Царевококшайский Кремль (Йошкар-Ола)

Царевококшайский Кремль

Часто в прессе пробегает информация, что Царевококшайский кремль – самый молодой в России, с этим, конечно, нельзя согласиться. 
Как известно, слово Кремль – произошло от созвучных слов: крепь, крепость, кремлен, или от тюркских – кирмян, от марийского – карман. То есть Кремль – это укрепленный центр города, крепость, для защиты от нападения врагов.
Поскольку Царев город ставили на Кокшаге – в месте пересечения с Галицким трактом, то там явно присутствовало древнее марийское городище. Аналогичные марийские города были на пересечении тракта с Большой Кокшагой (ныне - Санчурск), и на пересечении тракта с Ветлугой (ныне город Ветлуга). Про Санчурск и Ветлугу мы писали в отдельных статьях, а вот на месте древнего марийского городища, который входил в удельное княжество известного Мамич-Бердея мы практически ничего не писали.

Царевококшайский Кремль

А городище там явно было, о чем говорят археологические находки. Да и как не быть укрепленному поселению, если в этом месте пересекались важнейшие транспортные пути – по Малой Кокшаге и по Галицкому тракту. И потом не зря в этом месте во время Черемисских войн уже построили Царев город, чтобы контролировать большую территорию луговых мари.

Таким образом, древний прообраз Йошкар-олинского кремля был ещё во времена Казанского ханства, а, может быть, и до него. Следовательно, марийскому кремлю больше лет, чем современному Казанскому кремлю – а это уже более 500 лет.

                                                   карта Галицкого (Царевококшайского) тракта                                      Царевококшайский Кремль

Неважно, на сколько дней или часов вы приехали в Йошкар-Олу, обязательно посетите Царевококшайский кремль. Это одно из центральных мест города, куда непременно приходят все туристы. Да и сами йошкаролинцы любят здесь бывать.
  Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» создан в 2009 году, на месте средневекового Царевококшайского острога. Позже на этом месте была Базарная площадь, затем площадь Революции. 
В течение нескольких столетий это место было центром административной, торговой, общественной жизни города Царевококшайска. Архитектура Кремля воссоздана по образцу лучших памятников средневекового русского зодчества. «Царевококшайский Кремль» - это замкнутый комплекс из четырех башен, объединенных стенами и проходными галереями, в центре которого установлен единственный в России памятник царю Федору Иоанновичу. Царь Федор Иоаннович в 1584 году издал указ об основании города Царевококшайск.

   В открытой экспозиции Кремля каждый может ознакомиться с выставкой «Сказание о Царев Граде», рассказывающей об истории Царевококшайска XVI - начала XX веков, а также выставка реконструкций артиллерийских орудий XVI-XVIII веков.

   В рамках своей деятельности Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» организует и проводит культурно-массовые мероприятия, музыкально-театрализованные программы, экскурсионно-познавательное обслуживание посетителей и осуществляет экспозиционно-выставочную деятельность.
Царевококшайский Кремль

До середины XVI века эта территория входила в состав Галицкой даруги Казанского ханства и была заселена марийцами. В октябре 1552 года Иван Грозный присоединил земли Казанского ханства к своему царству. Местное население было приведено к присяге на верность новому государю, однако вскоре отказалось подчиняться и платить ясак. Весной 1553 года началось широкое восстание, положившее начало Черемисским войнам. Для участия в войне Иван Грозный использовал войска, которые довольствовались лишь временными военно-ресурсными базами на этой территории. Восстания периодически вспыхивали вновь и для укрепления своей власти царь решил ставить здесь «города-крепости». Именно этому событию и обязан своим рождением город Йошкар-Ола.

«Царёв город на Кокшаге» (отсюда позднее образовалось надолго закрепившееся официальное название города — Царевококшайск) был основан в 1584 году при царе Фёдоре Иоанновиче уже после смерти Ивана Грозного. Первоначально Царевококшайск представлял собой типичное военное укрепление, окружённое с четырёх сторон земляными валами с деревянными стенами. Со временем город перестал выполнять свою военную функцию, превращаясь в ремесленный и торговый центр. Здесь начали селиться ремесленники, торговцы, крестьяне, границы города тоже вышли за прежние пределы, образовав посад и слободу. Основным занятием населения стало земледелие. В окрестностях города выращивался хмель. Процветали пушной, лесной и винокуренный промыслы. Но основную часть населения по-прежнему составляли военные.

