Тÿня кумалтыш в Кÿкшывал кÿсото – деревня Куприяново (Сернурского р-на)

 Команда Кочующие - священная роща

 

Осенью 1995 года в Сернурском районе состоялось второе в постсоветский период «всемарийское» моление «тÿня кумалтыш» в знаменитой роще «Кÿкшывал кÿсото» д.Куприяново Сернурского района.

Данное культовое место еще с XIX века известно как Марийский (Черемисский) Иерусалим. 3 декабря 1828 года в этой роще состоялось грандиозное по тем временам «всемарийское» моление. На молении присутствовало более 3000 марийцев из Вятской, Казанской, Уфимской губерний (Андриевский А. Дела о совершении языческих обрядов и жертвоприношений крещеными инородцами Вятской губернии (1828-1857) // Столетие Вятской губернии. 1780-1880. Сборник материалов. К истории Вятского края. Т. II. – Вятка. – 1881).

 

Из архивных данных известно:

Деревню Куприяново окружают мольбища Урембал кусото, Энербал кусото, Шем кусото, Кукшымбал кусото.  Последняя известна в республике благодаря большому языческому молению с участием марийцев Вятской, Казанской и Уфимской губерний, прошедшему 3 декабря 1828 года. В 1899 году в Кукшымбал кусото также состоялись моления. Присутствовали представители волости и священнослужители, которые хотели предотвратить моления. Но крестьяне, например, зажиточный Максим, говорили: "Заплачу штраф 100 рублей, а молиться все равно пойду, нам нельзя не молить по всему, а то хлеб не уродится".

 

Инициатором «всемарийского» моления 1995 года наряду с религиозной организацией Марийской Традиционной Религии выступили марийская общественность района и республики. При подготовке данного моления поддержку оказали также различные ведомства республики, 18 предприятий, жители окрестных деревень. На моление 29 сентября 1995 года собралось около 1500 человек. Помимо священнослужителей Марийской Традиционной Религии из Марий Эл, Удмуртии и Свердловской области в культовом обряде участвовал и чувашский «эльмен» (руководитель моления третьего ранга).

Сернурский муниципальный район расположен на северо-востоке Республики Марий Эл и граничит на западе с Новоторъяльским, на юго-западе с Куженерским, на юго-востоке с Параньгинским, на востоке с Мари-Турекским районами Марий Эл и на севере с Кировской областью. Площадь района насчитывает 103208 га.

На территории района насчитывается более ста священных рощ кÿсото. В рамках проекта «Комплексные мониторинговые исследования памятников духовной культуры народа мари» специалистами Марийского государственного технического университета и МарНИИЯЛИ проведены обследования священных рощ. По результатам обследования 2000-2005 годов выяснилось, что в Сернурском районе насчитывалось 105 священных рощ. По состоянию на 2007 г. на территории района были зафиксированы уже 118 священных рощ. В настоящее время обряды проводятся не во всех священных рощах кÿсото.

 

 

Из архивных данных про священную рощу:

В XVIII-XIX веках русские православные священники очень внимательно следили за отправлением марийских языческих ритуалов. Многие из них подробно описывали свои наблюдения. Так церковный служитель Т. Семенов, например, писал в «Православном благовестнике» в этнографическом очерке «Черемисы»: «...Жертвоприношения бывают общественные и частные. Совершаются они в рощах, которые называются Юмын оты (божья роща) или кус-оты (куш-оты - вышняя роща)... Частные жертвоприношения каждый черемисин начинает совершать с того времени, когда он становится отдельным домохозяином. В это время черемисин непременно должен принести жертву своему Юме (богу) с его штатом. Общественные жертвоприношения совершаются или одной деревней (общественное) или целым округом деревень (окружное), или так, что можно сказать - целым черемисским миром. В Уржумском уезде в приходе села Сернур есть два мольбища (рощи): Куприан-солинское и Кученерское. На эти мольбища приезжают черемисы из Казанской губернии, Уфимской и Пермской губерний. Нередко здесь число богомольцев превышает 500 человек, а животных разного рода закалывается голов до 300 и более!!!

 

 

 

 

 Такие жертвоприношения совершаются, однако, редко и то по какому-нибудь особому случаю - например, по случаю неурожаев, войны. Жертвоприношения же местные, совершаемые каждой деревней или обществом, бывают один раз, реже два раза в год, причем второе, если бывает, совершается всегда осенью, а первое - всегда летом: в Вятской губернии в июле, около Ильина дня, а в Казанской губернии и у восточных черемис - в конце июня, около Петрова дня. Перед общественным или окружным жертвоприношением всегда совершается так называемый шурем - обряд изгнания нечистых духов (шайтана). В Царевококшайском уезде Казанской губернии шурем совершается на второй или третий день после жертвоприношения» [Православный вестник 1862:29]. Следовательно, жертвоприношения народа мари - это его способ общения с Богом, при котором как ценность освящалось жертвенное животное, а затем уничтожалось как символический дар. В этом случае можно констатировать и огромное уважение к животным, так как древние мари полагали, что животные находятся в более тесном контакте с невидимыми космическими силами, чем человек. Их зачастую более высокие физические и сенсорные способности привели к общему убеждению, что животные обладают некоей магической и духовной силой. Их шкуры, мех, а также перья птиц были символами магического союза, в котором они выступали в качестве покровителей, владельцев этих символов.

 

В марийской священной роще, где и в настоящее время проводятся жертвоприношения, как правило, находится онапу - Мировое космическое дерево. Онапу связывает воедино мир небесный и мир земной, олицетворяет Кава менге - небесный столб. В буквальном переводе на русский язык онапу означает дерево-вождь. Во время языческих молений на высоте трех метров служители культа развешивали на него по кругу липовые и пихтовые ветви. Пучки таких ветвей имели отдельное название - ишта. На эту интересную деталь указывает в своих заметках А. Фукс: «Что венгерское название Бога Иштен ('Isten) имеет фонетическое сходство с названием Бога у Кангюмет - Нунал-Ишта и у намолов и чукчей Истля и со словом «ишта», которым некрещеные марийцы называют пучок из ветвей разных деревьев, вешаемый на свешенном дереве (она-пу, ана-пу) в молитвенной роще (чодра-Юмо) для указания, куда должно обращать лицо во время моления» [Фукс 1840:295-296].

Еще выше испещренного кровью жертвенного животного пояса из лыка вывешивалась оловянная пластинка, которую ошмарий-чимарий называли тусшо, т.е. образ («лицо») дерева-вождя. Культовыми деревьями для высших духов признавались березы, липы, дубы, а для низших - ели. По представлениям мари, само священное дерево, перед которым совершается жертвоприношение, не является предметом поклонения. Молитвенные же слова посвящены тому божеству, которому посвящено это онапу. Например, широко распространен образ кугу тумо - большой дуб, на котором может отдыхать Ош Поро Кугу Юмо - Белый Добрый Великий Бог.

 

«Священное дерево онапу имеет связь с божествами (космическими силами), - пишет Л. Тойдыбекова в опубликованной в Финляндии работе «Марийская языческая вера и этническое самосознание». - ...Местонахождение богов - мировое дерево, через онапу жрецы связывались с ними, посвящали им молитвы. Полагали, что там, где стоит мировое дерево онапу, проходит мировая ось, кратчайшая линия, связывающая небо, землю и человека... Трехчастная структура мирового дерева наглядно прослеживается в системе жертвенных даров у марийцев... Обряд «мелна кинде ден чоклен юмылан кушко шын-дена» - «Хлеб и блины возносим вверх»... В представлении мари в управлении жизни на земле отдельного человека ключевое положение занимают космические объекты... Еще в начале XX века у марийцев существовал обычай - встав лицом на восток, воздев руки к небу у святого дерева онапу, они молились всевышнему» [Тойдыбекова 1997:110-113].

 

 

 

 

МОЛЕНЬЯ. Различались: семейные (еш кумалтыш); сельские, организуемые ежегодно до летних полевых работ или осенью по их завершении (время проведения сельского моленья и то, каким богам какую жертву принести, определяет совет стариков); общинные (тише-кумалтыш); моленья союза религиозных общин (мер кумалтыш) и, наконец, всеобщие (туня кумалтыш). Наиболее значительные моленья проводились поздней осенью.

  ТУНЯ КУМАЛТЫШ. Всеобщее моленье, организуемое раз в 4-6 лет по случаю какого-нибудь особого события в жизни всего народа.

 

До начала распространения моноестических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога Тӱҥ Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Единый Бог (Бог – Вселенная) считается вечным, всемогущим, вездесущим и всеправедным Богом. Он проявляется в материальном, так и в духовном обличии, выступает в образе девяти божеств-ипостасей. Эти божества условно можно подразделить на три группы, каждая из которых отвечает за:

  спокойствие, процветание и наделение энергией всего живого – бог светлого мира (Тӱня юмо), животворящий бог (Илян юмо), божество творческой энергии (Агавайрем юмо);

  милость, праведность и согласие – бог судьбы и предопределения жизни (Пӱрышӧ юмо), всемилостлевый бог (Кугу Серлагыш юмо), бог согласия и примерения (Мер юмо);

  всеблагость, возрождение и неиссякаемость жизни – богиня рождения (Шочын Ава), богиня земли (Мланде Ава), богиня изобилия (Перке Ава).

Вселенная, мир, космос в духовном понимании марийцев представляются как непрерывно развивающиеся, одухотворяющаяся и преобразующаяся от века к веку, от эпохи к эпохе система разноязычных миров, духовных и материальных природных сил, явлений природы, неуклонно стремящаяся к своей духовной цели – единению с Вселенским Богом, поддерживающим непрерывную физическую и духовную связь с космосом, миром, природой.

Тӱҥ Ош Кугу Юмо является источником бытия. Как и вселенная, Единый Светлый Великий Бог постоянно меняется, развивается, совершенствуется, вовлекая в эти изменения всё мироздание, весь окружающий мир, в том числе и само человечество. Время от времени, через каждые 22 тысячи лет, а иногда и раньше, по воле Бога происходит разрушение какой-то части старого и сотворение нового мира, сопровождающийся полным обновлением жизни на земле.

 

Последнее сотворение мира произошло 7516 лет тому назад. После каждого нового сотворения мира жизнь на земле качественно улучшается, в лучшую сторону меняется и человечество. С развитием человечества происходит расширение человеческого сознания, раздвигаются границы миро- и боговосприятия, облегчается возможность обогащения знаний о вселенной, мире, предметах и явлениях окружающей природы, о человеке и его сущности, о путях совершенствования человеческой жизни.

Среди марийцев сохранились отголоски дуалистического мировоззрения, в которой важное место занимала вера в божеств сил и явлений природы, в одушевлённость и одухотворённость окружающего мира и существование в них разумного, самостоятельного, материализованного существа – хозяина – двойника (водыж), души (чон, ӧрт), духовной ипостаси (шырт). Однако марийцы верили, что божества, всё окружающее в мире и сам человек является частью единого Бога (Тӱҥ Юмо), его образом.

Божества природы в народных верованиях, за редким исключением, не наделялись антропоморфными чертами. Марийцы понимали важность активного соучастия человека в делах божьих, направленных на сохранение и развитие окружающей природы, постоянно стремились приобщать богов в процесс духовного облагораживания и гармонизации повседневной жизни. Некоторые руководители марийских традиционных обрядов, обладая обострённым внутренним зрением, усилием своей воли могли получить духовное просветление единого Бога Тӱҥ Юмо.

Единый Бог – Вселенная объемлет всё живое и весь мир, выражает себя в почитаемой природе. Ближайшая к человеку живая природа является его образом, но не самим Богом. Человек способен составить лишь общее представление о Вселенной или её части, на основе и с помощью веры познав её в себе, испытав живое ощущение божественной непостижимой реальности, пропустив через собственное «Я» мир духовных существ. Однако полностью познать Тӱҥ Ош Кугу Юмо – абсолютную истину нельзя. Марийская традиционная религия, как и все религии, имеет лишь приближённые знания о Боге. Только премудрость Всеведущего охватывает всю сумму истин в себе.

 

 

 

 

Деревня КУПРИЯНОВО (КУПРАН, КУПРИЯНСОЛА, КЮПРАН-СОЛА)

  Находится в 2 км от центра сельской администрации, деревни Чендемерово, у истока речки Корамасики в болотистой местности.

Название восходит к имени первопоселенца Купран. Деревню окружают мольбища Урембал кусото, Энербал кусото, Шем кусото, Кукшымбал кусото. Известна в республике благодаря большому языческому молению с участием марийцев Вятской, Казанской и Уфимской губерний, прошедшему 3 декабря 1828 года. В 1899 году в Кукшымбал кусото также состоялись моления. Присутствовали представители волости и священнослужители, которые хотели предотвратить моления. Но крестьяне, например, зажиточный Максим, говорили: "Заплачу штраф 100 рублей, а молиться все равно пойду, нам нельзя не молить по всему, а то хлеб не уродится".

В 1836 году в 61 дворе проживали 181 мужчина и 190 женщин. В 1877-1883 годах работала водяная мельница. В 1885 году насчитывалось 66 марийских дворов, 173 мужчины, 196 женщин.

В 1900 году начали строительство церкви. На закладке присутствовал губернатор Вятской губернии Н.М. Клингенберг, благочинный из Спасской церкви И. Короваев, миссионер С. Громов. С 1 мая 1902 года служил священник Афанасьев. Церковь была однопрестольная. Здание деревянное, одноэтажное, крытое железом, с 6 колоколами. Самый большой колокол весил 10 пудов 24 фунта. Приход состоял из 10 селений.

В 1901 году в Куприянове началось строительство церкви во имя святителя Стефана Пермского.

В 1942 году церковь закрыли, здание передали школе. Учителем миссионерской школы, которую начали строить в 1900 году, был Н. Двинянинов. В 1901 году в ней обучались 39 мальчиков. В 1918 году церковноприходскую школу преобразовали в Куприяновскую школу I ступени. Радиус ее обслуживания составлял 5 верст. Освещение было керосиновым. Земельный участок составлял 1, 2 га, общая площадь школы — 170 кв. м. В 6 классных помещениях обучались 75 человек. В 1922 году в Куприяновской школе работали учителями А.Я. Андреев и А.Г. Андреева. Обучение велось на марийском языке. 75 учащихся были пионерами. Имелось общежитие на 10 мест. В 1921 году в деревне находился детский дом, в котором воспитывались 23 ребенка.

До 1921 года Куприяново входило в состав Сернурской волости Уржумского уезда Вятской губернии. В 1925 году в деревне работали 2 кузницы, которыми владели Ф.М. Образцов и Д.Я. Богданов, 4 ветряные мельницы, принадлежавшие O.K. Богданову, Н.В. Богданову, Л.В. Богданову, С.Д. Яметову. Пятая мельница являлась бесхозной. Имелась артель инвалидов по выпечке сушек. В 1925 году на территории деревни размещался Коклалинский районный исполнительный комитет из 4 человек. В 1930 году в Куприяново проживали 383 человека по национальности мари и 3 русских. В 1931 году значилось 10 дворов, из них 7 бедняцких, 3 середняков. Был создан колхоз "У корно". В его состав вошли 41 человек, из них 10 мужчин и 11 женщин. Они обобществили 4 лошадей, 8 голов крупного рогатого скота, 6 коров, 1 свинью, 19 овец, 55 голов птицы. Председателем избрали А.С. Богданова. В 1940 году в колхозе "У корно" состояло 84 двора. В том же году МТС направила в хозяйство 2 трактора. Первыми трактористами работали И.Я. Богданов и А.Е. Богданов. В 1938 году принимал больных трахоматозный пункт.

В годы Великой Отечественной войны на фронт призвали 86 человек, 40 погибли.

На 1 января 2005 года в 77 дворах проживали 278 человек. Имелись магазин, клуб и основная общеобразовательная школа.

Уроженцами деревни являются художник П.С. Богданов, артист П.С. Богданов — погиб в 1941 году на фронте, артист B.C. Богданов, поэт-журналист В.Л. Богданов, юрист Э.Э. Богданов.

Многие марийцы остаются приверженцами языческой веры, совершая моления в святых рощах - кюсото, имеющихся около деревень Куприянове, Поланур, Чемеево, Пактаево и других.

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://finugor.ru/

http://www.12rus.ru/

http://www.spohelp.ru/

http://varandej.livejournal.com/

http://www.mariuver.info/rus/

http://mari.ter12.ru/

http://bbiblioorshanka.blogspot.com/

 

Комментарии

аватар: Кэп

самая старая школа в Марий Эл

У Куприяновской основной школы очень необычная архитектура. Еще больше проникаешься уважением к этой деревянной одноэтажке в Марий Эл, когда узнаешь, что она построена в самом начале 20 века - в 1904 году.

Впрочем,  «очаг знаний» в деревне, которая тогда называлась Куприян-Сола, появился еще в 1894 году – это была миссионерская школа, находившаяся в приспособленном помещении. Таким образом, Куприяновской основной школе нынче исполнилось 125 лет. Что любопытно, она существовала на проценты от капитала профессора Московской духовной академии В. Д. Кудрявцева. Спустя несколько лет Вятский епархиальный училищный совет решил выделить 2500 рублей на строительство здания школы и, кроме того, бесплатно предоставил 632 бревна из Салтакъяльской лесной дачи.

Новые здания Стефановской церкви и школы открылись в 1904 году. В первый год письму, счету и Закону Божьему здесь учились 40 ребятишек: 38 мальчиков и две девочки. Нашкодивших ставили, наверное, в угол коленками на горох, как тогда было принято. Кстати, что любопытно, сегодня в Куприянове численно тоже преобладают мальчишки.

Здешняя школа - это целый комплекс из четырех зданий: учебный корпус, блок начальных классов, мастерская и столовая. Учитывая почтенный возраст учреждения, заходишь сюда с почтением, ведь все здесь, даже огромные печи, это немые свидетели истории.  Печки, впрочем, уже не используются – в 2015 году школу перевели на газ, и сейчас древние стены отапливают современные биметаллические радиаторы. Раньше мерзли, сейчас, говорят, нормально.

БИОТУАЛЕТЫ И «ФИЗ-РА» НА УЛИЦЕ

Тут вообще смешение эпох: в старинных зданиях нет водопровода и канализации, поэтому стоят биотуалеты, воду берут из колодца, но  есть электрический бойлер для ее подогрева. За неимением спортивного зала уроки физкультуры в любое время года приходится проводить на стадионе, только в самые морозы и слякоть в одном из кабинетов убирают парты, и дети занимаются там гимнастикой.  Зато ребятишки в Куприянове крепкие и спортивные, куют здесь мастеров спорта по лыжам, традиционно проводят легкоатлетический кросс, который в этом году получил межрегиональный статус.

УЧИТЕЛЬ - ЗОЛОТЫЕ РУКИ

Куприяновцы любят свою «школу-старушку». Вообще-то здесь учатся детки из трех населенных пунктов, но львиную долю контингента дают Куприяново и Чендемерово. Последним приходится добираться до школы пешком – это пара километров по полю.  С учетом этого, уроки начинаются позже, чем в других школах, – в девять часов. Но самые торопыги все равно появляются здесь на час-полтора раньше. Чем занимаются? Можно побегать, погонять мяч – стадион рядом со школой, повторить «домашку», сразиться в шахматы. Эта игра благодаря учителю технологии и сильному шахматисту Виктору Богданову среди школьников очень популярна.

Впрочем, Виктор Васильевич вообще, как палочка-выручалочка. У человека золотые руки - благодаря ему школьная территория превратилась в сказку: декоративные мельница и колодцы, оригинальные скамейки, плетенные из прутьев заборчики. А между тем он трудится в крохотной мастерской – это, видимо, тот самый случай, когда не место красит человека, а человек место.

ДЕМОГРАФИЯ УШЛА В «ПЛЮС»

Педагогический коллектив небольшой – 12 человек. Что удивительно, большинство учителей не местные - ездят на работу из Сернура. У каждого своя история. Нынешний руководитель школы Татьяна Булыгина, выпускница русско-английского отделения пединститута, приехала сюда к своему молодому человеку, да так и осталась. Здесь уже восемь лет, нравится. У школьного руля два года, немного, особенно если учесть, что ее свекровь, Валентина Булыгина, директорствовала тут четверть века! С кадрами проблемы, конечно, бывают, но вот сейчас как раз укомплектовались. Татьяна Рудольфовна рада, что удалось найти учителя английского языка, а то ей приходилось работать «за себя и за того парня».

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru