Священная роща деревни Малый Пинеж - Нежнур, Килемарский район Марий Эл

 

Команда Кочующие - священная марийская роща - кюсото

         Предисловие:

Мария Афанасьева  (из села Нежнур) предоставила нам этот материал про марийские священные рощи, поэтому статью начинаем про автора работы!

Незабываемым событием для девятиклассницы Нежнурской школы Марии Афанасьевой стала поездка в Москву на Всероссийскую краеведческую конференцию исследовательских работ движения "Отечество", которая проходила с 5 по 10 апреля.

 

(11-ый  слет  туристов и краеведов  республики Марий Эл)  

 

Участники конференции рассказывали об исторических находках, интересных людях, своей родословной, а также обсуждали проблемы современного мира. В номинации "Культурное наследие" среди 25 работ исследование нашей землячки под названием "Священная роща деревни Малый Пинеж" заняла пятое место. По словам самой конкурсантки, это неплохой результат ее краеведческой деятельности. Поездка на конференцию стала возможной благодаря поддержке главы администрации Килемарского района Л.А.Толмачевой, руководителя отдела образования и молодежи Т.В.Обуховой, директора Нежнурской школы И.Н.Зверевой и Т.Л.Волковой – руководителя краеведческого кружка "Поиск", членом которого является Маша.

 

Делясь впечатлениями о конференции, она рассказала и о насыщенной культурной программе: посещении Красной площади, Государственного Исторического музея, экскурсиях на Воробьевы горы, по Булгаковским местам, прогулке по Арбату. "И пусть я не заняла призового места, но я никогда не забуду те дни, которые провела в Москве, и ребят, с которыми успела подружиться", – говорит Маша. 

 

Исследование священной рощи
"Лес - это волшебный мир черемисина, - отмечал исследователь религиозных воззрений мари С. Нурминский. - Около лесу вертится все его мировоззрение. Поэтому богослужение, религиозные торжества и жертвоприношения совершаются в лесу".

Такие места богослужений у мари назывались "ото" (кусото) - священные рощи. Они были выбраны предками ещё в седой древности как счастливые места на земле.
Священная роща- это ландшафтный памятник, который представляет собой лес, окруженный со всех сторон полем, типичный участок южной тайги.

Священные рощи располагались недалеко от деревни на возвышенных местах, в виде зеленого островка, могли занимать площадь до одного гектара.
(Приложение 1)

(окрестности   Нежнура  и  Пинежа)

Возраст рощи около деревни Малый Пинеж примерно 200 лет. Дереву (онапу) - березе 130 лет. [23, с.380]

О возникновении рощи существует легенда, которую рассказала нам Цветкова М.Н., жительница д.М. Пинеж:

"На этом месте было красивое озеро с чистой водой. Местные жители ходили любоваться озером и рыбачить. В озере никто не купался и не стирали, потому что жители считали озеро священным.
Однажды оно поднялось в небо и "перелетело" на место, где сейчас находится Красное озеро в Килемарском районе. На месте озера выросла эта священная роща. Говорили, что однажды в озере одна женщина из деревни Большой Пинеж постирала грязное бельё. И из-за этого озеро "обиделось" и "перелетело". В этот день люди мешками собирали рыбу и носили её домой.

Старые люди говорили, что их наказал бог за плохие дела и поступки, чтобы он их простил, начали ходить в рощу молиться". (Приложение 1)

 (моление  в Нурсолинской  роще  -  марийский карт)

священная марийская роща - кюсото

Жители деревень свидетельствуют, что священную рощу марийцы считают своеобразным храмом доброты. В роще особо почитаемое дерево-береза строго охранялось. На основе верований в то, что в священном дереве живут божества, выработана целая система табу. В священной роще нельзя сквернословить, ругаться, думать о плохом, свистеть, громко смеяться, рубить деревья, ломать ветки, рвать листья и цветы. Лес из рощи не брался ни на постройки, ни на дрова, а валежник использовался для священных костров при жертвоприношениях. Тех, кто нарушал запреты, всегда ожидала жестокая кара.

В прошлом все марийские рощи огораживались пряслом и имели три входа: с восточной стороны для ввода жертвенных животных, с южной стороны - для подноски ключевой воды и с запада - для входа всех участников моления. В центре рощи располагались почитаемые деревья, возле которых устанавливались своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами, разводили огонь.
Об этом свидетельствуют и воспоминания жителя деревни Малый Пинеж Волкова В.К.. Он нам рассказал о том, что до войны мужчины ходили часто молиться в рощу. Женщин и детей не брали. В молитвах, обращенных к божествам, люди просили защиты, помощи, здоровья, благополучия. Мужчины обязательно должны были заранее вымыться в бане и переодеться в чистое. Молились мужчины богам: солнца, земли, природы, воды, пчелы и другим. В жертву приносили животных и птиц: лошадей, коров, телят, овечек, гусей и уток". (Приложение 2, 12).

(моление  в Нурсолинской  роще  -  моление матери-земле - онапу)           

священная марийская роща - кюсото

Священные рощи в сознании верующих марийцев символизировали устремленность народа к миру вышнему. Различались несколько групп священных рощ. В зависимости от числа участников моления выделялись семейные, родовые, патронимические, общедеревенские, родственной группы деревень "тиште", мирские и всемарийские.

В качестве посредника в общении людей с богами в священных рощах выступали специально выбранные деревья "онапу", возле которого совершалось моление с жертвоприношениями домашних животных и птиц.
(Приложение 11)

 

Онапу связывает воедино мир небесный и мир земной, олицетворяет Кава менге - небесный столб. В буквальном переводе на русский язык онапу означает дерево-вождь. По представлениям мари, само священное дерево, перед которым совершается жертвоприношение, не является предметом поклонения. Молитвенные же слова посвящены тому божеству, которому посвящено это онапу.

На молениях онапу в честь главного Бога "Поро Ош Кугу Юмо" размещалось в центре рощи на переднем плане. В нескольких метрах от него, с северной стороны, немного отступя от священного костра, полукругом размещались участники жертвоприношения. Молящиеся обращались к богу, стоя на коленях, повернувшись лицом на юго-восток. (Приложение 13)

 (моление  в Нурсолинской  роще  -  вход  в кюсото) 

священная марийская роща - кюсото

Со слов жительницы д. Малый Пинеж Цветковой Марии Николаевны:
" В священной роще строго соблюдали старинный порядок. На месте моления карт читал молитву, пять раз: при очищении огнём, водой, при посвящении, после приготовления бульона, перед уходом из рощи.
Этим обрядом как бы символически строил защитную оболочку для святилища. По мнению карта, к священному месту не могли проникнуть враги, нечисть, звери". (Приложение 3).

 

Каждая семья для проведения семейных жертвоприношений выбирала свое почитаемое дерево (онапу).
Наши предки три раза в год совершали общественные, общеэтнические моления, около десяти раз - общинные (до начала и по окончании сельскохозяйственных работ), а также бытовые, семейные моления по какому-нибудь случаю. В молениях ярко проявлялись крестьянские идеалы счастливой жизни, социальные проблемы и настроения.

Со слов жительницы деревни Большой Пинеж Волковой Павлины Ивановны: "Каждая деревня в течение года проводила несколько коллективных молений с жертвоприношениями. Большинство из них выполнялось в весенне-осенний период. Проводили моления, проводимые в честь божеств и духов зе мли, домашнего скота, пчёл, а также с целью защиты посевов от заморозков или от засухи. Люди в честь божеств, покровительствующих земледелию, проводили праздник Сурем. С аграрным культом тесно увязывались моления на Празднике пашни, Празднике нового урожая, осенние жертвоприношения в честь "Матери земли". Общедеревенские моления проходили в честь духа "Керемет". (Приложение 4, 5)

 

(моление  в Нурсолинской  роще  -  жертвенная  еда) 


 

"Особое место у населения занимало почитание божества Кугурак (Старейшина). "Старейшина" считался покровителем земледелия и животноводства, защитником полей от засухи и града. К нему обращались в тяжелые времена. В 80- е годы в деревне Малый Пинеж из-за преследований общественных молений стали проводить семейные моления дома. Семейные моления играли важную роль в формировании религиозного сознания, приобщении к вере.

А общественные моления проводились довольно редко, и проводила их дома Иванова Феоктинья Николаевна. Последнее общее моление было летом 1999 года. В том году с мая не было дождей и жители в молитвах просили дождя. На другой день прошёл дождь. (Приложение 6).

 

                                                                       (деревня  Большой  Пинеж)               

 

Жители деревень свидетельствуют, что там, где бережно и почтительно относились к священным рощам и священным деревьям люди живут мирно, доживают свой век до старости. Во время войны, регулярно проводимые моления давали силу и помогали пережить военные тяготы. Христианизация марийцев разрушила некоторые священные места, осквернила природно-культовые памятники в виде священных рощ, вычеркнула традиционные поверья. Основная масса населения деревень приняла христианство. Даже и сейчас они вначале ставят свечи около онапу, а затем идут в церковь.

 

                      (священная роща на Поклонной горе)                       


 

В настоящее время отношение к священным рощам и традиционной религии изменилось. В 1991 году принят Закон Марийской Республики об охране природы, и священные молельные рощи обрели статус заповедников. Священные рощи, берутся под охрану государства, и не подлежат вырубке.

 

(Данные из Килемарского архива)
Постановлением Правительства Марий Эл от 24 августа 1993 г. 298 "О мерах по дальнейшему обеспечению сохранности археологических и культовых мест на территории Республики Марий Эл" 327 священных рощ взяты под государственную охрану как памятники республиканского значения.
(Приложение 9)

 

                      (священная роща на Поклонной горе)                            

священная марийская роща - кюсото

 

Приложение 1
Воспоминания Цветковой Марии Николаевны, 1929
года рождения, жительницы деревни Малый Пинеж:

"История возникновения священной рощи: Народная легенда рассказывает, что на этом месте было красивое озеро с чистой водой. Местные жители ходили любоваться озером и рыбачить. В озере никто не купался и не стирали, потому что жители считали озеро священным. Однажды оно поднялось в небо и "перелетело" на место, где сейчас находится Красное озеро в Килемарском районе. На месте озера выросла эта священная роща. Говорили, что однажды в озере одна женщина из деревни Большой Пинеж постирала грязное бельё. И из-за этого озеро "обиделось" и "перелетело". В этот день люди мешками собирали рыбу и носили её домой.
 

Старые люди говорили, что их наказал бог за плохие дела и поступки, чтобы он их простил, начали ходить в рощу молиться. Роща площадью 1 га, находится в 500 м к юго-востоку от дерев ни Большой Пинеж, 500 м к северо-востоку от деревни Малый Пинеж. Старожилы рассказывают: Священная роща - место молений. Роща действовала в качестве языческого святилища деревень Малый Пинеж и Большой Пинеж. Она имела трое ворот, выходящие на восток, юг и запад. Через западные ворота входили люди, через южные носили воду, а через восточные вводили назначенную в жертву скотину или птицу. Женщинам было строго запрещено подходить к роще. Молились мужчины богам: солнца, земли, природе, воды и другим".

Легенда записана Афанасьевой Марией 20 июля 2007 года.

 

Приложение 2
Воспоминания Волкова Валентина Кирилловича, 1928
года рождения, жителя деревни Малый Пинеж:

"Священная роща - место молений. Роща действовала в качестве языческого святилища деревень Малый Пинеж и Большой Пинеж. Священное дерево - береза (онапу) строго охранялось. Роща имела три входа: с западной стороны для прихода и ухода людей, с восточной стороны для того, чтобы завести в рощу жертвенных животных, с южной стороны ходили к источнику за водой. Внутри рощи находилась небольшая поляна, на которой стоял стол и располагался жертвенный костер. Справа от западного входа имелся навес, под которым находились стол и скамьи. Раньше женщинам было строго запрещено подходить к священной роще, они не заходили в рощу, а мужчины обязательно должны были заранее вымыться в бане и переодеться в чистое. После молений три дня никто не работал. Молились мужчины богам: солнца, земли, природы, воды, пчелы и другим. В жертву приносили животных и птиц: лошадей, коров, телят, овечек, гусей и уток.
Тех, кто нарушал запреты, всегда ожидала жестокая кара, напри мер, у марийцев Нижегородской области, в деревне Козлянур на месте рощи была построена конюшня, через год конюшня сгорела и все лошади погибли. В другой деревне мужчина срубил деревья в священной роще и сделал изгородь, вокруг своего хозяйства. Из-за этого все свое родство погубил, умерли друг за другом. Из деревни Гусево женщина принесла домой дерево из рощи, и на следующей же день она ослепла. Во всех этих рассказах прослеживается нить отношений: человек-дерево-бог".

   

(священная роща на Поклонной горе)

священная марийская роща - кюсото

 

Приложение 3
Воспоминания Цветковой Марии Николаевны, 1929
года рождения, жительницы деревни Малый Пинеж:

"До войны картом в деревне выбрали моего дедушку Цветкова Степана Федоровича. Для общинных жертвоприношений в складчину собирали зерно, крупу, муку, яйца, творог. Божествам жертвовали обрядовые блюда из зерен или крупы (каши). Марийцы из зерна и мёда готовили жертвенные напитки: пиво и брагу. Первый мёд, взятый из улья, жертвовали божествам и поминали покойников-предков. Люди также приносили в жертву лошадей, баранов, овец, телок, а из домашних птиц - гусей, уток. Для благополучия семьи - кур и петухов в различное время года. В священной роще строго соблюдали старинный порядок. На месте моления карт читал молитву, пять раз: при очищении огнём, водой, при посвящении, после приготовления бульона, перед уходом из рощи. Карт, перед тем как подойти к священному дереву-березе, проводил обряды. Он брал два железных предмета (топор и нож) и, постукивая ими, делал три круга против солнца вокруг дерева и очага. В завершение моления, стуча этими же предметами, карт обходил молельное место по ходу солнца и, окрестив, читал молитву. Этим обрядом как бы символически строил защитную оболочку для святилища. По мнению карта, к священному месту не могли проникнуть враги, нечисть, звери и недоброжелатели".

Воспоминания записаны Афанасьевой Марией 20 июля 2007 года.

 
 

Приложение 4
Воспоминания Афанасьевой Софьи Васильевны, 1931
года рождения, жительницы деревни Малый Пинеж:

"Роща - кусото (юмо-ото) божий остров или священная роща. "Ото" состоят из старинных деревьев, которые умирают только естественной смертью и даже после падения не берутся на дрова.
Праздник "Сурем" - самый главный из марийских праздников. Справляется "Сурем" на Петров день или сразу после него. Сурем отмечается не каждый год. Перед ним люди собираются на сходку, чтобы обсудить каким богам будут приноситься жертвы, где купить скот для этих целей и т.д. При жертвоприношениях каждую корову или быка приносят одному богу. В роще ещё раз спрашивают у того или иного бога: угодна ли ему скотина. С этой целью выливают на спину животного воды из ковша. Произносят молитву:
Боже великий и добрый! И так теперь, как солнце светит, как месяц восходит, как море, наполнившись, полное стоит, так прибылью всех видов хлеба, прибылью семейства, прибылью скота, прибылью серебра - казны, всякого прибылью, боже великий и добрый, обрадуй нас.
Как ласточка, щебеча, как шёлк, жизнь растягивая, подобно роще, играя и подобно горам, радуясь, жить помогай. Боже, помилуй, жить дай удобство.
Эта же мудрая молитва произносилась, когда совершалось жертвоприношение другим богам, изменялось только имя бога. Затем после молитвы начинали резать скотину, под первую струю крови подставляли специально приготовленное лыко, которое называли пестрым поясом. Затем снимали шкуру и варили мясо. До моления никто не смел, отведать ни мяса, ни супа. Молитва обставлялась целым рядом церемоний и ритуалов. По её завершению карт брал ковш с кусочками органов жертвенных животных и вываливал содержимое в огонь. Туда же отправлялась медовая сыта и "пупочки" от жертвенных лепешек. Начиналось ещё более усердное моление. Потом карт срезал на разостланной скатерти ветки липы и пихты, чтобы привязать их смоченным в крови жертвы лыком к священному дереву. Только тогда карту преподносили первую ложку жертвенного супа из котла, а он, три раза её приподнимал обеими руками, выплёскивал на дерево. Всё это сопровождалось прошением о счастье, спокойствии, здоровье, прибыли и богатстве. Медовую сыту карт также выплёскивал из ковша на дерево. Снова молились. А затем начинали, есть и пить".

Воспоминания записаны Назаровой Марией 23 марта 2008 года.

 
 

Приложение 5
Воспоминания Волковой Павлиной Ивановной, 1921
года рождения, жительницы деревни Большой Пинеж:

"Каждая деревня в течение года проводила несколько коллективных молений с жертвоприношениями. Большинство из них выполнялось в весенне-осенний период. Проводили моления, проводимые в честь божеств и духов земли, домашнего скота, пчёл, а также с целью защиты посевов от заморозков или от засухи. Марийцы в честь божеств, покровительствующих земледелию, проводили праздник Сурем, на котором также совершалось мирское жертвоприношение. С аграрным культом тесно увязывались моления на Празднике пашни, Празднике нового урожая, осенние жертвоприношения в честь "Матери земли". Общедеревенские моления проходили в честь духа "керемет".
Воспоминания записаны Богатыревой Татьяной 20 июля 2007 года.
 

 

Приложение 6
Воспоминания Волкова Валентина Кирилловича, 1928
года рождения, жителя деревни Малый Пинеж:

"Во время жертвоприношений большое значение придавалось чтению молитвенных текстов. В молитвах, обращенных к божествам, люди просили земные и небесные силы воссоединиться, открыть свои богатые хранилища и наделить народ несметными благами. Помимо этого люди выражали свои надежды на семейное благополучие и достаток, хорошие погодные условия, обильный урожай, прибыль от сельскохозяйственных и промысловых занятий, здоровье и сноровку в работе, удачу в промыслах. В этих просьбах, ярко проявлялись крестьянские идеалы счастливой жизни, социальные проблемы и настроения.
Особое место у марийцев занимало почитание божества Кугурак (Старейшина). "Старейшина" считался покровителем земледелия и животноводства, защитником полей от засухи и града. К нему обращались в надежде получить заступничество во время войны, при незаслуженной обиде, нарушении клятвы, болезни. Это божество воспринималось народом в качестве вождя, военного предводителя". По мнению местных жителей, сверхъестественная сила наказывает людей за надругательство над священной рощей. Ещё в начал е 50-х гг. место моления содержалось в чистоте и даже огораживалось изгородью. Лес из рощи не брался ни на постройки, ни на дрова, а валежник использовался для священных костров при жертвоприношениях. В 70-х и 80-х гг. XX века многие рощи были запущены. В 70- 80 г.г. в деревне Малый Пинеж из-за преследований общественных молений стали проводить семейные моления дома. А общественные моления проводились довольно редко, и проводила их дома Иванова Феоктинья Николаевна. Последнее общее моление было летом 1999 года. В том году с мая не было дождей и жители в молитвах просили дождя. На другой день прошёл дождь. Сейчас в деревне проходят только семейные моления".
Воспоминания записаны Иголкиным Станиславом 20 июля 2007 года.
 

 

Приложение 7
Описание памятника природы
Название: Марийская священная роща.

Назначение: Межобщинное место молений действует в качестве языческого святилища деревень Малый Пинеж и Большой Пинеж. Марийская священная роща представляет историческую ценность и является уникальным природным памятникам общественного сознания, важным факторам традиционной культуры, которая, пройдя, все политические, идеологические перемены, дошла до нас из глубокой древности. Роща связана с культом языческих богов мари, в ней в течение столетий совершались обряды, имевшие целью обеспечить благополучие народа, сохранение окружающей людей среды. Священная роща является ценным источником новых знаний о человеке и окружающем мире. В молитвах, обращенных к божествам, люди просили земные и небесные силы воссоединиться, открыть свои богатые хранилища и наделить народ несметными благами. Помимо этого жители выражали сво и надежды на семейное благополучие и достаток, хорошие погодные условия, обильный урожай, прибыль от сельскохозяйственных и промысловых занятий, здоровье и сноровку в работе, удачу в промыслах. В этих незатейливых просьбах, ярко проявлялись крестьянские идеалы счастливой жизни, социальные проблемы и настроения.
Место нахождения: Республика Марий Эл Килемарский район, 500 м к юго-востоку от деревни Большой Пинеж, 500 м к северо-востоку от деревни Малый Пинеж.
Возраст: около 200 лет
Землепользователь: ООО "Смена
Площадь: 1 га
 

История возникновения священной рощи: Народная легенда рассказывает, что на этом месте было красивое озеро с чистой водой. Местные жители ходили любоваться озером и рыбачить. В озере никто не купался и не стирали, потому что жители считали озеро священным. Однажды оно поднялось в небо и "перелетело" на место, где сейчас находится Красное озеро в Килемарском районе. На месте озера выросла эта священная роща. Говорили, что однажды в озере женщина из деревни Большой Пинеж постирала грязное бельё. И из-за этого озеро "обиделось" и "перелетело". В этот день люди мешками собирали рыбу и носили её домой. Старые люди говорили, что их наказал бог за плохие дела и поступки, чтобы он их простил, начали ходить в рощу молиться. Краткое описание объекта: ландшафтный памятник представляет собой окруженный со всех сторон полем лес, типичный участок южной тайги, который составляет ассоциации: ельник с дубравными элементами.
Первый ярус: ель обыкновенная (95 лет), пихта сибирская (95 лет), береза до 130 лет, липа, дуб (75 лет), единично осина.
Второй ярус: клён, подрос густой - ель, пихта.
Подлесок: рябина обыкновенная, крушина, жимолость лесная, малина обыкновенная, смородина черная, волчьи ягоды, бересклет.
Травостой - густой: звездчатка, сныть, иван-чай, вероника, мышиный горошек, копытень, незабудка, земляника, костяника и другие.
Экологическое состояние памятника прир оды: Состояние священной рощи находится в удовлетворительном состоянии.
Меры сохранения: Режим охраны - запрещённые виды деятельности. Эти критерии соответствуют народной традиции сохранения рощи:
Полный запрет отвода земли под любые виды землепользования.
Прокладки любых коммуникаций и дорог.
Всех видов рубки, заготовка лыка и березового сока.
Всех видов мелиоративных работ на расстоянии до 2 км от границы рощи.
Распашку земель на расстоянии 10 м от границы рощи.
Прогона и выпаса скота, сенокошения, въезда и стоянки транспорта.
Стоянки туристов, разведения костров.
Внесения минеральных удобрений в радиусе 50 м от границ рощи.
Захламления территории.
Строительства любых объектов, кроме культовых языческих.
В настоящее время отношение к священным рощам и традиционной религии изменилось. В 1991 году принят Закон Марийской Республики об охране природы, и священные молельные рощи обрели статус заповедников. По настоянию н ародных депутатов Верховного Совета Марийской Республики принята конституционная статья "Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды", в которой отмечено, что "религиозно-культурные зоны, т.е. священные рощи, берутся под охрану государства, и не подлежат вырубке и любым видам работ места традиционных марийских молений". /Данные из Килемарского архива/
Охраняют рощу местные жители д. Малый Пинеж, д. Большой Пинеж, администрация Нежнурского сельского поселения.
Информаторы: 1. Волкова Павлина Ивановна, жительница деревни
Большой Пинеж, 1921 года рождения.
2. Цветкова Мария Николаевна, жительница деревни
Малый Пинеж, 1929 года рождения.

 

 

Истичники информации и фотографий:

  • Команда Кочующие
  • Мария Афанасьева
  • http://www.kilemary.com/
  • http://varandej.livejournal.com/
  • Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователей - краеведов.// Дополнительное образование.- 2001.- 5, С. 8-11.
  • Банников А.Г., Рустамов А.К. Охрана природы. - М.: Издательство Колос, 1977.
  • Бобров Р.В. Благоустройство лесов.- М.: Лесная промышленность, 1977.
  • Борейко В.Е.; Грищенко В.Н. Спутник юного защитника природы. - Киев: Эколого-культурный центр, 1996.
  • Владимиров А.М. Гидрологические расчёты.- Л.: Гидрометео издательство, 1990. - 364с.
  • Воронков Н.А. Основы обще й экологии. - М.: Агар, 1999.
  • Воспоминания жителя д. М-Пинеж Волкова Валентина Кирилловича.
  • Воспоминания жителя д. М-Пинеж Афанасьевой Софьи Васильевны.
  • Воспоминания жителя д. М-Пинеж Цветковой Марии Николаевны.
  • Воспоминания жителя д. Б-Пинеж Волковой Павлины Ивановны.
  • Герасимова С.И. Организационные формы внеклассной работы по экологии. // Дополнительное образование. - 2004. - 1, С. 43-47.
  • Давыдов В.Н. Охрана родной природы.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1977.
  • Комплексное использование водных ресурсов и охрана природы.// Беглярова Э.С.; Галямина И.Г.; Шабанов В.В.- М.: Колос, 1994. -318с.
  • Криксунов Е.А.; Пасечник В.В. Экология // Учебник 10-11 классов. - М.: Дрофа, 2003.- 256с.
  • "Марий Чодра". Национальный парк: Охрана природы и организация отдыха. - Йошкар-Ола, 1998.
  • Морохин Н.В. Нижегородские марийцы.- Нижний Новгород, 1994.-204с.
  • Морохин Н.В. Марийские священные рощи и деревья Нижегородской области.- Нижний Новгород, 1994.
  • Охрана природы и использование её ресурсов в Марийской АССР. -
  • Йошкар-Ола, 1972.- 128с.
  • Особо охраняемые природные территории Республики Марий Эл: Справочное издание / автор - составитель Попова С.Э.- Йошкар-Ола: ГПЗ "Большая Кокшага", 2000. - 132с.
  • Тойдыбекова Л.С. Марийская мифология.- Йошкар-Ола, 2007.
  • Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов. - М.: ФАИР, 1999. - 320с.
  • Усынови заказник: Методическое пособие для юных защитников природы. //Составители Могильнер А.А.; Яхонтов Л.Е. - М.: Издательство Центра охраны дикой природы, 2002. - 43с.
  • Через годы, через расстояния.// Айгишев П.А.- Йошкар-Ола, 2006.- 432с.
  • Шкалина Г.Е. Традиционная культура народа мари.-Йошкар-Ола, 2003.
  • Юадаров К.Г. Вера предков язычество.- Йошкар-Ола, 1994.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.