                                      Базарная площадь - бывшее место крепости Царева града                                    Царевококшайский Кремль

Царевококшайск в течение длительного времени оставался военно-административным центром в глубине марийского края. В городе размещались уездная администрация и военный гарнизон, состоящий из русских стрельцов и служилых людей, которым не раз приходилось подавлять стихийные волнения местного населения. Например, бунтующие крестьяне Поволжья и Вятской стороны (русские, татары, чуваши, марийцы) зимой 1609 года с боем захватили Царевококшайск. Для усмирения повстанцев из Казани прибыл царский карательный отряд, который жестоко расправился с восставшими.

Царёвококшайцы участвовали в ополчении Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Их посылали для усиления русского влияния на Дон и в калмыцкие степи. Сохранились предания, что царёвококшайцы участвовали и в военных походах Петра I.

С созданием Царёва города на Малой Кокшаге здесь появилось и русское население. Рядом с крепостью был расположен посад, где жили торговцы и ремесленники, в основном прибывшие из центральных районов Русского государства. В середине XVII века деревни, находившиеся в окрестностях Царевококшайска, ныне вошедшие в черту города (Вараксино, Лапшино, Гомзово, Берёзово, Кожино, Марково, Пахомово, Ширяйково, Жуково, Княжна), принадлежали царскому окольничему князю В. Г. Ромодановскому[]. Во второй половине XVII века после его смерти, они перешли в ведение дворцового управления, то есть государственной казны. Из нерусского населения в городе и его окрестностях проживали новокрещённые служилые люди — тарханы, о которых напоминает до сих пор название городского микрорайона «Тарханово».
Возникнув как укреплённый город, Царевококшайск ещё более 300 лет назад стал центром уезда. Городом и уездом в XVII веке управлял воевода, назначаемый Разрядным приказом и подчинявшийся приказу Казанского двора. Он руководил вооружёнными силами, исполнял юридические функции, собирал ясак с марийского населения.

Царевококшайский Кремль

При Петре I Царевококшайск был приписан к Казанской губернии, в которую входило всё Поволжье от Нижнего Новгорода до Астрахани. В 1775 году издаётся указ, согласно которому в Казанскую губернию входило только Среднее Поволжье. Царевококшайск стал уездным центром вновь преобразованной Казанской губернии

Царевококшайский кремль восстановили сравнительно недавно — 4 ноября 2009 г. Открытие комплекса было приурочено ко Дню Республики Марий Эл. Расположен кремль на месте средневекового острога Царевококшайска. Именно так до 1919 г. называлась Йошкар-Ола. Много лет назад здесь была построена крепостная стена, защищавшая город. Сама крепость была деревянная, поэтому до наших дней не сохранилась. До 1919 г. это место носило название Базарная площадь, а затем вплоть до 2008 г. — площадь Революции. Сегодня комплекс Царевококшайского кремля состоит из стены, четырех башен, внутреннего парка и церкви. Интересно, что площадь достопримечательности постоянно увеличивается. В состав кремля планируется включить православный центр, Троицкую церковь и Благовещенский собор.

Постепенно комплекс Царевококшайского кремля приобретает статус исторического центра Йошкар-Олы.
В Царевококшайском кремле есть и свои уникальные достопримечательности. Так, например, здесь расположен памятник царю Федору Иоанновичу. Аналогов в России да и в мире больше нет. Федор Иоаннович в 1584 г. издал указ о создании города Царевококшайска. Йошкаролинцы, разумеется, помнят об этом и чтят основателя своего города. Кстати, именно Федор Иоаннович отправил Ивана Оболенского-Ноготкина в эти края. Он-то и стал первым воеводой Царевококшайска.

Царевококшайский Кремль

На территории кремля расположен уютный сквер с множеством скамеек. Для любопытных туристов предусмотрены информационные стенды, рассказывающие об истории и развитии города. Здесь же можно увидеть уникальные старинные фотографии Йошкар-Олы.
Работает открытая выставка «Сказание о Царев Граде». Экспозиция рассказывает об истории развития города в 16—20 веках. Кроме того, здесь представлена выставка реконструкций артиллерийских орудий 16—18 веков.

Пушки, расположенные вдоль кремлевской стены, были отлиты по старинным рисункам.
Также можно посетить музей археологических находок, находящийся на территории комплекса. Именно здесь хранятся все предметы, найденные во время раскопок на территории города. Власти города планируют открыть в стенах кремля лабораторию по археологической реконструкции материальной культуры народов Поволжья 8—11 веков.
Царевококшайский Кремль

Царевококшайский кремль служит местом проведения многих праздников. Так, например, здесь устраиваются торжества по случаю Дня Победы и Дня города. В День защиты детей в комплексе также проходит много интересных мероприятий. На Масленицу в кремле устраивается ярмарка народного творчества, а на Медовый спас всех гостей угощают медом, сбитнем и блинами.
Время работы: ежедневно с 10 до 20 часов. 
Вход свободный. 
Где находится, как доехать:
GPS координаты: 
Широта: 56°38′13.87″N (56.637185)
Долгота: 47°54′4.91″E (47.901365)
Адрес кремля в Йошкар-Оле: ул. Вознесенская, 49.

  

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Полное наименование организации: Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл  «Информационно-туристский центр «Царевококшайский  Кремль».
Сокращенное наименование организации: ГБУК РМЭ  ИТЦ «Царевококшайский  Кремль».

 

Основными задачами учреждения являются:
социально-культурное обслуживание населения, трансляция историко-культурного наследия региона;
улучшение туристической и инвестиционной привлекательности г.Йошкар-Олы и Республики Марий Эл, создание туристической инфраструктуры, информационное обеспечение во вопросам туристских ресурсов и инфраструктуры  Республики Марий Эл, стимулирование развития сфер туризма;
продвижение и информационное сопровождение туристического продукта Республики Марий Эл на внутреннем и внешнем рынках;
научные исследования археологического, этнографического, исторического и культурного наследия Республики Марий Эл;
сохранение историко-культурной среды исторической части города Йошкар-Олы;
осуществление просветительской и образовательной деятельности среди населения.

 

                                                    День города в Кремле                                                                          
 Царевококшайский Кремль
ИТЦ «Царевококшайский Кремль» осуществляет следующие виды деятельности:
организация проведения образовательных, культурных и музыкально-театрализованных программ;
организация комплексного туристического обслуживания;
предоставление  туристических информационных услуг;
предоставление туристических экскурсионных услуг;
организация обеспечения экскурсионными билетами, проживанием, транспортными средствами; 
осуществление маркетинга и продвижения туристских ресурсов Республики Марий Эл;
осуществление консультирования по вопросам туристских ресурсов Республики Марий Эл;
организация и проведение работы лекториев, клубов, мастерских, художественных студий, курсов повышения квалификации, осуществление других форм просветительской деятельности;
осуществление в установленном законом порядке экспозиционно-выставочной деятельности;
осуществление  в установленном законом порядке рекламно-информационной деятельности;
консультирование и выдача  экспертного заключения по вопросам истории и культуры;
организация повышения квалификации специалистов Учреждения, организация стажировки и совместной работы со специалистами государственных учреждений Республики Марий Эл, Российской Федерации и иностранных государств;
-  сотрудничество с государственными, общественными и частными учреждениями, союзами, ассоциациями и фондами, а также гражданами, интересующимися вопросами туризма, истории и культуры;
организация обмена научной информацией с учреждениями науки, образования, туризма и культуры;
осуществление на возмездной основе информационного, лекционного и консультативного обслуживания посетителей;
предоставление права использования в коммерческих целях собственных средств индивидуализации (эмблемы, товарного знака, иной собственной символики);
изготовление за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, аудио, аудиовизуальной и видео продукции, а также других форм воспроизведения музейных предметов и объектов материального и нематериального культурного наследия региона и их реализация;
оказание услуг и выполнение работ по договорам и контрактам в рамках федеральных и республиканских целевых и ведомственных программ;

                                                         марийская Спасская башня в городе                                                     Царевококшайский Кремль

оказание услуг по организации ярмарок, выставок, конгрессов, конференций, семинаров;
оказание услуг по предоставлению в аренду автотранспорта с экипажем или без него;
подготовка документации для заключения охранных обязательств собственникам (пользователям) памятников;
оказание услуг по паспортизации памятников истории, архитектуры, археологии;
осуществление на возмездной основе технического надзора за ремонтно-восстановительными работами на памятниках и археологического надзора за земляными работами, в том числе осуществление функции заказчика указанных работ;
осуществление услуг по подготовке документов по выявлению, обследованию, научному документированию классификации, инвентаризации памятников;
осуществление в установленном законом порядке деятельности по розничной торговле сувенирами, произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов, материалом и оборудованием для изготовления сувениров и поделок, филателистическими и нумизматическими товарами,  канцтоварами, книгами, газетами и журналами, в том числе, при помощи телевидения, радио, телефона и сети Интернет;
оказание услуг в области разработки программного обеспечения, создания и использования баз данных и информационных ресурсов, в том числе ресурсов сети Интернет, осуществление прочей деятельности, связанной с использованием вычислительной и копировально-множительной  техники и информационных технологий;
создание печатной и электронной продукции презентационного плана о туристской привлекательности Республики Марий Эл и иной печатной продукции в сфере туризма;

Царевококшайский Кремль
осуществление на возмездной основе деятельности по организации массовых мероприятий: постановке театрализованных представлений, концертов, прочих сценических выступлений, показу фильмов, организации выставок-продаж, парков с аттракционами, танцплощадок и иных видов зрелищно-развлекательной деятельности, организации отдыха и развлечений
оказание услуг в области полиграфической деятельности;
оказание услуг по изданию книг, брошюр, буклетов, прочих видов издательской деятельности.
         Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии с настоящим Уставом.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться Учреждением только на основании специальных разрешений (лицензий).

Почтовый адрес: 424031, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,
ул. Советская, 104.

Адрес электронной почты: kremlin.mari@mail.ru
Номера телефонов для справок:
тел. 8(8362) 45-09-01, тел/факс. 42-14-72
 

                Часовня Покрова Божьей Матери в Кремле                                                               Царевококшайский Кремль

ЭКСКУРСИИ И КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА В КРЕМЛЕ
- Развлекательно - игровые программы 
(на территории центра и выездные);
- Театрализованные 
представления;
- Проведение детских 
праздников (на территории центра и выездные); 
- Экскурсии (пешие и автобусные по достопримечательностям и памятным местам города);
- Развлекательные и музейно - образовательные программы;
- Интерактивные лекционные занятия;
- Тематические лекции в рамках школьной программы; 
- Организация различных мастер - классов.
По вопросам и предложениям обращаться по тел. 8 (917) 701 18 92

 


  
_______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Команда Кочующие
Городской портал Йошкар-Олы
http://mariel-tour.ru/carevokokshayskiy-kreml-v-yoshkar-ole
http://mari-el.gov.ru/mincult/pages/kreml.aspx
http://visitola.ru/
Группа  Вконтакте:
http://vk.com/club29017554

 

 

Комментарии

аватар: Кэп

битва на мечах!

В Йошкар-Оле в Царевококшайском кремле в эту субботу, 23 апреля, пройдет VII ежегодный фестиваль «Наследие». В программе заявлены поединки на мечах и копьях, настоящие рыцарские турниры и многое другое.

В фестивале, который пройдет в Йошкар-Оле, принимают участие клубы исторической реконструкции из Марий Эл, Татарстана, Удмуртия и многих других областей России.  В рамках конкурсной программы фестиваля «Наследие» будут проведены: турниры по историческому фехтованию, участники которых продемонстрируют навыки владения средневековым оружием и защитными средствами вооружения, лучный и суличный турниры. 

- Ожидается зрелищный штурм крепости, это - командный поединок, - рассказывает один из организаторов мероприятия, руководитель ролевой команды "Стихия" Илья Максимов. - В рамках фестиваля состоится конкурс средневекового мужского и женского костюма. Для зрителей будут организованы многочисленные развлекательные площадки, ярмарка и мастер-классы средневековых ремесел.

Организаторами фестиваля выступают министерство культуры, печати и по делам национальности РМЭ, Информационно-туристический центр "Царевококшайский Кремль", клуб исторической реконструкции "Волжский путь" и ролевая команда "Стихия".

аватар: Кэп

ярмарка в кремле

Кремлевская ярмарка в Йошкар-Оле проходит по всем канонам ярмарочных гуляний, здесь представлены товары местных производителей и изделия народных промыслов. 

Вчера, 23 августа, в Йошкар-Оле впервые в истории Марий Эл проводился Межрегиональный экономический форум «Время возможностей». Программа его насыщенна. И самой яркой, веселой и, наверное, вкусной его частью стала ярмарка, которая проходит в Царевококшайском Кремле. 

Здесь, за кирпичными стенами, сегодня как будто ощущается запах полей, парного молока, свежеиспеченного хлеба. Каждый район республики представил на ярмарке свою продукцию или изделия народных и художественных промыслов. 

Ведь умельцами и мастерами Марий Эл славится. И продукция предприятий, которые могут составить достойную конкуренцию импорту, известна далеко за пределами региона. 

По одну сторону на прилавках можно найти деревянную и глиняную посуду, каменные украшения, лапти, одежду, сшитую из льняной ткани, сувениры. 

На другой стороне – там, где очереди длиннее – идет дегустация продуктов местных предприятий. Гости ярмарки пробуют местные сыры, колбасы, мясо птицы, приготовленные различными способами. Понравившуюся продукцию можно сразу купить. 

Кстати, из районов в Йошкар-Олу приехали и сами некоторые производители первоначального продукта, который затем перерабатывается: возле палаток, на радость детям и взрослым, пасутся гуси и козы. 
На ярмарке можно попробовать и купить настоящий травяной чай из листьев иван-чая (пряный, вкусный), выбрать мед, отведать пенный хмельной напиток. 

аватар: Кэп

кто основал Йошкар-Олу

Профессор кафедры отечественной истории историко-филологического факультета МарГУ Александр  Бахтин  считает, что город наш был основан в августе 1584 года  в Тутаевой волости князем Дмитрием Елецким. К такому же мнению, кстати, как поясняет ученый, пришел в свое время и Николай Михайлович Карамзин. Концепция строится на сведениях, почерпнутых профессором из источников, касающихся основания Царева города.  В частности, Александр  Бахтин, комментируя наказы, датируемые ноябрем 1584  и февралем 1585 гг., пришел к выводу, что речь  в них идет о походе воевод Д. Елецкого, Р. Пивова, И. Барятинского (главным был  Елецкий) летом 1584 года для подавления восстания луговых марийцев, в ходе которого и был основан Царев город. Наказы (инструкции) составлялись для дипломатических служащих, в них излагалась официальная точка зрения московского правительства на события внутри страны и состояние дел во внешней политике. Позиция Москвы в наказе оформлялась в виде ответов на вопросы, которые могли быть заданы российскому дипломату за границей.

НАКАЗ 22 НОЯБРЯ 1584 ГОДА, ДАННЫЙ ПОСЛАМ, ОТЪЕЗЖАЮЩИМ К ПОЛЬСКОМУ КОРОЛЮ

«А нечто учнут говорити: Государя нашего воеводы ныне для чего были в Казанской земле? И послам говорити, что далние волости луговые, которые поддались Сибири, учали было воровати, и государь наш посылал воевод своих князя Дмитрия Петровича Елецкого с товарищи те волости укрепити и воров сыскав перевешати. И государя нашего воеводы тех волостей изменников всех сыскав казнили, а в большой волости в Тутаеве, от которой воровство ставилось, город поставили…»   

Версия кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника МарНИИЯЛИ им. В. М. Васильева Александра Акшикова  отличается от версии профессора Бахтина. Он обратил внимание на некоторые разночтения фрагментов наказов из посольских книг по «сношению России и Польши», в которых сообщаются сведения о состоянии дел на Казанской земле.  В отрывке декабрьского наказа (1584 г.), данного посланнику Лукьяну Новосильцеву, содержались  сведения, которые, по его мнению, профессор обошел вниманием. Александр Акшиков считает, что в наказах говориться не об одной, а о двух разных военных операциях против восставших луговых марийцев на разных территориях. Так, в декабрьских и ноябрьских наказах речь идет об операции полковых воевод (среди них князь Елецкий), а в февральских имеется в виду поход городовых воевод из «Казани и пригородов казанских с прибыльными людьми». (Разница между полковыми и городовыми воеводами была значительной, например, как разница между генералом и губернатором. Прибыльными людьми называлась присланная царем для усиления войска дополнительная рать.) В этих наказах содержатся противоречивые сведения и о количестве городов, основанных в ходе этих походов, но из них, по мнению Акшикова, ясно, что Царев город и Царевосанчурск были основаны не полковыми (Елецким и другими), а городовыми (из Казани и пригородов)  воеводами. 

И велел государь поставити два города

Куда же тогда ходил князь Елецкий с полками усмирять восставших луговых марийцев? В ноябрьском и декабрьском наказах есть выражение «далние волости… поддались к Сибири». Александр Акшиков считает, что слово «поддаться» употреблено  в значении «принять подданство», т. е. марийцы, проживающие  в дальних волостях, решили принять подданство Сибирского ханства. В февральских наказах упоминания об этом обстоятельстве нет, т. е. марийцы, с которыми воевали воеводы из Казани, не высказывали  желания принять подданство ханства. Как поясняет ученый, луговыми называли всех марийцев, проживающих на левом берегу Волги:  и тех, кто жил в междуречье Малой и Большой Кокшаг, и тех, кто проживал в Закамье. Если предположить, что поход Елецкого был победно завершен в междуречье Кокшаг  в августе - сентябре,  то зачем  в сентябре опять направлять туда городовых воевод из Казани, да еще с прибыльными людьми для подавления восстания, если там эту проблему успешно решали полки Елецкого?  И еще один вопрос задает Александр Акшиков: зачем городовым из Казани ставить Царев город, если Елецкий со товарищи уже поставили безымянный город в этих местах? Вывод его таков: полки  Елецкого воевали с марийцами, которые, скорее всего, проживали на востоке Казанского уезда, в районе устья реки Белой, это по местоположению ближе к Сибири. В то время Москва вела с Сибирским ханством войну, и повстанцам логично было заручиться поддержкой врага Московского царства. Марийцы Ветлужско-Вятского междуречья едва ли могли решиться на такой шаг. Он был бы бессмысленным, учитывая то, что территориально они находились в глубине Казанского уезда и были отрезаны от выхода в Сибирь цепью городов. Война с сибирским ханом осложнила обстановку на восточной окраине московских владений, и потому восстание закамских марийцев, принявших решение перейти в подданство ханства, не могло не обеспокоить московское правительство. Обстановка на месте была признана настолько сложной, что воеводы  (среди них и Елецкий) «в большой волости в Тутаеве, от которой все воровство ставилось» основали два безымянных города, представлявшие из себя, судя по всему, небольшие остроги. Где именно могли находиться  города, поясняет историк, не ясно, так как неизвестно, где находилась Большая Тутаева волость. Восстание  луговых марийцев, живших в междуречье Кокшаги, по его предположению,  усмиряли войска городовых воевод из Казани и пригородов, и они же, руководствуясь указом царя, в сентябре 1584 года основали сначала Царев город, а затем  Царевосанчурск: «и в Луговой стороне велел государь поставити за то два города Царева».

НАКАЗ КОНЦА ФЕВРАЛЯ 1585 ГОДА, ДАННЫЙ ГОНЦУ, ОТПРАВЛЕННОМУ В РЕЧЬ ПОСПОЛИТУЮ

«А нечто спросят: Для чего государь сего лета в Казань рать свою посылал? И Ивану говорити: Поворовали было луговые люди далние, дани сполна давать не почали и к воеводам в Казань и в пригороды в казанские ходить не почали. И государевы воеводы ис Казани и ис пригородов казанских с прибыльными людьми войною на них ходили и их воевали. И они, узнав свои вины, государю добили челом, и дань дают по-прежнему. И в Луговой стороне велел государь поставити за то два города Царева».

Два князя,  два воеводы

В Царев город с нарядом и запасами на три полка были направлены  два городовых воеводы - князья Иван Ноготков и Михаил Нагой. «А как воеводы запасы и наряд привезут и бытии в Цареве городе воеводами князю Ивану Ондреевичу Ноготкову да Михаилу Александровичу Нагово». Если они оба приехали в новую крепость, то, по мнению Александра Акшикова, их и следует считать первыми воеводами города. Даже если допустить, что статус Ноготкова был выше статуса Нагого, то это не означает, что городовой воевода был один. Если же живым до места добрался только  Нагой, то первым городовым воеводой можно считать его (согласно тексту источника, городовыми воеводами они должны были стать лишь с момента прибытия в крепость). Профессор Бахтин рассчитал, что скончался  Ноготков в промежутке после 6 декабря 1584 и до начала апреля 1585 года «на государевой службе». Александр Акшиков уточняет, что не ясно, на какой именно «государевой» службе он скончался  - то ли как воевода большого полка (в походе до новой крепости он занимал эту должность), если он не доехал до города, то ли как городовой воевода, если он все-таки прибыл в Царев город. По словам историка,  нет ни одного документа, в котором бы Ноготков фигурировал как действующий воевода Царева города.

аватар: Кэп

выставка творчества финно-угорских мастеров

Песни, танцы, веселые игры встречали сегодня тех, кто заглянул в Царевококшайский Кремль. На его территории раскинулась выставка творчества финно-угорских мастеров. Представители Удмуртии, Коми, Мордовии, Пермского края, Марий Эл рассказывали о народных ремеслах, которыми славится их регион, а также радовали зрителей концертной программой. 

Участники и гости праздника могли познакомиться с народными играми. Дети и взрослые с удовольствием сыграли в «Лапоток». 

Сплотиться в едином порыве помогла и финская игра «Бинго». Дружеские объятия, теплые улыбки, веселые слова о «лохматом песике» - все это придавало празднику необыкновенную домашнюю атмосферу. 

Сегодня в Царевококшайском Кремле йошкаролинцы и гости столицы могли не только познакомиться с творчеством финно-угорских народов, но и поучаствовать в различных мастер-классах. 

Представители Пермского края учили гостей праздника выпиливать из фанеры узорные салфетницы. 

Удмуртские мастерицы показали всем желающим, как делается традиционная вышивка и украшения из бисера. 

Изделия народного творчества привезли и участники из Республики Коми. 

Представители Горномарийского района Марий Эл привезли на выставку-ярмарку не только сами изделия, но и станки, на которых желающие могли попробовать себя в плетении самотканого половичка или марийского пояса. 

На 2,5 метровый традиционный марийский пояс, который делается из ниток, уходит не меньше недели. Труд этот кропотливый, требующий внимания и настроения. 

  - Без душевного порыва не получится и самотканая дорожка, - смеется мастерица, - Коврик занимает почти 2 недели времени. Приходится отвлекаться, чтобы не впасть в рутину и не лишиться вдохновения.

  С интересом участвовали йошкаролинцы и в мастер-классах по лепке из глины, и в изготовлении традиционных марийских куколок. 

Впрочем, лучи дружбы в этот день простирались далеко за границы финно-угорского мира. На бульваре Чавайна все желающие могли познакомиться с культурой далеких стран: научиться готовить афганский плов, узнать, как пишется их имя на арабском, или сделать на руке индийский рисунок мехенди.

День города объединил представителей разных народов, и еще раз продемонстрировал тот факт, что Йошкар-Ола - город, где культуре и искусству придается огромное значение. 

Отметила этот факт и Елена Бурнашева, директор «Республиканского музея изобразительных искусств»: 

  - Мы живем в особом городе с особой атмосферой. И очень приятно, что особую атмосферу Йошкар-Олы определяет именно культура. Ведь столица Марий Эл – это город музеев, театров, библиотек. Поздравляю с Днем города. Желаю нам всем напитаться этой замечательной атмосферой.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.

Фотографии на сайте размещены в качестве научного, информационного, учебного и культурного материала без цели извлечения прибыли.

Контактная информация:

Капитан команды Кочующих (он же главный по сайту):
Хафизов Ахат - Hafizow@yandex.ru

Продвижение сайта в интернете:

Лоцман команды Кочующих
Бортяков Андрей - abortyakov@yandex.ru