Деревня Шигаково – Старый Казанский (Галицкий, Царевококшайский) тракт

 Команда Кочующие - Деревня Шигаково

 

Деревня Шигаково по одному преданию была названа в честь первого поселенца в этих местах – Шигака.   О происхождении этого названия рассказывает следующая местная легенда. Три брата - Керей, Карай и Шигак - перешли реку Волгу (либо жили на берегу Волги). Затем, чтобы не спорить и определить, где им жить, с завязанными глазами, трижды обернувшись вокруг себя, выстрелили из лука. И по направлению полета стрел выбрали удобные места для жительства. Карай стал жить ближе к городу Казани на территории нынешнего Волжского района республики (д. Карай).

Шигак выбрал место по правую сторону реки Юшут. Он был высок ростом, его звали Кугу Шигак, от его имени появилось название деревни Большое Шигаково.

  А Керей перешел реку Юшут и стал жить в районе деревни Керебеляк. Об этом повествует в своем рассказе "Йыланда" основоположник марийской литературы Сергей Григорьевич Чавайн.

По преданиям земля в этих местах была доброй! Поэтому наряду с охотой, местные жители испокон занимались здесь сельским хозяйством, выращивая неприхотливые культуры: рожь, ячмень, овес, позднее картофель.

 

                     (лесной  край  где  поселился  Шигак -  Лушморское  лесничество)    

 

Следует указать, что территория, на которой ныне расположены Шигаково, Озёрки, Ошутьялы  была заселена человеком уже в давние времена. Об этом, в частности, можно судить по материалам археологических раскопок  в окрестностях п. Красногорского (Ошутъяльская вторая и первая стоянки, Лушмаринский могильник, Агавайрем арка, Ташнурское, Ошутьяльское третье поселение). Археологи утверждают, что  бассейны рек Илети и Юшута были населены пермоязычными племенами азелинской культуры, которые и оставили эти памятники.

После распада Золотой Орды образовалось несколько ханств: Ногайское, Астраханское, Сибирское и другие. На территории Казанского ханства образовались уезды. Марийцы жили в Царевококшайском, Царевосанчурском, Уржумском, Козьмодемьянском, Яранском, Кокшайском и Казанском. Наряду с уездами существовало деление на дороги, которые обозначали определенную местность. На Галицкой дороге Казанского уезда располагались волости, в числе которых упоминались:  Другая Мусмора, Мусмора, Третья Мусмора. Под названием Мушмара – подразумевались деревни Озерки, Шигаково и Кожла-Сола, жители которых были единоплеменниками – из рода Мушмарий.

 

По следующей из легенд, которая сохранилась в селе Красный Яр (Звениговский р-н), род Мушмарий произошел от прародителя Пашкана:

Когда-то давным-давно в дубраве на берегу озера Урышъер жил мариец по имени Пашкан.

Был он охотником и рыболовом. У него было четыре сына.

Подросшие сыновья стали жить своими хозяйствами.

Одному построили дом неподалеку от отца, и с этого дома началась история деревень Красноярской стороны, объединившихся под общим названием Чакмарий ("ближние марийцы").

Другой сын Пашкана, за свой высокий рост получивший имя Кужмарий, осел в 12 км от брата (от слова: кужо - длинный). От него произошло село Кужмара.

Третий забрался еще дальше, начал сеять коноплю и стал прародителем рода Мушмари (муш – конопля, кудель). От этого рода произошли мари, населяющие деревни в окрестностях п.Красногорского.

Четвертый ушел жить в лес к оврагу, на дне которого бил родник, с тех пор его стали звать Паммарий (от слова памаш - родник). Они живут сейчас в Памьялах.

 

                                          (центральная  улица  Шигаково)           

 

Якобы такое расселение произошло тысячу лет тому назад, когда первые поселенцы устроили своё кудо на берегах Илети и Юшута. В те времена леса были полны зверей и дичи, а реки и озера богаты рыбой!

Также по местным преданиям, из рода Мушмари произошел легендарный марийский богатырь Чоткар, защитник марийского народа от нападений кочевников, который родился в семье охотника и жил на Устье Юшута. С его именем связаны несколько легенд, которые мы по возможности выставим позднее, когда будем рассказывать про достопримечательности этого края.

Род Мушмари, разрастаясь,  разъединился, образовав несколько семей, позднее ветвей, одна такая родственная ветвь стали называться лушмари, скорее всего, по имени родоначальника. Эта племенная ветвь и образовала поселение на месте Шигаково, поэтому второе название у деревни – Лушмор (Лушмар). Когда уже Б.Шигаково стало волостным центром (то есть Лушмарская волость), то по второму его имени назвали и Лушморский мост на Устье Юшута (Галицкий тракт), Лушморский казенный дом (там же) и Лушморское лесничество.

 

                          (Галицкий  тракт   - вид в сторону  Шигаково  от  Озерок)         

 

Первое официальное упоминание о деревне Большое Шигаково мы встречаем в "Экономических примечаниях Царевококшайского уезда 1796 года". Она входила в Лушмарскую волость, состоявшую из 22 селений. В "Известиях общества археологии, истории и этнографии" упоминались населенные пункты, существовавшие в конце XVIII века: "Деревня Третья Мушмара, Шигак тож, при болоте, живут крещеные черемисы, 270 ревизских душ".

Деревни Шигаково, Шелангер, Керебеляк, Ошутьялы, Озерки, Кожла-Сола ранее были объединены общим названием Мушмарий. Считалось, что жители этих мест возделывали кудель. От слова "муш" — кудель, якобы, и возникло название этой местности. Это представление в Звениговском районе существовало многие десятилетия. Совершенно неожиданно в этом контексте в 1991 году прозвучало другое мнение — ученые назвали вышеупомянутое утверждение тополегендой. По их предположению топоним Мушмарий не имеет никакой связи со словом "муш" (кудель). Он возник из сложения двух слов: "Муш" — "Мус" — название реки и "мэрий", "мариец", то есть мушинские мари. Слово "муш" не марийское, этот гидроним можно сравнить с гидронимом на территории Литвы и Латвии — это река Муша (на территории Латвии — Муса).

 

Эта версия выглядит не совсем правдоподобной, так как было неясно – откуда в Литве появились мари. Однако было выяснено, что во времена Ивана Грозного горных мари переселяли на границу с Литвой, для заселения пограничных земель. В частности, в работах историках С.К.Свечникова (ГОУ ДПО (ПК) "Марийский институт образования") указано, что в  1525 г. – произошло открытие Нижегородской ярмарки,  было запрещено русским купцам торговать в Казани, и одновременно началось переселение приграничного (правобережного) марийского населения на русско-литовскую границу.

Поэтому эта версия  происхождения названия «мушмари» также может иметь место. Тем более, что косвенно это подтверждает встречающаяся в этих местах фамилия – Литвин, то есть из Литвы.

 

 

На этом переселения мушмари не прекратились. Так, в конце XVII — начале XVIII веков большая часть местных марийцев, из-за тяжелых условий жизни, неурожаев и поборов чиновников покинула насиженные места и переселилась в Прикамье и Приуралье. Переписчик 1678 года отмечал жителей волостей: Первой Мушмары и Другой Мушмары, "бежавших в Уфимский уезд". Таким образом, среди восточных мари (эрвел мари) на Урале и в Башкирии до сих пор живут потомки мушмари.

 

                     (Пугачев  корем  - легендарное  место  у Шигаково)      

 

Надо отметить, что местные мари активно принимали участие в восстании Пугачева. Мушмари окрестных деревень собрали целый отряд, который двинулся по Галицкому тракту в помощь повстанцам – в пригород Казани. Вполне вероятно, что многие были движимы целью «экспроприировать» добро у богатых людей, а не мировой революцией.

У местного населения до самых последних времен сохранялось множество преданий и легенд об этом историческом событии:

- о том, как марийцы с огромного Дуба на Кленовой горе наблюдали: когда загорятся казанские посады, и это будет сигналом к началу выступлений;

- как мари участвовали в боях под Казанью;

- как они же скрывались от преследования правительственными войсками;

- предания, как сам «народный царь» Емельян Пугачев отступал к Волге через эти края;

- множество легенд о зарытых, утопленных, брошенных,  где-то оставленных сокровищах и кладах, причем практически вдоль всего Галицкого тракта от деревни Петьялы до Бабьего болота (что между Памаштуром и Сайвером);

- предания о том, как бывшие пугачевцы длительное время прятались в окрестных лесах после подавления восстания.

Позднее на основе этих преданий сочинялись рассказы и поэмы, писались картины, делались театральные постановки.

Одним из таких интересных примеров была - Елизавета Дмитриевна  Атлашкина, первая марийская художница,  которая написала известную картину «Пугачёв в Кожла-Соле», которая сейчас хранится в Музее изобразительных искусств в Йошкар-Оле, и входит в золотой фонд марийской живописи!

По местным преданиям именно предок из её рода - Атлаш был первый, кто увлек мушинских мари  на помощь восстанию Е.Пугачева.

 

                              (картина  Е.Д. Атлашкиной  -   Е.Пугачев в Кожла-соле)       

Она родилась 25 октября 1879 года в д.Шигаково, и внесла значительный вклад в национальную культуру марийского народа. Умерла Елизавета Дмитриевна в 1965 году (дополнительно отметим, что её дядей был купец Василий Атлашкин, который жил в селе Кожла-Сола, где на его средства в 1884 году была построена Никольская церковь – единственный храм в окрестностях Красногорского. От него пошёл большой род Атлашкиных, сохранившийся до нынешнего времени).

 

                                                           (Пугачев  корем)  клад                   Пугачев корем около Шигаково

 

По рассказам местных жителей после поражения под Казанью пугачевцы долго прятались в окрестных лесах и болотах, так как правительственные отряды искали и ловили повстанцев по всем деревням. Одно из таких преданий мы рассказали в  легенде про Чапай куп. По другим преданиям царские отряды даже прочесывали деревни и досматривали крестьянские избы, чтобы найти награбленное добро (которое явно не имеет отношение к крестьянскому быту), а также повстанцев, которые были ранены или покалечены в битве под Казанью. Все эти улики были основанием для самых строгих наказаний по отношению к повстанцам, поэтому все сокровища бывшие пугачевцы прятали в непроходимых чащах до будущих времен, когда закончатся преследования. От этих событий и произошли многочисленные легенды о кладах и богатствах, сокрытых в лесах, болотах и озерах в окрестностях Галицкого тракта. Мало того, периодически ходили слухи, что какому-то счастливчику удавалось добыть закладуху с золотом или серебром, что, конечно, ничем не подтверждалось, так как тот, кто нашел богатство, этого афишировать не будет!

От этих событий  в окрестностях Шигаково народная память до сих пор сохранила название оврага, где скрывались такие беглецы – Пугачёв корем. Он находится на восток от Шигаково в сторону деревни Кожлангер в русле небольшого пересыхающего ручья (вероятно, раньше тут была речушка, впадающая в Юшут, но с вырубкой лесов, возделыванием полей – она пересохла, и сейчас бывает только весной). Раньше в этих местах стоял густой и непроходимый лес, который позднее отступил за реку Юшут, поэтому пугачевцы рыли в склонах оврага землянки, и при любой опасности убегали в эти места. Позднее в глухом лесу образовался починок, где уже стояла пасека, держали скот и корчевали лес. От него и появилась деревня Кожлангер, что в переводе с марийского: деревня на берегу реки в еловом лесу (от Кожла – еловый, енгер - река).

Уже и про пугачевцев позабыли, но людям так понравилось это место, что они переселились сюда. И, действительно, под боком текла полноводная река Юшут, где была рыба, за рекой был девственный лес, полный зверя и дичи, в пойме Юшутки росло много медоносов, что позволяло заниматься пчеловодством.

Чуть позже через Кожлангер был сделан большак, который соединял Шигаково и Керебеляк, по этой дороге возили лес с Катай горы и сплавляли его по Юшуту, а также возили разные товары. Моста в этом месте не было, но за деревней был брод. Сейчас в Кожлангере никто не живет, но летом там происходит выпас скота, и обитают пастухи.

 

                                         (река  Юшут  недалеко  от  Кожлангера)                  

Есть легенды, в которых рассказывается, что в Пугачев кореме (и около него) скрыты золото и серебро, прятавшихся в тех местах повстанцев. Причем легенда была не одна. Народная молва в данном случае связывает давние события, когда там укрывались шигаковские мари с тем, что в оврагах же прятались те драгоценности, которые могли навлечь подозрение со правительственных следователей и полиции. По этой причине были попытки отыскать данные клады, и поэтому же местные жители иногда показывают Пугачев корем в другом месте (ближе к деревне Яктер-Любал).

В следующих статьях про Галицкий тракт мы подробнее расскажем про легенды данной стороны, здесь же отметим, что пугачевцам всё равно, где было прятаться, лишь бы место было поглуше и подремучее.

 

                       (деревня  Кожлангер -  выселки от Шигаково)               деревня Кожлангер

 

История Шигаково неразрывно связана с Галицким (Царевококшайским) трактом. Кроме торгового и почтового сообщения по этой дороге арестантов и ссыльных вели к далеким Сибирским горам (к горам Саяна, как вспоминает местное предание).

В самом Царевококшайске, как в уездном городе, имелся большой острог, где содержали арестантов и ссыльных, по мере накопления большого отряда, их по Старому Казанскому тракту вели в Казань. Переход этот был многодневный, вот примерный путь по книге Олега Чубарёва «Легенды и были Кленовогорья»:

- 1 день пути: Царевококшайск – Куяр – Студенка – Кундыш (там был ночлежный дом, где они ночевали и баня для арестантов);

- 2 день пути: Кундыш – казенный дом Половинка (около озера Сайвер) – заезжий дом Бабье болото – Памаштур – Яктер-Любал – Большое Шигаково (сторожка, ночлежный дом и баня);

- 3 день пути: Большое Шигаково – Озёрки (Памьялы) – Лушморский мост (Устье Юшута, рядом Голубая старица) – езжалый двор Кленовая гора (поляна Александрова, рядом Дуб Пугачёва) – Сушинский казенный дом (у озера Долгое) – Люльская мельница (у впадении речки Люльки в реку Пётку) – Кожла-Сола – Петьялы (Никольское – там ночевали 3-й раз);

- 4 день пути:   Петьялы – Кургузи – Сухая речка – Казань.

 

                        (карта  Галицкого тракта - отмечена  деревня  Лушмары - Б.Шигаково)               

 

Дорога для заключенных была очень тяжела и изнурительна, в день они проходили не более 40 вёрст, кандалы, непогодье, холод, жажда, скудное питание – до пункта назначения доходил не каждый арестант.

Ежегодно по этому пути препровождалось до 370 арестантов.

Как уже указывалось, в Шигаково располагались сторожка, ночлежный дом и баня, в качестве сторожа служил отставной солдат – инвалид, он должен был обеспечить прием, питание и помывку арестантов и конвоя.

В 1889 году в Шигаково было построено новое этапное помещение, где останавливались двигавшиеся по этапу арестанты.

Для обслуживания Галицкого тракта в Лушморском уезде насчитывалось 5 постоялых дворов, арендуемых земством у зажиточных крестьян. Здесь останавливались ямщики, которые развозили почту по волостям. Почта доставлялась два раза в неделю, в Большое Шигаково она прибывала в 6 часов вечера. В Шигакове для смены ямской гоньбы насчитывалось 7 лошадей.

На окраине Шигаково (где был выезд по Тракту в сторону Озёрок) раньше были большие ворота. Это приметное место находится сейчас около бывшего Фельдшерского пункта (разрушенное одноэтажное здание), там же располагалась и школа-семилетка. На этих больших воротах висел колокольчик, поэтому всякий въезжающий в деревню этой дорогой был приметен.  Заслышав звук колокольчиков, дети бежали открывать эти ворота, за что получали от возчиков сладости.

По рассказам ворота здесь были ещё в предвоенные годы, когда Тракт использовался для транспортных перевозок в Йошкар-Олу.

 

                                 (в деревне  Шигаково  - неработающий  магазин)         

 

Из-за приверженности местных мари к язычеству в деревне не было церкви, что не характерно для волостного центра. На самом Тракте стояла часовня – примерно между деревнями Большое и Малое Шигаково, позднее эти деревни слились в одну. Часовню строили из дерева, поэтому она часто ветшала  или горела. Так, есть упоминание, что общественными усилиями в позапрошлом веке в Шигаково была построена новая часовня, проект которой одобрили в марте 1886 года. Позже она сгорела, по слухам, от огонька свечи.

Эту часовню возводили несколько раз, и она стояла на Тракте и после Октябрьской революции.

В 1901 году в Шигаково построили отдельное здание волостного правления, там же располагался и открытый молельный дом (ближайшая церковь была в Кожла-Соле). В отдельном доме рядом жил священник со своей семьёй. Однако после революции эти строения передали под фельдшерский пункт и под школу. деревня Б. Шигаково

 

Историческая справка про деревню БОЛЬШОЕ ШИГАКОВО (КУГУ ШИГАК, МУШМАРИЙ, СИАКСОЛА, ЛУШМАР)

 

Находится в 5 км к юго-востоку от центра сельской администрации — поселка Шелангер.

В 1864 году образовалась Большешигаковская волость, в которую среди 26 деревень входили Большое и Малое Шигаково. В Большом Шигакове тогда проживали 196 человек.

Здесь же находилось волостное правление, однако здание под него построили только в 1901 году.

В 1878 году в Большом Шигакове имелось 38 деревянных домов.

В 1897 году в марийской деревне существовали две мелочные лавки по продаже съестных припасов, табака, керосина, прочих необходимых товаров, одна из которых принадлежала казанскому купцу Ивану Васильевичу Ратманову, другая — крестьянке Анне Алексеевой. Здесь также имелось трактирное заведение торгового дома братьев Таланцевых.

1 ноября 1910 года открылось Лушмарское начальное училище. На должности в нем состояли 2 учителя — И. Иванов и Л. Федорова. В 1912 году построили новое здание школы I ступени. Директором работал Лазарь Максимович Яковлев.

В 1922 году в селе Большое Шигаково Большешигаковской волости Краснококшайского кантона в 66 дворах проживали 283 человека, а в 1923 году — 303.

В 1924 году Большешигаковская волость была преобразована в Большешигаковский район.

В 1926 году в селе Большое Шигаково Большешигаковского сельсовета Звениговского кантона числилось 71 хозяйство, проживали 319 человек.

В местной школе все обучение велось на марийском языке. В 1932 году Александр Степанович Ятманов — писатель Мичурин-Азмекей — открыл в деревне семилетнюю школу крестьянской молодежи. Почти все предметы преподавал он сам. Особенно прививал детям любовь к родному языку, заставлял учеников писать заметки в газету "Ямде лий". Один из его учеников, Иван Литвин, стал знаменитым журналистом. В годы Великой Отечественной войны он работал в редакции фронтовой газеты, а после войны стал заместителем редактора газеты "Красное Знамя" Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа. Ему присвоено звание "Заслуженного работника культуры РСФСР".

В 1926 году деревенский медпункт был переведен из старого дома в новый, который ранее занимал священник.

В 1926 году в деревне работала районная изба-читальня, она находилась на местном бюджете, обслуживала преимущественно мари, занимала две комнаты помещения райсельсовета. Изба-читальня работала по шесть часов в день без выходных круглый год. На ее адрес выписывалось 6 названий газет и 4 названия журналов. При избе-читальне имелась постоянная библиотека с 218 книгами. Здесь имелись селькоровский (12 человек) и драматический (17 человек) кружки.

В 1931 году был образован колхоз "Мушмари", к 1933 году в него входило 46 дворов, 194 человека, 115 из них трудоспособных. Колхозниками обобществлено 13 коров и свинья, а также 21 плуг, железная борона, сеялка, самосброска, лобогрейка, сенокосилка, триер, 2 сортировки, веялка, сепаратор, маслобойка, 2 конные молотилки. На 1 трудодень приходилось зерном — 8 кг, картофелем — 1,58 кг, деньгами — 0,14 руб.

К 1938 году в деревне работали пункт переливания крови, женская и детская консультации, санлаборатория. Акционерное общество "Восток-кино" снимало в Большом Шигакове кинофильм "Марий Кужер", в массовых сценах участвовали многие местные крестьяне.

В 1940 году в колхоз "Мушмари" уже входили 68 дворов с населением 229 человек, из них 127 трудоспособных. По Государственному акту на вечное пользование землей от 28 августа 1936 года за колхозом было закреплено 644 га земли, из них пашни — 402 га, сенокосов — 37,9 га, выгонов и пастбищ — 58 га. В колхозе имелось 49 лошадей, 64 головы крупного рогатого скота, 17 свиней, 38 овец, 171 курица, 37 пчелосемей. Колхозники располагали 2 молотилками, сеялкой, сенокосилкой, 18 плугами, 2 культиваторами, триером, веялкой, 2 силосорезками, сепаратором, 16 повозками, 22 санями. Из хозяйственных построек в колхозе числились коровник, телятник, свинарник, овчарня, зернохранилище, картофелехранилище, крытый ток. На трудодень начисляли зерном — 1,88 кг, соломой — 2,95 кг, деньгами — 0,41 руб.

В годы Великой Отечественной войны на фронт было призвано 99 человек, домой вернулись только 16 участников войны. На Большешигаковском кладбище находится братская могила воинам, умершим от ран в годы Великой Отечественной войны в Эвакогоспитале 3071 (в п. Красногорский).

В 1952 году открылась семилетняя школа. В 1954 году Большешигаковский сельсовет объединили с Кожласолинским сельсоветом. 17 марта 1966 года образован Шелангерский сельсовет, в состав которого вошла и деревня Большое Шигаково.

В Большом Шигакове родился Иван Григорьевич Дружинин, длительное время возглавлявший колхоз имени Ульянова. В школе работал заслуженный учитель Марийской АССР, большой знаток истории родного края Матвей Николаевич Коротков.

Радио появилось в 1947 году, телевизор — в 1961 году, телефон — в 1965 году.

В 2000 году в деревне насчитывалось 49 дворов, но только в 37 домах постоянно жили люди. Всего жителей в деревне было 96 человек. В 27 хозяйствах содержались коровы, в 12 — овцы. В деревне имелись водопровод, дом марийской культуры, библиотека, продуктовый магазин. Неподалеку от деревни находилась молельная роща. До центра сельсовета от Большого Шигакова 9 км, до центра совхоза — 6 км, до районного центра — 49 км, до столицы республики — 45 км. С другими населенными пунктами деревня связана автомобильным транспортом и железной дорогой.

 

 

ФОТО  КОЧУЮЩИХ. 

 

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:

http://www.12rus.ru/

ВложениеРазмер
Кожлангер311.07 КБ
Пугачев корем190.37 КБ
Шигаково256.87 КБ
Шигаково214.28 КБ
Юшут196.24 КБ
pugachjov_v_kozhla_sola_bg.jpg264.57 КБ
аватар: Кэп

Атлашкина

добавлена картина Пугачев в Кожласоле!

аватар: Кэп

Юбилей д.Шигаково

В Звениговском районе Марий Эл 220-летний юбилей отметила деревня Большое Шигаково, в которой сейчас всего полтора десятка домов.

В когда-то большой деревне сейчас насчитывается всего 15 домов, где живут чуть больше 20 человек.

Тем не менее малочисленную деревню приехали поздравить гости со всей республики и представители администрации района. Как сообщили в пресс-службе администрации, с приветственными словами к местным жителям обратились глава администрации Шелангерского сельского поселения Эльвира Капитонова и заместитель главы администрации Звениговского района Ольга Михайлова.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.