ПОКЛОННАЯ ГОРА - СВЯЩЕННАЯ МАРИЙСКАЯ РОЩА

    ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РОЩИ

 

 

 

 

 

   ПОКЛОННАЯ    ГОРА     -     СВЯЩЕННАЯ   МАРИЙСКАЯ   РОЩА

 

 

ОТ  КОЧУЮЩИХ:

Поскольку в основном  Команду составляют представители традиционных монотеистических религий, то как-то мы обходили стороной кюсото – священные марийские рощи. Хотя в ходе наших путешествий по Марийскому краю бывали и в святых местах, например, Чембулатов камень на реке Немда.

И вот, совершенно не желая этого, влекомые, как говорится, КОНЦЕПЦИЕЙ, мы случайно нашли в чаще леса настоящее КЮСОТО! И как потом узнали, это кюсото было не простое – но про это рассказ из статьи Анатолия Цирульникова, что будет ниже.

 

*********************************************

 ЖЕРТВЕННИК

*********************************************

Своим богам — солнцу, воде, ветру здешние люди испокон веков молились на мольбищах-кереметях в священных рощах Кюсото.

Адам Олеарий пытался уговорить черемисина, что неправильно чтить скот и другие твари как бога, на что получал ответ: “Что же такое представляют собой другие боги, вешаемые на стенку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски; гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то, что имеет жизнь”.

Причины живучести марийского язычества — природно-географическая лесная среда обитания; натурально-патриархальный уклад жизни; сельская община с ее “стоять всем за один”; народная педагогика. Но еще — периодически проводившиеся языческие моления (семейные, деревенские, общинные, родственные, всеобщие), важнейшее средство поддержания этнического сознания марийской общности.

К особо почитаемым местам стекались язычники из десятков сел, уездов, губерний. Грандиозные были моления. Обычно поводом для них (проводившихся раз в четыре года, как съезд) было “видение во сне”, ниспосланное жрецу-карту. Выполняя волю богов, он предписывал моление всем марийским народом в Священной роще, именуемой Всемирной.

Во время такого всемирного моления жрецы обращались к собратьям не с обычным самоназванием народа “мари”, а с только здесь употреблявшимся “калык шамыч”, что означает — марийский народ как единая семья. Марийское язычество имело колоссальное значение в поддержании этнического самосознания марийской общности, не имевшей никакой общенародной организации, помимо религиозной.

 

 МЕСТА ДЛЯ ПРИХОЖАН

Мы проезжаем глиняный обрыв, потом маленькую деревушку Подгорье, добираемся до реки Монча и сворачиваем в деревни, которых сейчас нет, они назывались Высокое поле, Край дождя. Длинная сельская улица, по обе стороны — аккуратные дома с резными ставнями. Несколько бабушек маленького роста стоят на улице, разговаривают по-марийски между собой. Спрашиваем насчет мольбища, где оно? Там, показывает женщина, видите, возвышается лес? Ходите туда? Ходим. Там источник есть.

Просим проводить. Бабушки заходят в дом и выводят провожатого, Николая Никифоровича. Маленький мужичок быстро ведет нас к Священной роще.

Мы поднимаемся в гору, именуемую Поклонной. От крутого подъема перехватывает дыхание. По деревянной лестнице, по горной тропинке. Огромные, в человеческий рост, муравейники. Пришли. Пахнет дымом костра, догорает огонь. Недавно тут были люди. В золе — кости жертвенной птицы. На крючках приготовляют еду, съедают мясо, а кости оставляют.

 

 СВЯТИЛИЩЕ РОЩИ

Роща выглядит необыкновенно — она вся в рубашках, платьях, ботинках. По марийским преданиям, дерево — место падения души. Душа человека уходит в землю, падает, и на этом месте рождается дерево. Считается, что деревья дают силу. Если у человека что-то болит, он снимает одежду и оставляет в роще. И если исцеляется, то на следующий год приходит с данью — уткой или гусем. Языческая традиция сохранялась даже при советской власти, побаивались, говорит наш провожатый Николай Никифорович, но ходили потихоньку.

Мы дошли до источника и утолили жажду. Говорят, помогают и вода, и место. Наш провожатый родился тут. С детства ходил в рощу с мамой. Выйдя из рощи, снял шапку, поклонился и перекрестился. Роща как церковь. И при этом жертвенные гуси и утки.

 

 ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ РОЩИ

Молельная роща — это и духовное воспитание, и образование, что-то вроде класса, где рождается интерес, считает Антон.

Нам удалось разыскать здешнего сельского жреца-карта. Компенсация несостоявшейся официальной встречи в Йошкар-Оле (жреческая организация в Марий Эл включает сельских, городских, районных картов, у которых свои собрания, съезды, взаимоотношения с властями — как положено официально признаваемой религии). Верховный жрец — вроде патриарха или главного раввина России, встретиться с ним не получилось, но я не жалею. По-моему, чем выше иерарх, тем меньше тайны. А душу молельной рощи может передать именно сельский жрец, в этой деревне — жрица. Мы разыскали ее дом, она согласилась побеседовать, но фотографироваться не стала, закрылась платком. Зовут Мария. Глаза — как в фильме “Колдунья” у Марины Влади.

 

 ТРАДИЦИЯ ПОВЯЗЫВАТЬ ДЕРЕВЬЯ В РОЩЕ

 

Незадолго до нашего приезда Мария проводила молебен с жертвоприношением. Семь голов уток и гусей. Было много народа.

— А как вы стали этим заниматься?

— До меня мачеха занималась. Водила в детстве, показывала, я ей помогала, кашу варила. Мачеха умерла, я осталась. Работала ветеринаром в колхозе и понемножку, для себя, ходила. Потом сестренка стала просить: покажи дорогу. Ну, я и ее сводила. А слова… по наитию. Молимся по-марийски, на другом языке не складывается. Слова сами выходят. Один раз так, другой — по-другому, сверху, что ли, сходят…

 

 

У нее пенсия. Но люди дарят — кто денег немножко, кто платок. Курык Куюм — дух большой горы. Свечки ставят на три души. Не только марийцы, но и русские идут, и татары, и финны, и шведы. Но все молятся по-марийски.

Все — и простые люди, и власти, только по отдельности.

Когда был финно-угорский фестиваль, сюда привезли гостей на автобусах. А нас, говорит мне жрица, в ту рощу даже пускать не хотели. Охрана: “Бабка, ты куда? Нельзя!” — “Как нельзя? Это тебе, говорю, нельзя. А я домой иду”.

— Вы пешком ходили? — спрашивает нас она. — Там огонь горит?

— Горит.

— Вот такое дело деревенское. Раньше церкви не было, а люди молились. И сейчас молятся.

— А кому передавать будете?

— Не знаю. Я всех учу. А люди других учат.

— Помогает?

— Помогает. Некоторые квартиру получают. Другие замуж выходят. Болезни снимает вода священная.

Еще вот что вспомнил: когда ее соседка кликала, то назвала Мари — как край этот…

 

 

 

(материал  из статьи Анатолия Цирульникова – журнал «Дружба»)

 

 

ФОТО  КОЧУЮЩИХ

 

 

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru