Шыже пуч и Сÿрем пуч

Шыже пуч (шыжевуч) – марийский духовой музыкальный инструмент, или как его еще называют «девичья труба» - делается из можжевельника, ольхи, березы или липы.
В куске или в двух кусках дерева длиной около 75-85 см выдалбливают или выжигают желобкообразное углубление, затем обе половинки плотно складывают вместе и обертывают берестой. 

 
Диаметр узкой части инструмента 2-3 см; а широкой части 8-10 и более сантиметров.
Играют на инструменте, складывая губы, вдувая воздух в узкую часть; при этом извлекаются обертоновые диатонические звуки.


В древности такими наигрышами марийцы пользовались как сигналом, то есть средством сообщения на большое расстояние, как например, во время военных сборов, охоты и т.п. В ряде мест такой инструмент и до сих пор имеет подобное применение (на лесосплаве, на лесоразработках).
 
Иное значение приобретает шыже пуч; когда на нем играет девушка-марийка.
На шыже пуче, обычно играют осенью, после уборки хлебов, во время праздника Урожая.
Прежде был в некоторых районах обычай, что девушки достигшие брачного возраста, поднимаются на возвышенное место (гору,холм) или просто во дворе и наигрышами на шыже пуче (девичьей трубе)возвещают о своей готовности к замужеству, то есть о своем вступлении в число невест.
При выходе замуж шыже пуч увозила невеста с собой и играла на инструменте крайне редко.

 
Наибольшее распространение шыже пуч получил в Сернурском, Новоторъяльском, Мари-Турекском и др. северных районах Марийской АССР и у восточных марийцев.
Разновидностью этого инструмента является тöтрöт пуч, отличающийся от шыже пуча своим несколько большим размером; длина его 100-120 см, диаметр узкого конца 4-6 см, а раструба (широкого конца) – 15-18 см.
На тöтрöт пуче играют исключительно мужчины.
В настоящее время тöтрöт пуч почти вышел из употребления, только изредка встречаются среди охотников и лесосплавщиков.
  
 

Сÿрем пуч (урожайная или праздничная труба)                                                                                         
Разновидностью шыже пуч, или тöтрöт пуч, является сÿрем пуч (урожайная труба) более крупного размера, длиной 1,5- 2 метра, диаметр узкого конца 2,5-3 см, широкого – 4-5 см. Для изготовления сÿрем пуча выбирают прямую, молодую липу с наименьшим количеством сучков, несколько изогнутым стволом у основания.
Отобранное и отпиленное дерево осторожно очищают от сучьев и срезают вершину. Затем по коре от основания к вершине вдоль дерева делают продольный разрез и осторожно отделяют кору (лыка) от древесины.
 
Для закрытия отверстии, остающихся на коре от срезанных сучков и веток, концы разреза лыка плотно соединяют и обвертывают узкой лентой бересты ( с узкого конца в сторону раструба).
Конец бересты аккуратно заделывают и закрепляют.
Чтобы береста плотно прилегала к поверхности коры, неровности и шероховатости на ней очищают ножом или наждаком; при этом очень важно сохранить кору от потрескивания или поломки.
По диаметру верхнего(узкого) конца инструмента обтачивают конусообразный деревянный (чаще из липы (мундштук), срезанный снизу наискось.
 


Во избежании прогибов и поломок к инструменту привязывают палку во всю длину.
Для воспроизведения звука, в верхний (узкий) конец вставляют конусообразный деревянный (из липы) мундштук шыга ( в некоторых районах называют ага). Звук сÿрем пуч пронзительный, сильный, слышен на далекое расстояние.
В день праздника молодежь обычно устраивала конные скачки-состязания. Победители состязаний получали ценные подарки( платки, вышитые полотенца – солык) и почетное право доставить верхом на лошади сÿрем пуч в «священную» рощу-молельню «ото», где инструмент вешали на сук «священного дерева» или просто сжигали, то есть приносили в жертву языческому богу урожая.
 


Нередко в деревнях к празднику «сÿрем» изготовляли несколько инструментов сÿрем пуч, которые с окончанием празднества также приносились в жертву, а на другой год к следующему празднику изготовляли новые инструменты.
Сÿрем пуч – ритуальная «священная» труба марийцев, сохранившаяся от языческого культа. Обычно этот инструмент делали только к празднику сÿрем. Как правило, на этом инструменте играют одни мужчины.
Играют стоя, вдувая струю воздуха в деревянный мундштук.Во время игры инструмент держат за верхнюю часть и ниже середины обеими руками. Во время игры, по мере повышения звука, поднимается и сам инструмент.
  
Игра требует большого мастерства и здоровых легких, так как для длинной и сложной мелодии требуется много воздуха. Исполнение мелодий с некоторыми неудобствами. Яркий и сильный звук на сÿрем пуче получается только в том случае, если канал ствола имеет влажное состояние. Поэтому, чтобы поддерживать постоянную влажность канала ствола инструмента, перед игрой или во время игры, время от времени, исполнителю приходится смачивать стенки канала ствола водой. Для этого сÿрем пуч мундштуком книзу ставят на ладонь правой руки. Чтобы не вытекала вода, плотно прислоняют ладонь к мундштуку; левой рукой берут за середину инструмента и, слегка приподнимая его, с обратной широкой стороны (раструба)наливают воду во внутрь канала инструмента. То поднимая, то слегка опуская свободный конец, равномерно и обильно смачивают стенки канала сÿрем пуча.
Затем воду выливают обратно из канала, и игра продолжается. При необходимости весь процесс увлажнения повторяют снова.
 
Если сÿрем пуч длительное время не был в употреблении, то для увлажнения канала ствола держат его некоторое время в воде(в пруду или речке).
От неравномерной влажности в канале ствола часто меняется высота и тембр звука, поэтому инструмент не употребляется в ансамбле. Сÿрем пуч в том виде, какой бытует в народе, употребляют только как сольный инструмент.
Главным образом на сÿрем пуче мелодии исполняются в диапазоне малой и первой октав на обертоновых звуках.
 
  
 Марийская музыка
  Инструментальная музыка у марийцев была тесно связана с обрядами, восприняла все присущие песенным мелодиям интонационно-ладовые, метро-ритмические и структурные закономерности. «Большинство мелодий, исполненных инструментами, не есть действительно инструментальная музыка, а является вариантами того или иного вокального отрывка», - справедливо замечает Л.Викар (Cheremis folksongs. Budapest, 1971, p. 56.). 
По наблюдениям марийского фольклориста О.Герасимова, «как музыкальное сопровождение к народным обрядам, танцам, песням, инструментальные наигрыши можно рассматривать в трех группах: 
1) мелодии плясовые, в основе которых лежат частушки (вторичное явление); 
2) мелодии собственно плясовые; 
3) мелодии других песенных жанров (вторичное явление)» 
(Герасимов О. Некоторые замечания о музыкальном фольклоре елабужской группы восточных мари. – В кн.: Музыкальное наследие финно-угорских народов. Талин, 1977, с.429.). 
 
Марийский народно-музыкальный инструментарий разнообразен и обширен: тўмыр (барабан), шиялтыш (свирель), сўрем пуч (праздничная труба), шўвыр (волынка), шўшпык (глиняный соловей), кўсле (гусли), ия ковыж (двухструнная скрипка). Самые распространенные музыкальные инструменты – кўсле и шўвыр. 
Играющие на них всегда пользовались огромным почетом, приглашались на торжества, обрядовые церемонии и религиозные языческие празднества. Непременный участник народного инструментального ансамбля, его музыкально-ритмическая основа – тўмыр. Исполнительские возможности каждого из названных инструментов ограничены. Приспособленные к ладу народных песен отдельных этнических групп и при общем названии имевшие различные строи, древние по происхождению марийские инструменты не могли применяться для исполнения сложных, многоголосных произведений. Но если учесть, что марийская песня одноголосна, появление даже простейшего многоголосия в пьесах для волынки и гуслей, безусловно, заслуживает внимания.
Синкретическая природа большинства народных музыкальных инструментов, стабильность и многообразие применения была основной предпосылкой их долговечности. Благодаря указанным особенностям многим из них удалось выжить в суровые годы насильственной христианизации мари (XVIII в), в годы атеистического, политического прессинга (XX в). 
Однако в результате мощного антиязыческого наступления часть функций некоторых музыкальных инструментов оказалась элиминированной. 
Произошло частичное сужение функций этих инструментов: не совсем четко выраженные прежде границы между ритуальным и эстетическим уже приобрели более ощутимые контуры. Из сохранившихся и бытующих ныне инструментов это коснулось прежде всего шўвыра, кўсле и частично тўмыр. Многие инструменты, входящие в группу «активно бытующих», к нашему времени претерпели своего рода функциональную трансформацию. 
Небезызвестно также и то, что такие архаичные и, казалось бы, «консервативные» аэрофоны мари, как арама шўшпык, шиялтыш, эфи, олым шўвыр, инструменты семейства рогов и другие, являющиеся реликтами «эпохи пермской общности» (И.Мациевский), не преданы (хотя бы часть из них) забвению. 
Следует особо подчеркнуть при этом следующее: ни в имеющихся легендах, преданиях, в воспоминаниях, а также в текстах народных песен не встречаются названия (термины) музыкальных инструментов, которых бы не знала нация. Не свидетельствует ли это, хотя и опосредованно, что народ донес с самых древнейших эпох до наших дней все свои музыкальные инструменты? В вопросах происхождения большинства традиционных музыкальных инструментов мари, их генеалогии, корни национальные (марийские) или родовые (финно-угорские) прослеживаются довольно четко. 
Из рассматриваемых в монографии О.Герасимова «Народные музыкальные инструменты мари» «традиционных марийских» 18 инструментов лишь ия-ковыж, умша-ковыж (варган) и марла гармонь (марийская гармонь) имеют основание быть отнесенными в той или иной степени к заимствованным (а марла гармонь – однозначно). 
По поводу традиционных общественных функций инструментов инструментальной музыки марийцев в 1920 году Н.В.Никольский писал, что «игра на пузыре, на барабане, на трубе имеет силу большую, чем человеческая, невидимая сила этой игры сказывается на человеке и животных либо в положительную, либо в отрицательную сторону. 
В первом случае, человек и все окружающее его получает здоровье, мощь, радость. 
Во втором случае, игра может «заворожить», «заколдовать» и человека, и животных, и саму природу. Поэтому музыка должна быть также почтенна, как и всякий другой небесный дар, она должна быть предметом особого уважения и внимания человека». (Никольский Н.В.Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. – Казань, 1920. – С.6-7.). 

 

ССЫЛКИ НА СТАТЬИ ПРО НАРОД МАРИ И ПРО МАРИЙСКИЙ КРАЙ:

Религиозная символика в орнаменте марийской вышивки - тут!

Общественный быт и обряды марийского народа - тут!

Традиции пчеловодства у марийцев - тут!

Родильные приметы и обряды народа мари - тут!

Охота в жизни марийцев - тут!

Моление восточных (эрвел) мари - тут!

Предания и легенды о вятских марийцах - тут!

Космическая мифология и астрономические представления народа мари - тут!

Статья про географию Марий Эл - тут!

Марийский герой и целитель - Акпатыр - тут!

Статья про Сернурский район Марий Эл - тут!

Туня Кумалтыш - всемарийское моление - 2012 года - тут!

Статья про татарских мари - с. Починок Кучук - тут!

Центр марийского мира - Сернурский край - Ореховка - тут!

Моление в Дубовой роще - тут!

Путешествие и сплавы по марийским рекам - тут!

Марийский князь Мамич-Бердей - тут!

Марийские предания и были о древнем змее - тут!

Предания и легенды про Овду - тут!

История и археология ветлужских марийцев - тут!

Похоронные обряды народа мари - тут!

Пульсодиагностика и аккупунктура в марийской медицине - тут!

Легенда про марийского князя Болтуша - тут!

Статья про марийскую волынку - шувыр - тут!

Марийские легенды про Онаров - великанов - тут!

Марийский национальный костюм - тут!

Пантеон марийских богов, духов и героев - тут!

Марийский эпос Юпу - Дерево  богов - тут!

________________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛОВ И ФОТО:
Команда Кочующие.
Эшпай Я. А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Йошкар- Ола, 1940
Шиялтыш // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 824. — 872 с.
И. Н. Смирнов  "Черемисы” (марийцы).
Мошков В.А. Труба в народных верованиях // «Живая старина», вып. 3. М., 1893. С.464.
Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959; 
Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 70.

 

ВложениеРазмер
354226262 (1).jpg78.63 КБ
354226262 (2).jpg118.71 КБ
354226262 (3).jpg92.42 КБ
354226262 (4).jpg389.61 КБ
354226262 (5).jpg80.18 КБ

Комментарии

аватар: ЮрийН

материал изготовления

я еще в детстве застал применение таких труб, где-то в сарае хранили родители давно сделанный инструмент. Но использовали в основном липу, реже ольху, а от березы брали лишь бересту для обертывания трубы, а вот в можжевельнике продолбить отверстие нужной длины вряд ли получится, можжевельник то в наших краях всегда невысокий и не широкий, большой почти не встречается, на нормальный инструмент найти почти невозможно.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru