Река Немда в Сернурском районе – д. Малая Гора (Рушенер)

 Команда Кочующие - река Немда

 

Рассказывая про сплавные маршруты на севере Марий Эл нельзя отметить, что Немда в этих местах несколько раз «выходит» из республики, петляет по Кировской области и снова вытекает на территорию Марий Эл.  Так, после устья Толмани (Новоторъяльский р-н) Немда протекает вдоль границы, а потом поворачивает к Вятскому краю (Шаваржаки). Примерно через 20 км. (после впадения притоков Кичминка и Курба), река, несколько раз пересекая границу, втекает в Сернурский р-н РМЭ.

 

 

В этих местах, особенно по весне,  берега Немды заболочены. Но потом начинаются достаточно живописные возвышенные места – где Немда прорезает отроги Вятского вала. На этом участке: деревни Большая и Малая Гора, Рушенер, Ахматенер, Красная горка   турист-водник может увидеть красивые яры, глинистые обрывы и мощные валы, среди которых Немда петляет, образуя перекаты и прижимы, что несвойственно для равнинных рек.

  В 2 км от реки (Малая Гора), на левом берегу, большое село Кукнур. Летом здесь наплавной мост, а весной Немда широко разливается, образуя заливы и протоки.

 

На правом берегу деревня Нижний Рушенер - центральная усадьба совхоза "Заря".

  От Нижнего Рушенера до Сернура ходит автобус (33 км).

  В 10 км ниже в Немду впадает справа самый крупный ее приток - Лаж. Через 1,5 км от устья Лажа на левом берегу живописный 10-метровый вал. Пройдя вдоль него 300 м, река шириной 80 м круто уходит вправо, образуя перекат. Примерно с этого места Немда течет прямо по границе РМЭ и Кировской области, а вдоль берегов располагаются несколько археологических памятников. Также вдоль берегов реки много стариц, пойменных озер и карстовых провалов.

     Через 6 км левый приток – последняя марийская речка Коньга (вероятно, что название праудмуртское или древнепермское, и очень похоже на карельское), в устье высокий красный яр. Ниже притока, на правом берегу Немды, удобное место для стоянки с ровной площадкой, невдалеке еловый лес.

Тут же последняя марийская деревня на Немде – Окулово (Сернурский р-н), после этого река делает 2 большие петли и навсегда покидает Марий Эл, уходя в сторону д. Воробьёва Гора. Это самые северные территории республики Марий Эл! (от Толмани до Коньги).

Обилие населенных пунктов с названием «Гора» достаточно показывает, что Немда прорезает в этом краю Вятский вал, у которого локальные высоты достигают до 170 метров над уровнем моря.

 

 

 

 

Следует отметить, что Сернурский район расположен на северо-восточной возвышенной окраине Республики Марий Эл. И эти места – самые северные из всех территорий Марий Эл!

 

 

Первоначальное заселение территории современного Сернурского района осуществлялось преимущественно праудмуртскими племенами. Под давлением русской колонизации в XIV в. эти земли активно осваивались марийцами, которые стали вытеснять удмуртское население.

Дальнейшее заселение территории северо-восточных районов марийского края происходило двумя потоками. Начало первому положило активное освоение бассейна реки Средней Вятки новгородцами и основание в 1374 г. г. Хлынова (Киров). Топонимика Яранского, Котельнического, Уржумского и Нолинского уездов, а также народные предания говорят о том, что основу марийского населения Сернурского района составили выходцы из южных районов современной Кировской области.

 

В XVI-XVII вв. вся северо-восточная часть современной Республики Марий Эл вошла в состав Алатской дороги Казанского уезда. Следует также указать, что в Сернуре пересекались крупные торговые тракты: Алатский тракт (из Казани) и Екатерининский тракт (Козьмодемьянск).  Алатский тракт от Сернура уходил в сторону Хлынова (Кирова), а древняя дорога сохранила свои следы недалеко от Малой Горы и Рушенера.

 

                 место у деревни, где  раньше проходил Екатерининский (Алатский)  тракт 

 

 

Марийские поселения Сернурской стороны возникали преимущественно при родниках, ручьях и реках, относящихся к Вятской речной системе, в долинах которых велось земледельческое хозяйство (Немда, Лаж). Смешение народов и племён, а также переселение людей в этом краю ярко выражены в названиях деревень и сёл – здесь русские, марийские, татарские и удмуртские названия, судите сами: Малая Гора, Рушенер, Ахматенер, Читово, Кульша, Березники, Кукнур, Алмаматово, Пикша, Уфимщина, Ананур, Мамаево, Чазга и т.д. Многие названия имеют сложное и переделанное происхождение, например, русифицированные названия древних удмуртских и марийских деревень.

 

Были в этих местах и легендарные личности, например, деревню Ахматенер в давние времена обосновал беглый татарин из Казани (вероятно, что во времена Ивана Грозного) - название состоит из имени первопоселенца Ахмата и слова "энер" — река.  Позднее сюда переселились мари из правобережья Волги:   местное название деревни -  Кукмари в переводе с марийского языка означает "горные марийцы". Местность, где расположена эта деревня, славится обилием ключей с чистейшей водой.

 

Название  и возникновение другого населенного пункта - починок ШЕХУРДИНО (ШАХУРДИНО) -  произошло от мужского татарского имени (прозвища) Шахурда — "шах орды". С этим именем связано местное предание, что ещё во времена Золотой орды и Казанского ханства в эти края тайно убежал один татарский мурза с небольшим отрядом. Якобы у этого шаха была казна одного из ордынского войска. Поскольку раньше с беглецами и ворами поступали достаточно просто и жёстко, то этот мурза решил не испытывать судьбу – и скрылся в глухих марийских лесах, которые тогда покрывали этот край.

Вероятно, что побег этого мурзы был связан с междоусобицей, которая разгоралась в Золотой Орде накануне её распада. В частности, междоусобные войны в Казанском ханстве были между сторонниками Крымской, Московской и Ногайской группами. Так или иначе, но легенды о сокровищах беглого мурзы долгое время были живы среди мирного населения, так как никто не мог сказать – куда потом исчезли татары, и много ли золота и серебра было у них?

 По этой причине много рассказывали о зарытых и спрятанных кладах в окрестностях этого починка! Искал ли кто эти сокровища, или их там не было – про это ничего не известно…

Другое предание о кладах в этих краях связано с деревней Агытан памаш (Ныне не существует - находилась в 2 км к северо-востоку от центра сельской администрации, села Казанское).

Название в переводе с марийского означает "петушиный родник". Селение находилось на возвышенности, на краю глубокого оврага, в окружении березовых рощ. От деревни в сторону Рушенера располагался длинный Рушенерский лог, который лежал вдоль проходившего рядом торгового Алатского тракта. В этом логу прятались беглые каторжники и преступники, которые также промышляли разбоем на Алатской дороге. Но это  было очень давно, потом глухую тайгу в этих краях вырубили, лесов почти не осталось – и разбои прекратились. Сохранились лишь предания о зарытых в этом логу кладах и старинных деньгах. Мол, кто услышит в этих местах крик петуха (хотя рядом нет деревень), то это явная примета того, что человек сможет добыть здесь разбойничий клад.

Следует добавить, что местные жители ошибочно называли Алатский тракт – Екатерининским трактом, который через Сернур уходил в сторону Уржума и Малмыжа. Хотя отчасти это тоже верно, ведь часть торговых караванов от Екатерининского тракта уходила по этой дороге. Современная дорога в сторону Сернура проложена немного восточнее старого тракта.

 

Ещё одно предание этих мест рассказывает про старинную дорогу, которая проходила вдоль правого берега Немды от Малой и Большой Горы в сторону деревни Куськино (Кумкудо). От деревни в сторону лесов по берегу реки Немда протянулась дорога — Удыр нур корно. По легенде, по ней ушли в лес и не вернулись три девушки.  Что с ними случилось, когда это было – никому не известно…

 

 

 

 

 

Деревню Малая Гора в 19 веке основали русские переселенцы (вероятно, что даже в конце 18 века), они нашли красивое место на Немде и остались тут жить.  Деревня окружена сосняком.  Живописность данного края подчеркнута в марийском варианте названия -   Солнесер, что в переводе на русский язык означает "прекрасный берег". Название Изи пунчер переводится как "маленький сосняк" или "деревня в маленьком сосняке".

Как таковых, лесов в Сернурском краю мало, вокруг поля, пастбища, урочища, пойменные болота. Лес только небольшими островками и рощами располагается среди них. По архивным данным известно, что уже в 18 веке леса в Сернурском краю было так мало, что для хозяйственных нужд его ввозили из других мест.

 

 

Около деревни Малая Гора много родников и источников. Про это говорят название ныне исчезнувших населенных пунктов: Агытан памаш (петушиный ключ), Медвежий ключ, Изи памаш и т.д.

Отдельно мы расскажем про уникальный  целебный  минеральный источник в д. Эшполдино, что расположен недалеко от сюда!

                                      Вот источник около самой деревни.

 

 

 

 

А дальше заметка о жителях деревни, которые не забывают своей малой родины.

Вот и наши истоки начинаются здесь. Свои столетние родословные, начавшиеся в Малых Горах, ведут, к примеру, семьи Рассохиных, Тихомировых, Кулаковых...

И нам никак нельзя забывать места, где прошло наше детство, где мы взрослели, где жили наши предки. Продолжение…   

По хорошей традиции, в который раз, самые разные поколения бывших жителей Малых Гор собрались на праздник своей деревни. До самого вечера в теплой, дружеской обстановке длились разговоры, воспоминания.

  На каждой нашей встрече происходят знаменательные события.

Так, в этом году, через 60 лет встретились школьные друзья Валентина Быкова (Шлыки) и Михаил Тихомиров (Пермь). Он же передал материалы в Книгу памяти об участниках ВОв, тружениках тыла. Михаил Павлович записал свои воспоминания о 42 хозяйствах.

 

 

  А еще мы восстановили и обустроили родник, прочистив его русло и построив беседку. Каждый из присутствующих на празднике повязал ленточку возле родника и пообещал еще раз приехать на малую родину, чтобы попить водички и жить еще долго-долго

  Подобные работы стараемся проводить в каждый День деревни. В прошлом году установили памятник-стелу своим предкам, основавшим Малые Горы. Первое официальное сообщение о ней было в 1800 году, после переписи населения.

 

 

Как было написано выше, около деревни много примечательных мест, во-первых, это живописные берега и обрывы реки Немда.

 Летом тут возводится пешеходный мост, откуда дорога ведет в сторону Кукнура.

 

 

 

По-своему красивы рассветы и закаты на  немдинских затонах!

 

 

 

 

Так ловят рыбу на Немде (кстати, коровы летом достаточно успешно преодолевают речное течение, а может, тоже помогают рыбакам).

 

 

 

В 300 м к востоку от селения Большая Гора находится археологический памятник — Большегорское городище.

К западу от деревни Нижний Рушенер находится памятник археологии — Нижнерушенерская стоянка, датируемая III тысячелетием до нашей эры.

  

В стародавние времена на Немде было много мельниц, рядом с деревней располагалась мельница с интересным названием - Богомольная мельница, около неё был починок из 5 дворов.

 

 

 

Историческая справка про Деревню МАЛАЯ ГОРА (ИЗИ ПУНЧЕР, СОЛНЕСЕР, МАЛАЯ ГОРСКАЯ, МАЛЫЙ СОСНЯК, ВЫЛЬЫП починта)

 

Находится в 1, 5 км к юго-западу от центра сельской администрации, деревни Нижний Рушенер, на берегу реки Немда.

Деревня окружена сосняком. Название Солнесер в переводе на русский язык означает "прекрасный берег". Название Изи пунчер переводится как "маленький сосняк" или "деревня в маленьком сосняке". Вариант Выльып починга переводится как "починок Филиппа", первопоселенца.

Селение основано в XIX веке. В 1891 году в 4 дворах проживали семьи Ивановых, Филипповых, Ерофеевых, Максимовых.

 

                                                колодец с журавлём  в  Малой  Горе       

 

В 1924 году деревня, состоящая из 7 дворов с населением 47 человек, была передана из Кичминской волости Уржумского уезда Вятской губернии в Сернурский кантон Марийской автономной области. В 1925 году здесь проживали 50 человек. Имелась слесарная мастерская, которой владел П.Е. Ефимов.

В 1931 году был создан колхоз "Немда". В 1940 году за ним закрепили 249 га земли. Содержали 15 голов крупного рогатого скота, 3 свиней, 1 овцу, 16 пчелосемей, 11 лошадей. Из сельхозпостроек имелись конюшня, коровник и крытый ток. Председателем работал Ф.И. Ямбулатов.

В годы Великой Отечественной войны 18 человек призвали на фронт, из них только половина вернулась домой.

В 1950 году деревня вошла в колхоз "Победа", в 1960 году — в совхоз "Казанский", в 1964 году — в совхоз "Кукнурский", в 1968 году — в совхоз "Заря".

В 1975 году в 12 дворах проживали 55 человек, в 1988 году в 11 домах — 34 человека. За последнее десятилетие было построено 8 домов. В 2005 году в 13 дворах проживали 40 человек. Распространенные фамилии — Арпашевы, Ямбулатовы, Виноградовы, Таныгины.

 

 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.welcomemariel.ru/

http://www.12rus.ru/

http://chastie.bezformata.ru/

www.tmfoto.ru

http://www.outdoors.ru/

http://www.panoramio.com/photo/

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru