни, покупали соль, чай, рыбу, табак и фабричные товары.

 

Также в с. Сернур действовало трактирное заведение «с продажею питий», содержащееся Сернурским сельским обществом. Кроме того, в разное время в селе А.П. Садовень содержал постоялый двор, а Д.И. Милютин имел кулеткацкое заведение.

В 1849 г. в Сернуре была открыта первая школа в Сернуре - сельское начальное народное училище, содержащееся за счет средств Московского воспитательного дома. В 1896г. была открыта церковно-приходская школа при церкви.

В 1895 г. в с. Сернур стала работать школьная библиотека, а в 1903 г. открылась и земская библиотека.

 

 

Группа музыкантов с марийскими национальными музыкальными инструментами. 2004 г. 

 

21 января 1918 г. в здании двухклассного училища с. Сернур состоялся I уездный съезд мари, на котором было принято решение открыть с осени 1918 г. учительскую семинарию. 4 октября 1918 г. вышло постановление Уржумского уездного исполнительного комитета об открытии учительской семинарии в с. Сернур. Заведующим семинарией и преподавателем математики был назначен М.И.Веткин, уроженец д. Средняя Мушка (Веткино).  В 1920 г. впервые на сернурской земле педкурсовцы организовали праздник «Пеледыш пайрем». В 1924г. педтехникум был закрыт, а учащиеся были переведены в г. Краснококшайск. Недостаток учительских кадров в школах в 1929 г. заставил руководство МАО открыть на базе Сернурской школы 2-й ступени агропедтехникум. Студенты педтехникума (с 1931 г. - педучилища) не только обучались учительскому мастерству, но и активно участвовали в общественной жизни. Они устраивали литературные вечера, создали духовой оркестр, которым руководил учитель музыки Э.А. Гаккельберг. По учебно-воспитательной работе Сернурское педучилище занимало первое место в МАССР.

К 1935 г. Сернур стал центром, связывающим северные районы МАО - Мари-Турек, Параньгу, Косолапово с областным центром. Основная масса грузоооборота падала на тракт Сернур-Йошкар-Ола протяженностью 91 км, в т.ч. с твердым покрытием - 2,5 км. Было установлено регулярное движение автотранспорта.

С началом осуществления плана перехода к всеобщему обязательному начальному образованию (1930) школы-семилетки были преобразованы в ШКМ. При Сернурском техникуме открылись трехмесячные педкурсы по подготовке учителей марийских начальных школ. В 1932 г. для подготовки партийных и советских работников в с. Сернуре была открыта Совпартшкола. Она принимала на учебу граждан 19-35 лет, окончивших школу I ступени.

 

п. Сернур. Церковь Архангела  Михаила. 2001 г.                                                    

В 1953 г. для организации внешкольной работы в Сернуре был открыт Дом пионеров.

В 1966 г. с. Сернур приобрело статус рабочего поселка. Началась застройка п. Сернур современными благоустроенными домами.

 

В 2004 г. началось строительство новой церкви в п. Сернур.

 

В настоящее время п. Сернур продолжает динамично развиваться. В поселке функционируют и развиваются промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Ведется газификация жилых домов. Учреждения культуры ведут плодотворную и разнообразную работу среди населения. Дети получают качественное обучение в сети школьных учреждений. Медицинское обслуживание населения соответствует требованию времени.

 

Известные люди

К.К. Васин. Родился в 1924 г. в д. Большой Шоркинер Сернурского района. Окончил историко-филологический факультет МГПИ им. Крупской (1952).

После окончания вуза работал там же преподавателем, затем - редактором Марийского книжного издательства, литконсультантом Союза писателей МАССР. С 1963 г. - работник МарНИИ. Член Союза писателей СССР (1953), кандидат филологических наук. Автор более 30 книг на марийском и русском языках, один из авторов программы по марийской литературе для детей. Наиболее значительные произведения - «Жар-птица», «Слово певца», «Ветлуга шумит», «Кузнец песен», «На земле Онара» и др. Участник создания многотомных изданий «История советской многонациональной литературы», «История философии СССР», «Украинская советская энциклопедия» и др. Заслуженный деятель науки МАССР (1978), народный писатель МАССР (1984), лауреат Государственной премии МАССР, Почетный гражданин г.Йошкар-Олы (1993).

 

Н.А.Заболоцкий. Родился в 1903 г. под Казанью. Когда мальчику исполнилось 7 лет, семья переехала в Сернур, а в 1917 г. - в г. Уржум. Русский поэта-философ XX в., самобытный художник слова, талантливый переводчик мировой поэзии, автор авангардистских произведений и создатель так называемого «ребусного» стиха. С 1927 г. сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Еж», писал для детей стихи и прозу, перевел поэму «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели, романы «Тиль Уленшпигель» Шарля де Костера и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Стихотворения «Белая ночь» (1926), «Вечерний бар», «Красная Бавария» (1926), «Новый быт» (1927), «На рынке» (1927), «Рыбная лавка» (1928), «Свадьба» (1928) и др. впервые прозвучали в исполнении автора на литературных вечерах и публиковались в приложении к газете «Ленинградская правда». В 1929 г. они вышли из печати в сборнике «Столбцы» и принесли Заболоцкому шумную, скандальную известность. В 1929-1930 гг. поэтом была написана поэма «Торжество земледелия». В нач. 1930-х гг. были написаны поэмы «Безумный волк» (1931), «Деревья» (1933), «Птицы» (1933), несохранившаяся поэма «Облака», стихотворения «Школа жуков» (1931), «Венчание плодами» (1932), «Лодейников» (1932). Теме природы посвящены стихотворения «Засуха» (1936), «Весна в лесу» (1935), «Все, что было в душе» (1936), «Вчера, о смерти размышляя» (1936). После публикации в 1937 г. сборника «Вторая книга» создал поэму «Осада Козельска», работал над переложением древнерусского «Слова о полку Игореве», а также делал поэтические переводы с грузинского, немецкого, испанского языков. В 1938 г. репрессирован и сослан в исправительно-трудовые лагеря. В 1946 г. получил разрешение на проживание в Москве. Вскоре им были написаны произведения «Читайте, деревья, стихи Гезиода» (1946), «Завещание» (1947), «Сквозь волшебный прибор Левенгука» (1948), поэма «Рубрук в Монголии» (1958). В 1956 г. Заболоцкий написал очерк «История моего заключения», стихотворения «Где-то в поле возле Магадана» и «Противостояние Марса». За последние три года жизни Н. А. Заболоцкий написал около половины своих произведений московского периода. При жизни поэта наиболее полный сборник (64 стихотворения и избранные переводы) вышел из печати в 1957 г.

А.Ф. Конаков. Родился в 1887 г. в д. Куп-Сола Сернурского района. Марийский писатель - просветитель и педагог. Имя А.Ф. Конакова носит Сернурский историко-литературный музей.

 

Йывын Кырля (К.И. Иванов). Родился в 1909 г. в д. Купсола Сернурского района. В 17 лет по комсомольской рекомендации поехал учиться на рабфак в Казань. В 1929 г. поступил на актерское отделение Гостехникума кинематографии. Вскоре сыграл роль Мустафы в первом звуковом отечественном фильме «Путевка в жизнь». В 1934 г. исполнял роль Ламы в фильме «Наместник Будды». После окончания техникума работал в студии «Восток-фильм», в 1936 г. стал актером Марийского драмтеатра. Известен и как поэт. Основные произведения - сборник стихов «Мы - ударники» (1931), сборник стихов и воспоминаний «От радости пою» (1931), «День рождения» (1935) и др. Репрессирован в 1937 г.

 

                                      (Дом-музей Й.Кырля)        

 

Дим. Орай(Д.Ф. Богословский). Родился в 1901 г. в д. Мари-Пижай Сернурского района. Первые произведения писателя опубликованы в 1925 г. В 1933 г. в Москве вышел первый сборник его сатирических рассказов. Член Союза писателей СССР (1939). Основные произведения: повесть «Отступник» (1930), повесть «Подъем» (1935), повесть «Оляна» (1935), очерковая повесть «Немеркнущая звезда» (1950) и др.

Осып Шабдар(И.А. Шабдаров). Родился в 1898 г. в д. Малая Лужала Сернурского района. Вошел в историю как педагог, писатель, поэт. В 1933-1937 гг. им составлены программы и хрестоматии по марийской литературе для семилетних школ, им создан ряд научно-исследовательских работ, статьи по вопросам языкознания, методики преподавания в школе. Первые художественные произведения (стихи) написаны им в 1918 г. В 1929 г. издан первый сборник стихов «Звуки гусель». Им написаны повести «Гибель мира», «Телеграмма», «Кориш», «Доля женская» (1929-1935) и др. Считается одним из основоположников марийской литературы.

 

Ф.П. Шабердин. Родился в 1914 г. в д. Мушка Сернурского района. В 1939 г. окончил Сернурский педагогический техникум. Скульптор. Заслуженный деятель искусств МАССР. Член Союза художников СССР (1964). Основные произведения: «Сереброзубая Пампалче», «Старый егерь» (1960), «Бюст первого марийского композитора И.Палантая» (1966), «Пампалче» (1967), «Сказочник» (1974) и др.

 

 

Герои Советского Союза

  К.В. Новоселов. Родился в д. Климино Сернурского района. В исторических боях по взятию Берлина произвел 13 успешных боевых вылетов. К.В. Новоселову, как отважному летчику-герою, была предоставлена честь сбросить флаг Победы над Берлином в день Первое мая 1945 г. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, в июне 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

 М.В. Онучин. Родился в д. Малое Онучино Сернурского района. С 1937 г. - крупный военачальник в центральном аппарате Главного инженерного управления РККА, с июны 1942 г. - заместитель командующего по инженерным войскам гвардейской танковой армии. В сентябре-октябре 1943 г. лично руководил переправой наших войск в районе Букринской излучины Днепра, а также постройкой понтонного моста у населенного пункта Козицы. Руководя переправой и постройкой моста, 5 октября 1943 г. пал смертью храбрых. За героический подвиг и бесстрашное руководство инженерными частями при форсировании реки Днепр М.В.Онучину Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1943 г. присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 А.М. Яналов. Родился в д. Лапка Памаш Сернурского района. В 1940 г. призван в Красную Армию. Пал смертью храбрых в бою на Земландском полуострове Восточной Пруссии 6 апреля 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

 

 

 

                                            ТРАДИЦИОННАЯ  ОДЕЖДА  СЕРНУРСКИХ МАРИ    

 

 

ИСТОРИЯ СЕЛ И ДЕРЕВЕНЬ СЕРНУРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Сернурский район расположен на северо-восточной возвышенной окраине Республики Марий Эл, за Вятским увалом. Он граничит с Ново-Торъяльским, Куженерским, Параньгинским и Мари-Турекским районами Республики Марий Эл, на севере - с Кировской областью. Датой основания района считается 15 января 1921 года, когда был образован Сернурский кантон, включавший часть волостей Уржумского и Яранского уездов Вятской губернии - современные северо-восточные районы Республики Марий Эл. Территория района занимает более 1000 квадратных километров. Население составляет 27, 7 тыс. человек (2004).

Сернурский край называют краем множества рек и речушек, оврагов, уклонов и возвышенностей, между которыми располагаются луга и поля, леса и рощи. Первоначальное заселение территории района происходило большей частью праудмуртскими племенами. Многочисленные топонимы на территории Сернурского района говорят о пребывании здесь удмуртского населения. С XIV века эти территории активно стали осваиваться марийцами.

 

По мнению исследователей, дальнейшее заселение территории северо-восточных районов республики происходило двумя потоками. Начало первому положили активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 году города Хлынова. Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернурского района составили выходцы из южных районов современной Кировской области. По местным преданиям, первые жители деревень Ананур, Купсола, а также поселений с основой на Ноля появились со стороны реки Ноли, а основателями деревни Дубники были выходцы со стороны города Яранска. Первыми поселенцами деревни Шудомарий (д. Изи Памаш, Мари-Кугунур, Лавраенер) могли быть выходцы из бассейна реки Шуды, протекающей по территории Кировской области.

В XVI-XVII веках, после присоединения Казанского ханства к Московскому государству, Сернурскую сторону стали осваиваться переселенцы со стороны реки Волги. Названия деревень Оно-Морко, Моркинер свидетельствуют о том, что основателями их могли быть выходцы из современного Моркинского района Республики Марий Эл. Дальнейший рост населения края происходил как за счет естественного прироста, так и за счет русских крестьян из Казанской и Вятской стороны, которые поселялись как в марийских деревнях, так и основывали новые починки. В XVI-XVII веках для укрепления власти Московского государства среди марийских земель были построены город Уржум (1554) и слобода Кукарка (80-е). Вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда. Названия вновь образованных на территории современного Сернурского района поселений, а также письменные документы XVIII-XIX веков позволяют более подробно рассмотреть основные направления последующих миграционных процессов на территории края.

Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимущественно при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной системе, в долинах которых велось земледельческое хозяйство. Реки и леса изобиловали рыбой, дичью и ягодами, что было весьма привлекательно для первых поселенцев.

Основными занятиями населения были земледелие и животноводство, однако первоначально широкое распространение имели охота, рыболовство, бортничество и другие промыслы. О преобладании земледельческих занятий у марийцев свидетельствует топонимика района: названия значительной части деревень района, в том числе и районного центра, имеют сложное строение с окончанием на -нур ("поле"). Марийское население, в отличие от русского, поселялось отдельными семьями или небольшими родственными группами в отдельных усадьбах (илем, сурт, кудо). Постепенно селения разрастались. Из них выделялись самостоятельные семьи и выселялись в новом месте, удобном для земледельческих занятий. Первоначально избы располагались гнездами (кучевая планировка).

В XIX веке марийские поселения получают более четкую планировку: по рядовому плану, и дома стали образовывать улицу. Марийское население обычно засевало традиционные культуры: рожь, овес, полбу, горох, просо, коноплю и др. Русские крестьяне привносили в земледельческое хозяйство марийцев различные новшества, культивируя картофель, лен, пшеницу и т.п.

 

                                            в Сернурском  краеведческом  музее           

 

Сернурцы не оставались в стороне от событий, происходивших в стране. В XVI веке активно участвовали в национально-освободительной войне ("черемисских войнах"). В XVII-XVIII веках принимали участие в крестьянских войнах под предводительством И. Болотникова, С. Разина и Е. Пугачева. С XVII-XVIII веков в письменных источниках начинают упоминаться названия таких деревень, как Лужъял, Кучук-Энер, Кугенер, Макарове, Шукшиер, Тореш-Кубар, Агытан Памаш, Токсубаево и другие.

С 1719 по 1781 годы сернурская сторона входила в состав Казанского уезда Казанской губернии. Территория делилась на сотни и волости: Большая Сернурская, Малая Сернурская, Чукша, Ноли Кукморы тож, Лажмари, Руй, Оно Морки и др. В ходе нового административного устройства и создания Вятского наместничества (1775-1780) и Вятской губернии (1796) сернурские земли вошли в состав Царевосанчурского и Уржумского уездов. С ликвидацией в 1802 году Царевосанчурского уезда территория современного района полностью оказалась в составе Уржумского уезда Вятской губернии.

С XVIII века для учета податного населения страны стали регулярно проводиться ревизские переписи. Так, по V ревизии (1795) в селе "Благовещенском Макарове тож" числилось 167 душ, из которых "черемис новокрещен" - 163 и "крестьян ясачных" - 4. По VI ревизии (1811) в селе Макарове Сернурской волости имелось 230 ревизских душ, из которых 226 - "черемис новокрещен" и 4 - "ясачных крестьян". По X ревизии (1858) в селе Макарове Болылесернурского сельского общества числилось 360 ревизских душ, из которых 4 солдатских сына и 1 уволенный и неспособный к службе солдатский сын. В этих переписях в состав села включались близлежащие селения Низовка, Нурбель, Кучанур, Чибыж и Пуланур.

Ревизские сказки села Макарова сохранили некоторые марийские имена и прозвища, позднее преобразовавшиеся в фамилии: Токсыбай, Пибулат, Пияндык, Конак, Чиндубай, Памыдек, Очибай, Токман, Очей, Паим, Миклай, Аптыл, Абли (Аблей), Ердыган (Ядыган), Пидыган, Ситыган и другие.

Марийские крестьяне сохраняли также традиционные верования. Известный исследователь начала XX века М.Н. Янтемир писал: "Сернур известен был среди мари как своего рода Иерусалим для марийского мира. Он всегда претендовал на руководящую роль в религиозном отношении. И язычество здесь держалось крепко..."

В XVIII веке значительно расширилась миссионерская деятельность русской православной церкви. По всему краю начали возводить православные церкви и часовни. Годом основания поселка Сернур считается 1749-й, поскольку 9 мая 1749 года Казанской Духовной консисторией был издан указ о строительстве деревянной церкви в деревне Макарове, возведенной к 1754 году. Это была первая православная церковь на сернурской земле. В 1792 году к церкви пристроили придел в честь Михаила Архангела. Каменный Спасский храм в Макарове был построен в 1825 году с тремя престолами: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, Михаила Архангела и Рождества Иоанна Предтечи.

В XIX веке православные церкви и часовенки строили в каждой волости. В селе Кукнур каменный храм появился в 1816 году в честь Воздвижения Креста Господня. В Марисоле вместо деревянной церкви, построенной в 1837 году, в 1880-1888 годах из местного кирпича возвели каменный Покровский храм, а в 1894 году завершили строительство колокольни. Наибольший размах строительство храмов в получило во второй половине XIX - начале XX веков. В 1861 году в Токсубаево была построена деревянная, а с 1876 года строилась каменная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. В 1870-1873 годах возводилась церковь Рождества Богородицы в Зашижемье (Табашное). В 1877 году здесь открылось земское народное училище, типовое здание которого построили в 1906-1912 годах. В 1896 году появилась деревянная Козьмодамианская церковь в деревне Кугушень, к приходу которой отошли 11 селений. В 1901 году в Куприянове началось строительство церкви во имя святителя Стефана Пермского. В 1904 году в Большом Шокшеме освятили деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В Серафимовской церкви в Токтамыже начались службы после 1906 года, когда из Сернура перевезли деревянную церковь.

Кроме православных храмов, были построены деревянные часовенки близ селений: Сердежа (1875), Ведоснур (1902), Мурзанаево (1887), Шабыково (1901), между Коростелями и Руймучашью (1884), при починках Шаба (1890), Ершово (1904). В большинстве православных храмов проходили службы до 20-х - 30-х годов XX века, в дальнейшем церкви были разрушены или использовались не по назначению. Важно отметить, что многие священнослужители в то время являлись не только проводниками идей православия, но и наиболее образованными и культурными людьми в округе, распространявшими среди крестьян грамоту.

В середине XIX века марийские крестьяне сеяли в основном рожь, овес, ячмень и пшеницу. Современники отмечали, что марийцы стремились накопить необмолоченные скирды хлеба. Некоторые из крестьян сохраняли до 30-40 и даже 70 скирд хлеба. Обмолоченный хлеб крестьяне продавали на местном рынке или увозили на винокуренные и железоделательные заводы Уржумского уезда, а также в Казань. Каждое воскресенье в Сернуре, Марисоле и Кукнуре проводились торжки и базары. По престольным праздникам в Сернуре проводились ярмарки: в Благовещенский (25 марта), Спасский (1 августа) и Михайловский (8 ноября) престолы. Иногда они затягивались на несколько дней или даже на неделю. На ярмарках и базарах местные крестьяне продавали хлеб, пряжу, лапти, валенки, изделия кузнецов, сапожников, портных, жерновые камни, покупали соль, чай, рыбу, табак и фабричные товары.

Одежда марийцев в XIX веке во многом сохраняла традиционные черты и изготавливалась в домашних условиях. Женский костюм сернурских мари состоял из туникообразной рубахи с правым асимметричным грудным разрезом, холщовых штанов, туникообразного прямоспинного кафтана с клиньями. Среди головных уборов преобладал остроконечный шымакш, который носили с треугольным холщовым платком. Свадебный костюм женщин отличался большей нарядностью и обилием украшений. Он состоял из зеленого суконного кафтана, суконной шапки с лисьим мехом, подвесок и украшений. Мужской костюм, в отличие от женского, подвергся влиянию русского костюма.

В 70-е годы XIX века к некрестьянскому сословию в Сернурской волости относилось лишь 50 человек, из которых насчитывалось 23 мужчины и 27 женщин. К началу 80-х годов XIX века числилось 7 чиновников, в том числе 4 мужчин и 3 женщины, 16 мещан. В 1883 году здесь насчитывалось 11354 человека - 5535 мужчин и 5819 женщин, из них 8558 марийцев, 2729 русских, 38 крещеных татар и 33 из цыган. В сословном отношении преобладали крестьяне.

Большинство сельских поселений были однонациональные. По подворной переписи 1884 года в деревнях Парсаев, Лапка-Памаш, Алдиаров, Верхний Нольдур и Иван-Сола вместе проживали русские и марийцы, а в деревне Средний Торешкюбар - марийцы и крещеные татары. Наиболее распространенным типом поселений в южной части Уржумского уезда были деревни, починки и выселки. В 1881 году из 88 селений Сернурской волости 29 числились деревней (33 процента), 22 - починком (25 процентов), 36 - выселком (41 процент) и 1 - селом. В 1884 году из 89 селений 52 числились деревнями, 34 - починками, 2 - выселками и 1 - селом. К 1910 году численность поселений в волости достигла 92. Селения сернурской стороны, в сравнении с другими местностями, отличались малодворностью. Доля поселений с числом дворов менее 10 составляла в волости 22, 3 процента, а по уезду 20, 4 процента, более 50 - соответственно 8, 2 процента и 8, 9 процента. К числу наиболее крупных селений в волости относились деревни Куприан-Сола (66 дворов), Ведоснур (63 двора), Большая Мушка (54 двора), починок Красный Ключ (57 дворов). Малую дворность большинства селений волости можно объяснить тем, что при абсолютном преобладании земледельческих занятий, истощении сельскохозяйственных угодий в местах прежнего проживания, крестьяне переселялись ближе к пахотным и лесным угодьям. Новые поселения устраивали большей частью вблизи источника воды, недалеко от земельного надела и леса. На реках устраивали рыбные ловли.

Еще в 70-е годы XIX века современники отмечали, что сернурские крестьяне из-за сокращения лесных площадей вынуждены были покупать дрова и лесоматериалы даже в Царевококшайском уезде Казанской губернии.

Основным занятием населения Сернурской, Косолаповской, Кукнурской, Кичминской, Кузнецовской и других окружающих волостей являлось земледелие. В Сернурской волости на 1 двор приходилось 15, 1 дес. всей земли, из которых 11, 2 дес. - пашня (74, 2 процента), 1, 62 рабочих лошади. На одну лошадь приходилось 6, 9 дес. пашни. Крестьянская земля состояла из усадьбы, пахотной земли, лесов, лугов и выгона. Частновладельческой земли у крестьян было мало: 67, 5 дес. на всю Сернурскую волость, из которых 62, 5 дес. - пахотная земля. Церковному причту Сернура принадлежало 159 дес. 1994 кв. саж., Кукнура - 35 дес. 552 кв. саж., Куприан-Солы - 37 дес, Марисолы - 9 дес. 1900 саж.

К началу XX века изменилась структура сельскохозяйственных угодий Сернурской и окружающих волостей. Площадь пахотных земель увеличилась за счет сокращения сенокосных угодий, подушного леса, выгона и усадебной земли. Сокращение сенокосных угодий и выгона привело к снижению численности скота: лошадей - на 19 процентов, взрослых коров - на 26, 1 процента. Из-за недостатка удобрения постепенно истощались пахотные земли крестьян. Тенденция сокращения крестьянского скота отмечалась хотя и в целом по уезду, но в меньших размерах. Для благоприятного ведения земледельческого хозяйства наиболее оптимальным соотношением сенокосных угодий к пашне современники считали один к трем. Между тем, по Сернурской волости этот показатель составлял в 1884 году один к десяти, а в 1902 году один к двадцати.

В крестьянских хозяйствах из лошадей чаще всего преобладали мелкие беспородные: на них можно было вспахать в день до 1/2 десятины на легких почвах, и чуть менее - на тяжелых. Кроме крупного скота, крестьяне держали также свиней, овец и коз. Свиньи в то время считались признаком зажиточности хозяйства.

В 80-е - 90-е годы XIX века земли покупались как целыми обществами, так и отдельными крестьянами. Среди купчих имелись и неудобные земли, и казенные оброчные статьи. Так, крестьянин Нижнекугенерского общества Филипп Сергеев с товарищами (41 чел.) приобрели у казны 42 дес, а крестьянин деревни Верхний Торешкюбар Федор Вшивцев с товарищами (34 чел.) - 58 дес. пашни. Крестьяне деревни Большая Коклала Сернурской волости Коклалинского общества в 1899 году получили от казны в свои наделы лесов удобных 53, 24 дес, неудобных - 0, 13 дес. Выкупные платежи были назначены им с 1 января 1899 года по 1 января 1943 года в размере 19 руб. 99 коп. Крестьяне селений Красный Ключ, Кочанур, Чибиж, Тамшинер, Ахмат-Энер, Пирогово, Ведоснур и Нижний Кугенер ходатайствовали в 1879 году о включении в их надел казенных оброчных статей, расположенных внутри их наделов.

Усиливавшееся к концу 80-х годов XIX века малоземелье в условиях экстенсивного земледелия вызывало стремление крестьян к переселениям в Сибирь. Так, крестьяне селений Ведоснур, При Устье Сердежа, Верхнего Кугенера, Парсаева и ряда других деревень без разрешения властей переселялись в Томскую губернию. Главной причиной крестьянских вольных переселений было не столько отсутствие земли, а сильная ее истощенность. Поскольку возвращение на родину этих крестьян привело бы еще к большим затратам, власти разрешили им остаться в Семилужской волости Томской губернии, где они уже обзавелись своим хозяйством.

В 1903 году сельским обществам Сернурской волости принадлежало 32460, 25 дес. удобной и 993, 5 дес. неудобной земли. Обычно урожай озимых хлебов на крестьянских полях составлял "сам" 3-4, яровых - "сам" 3. К концу XIX века частым явлением в крестьянской жизни были засухи и недороды. Так, в 1887 году урожайность ржи в Сернурской волости составила "сам" 2, яровых - "сам" 1, 25.

Недоимки тяжелым грузом лежали на плечах крестьян. К 1 сентября 1887 года их насчитывалось на 7433 руб. 25 коп. На истощенной земле земледелие едва давало крестьянам возможность прокормиться. Все чаще значительная часть надельной земли оставалась без обработки или же сдавалась в аренду только из платежа податей с этой земли. Даже в средний по урожайности год хлеба не хватало для нормального функционирования крестьянского хозяйства.

Единственной системой земледелия в конце XIX века оставалось трехполье. Уржумское уездное земство предпринимало ряд мер для улучшения способов обработки земли и внедрения многопольных севооборотов. Но травосеяние в сернурской округе из-за дороговизны семян распространялось слабо. В 1903 году на Сернурском школьном поле урожай клевера составил на земле, удобренной навозом под предшествовавшие два хлеба, озимой и яровой - 455 пуд., на земле, удобренной алебастром (25 пуд. на дес), - 420 пуд. и без удобрения - 300 пуд. с казенной десятины.

Некоторые крестьяне, учителя и священники в конце XIX - начале XX веков начали заниматься садоводством: в Сернуре - И.К. Новоселов и А.Г. Попов, в Большой Мушке - Иван Веткин, в Староверово - П.Ф. Новоселов.

По данным Сернурского волостного правления, в 1881 году в 8 сельских обществах волости насчитывалось 2018 дворов в 88 населенных пунктах. В них имелось мельниц ветряных - 20, водяных - 21, крупяных обдирок - 2, маслобойных заведений - 2, кузнечных заведений - 34, смолокурен - 4, кабаков - 5, лавок - 3, ломок жерновых камней (Нолькин камень) - 1. К концу века водяных мельниц стало 21, ветряных - 11, конных - 2, торговых лавок "с продажею мануфактуры и галантерейных товаров, чая, сахара, железа, табаку и съестных припасов" - 3 и "мелочных лавок с продажею чая, сахара и съестных припасов" - 33.

Из 21 общественной водяной мельницы 19 сдавались в аренду. Собственные имели сернурский крестьянин Д.И. Милютин в деревне Бадьиной и уржумский мещанин П.А. Ямщиков в деревне Красный Ключ. Первый арендовал еще водяные мельницы в деревне Кочанур и вблизи Сернура. Водяные мельницы имелись также в селениях Куп-Сола, Большой Торешкюбар, Глазырино, Староверово, починок При Ведексеевской мельнице и других.

Ветряные мельницы размещались в селениях Куприан-Сола, Палашнур (Антропов), Малая Коклала, Кададинер, Нижний Кугенер, Олма Шоиская, Калеево. Конные имелись в деревнях Большая Коклала и Большой Ключ.

Мельницы обслуживали крестьяне близлежащих деревень. Мельниками в большинстве случаев являлись сами владельцы, и лишь на 8 водо-действующих мельницах арендаторы или хозяева нанимали работников. Торговый оборот мельниц Сернурской волости в 1898 году составил 6550 руб., прибыль - 895 руб. Из этой суммы водяные имели годовой оборот 5480 руб. с прибылью 662 руб., ветряные - 1000 руб. и 210 руб., конные -т 70 руб. и 23 руб.

К концу XIX века распространенным явлением деревенской жизни стали торговые лавки. В торговых лавках волостных центров имелся более широкий ассортимент промышленных и продовольственных товаров. Так, только в Сернуре в 1898 году имелось 3 торговые лавки: крестьянина деревни Красный Ключ Е.П. Буркова, мещанина города Уржума П.Е. Горбунова и мещанки из Казани А.Т. Кошкиной. Их торговый оборот составлял 7000 руб., прибыль - 240 руб. в год.

В деревнях были распространены так называемые мелочные лавки. Торговый оборот 26 таких лавок в 1898 году был оценен податными инспекторами в 6840 руб., прибыль - 491 руб. Владельцами таких заведений являлись, как правило, крестьяне тех же деревень, где размещались лавки. По 2 торговые лавки имелось в деревнях Кырмыж (владельцы И.М. Орехов и Ф.Я. Орехов), Большая Мушка (В.И. Рослякови Степан Иванов), Кочанур (П.Т. Терехов и Е.Г. Петухова), При Устье Сердежа (З.И. Окулов и П.И. Окулов). Кроме мелких лавочек, торговлей вразнос съестными припасами и табаком занимались 13 человек. В деревнях Мустаево и Большой Чашкаял имелись лавочки с продажей марийских женских украшений.

В селе Сернур имелось трактирное заведение "с продажею питий", содержащееся Сернурским сельским обществом. Такие же имелись в селах Кугушень, Кукнур, Марисола, владельцами были торговый дом "Вдова и наследники Уржумского купца Л.П. Матвеева", отставной поручик А.П. Садовень и В.А. Депрейс. Кроме того, в разное время А.П. Садовень содержал в Сернуре постоялый двор, а Д.И. Милютин имел кулеткацкое заведение.

Из местных промыслов важное место занимали гончарное дело и обработка камней, кузнечный и портняжный промыслы, окраска холста и прочих материалов. Некоторые крестьяне занимались чеботным промыслом и обработкой изделий из шерсти. Из отхожих промыслов (далее 30 верст) были развиты распиловка леса, смолокурение, плотничество в Казанской, Пермской и Оренбургской губерниях, извоз и кладка печей.

Эпидемии, болезни, голодные неурожайные годы, а также рекрутские наборы сдерживали прирост населения края. До середины XIX века на сернурской земле не имелось ни одного лечебного учреждения. В 1868 году в Сернуре открыли единственное в северо-восточной части марийского края лечебное учреждение на 10 коек. Первыми врачами больницы были Ивашкевич, Спасский, Драверт, Пересветов, Долгушин, Бодров и другие. Своим беззаветным трудом они заслужили уважение и память жителей края.

Начало школьному делу положило открытие в 1849 году начального народного училища. Открытие в 1867 году земских органов в Вятской губернии значительно ускорило дело народного просвещения. В пореформенные годы стали открываться как земские, так и церковноприходские, миссионерские школы. В 1874 году в Сернурском приходе открылась Куприансолинская миссионерская школа Вятского братства Святителя и Чудотворца Николая, позднее переведенная в деревню Шоркинер. Учителем был назначен крестьянин Иван Сидоров, имевший свидетельство на звание учителя начального училища. В 1895 году в Сернуре начала работать библиотека, а в 1903 году открылась земская библиотека.

В Сернуре прошли детские и юношеские годы классика русской поэзии XX века Н.А. Заболоцкого (1903-1958). Им оставлены замечательные стихотворения, выразившие красоту и неповторимость марийского края. Другим известным уроженцем Сернурского района является писатель-просветитель, драматург А.Ф. Конаков (1887-1922), родившийся в деревне Куп-Сола. Имя А.Ф. Конакова носит Сернурский историко-литературный музей.

Сернурская земля, как и вся территория Уржумского уезда, в конце XIX - начале XX веков продолжала оставаться земледельческой. Крестьянское хозяйство в волости во многом носило полунатуральный характер. В отличие от других волостей здесь практически не оставалось свободных для обработки земель, что в условиях экстенсивного земледелия вело к истощению и появлению различного рода неземледельческих занятий и промыслов. Из-за жесткой налоговой политики, участившихся недородов появление многопольной системы земледелия в условиях снижения благосостояния основной массы крестьянства сдерживалось. Тем не менее, в это время происходило укрепление товарно-денежных отношений в деревне.

С установлением советской власти и окончанием гражданской войны изменилось административно-территориальное деление. Согласно Декрету ВЦИК и Совнаркома "Об автономной области марийского народа" в состав автономной области были включены позднее вошедшие в Сернурский кантон волости: из Уржумского уезда целиком Конганурская, Новоторъяльская, Токтайбелякская, Сернурская, Марисолинская, Косолаповская, Ирмучашская, Мари-Биляморская, Мари-Турекская, из Яранского уезда - Кадамская; селения: из Кичминской волости - Осипово, Агапенки, Терентьево, Обалыш (Верхний), Татар-Энгер, Татар-Энгер (Верхний), Короткий Ключ, Яндуя, Чашкер-Сола (Верхняя), из Кокшинской волости - Шаминсола, Митринер, Архипенки, Пуза (Казаковка), Простая Пуза, Прутки, Антонове, Шулепово, Шамово, Волдай, Козлы, Пичужата, Машкер, Кашкарята, Феклисята, из Кузнецовской волости - Чашкаял, Малый, Нижний и Средний Сернур, Тохтамышево, Султанай, Лаптево, Лоскутов Верхний, Лоскутов Нижний, Скулкино, Болотный Ключ, Лопа, из Буйской волости - Вошма, Верхний, Средний и Нижний Руял, Орсюба, Козлоял (Сюба), Сюзово, Ремезово и Крюковский. 15 января 1921 года был образован Сернурский кантон МАО с центром в селе Сернур. В 1924 году в состав МАО вошли 62 селения из Кичминской, 13 - из Кокшинской волостей Уржумского уезда. В связи с разукрупнением в 1924 году Сернурского кантона, упразднением волостей, появились новые кантоны: Торъяльский и Мари-Турекский. Согласно новому административному делению в Сернурский кантон вошли селения Сернурской и Марисолинской волостей, части Токтайбелякской, Ирмучашской, Кокшинской, Кичминской, Кузнецовской волостей Уржумского уезда. Декретом ВЦИК от 6 июня 1925 года в состав Сернурского кантона был включен ряд селений Кокшинской и Кичминской волостей Уржумского уезда. В 1926 году Сернур был переведен в разряд сел. Изменения в административно-территориальном делении происходили вплоть до 30-х годов XX века, когда окончательно установилось районное деление.

Первые годы существования Марийской автономной области оказались нелегкими для жителей края. Продразверстка, сокращение посевных площадей и голод 1921-1922 годов привели к значительному ухудшению экономической ситуации. Голод унес жизни тысяч людей. Несмотря на трудности, в кантоне открывались новые школы и культурные учреждения, строились новые предприятия.

21 января 1918 года в здании Сернурского двуклассного училища состоялся первый уездный съезд мари, на котором приняли решение открыть с осени 1918 года учительскую семинарию. 4 октября 1918 года вышло постановление Уржумского уездного исполнительного комитета об открытии учительской семинарии в Сернуре. Заведующим семинарией и преподавателем математики был назначен М.И. Веткин, уроженец деревни Средняя Мушка (Веткино). По окончании гражданской войны подготовка учительских кадров продолжалась на педагогических курсах, переименованных затем в педтехникум. Преподавателями работали И.Е. Романов, В.П. Мосолов, Ф.Е. Егоров и другие. В 1921 году здесь обучались 187 человек, из них 176 мари, 11 русских. В учебном заведении действовал любительский театр. В 1920 году впервые на сернурской земле педкурсовцы организовали праздник "Пеледыш пайрем". В 1924 году педтехникум закрыли, учащихся перевели в город Краснококшайск. Недостаток учительских кадров в школах заставил руководство МАО открыть в 1929 году на базе сернурской школы 2-й ступени агропедтехникум. Студенты педтехникума, затем педучилища (1931) не только обучались, но и активно участвовали в общественной жизни: устраивали литературные вечера, играли в духовом оркестре, которым руководил учитель музыки Э.А. Гаккельберг. По учебно-воспитательной работе Сернурское педучилище занимало первое место по МАССР, а по Горьковскому краю вместе с Арзамасским педучилищем - I-II место. Новым явлением в районе с середины 20-х годов XX века стали регулярные показы кинофильмов населению.

С переходом ко всеобщему обязательному начальному образованию школы-семилетки преобразовали в школы коммунистической молодежи (ШКМ). При Сернурском техникуме открыли трехмесячные пед-курсы по подготовке учителей марийских начальных школ. В 1932 году для подготовки партийных и советских работников в Сернуре открыли совпартшколу для граждан 19-35 лет, окончивших школу I ступени. К 1937-1938 годам в районе насчитывалось 27 начальных школ, 15 неполных средних, средняя и педучилище.

Неоценимый вклад в развитие народного образования и культуры в районе внесли В.П. Мосолов, И.А. Шабдаров (Шабдар Осып), А.Ф. Конаков и другие. Мировую известность получил замечательный киноактер Йыван Кырля, сыгравший роль Мустафы в фильме "Путевка в жизнь". На состоявшемся в 1934 году областном слете учителей-ударников Большесердежская семилетняя ШКМ была награждена Почетной грамотой. Наград были удостоены также учительница этой же школы А.М. Кострикова (сестра СМ. Кирова), учительница Мустаевской школы I ступени Е.К. Мамаева.

В культурном и политическом просвещении населения большую роль сыграла районная газета "Коммунар", выходившая в Сернуре с 1930 года на русском и марийском языках. В 1933 году появился радиоузел. Значительно улучшилось медицинское обслуживание населения. В ряде селений района были открыты лечебные учреждения. Так, в 1927 году в селе Зашижемье заложили первый камень новой больницы, а в 1930 году открыли фельдшерский пункт.

Несмотря на трудности послевоенного времени, голод и разруху, в 20-е годы XX века началось восстановление экономики. Крестьяне создавали различные объединения: кредитные сельскохозяйственные товарищества, сельскохозяйственные кооперативные товарищества по совместной обработке земли, артели и коммуны. Так, в 1925 году в Сернурском кантоне имелось 6 кредитных сельскохозяйственных товариществ, 5 потребительских кооперативов и 3 сельскохозяйственных кооперативных товарищества по совместной обработке земли: "Якорь", "Заря" Нурбельского района и "Йошкар Куралше" Мари-Солинского района. В 1928 году крестьяне деревень Нижний Малый Сернур и Пунчер йымал (13 хозяйств) образовали машинное товарищество. Они приобрели 2 сеялки и 8 плугов. К 1927 году из 11867 хозяйств кантона 27 процентов были безлошадными, а в колхозах, по данным 1928 года, состояло лишь около 1, 4 процента всех крестьян кантона. С началом массовой коллективизации каждая деревня была охвачена этим процессом. К 1933 году коллективизировали 75-80 процентов крестьянских хозяйству

В кратчайшие сроки создавалась колхозно-совхозная организация в деревне. Появление колхозов значительно укрепило материально-техническую базу сельского хозяйства. К 1936 году в районе имелось 124 трактора, 9 комбайнов, 20 сложных молотилок, 8 автомашин, 5 жаток-самовязалок, 5 льнотеребилок и 96 молочнотоварных ферм. Появились первые трактористы-стахановцы, передовики и энтузиасты сельскохозяйственного производства. Значительная часть колхозного крестьянства смогла реально улучшить материальное положение. Труженики колхозов искренне верили в "светлое будущее". С другой стороны, коллективизация проводилась директивно, без учета желания крестьян, зачастую через подавление любого сопротивления, угрозы и аресты. Установившаяся система власти привела к многочисленным жертвам в сталинских лагерях. В ходе репрессий 30-х - начала 50-х годов административному и уголовному наказанию подверглось немало сернурцев. Среди них крестьяне, учителя, священники, партийные работники.

В 30-е годы прекратили службу православные церкви, преследовалось участие и в православной синодальной обновленческой общине, насчитывавшей в 1933 году 2450 человек, а также в языческих молениях. Многие из верующих погибли в лагерях.

Восстановление сельскохозяйственного производства в 20-е - 30-е годы было невозможно без обновления материальной базы и создания промышленных предприятий. Еще в 1923 году началось строительство Сернурской электростанции и мельницы на нефтяном двигателе. Уже 1 мая 1923 года Сернурская электростанция дала первый промышленный ток. В 1929 году в коммуну "III Интернационал" поступил первый трактор "Фордзон", а в 1930 году была создана Сернурская МТС. В этом же году началось строительство аэродрома в связи с открытием воздушной линии Нижний Новгород - Чебоксары - Йошкар-Ола - Ижевск с промежуточной посадкой в Сернуре. В 1931-1932 годах около деревни Староверово построили первое промышленное предприятие в районе - льнозавод, на котором работали более 80 человек.

С началом Великой Отечественной войны на защиту Отечества призвали 9151 жителей района. Многие награждены орденами и медалями. Погибли 5079 сернурца, среди них А.Н. Вершинин, В.Н. Егошин, С.Я. Емельянов, танкист К.В. Попов и многие другие, награжденные орденами. За подвиги, совершенные на фронтах, 5 сернурцев - К.В. Новоселов, М.В. Онучин, И.Г. Отмахов, Б.С. Шабалин и A.M. Яналов - удостоены звания Героя Советского Союза. Уроженец деревни Климино Кугушенского сельсовета Кузьма Васильевич Новоселов в годы войны совершил 235 боевых вылетов, сбил 22 самолета противника. Младший лейтенант Андрей Михайлович Яналов из деревни Лапка Памаш проявил героизм в боях за Кенигсберг. Фронтовики И.Е. Пирогов и СИ. Чемоданов стали генералами.

Сернурская земля, как и другие районы МАССР, принимала эвакуированных жителей западных районов страны. Труженики тыла отправляли бойцам фронта теплую одежду, собирали деньги на строительство самолетов и танковой колонны, строили оборонительные рубежи вдоль Волги и Ветлуги. Хотя значительно ослабла материально-техническая база, колхозы и совхозы поставляли для нужд фронта свою продукцию, продолжало работать педучилище. Члены колхоза "Красный прогресс" (д. Шаба, председатель И.В. Шабалин) из личных сбережений отдали на строительство самолета 100000 руб.

Война принесла много горя народу. Практически в каждой семье были погибшие или раненые. Из-за недостатка семенного материла, тягловой силы и мужских рабочих рук в колхозах уменьшалось поголовье скота, снижалась урожайность сельскохозяйственных культур. Несмотря на трудности, люди с честью выдержали все невзгоды и испытание войной. Сотни тружеников района за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны были удостоены государственных наград. Среди них трактористки М. Паймерова из Сернурской МТС, Т. Таныгина из Казанской МТС, А.Е. Тупанова, бригадир 16-й тракторной бригады и многие другие.

В период войны изменилось административно-территориальное деление района. В 1943 году северная часть Сернурского района отошла во вновь образованный район - Казанский.

После окончания войны главной задачей жителей района стало восстановление и увеличение сельскохозяйственного производства, строительство перерабатывающих и ремонтно-строительных предприятий. К1957 году 80, 8 процента населения Сернурского района состояли в колхозах. Однако экономическая слабость послевоенных колхозов не позволяла быстро наращивать объемы сельскохозяйственного производства. Требовалось укрепление материально-производственной базы колхозов и их укрупнение. Вместе с тем, личное подсобное хозяйство оставалось важным источником дохода для большинства жителей района.

В 60-е годы были построены маслосырзавод, хлебозавод, автотранспортная контора и автобаза с бензозаправкой, создана межрайонная строительная организация. Машинно-тракторная станция обслуживала 28 сельхозартелей. Началась промышленная добыча щебня в каменном карьере.

В 1966 году село Сернур приобрело статус рабочего поселка. Началась его застройка современными благоустроенными домами.

Значительно укрепилась материальная база учреждений образования и культуры. В 1953 году для организации внешкольной работы в Сернуре открылся дом пионеров. В 60-70-е годы строились новые школы, клубы и детские сады, в районном центре начал работать современный кинотеатр. В 1976 году в Сернуре построили новое типовое здание средней школы. Важным событием в районе стали строительство и пуск новых корпусов районной больницы (1977), здания Сернурской средней школы № 2 (1989) и поликлиники (1991).

Добросовестно трудились на ниве просвещения учителя и руководители учреждений образования. Среди них директор Мустаевской школы, заслуженный учитель МАССР Василий Михайлович Мамаев, учитель и врач Василий Иванович Иванов, директор Сернурского педучилища, позднее профессор Московского пединститута им. В.И. Ленина Иван Андреевич Ведерников.

Наиболее интенсивно развивалось сельское хозяйство Сернурского района в 70-е - 80-е годы. Одним из важнейших направлений развития сельскохозяйственного производства тогда было овцеводство. Промышленное производство шерсти и баранины началось в 1970 году со строительством в совхозе "Марисолинский" комплекса по разведению цигайских овец. В 80-е годы это хозяйство стало базовым для практичеекего обучения овцеводству студентов МарГУ. В годы функционирования племхоза "Марисолинский" здесь были построены детский комбинат на 160 мест, средняя школа на 460 мест, 30 домов усадебного типа, 4 двадцатисемиквартирных дома, фельдшерско-акушерский пункт, другие производственные помещения. Поголовье овец достигло 13, 5 тысяч.

В 1985 году в районе насчитывалось 72784 га пахотных угодий, 80 животноводческих ферм и 14 комплексов. Содержалось 25062 головы крупного рогатого скота, 2808 свиней и 15278 овец. В колхозах и совхозах насчитывалось 1057 тракторов, 293 зерноуборочных комбайна, 387 грузовых машин и прочей техники. Урожайность зерновых составила 15, 5 центнера с гектара. Работали 32 общеобразовательные школы, 16 сельских домов культуры, 22 сельских клуба, 25 библиотек, 30 фельдшерских пунктов. В 1975 году был пущен Дубниковский пивзавод, продукция которого расходилась не только в районах МАССР, но и в Кировской области.

В 90-е годы населенные пункты района начали подключать к природному газу. Из успешно функционирующих промышленных предприятий района выделялись сырзавод, автотранспортное предприятие, Поланурское РТП, ДРСГУП, НПС "Дубники" и другие. Доказывали свою жизнеспособность и сельхозпредприятия.

Сейчас в Сернурском районе функционируют сельские и районный дома культуры, сельские клубы, кинотеатр. Работают 28 общеобразовательных школ, 13 дошкольных образовательных учреждений, дом народного творчества, детская спортивная школа, которые посещают 3763 детей. В образовательных учреждениях Сернура, деревни Мустаево и села Кукнур работают компьютерные классы. При сернурской средней школе № 2 им. Н.А. Заболоцкого открыт интернет-центр.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в Сернурском районе проживали 25280 человек, из которых 12252 мужчины и 13028 женщин. Сельское население района составило 16249 человек, городское (п. Сернур) - 9031 человек. Среднемесячная начисленная зарплата работников в 2002 году достигала 1542, 9 руб., в 2003 году - 1967, 3 руб. Жилищный фонд района включал в 2001 году - 499, 1 тыс. кв. метра, в 2002 году - 503, 4.

В районе сформировался многочисленный отряд работников с высшим образованием - учителей, медицинских работников, специалистов сельскохозяйственного и промышленного производства, которые сыграли большую роль в укреплении культурного, образовательного и промышленного потенциала района. Весомый вклад в это внесли руководители района: секретари райкома партии, председатели райисполкома, главы районной и сельской администраций.

Несмотря на сложную современную ситуацию, при поддержке руководства республики в районе реализуются меры по стабилизации и развитию социально-экономического положения, социальной поддержке населения и сдерживанию безработицы. К 2006 году в районе проложено 43, 1 км газопровода, 441 жителей района возводят собственные дома, в том числе 147 - в поселке Сернур. Собственные доходы муниципального бюджета выросли с 15, 2 млн. руб. в 2000 году до 23, 9 млн. руб. в 2003 году.

Жители Сернурского района разговаривают на марийском, русском и татарском языках. Многие марийцы остаются приверженцами языческой веры, совершая моления в святых рощах - кюсото, имеющихся около деревень Куприянове, Поланур, Чемеево, Пактаево и других. Некоторые выезжают в Кировскую область почтить святое место марийцев - Чумбулат гору. Немало и отмечающих православные праздники. В последние годы возобновились богослужения в церквах Воздвижения Креста Господня (с. Кукнур), Покровской (с. Марисола), Архангела Михаила (п. Сернур). В 2004 году началось строительство новой церкви в Сернуре. Ежегодно проводятся традиционные национальные праздники "Пеледыш пайрем", "Проводы зимы" и другие. В содружестве с марийцами, русскими и татарами в районе проживают представители других национальностей.

Сернурская земля богата знаменитыми уроженцами, среди которых видные политические и общественные деятели, ученые, актеры певцы, писатели и генералы. Перед районным домом культуры возведены памятники известному литератору-просветителю Александру Федоровичу Конакову и марийскому писателю Шабдару Осыпу. Родной край прославили композитор Иван Молотов, ученый-этнограф Ксенофонт Архипович Четкарев, краеведы и писатели Ким Васин, Константин Коршунов, спортсмены Нина Петровна Селюнина и Валерий Николаевич. Исаев. Их добрые традиции продолжают сегодня ведущая солистка Казанского театра оперы и балета, профессор Казанской консерватории Галина Трофимовна Окунева-Ластовка, музыкант Виталий Шапкин, художник Николай Васильевич Токтаулов писатели и поэты Валерий Берлинский, Зинаида Ермакова, ученые Семен Яковлевич Черных, Анатолий Степанович и Валерий Степанович Патрушевы, Геннадий Андреевич Сепеев, Елизар Николаевич Мустаев, Аркадий Николаевич Чимаев, ректор МарГУ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, депутат Государственного Собрания Республики Марий Эл Виталий Иванович Макаров и многие другие.

 

 

___________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.welcomemariel.ru/

http://www.12rus.ru/List/32/2695/

http://photo.outdoors.ru/index.php

http://mari-obereg.narod.ru/novosti6.html

фото Анны Михеевой.

 

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

туризм в Сернурском р-не РМЭ

Сернурцы осваивают новое для себя дело и чуть ли не первыми в республике разработали туристический паспорт своего района.
Как известно, для некоторых государств туризм является основным источником доходов. Наша страна, как, впрочем, и республика, на этом зарабатывает пока немного. В Сернурском районе, куда нога туристов, можно сказать, не ступала, верят, что их край - это еще просто неизведанная кладовая для любителей путешествий, этнографии и старины.
Здесь серьезно занялись изучением и инвентаризацией того, что нам дала матушка-природа. И вот недавно (первый результат) состоялась презентация проекта туристического паспорта района.

Его подготовила заведующая отделом туризма и регионоведения районного историко-литературного музея Зинаида Зорина. Общее впечатление от увиденного и услышанного - это ж надо насколько мы богаты и даже не подозреваем об этом. От обилия достопримечательностей глаза буквально разбегались. Есть просто уникальные объекты, такие как старинная, но действующая водяная мельница.
Единственная в республике, да и, говорят, во всей европейской части России. Или урочище "Нолькин камень".  Это вообще кладезь всего диковинного и необычного. Самая высокая точка района, под которой в глубине залегает подземное озеро. Главная и самая известная изюминка урочища - старинные каменоломни "Горное заделье", в которых много лет тому назад добывали жерновой камень. Штольни изучены спелеологами, ходы некоторых из них вгрызаются в толщу каменной горы на расстояние до 300 метров! Снаружи июльская жара, внутри в кромешной темноте свисают огромные ледяные сталактиты, а над головой - многометровая толща камня. Отдельные штольни неплохо сохранились, и для туризма это в буквальном смысле слова зарытый в землю клад.
Здешние места вообще как сокровищница: только здесь растут редкостные, занесенные в Красную книгу растения: венерин башмачок и лилия кудреватая. С этими местами связано множество легенд и преданий. На возвышенности марийско-вятского увала находится  известная молельная роща - кюсото, здесь на старинном языческом кладбище обнаружены памятники с непонятными, так и нерасшифрованными письменами.
И это всего лишь один маршрут, одна жемчужинка сернурского края. Зинаида Зорина перечисляет и другие: каскад родников "Святой ключ", минеральные источники, озеро Шайтан, для любителей экстрима есть водный сплав по реке Немда, историко-литературный музей - в прошлом земская школа, в которой учился великий русский поэт Николай Заболоцкий, редкостный ботанический памятник природы "Лиственничная роща" - посадка сибирской лиственницы 1905 года. Недавно там побывала делегация из Чехии, братья славяне просто в восторге. И это еще не все ... . 
Сейчас сернурцы пытаются завязаться с турфирмами (предложить есть что), чтобы продвинуться на этот рынок. Представители некоторых из них уже побывали в районе.

аватар: Кэп

фестиваль в Сернуре!

В Сернурском районе Марий Эл состоялся финал республиканского фестиваля «Родная сторона - золотая колыбель», инициатором которого является методист местного центра детского творчества Анастасия Глазырина.

Главной его целью является приобщение школьников к этнографическим исследованиям родного края, знакомство с самобытной культурой и народными традициями. В общей сложности на сцене центра досуга и культуры выступили 11 команд, шесть из них представляли хозяев.

Участники продемонстрировали сценарии обрядов и праздничных церемоний всех без исключения народов, проживающих на территории Республики Марий Эл. Любопытно, что инициатором проведения фестиваля стала методист Сернурского районного центра детского творчества Анастасия Глазырина

аватар: Кэп

национальная одежда

В Сернурском районе Марий Эл стартовала программа «Развитие народных художественных ремесел и декоративно-прикладного творчества», которую разработала методист Августа Швецова.

Одним из приоритетов программы является пошив силами работников культуры марийских национальных костюмов, с нехваткой которых сталкиваются участники художественной самодеятельности.

Первый мастер-класс был посвящен изготовлению свадебного головного убора «Рывыж упш».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru